Кто выше прокурора по должности

Обновлено: 02.07.2024

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовой статус прокуроров, порядок и условия прохождения ими службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Прокуроры

1. Прокурорами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются должностные лица прокуратуры, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами полномочиями осуществлять прокурорский надзор, иные установленные федеральными законами виды деятельности, и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. К прокурорам относятся Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров (военных прокуроров), старшие прокуроры и прокуроры (старшие военные прокуроры и военные прокуроры) управлений и отделов.

(вариант: часть 2 исключить как избыточную)

3. Порядок назначения и условия прохождения службы в прокуратуре регулируются настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 2. Служба в прокуратуре

2. Службой в прокуратуре является также профессиональная деятельность на должностях в научных и образовательных учреждениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации по научному и учебно-методическому обеспечению деятельности прокуратуры, подготовке и профессиональной переподготовке кадров, повышению квалификации прокуроров.

Статья 3. Принципы службы в прокуратуре

Принципами службы в прокуратуре являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства;

2) законность и объективность действий и решений;

3) профессионализм и компетентность прокуроров;

4) централизм, состоящий в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору Российской Федерации;

5) недопустимость вмешательства в деятельность прокуроров;

Статья 4. Правовое регулирование службы в прокуратуре

2. Правовое положение и условия службы лиц, замещающих в органах и учреждениях прокуратуры должности федеральной государственной гражданской службы, определяются законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации.

3. Трудовая деятельность работников органов и учреждений прокуратуры, замещающих должности, не являющиеся должностями прокурорской и государственной гражданской службы, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Глава 2. ДОЛЖНОСТИ В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ

Статья 5. Должность в прокуратуре

1. Должность в прокуратуре – учреждаемая для реализации цели, задач и функций прокуратуры должность федеральной государственной службы в органах и учреждениях прокуратуры, замещаемая прокурорами, старшими прокурорами, научными и педагогическими работниками.

2. Перечни должностей прокурорской службы утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации с учетом законодательства о федеральной государственной службе.

Статья 6. Классификация должностей в прокуратуре

Должности в органах и учреждениях прокуратуры подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности (Генеральный прокурор Российской Федерации, первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации, его советники, старшие помощники и помощники, старшие помощники по особым поручениям и помощники по особым поручениям, помощники заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальники главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации – (старшие помощники Генерального прокурора Российской Федерации), первые заместители, заместители начальников главных управлений, заместители Главного военного прокурора, начальники управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации – (помощники Генерального прокурора Российской Федерации), начальники управлений и самостоятельных отделов Главной военной прокуратуры, их заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора по особым поручениям, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные (далее – приравненные к ним) прокуроры, их первые заместители, ректоры, проректоры, директора, заместители директоров научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры Российской Федерации);

2) главные должности (начальники отделов в составе управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации – (помощники Генерального прокурора Российской Федерации), начальники отделов в составе управлений, канцелярии, приемной Главной военной прокуратуры, их заместители, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшие военные прокуроры и военные прокуроры Главной военной прокуратуры, первые заместители прокуроров автономных округов, заместители прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров, проректоры и заместители директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, начальники управлений и отделов прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуратур – (старшие помощники прокуроров субъектов Российской Федерации), приравненных к ним прокуроров, начальники отделов в составе управлений прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуратур – (помощники прокуроров субъектов Российской Федерации), приравненных к ним прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры (военные прокуроры) управлений и отделов прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, прокуроры городов и районов, приравненные к ним прокуроры, их заместители, главные, ведущие и старшие научные сотрудники, заведующие отделами, секторами и кафедрами, профессоры, доценты и старшие преподаватели научных и образовательных учреждений прокуратуры);

3) ведущие должности (старшие помощники и помощники прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры отделов прокуратур городов и районов, научные сотрудники, младшие научные сотрудники и преподаватели научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации).

Статья 7. Квалификационные и иные требования

По должностям в прокуратуре

1. На должности в прокуратуре могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, соответствующие квалификационным требованиям, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и годные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

2. Квалификационные требования по должностям в органах прокуратуры устанавливаются применительно к уровню образования, стажу службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения служебных обязанностей.

3. Порядок прохождения медицинского освидетельствования (обследования) во врачебно-экспертных комиссиях, диспансеризации и профессионального психологического отбора кандидатов на должности в органах прокуратуры, а также перечень заболеваний, препятствующих поступлению на прокурорскую службу или её прохождению, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") .


Согласно результатам анализа заключений, из 959 рассмотренных кандидатур рекомендации ККС получили 59,1%. Исследователи обращают внимание на то, что положительное решение коллегии тесно связано с поддержкой председателя суда. По их мнению, это объясняется тем, что, хотя согласно п. 7 ст. 11 Закона об органах судейского сообщества в состав квалификационных коллегий не могут быть избраны председатели судов и их заместители, ст. 21 этого закона позволяет председателям участвовать в заседаниях и влиять на решение ККС.

Было установлено, что почти все кандидаты, о назначении на должность которых ходатайствовал председатель, получили рекомендации на должность. Напротив, более половины из тех, кого не поддержал председатель суда, не получили рекомендации.


В записке отмечено, что на решение ККС влияет также опыт работы кандидата: преимущество в отборе имеют кандидаты с опытом работы в аппарате суда и прокуратуре. Шанс получить рекомендацию для кандидатов из полиции и других госорганов равен 50%, еще меньше шансов у представителей негосударственного сектора.

Исследователи выявили, что около половины кандидатов начали свою карьеру в аппарате суда, не имея другого профессионального опыта после вуза. Наиболее типичная карьера кандидата в судьи – работа в должности секретаря суда или секретаря судебного заседания, затем переход на должность помощника судьи и далее в судьи. Для значительного числа кандидатов в судьи, начинавших карьеру не в аппарате суда, работа в должности помощника судьи становится необходимым карьерным шагом перед подачей заявления на должность судьи. Доля кандидатов, подающих заявления на должность судьи напрямую из другой профессиональной сферы, невелика.


Адвокат АП Владимирской области

Основной опыт работы Число кандидатов Группировка Число кандидатов %
Аппарат суда 628 Только аппарат суда 466 48,5
Преимущественно аппарат суда 162 17
Прокурор 33 Прокуратура 119 12,4
Следователь прокуратуры 26
Аппарат прокурора 60
Следователь МВД 27 Другие правоохранительные органы 46 4,8
Полицейский 4
Оперативный уполномоченный 4
Сотрудник полиции 3
Дознаватель 3
Судебный пристав 5
Адвокат 21 Негосударственный сектор 106 11
Юрисконсульт коммерческого предприятия 71
Преподаватель вуза 13
Юрисконсульт некоммерческой организации 1
Юрист в органах государственной власти 56 Государственные органы 60 6,3
Специалист в органах государственной власти 4
ВСЕГО 959 100


Согласно результатам исследования, структура судейского корпуса претерпела существенные изменения за последние 20 лет.



Адвокат АП Владимирской области

Исследователи установили, что возраст кандидатов варьируется от 26 до 59 лет. Возраст 90% кандидатов не превышает 42 лет.

Анализ заключений ККС позволил исследователям обнаружить, что характеристики, связанные с дисциплинированностью, встречаются практически в каждом заключении. В то же время указания на независимость и беспристрастность кандидата встречаются только по одному разу. Указание на справедливость кандидата – три раза. Отсюда был сделан вывод: сейчас при приеме в судьи наиболее важными качествами личности считаются исполнительность и дисциплинированность.

В докладе указано, что профессиональный профиль типичного кандидата на должность судьи свидетельствует о том, что в России формируется карьерная модель судьи по континентальному образцу: молодой специалист, начав работу в судебной системе сразу после окончания вуза, постепенно продвигается к судейской должности и достигает ее по прошествии 9–10 лет работы в аппарате суда. Специфической чертой модели является то, что карьеру в аппарате суда может начать любой выпускник вуза независимо от качества полученного образования, а экзаменационный фильтр появляется только накануне назначения на должность.


Заместитель председателя Конституционного Суда РФ в отставке, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

Исследования института свидетельствуют о том, что состояние судейского корпуса катастрофично, хотя и упрощает задачи внешнего и внутреннего управления в судебной системе. Винить в этом судей нельзя, как и требовать от них героизма в защите ценностей справедливого правосудия.

Из результатов исследования следует, что идет явный отрицательный кадровый отбор, который обеспечивают реальные наниматели – члены ККС, зависящие от судейской бюрократии, и председатели судов. Притом что даже их благие кадровые пожелания при рекомендации кандидатов часто не проходят из-за засилья представителей исполнительной власти при решении вопроса в администрации Президента. Процесс рассмотрения там непрозрачен, а потому проходящие процедуру назначения судьей остаются неосведомленными и лишены возможностей возражения и обжалования.



В завершение авторы исследования сделали вывод, что в целях повышения авторитета судьи необходимо привлекать кандидатов с широким профессиональным опытом, а для повышения независимости судей следует ограничить роль председателя в процессе отбора и назначения судей.


Отбор у нас зависит во многом от председателей судов, которые должны быть первыми среди равных, но на самом деле являются управляющими менеджерами. Рекомендация председателя является часто определяющей при выборе судей. При этом, понятно, он выбирает кадры из проверенных им людей, однако подобный отбор приводит к деградации профессии.

Судья – это человек, который может судить о жизни, опираясь не только на законы, но и на свой житейский опыт, поскольку знание норм позволяет квалифицировать отношения, а знание жизни помогает разобраться в их сути. Поэтому судья должен быть существенно старше 25 лет и обязательно должен иметь разносторонний опыт. В глазах подсудимого судья должен быть человеком, имеющим право выносить суждение о нем не только потому, что государство его управомочило, а в силу жизненного опыта и лимита уважения, заложенного при назначении его на должность. Тогда будет меньше обжалований, социального недовольства, пренебрежения и недоверия общества – и в этом цель, потому что наши судьи выносят решение именем Российской Федерации, сувереном которой является народ. Думаю, именно в этом русле должны быть изменены правила набора судей.

Текст: Оксана Оноприенко
Инфографика: Юлия Богатырева, Андрей Тронин

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О некоторых вопросах присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации

В целях совершенствования порядка присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Настоящим Положением определяется порядок присвоения прокурорам и другим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее - прокурорские работники) классных чинов прокурорских работников в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".";

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Классные чины прокурорским работникам присваиваются в соответствии с занимаемой должностью (воинской должностью) и со сроком пребывания в предыдущем классном чине, с учетом результатов аттестации, с соблюдением указанной в пункте 2 настоящего Положения последовательности присвоения классных чинов и других условий, предусмотренных настоящим Положением.";

пункт 4 дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Положением";

пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. К присвоению первоначального классного чина прокурорского работника представляются лица, прошедшие аттестацию, имеющие высшее юридическое образование, предусмотренное пунктом 1 статьи 40_1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (для прокуроров), или иное соответствующее высшее образование (для других работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации) и стаж службы в занимаемой должности не менее шести месяцев.";

дополнить пунктом 5_1 следующего содержания:

"5_1. Генеральным прокурором Российской Федерации может быть принято решение о присвоении первоначального классного чина прокурорского работника (до старшего советника юстиции включительно) до истечения шести месяцев службы прокурорского работника в занимаемой должности с учетом профессионального опыта и квалификации.";

пункт 6 признать утратившим силу;

пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. Лицам, назначенным на должность прокурорского работника по окончании обучения в научной организации или образовательной организации высшего образования, входящих в систему прокуратуры Российской Федерации, либо иной организации, осуществляющей образовательную деятельность на основании договора о целевом обучении, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, присваивается классный чин юриста 3 класса.";

дополнить пунктом 7_1 следующего содержания:

"7_1. Лицам, назначенным на должность прокурорского работника и имеющим классный чин федеральной государственной гражданской службы, классный чин юстиции, воинское или специальное звание, за исключением лиц, указанных в пункте 8_1 настоящего Положения, первоначальный классный чин прокурорского работника (до старшего советника юстиции включительно) присваивается в соответствии с таблицей соотношения классных чинов прокурорских работников, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции с учетом имеющегося классного чина, воинского или специального звания, но не выше классного чина, соответствующего занимаемой должности.";

дополнить пунктом 7_2 следующего содержания:

"7_2. Период пребывания в классном чине федеральной государственной гражданской службы, классном чине юстиции, воинском или специальном звании засчитывается при присвоении первоначального классного чина прокурорского работника до старшего советника юстиции включительно.";

пункт 8 признать утратившим силу;

дополнить пунктом 8_1 следующего содержания:

"8_1. Лицам, ранее проходившим военную службу в органах военной прокуратуры и назначенным на должность прокурорского работника, по которой предусмотрено присвоение классного чина до старшего советника юстиции включительно, соответствующий имеющемуся воинскому званию первоначальный классный чин прокурорского работника присваивается в соответствии с таблицей соотношения классных чинов прокурорских работников, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции.";

пункт 9 признать утратившим силу;

дополнить пунктом 9_1 следующего содержания:

"9_1. Лицам, назначенным на должность прокурорского работника, по которой предусмотрено присвоение высшего классного чина прокурорского работника, и имеющим воинское звание высшего офицера (специальное звание высшего начальствующего состава, высшее специальное звание), классный чин действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2, 3 класса либо действительного государственного советника юстиции Российской Федерации 1, 2, 3 класса, первоначальный классный чин прокурорского работника присваивается в соответствии с таблицей соотношения классных чинов прокурорских работников, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции с учетом имеющегося воинского звания высшего офицера (специального звания высшего начальствующего состава, высшего специального звания), но не выше классного чина, соответствующего занимаемой должности. К таким лицам не применяются требования пункта 4, а также требования пункта 5 настоящего Положения в части, касающейся стажа службы в занимаемой должности.";

из пункта 12 слова "прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование" исключить;

В мировой социологии права юридическая профессия является одним из основных предметов изучения уже более 30 лет. В России это направление только начинает развиваться. Институт проблем правоприменения (ИПП) уже провел масштабные исследования юридической профессии, включая судей, адвокатов и следователей, выпустив десяток научных работ на эту тему. Но один из важнейших сегментов профессии – работники прокуратуры – остался пока не изученным, отчасти в силу закрытости этой профессиональной группы. Тем не менее некоторые параметры профессиональной карьеры в прокуратуре можно описать, пользуясь открытыми официальными данными.

Прокуратура – одна из самых закрытых структур, но деятельность ее в отличие, скажем, от спецслужб затрагивает практически каждое предприятие и миллионы граждан ежегодно. ИПП изучил профессиональные биографии 85 человек, которые на данный момент занимают посты главных прокуроров субъектов Федерации. Мы взяли официальные биографические справки с сайтов прокуратур, закодировали и проанализировали их. Региональные прокуроры – это люди, которые, с одной стороны, находятся на высокой ступени карьерной лестницы, с другой – еще не успели перейти на федеральный уровень прокуратуры и с учетом большой региональной вариации в работе прокуратуры определяют подлинную политику этого ведомства. Их образование, профессиональный опыт, карьера – это то, что существенно влияет на общий надзор за соблюдением федерального закона и координацию борьбы с преступностью.

Из 30 юридических институтов, которые дали нам нынешних прокуроров, наиболее часто фигурирует Свердловский юридический институт (нынешний Уральский государственный юридический университет, его окончили 22% прокуроров субъекта РФ) и Саратовский юридический институт (9%). Здесь тоже нет ничего удивительного – в СССР было немного специализированных юридических вузов, и два названных были крупнейшими очными из них на территории РСФСР, да и юридических факультетов было немного. Интересно, что в пятерку лидеров входит (вместе с Воронежским – альма-матер заместителей генпрокурора Воробьева и Малиновского) Иркутский государственный университет – ведь с Иркутском сильно связана биография нынешнего генерального прокурора Юрия Чайки. Замыкает пятерку Всесоюзный заочный юридический институт (ныне Московская государственная юридическая академия им. Кутафина) – главная с хрущевских времен, когда было сильно ограничено очное юридическое образование, кузница юридических кадров. Интересна и еще одна вещь – среди прокуроров мало выпускников ведомственных вузов МВД (всего четверо из 85, хотя в советское время такие вузы давали до 25% юристов): несмотря на дефицит кадров с высшим юридическим образованием, прокуратуре удалось сохранить ориентацию на классические вузы.

Изменчиво и количество должностей, которые нужно сменить перед занятием финальной позиции: обычно человек проходит девять ступеней, начиная от следователя, помощника или стажера. Это говорит нам о том, что в прокуратуре в среднем происходит не только вертикальное, но и горизонтальное перемещение между должностями – в типовой региональной прокуратуре от самой низкой до самой высокой позиции находится шесть иерархических ступеней. Будущие же региональные прокуроры меняли или сферы специализации (был следователем, стал помощником прокурора по гособвинению), или же регионы.

Наиболее активными в ротации являются Москва (где так или иначе работало 12 прокуроров из 85), Иркутская, Свердловская и Челябинская области, а также Хабаровский (тут в 1982–1998 гг. разворачивалась карьера заместителя генпрокурора Гулягина) и Ставропольский края. Эти регионы являются ключевыми карьерными хабами, через которые часто проходят будущие региональные прокуроры. Обращает на себя внимание отсутствие в этом списке Санкт-Петербурга и Ленинградской области – с этим регионом связана так или иначе карьера каждого третьего заместителя генерального прокурора, да и в целом город всегда считался кузницей юридических и управленческих кадров.

Главным свойством российской прокуратуры оказывается полная карьерная замкнутость, в нее нельзя прийти извне. Несмотря на разнообразие жизненного опыта и работу на разных прокурорских должностях, все эти люди остаются, как военные, жестко связаны с одной структурой. В большинстве стран сегментация внутри профессии гораздо слабее, а перекрестная ротация юристов между прокуратурой, адвокатурой и судом довольно интенсивна. Это создает единство внутри юридической профессии и ориентацию на общие нормы и стандарты, не мешая играть разные роли в процессе. В России пока сегментация сильна и регулирование профессии происходит в рамках ведомства, что особенно ярко проявляется на примере прокуратуры.

Авторы – ведущий научный сотрудник и научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Читайте также: