Под задачей уголовного права сформулированной как предупреждение преступлений подразумевается

Обновлено: 28.06.2024

В юридической литературе задачи уголовного права, как правило, отождествляются с задачами Уголовного кодекса Российской Федерации, что в свете вышеизложенного представляется вполне обоснованным. Вместе с тем относительно конкретных задач уголовного права, а также их соотношения с функциями уголовного права в литературе высказаны различные точки зрения.

Буквальное толкование ч.1 ст.2 УК РФ даёт основание для вывода о том, что задачами уголовного права являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

В литературе на основании приведенного положения сформировался достаточно широкий спектр мнений относительно конкретных задач, которые возлагаются на уголовное право.

Большинство авторов усматривают в содержании ч.1 ст.2 УК РФ две задачи уголовного права: охранительную и предупредительную (См., например: Власов А.А., Завидов Б.Д. Указ. работа. С.25; Тяжкова И.М. Указ. работа. С.12-14).

Разумеется, это не единственна точка зрения на задачи уголовного права.

Не совсем понятна позиция А.В. Наумова относительно количества задач, возложенных на уголовное право.

Сопоставление точек зрения А.А. Толкаченко и А.В. Наумова приводит к выводу о том, что частная и общая превенция в одном случае является составной частью охранительной задачи, в другом – задачи предупреждения преступлений.

Вторым аспектом проблемы задач уголовного права является проблема их соотношения с функциями уголовного права.

Изучение литературы позволяет обнаружить два основных варианта решения вопроса о соотношении задач и функций уголовного права.

Вариант первый – отождествление задач и функций уголовного права.

О задачах автор пишет следующее: «Задачи уголовного права неразрывно связаны с задачами уголовной политики в стране и определяются ими. Уголовная политика является частью социально-правовой политики государства и заключается в системе руководящих идей, методов их реализации, деятельности государственных органов, направленных на борьбу с преступностью и устранение причин и условий, способствующих существованию преступности.

Наиболее отчётливо отождествляет задачи и функции уголовного права Н.И. Ветров. Рассматривая этот аспект уголовного права, автор пишет, в частности: «Задачи уголовного права сформулированы в ст.2 УК РФ. Они состоят в охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечении мира и безопасности человечества, а также в предупреждении преступлений.

Хотя в ст.2 УК РФ говорится не о функциях Уголовного кодекса, а его задачах, между этими терминами нет принципиального различия. Под функцией в философии понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Вместе с тем задачи уголовного права реализуются в процессе осуществления основных функций данной отрасли российского законодательства. В обобщенном виде указанные в ст.2 УК функции можно разделить на две группы – регулятивно-охранительную и предупредительно-воспитательную.

Итак, регулятивная функция означает, что уголовное законодательство регулирует возникающие в связи с совершением преступления правоотношения между совершившими его лицами и государством, т.е. между субъектами уголовного правоотношения. Охранительная функция состоит в том, что уголовное право служит охране от преступных посягательств важнейших общественных отношений, представляющих социальные ценности.

Предупредительно-воспитательная группа функций уголовного права направлена на решение задач по недопущению совершения преступлений. Они решаются следующими средствами: общей превенцией уголовного закона, общей и специальной превенцией наказания; нормами о добровольном отказе от преступлений и деятельном раскаянии; нормами с двойной предупредительной направленностью.

Воспитательную задачу решает вся система уголовного законодательства, институты и нормы УК, оказывающие воздействие на поведение всех граждан, включая и законопослушных.

Вариант второй – функции уголовного права рассматриваются во взаимосвязи с задачами уголовного права.

Задачи, как утверждают далее авторы учебника, теснейшим образом связаны с таким функциями уголовного права, как:

б) охранительная, связанная с непосредственной охраной тех объектов (общественных отношений), посягательство на которые влечет уголовную ответственность;

в) воспитательная, проявляющаяся в формировании законопослушного поведения людей как при реализации регулятивной функции через исполнение уголовно-правовых предписаний, так и через охранительную функцию путем угрозы санкцией при выходе за рамки законопослушного поведения. Для уголовного права при этом не важна мотивация законопослушного поведения, важно, чтобы гражданин просто не нарушал уголовного закона;

г) предупредительная (ее называют еще превентивной), имеющая две сферы воздействия. Во-первых, общее предупреждение. Оно связано с угрозой наказания для всех членов общества независимо от социальных, национальных, экономических, религиозных и иных обстоятельств, относящихся к личности и характеризующих ее, в случаях совершения ими преступления. Во-вторых, специальное предупреждение. Оно связано с превентивным воздействием на лицо, которое уже ранее совершило преступление и привлечено к уголовной ответственности или наказанию.

Приведенное суждение вызывает вопрос о том, каким образом связаны регулятивная, воспитательная и стимулирующая (поощрительная) функции с названными авторами задачами уголовного права, среди которых нет одноимённых задач.

И.М. Тяжкова также утверждает, что задачи (напомним, что автор называет две задачи: охранительную и предупредительную) уголовного права самым тесным образом связаны с функциями, которые, по мнению автора, представляют собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в существующей системе общественных отношений. Автор констатирует, что к числу функций в теории уголовного права относят: 1) охранительную; 2) восстановительную; 3) регулятивную (Российское уголовное право: курс лекций. Т.1. Преступление. Владивосток, 1999. С.14-16).

Охранительную функцию уголовного права можно назвать основной. Она заключается в установлении уголовной ответственности за причинение вреда правоохранительным интересам личности, общества, государства. Уголовное право при этом охраняет лишь наиболее значимые ценности. Причинение вреда, не предусмотренного уголовным законом, может повлечь административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, но не уголовную ответственность.

Восстановительная функция выражается в восстановлении нарушенных преступлением общественных отношений. В отношении данной функции высказывалось мнение, что она более присуща уголовно-исполнительному праву, которым определяется порядок исполнения назначенного судом за преступление наказания (Российское уголовное право: курс лекций. Т.1. Преступление. Владивосток, 1999. С.14-16). Однако есть все основания говорить о восстановительной функции как о функции уголовного права, учитывая указание ч.2 ст.43 УК на такие цели наказания, как восстановление социальной справедливости, исправление виновного и предупреждение преступлений.

Регулятивная функция состоит в регулировании общественных отношений, возникающих между государством в лице таких органов, как суд, прокуратура, МВД и пр., и гражданами, совершившими преступление. Эта функция охватывает и отношения, возникающие в случаях правомерного причинения вреда, например при необходимой обороне (ст.37 УК), крайней необходимости (ст.39 УК), и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния (гл.8 УК).

Основанием для такого вывода является то, что нормы уголовного права не могут оградить или защитить физическую неприкосновенность граждан, их собственность и другие, перечисленные в ч.1 ст.2 УК объекты, от посягательств. Вследствие этого вопрос о применении норм уголовно-правовых норм возникает уже после того, как совершилось посягательство на тот или иной объект.

В связи с этим возникает вопрос о функции уголовного права. Если обратиться к словарям современного русского языка, то в них обнаруживается пять значений данного термина: «1. Явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения другого явления. 2. Переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины (аргумента). Тригонометрические функции. 3. Работа, производимая органом, организмом, как проявление его жизнедеятельности. 4. перен. Обязанность, круг деятельности. 5. Значение, назначение, роль (Словарь русского языка: в 4-х. т. /АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981-1984. Т.4. С-Я. 1984. С.587).

Однако, как показывает практика, ни одна, даже самая совершенная система уголовно-правовых запретов, не в состоянии обеспечить всеобщее законопослушное поведение. Убедительное подтверждение тому – статические данные о количестве регистрируемых ежегодно преступлений, опубликованные на сайте МВД России. Это, в свою очередь, порождает вопрос о том, возлагается ли на уголовное право какая-либо задача, в тех случаях, когда предупредительная задача осталась нерешенной, а предупредительная функция не исполненной?

Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо уяснить сущность социально-правовой ситуации, возникающей в каждом случае обнаружения признаков преступления.

Обнаружение признаков преступления влечет за собой возникновение предположения о наличии уголовно-правового конфликта между государством, установившим уголовно-правовой запрет и лицом, нарушившим этот запрет.

Уголовно-правовой конфликт может быть урегулирован двумя способами: назначением наказания, предусмотренного за нарушение уголовно-правового запрета, либо освобождением от уголовной ответственности или наказаний. И в том, и в другом случае решение об урегулировании возникшего уголовно-правового конфликта принимается путём логического отождествления действий (бездействия) конкретного лица и соответствующими нормами УК.

Таким образом, представляются обоснованными утверждения о том, что помимо задачи предупреждения преступлений уголовное право решает задачу урегулирования уголовно-правовых конфликтов.

Таким образом, на уголовное право возложено решение двух задач: предупредительной и регулятивной. Этим задачам соответствуют одноименные функции уголовного права: предупредительная и регулятивная.

При этом регулятивная функция уголовного права представляет особый интерес, поскольку именно её выполнение связано с уголовно-правовой квалификацией, в процессе которой нередко допускаются следственные и судебные ошибки. Кроме того, в уголовно-правовой литературе не сложилось более или менее чёткого представления о понятии уголовно-правового регулирования и его механизме, что обусловливает необходимость рассмотрения блока вопросов, посвященных данному понятию.

Когда говорят о задачах уголовного права, обычно выделяют общие и специальные, или конкретные, задачи[189]. Общей задачей уголовно-правового регулирования, можно согласиться с А. И. Коробеевым, выступает всемерное замедление темпов роста преступности, стабилизация ее уровня, удержание преступности в контролируемых государством рамках[190].

Иногда в науке говорят не о двух, а о трех основных задачах, стоящих перед уголовным правом: 1) охране от преступных посягательств; 2) обеспечении мира и безопасности человечества[195]; и 3) предупреждении преступлений[196]. Основания для подобного заключения дает несовершенная, на мой взгляд[197], редакция ч. 1 ст. 2 УК, в которой, действительно, последовательно упоминается об охране, обеспечении мира и безопасности и предупреждении преступлений. Думаю, однако, что, исходя из здравого смысла, понятно, что не дело уголовного права – обеспечивать мир и безопасность человечества; уголовное право просто не наделено ни средствами, ни методами, способными решить такую задачу. Последняя относится не столько к области правовых, сколько к сфере политических задач. Уголовное право, устанавливая преступное и наказуемое в соответствующей области, способно лишь охранять указанные объекты специфическими способами.

И. Я. Козаченко, рассуждая о задачах уголовного права, выделяет охранительную, профилактическую и воспитательную задачи[198]. Представляется, что последняя – воспитательная – задача вполне укладывается в предупредительную, или профилактическую, задачу; предупреждая преступления, уголовное право через уголовное законодательство одновременно воспитывает граждан в духе недопущения отклоняющегося, преступного поведения; воспитание граждан в духе несовершения преступлений – это, скорее, результат уголовно-правового воздействия, а не регулирования.

Анализируя объекты уголовно-правовой охраны, ученые отмечают, что в последнем уголовном законе наконец-то поменялись ее приоритеты: в отличие от ранее действовавшего уголовного закона, выстраивавшего объекты охраны в следующую схему: государство – личность – общество[199], ныне уголовный закон охраняет личность, затем – общество, и только потом – государство[200]. Правда, современные исследователи отмечают, что на первом месте ныне должна быть охрана мира и безопасности человечества, а затем – личности, общества и государства [201].

Согласно закону, объектами уголовно-правовой охраны являются: 1) права и свободы человека и гражданина; 2) собственность; 3) общественный порядок и общественная безопасность; 4) окружающая среда; 5) конституционный строй; 6) мир и безопасность человечества. Посягательства на права и свободы человека и гражданина предусмотрены разделом VII уголовного закона; посягательства на собственность – гл. 21 УК, входящей в раздел преступлений в сфере экономики; преступления против общественного порядка и общественной безопасности – разделом IX уголовного закона, в который входят и посягательства на следующий самостоятельный объект уголовно-правовой охраны – окружающую среду (гл. 26 УК); посягательства на конституционный строй сосредоточены в гл. 29 УК; на мир и безопасность человечества – в XII разделе Уголовного кодекса.

Получается, таким образом, парадоксальная ситуация: с одной стороны, среди задач уголовного закона не названа охрана реально охраняемых уголовным правом объектов, с другой – ряд правоохраняемых объектов указаны среди приоритетов охраны дважды[202]. Так, по неизвестным мне причинам в число объектов уголовно-правовой охраны не попали: отношения в сфере экономической деятельности и в сфере нормальной деятельности коммерческих и иных организаций (посягательства на них предусмотрены гл. 22 и 23 УК), интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК), отношения в сфере правосудия (гл. 31 УК), отношения в сфере порядка управления (гл. 32 УК), интересы и отношения в сфере военной службы (раздел XI УК). По сути дела, дважды среди объектов уголовно-правовой охраны названы отношения по охране окружающей среды, поскольку, кроме того, что на них указано особо в ст. 2 УК, они входят составной частью в другой охраняемый объект – общественную безопасность и общественный порядок.

Результат такой, с позволения сказать, уголовно-правовой охраны названных отношений налицо – появилось громадное и благодарное поле для деятельности грамотных адвокатов, играющих на недостатках, противоречиях и несовершенствах законодательного регулирования, есть чрезмерная криминализация в сфере охраны отношений в экономической деятельности и не существует надежной уголовно-правовой защиты действительно в ней нуждающихся и важных для общества и государства отношений.

Парадокс заключается еще и в положениях, предусмотренных ч. 2 ст. 2 УК, согласно которым именно для осуществления задач охраны указанных в ч. 1 ст. 2 УК объектов уголовный закон определяет, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями. Получается, что признание преступными посягательств на иные, не указанные в ст. 2 УК, объекты не основано на законе, противоречит ему и совершение таких деяний не может повлечь уголовно-правовые санкции.

И, к сожалению, опять приходится говорить о системном несовершенстве уголовного закона (формы) и уголовного права (содержания), в том числе системном несовершенстве внутри уголовного права и уголовного закона и несовершенстве осуществляемой государством уголовно-правовой политики.

Со второй задачей, стоящей перед уголовным правом и уголовным законом, – предупреждением преступлений – несколько проще и сложнее одновременно. Проще, если абстрагироваться от первой задачи – охраны благ и законных интересов силами уголовного закона. Тогда все действительно достаточно просто: предусматривая ответственность за конкретные виды преступного поведения, уголовный закон тем самым оказывает устрашающее – предупредительное – воздействие на неустойчивые категории граждан. Применение же уголовного закона к лицу, виновному в конкретном преступлении, выполняет задачи частной превенции в отношении этого лица: показывая ему последствия преступления закона, воспитывает в духе воздержания от дальнейшего совершения преступлений.

Однако если учесть имеющийся системный кризис уголовного права, который выражается в несоответствии объектов уголовно-правовой охраны кругу деяний, признаваемых преступными, с незаконным расширением последнего, следует признать и наличие проблем с предупреждением тех преступлений, законность которых, мягко говоря, вызывает сомнения. Отсутствие оснований для криминализации некоторых разновидностей опасного поведения, а именно, – непризнание уголовным законом объектов, на которые они посягают, объектами уголовно-правовой охраны, не дает оснований и для предупреждения подобных деяний силами и средствами уголовного закона. Соответственно, и для прояснения анализируемой задачи уголовного права требуется внесение корректировок в основную задачу – задачу охраны благ и законных интересов от преступных посягательств.

Функции уголовного права[206]

К функциям уголовного права, существование которых признается многими исследователями, следует отнести охранительную, предупредительную и воспитательную функции[209].

Охранительная функция[210], по мнению большинства ученых, исходя из задач, стоящих перед уголовным правом, должна быть признана едва ли не главной функцией уголовного права. На мой взгляд, она предполагает защиту правоохраняемых интересов путем установления уголовно-правового запрета.

В науке считают, что охранительная функция реализуется также и в применении уголовно-правовой нормы в случае нарушения уголовно-правового запрета. Так, В. Д. Филимонов, исчерпывая количество уголовно-правовых функций только охранительной функцией, разделяет ее на две составляющие: функцию предупреждения преступлений и их общественно опасных последствий (предупредительная функция) и функцию восстановления порядка общественных отношений, нарушенного совершением преступлений (восстановительная функция, или функция восстановления социальной справедливости)[211].

Думаю, что применение уголовно-правовой нормы к лицу, преступившему ее запрет, выходит за рамки охранительной функции; это проявление вовне функции регулятивной.

Исходя из изложенного, правильнее было бы говорить не об охранительной, а о предупредительно-охранительной (или охранительно-предупредительной) функции.

А. И. Коробеев, признающий существование восстановительной функции уголовного права[221], полагает, что она предназначена для восстановления нарушаемых преступлениями общественных отношений[222]. С наличием подобной функции у уголовного права сложно согласиться; думаю, что такого характера функции более присущи, например, гражданскому праву. Примечательно, что и сам А. И. Коробеев не приводит каких-либо примеров или даже обоснования существования восстановительной функции.

Действительно, можно в определенной степени говорить, что иногда происходит некоторое подобие восстановления нарушенных отношений (на мой взгляд, нарушенные преступлением отношения в принципе не могут быть восстановлены; могут возникнуть новые, однородные с нарушенными, отношения, в этом специфика уголовно-правовых отношений), но оно остается за рамками публичных уголовно-правовых отношений, субъектами в которых выступают лицо, совершившее преступное деяние, и государство. Лишь в рамках действия такого метода уголовно-правового регулирования, как дифференциация и индивидуализация ответственности, государство может принять во внимание отношения по восстановлению нарушенного блага, т. е. отношения, носящие частно-правовой характер и регулируемые, преимущественно, гражданским правом.

В. В. Мальцев выделяет и такую функцию, как функция обеспечения справедливости, под которой он понимает сохранение соответствия, поддержание адекватности уголовного права системе социальной справедливости существующего общества[224]. Едва ли с этим можно согласиться; справедливость – принцип права, в том числе уголовного. Низведение ее до уровня функции, по-моему, неверно методологически.

Наличие у уголовного права регулятивной функции признается не всеми учеными. Так, о такой функции не говорил, например, Б. В. Здравомыслов[225], не упоминает ее ныне и В. Д. Филимонов[226]. Напротив, многие современные исследователи полагают, что регулятивная функция в полной мере принадлежит уголовному праву. К ним следует отнести В. Д. Иванова, А. В. Наумова, А. Н. Игнатова, И. Я. Козаченко, А. И. Коробеева, А. И. Бойко, и др. Однако, одинаково называя эту функцию регулятивной, перечисленные и другие авторы наполняют ее принципиально разным содержанием.

Исходя из изложенного, следует признать наличие у уголовного права следующих основных функций: 1) предупредительно-охранительной и 2) регулятивной.

1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина,
собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды,
конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и
безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

2. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы
уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства
деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-
правового характера за совершение преступлений.

Комментарий к Ст. 2 Уголовного кодекса

1. Уголовный закон призван охранять общественные отношения от общественно опасных посягательств. В соответствии с Конституцией РФ в ч. 1 ст. 2 УК России закреплена иерархия ценностей, поставленных под уголовно-правовую охрану. Данная последовательность также соблюдена при конструировании Особенной части УК.

2. Уголовный закон призван предупреждать преступления. Предупреждению нарушений уголовно-правовых запретов со стороны лиц, уже совершивших преступления, служит частная превенция. Частная превенция достигается путем назначения таким лицам уголовного наказания или иных мер уголовно-правового характера.

Предупреждению нарушений уголовно-правовых запретов со стороны иных граждан служит общая превенция. Общая превенция достигается путем установления в уголовном законе не только норм-запретов, но и норм управомочивающих (например, об освобождении от уголовной ответственности в случае позитивного после преступного поведения виновного). Общее предупреждение осуществляется уже с момента опубликования закона.

Второй комментарий к Ст. 2 УК РФ

1. Из формулировки комментируемой статьи видно, что на первое место ставится охранительная функция уголовного права, являющаяся основной его задачей, ради реализации которой оно и существует.

2. Уголовный кодекс, определяя задачи уголовного законодательства, закрепил приоритеты уголовно-правовой охраны. Иерархия ценностей, защищаемых уголовным правом, выглядит следующим образом: личность — общество — государство. Приоритетная охрана личности исходит из Конституции РФ, соответствует традициям, существующим в развитых демократических государствах. На законодательном уровне сформулирована такая задача, как обеспечение мира и безопасности человечества. В числе задач уголовного законодательства предупреждение преступлений выделено впервые, хотя очевидно, что такая задача стояла всегда. Эта задача отражает предупредительную функцию уголовного права. Уголовному праву присуща воспитательная функция.

3. Реализация поставленных задач достигается специфическими средствами, предусмотренными ч. 2 ст. 2. В уголовном законе устанавливаются основания и принципы уголовной ответственности, определяется, какие опасные деяния признаются преступными, закрепляются виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера.

Третий комментарий к статье 2 УК РФ

1. В системе норм уголовного законодательства Российской Федерации ст. 2 УК играет исключительно важную роль. Она, по существу, раскрывает основное предназначение уголовного права, его служебную роль, которые, по определению закона, состоят в охране от преступных посягательств наиболее значимых социальных ценностей личности, общества и государства. Статья 2 УК говорит не о функциях Уголовного кодекса, а о его задачах. В этом нельзя усмотреть какого-либо противопоставления или принципиального различия между указанными терминами. Под функцией в философии понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Имея в виду это общее определение применительно к комментируемой статье УК, речь должна идти об уголовном праве в структуре более широкого, внутренне согласованного образования - правовой системы Российского государства. Внешним проявлением уголовного права является реализация его функций, в первую очередь охранительной и предупредительной, посредством фактического осуществления задач, поставленных законодателем перед данной отраслью права, о которых говорится в ст. 2 УК. И наоборот, осуществление стоящих перед уголовным законодательством задач и есть одновременно реализация его функций. Задачи и функции отрасли права соотносятся и неразрывно связаны друг с другом, что дает основание с известными оговорками рассматривать их как совпадающие понятия, поскольку основное назначение функции - максимально полно обеспечить реализацию задач.

2. Анализируя ст. 2 УК, необходимо отметить, что по сравнению с одноименной ст. 1 ранее действовавшего УК 1960 г. в ее содержании произошли принципиальные важные изменения. Они состоят в том, что комментируемая статья переориентирована на совершенно иную шкалу социальных ценностей, поставленных под охрану уголовного закона, в иерархии которых человек и гражданин, его права и свободы в соответствии с международно принятыми аксиологическими оценками поставлены на первое место, занимают самую высокую ступень, признаются приоритетным объектом правовой защиты от преступных посягательств.
Кроме этого, в развитие гуманистической направленности нового российского законодательства в ст. 2 УК провозглашается, что одной из его задач является "обеспечение мира и безопасности человечества". Эта благородная задача, в частности, решается посредством установления строгой ответственности за такие, например, преступления, как планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354), производство или распространение оружия массового уничтожения (ст. 355), геноцид и экоцид (ст. ст. 357, 358) и другие составы, предусмотренные гл. 34 УК - "Преступления против мира и безопасности человечества".

3. В предельно сжатых, но вместе с тем емких и четких формулах в ч. 1 ст. 2 УК раскрываются, по существу, основные блоки системы многообразных общественных отношений, составляющих объекты уголовно-правовой охраны, или, что то же самое, поставленных под защиту норм уголовного законодательства Российской Федерации. В качестве таких объектов закон называет: а) права и свободы человека и гражданина; б) собственность; в) общественный порядок; г) общественную безопасность; д) окружающую среду; е) конституционный строй Российской Федерации.
Каждый из названных объектов правовой охраны по своему содержанию и социальной сущности представляет собой относительно однородную общность отдельных групп общественных отношений, которые законодателем в качестве стабильного, научно обоснованного критерия положены в основание систематизации правовых норм по разделам и главам Особенной части Уголовного кодекса. Более детализированная структура УК РФ позволяет выделить не только групповые (родовые), но и надгрупповые (интегрированные) объекты уголовно-правовой охраны. В качестве последних выступает не одна однородная, а совокупность нескольких схожих, близких друг к другу групп общественных отношений, объединенных, однако, единым стержнем, общим для них началом. Такова, например, сфера экономики (раздел VIII Особенной части УК), которая объединяет отношения собственности, отношения в области экономической деятельности и отношения, нарушаемые преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях (соответственно главы 21, 22, 23 Особенной части УК), аналогичным образом с учетом соотношения надгруппового и родовых объектов правовой охраны классифицированы и нормы, предусматривающие ответственность за преступления против личности (раздел VII УК, содержащий пять самостоятельных глав).
Подобная систематизация нормативного материала в рамках Особенной части УК является свидетельством не только более совершенной законодательной техники, использующей в нормотворчестве рекомендации науки, но и имеет немаловажное практическое значение, существенно облегчая в процессе квалификации поиск и нахождение единственно необходимой уголовно-правовой нормы, полностью охватывающей оцениваемое преступление.

4. Под "правами и свободами человека и гражданина" понимаются, конечно, и личные неотъемлемые блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода), которые, как говорится в статье 17 Конституции Российской Федерации, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а также все законные интересы личности, в том числе и имущественные. Основные из них, составляя правовой статус личности в Российской Федерации, регламентированы в главе 2 Конституции РФ. Человек, его права, свободы, блага и интересы охраняются уголовным законом независимо от его национальности, гражданства, пола, возраста, дееспособности и правоспособности. Спектр прав и свобод гражданина и человека, гарантированных Конституцией РФ, чрезвычайно широк, но он, разумеется, не исчерпывается лишь непосредственно предусмотренными в ее гл. 2. В частности, гражданин имеет неотъемлемое субсидиарное право на необходимую оборону (ст. 37 УК России) от общественно опасного посягательства, право устранять опасность, непосредственно угрожающую правоохраняемым интересам, путем акта крайней необходимости (статья 39 УК РФ), право на обоснованный риск для достижения общественно полезной цели (ст. 41 УК) и т.д.

5. Собственность как объект уголовно-правовой охраны составляют материальные общественные отношения, составляющие в совокупности экономический базис российского общества, основу его экономической системы. Уголовный закон в равной мере охраняет все формы собственности: государственную, общественную, включая и частную, независимо от того, кто на законных основаниях владеет, пользуется и распоряжается ее материальными, вещественными субстратами. В соответствии с п. 4 ст. 212 ГК РФ право всех собственников - граждан, юридических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - защищается равным образом. Из этого же принципа исходят и нормы гл. 21 "Преступления против собственности" УК РФ.

6. Под общественным порядком как объектом уголовно-правовой охраны следует понимать совокупность общественных отношений, основанных на нормах морали и нравственности, общепризнанных правилах человеческого общежития и обеспечивающих нормальные условия труда, отдыха и быта, участия граждан в межличностных контактах с другими людьми и в иных формах общественной жизни. Надлежащий общественный порядок, кроме того, является необходимым условием, определенной предпосылкой полнокровного функционирования практически всех других общественных отношений, непосредственно, т.е. напрямую, не связанных с рассматриваемой социальной категорией, хотя в большей или меньшей степени и зависящей от ее состояния. Общественный порядок в значении социальной категории, будучи урегулированным юридическими нормами различных отраслей права, принимает форму правопорядка.

7. Общественная безопасность - это такое состояние отношений, которое исключает реальную угрозу (опасность) причинения вреда жизни и здоровью человека, материальным объектам собственности в различных сферах совместной жизнедеятельности людей, главным образом в области работы технических средств (транспорт, объекты атомной энергетики, горные и строительные работы, взрывоопасные предприятия) и обращения различных веществ (взрывчатых, легковоспламеняющихся, пиротехнических изделий, радиоактивных материалов и т.д.).

8. Впервые в истории российского уголовного законодательства новый УК выделяет задачу охраны окружающей среды, что продиктовано современными общественными потребностями, удручающим состоянием природы и расточительным, а порой и хищническим природопользованием, исключительно высоким уровнем экологической преступности. Объектом правовой охраны от экологических преступлений выступает здесь специфическая группа однородных комплексных общественных отношений, сложившихся в обширной сфере взаимодействия общества и природы, которые охватывают отношения по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения (более подробно см. п. 1 комментария к ст. 246 УК).

9. И, наконец, последним объектом уголовно-правовой охраны ч. 1 ст. 2 УК называет "конституционный строй Российской Федерации". В комментарии к указанной статье УК вряд ли есть необходимость пространно анализировать составляющие элементы этого сложного по своему содержанию и структуре интегрированного объекта, поскольку они на высшем законодательном уровне подробно раскрыты в ст. ст. 1 - 16 главы 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ. Достаточно лишь упомянуть, что защите этого важного объекта уголовно-правовой охраны в Особенной части УК посвящена целая глава - гл. 29 "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства", десять статей которой (ст. ст. 275 - 284) формулируют признаки составов соответствующих преступлений.

10. Впервые, помимо охраны системы общественных отношений, к числу задач УК РФ закон относит и предупреждение преступлений, имея в виду как общую, так и частную превенцию (см. комментарий к ст. 43 УК России).

11. Часть 2 ст. 2 УК определяет средства достижения задач Уголовного кодекса РФ, указывая, что для этого он устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, круг преступных деяний, а также виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера, предусмотренные за их совершение.

По сравнению с ранее действовавшим УК РСФСР ч. 2 ст. 2 УК 1996 г. вводит в круг правовых средств осуществления его задач нормы не только Особенной, но и Общей части. И это совершенно правильно, ибо нормы особенной части для осуществления указанных выше задач не могут быть реализованы сами по себе, вне их неразрывной связи с соответствующими нормами общей части уголовного законодательства.

И еще одно обстоятельство необходимо отметить. УК РФ 1996 г. насчитывает почти на 100 статей больше, чем содержалось в УК РСФСР 1960 г. на момент его принятия. Это не просто количественное сопоставление объема нормативного материала одноименных кодифицированных актов. Оно в значительной мере определяет и качественную характеристику реального осуществления задачи охраны уголовным законом системы социальных ценностей общества. Между количеством и качеством в данном соотношении задач и средств их осуществления имеется прямая зависимость: чем полнее, богаче, совершеннее нормативный материал, составляющий содержание Кодекса, тем шире сфера уголовно-правового регулирования и охраны, тем уже "поле" его пробельности, а в итоге - эффективнее реализация поставленных перед уголовным законодательством задач. УК РФ 1996 г. по объему своего содержания тяготеет к типу так называемого казуистического уголовного кодекса.

Основными задачами уголовного права являются охранительная и предупредительная.

Уголовное право, как и уголовное законодательство, призвано, в первую очередь, охранять права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую природную среду, конституционный строй Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечивать мир и безопасность человечества, а во-вторых, предупреждать совершение преступлений (ч. 1 ст. 2 УК).

Средствами решения названных задач являются: 1) установление основания и принципов уголовной ответственности; 2) определение круга преступлений; 3) установление видов наказаний и других мер уголовно-правового характера (ч. 2 ст. 2 УК).

Вместе с тем нужно иметь в виду, что возможности охраны указанных благ уголовно-правовыми средствами весьма ограниченны. Большая часть уголовно-правовых отношений возникает в связи с совершением преступлений, т.е. тогда, когда правоохраняемым ценностям уже нанесен определенный вред. В связи с этим большое значение приобретает вторая задача уголовного права — предупреждение преступлений.

Предупредительная задача уголовного права решается посредством:

общего психологического воздействия как на сознание правопо-слушного гражданина, так и на сознание лиц, допускающих различные виды отклоняющегося поведения, самим фактом установления уголовно-правового запрета (общая превенция уголовного закона);

назначения наказания, преследующего цели специальной (несовершение новых преступлений осужденными) и общей (несовершение преступлений иными лицами) превенции, лицам, признанным виновными в совершении преступления;

включения в УК норм о добровольном отказе от совершения преступления, деятельном раскаянии, обстоятельствах, исключающих преступность деяния;

Нет. Уголовный закон как источник уголовного права. Уголовный закон является единственным источником российского уголовного права. Уголовно-правовые нормы содержатся только в нем. Не признаются источником уголовного права правоприменительные акты, дающие обязательное толкование уголовного закона. Не создают новых уголовно-правовых норм и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации. На основе судебной практики они раскрывают содержание уже существующих в уголовном законе норм.

Не являются источником уголовного права в России обычай и судебный прецедент; иное привело бы к господству в судебно-следственных органах объективного вменения и произвола.

Уголовный закон – принятый высшим органом законодательной власти РФ кодифицированный акт, содержащий совокупность уголовно-правовых норм, в которых устанавливаются принципы и общие положения уголовной ответственности, определяется, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания подлежат применению к лицам, их совер Уголовное право – одна из ведущих отраслей публичного права, представляющая собой систему взаимосвязанных и структурированных норм, устанавливающих основания и принципы уголовной ответственности, определяющих круг преступленийи устанавливающих виды и размер наказаний и иных мер уголовно-правового характера за их совершение. шившим, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

9. Какие проблемы науки уголовного права являются наиболее актуальными?

10. Что понимается под принципами уголовного права?

Принципы уголовного права — это вытекающие из социально-экономической природы российского общества, его интересов и особенностей культуры, нравственных, этических, политических, правовых и иных воззрений, основанные на положениях Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права основополагающие начала, руководящие идеи, которые, получив воплощение в нормах отечественного уголовного права, определяют характер и содержание уголовного права в целом, всех его институтов и норм, всего уголовного законодательства и практики его применения.

Принципы служат регуляторами, призванными обеспечивать не только целесообразное, но и одновременно разумное, наиболее рациональное осуществление уголовно-правовых задач, чтобы социальный и в том числе уголовно-правовой эффект от использования уголовно-правовых средств был наивысшим, а отрицательные последствия их применения были сведены к минимуму.

В УК сформулированы пять принципов уголовного права:законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма (ст. 3-7). Каждый из принципов качественно определен, имеет свое специфическое содержание и самостоятельное значение, но при этом все они тесно взаимосвязаны, представляют собой целостную систему принципов, во взаимодействии оказывающих определяющее влияние как на процесс создания уголовно-правовых норм, так и на процесс их применения.

Принцип законности

Принцип законности — это конституционный принцип государственной и общественной жизни Российской Федерации (ст. 4, 15, 54, 55 и др. Конституции РФ). Содержание уголовно-правового принципа законности раскрывается в ст. 3 УК, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно- правовые последствия определяются только УК. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Это означает, что:

  • только действующий уголовный закон, т.е. УК, определяет, какие деяния (действия или бездействие) признаются преступными;
  • к уголовной ответственности может быть привлечено лишь лицо, совершившее преступление;
  • за совершение преступления могут быть применены только такие меры уголовно-правового воздействия и в таких пределах, которые предусматриваются уголовным законом.

Принцип законности содержит запрет применения к лицу, совершившему деяние (даже если оно общественно опасное), ответственность за которое в УК не предусмотрена, сходной нормы уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 3 УК).


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читайте также: