Культура безопасности личности и общества как фактор обеспечения безопасности в техносфере

Обновлено: 12.06.2024

правовых актов в области ЗНиТ: назначение, объекты регулирования и основные положения.

2. Природа и виды ионизирующего излучения. Воздействие ионизирующих излучений на человека и природу. Защита населения от ионизирующего излучения (организационные мероприятия).

3. Оказание первой помощи при переломе.

1. Система РСЧС. Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура КЧС ПБ объекта.

2. Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация.

3. Оказание первой помощи при ожогах.

1. Корпоративный менеджмент в области экологической безопасности, условий труда и здоровья работников: основные задачи, принципы и системы менеджмента (экологический менеджмент, менеджмент безопасности труда и здоровья работников).

2. . Воздействие электрического тока на человека: виды воздействия, электрический удар, местные электротравмы, параметры, определяющие тяжесть поражения электрическим током, пути протекания тока через тело человека.

3. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

1. Мобильная связь и здоровье человека. Анализ современных исследований.

2. Пожар. Основные поражающие факторы при пожаре.

Организационные мероприятия по ЗНиТ при пожаре.

Характеристика средств тушения пожаров (огнетушителей).

3. Оказание первой помощи при кровотечениях.

1.Основные источники поступления вредных веществ в среду обитания: производственную, городскую, бытовую. Алкоголь, наркотики и табак как специфические вредные вещества. Особенности их вредного воздействия на человека.

2. Киотский протокол и торговля квотами, экономические и правовые проблемы применения.

3. Оказание первой помощи при кровотечениях.

1. Электромагнитная экология и способы защиты от электромагнитных полей.

2. Системы кондиционирования – типы и системы кондиционирования, аспекты применения и безопасности.

3. Молния как разряд статического электричества. Виды молний, опасные факторы молнии, её характеристики. Мероприятия по защите.

1.Классификация вредных веществ по видам, агрегатному состоянию, характеру воздействия и токсичности. Основные источники поступления вредных веществ в среду обитания: производственную, городскую, бытовую.

2. Мероприятия по защите населения от воздействия вредных веществ.

3. Международные соглашения в области защиты окружающей среды.

Требования к оформлению работ

Работа выполняются на электронном носителе. Иллюстрировать фото и видео материалами. Объем – 12-14 стр. презентация – 4-5 слайдов (видеофрагментов). Содержание текстового материала: титульный лист, оглавление, введение, учебные вопросы, заключение, основная и дополнительная литература.

Староста группы сдаёт все работы на одной флэшке не позднее

23 ноября 2015 года.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов,

б) дополнительная литература

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / ЗанькоН.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 13 издание, исправленное. – СПб.- Москва - Краснодар: Лань, 2010 . – 672 с.: ил.

3. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с: ил.

4. Анализ оценки рисков производственной деятельности. Учебное пособие / П.П. Кукин, В.Н. Шлыков, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. — М.: Высшая школа, 2007. — 328 с: ил.

5. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и

производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.

6. Башкин В.Н. Экологические риски: расчет, управление, страхование: Учебное пособие / В.Н. Башкин. — М.: Высшая школа, 2007. — 360 с: ил

7. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.

8. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов / Е.В. Глебова. - 2-е издание, переработанное и дополненное — М: Высшая школа,

9. Кукин П.П. и др. Основы токсикологии: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, К.Р. Таранцева и др. — М.: Высшая школа, 2008. — 279с: ил.

10. Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.

11. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.

12. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.— М.: Высшая школа, 2008.— 317 с.: ил.

13. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с. 36

14. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. -496 с.: ил. – (Профессиональное образование).


Безопасность — необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. Однако и в XXI веке сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Усиливаются социальные противоречия, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Все больше тревожат мировую общественность инфекционные заболевания. Перед человечеством все более остро встают вопросы: что происходит с нашей безопасностью? Как создать новые, более эффективные системы и технологии управления ею? К решению каких критических, узловых задач следует прежде всего приложить усилия?

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

А если сказать проще, то культура безопасности жизнедеятельности — это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности. Очевидно, что объектом формирования культуры безопасности жизнедеятельности начального уровня целесообразно рассматривать личность.

Можно назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:

• на индивидуальном уровне -это мировоззрение, нормы поведения, индивидуальные ценности и подготовленность человека в области безопасности жизнедеятельности;

• на коллективном уровне -корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области;

• на общественно-государственном уровне — традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в сфере безопасности жизнедеятельности.

Деятельность по формированию культуры безопасности должна носить системный, междисциплинарный и межведомственный характер.

Особую роль в этом играют мероприятия по разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Развитие системы безопасности жизнедеятельности человека и общества в целом должно идти на базе ряда основных принципов. Прежде всего — это принцип высшего приоритета жизни человека. Вся деятельность в области безопасности жизнедеятельности должна быть направлена на минимизацию человеческих жертв и пострадавших.

В современных условиях нельзя рассматривать проблемы безопасности человека, общества, государства, мирового сообщества изолированно, в отрыве друг от друга. Поэтому нужно не только декларировать, но и применять на практике принцип: "Безопасность индивидуума невозможна без обеспечения общественной безопасности".

Государственная политика обеспечения безопасности жизнедеятельности должна осуществляться с учетом региональных особенностей. При ее реализации необходимо учитывать все природные, этнокультурные, политико-экономические и другие особенности регионов.

Бесспорно, основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности — это образование как триединый процесс воспитания, обучения и развития личности. Культурное наследие не воспроизводится само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения, что возможно, главным образом, в рамках системы образования.

В условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают современные информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет создаваемая в стране Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Она предназначена для обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей.

Внедрение этой системы обеспечит гарантированное оповещение и информирование населения о различных угрозах и опасностях, сократит сроки доведения необходимой информации, увеличит действенность мониторинга за общественным порядком в местах массового пребывания людей и самое главное — будет способствовать формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения.

Перестройка такой важнейшей части индивидуального и коллективного сознания, как мировоззрение людей, система их идеалов и ценностей, мотивационной сферы человека и общества — крайне трудоемкий и долгосрочный процесс. Только совместными, комплексными, скоординированными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и научных сообществ можно повысить уровень культуры людей в области безопасности жизнедеятельности, усилить сплоченность общества перед природными, техногенными и иными опасностями, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современных условиях.

Научно-технический и социально-экономический прогресс радикально изменил мир, существенно улучшив условия труда и качество жизни населения. Вместе с тем положительные изменения проявили и свою негативную сторону, связанную с истощением природных ресурсов и экстенсивным характером их эксплуатации, кризисными явлениями в экономике, социальной и политической сферах жизни.

По оценкам ряда ученых в ближайшие 50 лет возможен эволюционный кризис человечества как биологического вида. Основной причиной этого является противоречие между нежеланием промышленно развитых стран сократить уровень потребления природных ресурсов и высокими темпами прироста населения в большинстве развивающихся стран. Результатом может стать перспектива исчерпания не возобновляемых природных ресурсов (нефть, газ и др.) и многократное превышение допустимой антропогенной нагрузки на биосферу.

Это обстоятельство подчеркивает необходимость создания приоритетных целей для обеспечения более комфортных и безопасных условий жизнедеятельности личности, общества, государства и всей мировой цивилизации. Для реализации этих целей необходимо формировать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, чтобы безопасность жизнедеятельности стала приоритетной задачей и внутренней потребностью человека и общества, т.е. формировать соответствующую культуру и как следствие – соответствующую ей личность безопасного типа.

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается система исторически сложившихся социально значимых ценностей, а также определенных качеств личности, которые регулируют, направляют и контролируют его образ жизни и деятельности, обеспечивая оптимальный уровень защищенности.

Рассмотрим основные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности, которые должны быть гармонично развиты в личности: образовательный, мировоззренческий, технологический и экологический.

1. Мировоззренческая проблема формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Человеческая практика показывает, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, т.е. любая деятельность потенциально опасна .

В силу невозможности достижения абсолютной безопасности мир пришел к утверждению концепции приемлемого риска, суть которой заключается в обеспечении такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени и с которой можно согласиться. В Российской Федерации сложилась достаточно серьезная демографическая ситуация, связанная с тем, что рост смертности значительно превышает рост рождаемости, и только за последние два года эту тенденцию государству удалось остановить, хоть и не значительно, но переломить. Следует отметить, что резко возросла смертность в результате игнорирования населением страны элементарных правил безопасности. Только по трем позициям (ДТП, отравления некачественным алкоголем, пожары) в России ежегодно погибает около 100 тысяч человек. Для сравнения, за 10 лет ведения боевых действий в Афганистане погибло около 15 тысяч человек. Естественно встает вопрос изменения сложившейся ситуации, поскольку она коренным образом затрагивает национальные интересы страны.

Из сказанного следует, что в обществе необходимо кардинально менять систему взглядов на обеспечение безопасных условий жизнедеятельности. Основой формирования личности безопасного типа должны стать гуманистические общечеловеческие ценности, доброта и чуткость, милосердие, толерантность, чувство долга и ответственности, что было всегда присуще народам, населяющим РФ. В решении этой важнейшей задачи велика и ответственна роль средств массовой информации.

2. Технологический аспект формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

В данном случае культуру безопасности можно представить как сумму умений, навыков, индивидуальных психофизических и личностных качеств человека, необходимых для успешных действий в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

Практика показывает, что из всех лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, только 10–20 % способны действовать решительно и умело, 40–60 % – в первые полчаса действуют неадекватно и только после этого времени начинают поступать в соответствии со сложившейся обстановкой. 10–20 % впадают в апатию и не способны к принятию самостоятельных решений.

В данных условиях формирование личности безопасного типа предполагает конкретную психологическую и физическую подготовку. Возрастает роль заместителей директоров по безопасности образовательных организаций, учителей ОБЖ, осуществляющих подготовку всех категорий образовательного процесса в области защиты от чрезвычайных ситуаций, им как никому необходимо хорошо знать способы организации и методику проведения таких занятий.

3. Экологическая проблема формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Экологические проблемы в последнее время стали одними из острейших. Вмешательство человека во все сферы природы вызывает резкое ухудшение состояния экологических систем, нередко даже гибель уникальных природных комплексов, сокращение и исчезновение популяций отдельных видов растений и животных, опасность необратимых изменений в структурах географических сфер.

Критическую ситуацию образуют следующие негативные тенденции:

– потребление ресурсов Земли настолько превысило темпы их естественного воспроизводства, что истощение природных богатств стало оказывать заметное влияние на их использование, на национальную и мировую экономику и привело к необратимому обеднению литосферы и биосферы;

– отходы, побочные продукты производства и быта загрязняют природу, вызывают деформации экологических систем, нарушают глобальный круговорот веществ и создают угрозу для безопасных условий жизнедеятельности человека.

Сложившаяся ситуация требует безотлагательного вмешательства. С одной стороны, государство должно использовать имеющиеся рычаги воздействия на лиц, нарушающих природоохранное законодательство, и перейти от намерений к действиям в отношении злостных нарушителей. С другой стороны, необходимо экологическое образование и воспитание всех категорий населения. Ситуация, когда предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде, почве превышают установленные нормы порой в десятки раз, недопустима. Каждый гражданин своей страны на своем участке деятельности должен помнить, что он оставит своим детям и внукам.

4. Образовательная проблема культуры безопасности жизнедеятельности.

Так что же это такое личность безопасного типа, к которому мы все так стремимся?

Личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей.

Выправляя ситуацию, всё чаще учителя ОБЖ отдают предпочтение активным методам обучения, опираются на древний механизм индивидуального осмысления человеческой культуры через процесс имитации. Благодаря активным формам обучения достигается высокий уровень запоминания событий в процессе занятий, что соответствует данным психологии, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно 10 % из того, что он слышит, 50 % - из того, что он видит и 90 % - из того, что он делает. Все это чрезвычайно важно при освоении навыков безопасности жизнедеятельности.

Венцом после окончания десятого класса стали военно-полевые сборы призывной молодежи на которых учащиеся тесно сталкиваются с прохождением военной службы по призыву, знакомятся с бытом военнослужащих в воинской части, проходят огневую, строевую, тактическую, физическую подготовки.

Таким образом, формирование культуры безопасности жизнедеятельности не дань моде, а решительное и настоятельное требование времени. Только воспитав и сформировав культуру безопасности в каждом, можно решить и стоящие перед страной экономические, политические, социальные и другие важные государственные задачи. В решении этих задач генератором идей всего нового должны выступить органы государственного руководства, семья, школа и общественные организации.

Культура безопасности жизнедеятельности — это определённый уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угрозы и опасной во всех сферах жизнедеятельности, в том числе от террористической деятельности во всех видах её проявления.

Безопасность — это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.

Необходимо отметить, что абсолютной безопасности жизнедеятельности человека не существует. В настоящее время обозначилась тенденция возрастания опасностей природного характера из-за глобального потепления климата на планете, возрастают опасности техногенного характера из-за увеличения технической оснащённости жизнедеятельности человека, растёт социальная напряжённость в связи с возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения, не исключаются возможности возникновения крупных вооружённых конфликтов.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и последствий террористических актов, свидетельствует, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при этом роль каждого человека в обеспечении личной безопасности, безопасности общества и государства постоянно возрастает.

Необходимо знать, что культура безопасности жизнедеятельности - это собственно часть общей культуры.

Следовательно, наиболее фундаментальные свойства общей культуры как целого в той или иной степени присущи его части -культуре безопасности жизнедеятельности.

Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также реализуемые в ходе их деятельности знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и этического развития, способы и формы общения. Культура безопасности жизнедеятельности содержит мировоззренческие идеи, нравственные и этические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном выживании, в том числе противостояние идеологии терроризма и экстремизма.

На индивидуальном уровне в рамках культуры безопасности жизнедеятельности осуществляется:

• привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения безопасности окружающих людей;

• сохранение и сбережение природной среды;

• развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью;

• привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем и проблем противодействия терроризму и экстремизму является приоритетом;

• мотивирование безопасной деятельности;

• развитие врождённых и формирование жизненно необходимых способностей, обеспечивающих возможность надёжного предупреждения и защиты от внешних и внутренних угроз и опасностей;

• привитие знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности во всех сферах жизнедеятельности;

• соблюдение правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

В настоящее время приоритетным в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности следует признать формирование антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления личности путём самовоспитания и самообразования.

Для этого каждому человеку необходимо выработать в себе ряд убеждений и качеств (см. § 19).

Под современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности следует понимать способности личности и общества в условиях современного окружающего мира придерживаться принятых социальных норм и правил поведения с учётом перспектив их развития, соблюдение которых обеспечивает на доступном уровне защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от террористической деятельности.

1. Почему, на ваш взгляд, культура безопасности жизнедеятельности считается частью общей культуры?

2. Почему противостояние идеологии терроризма и экстремизма в нужно формировать на индивидуальном уровне?

Дополнительный материал к § 20

Профилактика террористической деятельности

Чтобы не стать орудием в руках идеологов и руководителей терроризма, необходимо твёрдо сформироватьу себя ряд убеждений:

• терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;

• любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;

• любая террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;

• любая террористическая деятельность бесцельна, так как не способствует созданию благополучной и счастливой жизни её участников ни при каких условиях.

Формирование системы антитеррористического поведения должно быть основано на осознанном соблюдении норм и правил поведения в нашем обществе в соответствии с Федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни и современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности - надёжная защита от пагубного влияния различных экстремистов, проповедующих идеологию насилия.

Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, необходимы собственные усилия, постоянные и немалые. Для этого необходимо научиться предвидеть события, прогнозировать развитие различных опасных ситуаций и вести себя безопасно, чтобы снизить фактор риска от их последствий. Иметь чётко сформулированную цель жизни и добиваться её достижения, противостоять различным соблазнам и экстремистским предложениям, какими бы они ни казались привлекательными, учиться приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней своё поведение, управлять своими эмоциями, противостоять воздействию сильного стресса, вырабатывать эмоциональную устойчивость и психологическую уравновешенность в поведении в различных жизненных ситуациях. Постоянно формировать и совершенствовать свою индивидуальную систему здорового образа жизни и повышать уровень своей культуры безопасности жизнедеятельности, чтобы благополучно жить в нашем обществе в настоящее время и с учётом ближайших перспектив его развития, соблюдать нормы и правила поведения в соответствии с действующими законами и другими нормативно-правовыми документами Российской Федерации.

Безопасность жизнедеятельности. Возрастные особенности поведения детей в условиях чрезвычайного происшествия Возрастные особенности поведения детей в условиях чрезвычайного происшествия (ЧП) В обществе часто говорят, что мы живем во времена агрессии.

Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные.

Культура поведения, культура общения, этикет как условие успешного развития детей дошкольного возраста Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В.

Организация игровой деятельности, как условие формирования гендерной культуры Гендерное воспитание — совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям в проблемах социализации и становления личности, с.


В этом видеоуроке мы с поговорим о причинах низкой культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества. Узнаем, как влияют институты социального воспитания на формирование нравственности молодёжи. Выясним, какое влияние оказывает внутренняя культура безопасности жизнедеятельности школы на социальное воспитание школьника. А также поговорим о том, какие социальные институты и организации оказывают деструктивное влияние на духовное развитие молодёжи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания"

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации различного происхождения стали объективной реальностью жизнедеятельности человека и несут угрозу его жизни, здоровью, влекут огромные материальные потери и наносят значительный ущерб окружающей природной среде. Важной задачей любого государства является защита его граждан от наступления нежелательных угроз.

Безопасность — это необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом.

Однако и в XXI веке сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Усиливаются социальные противоречия, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Все больше тревожат мировую общественность инфекционные заболевания. Перед человечеством все более остро встают вопросы: что происходит с нашей безопасностью? Как создать новые, более эффективные системы и технологии управления ею? К решению каких критических, узловых задач следует прежде всего приложить усилия?


Поэтому развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.

Но учёт человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств как отдельных людей, так и социума в целом возможно только путём формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищённости от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.


А если сказать проще, то культура безопасности жизнедеятельности — это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни, трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Можно назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:

• на индивидуальном уровне — это мировоззрение, нормы поведения, индивидуальные ценности и подготовленность человека в области безопасности жизнедеятельности;

• на коллективном уровне — это корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области;

• на общественно-государственном уровне — это традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в сфере безопасности жизнедеятельности.


Государство столкнулось с серьёзными вызовами, на которые требовался быстрый и адекватный ответ. Пришло понимание необходимости скорейшего внедрения в сознание граждан культуры безопасности жизнедеятельности, формирования у подрастающего поколения модели индивидуального безопасного поведения, стремления осознанно соблюдать нормы и правила безопасности в повседневной жизни.

Культура безопасности жизнедеятельности — это часть общей культуры человека в современном мире. Но несмотря на все принимаемые государством меры, культура безопасности жизнедеятельности людей в России в производственной и бытовой сферах, даже при наличии необходимых знаний, остаётся на достаточно низком уровне. Почему люди не всегда соблюдают правила техники безопасности? Почему подвергают опасности не только свои, но и чужие жизни? Почему человеческий фактор — это самая частая причина аварий? И как объяснить парадокс: знаний много, а культуры безопасности мало?


Вероятные причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности в обществе, по мнению учёных, это:

• психологические: снижение внимания к потенциальным опасностям в привычных условиях;

• духовные: низкие личностная мотивация и осознание личной ответственности за свою и чужую жизнь; доминирование в сознании сиюминутных ценностей, заставляющих спешить, экономить, надеяться на авось, надеяться на сознательность других людей, доверять незнакомым;

• социальные: низкий контроль соблюдения культуры безопасности жизнедеятельности в общественных местах, на предприятиях. Отсутствие жёсткого контроля нарушений и обязательного адекватного наказания мерами правовой ответственности;

• экономические: нестабильность экономики, динамика и кризисы, сильное расслоение общества, неуверенность большинства людей в завтрашнем дне;

• образовательные: поверхностные, отрывочные теоретические знания, слабо развитое абстрактное и аналитическое мышление.

Эти причины оказывают определяющее влияние на качество формирования культуры безопасности жизнедеятельности в обществе. В других странах мира — свои проблемы и условия: социально-экономические, климатогеографические, общественно-политические. Например, в Японии учения по гражданской обороне население воспринимает с благодарностью к властям за бесплатный и очень ценный опыт обучения спасению в чрезвычайных ситуациях. Приезжающие в Израиль на постоянное место жительства должны обязательно пройти обучение и сдать экзамен по гражданской обороне, чтобы активировать свои гражданские права.

Цель современного общего образования — это развитие ключевых компетенций личности: информационных, когнитивных, коммуникативных и социальных. Ключевые компетенции выпускника школы — это общие способности личности, обеспечивающие эффективное решение задач в различных сферах жизнедеятельности. А основа развития ключевых компетенций — это освоение знаний и способов мыслительной и практической деятельности.

Основы безопасности жизнедеятельности — это образовательный ресурс интегрированного научно-практического знания, который решает задачи повышения общей грамотности населения России по вопросам обеспечения общественной и личной безопасности. Компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности рассматривается государством и обществом как необходимая составная часть общей культуры человека.


Образованность — необходимое условие не только профессионального становления личности, но и качества жизни человека, его благополучия и безопасности в современном мире. Однако образованность человека ещё не является гарантией благополучия его деятельности. Философы Древней Греции утверждали, что многознание не учит мудрости. Только духовное сознание, а также нравственный выбор определяют характер действий человека: гуманность во имя добра, сохранения жизни и здоровья людей и природы или циничность и асоциальность поступков, действий только для личной пользы.

Увлекательность и эффективность образования зависит от главного умения человека — продуктивно учиться: самостоятельно ставить познавательные цели, добывать необходимую информацию, перерабатывать её и использовать в жизни с учётом законов общества. Незнание законов не освобождает человека от ответственности за их несоблюдение!

С каждым годом непрерывно и гигантскими темпами растёт поток информации, которую должен перерабатывать мозг современного школьника в знания и умения. Процесс реформирования образования становится постоянным в динамично развивающемся мире. Современному человеку приходится учиться всю жизнь, иногда кардинально менять профессию, регион проживания, образ жизни. Многие страны мира сегодня реализуют концепцию непрерывного образования, продолжающегося в течение всей жизни человека.

Ошибочно полагать, что необразованный житель Экваториальной Африки намного глупее образованного туриста из Европы или Америки, который приехал в Африку. У аборигенов Африки больше шансов выжить в экстремальных для европейца условиях. Тем не менее турист-европеец, хорошо подготовленный к опасному путешествию, может насладиться красотой экзотического края без потерь для здоровья.

Общественные и государственные институты активно участвуют в социальном воспитании молодого поколения — определяют образовательную политику, утверждают государственные образовательные стандарты, программы, финансируют образовательную деятельность организаций основного и дополнительного образования молодёжи (кружки, дома творчества и спорта, школы олимпийского резерва).

Наиболее сильное влияние на формирование мировоззрения личности (кругозора, потребностей, ценностных предпочтений, нравственных установок и образцов поведения) оказывают институты социального воспитания: семья, религия, этнокультура рода (раса, национальность, традиции быта, язык мышления), школа, объединение дополнительного образования, неформальные группы и лидеры молодёжной субкультуры, средства массовой информации и другие организации.

Но надо быть очень осторожным, чтобы не стать жертвой деструктивной организации: секты, экстремистской или террористической организации, или криминального сообщества, реализующих асоциальные идеи и методы. Специалисты в области образования ведут непростую борьбу за социальную направленность духовного развития молодёжи, предлагая модели продуктивного и безопасного поведения с учётом законов, норм и правил общежития (общего жития).

Конечно же социальные законы несовершенны. Но позволяют регулировать наиболее значимые для большинства социальные процессы. Школьнику помогают адаптироваться к жизни в сложном и противоречивом современном мире. Развитие способностей, освоение опыта продуктивного поведения формирует функциональную грамотность и социальную зрелость человека.


Социальное взросление личности — это процесс осознания и освоения законов, правил поведения, норм морали и нравственности, с учётом индивидуальных особенностей развития человека.

В заключение ещё раз отметим, что сегодня вопросы безопасности, их значение не только для самого человека, но также общества и государства являются очень актуальными. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека. Для её успешного решения в российском обществе разработана концепция современной культуры безопасности жизнедеятельности, ведущей идеей которой является осознание каждым гражданином значимости безопасного поведения в повседневной жизни. От ценностных установок человека, мотивов поведения, качеств личности, профессиональных компетенций зависит эффективность мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности отдельного индивида и общества в целом, снижению индивидуальных и коллективных рисков и в конечном счёте успешное решение вопросов национальной безопасности Российской Федерации.

Читайте также: