Что такое долг что такое объективные обязанности какие стороны предлагает наука различать в долге

Обновлено: 16.05.2024

Что такое долг?

Долг — это нравственная обязанность человека перед другими людьми (обществом, семьей), выполняемая под влиянием обще­ственного мнения и внутренних нравственных побуждений. Что такое долг?

Что такое долг?

Слайд 2: Что такое объективные обязанно­сти?

Объективные обязанности – обязанности, неза­висимые от нашего личного желания. Что такое объективные обязанно­сти?

Слайд 3: Какие стороны предлагает наука различать в долге?

Общественный долг — это все объек­тивные обязанности, которые человеку необходимо в жиз­ни выполнять. Моральный долг – это выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Какие стороны предлагает наука различать в долге?

Какие стороны предлагает наука различать в долге?

Слайд 4: Моральный долг

, когда человек превращает требо­вания морали в личную задачу. Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жиз­ни. Моральный долг – это моральная обязанность. Моральный долг

Моральный долг

Слайд 5: Кто контролирует и оце­нивает исполнение долга?

внешний — контроль общества (общественное мнение) и внутренний — само­контроль человека, т. е. совесть. Кто контролирует и оце­нивает исполнение долга?

Кто контролирует и оце­нивает исполнение долга?

Слайд 6: Что такое совесть?

Совесть — это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный само­контроль и самооценка человека. Что такое совесть?

Что такое совесть?

Слайд 7: Проверочный тест

Проверочный тест

Слайд 8

Многие философы утверждают, что человек постоянно находится в разногласии с самим собой. В нем — как бы два независимых существа (две природы); внутреннее и внешнее, из которых внутреннее недовольно тем, что делает внешнее, а внешнее не делает того, что хочет внутреннее. Эта особенность по-разному проявляется в людях, но она присутствует в каждом человеке.

Что такое долг?

Слайд 9

Что такое долг?

Слайд 10: Моральный выбор  это ответственность

Моральный выбор  это ответственность

Слайд 11: План урока

Моральный выбор. Свобода — это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков. План урока

План урока

Слайд 12: Проблемные вопросы

Какое поведение вызывает моральное одобрение и мораль­ное осуждение? Способен ли человек творить себя? Проблемные вопросы

Проблемные вопросы

Слайд 13: 1. Моральный выбор

1. Моральный выбор

Слайд 14: 1. Моральный выбор

— это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям. 1. Моральный выбор

Слайд 15: 1. Моральный выбор

1. Моральный выбор

Слайд 16: 1. Моральный выбор

1. Моральный выбор

Слайд 17: 1. Моральный выбор

Могли ли герои этих произведений поступить иначе? Почему человек в одном случае выбирает путь предатель­ства, а в другом — поступает честно, морально? 1. Моральный выбор

1. Моральный выбор

Слайд 18: 1. Моральный выбор

Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку — каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты каждый Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже — как умею. Ник кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. (Ю.Д. Левитанский ) 1. Моральный выбор

1. Моральный выбор

Слайд 19: 2. Свобода — это ответственность

Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела из клетки в окно, за которым весело летали птицы. Птичка задумы­валась о том, как им живется на воле. Ее сердце начинало учащен­но биться, она садилась на перекладину и почти ощущала трепет возможного полета. Иногда другая птица присаживалась на карниз у окна и рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке! Немыслимо! И в эти моменты маленькая пленница чувствовала себя совсем несчастной. Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка почувствовала волнение, когда заметила, что окно откры­то. Она пыталась решить, что сделать. И она все еще думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверь клетки. Птичка, какими бы ни были ее мотивы, предпочла безопасность свободе. 2. Свобода — это ответственность

2. Свобода — это ответственность

Слайд 20: 2. Свобода — это ответственность

Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Что влияет на выбор? Какими качествами должен обладать человек, чтобы совер­шить осознанный выбор? 2. Свобода — это ответственность

2. Свобода — это ответственность

Слайд 21: 2. Свобода — это ответственность

Познакомьтесь еще с одной притчей на с. 73 учебника. Какие выводы вы можете сделать после прочтения этой притчи ? Вывод. Человек должен осмысливать свои поступки и пред­видеть их последствия. 2. Свобода — это ответственность

Слайд 22: 2. Свобода — это ответственность

Ответственность — способность действовать сознательно, субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а так­же их последствия. 2. Свобода — это ответственность

2. Свобода — это ответственность

Слайд 23: 2. Свобода — это ответственность

Слайд 24: 3. Моральные знания и практическое поведение личности

Слайд 25: 3. Моральные знания и практическое поведение личности

Работая с п. 3 § 9 учебника Что может гаран­тировать выполнение моральных норм? 3. Моральные знания и практическое поведение личности

3. Моральные знания и практическое поведение личности

Слайд 26: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Работая с п. 4 § 9 учебника, ответьте на вопросы. Как надо оценивать человека — по словам или по его по­ступкам? Почему? Как вы поняли смысл высказывания Ж.-П. Сартра? Что для вас сложнее — суд собственной совести или пори­цание окружающих? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Слайд 27: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Попробуем провести анализ различных ситуаций. Алгоритм анализа Определить проблему выбора. Определить варианты решения проблемы (свобода выбора и моральная ответственность). Выбрать и представить единственно возможный для вас вариант. Обосновать свое решение. 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Слайд 28: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Ситуация 1. В выходной день вы с друзьями собираетесь на концерт любимой группы. Вы долго ждали этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне вы узнаете, что у родителей изменился график работы, и некому остаться с больной бабушкой. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Слайд 29: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Ситуация 2. Вы гуляете вечером с друзьями. Их мнением вы очень дорожите. Один из друзей предложил с целью позабавиться разукрасить краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Слайд 30: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Ситуация 3. На уроке во время объяснения учителя один из одноклассников, чтобы сорвать урок, взорвал петарду. Учи­тель попросил виновного признаться в содеянном проступке. Вы знаете, кто это сделал. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Слайд 31: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Последний слайд презентации: Что такое долг?: Домашнее задание

Читайте также: