Брусчатка на красной площади когда положена

Обновлено: 02.07.2024

Брусчатка на Красной площади выполнена из габбро-диабазов с островов Онежского озера в Карелии. Габборо-диабаз – это обтесанный вручную камень редкой магматической породы. Он был привезен в Москву в 1924 году, на укладку понадобилось более пяти миллионов камней.

В каком году положили брусчатку на Красной площади?

В 1493 году после большого московского пожара царь Иван III распорядился расчистить перед Кремлем полосу в 110 саженей (около 240 м) в противопожарных целях. После этого площадь стали называть "Пожаром", а с XVII века — "Красной", в смысле "красивой". В 1804 году площадь вымостили булыжником, в 1930-х — брусчаткой.

Откуда брусчатка на Красной площади?

В Карелии есть острова Онежского озера и именно оттуда были завезены габбро-диабазы для изготовления брусчатки. Габбро-диабаз - это камень редкой породы из магмы, прошедший ручную обработку. В 1924 году он впервые появился в Москве. Для того чтобы выложить целиком главную площадь понадобилось 5 000 000 булыжников.

Почему Красная площадь получила такое название?

Как в старину называли Красную площадь?

Какого цвета брусчатка на Красной площади?

Как появилась Красная площадь?

История Красной площади началась в конце 15 — начале 16 века (ориентировочно 1493 год), когда перед стеной Кремля была расчищена полоса просматриваемого пространства, которая достигала в ширину около 240 метров. . В результате исполнения этого приказа и появилась площадь-предшественница Красной площади.

Какой камень лежит на Красной площади?

Брусчатка на Красной площади выполнена из габбро-диабазов с островов Онежского озера в Карелии. Габборо-диабаз – это обтесанный вручную камень редкой магматической породы. Он был привезен в Москву в 1924 году, на укладку понадобилось более пяти миллионов камней.

Кто придумал Красную площадь?

Красная площадь появилась в конце XV века, а точнее, в 1493 году, когда великий князь Иван III приказал снести деревянные постройки вокруг Кремля. Они часто горели и представляли большую опасность. С тех пор эта территория с восточной стороны Кремля становится торговой площадью.

Чем покрыта Красная площадь?

Не раз Красная площадь была ареной исторических событий. Здесь казнили мятежных стрельцов в 1698 году.. Сюда въехали Минин и Пожарский в 1612 году, Красная площадь покрыта синеватой гранитной брусчаткой. Вдоль кремлевской стены стоят ряды красивых елей, которые прекрасно смотрятся на фоне древнего Кремля.

Как раньше называлась Красная площадь?

Красная площадь
СтранаРоссия
РайонТверской
Прежние названияПожар, Торг, Большая площадь
Ближайшие станции метроОхотный Ряд Театральная Площадь Революции Китай-город Китай-город

Как выглядит Красная площадь описание?

Красная площадь – особый символ и памятник Москвы и всей России, самая известная площадь столицы. Красная площадь возникла в конце 15 века. В 1493 году, дабы прекратить постоянные пожары, Иван III приказал очистить стены Кремля от подпиравших их деревянных построек, а с восточной стороны устроить большой рынок.

Какие достопримечательности находятся на Красной площади?

  • Исторический музей
  • Нулевой километр
  • Воскресенские ворота
  • Дом губернского правления
  • Казанский собор
  • ГУМ
  • Мавзолей В. И. Ленина
  • Лобное место

Можно ли посещать Красную площадь?

Красная площадь — это не только уникальное место с высокой концентрацией культурных достопримечательностей, но и великолепное место для проведения общегородских мероприятий или обычных прогулок. К слову, на Красной площади можно только ходить пешком, никакого транспорта: ни велосипеда, ни роликов.

Что находится на южной стороне Красной площади?

В 1555-1561 годах на южной стороне Красной площади, на месте церкви Троицы, зодчими Бармой и Постником был возведен Храм Василия Блаженного, что на рву. Справа от собора возвышается Спасская башня Московского Кремля, построенная в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари.

В каком году Замостили Красную площадь?

А в 1780-х годах началась реконструкция Красной площади: убрали деревянные здания, переделали фасады Верхних торговых рядов, вдоль рва поставили торговые лавки, Лобное место очистили от пристроек и передвинули, саму площадь замостили булыжником. Ну а после войны 1812 года О. И. Бове восстановил Верхние торговые ряды.


-Как уничтожают? - это же историческая память о революционных событиях на Пресне.

Утром поехал на место.

Вдоль дороги, ведущей от метро "Баррикадная" к зоопарку, стоят красные ограждения и строительная техника. Поскольку полностью перекрывать движение на улице нельзя, работы ведутся небольшими кусками.

Первую брусчатку начали вынимать напротив кинотеатра "Баррикады". Там уже полностью снят асфальт с тротуаров и заканчивается демонтаж брусчатки. В техзадании написано, что старые камни нужно вынимать вручную, чтобы не повредить такие же старые коммуникации. Однако рабочие говорят, что это тяжелый труд, - не случайно местные булыжники назывались орудием пролетариата.

Как сказали в пресс-службе префектуре ЦАО: ". Планы по замене дорожного покрытия, которое состоит из сплошных заплаток, появились еще в 2008 году, но из-за кризиса не были реализованы. "

В этом году на реконструкцию Баррикадной улицы бюджет выделил более 150 млн. руб. Дорожники предлагали по-быстрому закатать проезжую часть под асфальт: это было бы дешевле для города и удобнее для автомобилистов. Однако власти решили сохранить исторически сложившийся облик улицы. ". Там будет укладываться брусчатый гранит. " - сказали чиновники.

Ещё,как сказали чиновники: ". Теперь на Баррикадной помимо дорожного покрытия, адаптируют также покрытия для инвалидов - будут снижены бордюры, разместят тактильные плиты на переходах. Новая гранитная укладка пройдет специальную термообработку, что обезопасит ее от обледенения зимой. "

Однако историки,архитекторы и "Архнадзор" заявили,что что брусчатка — образец не только старого дорожного покрытия, это еще и памятник революции 1905 года. Тогда рабочие Пресни из камней дорожного покрытия соорудили самую большую баррикаду в городе. Оборону на ней держали девять дней. Восставшие рабочие сдались после артобстрела.

-Зря они это делают, - считает координатор движения "Архнадзор" Константин Михайлов. - Нужно ценить образы старого города, в Москве их не так много осталось.Там всего несколько метров. Я много раз проезжал по этому кусочку и никакого неудобства не почувствовал. По его мнению, замена исторических булыжников однообразным гранитным покрытием не является насущной необходимостью: если какие-то участки Баррикадной пришли в негодность, их можно было заменить аналогичными природными камнями. Ну а забота о водителях — это вообще нонсенс.

Я снял на видео обращение лидера Общественной коалиции в защиту Москвы Елены Ткач:

И я вот вспомнил,что в прошлом году,когда писал о повсеместной замене асфальта на плитку в центре Москвы,отмечал,что нынешняя плитка - не чета старой брусчатке. Эта брусчатка лежит здесь чуть ли не с конца XIX века. И она ещё в более-менее в приличном состоянии. А вот собянинские плитки не выдерживают временной экзамен. Это я фотографировал летом этого года на Гоголевском бульваре.Обратите внимание на выщерблены. Плитка крошится. И даже не под агрессивным влиянием колёс автомобилей,а от обуви обычных граждан.

А вот эта плитка не собянинская. Её положили лет пять назад на Большой Никитской. Я там часто хожу. Вот и вижу,как время не щадит тротуарную плитку. А на Красной площади даже танки на парадах громыхают - брусчаткам хоть бы хны! Все уже слышали,конечно, что Ирина Собянина, жена нынешнего мэра Москвы, занимается дорожным строительством. По информации из блога Алексея Навального, в Тюмени, где Сергей Собянин долгое время был руководителем, в городе были установлены несоразмерно дорогие гранитные бордюры. Супруга мэра получила даже прозвище "Ира Бордюр". Ну а здесь по аналогии можно предположить,что класть некачественную плитку - чудовищно выгодно. Каждый год отваливают миллионы бабла на ремонт.

Это почти единственное место, где сохранился образ старого уличного покрытия, говорит координатор "Архнадзора" Константин Михайлов - . Если уберут брусчатку на Баррикадной, то подобное покрытие останется только на Красной площади, на отрезке Кузнецкого моста и в Столешниковом переулке. И тогда мы будем любоваться на старую Москву на сохранившихся фотографиях.

Вот решил вам показать облик старой Пресни,чтобы понять,чего мы постепенно лишаемся,что мы безвозвратно потеряли.

Вид на старый,дореволюционный зоопарк.

Пресненский полицейский дом. Ныне здесь пожарная часть.

Вид улицы Большая Пресня и Зоологического сада (ныне – Московский зоопарк) со стороны Большой Грузинской улицы в сторону Пресненской заставы. Пресненские пруды устроены в 1683 году. Вокруг Большого Пресненского пруда в 1863 году возник Зоологический сад.

А это Преснениские бани,которые тогда славились не меньше Сандунов или Воронцовских.Они стояли по левую руку от вестибюля станции метро "Краснопресненская".

Эти бани были снесены в преддверии Олимпиады в 1980 году.

Обратите внимание на рельсы на брусчатке. Здесь проходил маршрут легендарной "Аннушки"(фото 1954 года)

К чему я показываю эти старые фотографии? Я хочу сказать,что мы постепенно превращаемся в Иванов,не помнящих родства. Мы не ценим своё прошлое. В погоне за длинным рублём\долларом мы готовы стереть в порошок историческую память. И ради чего?

— Архитектурно-археологическое описание периода до 1812 г.

— Трамвай на Красной площади

Красная площадь

XX век

После революции

Красная площадь стала одной из главных площадок революционных событий 1917 года: с неё вели артиллерийский обстрел Кремля. Позднее на ней обращался к народу с речами Владимир Ленин.

Большевики и советская власть присвоили Красной площади новый статус: она стала главным местом для всех торжественных парадов и шествий, мемориалом героям-революционерам, а позднее — её вождю.

В 1930 году, при подготовке к торжественному открытию каменного Мавзолея, прежнюю булыжную мостовую заменили брусчаткой из габбродолерита. Камни привезли из Ропручейского месторождения в Карелии. Блоки добывались колотым способом, поэтому каждая плитка имела неповторимый рисунок поверхности. Специально для Красной площади были изготовлены плитки уникального размера — 10×20 сантиметров в длину и 20 сантиметров в толщину, что позволяет им выдерживать нагрузку до 30 тонн. Прогнозируемый срок службы — тысяча лет. Такая же брусчатка была уложена на Баррикадной улице и Троицком мосту.

В 1930-х годах облик площади снова изменился: памятник Минину и Пожарскому перенесли к Покровскому собору, а Казанский собор и Воскресенские ворота снесли. В генеральный план властей по реконструкции Москвы входил снос всей внешней линии зданий Красной площади ради строительства здания Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР (НКТП). После смерти главного руководителя НКТП Григория Орджоникидзе проект свернули.

В 1919-м был проведён первый парад физкультурников, его принимал лично Владимир Ленин. Позднее марш стал ежегодным, число участников достигало нескольких тысяч человек, главным из них считался Иосиф Сталин.

Военное время

7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся военный парад, официально приуроченный к годовщине Октябрьской революции, но фактически он проводился, чтобы поднять боевой дух в армии и всей стране. Перед Кремлём прошла передовая техника и представители всех воинских частей, за маршем наблюдали маршалы СССР и главнокомандующий Иосиф Сталин.

1941. Июль. Центр Москвы с зенитчиками, усеивающими небо над Красной пл. разрывами снарядов со шпилями Кремля

24 июня 1945 года на площади состоялся исторический Парад Победы, который ознаменовал собой победу СССР над фашистской Германией. В нём приняли участие все фронтовые полки, гарнизон защиты Москвы, представители военных училищ и академий.

С 1963 года площадь стала пешеходной.

В 1972—1974 годах шли работы по реконструкции Мавзолея и Некрополя, мостовую разобрали, а в 15 метрах от Кремлёвской стены начали рыть котлован. Для выемки грунта использовали проходческие щиты. Тогда была открыта часть Алевизова рва. После завершения работ на площади брусчатку из габбродолерита перебрали и уложили на бетонное основание.

В 1919-м был проведён первый парад физкультурников, его принимал лично Владимир Ленин. Позднее марш стал ежегодным, число участников достигало нескольких тысяч человек, главным из них считался Иосиф Сталин.

Современность

В 1990 году ЮНЕСКО присвоило ансамблю Московского Кремля и Красной площади статус объектов всемирного наследия. Со следующего года начался процесс восстановления исторической застройки: были заново возведены Воскресенские ворота, Иверская часовня и Казанский собор.

С 1989-го идёт общественная дискуссия о переносе Мавзолея и Некрополя из Кремлёвской стены.

С 1992 года на площади стали проходить концерты и праздничные мероприятия.

В декабре 2000-го впервые был залит каток.

Месторождение габбродолерита, откуда привозили камень для первого покрытия мостовой в 1930 году, функционирует до сих пор. Столичные власти ежегодно проводят точечный ремонт брусчатки.

По материалам АРХНАДЗОРа

Начнём от Никольских ворот, вернее от трёх-пролётного Никольского моста (см. рисунок выше п.1), выстроенного в самом начале XVI века и сохраняющегося под булыжной мостовой площади. По бокам моста – каменные бастионы, вдоль кремлёвской стены тянется вторая, низкая стена, изначально окружавшая крепость с востока и юга. В обе стороны от нас расходится Алевизов ров (2), занимающий примерно половину ширины нынешней площади. В XIX веке в нём случайно откопали мужика в доспехах, но прежде всего ров, на краю которого столетиями размещался Торг, – это огромная древняя свалка, мечта любого археолога. Далее, пожары, когда со Спасской башни летели вниз галовеевские часы, все эти медведи и бабы из камня вырезанные — они все там, во рву. Там вся история Кремля, которую археология может читать в обратном порядке.

К северу от Никольского моста, во рву, в XVI веке находился Львиный двор, там же проживал первый московский слон. А за мостом, у главного фасада Исторического музея, лежит основание Комедийной храмины Петра Первого, где пили кофий и читали газеты (3).

Далее, у входа в сегодняшний ГУМ лежит основание первого памятника Минину и Пожарскому (6), торжественно открытого на этом месте в 1818 году.

Рядом замечательно сохраняются основания колоннад торговых рядов Бове (7), когда-нибудь мы их ещё увидим.

Напротив неё — большой крытый навес для пушек (10), XVIII века. На другой стороне площади возвышается всем известное Лобное место. Однако мало кто знает, что оно стоит там, куда его Казаков в 1786 году передвинул. А рядом, чуть западнее, лежит основание древнего Лобного места (11), того самого, с которого Шуйский отказывался быть царём.

То же и на Васильевском спуске. Тут тебе и таможня, и сыскной приказ XVII века. И Берг-коллегия, специально учреждённая Петром Первым, для разыскания всяких руд и их испытания.

На стене Алевизова рва располагались лавки, в неё вкапывались подвалами, здесь был живорыбный ряд, который вонял так, что святых выноси.

Перед Константино-Еленинскими воротами — страшный грозненский Застенок.

Потом на месте тиунской была ещё одна кофейная палата.

Подпорной стены у Блаженного не было – склон и кладбище большое. Ниже — две церкви, Николы у Москворецких ворот, которая раньше называлось Благовещение на Грязех и церковь Спаса. Всё это здесь, лежит и ждёт своего часа.

Трамваи на Красной площади

В начале XX века с городским пассажирским транспортом в Первопрестольной сложилась удивительная ситуация: пассажирский транспорт был в руках у двоих хозяев - у города и у Бельгийского общества конно-железных дорог. Москва, имея радиально-кольцевую планировку, требовала диаметральных связей. Однако положительно решить эту проблему не удавалось, т.к. Большой Каменный мост был перегружен, а линии общественного транспорта по Устьинскому мосту находились в аренде у бельгийцев. Вот почему у города возникла естественная потребность в использовании для этих целей Москворецкого моста и, значит, решить проблему прокладки трамвайных путей через Красную площадь. Был подготовлен проект организации движения в Москве скоростных электрических вагонов (своеобразное надземное метро) по специальным эстакадам. По плану, такая эстакада должна была появиться и на Красной площади.

Но городские власти не рискнули реализовать на практике столь смелый проект. Линия электрического трамвая появилась на Красной площади летом 1909 года и проложили эту линию от Забелинского проезда (позже - Исторического, сейчас - Кремлёвского проезда - между Историческим музеем и стеной Кремля) в виде петли к Верхним торговым рядам и мимо памятника Минину и Пожарскому (он тогда стоял в центре площади) к Покровскому собору (Василию Блаженному), а оттуда вниз по Васильевскому спуску на Москворецкий мост.

Казалось бы, такое практическое решение принесет только пользу городу, но, сегодня мы знаем, понятие "польза" очень спорно. Вот и тогда это решение вызвало много споров. Историки, архитекторы и художники, увидев опоры контактной сети в центре исторической площади, забили тревогу. Императорское Археологическое Общество направило в городскую управу протест: "В настоящее время Красная площадь перерезана в разных направлениях линиями электрического трамвая со столбами и проводами для них таким образом, что вид на памятник Минину и Пожарскому, на собор Василия Блаженного, на Спасские ворота и Кремль прорезывается кривыми линиями проводов и загораживается столбами. Императорское Археологическое Общество просит городскую управу сообщить, кто разрешил такое вопиющее искажение замечательного памятника Москвы и всего русского народа, каковым является Красная площадь с прилегающими к ней древними памятниками русского зодчества и с памятником русским героям 1612 года. По мнению Общества, Московская городская управа обязана была отнестись к вопросу о видоизменении Красной площади с особой осторожностью и вниманием и не имела никакого права портить единственный в своём роде на Руси памятник Отечественной истории, замечательный по своей своеобразной красоте и величественности." Не получив ответа от московской городской управы, возглавившая компанию протеста графиня П.С. Уварова "настучала" в Петербург, направив аналогичные письма Императору и Председателю Совета Министров. По поручению министра МВД Столыпина, Московский градоначальник А.А. Андрианов созвал совещание по вопросу трамвая на Красной площади. Многие участники совещания, среди которых представители московской интеллигенции - директор Исторического музея Н.С. Щербатов, профессор живописи В.М. Васнецов, академик архитектуры Ф.И. Шехтель, директор Строгановского училища Н.В. Глоба, высказались против уложенной уже трамвайной петли на Красной площади. Выступивший затем городской голова Н.И. Гучков доказывал крайнюю необходимость для Москвы этой линии. Совещание всё-таки приняло решение пустить здесь трамвай, а потом собраться комиссии вновь и рассмотреть на месте все "за" и "против." Тем временем, торговцы Верхних, Средних и Нижних торговых рядов составили прошение московскому градоначальнику с ходатайством об оставлении линии трамвая, мотивируя это тем, что после уничтожении линии трамвая в этом историческом месте торговли "последняя совершенно придет в упадок и разорит не одну сотню лиц, и те исторические памятники, которые нам так дороги, будут стоять в пустыре, для обозрения случайными прохожими". Так из-за трамвая на Красной площади Москвы столкнулись коммерческие и эстетические интересы общества. 22 сентября 1909, во время опытного пуска движения трамвая по уложенной линии, на Красной площади собралась специальная комиссия, и вновь начались жаркие споры. Художник Васнецов предложил комиссии взглянуть на Красную площадь от Исторического музея. Вид был ужасен: частокол трамвайных столбов, опутанных контактными проводами, совершенно изуродовал вид на Покровский собор, а медленно ползущие трамваи закрывали и памятник Минину и Пожарскому. Позже был найден компромисс: трамвайное кольцо с Красной площади было убрано, а рельсы перенесены к Кремлёвской стене. Это позволило удовлетворить требования "бизнесменов" и одновременно "сделать всё возможное к сохранению драгоценного памятника древней Москвы", о чем призывал московское градоначальство в своем письме Николай II.

Боль от сбитых о булыжную мостовую ног – неприятность, неведомая современным москвичам. Сегодня все пешеходные маршруты в столице выложены гладкой плиткой. Но кое-где до сих пор сохранились островки древности, помнящие грохот конных повозок. По тропинкам прошлого прогулялся и сайт "РИА Недвижимость".

Бревна укладывали поперек улиц, сверху обшивали досками по направлению движения или стесывали верхнюю часть, чтобы поверхность стала плоской.

За пределами Кремля деревянные мостовые появились только к XIV веке на центральных улицах Москвы. Когда "настилы" приходили в негодность, их засыпали грунтом и надстраивали мостовую заново. Высота такого "слоеного пирога" могла достигать 50 сантиметров.

Неудивительно, что при масштабных реконструкциях археологи до сих пор находят древние мостовые. В 1988 году в Историческом проезде разрыли "настил" XVII века. А в 2016 году в ходе реализации программы "Моя улица" на Тверской обнаружили мостовую XVI-XVII веков.

Старинная бревенчатая мостовая. Археологические раскопки на Красной площади

Первые мостовые появились в Москве в XII веке. Их начали укладывать на территории Кремля, первой городской крепости. В качестве основного материала дорожные умельцы использовали дерево.

Бревна укладывали поперек улиц, сверху обшивали досками по направлению движения или стесывали верхнюю часть, чтобы поверхность стала плоской.

За пределами Кремля деревянные мостовые появились только к XIV веке на центральных улицах Москвы. Когда "настилы" приходили в негодность, их засыпали грунтом и надстраивали мостовую заново. Высота такого "слоеного пирога" могла достигать 50 сантиметров.

Неудивительно, что при масштабных реконструкциях археологи до сих пор находят древние мостовые. В 1988 году в Историческом проезде разрыли "настил" XVII века. А в 2016 году в ходе реализации программы "Моя улица" на Тверской обнаружили мостовую XVI-XVII веков.

Технология мощения булыжником совершенствовалась вплоть до середины XIX века. Чаще всего его укладывали прямо на землю, без подложки. Это плохо сказывалось на качестве и долговечности улиц, поэтому покрытие приходилось менять несколько раз за год.

К 1870-м годам в столицу на смену булыжным мостовым пришли брусчатка и асфальт.

Сретенка около Сухаревской башни. Репродукция

В 1643 году в Москве для мощения впервые использовали камень. Первая такая мостовая появилась на территории Патриаршего двора. Повсеместное применение каменного мощения началось при Петре I, к концу XVII века. Согласно указам от 1718 года, ответственность за содержание и обновление каменных мостовых полностью перекладывалась на московских домовладельцев.

Технология мощения булыжником совершенствовалась вплоть до середины XIX века. Чаще всего его укладывали прямо на землю, без подложки. Это плохо сказывалось на качестве и долговечности улиц, поэтому покрытие приходилось менять несколько раз за год.

К 1870-м годам в столицу на смену булыжным мостовым пришли брусчатка и асфальт.

К началу XX века гранитная брусчатка занимала 57% мощения мостовых Москвы. Для каждой городской территории подбирали особый материал. Например, под трамвайные пути укладывали облегченную брусчатку не выше 14 сантиметров. А на Тверской улице — мелкую брусчатку в квадратную шашечку.

Механическая разборка булыжной мостовой на Калужской улице

Новые виды и технологии мощения в Москву привезли столичные инженеры, изучавшие опыт в Европе и Баку. Чтобы протестировать разные покрытия, городские власти выделили для них пять участков на Тверской улице.

К началу XX века гранитная брусчатка занимала 57% мощения мостовых Москвы. Для каждой городской территории подбирали особый материал. Например, под трамвайные пути укладывали облегченную брусчатку не выше 14 сантиметров. А на Тверской улице — мелкую брусчатку в квадратную шашечку.

В 1974 году брусчатку на Красной площади уложили на бетонную подложку. Новое покрытие сделано из горной породы габбро, которую отличает повышенная прочность и долговечность.

Прохожие на Красной площади в Москве

Сегодня самая известная брусчатая площадь Москвы, конечно, Красная. До 1920-х годов здесь сохранялось булыжное покрытие, на брусчатку из диабаза (горная порода – прим. ред.) его заменили в 1930 году. Весь материал привезли с берегов Онежского озера.

В 1974 году брусчатку на Красной площади уложили на бетонную подложку. Новое покрытие сделано из горной породы габбро, которую отличает повышенная прочность и долговечность.

В рамках комплексного благоустройства Кузнецкий мост превратился в оживленную пешеходную зону для москвичей и туристов. Отремонтировали фасады зданий, воздушные коммуникации убрали под землю, организовали места для отдыха и частично обновили дорожное покрытие. Старинная брусчатка при этом органично вписалась в новый облик улицы.

Здание банка ВТБ (памятник истории и культуры Московский международный торговый банк - Соединненный банк, 1898г.) на улице Кузнецкий мост

Брусчатое покрытие сохранилось и на улице Кузнецкий мост. Здесь оно появилось еще в конце XIX-начале XX века.

В рамках комплексного благоустройства Кузнецкий мост превратился в оживленную пешеходную зону для москвичей и туристов. Отремонтировали фасады зданий, воздушные коммуникации убрали под землю, организовали места для отдыха и частично обновили дорожное покрытие. Старинная брусчатка при этом органично вписалась в новый облик улицы.

Кстати, именно эта улица прилегает к недавно обновленной Биржевой площади. После благоустройства совсем рядом с Ильинкой появился новый круглый фонтан, напоминающий монету, упавшую в воду.

Здание Торгово-промышленной палаты РФ (здание бывшей Биржи, по проекту архитектора А.С. Каминского) на улице Ильинка в Москве

Еще один кусочек старины можно найти на Ильинке, напротив здания Торгово-промышленной палаты Российский Федерации. В 1900 годы проезжая часть Ильинки была выложена булыжником. Время и транспортное движение сгладило очертания мостовой, однако она до сих пор хранит в себе память о событиях вековой давности.

Кстати, именно эта улица прилегает к недавно обновленной Биржевой площади. После благоустройства совсем рядом с Ильинкой появился новый круглый фонтан, напоминающий монету, упавшую в воду.

Особенно эффектно булыжное покрытие смотрится у Святых ворот с Крутицким надвратным теремом. В лучах заката он производит неизгладимое впечатление, как будто попадаешь на страницы старинной книги.

Крутицкое подворье

Настоящая булыжная мостовая сохранилась на территории Крутицкого подворья, исторического и архитектурного памятника. Гуляя здесь, можно в буквальном смысле прикоснуться к московской истории.

Особенно эффектно булыжное покрытие смотрится у Святых ворот с Крутицким надвратным теремом. В лучах заката он производит неизгладимое впечатление, как будто попадаешь на страницы старинной книги.

Сверхпрочный клинкерный кирпич, голландское изобретение, использовали для мощения московских улиц в качестве эксперимента в XX веке. Материал укладывали "елочкой", придавая улицам необычный и красивый вид. Так, например, в 1910-е годы "клинкерной" стала часть Театральной площади, а в 1932 году – Пушечная улица в районе Лубянки.

В 2015 году во время благоустройства Пушечной улицы под снятым асфальтом обнаружили практически целое покрытие из клинкерного кирпича. Благодаря своей прочности, материал сохранился до наших времен с минимальными потерями. Фрагмент этой уникальной мостовой перенесли на новый гранитный тротуар, под окна церкви Софии у Пушечного двора. Сегодня этот небольшой краснокирпичный островок – настоящая достопримечательность.

Церковь Софии Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке (1692 г.) на Пушечной улице в Москве

А вот клинкерное покрытие встречалось в Москве реже остальных, но и ему в самом центре города установлен своеобразный памятник.

Сверхпрочный клинкерный кирпич, голландское изобретение, использовали для мощения московских улиц в качестве эксперимента в XX веке. Материал укладывали "елочкой", придавая улицам необычный и красивый вид. Так, например, в 1910-е годы "клинкерной" стала часть Театральной площади, а в 1932 году – Пушечная улица в районе Лубянки.

В 2015 году во время благоустройства Пушечной улицы под снятым асфальтом обнаружили практически целое покрытие из клинкерного кирпича. Благодаря своей прочности, материал сохранился до наших времен с минимальными потерями. Фрагмент этой уникальной мостовой перенесли на новый гранитный тротуар, под окна церкви Софии у Пушечного двора. Сегодня этот небольшой краснокирпичный островок – настоящая достопримечательность.

Читайте также: