Кто имеет право останавливать транспортное средство в белоруссии

Обновлено: 02.07.2024

Закон от 14.12.2021 № 134-З внес изменения в Закон о дорожном движении. Большинство изменений начнут действовать с 22.09.2022.

Отметим основные изменения.

1. Вводится возможность получить международное водительское удостоверение, предусмотренное Конвенцией о дорожном движении 1968 года (абз. 3 п. 3 ст. 1 Закона № 134-З). Международное водительское удостоверение представляет собой книжку формата A6 с информацией на различных языках, помимо государственного (п. 1 приложения 7 к Венской конвенции о дорожном движении 1968 года). Получить такое удостоверение при желании можно будет на основании белорусского удостоверения. Срок действия составит 3 года, но не больше срока действия национального удостоверения (абз. 5 п. 3 ст. 1 Закона № 134-З).

Обратите внимание!
Напомним, что по белорусскому водительскому удостоверению, выданному после 01.02.2011, можно ездить в странах — участницах Конвенции о дорожном движении 1968 года (Россия, Польша, Литва, Германия и т.д.) (приложение 2 к постановлению МВД от 25.03.2003 N 73, п. 2 ст. 41 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года). Правда, на практике водители сталкивались с проблемами в ситуациях, когда требовалось международное удостоверение. Такие проблемы возникали, например, при аренде автомобиля за границей.

2. Предоставляется возможность получить права после сдачи квалификационного экзамена на транспортном средстве без механической трансмиссии (п. 21 ст. 1 Закона № 134-З). Так, на автомобиле с автоматической коробкой передач можно будет учиться в автошколе, а также сдавать экзамен в ГАИ (абз. 4 п. 21 ст. 1 Закона № 134-З). В этом случае и права будут только на управление автомобилями без механической коробки передач (абз. 9 п. 21 ст. 1 Закона № 134-З). То же касается прав на электромобили, которые вообще не имеют трансмиссии. Те, кто сдаст экзамен на автомобиле с механической коробкой передач, смогут управлять любыми автомобилями (абз. 7 п. 21 ст. 1 Закона № 134-З).

3. С 01.01.2022 вводится автоматизированная система учета сведений о выданных медицинских справках о состоянии здоровья, подтверждающих годность к управлению транспортными средствами (абз. 4 п. 18 ст. 1, абз 2 ст. 4 Закона № 134-З). Система также будет содержать информацию о лицах, признанных негодными к управлению транспортными средствами. Вести учет будет Минздрав и предоставлять доступ к информации МВД и Минсельхозпроду. Это позволит в том числе не представлять справку при осуществлении соответствующих административных процедур.

4. Исключается полномочие органов внутренних дел направлять водителей на досрочное медицинское переосвидетельствование (абз. 12 п. 18 ст. 1 Закона № 134-З, абз. 2 ч. 9 ст. 23 прежней реакции Закона о дорожном движении). Организации здравоохранения сохраняют право направлять на досрочное переосвидетельствование в случае выявления заболеваний или противопоказаний, препятствующих управлению транспортными средствами (абз. 14 п. 18 ст. 1 Закона № 134-З, ч. 9 ст. 23 прежней реакции Закона о дорожном движении). Порядок направления на обязательное медицинское переосвидетельствование определит Совмин (абз. 16 п. 18 ст. 1 Закона № 134-З).

5. Отменяется обязанность автошкол согласовывать с ГАИ маршруты для практического обучения курсантов (абз. 16 п. 9 ст. 1 Закона № 134-З, абз 7 ч. 2 ст. 11 прежней реакции Закона о дорожном движении). Однако МВД получит полномочия определять участки дорог, на которых обучение запрещается (абз. 11 п. 9 ст. 1 ст. 1 Закона № 134-З). Кроме того, отменяется необходимость согласовывать с ГАИ маршруты движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (абз 9 ч. 2 ст. 11 прежней реакции Закона о дорожном движении).

6. Сохраняется право граждан Российской Федерации управлять транспортными средствами на основании своего национального водительского удостоверения до истечения срока его действия независимо от получения вида на жительство или гражданства Республики Беларусь (абз. 9 п. 3 ст. 1 Закона № 134-З). Пока при получении вида на жительство или паспорта Республики Беларусь россияне обязаны в течение 90 дней заменить свое национальное водительское удостоверение, иначе приравниваются к лицам, не имеющим права управления (ч. 6 ст. 5 прежней реакции Закона о дорожном движении).

7. Категорию колесных тракторов и самоходных машин дополнили мотовездеходы (квадроциклы), снегоболотоходы, снегоходы (абз. 6 п.19 ст. 1 Закона № 134-З).

Безымянный автор

Нарушение было 25 марта 2014г., штраф 5 базовых = 650000. С 1 апреля поднялась базовая и вот ,что получается-прихожу в гаи, как назначено в протоколе 2 апреля и штраф=750000, вопрос-почему штраф по новой базовой? а нарушение было по старой базовой!

В соответствии с ч. 1 ст. 6.5 КоАП Республики Беларусь размер штраф определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а не на день совершения административного правонарушения.

В связи с этим, увеличение размера базовой величины за период с момента совершения правонарушения до вынесения постановления по делу влечет изменения размера штрафа.

Аналогичное правило применятся и к ситуации, когда постановление по делу вынесено до увеличения базовой величины, а вступило в законную силу после увеличения базовой величины. В этом случае размер штрафа считается по базовой величине, действующей на момент вынесения постановления.

Сергей

Требование проследовать в патрульный автомобиль будет являться законным распоряжением, если к водителю применено административное задержание. В этом случае порядок и условия содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание на срок менее трех часов, определяются органом, ведущим административный процесс.

Если к водителю административное задержание не применялось, то требование проследовать в патрульный автомобиль нельзя рассматривать как законное распоряжение, неповиновение которому влечет ответственность по ст. 23.4 КоАП Республики Беларусь.

Дело в том, что конкретное место, где должен находиться водитель в ходе административного процесса в момент составления протокола, НПА Республики Беларусь не установлено.

Если водитель не задержан, то его свобода ничем не ограничена, и он может находиться где угодно, в том числе в своем автомобиле.

Если требование проследовать в патрульный автомобиль обусловлено проверкой документов или для составления протокола об административном правонарушении, то данные процедуры могут быть проведены в патрульном автомобиле без участия водителя, если личность водителя установлена.

Таким образом, защиту следует строить на том, было ли законным распоряжение или требование должностного лица в Вашем конкретном случае с учетом всех обстоятельств.

Дмитрий Витень

При составлении админ. протокола — обязан ли сотрудник ГАИ предоставить доказательства правонарушения (видео, показания свидетелей), или достаточного его мнения, зрения, убеждения?

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 4.1 КоаП Республики Беларусь лицо, в отношении которого ведется административный процесс вправе знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по своему ходатайству, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов

Таким образом, водитель вправе заявить ходатайство об ознакомлении с материалами дела, в том числе в момент составления протокола об административном правонарушении.

Особенно это право актуально в случае фиксации нарушения превышения скорости движения ТС спец. тех. средствами работающими не в автоматическом режиме. Если водитель хочет убедиться, действительно ли его автомобиль зафиксирован спец. средством для фиксации скорости не в автоматическом режиме, например Искрой или Визирем.

Сергей

Хотел ознакомиться с материалами дела в ГАИ со снятием фотокопий. Однако начальник ГАИ отказал, устно пояснив, что это его право дать разрешение на фотосъемку или не дать. Прав ли начальник?

Следует отметить, что снятие копий с материалов дела об адм. правонарушении действительно возможно только с разрешения органа, ведущего адм. процесс, что прямо предусмотрено п. 9. Ч. 1. Ст. 4.1. КоАП Республики Беларусь.

Между тем, если начальник ГАИ отказывает водителю в снятии фотокопий при ознакомлении с материалами дела, то он должен вынести мотивированное постановление, в котором будут изложены причины отказа.

В случае, если водитель считает такой отказ необоснованным,а постановление по делу еще не вынесено, то он вправе обратиться с жалобой в порядке главы 7 ПИКоАП вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий госорган, прокурору или в суд.

В случае отказа в снятии фотокопий, альтернативным, хотя и более затратным способом, является обжалования постановления по делу об административном взыскании в суд. Из практики — судьи очень редко отказывают в снятии копий с материалов дела.

Александр

Был остановлен инспектором ГАИ за переход дороги в неположенном месте. Не предлагая оплатить штраф на месте, инспектор составил протокол по делу об административном правонарушении. Можно ли было оплатить штраф на месте?

Инспектор должен был разъяснить автору вопроса его право на оплату минимального штрафа в случае признания им вины в совершенном административном правонарушении (ст. 10.6 ПИКоАП Республики Беларусь).

Если автор вопроса не признал себя виновным в совершении административного правонарушения, то действия инспектора ГАИ по составлению протокола и направлению дела для рассмотрения начальнику ГАИ абсолютно правомерны.

Если автор вопроса признал себя виновным в совершении административного правонарушения и выразил согласие на применение к нему административного взыскания, то инспектор ГАИ должен был без составления протокола вынести постановление о наложении минимального штрафа в размере 1 базовой величины (ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП Республики Беларусь, ч. 6. ст. 6.5, ч. 1 ст. 18.23 КоАП Республики Беларусь). Данный штраф автор вопроса мог оплатить на месте.

Участникам дорожного движения следует помнить, что вышеприведенное правило о возможности уплаты минимального штрафа (в случае признания вины) распространяется на все административные правонарушения, кроме тех, за которые предусмотрен административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация или депортация, уголовная ответственность за повторность, правило не применяется к ИП, а также к правонарушениям, повлекшим причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего (ч. 1 и ч. 2 ст. 18.17 и ч. 4 ст. 18.23 КоАП Республики Беларусь).

Безымянный автор

Растолкуйте такую гипотетическую ситуацию, Вот например я владелец авто, приехал вечером домой и припарковал её возле подъезда, пошёл домой и лёг спать, ночью на этой машине было совершено дтп, а утром она стояла снова возле моего подъезда… свидетелей моего нахождения дома нет, соседи не могут не подтвердить не опровергнуть находился я дома или нет. права управления транспортным средством я сознательно никому не передавал, я естественно пишу заявление об угоне. скажите если следствие зайдет в тупик и не сможет доподлинно определить, я находился за рулём или всё-таки угонщик, который потом вернул авто обратно к подъезду, буду ли я нести ответственность за последствия дтп как владелец транспортного средства?

В КоАП Республики Беларусь закреплена презумпция невиновности. Обязанность доказывать виновность лица, в отношении которого ведется административный процесс, возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не обязано доказывать свою невиновность (ст. 2.7 ПИКоАП Республики Беларусь).

Презумпция виновности распространяется только на превышении скорости движения, нарушении правил остановки или стоянки транспортного средства, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи (далее — работающие в автоматическом режиме специальные технические средства).

Безымянный автор

Если владелец транспортного средства передает управление другому лицу, каким способом можно определить в трезвом ли состоянии лицо которому передали ТС?

С помощью алкотестера, к примеру. Но если серьезно, то гораздо большей проблемой является возможность зафиксировать состояние водителя, в момент передачи ему права управления.

На практике привлечение к административной ответственности водителей по ч. 1 ст. 18.16 за передачу управления транспортным средством лицу, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, происходит в основном в двух случаях:

— когда собственник транспортного средства находится в салоне автомобиля на момент обнаружения административного правонарушения;

— когда правонарушитель указывает, что употребил алкоголь и иные запрещенные вещества до передачи ему права управления автомобилем в присутствии собственника.

Гаи

Если Вас остановил сотрудник ГАИ ?

По правилам дорожного движения водитель обязан остановиться по требованию инспектора ГАИ в форменной одежде, если требование последнего об остановке подано своевременно, а сигналы понятны для водителя транспортного средства. В такой ситуации бывает, что водитель находится в нерешительности: прибегнуть ли к маневрированию и дать задний ход или самому выйти из машины? Тут Вы можете сами выбрать как вам поступать. Другими словами, Вы вправе не выходить из автомобиля и даже не отстегивать ремень безопасности. Инспектор обязан подойти к вам и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителя. При этом, вы можете узнать причину, по которой остановлено ваше транспортное средство, а также фамилию и должность сотрудника ГАИ. По вашему требованию инспектор обязан предъявить служебное удостоверение. Он не имеет права давать его вам в руки, но вы должны легко рассмотреть документ и, если понадобится, переписать интересующие вас сведения. Для чего это нужно? Если сотрудник ГАИ ведет себя некорректно, Вы точно будете знать, на кого жаловаться. С другой стороны, такой исход событий будет предполагать и сам инспектор.

Вы можете НЕ останавливаться в темное время суток вне населенного пункта, ЕСЛИ ВЫ НЕ видите рядом с сотрудником ГАИ транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком.


Процедура проверки и когда вы ОБЯЗАНЫ выходить из салона машины?

4

Самой распространённой причиной остановки транспортного средства по праву считается проверка документов. По требованию инспектора ДПС вы обязаны предоставить:

• свидетельство о регистрации (паспорт) транспортного средства;

• сертификат о прохождении государственного технического осмотра;

• разрешение органа связи на использование средств радио- и спутниковой связи (при их наличии).

Если инспектор ДПС просит водителя выйти из машины, это будет законно, только если:

• требуется устранение технической неисправности транспортного средства;

• водитель нарушает правила перевозки грузов;

• когда у сотрудника ГАИ есть все основания предполагать, что водитель находится в состоянии опьянения;

• необходимо сравнить номера частей автомобиля с его паспортом;

• для досмотра вашего транспортного средства и осмотра груза (только вы имеете право открывать багажник);

• при оформлении документов, требующих присутствие водителя.

У большинства патрулей имеется индикаторная трубка "Контроль трезвости", с ее помощью проводится проверка водителя на наличие алкоголя в организме. Это достаточно простая процедура, необходимо лишь дунуть в трубку, а по изменению цвета сотрудник ГАИ определяет наличие и количество алкоголя. К сожалению, при таком освидетельствовании возможны ошибки и погрешности. Если водитель не согласен с заключением или сотрудник ГАИ имеет достаточные основания полагать, что водитель не трезв, вы вправе пройти проверку в специальных наркологических диспансерах или больницах. При этом ваше транспортное средство отбуксируется на охраняемую стоянку.


Открываем багажник?

Сотрудник ГАИ может вас попросить открыть багажник и провести осмотр всех вещей, находящихся в нем. Основанием для проведения осмотра является наличие достаточных оснований полагать, что в его процессе могут быть обнаружены следы административного правонарушения, иные материальные объекты, выяснены другие обстоятельства, имеющие значение для дела об административном правонарушении. Осмотр транспортного средства проводится в присутствии лица, управляющего этим транспортным средством, либо собственника, либо представителя собственника, а при невозможности обеспечить их участие – в присутствии не менее двух понятых. Результаты проведения заносятся в протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении. При этом должны быть отражены время и место проведения осмотра, результаты осмотра, а также высказанные участниками осмотра замечания, если таковые имеются.

Лица, участвующие в осмотре, вправе обращать внимание должностного лица на все, что, по их мнению, может способствовать выяснению обстоятельств дела об административном правонарушении (Ст. 10.13 ПИКоАП).

Другими словами, водитель транспортного средства имеет право знать причину, на каком основании требуется открытие багажника. Он может присутствовать при самом осмотре автомобиля и привлечь свидетелей, а также вносить свои замечания в составленный протокол.


При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по первому требованию участника дорожного движения инспектор ДПС сообщает номер личного нагрудного знака, разъясняет право и порядок обжалования своих действий. Также свою жалобу вы можете оставить, набрав круглосуточный телефон доверия ГАИ: (0212) 60-90-63.

Читайте также: