Кто является автором учебного пособия пол и гендер 2010

Обновлено: 16.05.2024

Если природа позаботилась о создании двух вариантов человека таким образом, что ни один из них не может существовать без другого, то нет смысла сравнивать, их по шкале: кто лучше. По-видимому, выживание человека происходило благодаря,, а не вопреки этому различию.

Николаева Е.И. Мужчина и женщина

глазами психофизиолога

Пол как природная характеристика человека

Пол является природной характеристикой человека. На ее основе происходит первичное разделение людей на мужчин и женщин. Изначально такое естественное разделение исходило из анатомического различия между представителями обоих полов: наличие того или иного детородного органа. В Большой советской энциклопедии, изданной в 1975 году, пол определяется как совокупность морфологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится, в конечном счете, к оплодотворению [99]. Современная биология выделяет четыре уровня половой организации человека:

генетический пол (определенный набор генов);

гонадный пол (железы внутренней секреции);

морфологический пол (строение наружных и внутренних половых органов);

церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона).

Генетические, эндокринные и церебральные составляющие пола определяют не психологические различия между мужчинами и женщинами, а уровень психической и двигательной активности организма. С ними связаны двигательная подвижность, возможность применения мышечной массы в той или иной деятельности, возбудимость, скорость реакций и т.п. Сочетание различных характеристик каждого уровня образует многообразие конституциональных особенностей каждого человека. Пол, таким образом, является природным, материальным феноменом, это важнейший признак человеческой телесности, благодаря которому человек принадлежит миру, причем не только материальному, но и социальному. Поведение человека, в том числе связанное с сексуальной функцией, регулируется не только биологическими (генетическими, гормональными и пр.) причинами, но и социальными, например через обучение.

Пол, по определению, всегда был исключительно продуктом культуры … не биология, а культура становится судьбой.

Джудит Батлер.

Гендерное беспокойство.

Однако неизменным оставалось базовое убеждение о том, что в основе социально-психологических различий между мужчинами и женщинами лежит их половая конституция. С момента рождения, люди женского и мужского пола сразу попадают в систему отношений, где им отведены определенные (женские и мужские) роли: активная мужчинам и пассивная женщинам. При этом значимость активного (мужского), всегда была выше пассивного (женского), в соответствии с иерархией социальных отношений.

Во-вторых, половые различия закрепили в общественном сознании убеждение о природном происхождении различий в психологических характеристиках, способностях, возможностях мужчин и женщин. Причем эти различия жестко противостоят друг другу и рассматриваются в логике полярной оппозиции разума и тела. Разум ассоциируется с рядом позитивных характеристик, таких как активность, сила, сознание, рациональность, духовность и носителем их является мужчина. Тело ассоциируется с негативными – бессознательное, нерациональность, чувственность, пассивность, которые представлены женским началом. Такая оппозиция, где мужское является субъектом, а женское объектом, становится основой патриархального общества, в котором приоритет разума-логоса неразрывно связан с приоритетом мужского начала и присущих ему атрибутов и характеристик.

Вплоть до первой половины прошлого столетия различия в физиологии и психологических особенностях расценивалось как подтверждение доктрины о том, что женщина существо более низкого сорта по сравнению с мужчиной. Основа данной доктрины была заложена великими мыслителями Запада.

Начиная с античных времен (Сократ, Платон, Аристотель), и далее мыслители средневековья, патристики (Августин Блаженный, Ориген, Туртулиан) и схоластики (Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский), а за ними философы эпохи Просвещения (Ж.Ж. Руссо, И. Кант) развивали в своих трудах идеи о природном несовершенстве и нерациональности женщин. Женское тело в патриархальной философской традиции определялось как стихийное, деструктивное природное начало, влияние которого на культуру несет в себе угрозу, и должно быть нейтрализовано. В связи с чем, на протяжении длительного исторического периода в интеллектуальной истории человечества господствовала установка, которая позже получила название мизогиния (женоненавистничество). С ее помощью патриархальное мышление находило оправдание подчиненного положения женщины в обществе, нейтрализовало и исключило женщин не только из системы рационального философского мышления, но и из системы общественной, политической и культурной жизни [46].

И, наконец, в-третьих, на основании анатомических различий в строении тела мужчин и женщин были установлены совершенно разные условия их существования в обществе: господство одной группы (мужчины) над другой (женщины).

Концепции неравенства, основанные на половой принадлежности, появились не на пустом месте, а создавались выдающимися специалистами той или иной области знаний, в том числе в психологии. Приведем некоторые из них.

Отечественные мыслители так же противопоставляли психологические качества мужчин и женщин. Следует отметить, что в русской философской традиции существовал несколько иной подход к восприятию и оценке различий мужского и женского начал. То, что в европейской философии ассоциируется с мужским началом (божественное, духовное, истинное), в России ассоциируется через категорию любви, то есть с женским (фемининным) началом. Однако это не означает, что женское начало оценивается выше мужского или наравне с ним. Ни один из Российских философов не описывает женщину как самодостаточную или равную мужчине. Женское начало всегда выступает как дополнительное.

Нельзя отрицать, что влюбленность была и до сих пор остается одним из источников, питающих создание культурных ценностей. Женщина в любом образе: Мадонна, Мать, Прекрасная Дама, Незнакомка, или же ведьма, падшая женщина являлась побудителем к тому или иному культурному творению. Именно этим и определялась ее роль в культуре – вдохновительницы мужчины для созидательной деятельности.

Гендер: содержание понятия и его производные

Не религия, а гендер является опиумом для народа.

И. Гофман 1

Гендер не является естественно заданным. Он имеет свой источник в культуре и обозначает социальные представления о различии полов, их предназначения и ролей в обществе.

Гендер есть совокупность символов, норм и законов, выработанных обществом в процессе своего развития, и регулирующих жизнь человека и общества. Другими словами это система культурных значений, присвоенных полу, следовательно, он является искусственным, социально сконструированным и должен быть понят как совершенно независимая категория.

Гендер указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые общество предписывает мужчинам и женщинам, на основании их половых различий. Между тем следует отметить, что гендер не сводим буквально к совокупности психологических черт личности (соответственно мужских и женских). Ключевым здесь является приписывание психологических черт индивидам, с целью закрепления за ними социального статуса и ограничения в системе гендерных отношений. Гендерные отношения – это отношения стратификации, в основе которых лежит неравенство. Различия мужского и женского сконструированы как неравенство возможностей разных групп (мужчины и женщины).

Гендер включает систему социальных институтов, воплощающих в жизнь гендерные нормы, и предписания (семья, школа, армия, государственная, правовая системы).

Гендерные нормы – это сложившиеся в обществе и предъявляемые индивиду стандарты (правила) выполнения социальных ролей во всех сферах социальной жизни.

Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин, принятых в обществе [22].

Гендерная идентичность - это аспект самосознания, представленный многоуровневой системой соотнесения личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности как независимых измерений. Как составляющая социальной, гендерная идентичность имеет свою структуру и содержание. В ее структуре выделяется три уровня: базовая идентичность – соотнесение личности с альтернативными представлениями о маскулинности-фемининности; ролевая – соотнесение поведения и переживаний личности с существующей в данной культуре полоролевыми стереотипами; персональная, интегрирующая описанные уровни и характеризующая соотнесение личности с маскулинностью и фемининностью в контексте индивидуального опыта межличностного общения [48].

Гендерное самосознание - является системой, элементами которой выступают, помимо гендерной идентичности, представления о собственном соответствии моделям фемининности и маскулинности, оценка подобного соответствия и готовность поступать в плане создания собственной модели поведения.

Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе [40].

Маскулинность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин [50].

Фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин [53].

Контрольные вопросы

Связаны ли психологические различия с биологическими различиями мужчин и женщин? Если связаны, то как?

Каковы Ваши собственные представления о присущих мужчинам и женщинам качествам и особенностях поведения? Как они были сформированы?

Таким образом, возникает новая междис циплинарная иссле дова тельская пра ктика, использующая познавате льные возможности теории социального пола (гендера) для ана лиза общественны х явлений и их изменений.

– дву душный челове к (та к назы ваемый гермафродит, по рождению с двумя гениталиями);

– мужчина, переодетый в женщину;

– женщина, переодетая в мужчину.

С це лью изучения различны х аспектов гендера в рамка х гендерны х иссле дований выде ляю т с ледующие направления:

1. Гендерная социология.

2. Гендерная психо логия.

3. Гендерный подход в философии.

4. Гендерная экономика.

5. Гендерная политоло гия.

6. Политика гендерного неравенс тва.

7. Гендерная компетентнос ть.

8. Гендерное образование.

9. Гендерная лингвистика.

В рамка х каждого из указанны х научны х направлений изучаются те или иные факторы гендерны х различий на основании опреде ленного понятийного аппарата и с использованием определенны х методов.

Так, гендерная лингвис тика пре дста вляе т собой разде л язы кознания, который занимается ис сле дованием письменного и устного поведения представите лей мужского и женского пола, их страте гии и та ктики общения. Фактически э то наука , ко торая поясняе т, каким образом гендерная прина длежность влияе т на усвоение язы ка, с какими фрагментами и тематическими областями языковой картины мира она связана.

Под разным углом здесь рассматриваются две основные группы вопросов:

1. Язык и о тражение в нем пола.

2. Письменное и устное речевое пове дение мужчин и женщин.

Гендерные иссле дования прошли с ле дующие этапы формирова ния, границы ко торы х обозначены новым витком развития феминистического движения в 60-х го да х XX века :

· нерегулярные иссле дования, ко торые ис хо дно не бы ли связаны со смежными науками;

· иссле дования в па триар хальном обществе;

· всплеск иссле дований, связанный с изменением социальны х ролей мужчины и женщины .

2) женщины использую т вопросительные формы там, где мужчины использую т утвердите льные;

3) женщины чаще используют вежливые формы;

6) женщины чаще используют гиперкорректную грамматику.

С течением времени минусы этих подходов с тановятся очевидны ми. Мы понимаем, что все открытия были сделаны ис ключительно с целью подтверждения теории. Так, Есперсен видел только данные, ко торые доказываю т е го теорию в па триар хальном обществе , а изучать и сравнивать сле дует о динаковые группы лю дей, т.е. те группы мужчин и женщин, ко торые на хо дятся в общих социальны х, культурны х и экономических условиях, только то гда результаты иссле дования будут достоверными.

Лакофф и Спенсер объясняли с вои открытия через отрицание патриар ха льной сис темы.

В ответ на теории дефицита и доминанты по Лакофф (1975) появилась и получила развитие теория дифферентного подхо да, суть которой заключае тся в ранней социализации биологических видов (мужчин и женщин соотве тственно). Основные признаки дифферентного подхо да заключаются в психо логиче ских различиях, а также в разнице в социальном положении.

По утверждению некоторы х учены х, врожденные био логические о тличия влияю т на разницу в женской и мужской речи. Согласно э той теории биологические о тличия приво дят к овла дению языком в разной с тепени, кроме того вызывая и психологические отличия [Buffe ry&Gray, 1972; Mc Glone, 1980]. Например, женщины стремятся у делить больше внимания построению связей, участию и концентрируются на взаимозависимости между лю дьми [Chodorow, 1974]. C другой с тороны, мужчин ы ценят а втономию и вы де ление, ищут независимости и фокусируются на иерар хических отношениях. Однако многие отнесу т э ти признаки скорее к социализации, а не к био логическим отличиям.

Другая причина, которая объясняет различия в мужском/женском языковом по ведении, – это социальное положение. Согласно такой точке зрения, мужское высокое социальное по ложение приво дит к доминированию мужчин в общении [Вес т и Циммерман, 1987]. Deuchar (1988) предполагае т, что слабые члены общества вынуждены быть более вежливым и. Так, в сообщества х, где женщины являются самыми слабыми членами, у женщин наб людае тся бо льшее количество элементов язы ковой вежливос ти.

Коутс и Камерон, которые придерживаю тся дифферентного/дуально -культурного подхода , заявляю т, ч то стиль мужского общения базируется на конкурентоспособности, в то время как женский стиль более дружествен. [CoatesJ.& Ca me ron D. Women in their speech communities , 1988]

Коутс в своих иссле дованиях по дтверждае т, ч то женщины в общении испо льзую т женские особенности, такие как: постепе нное развитие темы, частые и вовремя вс тавленные короткие отве ты, которые женщины стремятся использова ть чаще, чем мужчины [Xиршманн, 1974, Фишман, 1983]. Коутс также пришла к выводу, что повторение разговора и лингвис тические формы, которые смягчают выска зывание говорящего, – э то признаки дружественного разговора. Далее она утверждает, что женщины стремятся установить социальные отношения, и, сле довате льно, с учетом того, что их це ль за ключае тся в укреплении дружбы, соотве тствующим образом выглядит и их манера вести беседу.

Д. Таннен (1990г.) провела ряд язы ковы х исс ледований с целью выяснения того, ка к мужчины и женщины даю т советы, как рассказы вают истории, как реагируют на проблемы собеседника, ка к спрашиваю т об информации, как делают комплимен ты и как рассказывают с лу хи. В результа те был сде лан вывод о том, что мужчины видят мир как индивидуальнос ти в социальной иерар хии, где они либо свер ху, либо снизу, в то время как женщины по дхо дят к миру как индивидуальности, но в рамка х сис темы отношений с другими лю дьми.

Сущес твенным призна ком тако го подхода являе тся разница, заложенная еще в де тстве, когда мальчики и девочки игра ли в разде льны х по полу группах по разным правилам. Девочки в основном играют только в маленьких, дружес твенны х группа х, в то время как мальчики играют обычно в больших группа х, ко торые обязательно имеют иерар хию. [Фримен и Мак Элхини, 1996, 240].

На данный момент существует множество методоло гических подхо дов к изучению гендерав лингвистике, но наиболее перспективным и обоснованным направлением изучения мужской и женской речи считается изучение страте гий и тактик речевого поведения мужчин и женщин в различны х коммуникативны х ситуациях с обязательным учетом культурной традиции данно го общества, что, в свою очередь, являе тся дока зате льс твом того, что учение о языке и гендеренеразрывно связано с обществом и про текающими в нем процессами и что оно изменяется, адаптируясь к изменениям социокультурны х рамок.

Спис ок лите ратуры

1. Айвазова С. Гендерное равенство в контекс те прав человека .

5. Бло хина Н.А. Понятие гендера: с тановление, основные концепции и пре дста вления.

7. Википе дия. Гендерная лингвис тика .

9. Проблемы пола в западноевропейской и русской философии. Гендер ка к новый концепт теории пола.

11. Пушкарева Н.Л. Женская и гендерная история: ито ги и перспективы развития в России / историческая психология и социо логия истории 2/2010 с.51 -64

15. Coates Jennifer and Ca me ron Deborah. Women in their speech communit ies / London and New York: Longman,1988. Pp. viii + 191.

18. Fishman Pa me la M. Interaction: the work wo men do.

20. Jespersen Otto. Growth and structure of the English Language. Le ipzig - B.G.Teubner – 1912

23. La koff Robin. Language and Woman's Place // Language in Society, Vol. 2, No. 1 (Apr., 1973), pp. 45-80

26. Tannen D. Gender and discourse.

28. (18.08.2014 в 19:43)

29. West Candace, Zimmerman Don H. Doing gender // Gender and Soc iety. Vol. 1No. 2, June 1987 – 125-151.

32. 15. Coates, J. & Cameron, D. (eds.) (1988). Women in their Speech Communities .London: Longman.


А. А. Терехова (2006), доказывая униженное положение женщин в нашей стране, приводит данные из официальных материалов Федеральной службы занятости, согласно которым женщины составляют подавляющее большинство среди таких беднейших групп населения, как пенсионеры (70 %), одинокие и разведенные родители, имеющие детей (91 %), безработные, живущие на пособие по безработице (62,5 %). Однако при этом не учитывается, что среди пенсионеров большинство – женщины (поскольку женщины живут дольше), что при разводах дети, как правило, остаются с матерями и получают от отцов алименты (правда, не всегда) и что при получении пособия по безработице женщины более активны, чем мужчины.

И. А. Тупицына (2003) ставит вопрос о гендерной дискриминации, т. е. ограничении или лишении прав одного пола по сравнению с другим, – что относится к обоим полам. Такая постановка вопроса, конечно, более справедлива, чем разговор только о дискриминации женщин, но следует ли добровольное принятие ролей и норм поведения мужчинами и женщинами рассматривать как дискриминацию? Неужели если я воспринимаю представителей другого пола не так, как своего, это дискриминация?

Следует обратить внимание на попытки отождествить феминистский подход к анализу поведения и деятельности человека с гендерным подходом. Например, М. Л. Сабунаева и Ю. Е. Гусева (2003) приводят характеристики гендерного и полоролевого подходов в образовании (табл. 5.3).

Таблица 5.3. Различия между гендерным и полоролевым подходами в образовании

Как следует из этой таблицы, так называемый гендерный подход отражает феминистские установки на устранение различий между мужчинами и женщинами, но не необходимость учета гендерных различий между мужчинами (наличие среди них маскулинных и фемининных), а также различий между женщинами (наличие среди них маскулинных и фемининных).

Глава 6. Половая идентификация, или как становятся мужчинами и женщинами

Половая (гендерная) идентификация – это процесс формирования половой (гендерной) идентичности, т. е. соответствия человека тому или иному полу, ощущение в себе мужского или женского начала, осознание и принятие своего биологического пола.

Половая идентификация рассматривается разными авторами по-разному. Например, Р. Столлер (Stoller, 1976) полагает, что необходимо разграничивать половую идентичность, полоролевую идентичность и сексуальную ориентацию. Ядром половой идентичности является примитивное, отчасти осознанное, а отчасти неосознанное чувство принадлежности одному биологическому полу, а не другому. Оно лишь часть, но не эквивалент половой идентичности как более широкого феномена. Полоролевая идентичность возникает на базе ядра половой идентичности, но не тождественна ей. Полоролевая идентичность – это обусловленные биологическим полом паттерны сознательных и бессознательных взаимодействий с другими людьми. Сексуальная ориентация отражает предпочтение объектов любви определенного пола. По Р. Столлеру, половая идентичность – широкая концепция, включающая индивидуальные сочетания качеств мужественности и женственности, обусловленные биологическими, психологическими и культуральными факторами.

Е. Дуван (Douvan, 1979) выделяет три аспекта половой идентификации: родовую идентичность, половые роли и половую идентичность. Родовая идентичность – это телесные аспекты представления о себе и своем поле. Она развивается довольно рано и является примитивной формой принятия телесного образа мальчика или девочки. Половая роль – это представление о себе как о существе мужского или женского пола в категориях типичного для тех или иных социальных ситуаций поведения, вкусов и предпочтений. Половая идентичность – это представление о себе, имеющее отношение к поведению при непосредственных сексуальных контактах.

С. Бем (Bem, 1981) под половой идентичностью понимает схемы, которые применяются ребенком к собственному Я в зависимости от подкрепления или поощрения поведения, принятого в той или иной культуре для данного пола.

С позиции Я-концепции рассматривают половую идентичность Т. Л. Бессонова (1993), А. С. Кочарян (1996) и И. В. Романов (1996, 1997).

Другие ученые психологический пол понимают как комплексную, интегративную характеристику человека. И здесь появляется ряд вопросов, требующих ответа. Например, М. В. Бороденко с соавторами (2001) под составными частями психологического пола понимают характеристики его половой идентичности, представленные в сознании и выраженные в полоролевом поведении (чем тогда половая идентичность отличается от гендерной?). Л. В. Ильиченко (1995) рассматривает психологический пол как интегративную структуру, включающую половую идентичность, половые роли, половую ориентацию и половое предпочтение. Две последние составляющие включает в половую идентичность и М. В. Колясникова (1999). В данном случае половая идентичность – только часть гендерной идентичности. Исходя из этого, психологический пол она представляет как реальное овладение мужской или женской ролью, достижение определенного уровня полового самосознания и половой идентификации. Однако здесь возникает неясность в соотношении биологического (акушерского) пола и психологического. Если согласиться с позицией Л. В. Ильченко, главенствующим является психологический пол, и людей при половой дифференциации следует делить, независимо от биологического (акушерского) пола, на маскулинных, фемининных и андрогинных. Но разве они перестают быть при этом особями мужского и женского пола? И что для нас главнее при встрече с человеком – определить его биологический пол или психологический? Думается, что базисным является биологический пол, а главной в становлении мужчины и женщины – половая (по биологическому полу) идентификация. Психологический пол является надстройкой над биологическим, и поэтому нет чисто биологического пола, как нет и чисто психологического пола. Каждый человек с позиции дифференцирования половых признаков – это фенотип, т. е. сплав врожденного (биологического) и приобретенного (социального). Сказанное приводит к мысли, что в реальности мы имеем дело с фенотипическим полами: маскулинными мужчинами, андрогинными мужчинами, фемининными мужчинами, фемининными женщинами, андрогинными женщинами и маскулинными женщинами.

Многими авторами отмечается, что половая идентичность происходит в результате сложного биосоциального процесса (Ильченко Л. В., 1995; Колясникова М. В., 1985; Кон И. С., 1988; Лунин И. И., 1988; Чекалина А. А., 1990). В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность, детерминируя акушерский (паспортный) пол новорожденного, задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества. Сюда входит система стереотипов маскулинности и фемининности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.

Правда, если верить легенде, был период, когда женщины-амазонки не уступали мужчинам в воинственности; они даже выжигали у своих дочерей правую грудь, чтобы она не стесняла их движения при стрельбе из лука. Да и период матриархата тоже свидетельствует о том, что борьба за эмансипацию женщин является веянием не только нашего времени.

Половая социализация девочки проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери, и была направлена на приобретение определенных форм поведения и приобщение ее к будущей роли жены и связанным с этим обязанностями.

Полагают, что личностные и поведенческие различия между мужчинами и женщинами возникают прежде всего как социальный феномен, который не определяется природными факторами в такой же степени, как морфологические и физиологические различия (Phares E., Chaplin W., 1997).

Для такого утверждения имеются некоторые основания. Показано, что с веками и десятилетиями многие представления о гендерных ролях меняются, несмотря на постоянство биологической природы мужчин и женщин. Если во времена Людовика XIV богатые мужчины носили такие же яркие одежды, как и женщины, то уже в начале XIX в. праздничная одежда мужчин стала гораздо скромнее нарядов женщин, а затем женщины стали носить одежду, сходную с одеждой мужчин.

По мнению И. С. Кона (2004), активным участником процесса половой идентификацииэти является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения. Однако бывает, что дополнительные усилия нередко запаздывают или оказываются недостаточными, в результате чего происходят какие-то нарушения в развитии мужского начала.

Исходя из многокомпонентной структуры идентичности (включающей когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты) И. В. Романов (1997) с помощью процедур факторного и регрессионного анализа выделяет пять типов половой идентичности.

1. Адекватный тип идентичности основан на взаимодействии всех трех компонентов. Идентификация происходит с учетом соответствия эмоциональных переживаний и когнитивных эталонов, свойственных тому или иному полу. Этот тип соответствует объединению в психологическое Мы представителей своего пола и противопоставлению его психологическому Они, включающему представителей противоположного пола. На уровне поведения это соответствует адекватной женственности или мужественности.

2. Инвертированный тип идентичности в подавляющем числе случаев встречается у мальчиков и проявляется как повышенная мягкость, тревожность, сензитивность, т. е. как фемининные характеристики.

3. Возрастно-дифференцированный тип идентичности связан только с когнитивным компонентом и характеризуется ориентацией на взрослых мужчин и женщин.

4. Недифференцированный тип идентичности характеризуется отсутствием как маскулинных, так и фемининных признаков. Однако он может проявляться и в маскулинном поведении девочки.

5. Инфантильный тип идентичности существует только у мальчиков и только в рамках эмоционального компонента и отражает наличие инфантильной симбиотической связи мать – ребенок. Мальчики с этим типом идентичности испытывают большую потребность в эмоциональном тепле, привязанности и чувстве принадлежности, чем большинство мальчиков их возраста.

В принципе эти типы отражают соотношение биологического и психологического (гендерного) пола. Однако выделение некоторых типов идентичности с помощью математико-статистических процедур представляется несколько искусственным.

Представляется, что более важным является феномен изменения выраженности половой идентичности в подростковом возрасте. В VIII классе наблюдается негативная фаза возрастного кризиса половой идентичности, когда у большинства девочек снижается дифференцированность образов-эталонов мужественности – женственности, а у мальчиков при сохранении дифференциации этих эталонов связь образа Я с мужскими образами-эталонами значительно слабеет. В IX классе наступает перелом в сторону усиления половой дифференции. При этом у девочек женские образы получают позитивную окраску, а мужские – негативную. Затем негативное отношение к мужскому образу сглаживается. У мальчиков усиливается эмоциональное принятие образов-эталонов противоположного пола при сохранении маскулинной идентификации. Как полагает И. В. Романов, речь идет фактически о кризисном пути перехода от детской, инфантильной половой идентичности к взрослым, зрелым ее формам.

Эти данные дают основание полагать, что в процессе онтогенеза выраженность половой идентичности может быть разной (об этом свидетельствуют и данные о возрастных изменениях частоты встречаемости маскулинных, фемининных и андрогинных).

Типы подчинения гендерным нормам. Ш. Берн (2001) выделяет три типа подчинения людей гендерным нормам: уступчивость, одобрение и идентификацию. Уступчивость – такой тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение. Одобрение, или интернализация, – тип подчинения, когда человек полностью согласен с гендерными нормами. Идентификация – повторение действий ролевой модели (мужчины, женщины, отца, матери).

Социологи используют два разных термина для обозначения биологических и социально сконструированных различий — это пол и гендер. Хотя оба они связаны с различиями между мужчинами и женщинами, понятия пола и гендера имеют разные коннотации. Пол относится к различиям и биологическим, и анатомическим, и физиологическим, и хромосомным характеристикам людей, которые определяют их как мужчин или женщин.

Гендер

Они являются характеристиками, с которыми человек рождается, и они универсальны, то есть являются общими для всех обществ и культур, и они неизменны.

Гендер — это набор идей, убеждений и социальных принадлежностей, которые строятся в каждой культуре и в каждый исторический момент на основе половых различий. И его черты формировались на протяжении всей истории общественных отношений.

Гендер — что это

Гендерный подход или перспектива рассматривают различные возможности, которые есть у мужчин и женщин, взаимосвязь между ними и различные роли, которые им отводятся в обществе. Гендерные отношения определяют различные способы доступа к услугам здравоохранения, особенно в области сексуального и репродуктивного здоровья.

В антропологии гендер определяется как культурно-историческая интерпретация, которую каждое общество разрабатывает вокруг половой дифференциации. Эта интерпретация порождает набор социальных представлений, практик, дискурсов, норм, ценностей и отношений, которые придают смысл поведению людей в зависимости от их пола.

В психологии гендер определяется как процесс, посредством которого биологически разные люди становятся женщинами и мужчинами за счет приобретения атрибутов, которые каждое общество определяет как характеристики женственности и мужественности. В этом смысле гендер — это психосоциальная конструкция женского и мужского начала.

Что такое гендерные различия с психологической точки зрения? Это категории, в которых сформулированы три основных элемента:

Гендер

С другой стороны, гендер был концептуализирован как структурирующий элемент набора социальных отношений — гендерных отношений, которые определяют взаимодействия людей как половых партнеров. Гендерные отношения социально сконструированы и, следовательно, поддаются трансформации. Они не происходят из биологии и не обязательно гармоничны, напротив, они могут противоречить друг другу.

Гендерная роль

Гендерные роли — это поведение, которое воспринимается в обществе как подходящее для каждого пола.

Гендерные роли в обществе определяют, как мы должны действовать, говорить, одеваться, ухаживать за другими людьми или партнерами и вести себя в зависимости от того, какой у нас пол. Например, от женщин и девочек ожидается, что они будут одеваться женственно, будут вежливыми, любезными и с материнскими склонностями. В свою очередь, ожидается, что мужчины будут сильными, агрессивными и бесстрашными.

В обоих случаях это социальная конструкция, правила, устанавливаемые контекстом, в котором живет каждый человек. Таким образом, поведение, которое считается подходящим для женского пола, может варьироваться от одной культуры к другой и от одного раза к разу. Это происходит потому, что в каждом обществе, этнической группе и культуре есть ожидания относительно гендерных ролей.

В свою очередь, гендерные роли постоянно меняются и развиваются в тандеме с другими социальными нормами. Таким образом, 70 лет назад в Европе женщинам было предосудительно носить брюки или было удивительно, что мужчина посвятил себя работе по дому. Сегодня оба поведения нормализованы, поскольку общество добилось прогресса с точки зрения гендерного равенства.

Гендерная идентичность

Гендерная идентичность — это то, как мы себя чувствуем и как выражаем эти чувства. Одежда, внешний вид и поведение — это способы выражения гендерной идентичности.

История появления понятия

В 70-е годы англо-саксонский феминизм продвигал использование этой концепции, чтобы подчеркнуть неравенство между мужчинами и женщинами, которое является социально сконструированным, а не биологическим.

Следовательно, различие между половой дифференциацией, определяемой хромосомным, гонадным, гормональным, анатомическим и физиологическим полом людей и интерпретациями, которые делает это каждое общество, позволяет лучше понять социальную реальность. Это также показывает, что человеческие характеристики, считающиеся женскими или мужскими, приобретаются в ходе сложного индивидуального и социального процесса.

Гендер

Гендерные роли и гендерные стереотипы

Все больше в обществе и культуре происходят изменения. А значит и то, что считается мужским и женским тоже меняется. Сегодня во всех обществах мы видим, что женщины больше не привязаны к дому, а, скорее, выходят в общественное пространство, имеют высокооплачиваемую работу и участвуют в производительных задачах.

А мужчины участвуют в репродуктивных задачах и берут на себя обязанности по дому и по уходу за детьми, пожилыми и больными родственниками. Мужчины меняются и участвуют в домашних делах и заботах.

Эта ситуация положительна, поскольку ведет к гендерному равенству. По данным ООН, считается, что если бы все мужчины участвовали в уходе за больными, то войн было бы меньше.

В чем различия между гендерным признаком и половым признаком

Стоит различать между полом, гендером и гендерной идентичностью. Люди часто путают пол и гендер, гендерную идентичность. Но на самом деле это разные вещи.

Пол и гендер

Гендерные стереотипы

Гендерный стереотип — это общее мнение или предубеждение относительно атрибутов или характеристик, которыми мужчины и женщины обладают или должны обладать, или социальных функций, которые оба выполняют или должны выполнять.

Гендерный стереотип вреден, когда он ограничивает способность мужчин и женщин развивать свои личные способности, делать профессиональную карьеру и принимать решения относительно своей жизни и жизненных проектов.

Классификация гендеров, отличительные особенности

Разнообразие присутствует во всех аспектах жизни, оно является генератором соглашений и разногласий, поскольку представляет собой один из основных текущих конфликтов в нашем обществе. Любой тип разнообразия: этническое, культурное или гендерная принадлежность предполагает такие ценности, как солидарность и уважение к различиям. Человек должен жить своей сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью свободно и ответственно.

В настоящее время выделяют три основных типа гендерной идентичности:

типы-идентичности

Биполярная

Изначально биполярная идентичность предполагала жесткую дифференциацию гендерной идентичности по признаку пола (мужчины обладают исключительно маскулинными характеристиками, а женщины — фемининными).

В конце ХХ века концепция биполярной модели гендерной идентичности была пересмотрена. На данный момент предполагается, что мужчины и женщины не обязательно должны соответствовать традиционным поло-ролевым моделям и могут сочетать в своем поведении характеристики обоих полов.

Мультиполярная

Мультиполярная модель гендерной идентичности допускает существование нескольких вариантов гендерной идентичности в рамках одного пола.

Мультиполярная модель гендерной идентичности представлена 6 вариантами:

Мультиполярная идентичность

Андрогинная

Гендерная неоднозначность также известна как андрогинность.

Таким образом, андрогинность, имея небинарную гендерную идентичность, означает наличие как мужских, так и женских характеристик. По мнению ученых — андрогин осуществил высшую мечту каждого человека: обладать обоими полами одновременно.

Всвязи с тем, что андрогинность относится к людям, которые не хотят, чтобы их видели/ идентифицировали по своему полу – могут иметь абсолютно любую внешность и сексуальную ориентацию.

По объекту влечения

Описывая устойчивое физическое, романтическое и/или эмоциональное влечение человека к другому человеку, что гендерная идентичность и сексуальная ориентация — это не одно и то же. Небинарные гендеры могут быть натуралами, лесбиянками, геями, бисексуалами или гомосексуалистами. Например, человек, который превращается из мужчины в женщину и которого привлекают исключительно мужчины, обычно идентифицирует себя как гетеросексуальную женщину.

Использование термина на современном этапе

Эти стратегии включают учет гендерной проблематики в организации, проведение гендерного и полового анализа и гендерную оценку для определения воздействия программ, стратегий и законов.

Прогресс в реализации этих стратегий и, следовательно, в повышении осведомленности о гендерных вопросах и обеспечении гендерного равенства медленный. Причины этого включают отсутствие обязательств со стороны заинтересованных сторон и недостаточное выделение ресурсов.

Пробелы в сборе, обработке и представлении гендерно чувствительных данных также представляют собой серьезную проблему для эффективного гендерного анализа.

Хотя гендерные вопросы часто признаются важными и их четко отделяют от половых, государства и общественные организации часто уделяют им меньшее внимание, считая другие аспекты развития, такие как демократия, бедность или конфликты, более актуальными.

Читайте также: