Кто занимает должность министерства образования

Обновлено: 28.06.2024

С 23 июля департаментом образования и науки Москвы будет руководить Александр Молотков. Он сменил на этом посту Исаака Калину, который возглавлял столичное образование 10 лет.

Ирина Мишина

Из указа, который подписал Сергей Собянин, следует, что Александр Молотков назначен на новую должность на срок полномочий мэра.

Таким образом, новый руководитель образования никогда учительством и преподаванием не занимался.

Именно при Исааке Калине в Москве был введен в обязательном порядке ЕГЭ, который до сих пор вызывает массу споров. "Эпоха Калины" в московском образовании запомнится также введением электронной записи в детские сады и школы, высокими результатами московских школьников на всероссийских и международных олимпиадах, созданием электронной школы. Также в "эпоху Калины" директора московских школ превратились в касту высокооплачиваемых чиновников, напрямую подчиняющихся департаменту образования.

Многие родители не без основания критиковали и систему питания, внедренную в московских школах в последние годы.

Смена руководителя в столичном образовании уже стала одной из самых обсуждаемых тем в соцсетях. Из комментариев в Фэйсбуке.

Анна Пономаренко: "Как может УПРАВЛЯТЬ ОБРАЗОВАНИЕМ человек, который к ДЕТЯМ НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ. Ну как такое возможно? Каждый должен заниматься своим делом!Как строитель может управлять процессом обучения в школах/садах? Всё равно, что бухгалтер начнёт "первоклассно" лечить зубы и оперировать пациентов".

Вадим Соловьев: "Неужто среди московских профессиональных преподавателей нет ни одного, знающего проблемы образования лучше, чем экономист-строитель? А может стоило пообщаться с теми, кто готов предложить свою программу?"

Марина Кузина: " Управляют образованием люди,не имеющие к нему никакого отношения.Что может знать и понимать о школе инженер- строитель? Наверное,будет "строить" учителей,которых его предшественник уже "опустил ниже плинтуса. Сегодня на ЕГЭ детям дали инструкцию,составленную с ошибкой.Вот такие безграмотные инженеры - строители - предприниматели сидят в Департаменте и управляют столичным образованием".

Сергей Овченков: "Достойный человек для своего времени, прошедший все ступени становления, как руководитель. Сегодня, следует признать, что образование и наука - это бизнес. Александр Молотков соответствует занимаемой должности на этапе коммерциализации науки и образования".

Однако, руководители образовательных организаций не столь пессимистичны в своих прогнозах. "Я знаю Александра Борисовича Молоткова не первый год, он ранее курировал Юго-Западный округ в департаменте образования Москвы. Это деликатный, интеллигентный человек, который уважительно относится к педагогам. У меня нет сомнений, что он справится, тем более, что задачи перед ним стоят сугубо управленческие. Он давно работает в системе московского образования, достаточно погружен в эту систему", - заявил "НИ" заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик РАО, директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург. На наш вопрос об отсутствии у Александра Молоткова педагогического образования Евгений Ямбург ответил: "У него достаточно заместителей, имеющих педагогическое образование. Для обсуждения специальных вопросов он может привлечь экспертное сообщество. Справится!".

Сопредседатель межрегионального профсоюза "Учитель" Марина Балуева более осторожна в своих оценках:"Вся административная надстройка столичного образования давно живет за счет "роспила" бюджета, хорошее образование им не нужно. Они руководят так, как будто педагогики не существует. Поэтому смена Калины на Молоткова - это все равно, что поменять шило на мыло. Сейчас многие возмущены тем, что у нового руководителя департамента образования и науки нет педагогического образования. У Калины оно было, но от этого решения, которые он принимал, грамотнее не становились. Последние годы просто шло освоение бюджета под надуманные образовательные проекты, многие из которых проваливались. Я думаю, что при всех претензиях к ЕГЭ его отмена была бы сейчас пагубной, потому что он поддерживал хоть какую-то форму в образовании. А так - у нас давно имитация образования, "потёмкинские деревни". Что будет дальше? То же, что и раньше. Учителя будут писать отчеты, осваивать какие-то новые технологии, а дети будут предоставлены сами себе и родителям", - считает Марина Балуева.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.



Должность: премьер-министр

Дата и место рождения: 3 марта 1966 года, Москва

Образование: Московский станкоинструментальный институт (1989)

Специальность: системы автоматизированного проектирования

Ученая степень: доктор экономических наук


Должность: первый вице-премьер

Год и место рождения: 17 марта 1959 года, Москва

Образование: МГУ им. М.В. Ломоносова (1981)

Специальность: экономист-кибернетик

Ученая степень: доктор экономических наук


Должность: вице-премьер — глава аппарата правительства

Дата и место рождения: 14 июля 1978 года, Нижневартовск (ХМАО)

Образование: Институт экономики, права и естественных специальностей Кубанского госуниверситета (2000)

Специальность: юрист


Должность: вице-премьер

Дата и место рождения: 22 мая 1975 года, Черногорск (Хакасия)

Образование: Красноярский государственный аграрный университет (1998)

Специальность: землеустройство

Дополнительное образование: профессиональная переподготовка в Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации (2004)


Должность: вице-премьер

Дата и место рождения: 9 декабря 1964 года, Коростышев (Украина)

Образование: Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева (1986)

Специальность: экономическая кибернетика

Ученая степень: кандидат экономических наук


Должность: вице-премьер

Дата и место рождения: 9 августа 1966 года, Казань

Образование: Казанский финансово-экономический институт (1990)

Специальность: экономист

Ученая степень: кандидат экономических наук


Должность: вице-премьер

Дата и место рождения: 20 сентября 1968 года, Саратов

Специальность: инженер-системотехник


Должность: вице-премьер

Дата и место рождения: 31 декабря 1956 года, Вышний Волочек (Тверская область)

Образование: Пушкинское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО (1978)

Дополнительное образование: факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ (1985)

Ученая степень: доктор технических наук


Должность: вице-премьер

Дата и место рождения: 9 февраля 1966 года, Мытищи (Московская область)

Образование: Московский институт народного хозяйства имени Г.В. Плеханова (1987)

Специальность: экономика труда

Ученая степень: доктор экономических наук


Должность: вице-премьер

Дата и место рождения: 1 марта 1956 года, пос. Полазна (Пермский край)

Образование: Пермский политехнический институт (1978)

Специальность: горный инженер


Должность: министр просвещения

Дата и место рождения: 17 марта 1974 года, Москва

Образование: Московский государственный открытый педагогический университет (1996)

Специальность: учитель математики и информатики

Ученая степень: доктор педагогических наук


Должность: министр экономического развития

Дата и место рождения: 11 июля 1979 года, Пермь

Образование: Пермский государственный университет (2000)

Специальность: экономист-математик

Ученая степень: кандидат экономических наук


Должность: министр науки и высшего образования

Дата и место рождения: 18 октября 1978 года, Тюмень

Образование: Институт государства и права (подразделение Тюменского госуниверситета)

Специальность: юриспруденция

Ученая степень: кандидат юридических наук


Должность: министр юстиции

Дата и место рождения: 12 июля 1965 года, Липецк

Образование: Ленинградский государственный университет (1987)

Специальность: юрист


Должность: министр спорта

Дата и место рождения: 19 мая 1964 года, Москва

Образование: Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры (1985)

Ученая степень: доктор педагогических наук


Должность: министр культуры

Дата и место рождения: 31 декабря 1980 года, Москва

Образование: МГУ, факультет журналистики

Специальность: журналист

Дополнительное образование: факультет театроведения ГИТИСа


Должность: министр здравоохранения

Дата и место рождения: 9 января 1967 года, Свердловск (ныне Екатеринбург)

Образование: Уральский государственный медицинский институт (1992)

Специальность: лечебное дело


Должность: министр труда и социальной защиты

Дата и место рождения: 15 августа 1980 года, Куйбышев (ныне Самара)

Образование: Самарская государственная экономическая академия (2002)

Специальность: экономическая теория

Ученая степень: кандидат экономических наук


Должность: министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций

Дата и место рождения: 11 ноября 1979 года, Москва

Образование: Московский государственный социальный университет Министерства труда и социального развития (2004)

Специальность: социология


Должность: министр транспорта

Дата и место рождения: 8 сентября 1973 года, Мытищи (Московская область)

Образование: Московский инженерно-физический институт (1996)

Специальность: прикладная математика


Должность: министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)

Дата и место рождения: 18 августа 1966 года, Ленинград (ныне Санкт-Петербург)

Образование: два факультета Санкт-Петербургского института бизнеса и права

Специальность: экономика, финансы и кредит

Дополнительное образование: профессиональная переподготовка в Военной академии Генштаба Вооруженных сил РФ (2013)


Должность: министр природных ресурсов и экологии

Дата и место рождения: 7 июля 1971 года, Астрахань

Образование: Уфимский нефтяной институт (1993)

Специальность: горный инженер-геофизик

Ученая степень: кандидат экономических наук


Должность: министр по развитию Дальнего Востока и Арктики

Дата и место рождения: 2 января 1981 года, Южно-Сахалинск

Образование: Московская академия предпринимательства при правительстве Москвы (2003)

Специальность: юриспруденция


Должность: министр внутренних дел

Дата и место рождения: 11 мая 1961 года, Нижний Ломов (Пензенская область)

Образование: Высшее политическое училище МВД СССР (1989)

Специальность: правоведение

Ученая степень: доктор юридических наук



Должность: министр иностранных дел

Дата и место рождения: 21 марта 1950 года, Москва

Образование: МГИМО (1972), восточное отделение

Специальность: референт по странам Востока


Должность: министр промышленности и торговли

Дата и место рождения: 23 февраля 1969 года, Мурманск

Образование: МГУ (1994), социологический факультет

Специальность: социология

Ученая степень: кандидат экономических наук


Должность: министр энергетики

Дата и место рождения: 23 августа 1971 года, Авдеевка (Украина)

Образование: Норильский индустриальный институт (1993)

Специальность: экономика и управление в металлургии


Должность: министр сельского хозяйства

Дата и место рождения: 13 октября 1977 года, Ленинград (ныне Санкт-Петербург)

Образование: Государственный университет управления (1999)

Специальность: менеджмент

Ученая степень: доктор экономических наук



Должность: министр обороны

Дата и место рождения: 21 мая 1955 года, Чадан (Тува)

Образование: Красноярский политехнический институт (1977)

Специальность: инженер-строитель

Ученая степень: кандидат экономических наук


Должность: министр финансов

Дата и место рождения: 12 апреля 1963 года, Москва

Образование: Московский финансовый институт (1985)

Специальность: финансы и кредит

Ученая степень: доктор экономических наук


Должность: министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Дата и место рождения: 14 июня 1968 года, Нефтекамск (Башкирия)

Образование: Тюменский государственный университет (1993)

Специальность: правоведение

Ученая степень: кандидат экономических наук

Министерство образования и науки РФ – это орган государственной исполнительной власти, занимающийся разработкой основ функционирования образовательной системы страны, выработкой государственной политики в данной сфере, определением основных направлений развития образования, разных его уровней и сфер на конкретный временной период и перспективу.

Данный орган исполняет свою деятельность на основании приказов Президента РФ и Постановлений Правительства.

Согласно основам функционирования Минобрнауки РФ имеет ряд полномочий, целевое назначение своей деятельности и задачи деятельности, причем, каждое подразделение выполняет свои определенные задачи, которые направлены на достижение общей цели.

Полномочия Минобрнауки РФ

Согласно приказу об основах деятельности Минобрнауки РФ, принятому 15.07.2018 года, оно имеет следующие полномочия:

  1. Занимается ведением дел образования и просвещения страны.
  2. Разрабатывает проекты законом и нормативных актов, регулирующих деятельность различных структур в сфере образования и вносит их на рассмотрение Правительству РФ.
  3. Занимается определением перечня специальностей по различным направлениям высшей школы.
  4. Разрабатывает основы использования образовательными организациями разных уровней и типов системы дистанционного обучения, электронных ресурсов, ориентируясь на их соответствие образовательным программам и направлениям их реализации.
  5. Разрабатывает основы реализации образовательных программ высшего, среднего профессионального образования, а также программы дополнительного профессионального образования.
  6. Разрабатывает основы реализации программ образования на дошкольном и школьном уровнях образовательной деятельности.
  7. Разрабатывает основы ведения учета и контроля реализации образовательных программ на различных уровнях.
  8. Разрабатывает основы практической подготовки обучающихся.
  9. Занимается определение порядка реализации методической деятельности на разных уровнях и этапах обучения.
  10. Занимается разработкой показателей, критериев оценки реализации образовательных программ, а также периода ее проведения, используемых методов и средств, механизмов выполнения оценочной деятельности.
  11. Разрабатывает основы функционирования и правила оценивания деятельности национальных исследовательских университетов.
  12. Формирует образцы студенческих документов и порядок их предоставления.
  13. Занимается исследованием вопросов предоставления академических отпусков студентам и разрабатывает порядок их предоставления.
  14. Занимается вопросами назначения стипендий, порядка их выплат, сумм и возможностей получения.
  15. Координирует проведение фундаментальных научных исследований.
  16. Выполняет мониторинг образовательной деятельности, научно-технического развития государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Данные полномочия свидетельствует о широкой сфере деятельности Министерства образования и науки и его большом влиянии на образовательную деятельность в целом и на ее развитие по отдельным направлениям.

Структурные подразделения Минобрнауки и их функциональная роль

В состав Министерства образования и науки РФ входят следующие структурные подразделения:

  • Административный департамент. В его функции входит ведение делопроизводства данного органа исполнительной власти. Он занимается ведением документации министерства, приемом и разбором корреспонденции, регистрацией приказов и постановлений Министерства, ведет учет и хранение документации, занимается архивной деятельностью;
  • Департамент аттестации научных и научно-педагогических кадров. Данное подразделение занимается определением основ проведения аттестации педагогов, порядка ее реализации, правил присвоения научных степеней, их проверки, присвоения и признания и решает иные вопросы, касающиеся аттестации педагогов;
  • Департамент бюджетных инвестиций. В его функции входит распределение бюджетных ассигнований на очередной учебный год и плановый период, решает вопросы инвестирования в сфере образования, исследует вопросы целевого финансирования, контролирует адресность распределения бюджетных ассигнований;
  • Департамент государственной политики в сфере высшего образования. Его функциональная роль сводится к координации деятельности высшей школы, структурировании образовательных организаций системы высшего профессионального образования, выдаче лицензий на осуществление образовательной деятельности негосударственными структурами, определению требований к педагогическим кадрам высшей школы и решению иных вопросов, касающихся порядка функционирования высших учебных заведений, получение степени бакалавра и магистра и анализа реализации образовательных программ высшей профессиональной подготовки;
  • Департамент координации информационной и просветительской деятельности. В его функции входит работа по реализации единой информационной политики Министерства и организации просветительской деятельности. Данное подразделение осуществляет разработку методических материалов по аспектам информационной работы Министерства, разрабатывает информационные проекты, координирует просветительскую деятельность в области демонстрации и распространения достижений отечественной науки и практики;
  • Департамент координации деятельности образовательных организаций. Он разрабатывает основы функционирования образовательных организаций, решает вопросы подготовки и переподготовки педагогических кадров, осуществляющих деятельность на разных уровнях образования;
  • Департамент координации деятельности научных заведений. Данное подразделение регулирует порядок организации и функционирования учреждений научной направленности, функционирующих на территории РФ, координируя проведение научно-исследовательской деятельности государственных учреждений по различным направлениям;
  • Департамент координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук. Он занимается соответствующими вопросами функционирования образовательных организаций сельскохозяйственной направленности и разработкой образовательных программ данного направления;
  • Департамент государственной службы и кадровой политики. В сферу его функционирования входят вопросы кадрового обеспечения Министерства и его подведомственных учреждений;
  • Департамент государственной молодежной политики и воспитательной деятельности. Он определяет основы воспитательной работы с учащимися на разных уровнях и этапах обучения, в разных образовательных организациях;
  • Департамент международного сотрудничества. В сферу его деятельности входят вопросы сотрудничества с разными странами в сфере образовательной деятельности, принятие и передача передового педагогического опыта, построение образовательной деятельности в соответствии с международными требованиями;
  • Департамент инноваций и перспективных исследований. Он осуществляет регламентирование инновационных направлений деятельности образовательных организаций и порядок проведения разнообразных исследований;
  • Департамент стратегического развития. Он определяет стратегию развития и функционирования Министерства, его подразделений и подведомственных структур.

Каждый из этих департаментов выполняет определенную функциональную роль, реализация которой ориентирована на обеспечение плодотворной работы всех структур системы образования.

Разделить Министерство образования и науки РФ президенту предложил вновь назначенный премьер-министр Дмитрий Медведев. Реорганизация, по его мнению, "позволит лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования".

Прежнее объединение в одном ведомстве управления всеми уровнями образования, да еще и наукой было ошибкой, которая привела к снижению уровня подготовки в колледжах и повальной ориентации всех учащихся на получение высшего образования, поэтому преобразования в структуре Минобра назрели давно, отметил президент Всероссийского фонда образования, профессор Сергей Комков.

"Почти 20 лет все ведущие эксперты в данной области говорят о том, что объединение общего среднего образования, высшего профессионального образования и науки в ведение одной государственной структуры было большой стратегической ошибкой. Потому что система общего среднего образования тем самым была фактически отдана на откуп муниципальным властям, у которых для ее качественного развития порой не хватало ни материальных ресурсов, ни методического обеспечения, ни административной поддержки, – рассказал Сергей Комков Накануне.RU. – Резко снизился уровень внеклассной и внеурочной воспитательной работы, уровень развивающей деятельности школьников. Всех стали ориентировать исключительно на подготовку к поступлению в вуз. Без разницы в какой! Именно поэтому практически на-ура прошла, так называемая, "реформа" по внедрению в российских школах ЕГЭ".

Руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем Александр Жилин отмечает, что в постсоветское время по сфере образования был нанесен "сокрушительный удар либералами".

С виду реорганизация самого Минобра напоминает возврат к советскому опыту, при котором существовало несколько образовательных ведомств. За школьное образование отвечало Министерство просвещения, за высшее – Госкомитет высшей школы, отдельно существовала Академия наук, напоминает историк, соавтор проекта "Последний звонок" Евгений Спицын. Впрочем, нынешняя реорганизация могла понадобиться вовсе не для достижения благой цели спасения образования и науки, а для того, чтобы поделить власть между лоббистами.

фурсенко андрей министр образования(2010)|Фото: Накануне.RU

Опыт показывает, что в РФ постоянные правительственные реорганизации принципиально не меняют ситуацию с проводимой политикой. "В данном случае, я думаю, просто идет борьба разных группировок, которые хотят взять под контроль те или иные сферы государственного управления и соответствующие денежные потоки. Идет борьба за кресла между отдельными группировками. За кресла борются хорошо известные разные группировки в Администрации президента, Правительстве, Академии наук. Есть группировка Фурсенко-Ковальчука, они хотели поставить своего человека президентом РАН, но им это не удалось. Есть группировка Грефа-Кудрина-Кузьминова – группировка Высшей школы экономики. Есть группировки, которые существуют в РАН. Здесь завязано довольно много интересов и политических моментов", – считает он.

Евгений Спицын отмечает, что назначение Ольги Васильевой министром образования стало "ударом под дых той либеральной своре, которая все эти годы командовала образованием". Теперь реформаторы хотят вновь оказаться у руля.

"На мой взгляд, министр Васильева, которая пришла полтора года назад в министерство, только вошла в курс дела, начала что-то потихоньку исправлять. И бах! Все начинать сначала, что ли? Я этого не понимаю. По моему ощущению, она какой-то министерский пост должна занять, скорее всего, в Министерстве просвещения", – добавил историк.

Политолог Павел Салин напоминает, что против министра Ольги Васильевой последние два месяца шла достаточно интенсивная кампания, либеральная группа влияния была недовольна перспективами сохранения ею поста в Правительстве, в то же время у госпожи Васильевой есть влиятельные аппаратные покровители. "Принято соломоново решение – уж если ей действительно больше нравится то, что называется "просвещением", то ей решено отдать этот школьный блок среднего образования, а представителям либерального блока отдать высшее образование и науку", – говорит эксперт.

Министерство образования и науки, экспертиза учебников, Ольга Васильева(2018)|Фото: минобрнауки.рф

По информации СМИ, возможным претендентом на пост министра просвещения называют руководителя центра для одаренных детей "Сириус" Елену Шмелеву.

Властям придется выбрать между эволюцией в лице Васильвой и революцией в лице Шмелевой, полагает Сергей Комков.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Могу сказать лишь одно: назначение на пост министра просвещения уже проверенной временем Ольги Юрьевны Васильевой будет означать продолжение "эволюционного пути развития" российской системы образования и планомерного ухода от навязанных нам западными "советниками" и "консультантами" стандартов. А назначение министром просвещения мало кому известной Елены Владимировны Шмелевой может означать переход к "революционному пути развития" нашей отечественной системы образования. Так как ей либо придется полностью сменить свою парадигму, созданную во время работы с одаренными детьми, либо активно и достаточно быстро ломать сложившуюся порочную систему управления образованием. В первую очередь, ей придется принципиально решить вопрос по поводу ЕГЭ, так как ЕГЭ и работа с одаренными детьми – понятия несовместимые. А, во-вторых, ей придется достаточно активно заняться искоренением всей системы бюрократизации, сложившейся в российском образовании за последние 15-20 лет. И особое внимание обратить на возрождение работы во внеурочное время", – отметил профессор.

Кандидатом на пост министра науки называют заместителя Васильевой по научной и инновационой деятельности Григория Трубникова.

Григорий Трубников(2018)|Фото: минобрнауки.рф

"У Ольги Васильевой есть зам, который курирует науку, молодой академик, физик. Я ничего не хочу сказать про этого человека, потому что я ничего о нем не знаю, насколько он крупный ученый, насколько хороший он организатор. У нас наука сейчас опущена до такого плинтусного состояния, что мы даже не знаем, насколько у нас серьезные научные школы, какие из них сохранились, насколько они авторитетны в мировом научном сообществе", – сказал Евгений Спицын.

Профессор Сергей Комков считает, что возглавить Миннауки должен один из действующих успешных ректоров вузов, либо один из руководителей РАН, активно сотрудничающий с высшей профессиональной школой и вузовским сообществом.

"Наука – это серьезная сфера, которой должны заниматься серьезные люди. Но я очень боюсь, что снова всплывет фигура или Фурсенко, или что-то типа него", – предположил Александр Жилин.

Наука нуждается в развитии, и упразднение ФАНО, существовавшего отдельно от Министерства образования и науки, выглядит вполне логичным шагом, считает Сергей Комков.

"Идея создания так называемого ФАНО изначально была воспринята всеми экспертами весьма скептически. Никакого дублирования функций в системе управления высшим образованием и наукой быть не должно!" – сказал профессор.

школа, ЕГЭ, урок, экзамен(2016)|Фото: posta-magazine.ru

Еще одной новацией станет вынесение Рособрнадзора из ведения образовательного ведомства. Надзорный орган будет находиться "под Правительством" и контролировать деятельность средней, высшей школ и науки.

Стоит ли ждать от преобразований пользы или это очередная формальная перестановка, станет известно в конце недели, когда будут названы имена членов нового Правительства.

"По-хорошему, во главе министерства должен стать человек наподобие Берии, Мехлиса, Молотова, который своей железной рукой мог бы навести там порядок, привести систему в чувство – встряхнуть, провести чистку, не формальную, а настоящую, и нацелить людей на выполнение важнейших государственных задач. Совершенно очевидно: если мы окончательно угробим науку и образование, у страны не будет будущего", – резюмировал Евгений Спицын.

Читайте также: