Что такое долг что такое объективные обязанности какие стороны предлагает наука различать в долге
Обновлено: 16.05.2024
Долг — это нравственная обязанность человека перед другими людьми (обществом, семьей), выполняемая под влиянием общественного мнения и внутренних нравственных побуждений. Что такое долг?
Слайд 2: Что такое объективные обязанности?
Объективные обязанности – обязанности, независимые от нашего личного желания. Что такое объективные обязанности?
Слайд 3: Какие стороны предлагает наука различать в долге?
Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Моральный долг – это выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Какие стороны предлагает наука различать в долге?
Слайд 4: Моральный долг
, когда человек превращает требования морали в личную задачу. Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни. Моральный долг – это моральная обязанность. Моральный долг
Слайд 5: Кто контролирует и оценивает исполнение долга?
внешний — контроль общества (общественное мнение) и внутренний — самоконтроль человека, т. е. совесть. Кто контролирует и оценивает исполнение долга?
Слайд 6: Что такое совесть?
Совесть — это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. Что такое совесть?
Слайд 7: Проверочный тест
Слайд 8
Многие философы утверждают, что человек постоянно находится в разногласии с самим собой. В нем — как бы два независимых существа (две природы); внутреннее и внешнее, из которых внутреннее недовольно тем, что делает внешнее, а внешнее не делает того, что хочет внутреннее. Эта особенность по-разному проявляется в людях, но она присутствует в каждом человеке.
Слайд 9
Слайд 10: Моральный выбор это ответственность
Слайд 11: План урока
Моральный выбор. Свобода — это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков. План урока
Слайд 12: Проблемные вопросы
Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя? Проблемные вопросы
Слайд 13: 1. Моральный выбор
Слайд 14: 1. Моральный выбор
— это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям. 1. Моральный выбор
Слайд 15: 1. Моральный выбор
Слайд 16: 1. Моральный выбор
Слайд 17: 1. Моральный выбор
Могли ли герои этих произведений поступить иначе? Почему человек в одном случае выбирает путь предательства, а в другом — поступает честно, морально? 1. Моральный выбор
Слайд 18: 1. Моральный выбор
Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку — каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты каждый Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже — как умею. Ник кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. (Ю.Д. Левитанский ) 1. Моральный выбор
Слайд 19: 2. Свобода — это ответственность
Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела из клетки в окно, за которым весело летали птицы. Птичка задумывалась о том, как им живется на воле. Ее сердце начинало учащенно биться, она садилась на перекладину и почти ощущала трепет возможного полета. Иногда другая птица присаживалась на карниз у окна и рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке! Немыслимо! И в эти моменты маленькая пленница чувствовала себя совсем несчастной. Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка почувствовала волнение, когда заметила, что окно открыто. Она пыталась решить, что сделать. И она все еще думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверь клетки. Птичка, какими бы ни были ее мотивы, предпочла безопасность свободе. 2. Свобода — это ответственность
Слайд 20: 2. Свобода — это ответственность
Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Что влияет на выбор? Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить осознанный выбор? 2. Свобода — это ответственность
Слайд 21: 2. Свобода — это ответственность
Познакомьтесь еще с одной притчей на с. 73 учебника. Какие выводы вы можете сделать после прочтения этой притчи ? Вывод. Человек должен осмысливать свои поступки и предвидеть их последствия. 2. Свобода — это ответственность
Слайд 22: 2. Свобода — это ответственность
Ответственность — способность действовать сознательно, субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. 2. Свобода — это ответственность
Слайд 23: 2. Свобода — это ответственность
Слайд 24: 3. Моральные знания и практическое поведение личности
Слайд 25: 3. Моральные знания и практическое поведение личности
Работая с п. 3 § 9 учебника Что может гарантировать выполнение моральных норм? 3. Моральные знания и практическое поведение личности
Слайд 26: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Работая с п. 4 § 9 учебника, ответьте на вопросы. Как надо оценивать человека — по словам или по его поступкам? Почему? Как вы поняли смысл высказывания Ж.-П. Сартра? Что для вас сложнее — суд собственной совести или порицание окружающих? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Слайд 27: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Попробуем провести анализ различных ситуаций. Алгоритм анализа Определить проблему выбора. Определить варианты решения проблемы (свобода выбора и моральная ответственность). Выбрать и представить единственно возможный для вас вариант. Обосновать свое решение. 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Слайд 28: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Ситуация 1. В выходной день вы с друзьями собираетесь на концерт любимой группы. Вы долго ждали этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне вы узнаете, что у родителей изменился график работы, и некому остаться с больной бабушкой. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Слайд 29: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Ситуация 2. Вы гуляете вечером с друзьями. Их мнением вы очень дорожите. Один из друзей предложил с целью позабавиться разукрасить краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Слайд 30: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Ситуация 3. На уроке во время объяснения учителя один из одноклассников, чтобы сорвать урок, взорвал петарду. Учитель попросил виновного признаться в содеянном проступке. Вы знаете, кто это сделал. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Слайд 31: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Последний слайд презентации: Что такое долг?: Домашнее задание
Читайте также: