Входит ли гражданский стаж в военную выслугу лет

Обновлено: 04.07.2024

Исчисление стажа государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба) для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации (далее – гражданский служащий) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу (далее – стаж гражданской службы) осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532.

Данным Указом Президента Российской Федерации утвержден перечень периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж гражданской службы (далее – Перечень) и порядок исчисления стажа гражданской службы Российской Федерации (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка в стаж гражданской службы включаются (засчитываются) периоды государственной службы и иные периоды замещения должностей, указанные в Перечне.

В соответствии с пунктом 21 Перечня в стаж гражданской службы включаются периоды военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, федеральных органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах Российской Федерации, учитываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации при исчислении стажа государственной службы.

Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ установлено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.

Пунктом 3 статьи 31 Федерального закона № 53-ФЗ предусмотрено, что до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.

В этой связи, учеба курсантов образовательных учреждений профессионального образования включается в стаж гражданской службы из расчета один день военной службы за два дня работы до заключения с ними контракта о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, а после заключения контракта – из расчета один день военной службы за один день работы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона № 76-ФЗ льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом № 76-ФЗ, устанавливаются гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах¸ а также гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР.

С учетом указанного положения Федерального закона № 76-ФЗ действительная срочная военная служба, как и военная служба по призыву, включается в стаж гражданской службы в льготном порядке из расчета один день военной службы за два дня работы, действительная военная служба, как и военная служба по контракту – из расчета один день военной службы за один день работы.

Учитывая изложенное, до принятия Закона № 4455-1 период обучения граждан в военных образовательных учреждениях профессионального образования по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения, включается в стаж гражданской службы в льготном исчислении из расчета од ин день военной службы за два дня работы, а оставшееся время обучения – из расчета один день военной службы за один день работы.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г., Т. о признании недействующими пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 723 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", абзаца второго подпункта "в" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных данным постановлением,

согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 723 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" поименованное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г., за исключением пункта 15 изменений, утвержденных названным постановлением, вступающего в силу с 1 июля 2020 г.

Абзацем вторым подпункта "в" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных данным постановлением, постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" дополнено пунктом 1(5), согласно которому в выслугу лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации, уволенным со службы после 1 января 2020 г., помимо периодов, указанных в пункте 1 данного постановления, засчитываются в календарном исчислении.

Как указывают административные истцы, Г. является пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) по выслуге 21 год, с 28 июня 2003 г. уволен в связи с сокращением штатов, в период с 16 октября 2003 г. по 29 марта 2011 г. проходил федеральную государственную гражданскую службу на должностях дознавателя, старшего дознавателя, начальника отдела организации дознания и административной практики в Управлении ФССП России по Белгородской области. Т. является пенсионером МВД России по выслуге 20 лет, с 18 октября 2005 г. уволен по собственному желанию, с 21 октября 2005 г. по 6 августа 2014 г. проходил федеральную государственную гражданскую службу в Управлении ФССП России по Белгородской области на должностях заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения и начальника отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов. В целях зачета срока службы в ФССП России в выслугу лет в органах принудительного исполнения и в стаж службы в МВД России ими в октябре - декабре 2020 г. поданы соответствующие заявления в УМВД России по Белгородской области и УФССП России по Белгородской области, по результатам рассмотрения которых им отказано в удовлетворении данных заявлений ввиду того, что из органов внутренних дел и службы судебных приставов они уволены до 1 января 2020 г.

Административные истцы Г., Т. о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов (поручение от 19 марта 2021 г. N ДГ-П4-3471).

Представители административного ответчика Правительства Российской Федерации Х., С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административных истцов.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 14 данного Федерального конституционного закона Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционного права граждан на социальное обеспечение, способствует развитию системы социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечивает формирование системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, поддерживает ее эффективное функционирование.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 723 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление) издано в целях реализации Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения нового вида государственной службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в том числе материальные и социальные гарантии сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации. Согласно части 5 статьи 36 названного Федерального закона порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения для назначения пенсии за выслугу лет и надбавки за выслугу лет, выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах принудительного исполнения периодов, указанных в данной статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Регулируя вопросы прохождения службы в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, Федеральный закон "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статье 68 предусматривает, что порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким законодательным актом является Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", согласно которому порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (статья 18).

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют законодательству, определяющему статус сотрудников органов принудительного исполнения, и не нарушают права административных истцов на получение мер социальной защиты.

Федеральный закон "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статье 135 предусматривает, что данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 г., и не распространяет свое действие на отношения, возникшие до 1 января 2020 г.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (определения от 29 января 2015 г. N 211-О, от 23 апреля 2015 г. N 821-О).

Следовательно, доводы административных истцов о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей действие гражданского законодательства во времени, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Ссылки административных истцов на противоречие оспариваемых положений нормативного правового акта статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей основные начала гражданского законодательства, являются несостоятельными, поскольку они имеют иной предмет правового регулирования.

Дифференциация порядка исчисления выслуги лет лицам, проходившим службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства при реализации сотрудниками органов принудительного исполнения их права на пенсионное обеспечение, предусмотренное статьей 68 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении административного искового заявления Г., Т. о признании недействующими пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 723 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", абзаца второго подпункта "в" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных данным постановлением, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

1. Включение периода службы в Вооруженных силах СССР в стаж государственной гражданской службы

Понятия "военная служба по контракту" и "военная служба по призыву" впервые введены Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4455-1, вступившим в силу с 1 марта 1993 года.

До вступления в силу этого Закона применялись понятия "действительная срочная военная служба" и "действительная сверхсрочная военная служба" в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, а в отношении офицерского состава - "действительная военная служба" (Закон Союза ССР "О всеобщей воинской обязанности" от 12 октября 1967 г. N 1950-VII).

В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона N 76-ФЗ льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены этим Федеральным законом, устанавливаются гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, а также гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР.

Учитывая это положение Федерального закона N 76-ФЗ, действительная срочная военная служба в Вооруженных Силах СССР по 31.12.1991 должна включаться в стаж гражданской службы в льготном порядке, т.е. из расчета один день военной службы за два дня работы. Действительная военная служба в Вооруженных Силах СССР по 31.12.1991 включается в стаж гражданской службы из расчета один день военной службы за один день работы.

2.Включение периода службы в Вооруженных силах Украины в стаж государственной гражданской службы

Согласно абзацу 5 пункта 3 Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03 мая 1994 года №283 (далее – Порядок №283), в стаж государственной службы включается также период военной службы в Вооруженных Силах и иных военных формированиях. При этом обращаем внимание, что сам по себе период военной службы в Вооруженных Силах Украины государственной службой не является.

Если государственный гражданский служащий до поступления на гражданскую службу занимал должность государственного служащего в государственном органе, расположенном на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года, и в стаж государственной службы ему засчитывался период военной службы в Вооруженных Силах Украины в соответствии с абзацем 5 пункта 3 Порядка №283, то согласно статье 47 Закона №7-ЗРК одновременно со стажем государственной службы, приобретенном в государственном органе, расположенном на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года, в стаж гражданской службы также засчитывается период службы в Вооруженных Силах Украины.

3.Включение периода службы в органах внутренних дел СССР в стаж государственной гражданской службы

Пунктом 21 Перечня № 1532 от 19.11.2007 предусмотрено, что в стаж гражданской службы включаются периоды службы в органах внутренних дел, учитываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации при исчислении стажа государственной службы.

Таким образом, служба в органах внутренних дел по 31.12.1991, подтвержденная соответствующими документами, включается в стаж государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 21 Перечня № 1532 от 19.11.2007.

4.Включение периода службы в органах внутренних дел Украины в стаж государственной гражданской службы

Если государственный гражданский служащий до поступления на гражданскую службу занимал должность государственного служащего в государственном органе, расположенном на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года, и в стаж государственной службы ему засчитывался период службы в органах внутренних дел Украины в соответствии с нормами Порядка №283, то согласно статье 47 Закона №7-ЗРК одновременно со стажем государственной службы, приобретенном в государственном органе, расположенном на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года, в стаж гражданской службы также засчитывается период службы в органах внутренних дел Украины.

Согласно абзацу 3 пункта 2 Порядка №283 в стаж государственной службы засчитывается работа (служба) на должностях руководящих работников и специалистов в аппарате органов внутренних дел.

Абзацем 22 пункта 3 Порядка № 283 предусмотрено, что в стаж государственной службы включается также период службы на должностях рядового и начальствующего состава лиц, которым присвоены установленные законодательством специальные звания милиции, в органах внутренних дел, которые входили или входят в структуру Министерства внутренних дел.

5. Включение периода работы в органах местного самоуправления Украины в стаж государственной гражданской службы

Условия зачисления в стаж государственной гражданской службы периодов работы должностного лица местного самоуправления в органах местного самоуправления, расположенных на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, определены частью 6 статьи 47 Закона №7-ЗРК.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Ведущая рубрики

Но не всегда в период трудового стажа работодатели перечисляют за своих сотрудников предусмотренные законодательством страховые взносы, благодаря которым формируется страховой стаж (если гражданин является индивидуальным предпринимателем, то взносы должен платить сам за себя).

Еще один вид стажа – льготный спецстаж. Он формируется при выполнении трудовых обязанностей во вредных и тяжелых условиях. При наличии льготного стажа у физлица появляется возможность уйти на пенсию досрочно.

Учитывать ли армейскую службу в период трудовой деятельности

Для ответа на этот вопрос необходимо понимать, что в Вооруженных силах РФ существует два варианта укомплектования:

  • служба по призыву;
  • служба по контракту.

Если речь о призывниках – им срок службы в полном объеме учитывается в трудовой стаж. Что касается службы по контракту – здесь можно заработать военную пенсию, которая назначается при наличии выслуги лет. Поэтому для контрактников общий трудовой стаж особой важности не имеет. Если же выслуги лет не хватит для выхода на военную пенсию, можно рассчитывать на страховую по старости.

Справка! Минимальный срок работы для назначения страховой пенсии по старости составляет в 2021 году 12 лет.

Служба в Росгвардии, Федеральной службе исполнения наказаний, МЧС, ФСБ, МВД идет полностью в учет трудового стажа наравне с армейской службой.

Что касается службы по контракту, то в данном случае учет стажа ведется как 1:1.

Т.е. каждый день службы приравнивается к одному полноценному рабочему дню. А рабочая неделя у военнослужащих не должна быть больше установленной трудовым законодательством.

Как рассчитать стаж при службе в армии

Основной принцип расчета – один день службы учитывается как один день работы, т.е. исчисляется стандартно, в календарных днях. Однако служащим на флоте один день службы засчитывается как два рабочих дня.

Если говорить о начислении пенсионных коэффициентов за период срочной службы, то за каждый год начисляется 1,8 балла.

К сведению! При назначении пенсии сотрудники Пенсионного фонда могут запросить дополнительные документы для учета армейской службы в общий трудовой стаж – военный билет, справка из комиссариата и/или из воинской части. Также могут проверить трудовую книжку на наличие записи о прохождении службы.

Назначение военной пенсии

Отличительные особенности военной пенсии:

  1. военная пенсия назначается за выслугу лет. Чтобы ее заработать, нужно отслужить минимум 20 лет;
  2. на военную пенсию могут претендовать те, кто заработал страховой стаж минимум 25 лет, 12,5 из которых относятся к воинской службе, и при этом возраст гражданина не моложе 45 лет;
  3. особые условия касаются офицерского состава: если офицер учился до начала службы, то время учебы будет также учтено в трудовой стаж – 1 год как 6 месяцев службы. При учебе сроком в 4 года в выслугу лет учтется 2 года;
  4. если пришлось служить в особых условиях (в период боевых действий, на Крайнем Севере, при наличии повышенного риска для жизни), месяц службы будет приравнен к 2 месяцам трудовой деятельности.

Расчет суммы военной пенсии

При учете воинской службы есть много нюансов и все они имеют индивидуальный характер. Чтобы точно посчитать полагающуюся к выплате сумму, лучше обратиться в пенсионный орган той силовой структуры, в которой вы служили.

Однако основные принципы расчета едины для всех и установлены законодательством:

  • размер военной пенсии равен половине денежного довольствия, если выслуга лет составляет минимум 20;
  • за каждый год выслуги после 20 (21-й, 22-й и т.д.) добавляется еще по плюс 3% от суммы денежного довольствия. Максимальная граница – 85%.

Например: гражданин служил 20 лет и его довольствие составляло 50 000 рублей. Это значит, что размер пенсии составит 25000 рублей. Если бы выслуга составляла 21 год, то пенсия бы считалась так – 53% от 50 000 руб – это 26500 руб.; если выслуга 22 года, то пенсия равна 56% от денежного довольствия, т.е. в нашем примере это 50 000*56% = 28 000 руб.

В тех ситуациях, когда выслуга 12, 5 лет и общий стаж 25, алгоритм расчета такой же, разница лишь в том, что за каждый последующий год добавляется не 3%, а 1%.

Страховой стаж

Для призывников период воинской службы учитывается в страховом стаже в том случае, если до призыва или после гражданин был официально трудоустроен с перечислением обязательных страховых взносов.
Пенсионеры, которые уже получают военную пенсию и планируют оформить еще и гражданскую, должны иметь в виду: срок армейской службы, который был уже учтен при расчете выслуги лет, в страховой стаж учитываться не будет.

Читайте также: