Кто является законным представителем налогоплательщика физического лица

Обновлено: 02.07.2024

Законным представителем налогоплательщика или плательщика сборов – организации – признаются лица, уполномоченные представлять данную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Законным представителем налогоплательщика или плательщика сборов – физического лица – признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Представительство, как известно, является институтом гражданского права. Однако в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговым отношениям, гражданское законодательство применяется в случаях, если это предусмотрено законодательством.

Норма, предусматривающая применение гражданского законодательства, регулирующего представительство в налоговых отношениях, закреплена в ст. 27 НК РФ.

В соответствии со ст. 26, 28, 29, 30 ГК РФ законными представителями являются родители, усыновители, попечители, опекуны. Родители, усыновители, а также в соответствии со ст. 31 ГК РФ опекуны и попечители выступают в защиту прав и обязанностей своих подопечных в отношениях с любыми лицами без специального полномочия.

Уполномоченным представителем налогоплательщика и плательщика сборов признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком или плательщиком сборов представлять его интересы в налоговых отношениях. В п. 2 ст. 29 НК РФ содержится запрещающая норма, согласно которой не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщиков или плательщиков сборов должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, судьи, следователи и прокуроры.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

33. Взыскание налога, сбора, пени с налогоплательщика – организации и налогоплательщика – физического лица

33. Взыскание налога, сбора, пени с налогоплательщика – организации и налогоплательщика – физического лица В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на

2.3.1. Общие положения

2.3.1. Общие положения Российское общество, выплачивающее дивиденды, является налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на дивиденды.Ставки налога на доходы в виде дивидендов установлены:для юридических лиц – ст. 284 НК РФ;для

3.1. Общие положения

5.1. Общие положения

5.1. Общие положения Основными документами, регулирующими вексельное обращение в Российской Федерации, являются:– Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе, заключенная в Женеве 7 июня 1930 года;– Федеральный закон от 11.03.1997 № 48ФЗ «О переводном и

5.2.1. Общие положения

5.2.1. Общие положения Бухгалтерский учет операций с векселями регулируется следующими нормативными документами:– ПБУ 15/01;– ПБУ 19/02;– письмом Минфина России от 31.10.1994 № 142 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при

5.2.2.1. Общие положения

5.2.2.1. Общие положения План счетов не предусматривает отдельных счетов для учета выпущенных организациями долговых обязательств. У векселедателя задолженность перед займодавцами, обеспеченная выданными векселями, учитывается на счете 66 или 67 «Расчеты по долгосрочным

6.1. Общие положения

6.1. Общие положения В соответствии с Положением о порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации, утвержденным Банком России 25.03.2003 № 220П, под сделкой РЕПО понимается двусторонняя сделка по продаже (покупке) ценных

7.1. Общие положения

7.1. Общие положения Нормативными документами бухгалтерского учета и налоговым законодательством предусмотрены особенности учета и налогообложения операций с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте.Закон о валютном регулировании подразделяет ценные

7.4.1. Общие положения

7.4.1. Общие положения Условия выпуска облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВГВЗ) утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 15.03.1993 № 222.Облигации были выданы владельцам валютных счетов во Внешэкономбанке,

1.1. Общие положения

1.1. Общие положения Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением

I Общие положения

I Общие положения 1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций),

I Общие положения

I Общие положения 1. Настоящее Положение (далее – Положение) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций (далее – налог на прибыль) для организаций,

I Общие положения

I Общие положения 1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской

I Общие положения

I Общие положения 1. Настоящее Положение устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству

I Общие положения

I Общие положения 1. Настоящее Положение устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением

9.1 Общие положения

9.1 Общие положения Общие требования к разработке технического задания (ТЗ) на разработку стандартов различных уровней и категорий устанавливают ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.4 и РМГ 24. Техническое задание является исходным материалом для разработки стандарта и/или проекта стандарта

Законные представители - лица, выступающие в качестве представителей физического лица в соответствии с законодательством.

Понятие законного представителя налогоплательщика-организации

В соответствии с действующими правилами налогового законодательства РФ, законным представителем налогоплательщика-организации признается физическое, либо юридическое лицо, обладающее необходимыми полномочиями на законных основаниях.

Касаемо физического лица налогоплательщика, им может являться только дееспособный гражданин, который наделяется правами по защите интересов организации налогоплательщика в сфере любых вопросов, входящих в категорию налогообложения.

Помимо физических лиц, услуги по налоговому представительству могут правомерно оказывать и юридические, включая как коммерческие, так и некоммерческие организации. Так как основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение денежной прибыли, процедура представительства, в большинстве случаев, будет осуществляться на возмездной основе.

В отношении некоммерческих организаций, налоговое представительство может осуществляться как на возмездной основе, так и бесплатно.

Права и обязанности представителя налогоплательщика-организации

Приобретая определенные права, связанные с представлением интересов налогоплательщика, официальный налоговый представитель берет на себя и некоторые обязанности, исполнение которых является обязательным. Права и обязанности переходят к представителю путем оформления соответствующего соглашения, заключения договора и т.д.

Основные обязанности представителя заключаются в следующем:

  • вести регулярный налоговый учет, своевременно перечислять все необходимые налоги в соответствующие фонды;
  • своевременно сообщать налоговому органу о возникших изменениях, либо о проблемах, которые повлекли за собой невозможность уплаты тех или иных налогов;
  • оперативно представлять налоговому органу необходимые документы, которые требуются для ведения учета и контроля регулярных налоговых выплат.

При неисполнении, либо ненадлежащем исполнении одной обязанности, либо нескольких, законный налоговый представитель юридического лица может лишиться своих прав на дальнейшее осуществление представительства.

Основные права представителя юридического лица заключаются в праве на ознакомление с текущей налоговой документацией, на истребование необходимой информации и т.д.

Действия (бездействие) законных представителей организации

Действующее законодательство РФ устанавливает, что неправомерные действия (бездействие) законных представителей организации должно быть приравнено к неправомерным действиям, либо проявленному бездействию, самой организации налогоплательщика – юридического лица.

Неправомерные действия представителя налогоплательщика могут заключаться в следующем:

  • ненадлежащее исполнение, либо неисполнение обязанности по представлению определенных документов в налоговый орган для регулярной отчетности;
  • указание в декларации, либо в иных документах, неверных сведений, допущение ошибок и неточностей в имеющихся расчетах;
  • непредставление дополнительных сведений и документации по письменному запросу налогового органа;
  • иные незаконные действия (бездействие) законных представителей организации, которые повлекли за собой негативные последствия в виде пропуска допустимых установленных сроков, не принятия регулярной отчетности налоговым органом, наложение штрафов за просрочку сдачи отчетности и т.д.

Такие нарушения как действия (бездействие) законные представителей организации могут повлечь за собой определенные последствия в виде наказания для представителя налогоплательщика – физического, либо юридического лица.

Понятие законного представителя налогоплательщика – физического лица

Действующие нормы налогового законодательства наделяют правом по представлению организаций-налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц.

Обязанности по представлению, в случае физического лица, могут лечь и на индивидуального предпринимателя. Главным требованием, предъявляемым к налоговым представителем – физическим лицам, является наличие не ограниченной дееспособности.

Полномочия физического лица, являющегося налоговым представителем, могут осуществляться на основании официальной доверенности, форма которой установлена законодательством. Доверенность обязательно должна быть подписана руководителем организации налогоплательщика, а также главным бухгалтером.

В доверенность должен быть включен список полномочий и основные обязанности физического лица, которое становится налоговым представителем.

Отсутствие важных сведений в доверенности, либо допущение ошибок в содержании документа, является грубым нарушением, которое может привести к его недействительности.

Все решения и действия физического лица, являющегося официальным представителем налогоплательщика – организации, должны приниматься и осуществляться от имени самой организации. Не допускается осуществление действий представителя от собственного имени.

Права и обязанности представителя налогоплательщика – физического лица

Уполномоченный налоговый представитель – физическое лицо наделяется определенными правами и обязанностями, необходимыми для дальнейшего выполнения предусмотренных функций. Все эти права и обязанности направлены, прежде всего, на наиболее эффективное соблюдение всех действующих норм налогового законодательства.

В основные обязанности налогового представителя – физического лица входят следующие:

  • вовремя уплачивать все предусмотренные законом налоги;
  • подготавливать все требующиеся документы для постановки организации на учет в ФНС, если это необходимо;
  • выполнять требования налогового органа по поводу устранения нарушений, которые были выявлены в ходе налоговой проверки. Нарушения должны быть устранены в срок, указанный в акте проверки налогового органа;
  • в течение установленного временного периода обеспечивать максимальную сохранность всех данных бухгалтерского учета и иных важных документальных сведений организации;
  • своевременно уведомлять уполномоченный налоговый орган об определенных изменениях, касающихся уплаты налогов. Например, открытие либо закрытие счета, об открытии нового обособленного подразделения организации, об изменении текущего места нахождения организации-налогоплательщика и т.д.

Если уполномоченный представитель допустил определенные ошибки, повлекшие за собой пропуск допустимых сроков, либо иные нарушения установленных норм, на организацию могут быть наложены штрафы, либо иные санкции, соответствующие установленной степени нарушения.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Минфин России и ФНС России неоднократно разъясняли вопросы процедуры допроса налоговым органом свидетеля с участием его представителя. В настоящей статье приводится подробный анализ таких разъяснений.

О статусе представителя свидетеля

В письмах от 30 октября 2012 г. № АС‑3–2/3920@ и от 31 декабря 2013 г. № ЕД‑4–2/23706@ ФНС России разъясняла, что:

– при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ право каждого на получение квалифицированной юридической помощи;

– Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) не указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе;

– законодательством по налогам и сборам не ограничены права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке ст. 90 Кодекса;

– поскольку правовой статус налогоплательщика и свидетеля, согласно НК РФ, отличаются, доверенность, выданная свидетелем лицу, участвующему в его допросе в налоговом органе, может быть не нотариальной;

– полномочия представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган в порядке ст. 90 НК РФ, не могут быть оформлены документами, в которых речь идет о даче показаний (пояснений) от имени свидетеля его представителем;

– допрос адвоката (поверенного) вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия у первого доверенности, предусматривающей такие полномочия.

Участие адвоката в допросе свидетеля – не порок

Такой курьез можно было бы считать опечаткой (техническим сбоем), если бы практика не показывала: допрос свидетеля с участием адвоката реже становится доказательством налогового правонарушения налогоплательщика, чем допрос без него. Если налоговое ведомство имеет интерес в повышении результативности налоговых проверок (в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджет), то попытка опорочить адвоката и его клиента объяснима.

О праве представителя налогоплательщика присутствовать на допросе свидетеля

В письмах Минфина России от 22 октября 2015 г. № 03–02–07/1/60796 и ФНС России от 17 августа 2020 г. № ЕА‑4–15/13203 разъясняется, что участие налогоплательщика или его представителя при проведении допроса свидетеля ст. 90 Кодекса не предусмотрено.

ФНС считает неслучайным, что присутствие проверяемого лица при проведении в отношении его иных мероприятий налогового контроля определено соответствующими статьями Кодекса. Так, например, ст. 92, 93, 94, 95 Кодекса предусмотрено право проверяемого лица участвовать при осмотре его территории (помещения), истребовании у него необходимых для проверки документов, выемке документов и предметов, проведении экспертизы. Поскольку в ст. 90 Кодекса прямо не предусмотрено участие проверяемого лица при допросе свидетелей, Минфин и ФНС России толкуют это как запрет на такое участие.

Представляется, что правовой пробел в ст. 90 НК РФ не препятствует участию представителя налогоплательщика в допросе свидетеля, если такой допрос проводится в рамках выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.

Отсутствующее в специальной норме правило, защищающее права налогоплательщика, следует искать в общей норме. В силу подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. Если допрос свидетеля проводится в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика, то налогоплательщик вправе присутствовать на нем в лице своих представителей.

То обстоятельство, что выездная налоговая проверка и допрос свидетеля могут проводиться не на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ, п. 4 ст. 90 НК РФ), не может ограничить право представителя налогоплательщика присутствовать при проведении этого мероприятия налогового контроля.

Некоторые общие права налогоплательщика дополнительно обусловлены наличием оснований и порядка, установленных законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Право налогоплательщика участвовать в проведении выездной налоговой проверки такого ограничения не предусматривает (подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Примером законного ограничения прав налогоплательщика в специальной норме может служить подп. 4 п. 7 ст. 95 НК РФ, который прямо указывает, что право проверяемого лица присутствовать при проведении экспертизы может быть ограничено должностным лицом налогового органа (подп. 4 п. 7). Этот пример показывает, что специальная норма может ограничить действие общей нормы, но пробел в специальной норме – не может.

Если продолжить позитивистскую логику ФНС и Минфина России, то отсутствие специальных норм блокирует применение других общих прав налогоплательщика, предусмотренных ст. 21 НК РФ: получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах (подп. 1 п. 1); на осуществление совместной сверки расчетов по налогам (подп. 5 п. 1); требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства (подп. 10 п. 1) и т. д. Но такое толкование приводит к абсурду: отсутствие детализации реализации права приводит к лишению права как такового.

Рассмотрим самые популярные аргументы, которыми должностные лица налоговых органов отказывают проверяемому налогоплательщику в ходатайстве пригласить его представителя (адвоката) на допрос свидетелей, допрашиваемых в рамках его выездной налоговой проверки:

– представитель налогоплательщика (адвокат) – заинтересованное лицо и он может помешать свидетелю дать достоверные показания;

– свидетель не желает давать показания в присутствии проверяемого налогоплательщика;

– проверяемый налогоплательщик не вправе знать о доказательствах его правонарушения до оглашения фабулы налогового обвинения (акта налоговой проверки).

Первый аргумент противоречит позиции ФНС России: если адвокат – не очевидец налоговозначимых событий, он не вправе говорить за свидетеля. Инспектор, проводящий допрос, вправе пресечь возможные помехи, исходящие от адвоката. Поскольку допрос свидетеля, как правило, проводится в помещении налогового органа, инспектор, проводящий допрос, правомочен обеспечить порядок при его проведении.

Второй аргумент противоречит принципу достоверности доказательств. Если свидетель говорит правду для публичных целей, его не должно смущать присутствие заинтересованного лица, которому эта правда может навредить. Если свидетель действительно не желает давать показания в присутствии проверяемого налогоплательщика, то необходимо выяснить причины. Свидетель желает оговорить налогоплательщика или его определенных сотрудников? Свидетеля уже проинструктировал недобросовестный налоговый инспектор (иногда такие встречаются), и свидетель теперь стесняется представителя налогоплательщика? Иные причины? Представляется, что, напротив, присутствие представителя налогоплательщика повысит ответственность свидетеля за свои слова и предотвратит оговор налогоплательщика.

Третий аргумент противоречит принципу открытости мероприятий налогового контроля. Допрос свидетеля – одно из таких мероприятий, которое не может быть для налогоплательщика тайным, негласным. Налоговые проверки, как и налоговые органы, которые их проводят, не подпадают под действие Закона об ОРД[3], допускающего тайный сбор информации и доказательств.

Свидетель должен дать правдивую и максимально точную информацию, а налоговый орган – без искажений ее зафиксировать. Достоверность показаний свидетеля может и должна быть проверена судом в случае оспаривания налогоплательщиком результатов налоговой проверки[4]. Следовательно, и налоговый орган, и допрошенный им свидетель должны быть готовы к такой проверке в присутствии проверяемого налогоплательщика. Но допрос свидетеля судом может произойти спустя длительное время, когда свидетель может забыть часть обстоятельств, что может негативно повлиять на достоверность его показаний.

В этой связи проведение допроса в присутствии проверяемого налогоплательщика должно быть выгодным инспекторам: это страхует их от подозрения налогоплательщика и суда в получении недостоверных показаний (порочных доказательств налогового правонарушения).

В этой связи участие проверяемого налогоплательщика в допросе свидетеля скорее повысит качество доказательства и снимет налоговый конфликт на досудебной стадии.

Толкование Минфином и ФНС РФ ст. 90 НК РФ противоречит правилу п. 7 ст. 3 НК РФ

Как следует из текста ст. 90 НК РФ, в нем отсутствует регулирование прав налогоплательщика на участие в допросе свидетеля в рамках его выездной налоговой проверки, а подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ, напротив, такое участие предполагает.

Письма Минфина России от 22 октября 2015 г. № 03–02– 07/1/60796 и ФНС России от 17 августа 2020 г. № ЕА‑4–15/13203 подготовлены как ответы на запросы налогоплательщиков о толковании налоговых норм. Следовательно, у правоприменителей неоднократно возникали сомнения, связанные с неясностью положений законодательства по данному вопросу.

Если считать такое сомнение в неясности акта законодательства неустранимым[5], то в силу п. 7 ст. 3 НК РФ оно должно толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

С учетом законного принципа разрешения подобных правовых коллизий правовой пробел в ст. 90 НК РФ следует толковать наиболее выгодным для проверяемого налогоплательщика образом: если он изъявил желание присутствовать в лице своего представителя (адвоката) на допросах свидетелей, проводимых должностными лицами налогового органа в рамках его налоговой проверки, он вправе реализовать это право, предусмотренное в подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Поскольку добросовестное поведение налогоплательщика презюмируется, а предполагаемые злоупотребления адвоката – представителя налогоплательщика могут быть выявлены и пресечены должностным лицом налогового органа, проводящим допрос свидетеля (см. выше), руководство этой нормой представляется обоснованным.

[1] Документ утратил силу.

[5] Согласно ст. 1, 4 и подп. 2 п. 1 ст. 6 НК РФ органы исполнительной власти не вправе отменять и ограничивать права налогоплательщиков, установленных НК РФ.


НДФЛ налогоплательщики выполняют особую роль в бюджетном процессе Российской Федерации, поскольку налог на доходы физических лиц (НДФЛ), называемый иногда подоходным налогом, – главный инструмент в регулировании налоговой нагрузки на частных лиц. Разберем в нашей статье, кто же является плательщиком подоходного налога.

Кто платит НДФЛ?

НДФЛ, согласно названию этого налога, должны уплачивать физические лица. Налоговый кодекс в абз. 3 п. 2 ст. 11 включает в эту категорию:

  • граждан Российской Федерации;
  • граждан других стран;
  • лиц, не имеющих гражданства.

Некоторые уточнения требуются для несовершеннолетних детей. Они тоже признаются НДФЛ налогоплательщиками с единственным условием: в правоотношениях с налоговой службой от их имени должны выступать законные представители. Как правило, это их родители или опекуны. Данный тезис подробно освещен в письмах Минфина России от 03.05.2012 № 03-04-05/3-586 и ФНС России от 23.04.2009 № 3-5-04/495@.

Внутри данного списка находятся еще и индивидуальные предприниматели, которые согласно абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ тоже относятся к физическим лицам. Поскольку статус ИП доступен только гражданам РФ, то и предприниматели в результате находятся внутри первого пункта.

Следует отметить, что плательщиком НДФЛ может быть признано далеко не каждое физическое лицо, а лишь то, которое:

  • является налоговым резидентом РФ;
  • не является налоговым резидентом РФ, но доходы в нашей стране получает.

Такое определение плательщиков данного налога содержится в п. 1 ст. 207 НК РФ.

Кто такие резиденты и нерезиденты?

В пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса содержится определение, разъясняющее, кого следует считать налоговым резидентом. В эту категорию закон относит физических лиц, находящихся в Российской Федерации не менее 183 дней. Причем этот период должен уложиться в 12 месяцев, идущих подряд.

С помощью этого определения легко узнать, кто же тогда является нерезидентом РФ. К этой категории соответственно относятся лица, находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней, укладывающихся в 12 месяцев, идущих подряд. В разряд нерезидентов включаются трудовые мигранты, иностранные туристы, студенты и т.п.

В этом вопросе есть и частные случаи. Так, например, Минфин России в письме от 24.12.2012 № 03-04-06/6-364 пояснил, что к нерезидентам следует отнести и физических лиц, находящихся в пределах континентального шельфа России. Эту территорию специалисты Министерства финансов, имея в виду налоговые правоотношения, вынесли за пределы РФ.

Особенности определения резидентства

Из всего сказанного следует и частный вывод о том, что для определения статуса никакого значения не имеет место рождения физического лица и его адрес проживания.

Однако есть и лица, на которых согласно п. 3 ст. 207 НК РФ не распространяется временное ограничение в 183 дня. То есть независимо от продолжительности нахождения в РФ налоговыми резидентами страны следует считать:

  • военнослужащих РФ, служащих за рубежом;
  • государственных и муниципальных служащих, а также служащих, находящихся в командировках за границей.

А вот в отношении членов семей государственных служащих налоговый статус следует определять в общем порядке. Это же правило действует и для лиц, работающих в дипломатических и торговых представительствах, консульских учреждениях. Минфин России в письме от 26.08.2009 № 03-04-05-01 отдельно осветил данный вопрос.

Кроме того, Налоговый кодекс в ст. 7 определил: если у РФ есть международные соглашения, в которых установлены иные нормы, нежели в НК РФ, то должны действовать положения из международных договоров. Порядка установления резидентства это тоже касается. Письмо ФНС России от 01.10.2012 № ОА-3-13/3527@ тому подтверждение. В нем, в частности, присутствуют ссылки на следующие акты:

  • Соглашение от 05.12.1998, заключенное Правительствами Российской Федерации и Республики Кипр об избежании двойного налогообложения.
  • Соглашение от 08.02.1995, заключенное Правительствами Российской Федерации и Украины об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогов.

По каким доходам нерезиденты признаются плательщиками НДФЛ?

Те лица, которые не имеют статуса налогового резидента РФ, НДФЛ налогоплательщиками признаются только в том случае, если их доходы получены из источников, находящихся в Российской Федерации. Это положение содержится в п. 1 ст. 207, ст. 209 НК РФ. Отсюда следует очевидный вывод, что от доходов, имеющих зарубежное происхождение, НДФЛ уплачивать не надо. При этом Минфин в письмах от 15.03.2012 № 03-04-06/6-63 и от 08.12.2011 № 03-04-06/6-341 решает лишний раз подтвердить такое право.

Пример

Иностранный специалист приехал в Москву в один из научных институтов поделиться опытом. За чтение лекций и проведение практических занятий он получил вознаграждение. Несомненно, такой доход имеет источник в РФ, и, следовательно, со всей суммы дохода такому специалисту придется согласно подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ уплатить НДФЛ.

Как правило, при определении 12 месяцев, необходимых для установления факта, является ли данное лицо резидентом, возникают некоторые вопросы. Приведем их уже с ответами.

Вопрос № 1: Должны ли являться месяцы календарными?

П. 2 статьи 207 НК РФ не содержит норм, устанавливающих, что 12 месяцев, нужных для определения резидентства, обязательно должны быть календарными. То есть совсем не обязательно, чтобы этот временной промежуток начинался, например, 1 апреля 2018 года, а заканчивался 31 марта 2019 года.

Это утверждение находит подтверждение в письмах Минфина России от 26.03.2010 № 03-04-06/51, от 29.10.2009 № 03-04-05-01/779, ФНС России от 25.06.2009 № 3-5-04/881@ и УФНС России по Москве от 24.07.2009 № 20-15/3/076408@.

Примечательно, что в данном вопросе существует альтернативная точка зрения, исходящая главным образом от налоговой службы. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 02.10.2009 № 20-15/3/103021@, выпущенном в течение 3 месяцев с момента предыдущего разъяснения на эту тему, уже утверждается, что эти месяцы должны быть календарными. Впрочем, подробно эта тема не детализировалась, и календарные месяцы можно списать на неточность формулировки. Минфин тоже высказывал аналогичную точку зрения, но это было в более раннем письме от 29.03.2007 № 03-04-06-01/94.

Вопрос № 2: Должны ли приходиться на один год эти 12 месяцев?

Пункт 2 статьи 207 НК РФ содержит лишь одно условие к этим 12 месяцам – они должны следовать друг за другом. Иначе говоря, в расчет берется любой непрерывный период, даже если начало его было в одном календарном году, а окончание – в другом.

Подтверждением тому могут служить множественные разъяснения контролирующих органов, содержащиеся, например, в письмах Минфина России от 26.04.2012 № 03-04-06/6-123, от 05.04.2012 № 03-04-05/6-444, УФНС России по г. Москве от 02.10.2009 № 20-15/3/103021@.

Пример

Если стоит задача по определению резидентства на 1 апреля 2019 года, следует взять весь период включительно с 31 марта 2018 года по 31 марта 2019 года.

Вопрос № 3: Как определить дату, предшествующую 12-месячному периоду?

Определение даты, которая берется за точку конечного отсчета (ей предшествует 12-месячный период), в зависимости от порядка уплаты НДФЛ может пойти двумя путями:

  • Если НДФЛ удерживает и вносит в бюджет налоговый агент до того момента, когда налоговый период истек, то дата эта будет совпадать с датой получения дохода. Подобный вывод сделан в письмах Минфина России от 14.07.2011 № 03-04-06/6-170, ФНС России от 30.08.2012 № ОА-3-13/3157@, УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 № 20-15/3/076408@. Налоговый статус при этом, как следует из письма Минфина России от 19.03.2013 № 03-04-06/8402, следует определять в конце года.
  • Если физическое лицо платит НДФЛ самостоятельно по окончании налогового периода, то резидентство определяется в конце налогового периода. В таких обстоятельствах период нахождения физического лица в РФ не учитывается как до начала налогового периода, так и после его окончания. В пользу такого решения говорят письма Минфина России от 25.04.2011 № 03-04-05/6-293 и ФНС России от 30.08.2012 № ОА-3-13/3157@.

Пример

По итогам первого квартала 17 апреля 2019 года компания выплачивает премию всему персоналу. Поскольку компания в приведенных обстоятельствах выступает в качестве налогового агента, ее бухгалтерии следует разделить всех работников на резидентов, доход которых облагается согласно п. 1 ст. 224 НК РФ по налоговой ставке 13%, и нерезидентов, доход которых облагается согласно п. 3 ст. 224 НК РФ по ставке 30%.

Определение статуса производится на дату выплаты премии, которая считается доходом. То есть компания должна подсчитать число календарных дней, которые каждый работник провел в Российской Федерации в течение 12-месячного непрерывного периода. Начало периода придется на 16 апреля 2018 года, а окончание – на 16 апреля 2019 года.

Как подсчитать 183-дневный календарный период?

Подсчитывается 183-дневный период несложно: надо просуммировать все календарные дни, в течение которых НДФЛ налогоплательщик находился в РФ, и те дни, которые ему понадобились для кратковременных выездов на обучение или лечение. Подсчет ведется в рамках 12-месячного непрерывного периода. Такой порядок предусмотрен п. 2 ст. 207 НК РФ и разъяснен в письме Минфина России от 22.05.2012 № 03-04-05/6-654.

Статья 207 НК РФ, регулирующая порядок подсчета, не содержит указаний, что эти дни должны следовать подряд. То есть период может прерываться на командировки, отпуска и т.п. Контролирующие органы на это обращали внимание не раз, например, в письмах Минфина России от 06.04.2011 № 03-04-05/6-228, ФНС России от 30.08.2012 № ОА-3-13/3157@, УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 № 20-15/3/076408@.

Пример

Вне территории РФ он пребывал в следующие сроки:

  • с 12 по 23 мая 2018 года;
  • с 5 по 13 июля 2018 года;
  • с 1 по 20 сентября 2018 года;
  • с 19 по 30 января 2019 года;
  • со 2 по 27 марта 2019 года.

На территории РФ он находился:

  • с 16 апреля по 11 мая 2018 года;
  • с 24 мая по 4 июля 2018 года;
  • с 14 июля по 31 августа 2018 года;
  • с 21 сентября 2018 года по 18 января 2019 года;
  • с 31 января по 1 марта 2019 года;
  • с 28 марта по 16 апреля 2019 года.

Прерывается ли 183-дневный период на обучение или лечение?

Данный период согласно п. 2 ст. 207 НК РФ не прерывается на краткосрочные выезды, если они связаны с обучением и лечением, если они составляют менее 6 месяцев.

Кроме того, закон не ограничивает налогоплательщиков НДФЛ по возрасту, типам учебных заведений, видам лечебных учреждений и типам заболеваний и даже по странам. ФНС России в письме от 23.09.2008 № 3-5-03/529@ подтвердила этот тезис. Основное ограничение связано с временным промежутком таких действий – обучение или лечение не должно длиться более 6 месяцев. Превышение данного периода будет засчитываться как нахождение за границей. В результате у налогоплательщика появляется угроза оказаться в рядах нерезидентов. Об этом разъясняет Минфин России в письме от 08.10.2012 № 03-04-05/6-1155.

Контрольные органы в дополнение (письмо Минфина России от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182, в частности) указывают, что данный срок необходимо подтверждать документально. В этом качестве могут выступать договоры с учебными или лечебными организациями, справки от них с указанным временем обучения или лечения, копии заграничных паспортов с отметками пограничников о пересечении границы.

Пример

  • с 1 по 20 сентября 2018 года (20 календарных дней);
  • с 19 по 30 января 2019 года (12 календарных дней);
  • со 2 по 27 марта 2019 года (26 календарных дней).

В сумме все дни составят меньше 6 месяцев, а значит, налоговым резидентом РФ данный работник станет на 183-й день.

Цели пребывания – обучение или лечение – должны быть обозначены изначально в цели поездки. Если, например, лечение пройдено попутно, то время, потраченное на медицинские услуги за рубежом, в период нахождения на территории РФ не засчитывается. Подтверждение данному тезису по отношению к краткосрочному обучению содержится в письме Минфина России от 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128.

Пример

Эти 4 месяца занятий ему нельзя будет включать в период нахождения в Российской Федерации.

Как учитываются дни приезда и отъезда при подсчете периода резидентства?

Контролирующие органы сформировали свою позицию по этому вопросу, и она очень удобна для налогоплательщиков. Итак, дни приезда и отъезда, по их мнению, следует включать в срок фактического нахождения на территории РФ. Убедиться в этом можно, изучив письма Минфина России от 20.04.2012 № 03-04-05/6-534, ФНС России от 04.02.2009 № 3-5-04/097@.

Пример

Иностранец прибыл в Россию 20 февраля, а убыл 31 марта 2019 года. Согласно разъяснениям контрольных органов, срок пребывания на нашей территории у него начинает отсчет 20 февраля, а заканчивает – 31 марта включительно. В сумме это 40 календарных дней.

Альтернативная точка зрения тоже имеет место, но редко. В частности, в постановлении ФАС Центрального округа от 11.03.2010 № А54-3126/2009С4 содержится вердикт о том, что день прибытия на территорию РФ включать в дни пребывания в России нельзя.

Если следовать логике арбитров, то в приведенном выше примере срок нахождения на территории РФ сократится на 1 день и составит 39 календарных дней.

Если говорить о технической стороне дела, то даты прибытия и убытия определяются по отметкам пограничного контроля или по иным признакам, столь же значимым.

Итоги

Налогоплательщиком НДФЛ признается физлицо - резидент РФ, получивший доходы на территории РФ. При этом не важно является ли резидент гражданином РФ или лицом без гражданства. Он в любом случае должен уплатить налог. Декларировать свои доходы необходимо по окончании календарного года. Если же доход выплачивает работодатель, то он, как налоговый агент, обязан удержать подоходный налог из дохода физлица и перечислить его в бюджет.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: