Кто заключил данное соглашение история 8 класс по истории

Обновлено: 25.06.2024

Внутрипредметные связи. Наполеоновские войны, их результаты.

Первый вариант проведения урока

1. Состав Венского конгресса.

2. Основные спорные вопросы.

4. Венская система.

1. Учитель напоминает ученикам о событиях 1813—1814 гг. и поражении Наполеона, а затем переходит к рассказу о подписании мирного договора с Францией и созыве Венского конгресса. По ходу рассказа учащимся могут быть заданы следующие вопросы:

1. На конгресс прибыли представители 216 стран, а реальные переговоры велись только пятью из них. Объясните данный исторический факт.

2. Почему именно Россия, Великобритания, Пруссия, Австрия и Франция были ведущими странами на переговорах?

3. Почему страны-победительницы допустили Францию к участию в переговорах практически на равных?

Задание для группы, изучающей территориальный вопрос

2. Почему все государства возражали против территориальных претензий России?

Задание для группы, изучающей германский вопрос

2. Чем отличались отношения между государствами Германского союза и государствами Священной Римской империи германского народа? Стала ли Германия единой?

Задание для группы, изучающей вопрос о судьбе реформ в Европе

Надо ли вернуться к границам 1792 г. или закрепить территориальные завоевания стран-победительниц?

Перекроили карту Европы в пользу стран-победительниц: Россия получила Великое герцогство Варшавское и права на Финляндию и Бессарабию; Швеция — Норвегию; Пруссия — часть Великого герцогства Варшавского, часть Саксонии, Рейнскую область, Вестфалию и Померанию; Австрия — часть Великого герцогства Варшавского, территорию Венецианской республики и Далмацию; Нидерландское королевство включило в себя Голландию и Южные Нидерланды (Бельгия). Узаконены колониальные захваты Англии (у Франции и Испании)

Надо ли восстанавливать Священную Римскую империю германского народа для поддержания равновесия сил?

Решено не восстанавливать Священную Римскую империю германского народа, а образовать в ее границах новую конфедерацию — Германский союз, председателем которого был австрийский император

Сохранить или упразднить законодательство, введенное Наполеоном?

Широкое распространение принципа конституционного правления (Франция, Нидерландское королевство, Швеция, Норвегия, ряд западногерманских государств, Царство Польское и Великое герцогство Финляндское в составе Российской империи)

Способы урегулирования дальнейших конфликтов

Принцип легитимизма в международных отношениях — гарантия от повторения революций. Система международных договоров и соглашений. Система коллективной дипломатии — создание в 1818 г. профессиональной унифицированной дипломатической службы

2. Сформулируйте общую европейскую тенденцию в отношении конституционного правления и политических реформ.

4. На последнем этапе урока учитель рассказывает о создании Священного союза и его функциях. Учащиеся заполняют последнюю строку таблицы. Можно выполнить задание 11 на с. 18 в рабочей тетради.

В зависимости от наличия времени и уровня подготовленности класса материалы учебника можно дополнить работой с фрагментами документа.

Акт Священного союза, заключенный Австрией, Пруссией и Россией

Париж, 26 сентября 1815 г.

«Их величества — император австрийский, король прусский и император всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших Европу в течение трех последних лет.

Объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенной их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями, сея святые веры, заповедями любви, правды и мира.

На сем основании их величества согласились в следующих статьях:

Ст. 1. . они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и к войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены для охранения веры, мира и правды.

1. Каковы, согласно документу, цели создания Священного союза?

2. Какова позиция документа в отношении царской власти?

3. Определите, что, согласно документу, является основами прочного мира?

Затем подводятся итоги деятельности Венского конгресса и последующего подписания договора о создании Священного союза. Учитель обращает внимание учащихся на новые принципы урегулирования конфликтов — мирные, путем переговоров и заключения соответствующих соглашений.

Второй вариант проведения урока

1. Представление участников конгресса.

2. Территориальные споры.

4. Судьба реформ. Легитимизм.

5. Образование Священного союза.

Урок проводится в форме деловой игры — международного конгресса.

Опережающее домашнее задание. Класс делится на шесть групп, первые пять из которых представляют ведущие европейские страны: Великобританию, Россию, Пруссию, Австрию, Францию.

Каждая группа выполняет следующие задания:

а) выбрать лидера группы (Великобритания — лорд Каслри, Россия — Александр I, Пруссия — фон Гарденберг, Австрия — фон Меттерних, Франция — Талейран), который должен рассказать о себе и выступить с программными заявлениями;

б) в форме заявления сформулировать позицию своей страны в вопросе о новых международных отношениях, разделив его на следующие части: территориальный и германский вопрос; отношение к проведенным Наполеоном реформам; способы урегулирования дальнейших конфликтов в Европе.

Класс рассаживается за столами по группам следующим образом: Франция — немного дальше от других, Россия — ближе к Пруссии, а Великобритания и Австрия — ближе к Франции.

Учитель является председателем конгресса и руководит его работой. Во вводном слове целесообразно обрисовать обстановку в Европе во время созыва конгресса и рассказать о порядке работы.

Целью войны, которую мы вели против Наполеона, было стремление положить конец бедствиям Европы, обеспечить в ней на будущее время спокойствие восстановлением справедливого равновесия между державами, а также доставить для себя самих и для Европы всеобщий мир, под покровом которого могли бы быть установлены и обеспечены права, свобода всех народов. И вот мы собрались здесь, в Вене, столице Австрийской империи, чтобы согласовать систему послевоенных международных отношений.

На улицах можно было услышать речь буквально всех народов Европы и Ближнего Востока, увидеть разнообразнейшие платья и мундиры чуть ли не всех европейских армий.

Местные купцы и ремесленники в этом венском столпотворении увидели, что называется, глас судьбы. Резко подскочили цены буквально на все. Каждый наживался как только мог.

Конгресс еще не открылся, а город уже захлестнула волна празднеств и развлечений. По указанию австрийского императора Франца специальный комитет разрабатывал программы и организовывал развлечения света: гремели балы, проходили пышные обеды, карнавалы, маскарады, приемы.

Но во время работы конгресса не только танцевали и веселились. Вовсю шла сложная работа по урегулированию международных отношений: тайные и явные переговоры, встречи, беседы. И нам предстоит участвовать в обсуждении важнейших вопросов. Вначале слово представляется лидерам стран главных участниц конгресса, которые расскажут о себе и познакомят остальных участников с позицией своей страны по вопросам послевоенного устройства.

1. Лидеры пяти стран представляются, кратко рассказывая о себе и своих заслугах. На этом этапе учащимся может быть предложено дополнительное задание.


На одной из карикатур, изображающих Венский конгресс, на переднем плане показаны четыре музыканта, играющие на разных инструментах, в центре расположена фигура человека небольшого роста во французском мундире, а на заднем плане, в окне, — множество развлекающихся людей. Объясните, что означает эта карикатура.

2. Представители от каждой страны зачитывают часть заявления, отражающую территориальные притязания, которые кратко записываются на доске. В результате проделанной работы учащиеся выясняют, по каким проблемам между странами возникли противоречия.

Акт об отречении Наполеона I

«Французы! Начав войну для сохранения национальной независимости, я рассчитывал на объединение всех усилий, всех желаний и на содействие всех авторитетов нации. Я имел основание надеяться на успех и не придавал значения всем направленным против меня декларациям правительства.

Обстоятельства кажутся изменившимися. Я приношу себя в жертву ненависти врагов Франции. Могут ли они быть искренними, заявляя, что им всегда нужна была только моя личность!

Моя политическая жизнь закончилась, и я провозглашаю моего сына как Наполеона II императором французов.

Министры настоящего времени образуют временно государственный совет. Забота о моем сыне побуждает меня предложить палатам учредить без промедления в законодательном порядке регентство.

При обсуждении документа учащимся может быть предложено задание 3 на с. 14 в рабочей тетради.

Далее ученикам (прежде всего группе, представляющей Россию) предлагается следующая реальная историческая ситуация, из которой они должны найти оптимальный выход.

В ходе обсуждения территориальных вопросов противоречия достигли такого накала, что казалось, раскол между вчерашними союзниками неизбежен. В начале 1815 г. Великобритания, Франция и Австрия заключили секретный договор против России и Пруссии. Наполеон, захвативший дворец Тюильри, откуда в панике бежал Людовик XVIII, обнаружил случайно оставленный экземпляр секретного договора и тут же отправил его Александру I. На что рассчитывал Наполеон? Как поступил русский император?

Затем под руководством учителя формулируются решения Венского конгресса по территориальному вопросу, в том числе и по вопросу о Германии, о чем есть соответствующий материал в учебнике. Эти решения могут быть оформлены в таблицу задания 6 на с. 15 в рабочей тетради.

4. Далее организуется обсуждение вопроса о судьбе реформ в Европе. Представители групп выступают с соответствующими заявлениями, в которых необходимо подчеркнуть реальные шаги отдельных стран в сторону конституционного правления.

Затем учитель подводит итоги деятельности Венского конгресса, подчеркивая его значение. Учащимся может быть задан следующий вопрос:


Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Контрольная работа по истории 8 класс

2. Путь перехода от феодального строя к капиталистическому строю в европейских странах в Новое время:

1. регресс 2. прогресс 3. революция 4. реформа

3 . Философия Просвещения – это:

1. политика проведения светских реформ в обществе 2. движение за переустройство церкви

4 . Учение о разделении властей разработал:

1. Ф. Бэкон 2. И. Ньютон 3. Дж. Локк 4. Р. Декарт

5. Промышленный переворот –это:

1. переход от ремесленного производства к мануфактурному производству

2. переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике

3. переход от присваивающего хозяйства к производящему

4. переход от индустриального общества к информационному

6. Командующий американской армией в войне за независимость от Англии:

1. Томас Джефферсон 2. Джордж Вашингтон 3. Бенджамин Франклин 4. генерал Роберт Ли

7. Революционный террор в ходе Великой Французской революции установили:

8. Революция во Франции закончилась в 1799 году:

1. реставрацией монархии 2. установлением консульства

3. утверждением светского государства 4. установлением протектората

1. принятие нового революционного календаря 2. установление власти Наполеона Бонапарта

3. свержение якобинской диктатуры 4. начало Реформации

10. Страны Востока в XVIII веке:

1. осуществили промышленный переворот 2. стали светскими государствами

3. сохранили традиционное общество 4. совершили буржуазные революции

11. Соотнеси понятия и определения:

1. Страна, владеющая колониями

2. Машина для обезглавливания

3. Форма правления, при которой верховная власть принадлежит неограниченно одному лицу- монарху

4. Класс капиталистических собственников

5. Ничем не ограниченная власть лица или группы лиц

1. якобинцы, термидорианцы, жирондисты, гёзы

2. Д. Дефо, Дж. Свифт, У. Хогарт, И. Гёте

3. Вольтер, Моцарт, Монтескье, Дени Дидро

13. Объясните термины: экспансия, коалиция, роялисты, метрополия

14. Из данных слов составьте предложение:

нового, прав, и, основы, традициями, означала, гражданина, человека, Франции, и, победу, провозглашала, Декларация, права, устройства, над, старого, политического, порядка.

15. Прочитай текст и ответь на вопросы:

«… Откуда произошли все эти люди? Они являются смешением англичан, шотландцев, ирландцев, французов, датчан, немцев и шведов. Из этой разнородной смеси и произошла раса, называемая теперь американцами…

Жан де Кревекер. Письма американского фермера (фрагмент)

1. Кто такие американцы?

2. В чем видит автор их заслуги?

3. Какие преимущества получили жители колоний на своей новой родине по сравнению с жизнью в европейских странах?

4. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свое мнение обоснуйте.

1. Капитализм – это:

1. общественный строй, основанный на равенстве людей

2. общественный строй, основанный на эксплуатации капиталистами труда наемных рабочих

3. общественный строй, при котором вся земля и власть принадлежат феодалам

4. общественный строй, при котором запрещена социальная мобильность

2. В индустриальном обществе в отличие от традици­онного:

1. личность подавлена обществом 2. господствует рыночное хозяйство

3. господствует аграрное производство 4. увеличивается зависимость от сил природы

3. Высказал идею о разделении властей на три ветви:

1. Монтескье 2. Джон Локк 3. Вольтер 4. Жан - Жак Руссо

4. Кто считал, что главным источником богатства являются не деньги, а труд:

1. Адам Смит 2. Дени Дидро 3. Жан Д׳ Аламбер 4. Даниель Дефо

5. Промышленный переворот начался раньше всех:

1. в Голландии 2. в США 3. во Франции 4. в Англии

6. В результате развития индустриальной цивилизации появляется общественный класс:

1. наемных рабочих 2. просветителей 3. ремесленников 4. крестьян

7. По Конституции США 1787 года исполнительная власть принадлежала:

1. конгрессу 2. сенату 3. президенту 4. палате представителей

8. К истории Великой французской революции относится понятие:

1. гёзы 2. луддизм 3. Долгий парламент 4. якобинский террор

9. Жорж Дантон, Максимилиан Робеспьер, Жан Поль Марат, Эбер – представители:

1. левеллеров 2. якобинцев 3. жирондистов 4. термидорианцев

10. Закрытие всех портов для внешней торговли в 1757 году кроме Гуанчжоу явилось началом изоляции:

1. США 2. Индии 3. Японии 4. Китая

11. Установи соответствие между страной и деятелями:

2. Джефферсон, Вашингтон, Франклин

3. Робеспьер, Марат, Дантон, Жак Ру

4. Джон Кей, Джеймс Харгривс, Джеймс Уатт

1. буржуазия, гугеноты, наемные рабочие, дворяне

13. Объясните термины: революция, монополия, колония, Просвещение

14. Из данных слов составьте предложение:

против, богатому, был, армии, так как, Джорджу Вашингтону, в ведении, поручили, регулярной, виргинскому, у него, опыт, действий, индейцев, Создание, плантатору, военных, и французов.

15. Прочитай текст и ответь на вопросы:

«… Откуда произошли все эти люди? Они являются смешением англичан, шотландцев, ирландцев, французов, датчан, немцев и шведов. Из этой разнородной смеси и произошла раса, называемая теперь американцами…

Жан де Кревекер. Письма американского фермера (фрагмент)

1. Кто такие американцы?

2. В чем видит автор их заслуги?

3. Какие преимущества получили жители колоний на своей новой родине по сравнению с жизнью в европейских странах?

4. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свое мнение обоснуйте.

1. Промышленным переворотом называют процесс:

1. создания мануфактур 2. перехода от ручного труда к машинному

3. роста численности городского населения 4. отделения ремесла от сельского хозяйства

2. На фабрике в отличие от мануфактуры:

1. производительность труда была более высокой 2. работало небольшое число работников

3. отсутствовала специализация 4. господствовал ручной труд

3. Общая причина всех буржуазных революций Нового времени - это стремление к уничтожению:

1. системы рабовладения 2. цехового строя в городах

3. политической раздробленности страны 4. феодальных повинностей и ограничений

4. Порядок правления государством, при котором правительство несет ответственность перед представительным органом, а не королем, называется:

1. протекторат 2. абсолютная монархия 3. ограниченная монархия 4. парламентская республика

5. Какие из названных мыслителей относятся к французским просветителям XVIII столетия:

1. Джон Локк 2. Вольтер 3. Рене Декарт 4. Шарль Монтескье 5. Жан Жак Руссо 6. Френсис Бэкон

6. Какие идеи выдвинули просветители:

1. необходимость существования абсолютной монархии

2. необходимость укрепления сословного строя

3. образование — главный способ совершенствования общества

4. необходимость предоставления людям гражданских прав и свобод

5. революция — единственно возможный способ переустройства общества

7. Дата 1773 г. связана с:

1. образованием первых колоний в Северной Америке 2. выступлением против колониального гнета Англии

3. началом промышленного переворота в колониях 4. восстанием индейцев

8. В политической жизни США большую роль сыграл:

1. Бенджамин Франклин 2. Жан Кальвин 3. Оливер Кромвель 4. Джеймс Уатт

9. О каком событии идет речь в отрывке из документа:

3. об отставке контролера финансов Жака Тюрго 4. о разгоне Наполеоном Законодательного корпуса

10. К истории Великой французской революции относится понятие:

11. Установи соответствие между датой и событием:

1. Падение Бастилии

2. Договор между Англией и США, в котором Англия признала независимость США

3. Принятие первой конституции во Франции

5. Термидорианский переворот, уничтоживший якобинскую диктатуру

1. якобинцы, термидорианцы, жирондисты, гёзы

2. Д. Дефо, Дж. Свифт, У. Хогарт, И. Гёте

13. Объясните термины: революция, якобинцы, коалиция, метрополия

14. Из данных слов составьте предложение:

нового, прав, и, основы, традициями, означала, гражданина, человека, Франции, и, победу, провозглашала, Декларация, права, устройства, над, старого, политического, порядка.

15. Прочитай текст и ответь на вопросы:

«… Откуда произошли все эти люди? Они являются смешением англичан, шотландцев, ирландцев, французов, датчан, немцев и шведов. Из этой разнородной смеси и произошла раса, называемая теперь американцами…

Жан де Кревекер. Письма американского фермера (фрагмент)

1. Кто такие американцы?

2. В чем видит автор их заслуги?

3. Какие преимущества получили жители колоний на своей новой родине по сравнению с жизнью в европейских странах?

В интересах собственников в период консульства были приняты законы, подтверждавшие право владения имуществом, приобретенным в годы революции и всячески поощрялось частное предпринимательство.

1. Реформирование государственного управления;
2. Реформирование экономики и защита собственности;
3. Введение политической цензуры и усиление полицейского аппарата;
4. Амнистия эмигрантов;
5. Соглашение с католической церковью.

Задание 4. Прочитайте высказывание Наполеона Бонапарта.

Задание 5. Вставьте пропущенное слово.

Когда империи понадобилась эмблема, Наполеону предложили на выбор три варианта: изображения петуха, слона и льва. Он выбрал четвертый — орла, изваяние которого было эмблемой римских легионеров и символом имперского могущества.

В условиях экономического кризиса, всеобщего недовольства государственной властью и избирательной системой умеренные либералы предлагали допустить к управлению государством мелкую и среднюю буржуазию, проведя избирательную реформу и тем самым смягчив противоречия в обществе.

1. Причины февральской революции;
2. Что послужило поводом к восстанию и начало восстания;
3. Баррикады на улицах Парижа;
4. Взятие Тюильри и провозглашение республики;
5. Итоги февральской революции.

Задание 31. В период Второй империи Франция прошла путь от авторитарного режима Наполеона III к режиму конституционной монархии.

Заполните таблицу — напишите факты, доказывающие это суждение.

Задание 32. Начните заполнять схему. Слева напишите общие причины революций 1848—1849 гг. в Европе, справа — задачи, которые в ходе революции хотели решить народы европейских стран: а) Франции; б) Италии; в) Германии; г) Австрийской империи.

Задание 43. Какие важнейшие события, связанные с национальным объединением Италии и Германии, произошли в указанные годы?

1859 г. — победа Сардинского королевства (Пьемонта) в войне с Австрией и присоединение Ломбардии;
1860 г. — присоединение к Сардинскому королевству Средней Италии, созыв первого итальянского парламента и экспедиция Гарибальди в Сицилию;
1861 г. — провозглашение Виктора Эммануила II королем объединенной Италии;
1866 г. — создание Северогерманского Союза. Присоединение к Италии Венецианской области;
1870 г. — Начало франко-прусской войны. Завершение объединения Италии — освобождение Рима;
1871 г. — 18 января провозглашена Германская империя, объединившая Северогерманский союз с другими германскими государствами.

Задание 44. Объясните термины.

Парижская коммуна — революционное правительство Парижа во время событий 1871 года, представлявшее собой выборный орган городского самоуправления.
Реванш — отплата (возмездие) за поражение; повторная борьба, предпринятая с целью взять верх над победившим противником.
Мобилизация — перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность; призыв военнообязанных запаса на военную службу; перевод экономики и государственных институтов страны на военное положение.

Задание 45. Выпишите из учебника реформы, проведённые Коммуной для улучшения экономического положения парижан.

Отделение церкви от государства и объявление ее имущества народной собственностью, бесплатное образование, передача рабочим ассоциациям предприятий, покинутых владельцами, справедливая организация труда, запрещены вычеты из заработной платы, ночная работа в пекарнях, определена минимальная оплата труда, отменена до июля 1871 г. квартплата, отсрочены платежи по векселям и залогам, заложенное личное имущество стоимостью до 20 фр возвращалось без выкупа.

Задание 46. Как вы оцениваете 72 дня Коммуны: это жестокий бунт или великий подвиг? Аргументированный ответ запишите.

Великий подвиг. Доведенный до отчаяния тяготами и лишениями народ поднял восстание и взял власть в свои руки в изолированном, отделенном от страны Париже, окруженном немецкими войсками. Многие коммунары отдавали себе отчет в том, что борьба практически безнадежна. И в этих условиях коммуна пыталась осуществить мечту о социальной справедливости и народной власти. Стоит отметить, что руководители коммуны показали себя людьми честными и крайне бескорыстными. Что касается жестокости, то она была ответом на расстрелы коммунаров на месте без суда и следствия версальцами.
Задание 3. Соотнесите события и даты.

Читайте также: