Любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую либо деятельность в таких рамках

Обновлено: 17.05.2024

2. Способность к самостоятельному передвижению – самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.

3. Способность к обучению – восприятие и воспроизведение знаний, овладение навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).

4. Способность к трудовой деятельности – осуществление деятельности в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.

5. Способность к ориентации – определяется во времени и в пространстве.

6. Способность к общению – к установлению контактов с людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

7. Способность контролировать свое поведение – к опознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.

Отклонение от нормы в организме человека может иметь место при рождении или быть приобретенным в результате травмы или болезни. Длительно текущая болезнь приводит к изменениям в структуре тела и внешнего вида, а также к функционированию органов и систем. Деятельность или поведение индивида могут измениться в результате развития болезни и возникновения нарушений.

Ограничение жизнедеятельности – это любое ограничение или отсутствие возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, которые считают нормальными для человека данного возраста. Существует и другое определение ограничения жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Повседневные действия человека становятся ограниченными, т. е. появляется ограничение жизнедеятельности (в том числе и трудоспособности). Трудоспособность – важный показатель социальной адаптации, но не единственный и не исчерпывающий.

Международная классификация предлагает выделение степеней тяжести ограничения жизнедеятельности по любому из параметров:

0 – нет ограничения жизнедеятельности;

1 – легкое ограничение жизнедеятельности, вызывающее ряд трудностей и не требующее использования вспомогательных средств;

2 – умеренное ограничение жизнедеятельности, требующее использования вспомогательных средств;

3 – умеренное ограничение жизнедеятельности, требующее содействия окружающих наряду с использованием вспомогательных средств;

4 – значительное нарушение жизнедеятельности, вызывающее полную зависимость от окружающих;

5 – выраженное ограничение жизнедеятельности, вызывающее полную зависимость от окружающих и требующее использования окружающими вспомогательных средств;

6 – полная неспособность действовать даже при содействии окружающих лиц и вспомогательных средств.

При незначительной выраженности ограничений в любой сфере жизнедеятельности предполагается, что способность к выполнению функций в соответствующем виде жизнедеятельности у человека сохранена, имеющиеся нарушения лишь затрудняют их осуществление. Реабилитационные мероприятия направлены на компенсацию нарушенных функций за счет сохранных или за счет мотивационно-волевых усилий больного и на создание специального режима осуществления жизнедеятельности. При более выраженной степени нарушения жизнедеятельности физический или психический дефект приобретает более стойкий характер и корректируется лишь частично. Реабилитационный прогноз является менее благоприятным и не предполагает полного избавления от социальной недостаточности. При тяжелой степени ограничений жизнедеятельности реабилитационный потенциал низкий, и нужны специальная организация жизнедеятельности, обеспечение посторонней помощи.

Различают следующие основные нарушения функций, ограничивающих жизнедеятельность:

– нарушение психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли, сознания;

– нарушение сенсорных функций: зрения, слуха, обоняния, осязания и др.;

– нарушение статодинамических функций;

– нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции и др.

По преобладанию тех или иных нарушений функций выделяют следующие основные категории инвалидов:

– инвалиды с патологией опорно-двигательного аппарата;

– инвалиды с поражением психической сферы, в том числе умственно отсталые;

– инвалиды с сенсорными расстройствами:

– слепые и слабовидящие;

– глухие и слабослышащие.

Инвалидность – ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.

Такое содержание понятия инвалид предполагает необходимость разработки способов преодоления самим инвалидом нарушенных взаимоотношений с социальной средой, смягчения социальных последствий ограничения его жизнедеятельности.

В РФ существуют три группы инвалидности:

I группа инвалидности. Критерием для определения I группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию. Критерии установления I группы инвалидности:

неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;

– неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;

– неспособность к ориентации (дезориентация);

– неспособность к общению;

– неспособность контролировать свое поведение.

II группа инвалидности характеризуется стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию. Показания к установлению II группы инвалидности:

способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

– неспособность к трудовой деятельности или способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;

– неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных учебных заведениях или но специальным программам в домашних условиях;

– способность ориентации во времени и в пространстве, требующая помощи других лиц;

– способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

– способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц.

III группа инвалидности. Критерием для определения третьей группы инвалидности являются стойкие незначительно или умеренно выраженные расстройства функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к не резко или умеренно выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетания.

Показания для установления III группы инвалидности предполагает способность:

к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;

– к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния;

– к обучению в учебных заведениях общего тина при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);

– к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы но своей профессии;

– к ориентации во времени и в пространстве при условии использования вспомогательных средств;

к общению, характеризующуюся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации.

Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям:

• нарушения статодинамической функции (двигательной);

• нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции;

• сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания);

• психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

Наиболее многочисленная группа инвалидов с нарушением опорно-двигательных функций представляет собой неоднородную группу Общие признаки проявлений заболевания, являющиеся выражением ограничений способности к передвижению либо самообслуживанию, имеют различные и множественные причины: врожденные, приобретенные в результате травм нервной и костно-мышечной систем, инфекционного поражения суставов и соединительной ткани, дегенеративного и сосудистого процессов и т. д.

– полное или частичное отсутствие одной или более конечностей, включая ампутации;

– отсутствие одной или более дистальных частей конечностей (палец, кисть, стопа);

– отсутствие или нарушение произвольной подвижности четырех конечностей (квадриплегия, тетрапарез);

– отсутствие или нарушение подвижности нижних конечностей (параплегия, парапарез);

– нарушение произвольной подвижности верхней и нижней конечности на одной стороне (гемиплегия, гемипарез);

– нарушение двигательных функций одной или обеих нижних конечностей.

Категория инвалидов с психическими нарушениями также неоднородна как по проявлениям психических (и интеллектуальных) расстройств, так и по причинам, вызвавшим эти расстройства. Наиболее значимую группу среди них составляют инвалиды с умственными нарушениями, которые включают нарушения интеллекта, памяти и мышления. Степень интеллектуального недоразвития инвалидов, входящих в эту категорию, различна.

В соответствии с МНН и на основе использования методики Векслера разграничивают:

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

К этой группе детей относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной школы вне специальных условий воспитания и обучения.

Нарушение развития. Классификации нарушений развития.

Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно (после несчастного случая, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени (вследствие хронического заболевания).

Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении, поэтому универсальной классификации нарушений развития человека нет, в связи с множественностью их вариаций.

В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации.

Наиболее распространенные основания:

1. Причины нарушений;

2. Виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;

3. Последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

В основе последней педагогической классификации (М. Варнок, 1979) лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.

В педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации положен характер нарушения, недостатка.

Классификация В. В. Лебединского. Категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Классификация нарушений психического развития у детей, созданная В. В. Лебединским (1985) в русле патопсихологической науки, является так же наиболее распространенной.

Она построена на базе идей Л. С. Выготского, исследованиях Г. Е. Сухаревой (1959, Л. Канера (1955, В. В. Ковалева (1995). В ее основу положены представления отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации - как запаздывания или приостановки всех сторон психического развития; дисфункции созревания - что связано с морфофункциональной возрастной незрелостью ЦНС; повреждении развития - изолированное повреждение начавшей развиваться структуры или системы; асинхронии - диспропорциональности развития.

Классификация по причинам нарушений имеет значение для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи. Свои, частные классификации имеет каждая предметная область специальной педагогики.

Диапазон различий в развитиидетей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.

1. Дети с нарушением слуха.

Дети с нарушениямислуха подразделяются на 4 группы:

- глухие без речи (ранооглохшие);

- глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

- слабослышащие с развитой речью;

- слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины. Глухота бывает врожденная и приобретенная. Дети с приобретенной глухотой – это рано оглохшие дети (ранняя глухота, безречевые дети, а также позднооглохшие (потерявшие слух после 3-х лет, у которых речь сформирована, в той или иной степени.

Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Тугоухие – это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи, и слабослышащие дети с достаточно развитой речью.

2. Дети с нарушением зрения.

Слепые (незрячие) дети – подкатегория детей с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками, а также дети с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зрения до 0,08.

По степени нарушения зрения различают детей с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и детей практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов.

Слабовидящие – подкатегория детей с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение).

3. Дети с тяжелыми нарушениями речи.

Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В зависимости от характера заболевания и степени выраженности дефекта детей условно подразделяют на 3 группы. К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника) и т. п. Ко второй группе относят детей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной и периферической нервной системы, а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза. Особую группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или подтверждением двигательных механизмов ЦНС.

5. Дети с нарушением интеллектуального развития (умственно отсталые, с задержкой психического развития).

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т. е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

6. Дети с расстройством аутистического спектра.

Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий.

7. Дети со сложными дефектами развития.

К детям со сложным (комбинированным) дефектом относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха,в сочетании с интеллектуальной недостаточностью:

1. Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;

2. Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;

3. Дети глухие слабовидящие;

4. Слепоглухонемые дети;

5. Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;

6. Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта);

7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам Организации Объединённых Наций (ООН), чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом.

Инвалиды — люди с травмами позвоночника, ампутацией нижних конечностей, детским церебральным параличом, рассеянным склерозом, люди с ограничением по зрению, с нарушением слуха, с психическими заболеваниями и др.

Человек не виноват, что родился или стал именно таким. Он не виноват в том, что не всегда может работать и сам себя обеспечивать. Образ жизни инвалидов — ежедневный приём лекарств, которые помогают поддержать жизнедеятельность организма, но не вылечивают от болезней.

Причины инвалидности

Инвалидность — далеко не всегда врождённое состояние, наследственность. Чаще всего причиной становится случайность: в странах, где недавно была война, детей калечат оставшиеся в земле мины. Несоблюдение техники безопасности на производстве становится причиной травматизма. Случается, что люди падают, ломают ноги.

Таким образом, повседневные действия и трудовая деятельность могут стать причиной нездоровья и даже инвалидности.

Советуем запомнить!
Инвалидность — любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Инвалиды — такие же, как и все люди, хотя и со своими особенностями. А у кого их нет?! Нужно, чтобы люди с ограниченными возможностями учились и работали совместно с обычными людьми. Им нужно понимание и равноправие.


С какими трудностями сталкиваются в повседневной жизни люди с ограниченными возможностями? Что помогает их преодолевать?

Помощь людям с ограниченными возможностями

Мы должны помогать людям с ограниченными возможностями здоровья.

Государство, как может, помогает инвалидам. Например, в ряде городов ходят специальные автобусы с жёлто-зелёными полосами на бортах, которые бесплатно перевозят инвалидов 1-й и 2-й групп. Государство оказывает инвалидам медицинскую помощь. Во всех регионах страны стараются обеспечить образование для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.


В нашей стране есть немало предприятий, выпускающих высококачественную продукцию, где трудятся инвалиды.

С какими проблемами сталкиваются в повседневной жизни инвалиды по зрению? Какие приспособления помогают их преодолевать? А как вы можете помочь инвалидам по зрению решать их проблемы?

Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн людей с ограниченными возможностями. Слепоглухих детей, т. е. и слепых и глухих одновременно, в России насчитывается около 12 тыс. Среди детей, обучающихся в школах для слепых, около 80% являются инвалидами по зрению от рождения, около 1% — потеряли зрение в результате несчастных случаев, а остальные — слабовидящие.

Выдающиеся достижения

Можно привести множество примеров того, как инвалиды достигали выдающихся результатов, на которые неспособны обычные граждане.

Достаточно вспомнить великого композитора Людвига ван Бетховена, который оглох в расцвете творческих сил и, преодолевая неимоверные трудности, прикладывая титанические усилия, сочинял гениальные симфонии.


Лётчик Алексей Маресьев в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов получил тяжёлое ранение, в результате которого ему ампутировали ноги до колен. Несмотря на инвалидность, он всё равно вернулся в полк и летал с протезами. До ранения сбил четыре немецких самолёта, а после ранения ещё семь.

Российская сборная по паралимпийским видам спорта неизменно занимает первые места и выступает лучше, чем главная олимпийская команда. (Паралимпиады — спортивные соревнования для инвалидов — проводятся после основных Олимпийских игр.)


Как вы считаете, в чём причина достижений людей с ограниченными возможностями?

Возможно, в этом — в приложении сверхусилий — таится причина выдающихся успехов инвалидов. Им надо только немножечко помочь.

Начинайте с малого — улыбнитесь им, поздоровайтесь или помогите перейти улицу.

Подведём итоги
Инвалидность — не всегда наследственность и врождённая черта. Причиной инвалидности могут стать повседневные действия и трудовая деятельность человека. Очень важно в нашей повседневной жизни быть внимательным к проблемам людей с ограниченными возможностями.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ФИО Афанасьева Римма Ахатовна

Конспект урока по обществознанию в 5 классе

Тема: Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов,

способствовать развитию нравственных качеств учащихся,

обучать навыкам группового взаимодействия.

Способствовать развитию познавательных интересов.

Дополнительный материал к уроку на каждого ученика.

1. Как мы оцениваем себя и других.
2. Понятие самооценки.

Словарь: Инвалид, инвалидность

объяснить значение понятия инвалид, инвалидность и назвать причины инвалидности

развитие способности к исследовательскому типу мышления;

развивать умения поиска и выделения значимых связей и отношений между частями целого;

умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей;

формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области нахождения и анализа информации;

развивать умение использовать ИКТ.

воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества;

развитие высших психических функций - внимание, восприятие, логическое мышление.

В данном уроке используются познавательные универсальные учебные действия выражающиеся в исследовании и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации, а также коммуникативные универсальные учебные действия, выраженные в использование правил общения в малых группах.

Оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями

Мы сейчас начнем учиться!

Я надеюсь, что у вас

Настроенье – просто класс!

( смайлы на парте у каждого)

Если это так – поднимай скорее знак

Смайл с улыбкой вижу я

Все в порядке у тебя!

Если равнодушен ты –

Знак с полоской подними

Буду я настороже

Все внимание тебе!

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте!

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний по предыдущей теме урока

Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока.

- Что такое самооценка? ( Осознанная потребность в чем - либо, или в ком-либо.)

- Давайте послушаем некоторых из вас.

- Какая бывает самооценка?

- Распределите номера данных на слайде рисунков в 2 столбика и назовите каждый из них.

(Проверка по слайду)

Учитель читает стихотворение Л.Заводновой

Не такой, как все.

По полям, лесам, болотам

Весть сорока разнесла:

У орлицы отчего – то

Сын родился без крыла

И в округе птичья стая

Щебетала день и ночь:

«Как пришла беда такая?

А стервятник злое слово

Тут же высказать готов:

«Не встречали мы такого

Среди гордых птиц орлов,

Выше облаков летают,

В небесах парят орлы

Не нужны калеки в стае,

А орленок – славный птенчик

Ничего не понимал,

Рад был миру и, конечно,

Червячка от мамы ждал.

Над гнездом склонились тучи:

И бедою неминучей

Кружит злоба над гнездом.

Только гордая орлица

Клик победно издала,

Чтоб за сына заступиться,

Вон стервятника гнала.

Зашумели птицы: «Что же

Мы не сможем поддержать

Малыша? Он хочет тоже

Жить и высоко летать

Не такой, как все, но все же

Много нас, а он один…

Подрастай, малыш, поможем,

Стал примером этот случай…

В сердце каждого живет

То, что делает нас лучше,

И добро творить зовет.

Мир огромный и цветущий,

Солнце свет веселый льет

Поровну, на всех живущих,

Никого не обойдет.

-О ком мы сегодня будем говорить на уроке?

Тема нашего сегодняшнего урока

Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам ООН, чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом.

Инвалид – это человек с ограниченными возможностями.

Инвалиды, это люди с травмами позвоночника, ампутации нижних конечностей, рассеянным склерозом, ДЦП и т.д.

- А как вы думаете, есть ли причины инвалидности? Всегда ли инвалидность бывает врожденной?

- Совершенно, верно. Очень часто причиной инвалидности бывает случайность: несоблюдение техники безопасности на рабочем месте, бывает так, что люди падают, ломают ноги, руки, Не следует забывать и такие случаи, когда в период новогодних праздников вы часто взрываете хлопушки, фейерверки. Таким образом, повседневные действия и трудовая деятельность могут стать причиной нездоровья и даже инвалидности.

Инвалидность – любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Интересный факт – ( слайд ……)

День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Ежегодно в нашем районе в начале декабря проходит декада инвалидов. Это возможность еще раз обратить наше внимание на тех людей, которые живут рядом с нами и нуждаются в сострадании и милосердии.

На слайде слова. Выберите из них те, которые на ваш взгляд характеризуют людей – инвалидов.

Слабые, больные, бессильные, зависимые, мужественные, волевые, жизнерадостные, умные, сильные, независимые…

Читайте также: