Малайзия какая правовая семья

Обновлено: 04.07.2024

Правовая система – это взятые в единстве и взаимодействии правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства.

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (заимствования) римского права и получила распространение в континентальной Европе (к данной правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии, России и др. стран).

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

1) основной источник права – нормативный акт; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

2) существует единая иерархически построенная система источников писаного права;

3) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

4) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;

5) наличие конституции, обладающей высшей юридической силой, а также система кодифицированных актов (кодексов);

6) системы права делится на публичное и частное, а также на отрасли;

7) юридическая доктрина играет основную роль в правотворчестве, а при правоприменении используется только при толковании правовых норм.

К англосаксонской правовой семье (семье общего или прецедентного права) относятся правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Данная правовая семья существенно отличается от романо-германской и характеризуется следующими признаками:

1) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела), при этом прецеденты обязательны для других судей при рассмотрении аналогичных дел;

2) соответственно ведущая роль в правотворчестве отводится суду;

3) нормы права не отделены от судебного решения и поэтому носят казуистический характер;

4) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

5) нет кодифицированных отраслей права;

6) отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

7) широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

К семье религиозного права относятся мусульманская правовая система (Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Саудовская Аравия и др.), а также индусская (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Бангладеш, Непал, Танзания, Уганда, Кения некоторых др.).

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

1) главный творец права – Бог, а не общество, не государство, поэтому в них нужно верить и соответственно строго соблюдать, юридические предписания даны раз и навсегда, изменять их нельзя, но они нуждаются в разъяснении и толковании;

2) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

3) юридические положения переплетены с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями и образуют в своей совокупности единые правила поведения;

4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

5) отсутствует деление права на частное и публичное;

6) нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение, не могут противоречить религиозным источникам;

7) судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока (в частности, государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Камерун и др.).

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2) обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

3) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

4) нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

5) судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

6) архаичность многих ее обычаев и традиций.

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, характеризующихся общностью признаков, отличительных особенностей, которые проявляются в процессе их формирования, воздействия на общественные отношения.

Романо-германская По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Романо-германская правовая система подробнее , или континентальная правовая система отличается нормативной структурированностью и упорядоченностью источников, стойкими демократическими правовыми принципами, а также обеспечением юридической техники. Континентальная правовая система характерна для Римской империи По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственный строй Римской Империи подробнее , некоторых государств Европы (Германия, Франция, Италия По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственный строй Италии подробнее , Португалия, Испания, Швейцария, Австрия и др.).

Особенности романо-германской По данной теме мы уже выполнили реферат Распространение романо-германской правовой семьи. подробнее правовой семьи:

  • содержит атрибуты римского частного права (социальные институты, лексика, приемы, концепции, структура материального права и др.);
  • логичность и доктринальный характер;
  • кодифицированность основных сфер процессуального и материального права;
  • подразделяет материальное право на публичное и частное, признает принцип дуализма частного права;
  • использует принцип первичности частного права относительно публичного, материального права – относительно процессуального;
  • основной источник права - нормотворчество государства, судебный прецедент - вспомогательный источник;
  • действует принцип этатизма, подразумевающий признание и усиление основной роли государства в обществе;
  • соблюдается принцип верховенства закона;
  • присутствуют суды высшего звена;
  • действует система административного контроля минюста над судами (контроль за кадровой политикой, аттестация судей, реализация программ по повышению квалификации судей и др.).

Готовые работы на аналогичную тему

В структуру юридической профессии входят следующие специальности: судья, юрисконсульт, адвокат, прокурор, следователь, юридический советник, преподаватель и ученый.

Англосаксонская правовая семья

Англосаксонская По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Англосаксонская правовая система подробнее правовая семья, или семья общего права – это правовая семья, которая объединяет группы прецедентного права. Судебный прецедент – это судебное решение в отношении конкретного юридического дела, которое обладает общеобязательным юридическим значением. Англосаксонская правовая система включает группу английского (Англия, Канада, Северная Ирландия, Новая Зеландия, Австралия, и др.) и американского права ( Соединенные Штаты По данной теме мы уже выполнили реферат Гражданское право Америки подробнее ).

Английское право включает "право судебной практики". При таком праве в решениях судов применяются и создаются нормы права. Последовательность применения норм права помогает сохранить устойчивость судебной практики и всей правовой системы. Правила прецедента обуславливают для судов обязанность придерживаться принятых судебных решений. В английском праве приоритет отводится процедурному праву, отсутствует деление на частное и публичное право. От континентального права английское право отличается процедурными правилами, доказательствами, формами исков, кратностью мотивации.

Особенности английского права:

  • отсутствует резко выраженное деление права на отрасли;
  • суды обладают общей юрисдикцией, могут разбирать различные категории дел - гражданские, частноправовые и публичные, уголовные, торговые и т.д.;
  • непрерывное и преимущественно устное судопроизводство, строгий порядок вынесения решений.

При отправлении правосудия придерживаются основного принципа - сходные дела решают сходным образом. Доктрину прецедента отличает принудительный характер. Прецедентное право включает принципы и нормы, применяемые судьями при вынесении ими решений.

Судебные решения обладают традиционной структурой, включающей: мнение судьи, касающиеся спорных фактов; анализ доказательств; правовые выводы; мотивы, которыми суд руководствуется при вынесении решения. Прецедентом здесь выступает правоположение, на котором основывается судебное решение - только оно обладает обязательным характером.

Конституцию в Англии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Англия подробнее заменяют акты парламента. Парламент делегирует подзаконное нормотворчество исполнительному органу власти. В настоящее время общее право включает: гражданское и уголовное право; процессуальное и материальное право; частное и публичное право; муниципальное и публичное международное право.

Американское право от английского отличается более свободным действием правила прецедента. Среди правомочий американских судов особую роль играет контроль за конституционностью законов. От прецедента конституционного толкования могут отказаться Верховный Суд США и Верховный Суд штата По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее . Право конституционного контроля подчеркивает значение судебной власти в американской системе правления. В США значение обычного права особенно значительно в сфере функционирования органов государственной власти.

Религиозно-традиционные правовые семьи

К религиозно-традиционным правовым семьям относятся религиозные (мусульманское право, еврейское право, индусское право) и традиционные (страны Дальнего Востока, Мадагаскара, Африки) правовые группы.

Роль еврейского права в системе израильского законодательства в современном мире определяется в процессе законотворческой деятельности Кнессета. Закон базируется на положениях еврейского права, юрисдикционных норм, международном праве. При юридических коллизиях предпочтение чаще всего отдается положениям еврейского права.

Каноническое, или церковное право сложилось, как специфическая самостоятельная разновидность, подвид конфессионального права. Обладает высокой степенью разработанности всей системы норм права. Функционирование норм права непосредственно связано с органами церковной юрисдикции, включая церковный суд.

Мусульманское право обладает выраженным религиозным содержанием, основанном на исламе ( мусульманской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу мусульманское право подробнее религии). Право оказывает большое влияние на источники и природу правовой семьи, на способы и методы регулирования общественной жизни. Мусульманское право представляет собой совокупность норм, вытекающих из религиозно-этническим ценностей и постулатов. Мусульманское правовая система применима в Ираке, Иране, Египте, Саудовской Аравии По данной теме мы уже выполнили реферат Уголовное право Саудовской Аравии подробнее , Ливане, Сирии, Турции, Судане, Пакистане и др.

В содержание индусского права входят верования, обряды, мораль, идеологические ценности и философия индуизма (Сингапур, Индия, Малайзия и Бирма др.). Особую роль это право играет в наследственных отношениях, в сферах семьи, кастовом статусе человека и др. Индуизм обязывает принимать на веру определенные религиозные догмы, придерживаться определенного миропонимания.

Каждое государство имеет собственную исторически обоснованную правовую структуру. При этом многие такие системы разных стран по каким-то признакам бывают очень схожи друг с другом. Ещё в эпоху Нового времени философы начали исследовать этот интересный момент, благодаря чему сегодня мы имеем конкретные понятия, обосновывающие это явление, и их классификацию. Понятие правовой семьи Сходства элементов правовой структуры разных стран позволяют объединить их в несколько групп. Обычно такими частями служат система права, культура и способы право реализации. По тому, какое внимание уделяется этим моментам в государственной политике и жизни общества, определяют, к какой правовой семье оно относится. Отсюда можно прийти к выводу, что рассматриваемое понятие – это совокупность систем, имеющих схожий менталитет и позиции по отношению к праву. Основателем такой теории стал немецкий учёный Г. Лейбниц. В 1667 году он начал исследование этого вопроса, а уже сегодня мир имеет несколько различных концепций и перечень критериев, участвующих в распределении по конкретным семьям: источники права; особенности системы; роль суда и отношение к нему; методологическая основа; происхождение и развитие права в этом государстве; исторические особенности. В общем, каждая классификация основана на расовых, географических, исторических, религиозных и прочих основаниях, то есть имеет полное обоснование. Классификация правовых семей по различным основаниям С момента зарождения общего понятия и теории о существовании различных правовых семей подобными исследованиями занимались многие учёные. Самые известные типологии на сегодняшний день носят имена Р. Давида, К. Цвайгерта и X. Кетца, Х. Бехруза и К. Осакве. Каждая из них уникальна, однако, принято придерживаться общего среднего варианта, в котором выделяются пять основных видов. 1. Романо-германская. Эта семья объединяет системы права всех стран континентальной Европы. Сложившаяся здесь совокупность норм и законов основана на принципах юридической науки древнего Рима и определена усилиями известных европейских университетов. В основе законодательства лежит конституция, а само право подразделяется на публичное и частное. В свою очередь, к публичному относятся такие отрасли, как административное, публичное, конституционное и международное, а к частному – семейное, гражданское и трудовое. Главенствующей формой считается нормативный акт, а дополнительной – прецедент. Традиции и обычаи же занимают второстепенное значение и практически не принимаются во внимание при решении важных вопросов. Правовое регулирование осуществляется преимущественно государством. 2. англосаксонская (общего права, прецедентная). Соответствует структуре США, Канады, Новой Зеландии и Великобритании. В отличие от романо-германской семьи здесь не предусмотрено деление права на публичное и частное, также не выделяются отдельные отрасли. Хотя каждая страна имеет собственную писаную конституцию, в качестве главной формы принят судебный прецедент, а нормативные акты играют второстепенную роль. Принятие основных решений – это скорее обязанность суда, чем государства. 3. Дальневосточная. Характеризуется правовой ситуацией в Китае, Японии и других стран этого региона, хотя в настоящий момент считается уже практически недействительной, так как многие из перечисленных государств всё больше склоняются к европейским нормам. В основе правовой системы лежат философские идеологии (конфуцианство, даосизм, легизм), где основным приоритетом всегда выступает семья. Вся деятельность направлена на нормализацию взаимоотношений и гармонию человека с обществом и природой. В качестве источника права выступают больше нормы морали и общие ценности. К суду принято обращаться лишь в крайнем случае, когда все прочие попытки урегулировать конфликт оказались неэффективными. 4. Традиционная. Самая старая из всех структур. К этой семье относят некоторые государства Африки, Австралии, Океании и Азии, которые в большинстве своём являются скорее племенами и общинами. Нормативные акты, прецедент и подобные источники права либо полностью отсутствуют, либо играют незначительную роль. Общество живёт, подчиняясь исторически сформированным обычаям и традициям. Причём их влияние чрезвычайно высоко и основано на исключительном уважении и подчинении всех членов группы. Хранителем права считается вождь племени, он же выступает в качестве суда и вершителя сверхъестественной воли. 5. Религиозная. Объединяет иудейские и исламские страны. Здесь все юридические и моральные нормы носят религиозный характер. Деление на частное и публичное право отсутствует, но при этом в современной трактовке принято выделять некоторые отрасли: семейную, судебную и уголовную. Законы считаются определёнными свыше и потому не подлежат даже малейшим изменениям. Основным источником выступает святое писание, определяющее все возможные права и предписывающее ему определённые обязанности.

Каждое государство имеет собственную исторически обоснованную правовую структуру. При этом многие такие системы разных стран по каким-то признакам бывают очень схожи друг с другом. Ещё в эпоху Нового времени философы начали исследовать этот интересный момент, благодаря чему сегодня мы имеем конкретные понятия, обосновывающие это явление, и их классификацию.

Понятие правовой семьи

Сходства элементов правовой структуры разных стран позволяют объединить их в несколько групп. Обычно такими частями служат система права, культура и способы право реализации. По тому, какое внимание уделяется этим моментам в государственной политике и жизни общества, определяют, к какой правовой семье оно относится.

Каждое государство имеет собственную исторически обоснованную правовую структуру. При этом многие такие системы разных стран по каким-то признакам бывают очень схожи друг с другом. Ещё в эпоху Нового времени философы начали исследовать этот интересный момент, благодаря чему сегодня мы имеем конкретные понятия, обосновывающие это явление, и их классификацию. Понятие правовой семьи Сходства элементов правовой структуры разных стран позволяют объединить их в несколько групп. Обычно такими частями служат система права, культура и способы право реализации. По тому, какое внимание уделяется этим моментам в государственной политике и жизни общества, определяют, к какой правовой семье оно относится. Отсюда можно прийти к выводу, что рассматриваемое понятие – это совокупность систем, имеющих схожий менталитет и позиции по отношению к праву. Основателем такой теории стал немецкий учёный Г. Лейбниц. В 1667 году он начал исследование этого вопроса, а уже сегодня мир имеет несколько различных концепций и перечень критериев, участвующих в распределении по конкретным семьям: источники права; особенности системы; роль суда и отношение к нему; методологическая основа; происхождение и развитие права в этом государстве; исторические особенности. В общем, каждая классификация основана на расовых, географических, исторических, религиозных и прочих основаниях, то есть имеет полное обоснование. Классификация правовых семей по различным основаниям С момента зарождения общего понятия и теории о существовании различных правовых семей подобными исследованиями занимались многие учёные. Самые известные типологии на сегодняшний день носят имена Р. Давида, К. Цвайгерта и X. Кетца, Х. Бехруза и К. Осакве. Каждая из них уникальна, однако, принято придерживаться общего среднего варианта, в котором выделяются пять основных видов. 1. Романо-германская. Эта семья объединяет системы права всех стран континентальной Европы. Сложившаяся здесь совокупность норм и законов основана на принципах юридической науки древнего Рима и определена усилиями известных европейских университетов. В основе законодательства лежит конституция, а само право подразделяется на публичное и частное. В свою очередь, к публичному относятся такие отрасли, как административное, публичное, конституционное и международное, а к частному – семейное, гражданское и трудовое. Главенствующей формой считается нормативный акт, а дополнительной – прецедент. Традиции и обычаи же занимают второстепенное значение и практически не принимаются во внимание при решении важных вопросов. Правовое регулирование осуществляется преимущественно государством. 2. англосаксонская (общего права, прецедентная). Соответствует структуре США, Канады, Новой Зеландии и Великобритании. В отличие от романо-германской семьи здесь не предусмотрено деление права на публичное и частное, также не выделяются отдельные отрасли. Хотя каждая страна имеет собственную писаную конституцию, в качестве главной формы принят судебный прецедент, а нормативные акты играют второстепенную роль. Принятие основных решений – это скорее обязанность суда, чем государства. 3. Дальневосточная. Характеризуется правовой ситуацией в Китае, Японии и других стран этого региона, хотя в настоящий момент считается уже практически недействительной, так как многие из перечисленных государств всё больше склоняются к европейским нормам. В основе правовой системы лежат философские идеологии (конфуцианство, даосизм, легизм), где основным приоритетом всегда выступает семья. Вся деятельность направлена на нормализацию взаимоотношений и гармонию человека с обществом и природой. В качестве источника права выступают больше нормы морали и общие ценности. К суду принято обращаться лишь в крайнем случае, когда все прочие попытки урегулировать конфликт оказались неэффективными. 4. Традиционная. Самая старая из всех структур. К этой семье относят некоторые государства Африки, Австралии, Океании и Азии, которые в большинстве своём являются скорее племенами и общинами. Нормативные акты, прецедент и подобные источники права либо полностью отсутствуют, либо играют незначительную роль. Общество живёт, подчиняясь исторически сформированным обычаям и традициям. Причём их влияние чрезвычайно высоко и основано на исключительном уважении и подчинении всех членов группы. Хранителем права считается вождь племени, он же выступает в качестве суда и вершителя сверхъестественной воли. 5. Религиозная. Объединяет иудейские и исламские страны. Здесь все юридические и моральные нормы носят религиозный характер. Деление на частное и публичное право отсутствует, но при этом в современной трактовке принято выделять некоторые отрасли: семейную, судебную и уголовную. Законы считаются определёнными свыше и потому не подлежат даже малейшим изменениям. Основным источником выступает святое писание, определяющее все возможные права и предписывающее ему определённые обязанности.

Отсюда можно прийти к выводу, что рассматриваемое понятие – это совокупность систем, имеющих схожий менталитет и позиции по отношению к праву. Основателем такой теории стал немецкий учёный Г. Лейбниц. В 1667 году он начал исследование этого вопроса, а уже сегодня мир имеет несколько различных концепций и перечень критериев, участвующих в распределении по конкретным семьям:

  • источники права;
  • особенности системы;
  • роль суда и отношение к нему;
  • методологическая основа;
  • происхождение и развитие права в этом государстве;
  • исторические особенности.

В общем, каждая классификация основана на расовых, географических, исторических, религиозных и прочих основаниях, то есть имеет полное обоснование.

Классификация правовых семей по различным основаниям

С момента зарождения общего понятия и теории о существовании различных правовых семей подобными исследованиями занимались многие учёные. Самые известные типологии на сегодняшний день носят имена Р. Давида, К. Цвайгерта и X. Кетца, Х. Бехруза и К. Осакве. Каждая из них уникальна, однако, принято придерживаться общего среднего варианта, в котором выделяются пять основных видов.

1. Романо-германская. Эта семья объединяет системы права всех стран континентальной Европы. Сложившаяся здесь совокупность норм и законов основана на принципах юридической науки древнего Рима и определена усилиями известных европейских университетов.

В основе законодательства лежит конституция, а само право подразделяется на публичное и частное. В свою очередь, к публичному относятся такие отрасли, как административное, публичное, конституционное и международное, а к частному – семейное, гражданское и трудовое. Главенствующей формой считается нормативный акт, а дополнительной – прецедент. Традиции и обычаи же занимают второстепенное значение и практически не принимаются во внимание при решении важных вопросов. Правовое регулирование осуществляется преимущественно государством.

2. англосаксонская (общего права, прецедентная). Соответствует структуре США, Канады, Новой Зеландии и Великобритании. В отличие от романо-германской семьи здесь не предусмотрено деление права на публичное и частное, также не выделяются отдельные отрасли. Хотя каждая страна имеет собственную писаную конституцию, в качестве главной формы принят судебный прецедент, а нормативные акты играют второстепенную роль. Принятие основных решений – это скорее обязанность суда, чем государства.

3. Дальневосточная. Характеризуется правовой ситуацией в Китае, Японии и других стран этого региона, хотя в настоящий момент считается уже практически недействительной, так как многие из перечисленных государств всё больше склоняются к европейским нормам.

В основе правовой системы лежат философские идеологии (конфуцианство, даосизм, легизм), где основным приоритетом всегда выступает семья. Вся деятельность направлена на нормализацию взаимоотношений и гармонию человека с обществом и природой. В качестве источника права выступают больше нормы морали и общие ценности. К суду принято обращаться лишь в крайнем случае, когда все прочие попытки урегулировать конфликт оказались неэффективными.

Классификация правовых семей

4. Традиционная. Самая старая из всех структур. К этой семье относят некоторые государства Африки, Австралии, Океании и Азии, которые в большинстве своём являются скорее племенами и общинами.

Нормативные акты, прецедент и подобные источники права либо полностью отсутствуют, либо играют незначительную роль. Общество живёт, подчиняясь исторически сформированным обычаям и традициям. Причём их влияние чрезвычайно высоко и основано на исключительном уважении и подчинении всех членов группы. Хранителем права считается вождь племени, он же выступает в качестве суда и вершителя сверхъестественной воли.

5. Религиозная. Объединяет иудейские и исламские страны. Здесь все юридические и моральные нормы носят религиозный характер. Деление на частное и публичное право отсутствует, но при этом в современной трактовке принято выделять некоторые отрасли: семейную, судебную и уголовную. Законы считаются определёнными свыше и потому не подлежат даже малейшим изменениям. Основным источником выступает святое писание, определяющее все возможные права и предписывающее ему определённые обязанности.

Каждое государство имеет собственную исторически обоснованную правовую структуру. При этом многие такие системы разных стран по каким-то признакам бывают очень схожи друг с другом. Ещё в эпоху Нового времени философы начали исследовать этот интересный момент, благодаря чему сегодня мы имеем конкретные понятия, обосновывающие это явление, и их классификацию. Понятие правовой семьи Сходства элементов правовой структуры разных стран позволяют объединить их в несколько групп. Обычно такими частями служат система права, культура и способы право реализации. По тому, какое внимание уделяется этим моментам в государственной политике и жизни общества, определяют, к какой правовой семье оно относится. Отсюда можно прийти к выводу, что рассматриваемое понятие – это совокупность систем, имеющих схожий менталитет и позиции по отношению к праву. Основателем такой теории стал немецкий учёный Г. Лейбниц. В 1667 году он начал исследование этого вопроса, а уже сегодня мир имеет несколько различных концепций и перечень критериев, участвующих в распределении по конкретным семьям: источники права; особенности системы; роль суда и отношение к нему; методологическая основа; происхождение и развитие права в этом государстве; исторические особенности. В общем, каждая классификация основана на расовых, географических, исторических, религиозных и прочих основаниях, то есть имеет полное обоснование. Классификация правовых семей по различным основаниям С момента зарождения общего понятия и теории о существовании различных правовых семей подобными исследованиями занимались многие учёные. Самые известные типологии на сегодняшний день носят имена Р. Давида, К. Цвайгерта и X. Кетца, Х. Бехруза и К. Осакве. Каждая из них уникальна, однако, принято придерживаться общего среднего варианта, в котором выделяются пять основных видов. 1. Романо-германская. Эта семья объединяет системы права всех стран континентальной Европы. Сложившаяся здесь совокупность норм и законов основана на принципах юридической науки древнего Рима и определена усилиями известных европейских университетов. В основе законодательства лежит конституция, а само право подразделяется на публичное и частное. В свою очередь, к публичному относятся такие отрасли, как административное, публичное, конституционное и международное, а к частному – семейное, гражданское и трудовое. Главенствующей формой считается нормативный акт, а дополнительной – прецедент. Традиции и обычаи же занимают второстепенное значение и практически не принимаются во внимание при решении важных вопросов. Правовое регулирование осуществляется преимущественно государством. 2. англосаксонская (общего права, прецедентная). Соответствует структуре США, Канады, Новой Зеландии и Великобритании. В отличие от романо-германской семьи здесь не предусмотрено деление права на публичное и частное, также не выделяются отдельные отрасли. Хотя каждая страна имеет собственную писаную конституцию, в качестве главной формы принят судебный прецедент, а нормативные акты играют второстепенную роль. Принятие основных решений – это скорее обязанность суда, чем государства. 3. Дальневосточная. Характеризуется правовой ситуацией в Китае, Японии и других стран этого региона, хотя в настоящий момент считается уже практически недействительной, так как многие из перечисленных государств всё больше склоняются к европейским нормам. В основе правовой системы лежат философские идеологии (конфуцианство, даосизм, легизм), где основным приоритетом всегда выступает семья. Вся деятельность направлена на нормализацию взаимоотношений и гармонию человека с обществом и природой. В качестве источника права выступают больше нормы морали и общие ценности. К суду принято обращаться лишь в крайнем случае, когда все прочие попытки урегулировать конфликт оказались неэффективными. 4. Традиционная. Самая старая из всех структур. К этой семье относят некоторые государства Африки, Австралии, Океании и Азии, которые в большинстве своём являются скорее племенами и общинами. Нормативные акты, прецедент и подобные источники права либо полностью отсутствуют, либо играют незначительную роль. Общество живёт, подчиняясь исторически сформированным обычаям и традициям. Причём их влияние чрезвычайно высоко и основано на исключительном уважении и подчинении всех членов группы. Хранителем права считается вождь племени, он же выступает в качестве суда и вершителя сверхъестественной воли. 5. Религиозная. Объединяет иудейские и исламские страны. Здесь все юридические и моральные нормы носят религиозный характер. Деление на частное и публичное право отсутствует, но при этом в современной трактовке принято выделять некоторые отрасли: семейную, судебную и уголовную. Законы считаются определёнными свыше и потому не подлежат даже малейшим изменениям. Основным источником выступает святое писание, определяющее все возможные права и предписывающее ему определённые обязанности.

Каждое государство имеет собственную исторически обоснованную правовую структуру. При этом многие такие системы разных стран по каким-то признакам бывают очень схожи друг с другом. Ещё в эпоху Нового времени философы начали исследовать этот интересный момент, благодаря чему сегодня мы имеем конкретные понятия, обосновывающие это явление, и их классификацию.

Понятие правовой семьи

Сходства элементов правовой структуры разных стран позволяют объединить их в несколько групп. Обычно такими частями служат система права, культура и способы право реализации. По тому, какое внимание уделяется этим моментам в государственной политике и жизни общества, определяют, к какой правовой семье оно относится.

Каждое государство имеет собственную исторически обоснованную правовую структуру. При этом многие такие системы разных стран по каким-то признакам бывают очень схожи друг с другом. Ещё в эпоху Нового времени философы начали исследовать этот интересный момент, благодаря чему сегодня мы имеем конкретные понятия, обосновывающие это явление, и их классификацию. Понятие правовой семьи Сходства элементов правовой структуры разных стран позволяют объединить их в несколько групп. Обычно такими частями служат система права, культура и способы право реализации. По тому, какое внимание уделяется этим моментам в государственной политике и жизни общества, определяют, к какой правовой семье оно относится. Отсюда можно прийти к выводу, что рассматриваемое понятие – это совокупность систем, имеющих схожий менталитет и позиции по отношению к праву. Основателем такой теории стал немецкий учёный Г. Лейбниц. В 1667 году он начал исследование этого вопроса, а уже сегодня мир имеет несколько различных концепций и перечень критериев, участвующих в распределении по конкретным семьям: источники права; особенности системы; роль суда и отношение к нему; методологическая основа; происхождение и развитие права в этом государстве; исторические особенности. В общем, каждая классификация основана на расовых, географических, исторических, религиозных и прочих основаниях, то есть имеет полное обоснование. Классификация правовых семей по различным основаниям С момента зарождения общего понятия и теории о существовании различных правовых семей подобными исследованиями занимались многие учёные. Самые известные типологии на сегодняшний день носят имена Р. Давида, К. Цвайгерта и X. Кетца, Х. Бехруза и К. Осакве. Каждая из них уникальна, однако, принято придерживаться общего среднего варианта, в котором выделяются пять основных видов. 1. Романо-германская. Эта семья объединяет системы права всех стран континентальной Европы. Сложившаяся здесь совокупность норм и законов основана на принципах юридической науки древнего Рима и определена усилиями известных европейских университетов. В основе законодательства лежит конституция, а само право подразделяется на публичное и частное. В свою очередь, к публичному относятся такие отрасли, как административное, публичное, конституционное и международное, а к частному – семейное, гражданское и трудовое. Главенствующей формой считается нормативный акт, а дополнительной – прецедент. Традиции и обычаи же занимают второстепенное значение и практически не принимаются во внимание при решении важных вопросов. Правовое регулирование осуществляется преимущественно государством. 2. англосаксонская (общего права, прецедентная). Соответствует структуре США, Канады, Новой Зеландии и Великобритании. В отличие от романо-германской семьи здесь не предусмотрено деление права на публичное и частное, также не выделяются отдельные отрасли. Хотя каждая страна имеет собственную писаную конституцию, в качестве главной формы принят судебный прецедент, а нормативные акты играют второстепенную роль. Принятие основных решений – это скорее обязанность суда, чем государства. 3. Дальневосточная. Характеризуется правовой ситуацией в Китае, Японии и других стран этого региона, хотя в настоящий момент считается уже практически недействительной, так как многие из перечисленных государств всё больше склоняются к европейским нормам. В основе правовой системы лежат философские идеологии (конфуцианство, даосизм, легизм), где основным приоритетом всегда выступает семья. Вся деятельность направлена на нормализацию взаимоотношений и гармонию человека с обществом и природой. В качестве источника права выступают больше нормы морали и общие ценности. К суду принято обращаться лишь в крайнем случае, когда все прочие попытки урегулировать конфликт оказались неэффективными. 4. Традиционная. Самая старая из всех структур. К этой семье относят некоторые государства Африки, Австралии, Океании и Азии, которые в большинстве своём являются скорее племенами и общинами. Нормативные акты, прецедент и подобные источники права либо полностью отсутствуют, либо играют незначительную роль. Общество живёт, подчиняясь исторически сформированным обычаям и традициям. Причём их влияние чрезвычайно высоко и основано на исключительном уважении и подчинении всех членов группы. Хранителем права считается вождь племени, он же выступает в качестве суда и вершителя сверхъестественной воли. 5. Религиозная. Объединяет иудейские и исламские страны. Здесь все юридические и моральные нормы носят религиозный характер. Деление на частное и публичное право отсутствует, но при этом в современной трактовке принято выделять некоторые отрасли: семейную, судебную и уголовную. Законы считаются определёнными свыше и потому не подлежат даже малейшим изменениям. Основным источником выступает святое писание, определяющее все возможные права и предписывающее ему определённые обязанности.

Отсюда можно прийти к выводу, что рассматриваемое понятие – это совокупность систем, имеющих схожий менталитет и позиции по отношению к праву. Основателем такой теории стал немецкий учёный Г. Лейбниц. В 1667 году он начал исследование этого вопроса, а уже сегодня мир имеет несколько различных концепций и перечень критериев, участвующих в распределении по конкретным семьям:

  • источники права;
  • особенности системы;
  • роль суда и отношение к нему;
  • методологическая основа;
  • происхождение и развитие права в этом государстве;
  • исторические особенности.

В общем, каждая классификация основана на расовых, географических, исторических, религиозных и прочих основаниях, то есть имеет полное обоснование.

Классификация правовых семей по различным основаниям

С момента зарождения общего понятия и теории о существовании различных правовых семей подобными исследованиями занимались многие учёные. Самые известные типологии на сегодняшний день носят имена Р. Давида, К. Цвайгерта и X. Кетца, Х. Бехруза и К. Осакве. Каждая из них уникальна, однако, принято придерживаться общего среднего варианта, в котором выделяются пять основных видов.

1. Романо-германская. Эта семья объединяет системы права всех стран континентальной Европы. Сложившаяся здесь совокупность норм и законов основана на принципах юридической науки древнего Рима и определена усилиями известных европейских университетов.

В основе законодательства лежит конституция, а само право подразделяется на публичное и частное. В свою очередь, к публичному относятся такие отрасли, как административное, публичное, конституционное и международное, а к частному – семейное, гражданское и трудовое. Главенствующей формой считается нормативный акт, а дополнительной – прецедент. Традиции и обычаи же занимают второстепенное значение и практически не принимаются во внимание при решении важных вопросов. Правовое регулирование осуществляется преимущественно государством.

2. англосаксонская (общего права, прецедентная). Соответствует структуре США, Канады, Новой Зеландии и Великобритании. В отличие от романо-германской семьи здесь не предусмотрено деление права на публичное и частное, также не выделяются отдельные отрасли. Хотя каждая страна имеет собственную писаную конституцию, в качестве главной формы принят судебный прецедент, а нормативные акты играют второстепенную роль. Принятие основных решений – это скорее обязанность суда, чем государства.

3. Дальневосточная. Характеризуется правовой ситуацией в Китае, Японии и других стран этого региона, хотя в настоящий момент считается уже практически недействительной, так как многие из перечисленных государств всё больше склоняются к европейским нормам.

В основе правовой системы лежат философские идеологии (конфуцианство, даосизм, легизм), где основным приоритетом всегда выступает семья. Вся деятельность направлена на нормализацию взаимоотношений и гармонию человека с обществом и природой. В качестве источника права выступают больше нормы морали и общие ценности. К суду принято обращаться лишь в крайнем случае, когда все прочие попытки урегулировать конфликт оказались неэффективными.

Классификация правовых семей

4. Традиционная. Самая старая из всех структур. К этой семье относят некоторые государства Африки, Австралии, Океании и Азии, которые в большинстве своём являются скорее племенами и общинами.

Нормативные акты, прецедент и подобные источники права либо полностью отсутствуют, либо играют незначительную роль. Общество живёт, подчиняясь исторически сформированным обычаям и традициям. Причём их влияние чрезвычайно высоко и основано на исключительном уважении и подчинении всех членов группы. Хранителем права считается вождь племени, он же выступает в качестве суда и вершителя сверхъестественной воли.

5. Религиозная. Объединяет иудейские и исламские страны. Здесь все юридические и моральные нормы носят религиозный характер. Деление на частное и публичное право отсутствует, но при этом в современной трактовке принято выделять некоторые отрасли: семейную, судебную и уголовную. Законы считаются определёнными свыше и потому не подлежат даже малейшим изменениям. Основным источником выступает святое писание, определяющее все возможные права и предписывающее ему определённые обязанности.

Читайте также: