Кто является администратором доходов бюджета фонда социального страхования рф

Обновлено: 30.06.2024

1. Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;

ведет реестр источников доходов бюджета по закрепленным за ним источникам доходов на основании перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации;

осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

2. Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет;

осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

3. Бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета.

4. Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенных учреждений, а также Центральным банком Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями.

5. Определение территориальных органов (подразделений) федеральных органов исполнительной власти в качестве главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Определение территориальных органов (подразделений) исполнительной власти субъектов Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Определение органов (должностных лиц) местной администрации и иных исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) в качестве главных администраторов доходов бюджетов городских, сельских поселений (внутригородских районов) осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением).

Комментарии к ст. 160.1 БК РФ

Согласно ст. 6 БК РФ администратор доходов бюджета - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

- формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

- представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

- представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

- формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;

- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

- осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

- осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

- принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

- принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

- в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В нашей стране три государственных внебюджетных страховых фонда — медицинский, пенсионный и социальный. У каждого из них свои задачи, и между собой эти фонды не пересекаются.

О пенсионном фонде мы уже рассказывали, теперь разберемся с тем, как устроен и какие функции выполняет фонд социального страхования.

Что такое фонд социального страхования

Социальное страхование — это система, по которой государство защищает людей, временно оставшихся без дохода по каким-то причинам — например, из-за болезни. Фонд социального страхования — ФСС — существует, чтобы государство могло контролировать расходы на социальное страхование граждан.

Действующий ФСС РФ создан в 1991 году. Суть фонда в том, что в нем копятся страховые взносы от работодателей за их работников и от всех, кто страхует себя добровольно. Эти деньги фонд тратит на возмещение заработка тем, кто попал в ситуацию временной нетрудоспособности, то есть не может работать из-за болезни, несчастного случая на производстве или беременности и родов. Поясним на примере.

Кирилл приходил на работу во все рабочие дни, исправно выполнял свои обязанности и получал зарплату. В один день он на работу не вышел — заболел гриппом, открыл больничный лист и остался лечиться дома.

Работодатель не будет платить Кириллу зарплату, ведь тот дома, лечится и свои трудовые функции не исполняет. Но Кирилл без денег не останется: его застраховали на такие случаи, поэтому он получит пособие, которое компенсирует отсутствие зарплаты из-за болезни. За первые 3 дня заплатит работодатель, за остальные дни болезни — ФСС.

На месте Кирилла может быть любой человек, работающий по трудовому договору или застраховавшийся добровольно — адвокат, ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Но ФСС занимается не только выдачей пособий по временной нетрудоспособности — расскажем подробнее о его функциях и задачах дальше.

Нормативная база. ФСС в своей работе руководствуется как общими нормативными актами о социальном страховании, так и специальными — об организации деятельности фонда. Например, фонд работает в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101. В этом положении расписано, какие органы входят в ФСС, какие задачи они решают и за какие средства они это делают.

Бюджеты фонда устанавливаются федеральными законами, например от 08.12.2020 № 390-ФЗ .

Согласно ст. 2.2 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ ФСС — это страховщик по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А по закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ — страховщик на случай производственной травмы или профессионального заболевания.

Тарифы страховых взносов на ОСС — обязательное социальное страхование — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством указаны в ст. 425 НК РФ.

Тарифы на ОСС при травмах из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются отдельными законами, например законом о страховых тарифах на 2020—2022 годы , и должны пересматриваться каждые три года. Но фактически эти тарифы не менялись с 2006 года.

Вся деятельность по обязательному социальному страхованию в России регулируется только на федеральном уровне — регионы не принимают решений и не издают собственные нормативные акты.

Правовой статус

Фонд социального страхования — это государственный фонд, который работает согласно федеральным законам, указам президента и постановлениям правительства, а его бюджет и имущество принадлежат государству.

И ФСС РФ, и его отделения в регионах — это некоммерческие юридические лица в форме учреждений. Учреждения всегда создаются для управленческих, социально-культурных или иных подобных функций, у них есть гербовая печать со своим наименованием, счета в банках. Это значит, что по многим вопросам фонд и его региональные отделения могут самостоятельно принимать решения. Например, сами решают текущие хозяйственные вопросы, взаимодействуют с местными жителями и организациями.

Структура

Система ФСС состоит из трех уровней — федерального, регионального и местного.

Как устроена система ФСС

Уровень Что входит
Федеральный Председатель, правление ФСС, центральный аппарат ФСС
Региональный Региональные отделения
Местный Филиалы региональных отделений

Председатель ФСС РФ выполняет управленческие функции — руководит фондом, вносит проект бюджета фонда на утверждение правительству, утверждает структуру и штатное расписание работников, принимает меры по результатам ревизий и т. д.

Председателя назначает Правительство РФ по предложению министра труда России. У председателя есть шесть заместителей.

Правление ФСС РФ — это коллегиальный орган, на заседаниях которого обсуждают проект бюджета фонда, его исполнение, отчеты о результатах деятельности региональных отделений, проекты нормативных актов по вопросам государственного социального страхования. Заседания проводят по мере необходимости.

В правлении 35 человек: председатель фонда и его первый заместитель, представители министерств, общероссийских объединений профсоюзов, работодателей, инвалидов, Госдумы, Совета Федераций и региональных отделений ФСС. Члены правления назначаются Правительством РФ, периодически происходит ротация — смена людей в составе правления ФСС.

Центральный аппарат ФСС РФ контролирует и обеспечивает деятельность фонда. В центральном аппарате несколько департаментов и управлений, каждое из которых выполняет свои функции. Например, часть департаментов отвечают за кадровое и финансовое обеспечение, другие — за страхование рисков, существующих на производстве, контроль поступления страховых взносов, контрольно-ревизионную работу, обеспечение клиентского обслуживания, деятельность центров реабилитации и т. д.

Региональные отделения организовывают и контролируют работу филиалов фонда, которые создают для работы со страхователями и застрахованными лицами.

В региональных отделениях ФСС создаются координационные советы — это собрания представителей фонда и других ведомств, объединений профсоюзов, работодателей. На таких собраниях обсуждаются различные важные для деятельности фонда вопросы. Например, как исполняется бюджет фонда, реализуются государственные программы, проходят проверки и население обеспечивается санаторно-курортным лечением.

  1. Регистрируют страхователей — физлиц и юрлиц, и создают базы данных страхователей и застрахованных лиц.
  2. Проводят проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты страховых взносов.
  3. Получают от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
  4. Проверяют правильность заявленных страхователями (работодателями) сведений на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также пособий по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям.

Филиалы — это обособленные подразделения региональных отделений, а не отдельные юридические лица. Это значит, что они могут действовать только в пределах полномочий, которыми их наделяют региональные отделения, выполняют все или часть их функций, представляют интересы и действуют от имени региональных отделений, а не от своего собственного.

Центральных отраслевых отделений фонда фактически сейчас нет, хотя они до сих пор фигурируют в Положении о ФСС. Раньше такие отделения нужны были для работы ФСС в отдельных отраслях, например атомной энергетике, промышленности, ракетно-космической отрасли и др. Но потом принцип управления изменился с территориально-отраслевого — это управление и на территориях, и в отраслях — на территориальный, и все отраслевые отделения ликвидировали.

ЦОО фонда создавали для управления средствами соцстрахования в отдельных отраслях хозяйства. В 1999 году таких отделений было 8

Функции и задачи ФСС

Основная цель ФСС — обеспечить застрахованных лиц гарантированными пособиями, выплатами и некоторыми видами социальных услуг для их оздоровления, лечения или реабилитации. Чтобы достигать эту цель, фонд выполняет следующие задачи.

Собирает взносы от страхователей на ОСС по временной нетрудоспособности и материнству, от несчастных случаев на производстве и профессиональных травм, то есть наполняет фонд.

Выплачивает пособия, которые компенсируют временно утраченный доход людям, которые по каким-то причинам потеряли возможность трудиться и зарабатывать. Вот какие выплаты считаются основными:

  1. По временной нетрудоспособности, исключая пособие за первые 3 дня болезни — их работодатели оплачивают сами.
  2. По беременности и родам.
  3. За постановку на учет в ранние сроки беременности.
  4. При рождении ребенка.
  5. По уходу за ребенком до достижения им полутора лет. гарантированного перечня ритуальных услуг.

Готовит предложения о размерах тарифов страховых взносов. Эти тарифы затем утверждаются Госдумой и Советом Федерации РФ и фиксируются в федеральных законах, в том числе в налоговом кодексе.

Отвечает на вопросы по страхованию от населения и страхователей. Вопросы поступают через горячую линию и форму обращения на сайте, ответы на них публикуются там же на сайте, в информационных буклетах, оглашаются на вебинарах по разъяснению законодательства и т. д.

Контролирует страхователей. ФСС ведет учет работодателей и добровольно застраховавшихся лиц, проверяет отчетность, проводит камеральные и выездные проверки.

Работает со своими специалистами — готовит кадры и повышает их квалификацию.

Доходы ФСС

Под доходами фонда понимаются все деньги, которые поступают в него и могут быть потрачены на достижение его цели и выполнение задач.

Бюджет фонда социального страхования формируется за счет страховых взносов, перечисляемых работодателями и гражданами, вступившими в добровольное страхование. Кроме того, в доходы ФСС идут:

  1. Перечисления из федерального бюджета.
  2. Штрафы и пени, уплаченные страховщиками за нарушение сроков уплаты взносов.
  3. Финансовая прибыль, получаемая от инвестирования свободных денег.
  4. Прочие поступления, например недоимки по обязательным платежам.

Деньги от взносов поступают на счета территориального казначейства, хранятся там, а при наступлении страхового случая оттуда перечисляются на счета работников.

Виды социального страхования

  1. На случай временной нетрудоспособности, например из-за болезни.
  2. В связи с материнством — здесь предусмотрены сразу несколько видов пособий, расскажу о них ниже.
  3. От несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом страхование может быть обязательным и добровольным.

Обязательное социальное страхование касается всех лиц, занятых по трудовому договору. Страховые взносы за них платят страхователи — их работодатели.

Добровольное социальное страхование доступно для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и общин коренных малочисленных народов Севера — все они могут застраховаться, но только на случай временной нетрудоспособности или материнства.

Для добровольного страхования нужно встать на учет в ФСС — подать заявление в филиал регионального отделения — и ежегодно уплачивать взносы в ИФНС по месту жительства. Если за предыдущий год взнос был уплачен, то в текущем году при наступлении страхового случая можно будет получить пособие.

Например, чтобы в 2022 году ИП смог получить пособие, до 31 декабря 2021 года ему нужно заплатить в ИФНС 4451,62 Р . Эта сумма получилась из такой формулы: МРОТ в 2021 году − 12 792 Р × 2,9% (это тариф страховых взносов) × 12 месяцев.

Кто подлежит обязательному социальному страхованию

По закону на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством обязательно страхуют:

  1. Работников, в том числе руководителей — единственных участников ООО.
  2. Государственных и муниципальных служащих.
  3. Членов производственного кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.
  4. Священнослужителей.
  5. Осужденных к лишению свободы и привлеченных к оплачиваемому труду.

От несчастных случаев и профессиональных травм обязательно страхуют только тех, кто работает по трудовому договору, и осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду.

Работодатели страхуют не только работников — граждан России, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.

Страховые взносы

Часть бюджета ФСС пополняется за счет страховых взносов.

Кто обязан платить. Все работодатели — организации и индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, ИП, члены КФХ и другие лица, которые застраховали себя добровольно.

Виды взносов. Работодатели перечисляют два вида страховых взносов:

  1. На ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  2. На ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие лица, которые добровольно себя застраховали, уплачивают страховые взносы только на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страховые взносы ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются по реквизитам налоговой инспекции. Собранные деньги налоговая потом передает ФСС для распоряжения.

При этом страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатели перечисляют сразу в ФСС.

Тарифные ставки отчислений. Основной тариф взноса на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%. То есть чтобы понять размер взноса за работника, его зарплату нужно умножить на 2,9%.

Например, Игорь получает 50 000 Р ежемесячно. Поэтому работодатель перечисляет за Игоря 50 000 × 2,9% = 1450 Р .

Бывают пониженные страховые взносы. В законе перечислено, кому они установлены, например разработчикам ИТ-индустрии , благотворительным организациям на УСН, субъектам малого и среднего предпринимательства.

Тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зависят от класса профессионального риска, присвоенному основному виду деятельности. Классов риска всего 32, первый класс — самый неопасный, 32-й , соответственно, самый опасный.

Чем менее опасная работа, тем меньше тариф, и наоборот. Например, к 1 классу относится деятельность агентов по оптовой торговле мебелью, значит, за работников, которые занимаются продажей мебели оптом, платят взносы по самому низкому тарифу — 0,2%.

Другой пример: добыча угля считается деятельностью с самым высоким классом профессионального риска, поэтому за шахтеров платят взносы по самому дорогому тарифу — 8,5%.

Тариф устанавливает ФСС на основании заявления и справки-подтверждения вида деятельности, что подает организация ежегодно до 15 апреля. Если организация не подаст эти документы, то ей установят самый высокий тариф исходя из кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ.

Сниженные тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены для работодателей, использующих труд инвалидов 1, 2 или 3 группы.

Предельная база для начисления страховых взносов — это сумма дохода работника, после достижения которой работодатель перестает платить за него страховые взносы. Она установлена только для страховых взносов на ОСС на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для ОСС от несчастных случаев на производстве предельной базы нет — работодатель уплачивает взносы ежемесячно независимо от зарплаты.

Предельную базу правительство устанавливает ежегодно, в 2021 году это 966 000 Р . Разберем, как работает предельная база, на примере.

Предположим, что с января по декабрь Игорь заработает 50 000 × 12 = 600 000 Р , то есть работодатель будет платить за него взносы ежемесячно.

У другого работника — Степана — зарплата 120 000 Р , за год он заработает 120 000 × 12 = 1 440 000 Р . Работодатель уплатит за Степана взносы только с 966 000 Р , а оставшиеся 474 000 Р облагаться взносами не будут.

Когда производится выплата. Страховые взносы за работников в ИФНС и ФСС работодатели перечисляют ежемесячно до 15 числа.

Те, кто страхуются добровольно, могут уплатить взносы в любое время в течение года.

Как и когда предоставляется отчетность. По страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работодатель ежеквартально сдает в ИФНС расчет по форме КНД 1151111.

Администраторы доходов занимают особое место среди остальных участников бюджетного процесса. Ведь от их работы напрямую зависят полнота и своевременность наполняемости соответствующего бюджета, а следовательно, и состояние основных источников финансирования всех остальных субъектов бюджетной системы.

Порядок администрирования доходов бюджета

Как определено ст. 6 БК РФ администраторами доходов бюджета являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Если перечисленные выше организации в соответствии с законодательством РФ имеют в своем ведении других администраторов доходов бюджета и (или) являются администраторами доходов бюджета, то такие органы называются главными администраторами доходов бюджета.

Мероприятия по администрированию поступлений в бюджеты можно условно разделить на несколько этапов.

– устанавливает, детализирует и определяет порядок применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам РФ, путем регулярной разработки Указаний о порядке применения бюджетной классификации;

– устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов.

На втором этапе в согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от № 987 соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета – администратор поступлений обязан утвердить нормативный правовой акт, который должен содержать положения, в соответствии с которыми территориальные органы администратора поступлений в федеральный бюджет (распорядители средств федерального бюджета), федеральные бюджетные учреждения, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, наделяются полномочиями по администрированию конкретных поступлений в федеральный бюджет.

Органы государственной власти субъектов РФ наделяются полномочиями администратора доходов бюджета субъекта РФ и местных бюджетов в соответствии с законодательными актами субъекта РФ. При этом источники доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов закрепляются за администраторами поступлений в бюджет при условии, что администрирование данных источников доходов не закреплено законодательством РФ как за органами государственной власти РФ, органами управления государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ, так и за органами государственной власти субъектов РФ.

Органы местного самоуправления наделяются полномочиями администратора доходов местных бюджетов в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципальных образований. Источники доходов бюджетов муниципальных образований закрепляются за администраторами соответствующего уровня при условии, что администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, органами государственной власти субъектов РФ, так и органами местного самоуправления).

Полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджета определены ст. 160.1 БК РФ и детализированы Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, а также Правилами осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 (далее – Правила № 995).

Закрепление доходов бюджетов РФ за главными администраторами доходов осуществляется в следующем порядке. Назначение органов государственной власти РФ, иных администраторов доходов федерального бюджета, органов управления государственными внебюджетными фондами, Центрального банка РФ главными администраторами доходов бюджета осуществляется в соответствии с законодательством РФ и приложением 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации.

Органы государственной власти субъектов РФ закрепляют источники доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за главными администраторами доходов – органами государственной власти субъектов РФ и созданными ими бюджетными учреждениями при условии, что администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и приложением 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти РФ, органами управления государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ, так и органами государственной власти субъектов РФ).

В соответствии с закреплением доходов бюджета за теми или иными главными администраторами последними согласно требованиями Указаний о порядке применения бюджетной классификации определяются для подведомственных им администраторов доходов соответствующие коды администраторов доходов бюджета, а также порядок администрирования конкретных видов доходов соответствующих бюджетов.

Приложениями к Постановлению Правительства РФ № 995 определен также Перечень источников доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, исполняющих в отношении указанных в нем доходов функции главных администраторов (далее – Перечень). Таким образом, финансовые органы соответствующих субъектов РФ, территориальных государственных внебюджетных фондов, а также городов (сельских поселений), в части доходов, перечисленных в данном Перечне, могут быть только администраторами доходов и выполнять соответствующие функции только в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти. При этом указанные в Перечне федеральные органы исполнительной власти выполняют функции главных распорядителей доходов соответствующих бюджетов более низкого уровня:

– либо в обязательном порядке (разд. I Перечня), что подразумевает полное и всестороннее регламентирование деятельности подведомственных администраторов доходов (поступлений);

– либо в инициативном – в пределах своей компетенции (разд. II Перечня), что допускает регламентирование отдельных вопросов сбора и использования соответствующих доходов на уровне финансовых органов субъектов РФ, территориальных государственных внебюджетных фондов, а также городов (сельских поселений), но в рамках общих требований, установленных соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Согласно требованиям Указаний о порядке применения бюджетной классификации в рамках бюджетного процесса главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

– формирует перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета;

– представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

– представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

– формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;

– осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

– осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

– осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

– принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином;

– принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

– в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

– осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

На третьем этапе согласно п. 3 Правил № 995 администраторы доходов бюджетов в двухнедельный срок после доведения до них главным администратором доходов бюджетов, в ведении которого они находятся, порядка осуществления полномочий администратора доходов заключают с управлением Федерального казначейства по соответствующему субъекту РФ соглашение об информационном взаимодействии по форме, утвержденной Федеральным казначейством, а также обеспечивают заключение соглашений (договоров) об обмене информацией в электронном виде.

Указанное соглашение определяет формат передачи территориальным ОФК информации о поступлениях в бюджеты бюджетной системы администратором поступлений (территориальным органом администратора поступлений), а также передачи информации об уточнении вида принадлежности платежа, принятых решениях о возврате плательщикам излишне уплаченных сумм. Первичные документы, включаемые в состав формата передачи, оформляются в соответствии с требованиями, установленными приказами Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н и от 05.09.2008 № 92н (далее – Приказ № 92н).

Сроки и формы передачи информации (в электронном или бумажном виде) также устанавливаются соглашением.

Следующим этапом администрирования доходов бюджета можно считать организацию и ведение бюджетного учета соответствующих финансово-хозяйственных операций, осуществляемых администраторами этих доходов. На основании указанных первичных документов в бюджетном учете отражают соответствующие операции по поступлениям, который ведут финансовые органы, ОФК и администраторы поступлений в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н (далее – Инструкция № 148н).

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 03.07.2006 № 413 определены формы документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета для представления в Счетную палату РФ. Как правило, указанные формы финансовой отчетности представляют органы исполнительной власти, являющиеся главными администраторами соответствующих доходов федерального бюджета. Однако для формирования данной финансовой отчетности указанные органы могут регламентировать для подведомственных им администраторов доходов формирование и представление в их адрес аналогичных форм отчетности. Кроме того, соответствующими законодательными актами представление указанных форм финансовой отчетности может быть установлено в отношении контрольных органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Бюджетный учет администрирования доходов

Администратор доходов бюджета ведет бюджетный учет как начисленных сумм поступлений, так и сумм, поступивших в бюджеты от соответствующего начисления. Следовательно, администратору поступлений (территориальному органу администратора поступлений) следует определиться, какие структурные подразделения осуществляют текущий учет начисленных сумм, а какие – учет поступивших сумм. Целесообразно наделить полномочиями по ведению учета начисленных сумм структурные подразделения, которые непосредственно осуществляют действия, приводящие к возникновению дебиторской задолженности.

При организации бюджетного учета операций по администрированию доходов бюджета следует учесть:

– наличие у организации, ведущей бюджетный учет получаемых доходов, правового статуса администратора бюджетных доходов;

– структуру администрируемых доходов (отнесение их к налоговым или неналоговым доходам бюджета, что определяется ст. 41 БК РФ);

– установленный действующим федеральным законодательством, а также законодательством субъекта РФ и (или) муниципального образования порядок зачисления соответствующих доходов в бюджет (с использованием или без использования единого счета доходов в ОФК);

– порядок перераспределения полученных доходов между бюджетами разных уровней;

– изменения, регламентирующие порядок организации бюджетного учета администраторов доходов, внесенные в Инструкцию № 148н Приказом Минфина РФ от 03.07.2009 № 69н (далее – Приказ Минфина РФ № 69н).

Учитывая перечисленные выше факторы, бюджетный учет у администраторов доходов бюджета имеет следующие особенности:

1. Операции по администрированию доходов бюджета осуществляются соответствующими администраторами на основании данных отчетности бюджетных учреждений, а также информации, полученной от соответствующего финансового органа и ОФК. Администрирование доходов отражается в бюджетном учете администраторов в виде изменения их обязательств по перечислению доходов на единые счета бюджетов, открытые соответствующим финансовым органам. В случае если функции администратора доходов возложены на бюджетные учреждения-получатели (например, налоговые и таможенные органы, а также учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность), последние имеют лицевые счета в ОФК, но только как бюджетные учреждения.

Операции по получению средств на указанные счета (Дебет 1 304 05 000 / Кредит 401 01 100 или Дебет 2 201 01 510 / Кредит 2 401 01 100) и перечислению с них сумм доходов в бюджет (Дебет 1 210 02 560 / Кредит 1 304 05 000 или Дебет 2 210 02 560 / Кредит 2 201 01 610) отражаются в бюджетном учете параллельно с операциями по администрированию соответствующих доходов и не относятся к категории последних [1].

2.Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что операции по администрированию доходов всегда связаны с пополнением единых счетов соответствующих бюджетов (за исключением администрирования доходов от приносящей доход деятельности), все операции по администрированию доходов целесообразно отражать с использованием кода источника финансирования 1 независимо от того, какой код источника финансирования используется при отражении в учете операций по фактическому получению и перечислению сумм доходов с лицевых счетов бюджетных учреждений, осуществляющих функции администраторов доходов.

4 Детализация счетов 0 205 00 560, 0 210 02 000, 0 210 04 000 по видам администрируемых налогов и сборов осуществляется на основании первых 17 знаков соответствующего счета (коды ведомственной и функциональной классификации доходов бюджета).

5. Начисление доходов осуществляется на основании данных бюджетной (налоговой) отчетности подведомственных организаций, а также информации, полученной от соответствующего финансового органа.

6. Поступление и перечисление доходов на единый счет доходов бюджета отражаются на основании Справок (ф. 0531468), предоставляемых ОФК. Форма Справки определена Приказом № 92н.

7. Возврат излишне начисленных доходов может производиться следующими способами:

– путем списания обратной проводкой излишних начислений – если доходы только начислены согласно данным отчетности учреждений или иных документов и фактически не поступили на счета администратора или единый счет бюджета.

– путем списания с расчетов администратора доходов (Дебет 1 205 00 000 / Кредит 1 210 04 000) – если полученные доходы еще не были распределены между едиными счетами бюджетов;

– путем списания с расчетов с соответствующими финансовыми органами (Дебет 1 205 00 000 / Кредит 1 210 02 000) – если доходы фактически уже были распределены между едиными счетами бюджетов.

9. При администрировании доходов от оказания бюджетными учреждениями платных услуг требованиями действующего законодательства (в частности, Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 № 88н) не предусмотрена обязательная сдача данных доходов на единый счет соответствующего бюджета, как неналоговых поступлений (ст. 41 БК РФ). Более того, остатки этих поступлений могут в конце года не подлежать сдаче в доход бюджета и использоваться для финансирования потребности учреждений в следующем году в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Вместе с тем в целях повышения эффективности учета и использования таких доходов законодательными актами отдельных регионов предусмотрено зачисление их на единые счета соответствующих бюджетов с последующим возвратом на счета учреждений-получателей (в виде внебюджетных средств или средств дополнительного бюджетного финансирования). В результате порядок бюджетного учета операций по администрированию данных доходов следует более детально прописать в методических документах соответствующего финансового органа субъекта РФ или муниципального образования.

10. При отражении в бюджетном учете администратора доходов бюджета операций, связанных с получением и возвратом межбюджетных трансфертов, следует учитывать, что полученные в прошлые годы и не использованные по целевому назначению трансферты в соответствии с условиями их предоставления могут:

– подлежать возврату в бюджет, из которого они были получены (в этом случае задолженность по получению такого дохода трансформируется в бюджетном учете администратора в его задолженность по возврату трансферта).

– засчитываться в счет получения трансфертов в текущем финансовом году (в этом случае списание нереальной ко взысканию суммы возврата трансфертов прошлых лет отражается в бюджетном учете администратора доходов не в корреспонденции счета 0 205 00 000, а по счету 0 206 12 000).

Учитывая вышеизложенное, операции по начислению доходов учреждениями – получателями и администраторами доходов отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Утвердить перечень источников доходов федерального бюджета, администрирование которых осуществляют подведомственные Федеральному архивному агентству федеральные казенные учреждения, являющиеся администраторами доходов федерального бюджета согласно приказу Росархива от 29 декабря 2017 г. № 254, (далее – учреждения) (приложение № 1 к настоящему приказу).

Наделить Учреждения в отношении закрепленных за ними источников доходов федерального бюджета следующими бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета:

а) начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

б) взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

г) принятие решения о зачете (уточнении) платежей в федеральный бюджет и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства;

д) формирование и представление в Росархив бюджетной отчетности по формам и в порядке, установленным Министерством финансов Российской Федерации, а также иной информации по администрируемым доходам в федеральный бюджет, необходимой для осуществления Федеральным архивным агентством полномочий главного администратора доходов федерального бюджета, в сроки, установленные Федеральным архивным агентством;

ж) принятие решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет.

Учреждениям при осуществлении бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета:

а) заполнять (составлять) и отражать в бюджетном учете первичные документы по администрируемым доходам федерального бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами по бюджетному учету, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации, вести бюджетный учет поступлений по администрируемым доходам федерального бюджета, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

б) проводить сверку отчетных данных бюджетного учета администрируемых доходов федерального бюджета с отчетными данными территориального органа Федерального казначейства. В случае выявления расхождений между отчетными данными территориального органа Федерального казначейства и администратора доходов устанавливать причины указанного расхождения и принимать меры по их устранению;

в) представлять в территориальный орган Федерального казначейства уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, по форме, утвержденной Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

г) доводить до плательщиков необходимые для заполнения расчетных документов реквизиты счета, открытого им в территориальном органе Федерального казначейства для учета администрируемых доходов федерального бюджета, и других реквизитов, а также порядок заполнения платежных поручений на перечисление платежей в федеральный бюджет в соответствии с правилами указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации;

д) осуществлять принудительное взыскание с плательщиков платежей в федеральный бюджет, пеней и штрафов через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с доведением необходимой для заполнения платежного документа информации до суда (мирового судьи) и (или) судебного пристава-исполнителя в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

е) в целях осуществления Федеральным архивным агентством полномочий главного администратора доходов федерального бюджета представлять в финансово-экономический отдел Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования Росархива следующие отчеты, сведения и материалы:

прогноз поступлений доходов федерального бюджета;

аналитические материалы по исполнению бюджета в части доходов федерального бюджета;

сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

иные сведения, необходимые для составления и ведения кассового плана.

Утвердить Порядок осуществления федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении Федерального архивного агентства, полномочий администратора доходов федерального бюджета (приложение № 2 к настоящему приказу).

Читайте также: