Кто выше по должности мэр или губернатор

Обновлено: 02.07.2024

Депутаты Московской областной думы приняли за основу в четверг закон о разделении должностей губернатора и главы правительства Подмосковья, в окончательной редакции он будет принят после доработки.

Депутаты Московской областной думы приняли за основу в четверг закон о разделении должностей губернатора и главы правительства Подмосковья, в окончательной редакции он будет принят после доработки.

Волгоградская область

В соответствии с Уставом Волгоградской области от 14 февраля 2012 года, законом от 15 марта 2012 года "О Правительстве Волгоградской области", правительство Волгоградской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области.

Организует деятельность правительства Волгоградской области вице-губернатор - председатель правительства Волгоградской области. Вице-губернатор - председатель правительства Волгоградской области назначается губернатором Волгоградской области с согласия Волгоградской областной Думы.

Красноярский край

В соответствии с Законами Красноярского края от 5 июня 2008 года "Устав Красноярского края" и от 10 июля 2008 года "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края" правительство края является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти края.

Правительство края возглавляет первый заместитель Губернатора края - председатель Правительства края. Кандидатура первого заместителя Губернатора края - председателя Правительства края вносится губернатором на согласование в Законодательное Собрание края.

Пермский край

Правительство Пермского края - высший исполнительный орган государственной власти Пермского края. Осуществляет свою деятельность на основании Устава Пермского края, принятого 19 апреля 2007 года, Закона Пермского края от 7 сентября 2006 года "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края".

Губернатор формирует правительство края и принимает решение об его отставке; назначает на должность и освобождает от должности председателя правительства по согласованию с Законодательным Собранием в порядке, установленном Уставом Пермского края.

Кабардино-Балкарская Республика

В соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 года, законом от 20 февраля 1999 года "О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики", правительство Кабардино-Балкарской республики является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской республики.

Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики назначается главой Кабардино-Балкарской Республики с согласия парламента Кабардино-Балкарской Республики.

Карачаево-Черкесская Республика

В соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской Республики от 5 марта 1996 года, законом от 6 января 1998 года "О Правительстве Карачаево-Черкесской Республики, правительство Карачаево-Черкесской республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской республики.

Председатель правительства назначается на должность главой республики с согласия Народного Собрания (парламента) республики.

Республика Адыгея

Кабинет Министров Республики Адыгея является высшим исполнительным органом государственной власти республики. Правительство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Адыгея и Указом президента Республики Адыгея от 14 ноября 2002 года № 248 "О распределении полномочий между членами Кабинета Министров Республики Адыгея".

Премьер-министр Республики Адыгея назначается президентом республики с согласия Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. Кабинет министров формируется президентом республики.

Республика Башкортостан

В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 года, законом от 14 марта 2003 года "О правительстве Республики Башкортостан", правительство республики Башкортостан является постоянно действующим органом исполнительной власти республики Башкортостан.

Президент Республики Башкортостан формирует правительство и руководит его деятельностью; принимает решение об отставке правительства; назначает премьер-министра с согласия Государственного Собрания республики.

Республика Дагестан

Правительство Республики Дагестан - высший исполнительный орган государственной власти республики. Правительство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Дагестан и на основании Закона "О правительстве Республики Дагестан", принятого Народным Собранием Республики Дагестан 25 мая 2006 года (в последующих редакциях).

Председатель правительства Республики Дагестан назначается президентом Республики Дагестан с согласия Народного Собрания республики.

Республика Ингушетия

Правительство Республики Ингушетия является высшим исполнительным органом государственной власти республики. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Ингушетия, принятой всенародным голосованием 27 февраля 1994 года (с последующими изменениями) и Конституционным законом Республики Ингушетия от 10 июня 1998 года "О Правительстве Республики Ингушетия".

Назначает председателя правительства республики президент Республики Ингушетия с согласия Народного Собрания.

Республика Калмыкия

Правительство Республики Калмыкия является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти республики. Осуществляет свою деятельность на основании Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия от 5 апреля 1994 года и Закона Республики Калмыкия от 2 ноября 1998 года "О Правительстве Республики Калмыкия" (в последующих редакциях).

Глава Республики Калмыкия вносит кандидатуру на должность председателя правительства на утверждение Народного Хурала (парламента). Правительство Республики Калмыкия ответственно перед главой Республики Калмыкия.

Республика Мордовия

Правительство Республики Мордовия является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти республики. Осуществляет свою деятельность на основании Конституции Республики Мордовия, принятой 21 сентября 1995 года. Структура правительства определена Законом "О структуре Правительства Республики Мордовия" от 22 ноября 2005 года.

Председатель правительства Республики Мордовия назначается главой республики по согласованию с Государственным Собранием Республики Мордовия, правительство формирует глава республики.

Республика Саха (Якутия)

Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти республики. Осуществляет свою деятельность на основании Конституционного закона Республики Саха (Якутия), принятого постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 15 февраля 1995 года (с последующими изменениями).

Председатель правительства назначается на должность президентом Республики Саха (Якутия) с согласия Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн).

Республика Северная Осетия - Алания

Правительство Республики Северная Осетия-Алания является высшим коллегиальным исполнительным органом государственной власти республики.

Осуществляет свою деятельность на основании Конституции Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2005 года и Республиканского конституционного закона "О Правительстве Республики Северная Осетия-Алания" от 23 июня 2003 года.

Председатель правительства республики назначается на должность президентом республики с согласия парламента.

Республика Татарстан

Кабинет Министров Республики Татарстан является исполнительным и распорядительным органом государственной власти республики. В своей работе руководствуется Конституцией РТ от 30 ноября 1992 года (с последующими изменениями), Законом РТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан", Указом президента РТ "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан" и другими правовыми документами.

Президент РТ формирует кабинет министров, вносит предложения в Государственный Совет республики об утверждении кандидатуры премьер-министра.

Чувашская Республика

Кабинет министров Чувашской Республики как высший орган исполнительной власти республики осуществляет свою деятельность на основании Конституции Чувашской Республики, принятой Государственным Советом Чувашской Республики 30 ноября 2000 года, а также Закона Чувашской Республики "О Кабинете министров Чувашской Республики", принятого 19 апреля 2002 года Государственным Советом Чувашской Республики.

Председатель Кабинета министров назначается президентом республики с согласия Государственного Совета республики.

Чеченская Республика

Правительство Чеченской Республики как высший исполнительный орган государственной власти республики осуществляет свою деятельность на основании Положения "О Правительстве Чеченской Республики", утвержденного указом президента Чеченской Республики от 16 января 2006 года, Конституции Чеченской Республики от 23 марта 2003 года, федеральных конституционных законов. Правительство республики формирует глава ЧР.

27 сентября Кировская городская дума нового созыва избрала Елену Ковалёву главой города, а 5 октября экс-министр финансов Кировской области торжественно вступит в свою новую должность. Однако формирование муниципальных органов власти на этом не закончится. 27 октября должен состояться конкурс на должность главы администрации города. Этот пост последние три года занимал Александр Перескоков. В соответствии с уставом города его полномочия были прекращены вместе с полномочиями думы предыдущего созыва. До сих пор далеко не все кировчане понимают, в чём разница между главой города и главой администрации города. Мы решили восполнить этот пробел.

Двоевластие в Кирове было введено в июне 2005 года, когда был принят новый устав города. До этого момента существовала только должность главы администрации города, которая с 1996 года была выборной. То есть мэр был один и избирался на прямых выборах всеми горожанами. Статус всенародно избранного мэра в Кирове имел только один человек - Василий Киселёв. Он избирался на этот пост дважды: в 1997 и 2002 годах. В 2005 году должности были разделены. Согласно новому муниципальному уставу, главой города стал председатель кировской городской думы, избираемый из числа депутатов. Глава администрации города стал назначаться по итогам кадрового конкурса. Первым главой города в марте 2007 года стал Владимир Быков. Проработав на этом посту почти десять лет, в сентябре 2016 года он ушёл в областной парламент и стал спикером ОЗС. А вот на должности главы администрации города за десять лет её существования проработали четверо: Геннадий Плехов, Георгий Мачехин, Дмитрий Драный и Александр Перескоков.

Официально позиционировалось, что муниципальная власть должна точно также разделяться на две ветви, как это было на федеральном и областном уровнях. То есть глава города как председатель гордумы должен представлять законодательную власть, а глава администрации - исполнительную. Фактически разделение функций между двумя градоначальниками и отмена прямых выборов мэра встроила муниципалитет в вертикаль власти и сделала его более подотчётным вышестоящим инстанциям, а не горожанам. Сейчас инициировать отставку главы города или главы администрации может только губернатор или группа депутатов гордумы.

Формально высшим должностным лицом муниципального образования является глава города. Согласно уставу города, он представляет город в отношениях с другими органами власти, подписывает правовые акты, принятые городской думой, и от имени города заключает контракт с главой администрации города. Глава администрации как наёмный менеджер имеет более низкий статус, но в его руках сосредоточены основные рычаги управления городским хозяйством. Именно под его руководством формируется и исполняется городской бюджет, а глава города и депутаты гордумы только контролируют этот процесс. По сути городская дума в лице главы города устанавливает для администрации города правила игры, но в рамках этих правил глава администрации имеет широкие полномочия.

Ещё один важный момент: в отличие от главы администрации, который руководит своим ведомством единолично, глава города не может принять какое-либо решение без учёта мнения депутатов.

Он представляет город в отношениях со всеми остальными структурами, подписывает правовые акты, принятые гордумой, и заключает контракт с главой администрации города. При этом глава города не выбирает главу администрации. Отбор кандидатов на должность сити-менеджера осуществляет специальная конкурсная комиссия, половина которой формируется городской думой, а вторая половина - губернатором Кировской области. То есть ключевая роль в этом вопросе принадлежит депутатам и губернатору, а не лично главе города.

Значительно больше. Как мы уже говорили, глава администрации является её единоличным руководителем. Он разрабатывает структуру мэрии, формирует штат администрации и определяет размер зарплат своих подчинённых. Именно он назначает и увольняет своих заместителей, руководителей и сотрудников структурных подразделений администрации, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

Глава администрации выступает главным распорядителем бюджетных средств при исполнении бюджета, то есть ни один рубль из городской казны не может быть потрачен без его согласия. Он участвует в разработке проекта муниципального бюджета, а после его утверждения думой ежеквартально отчитывается о его исполнении. Он отвечает за организационное и материально-техническое обеспечение муниципальных выборов, а ещё за разработку и внесение изменений в два ключевых градостроительных документа - генеральный план и правила землепользования и застройки. И хотя любые изменения в эти документы затем выносятся на утверждение гордумы, согласие депутатов по этим вопросам чаще всего бывает формальным. Именно глава администрации выдаёт разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию всех объектов капитального строительства на территории города, а также осуществляет резервирование и изъятие земельных участков для муниципальных нужд.

Нет. К полномочиям главы администрации можно отнести любую из компетенций самой администрации. А в списке этих компетенций полсотни пунктов, касающихся городского хозяйства: от управления муниципальной собственностью и строительства дорог до организации народных дружин и отлова собак. То есть всё, что касается повседневной жизни горожан: бесперебойное тепло-, электро-, газо- и водоснабжение, транспортное обслуживание, благоустройство, вывоз мусора, детские сады, школы и учреждения культуры, переселение из ветхого жилья, организация торговли, содержание кладбищ, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - за всё это отвечает глава администрации, а не глава города.

Пути попадания на эти должности разные. Чтобы стать главой города, нужно избраться в гордуму, а для этого надо иметь политический вес и электоральную поддержку. При этом никаких особых требований в плане опыта и компетенций к потенциальному главе города не предъявляется. Можно даже иметь судимость, главное - сообщить о ней в избирком. То есть чисто теоретически главой города может стать любой гражданин, достигший совершеннолетия.

Нет. Конкурсная комиссия может отобрать по результатам конкурса несколько кандидатов на должность главы администрации города. Окончательное решение о том, кого назначить сити-менеджером, принимает гордума. Глава администрации назначается на срок полномочий самой думы, но не менее, чем на два года.

Шансы одинаковы. И глава города, и глава администрации имеют схожие ограничения на своих должностях и одинаковые санкции за невыполнение своих обязанностей. Оба не имеют права заниматься предпринимательской и любой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и творческой. Оба обязаны соблюдать ограничения, установленные законодательством о противодействии коррупции, например, отчитываться о своих доходах и имуществе и избегать конфликта интересов в работе. Обоим запрещено иметь счета и вклады в иностранных банках. За нарушение этих условий оба могут лишиться должности.

В остальном причины прекращения полномочий главы города и главы администрации похожи: смерть или недееспособное состояние, уход по собственному желанию, вступление в силу обвинительного приговора суда, лишение гражданства или выезд на постоянное место жительства за пределы России. Интересно, что оба главы также лишатся своих постов, если численность избирателей вырастет более чем на 25% - из-за расширения границ города или его объединения с другим населённым пунктом.

В России до 1917 года губернатор — высший правительственный чиновник в губернии.

В некоторых современных государствах (Великобритания, Дания, США и др.) губернатор — высшее должностное лицо административно-территориальной или федеративной единицы, назначаемое центральными органами власти или избираемое населением.

Содержание

Губернатор в Российской империи

В дореволюционной России губернатор — непосредственный начальник губернии (или области), первый блюститель неприкосновенности прав верховной власти, польз государства и повсеместного, точного исполнения законов, уставов, высочайших повелений, указов правительствующего сената и предписаний начальства [1] .

В портовых городах (Николаеве и Кронштадте) и некоторых местностях, населённых казачьими войсками или находящихся на окраинах государства, существовала должность военного губернатора [1] .

Полномочия

Объём власти губернатора зависел от того, введены ли в его губернии судебные уставы, земские учреждения и судебно-административная реформа 1889 г.

Судебные уставы устраняли губернатора от участия в отправлении правосудия.

Земское положение 1864 г. предоставляло губернатору надзор за земским самоуправлением; земское положение 1890 года присоединило к надзору значительную долю вмешательства в земские дела; но оба положения устраняли губернатора от роли непосредственного хозяина, которой он был облечен в неземских губерниях. Положение о земских участковых начальниках 1889 г., увеличивая влияние губернатора на уездное управление, вновь предоставляло ему роль судьи в качестве председателя губернского присутствия [1] .

Власть губернатора значительно была усилена тремя законоположениями:

  • Положение комитета министров 22 июля 1866 г. предоставило губернатору:
  • Положение комитета министров 13 июля 1876 г. давало губернатору право издавать в пределах своего ведомства постановления в видах правильного и успешного исполнения, сообразно с местными условиями, узаконений об общественном благочинии, порядке и безопасности.
  • 3) Положение 1881 года об усиленной охране облекало губернатора в тех местностях, где охрана введена, обширной карательной властью.

С другой стороны, правила 27 марта и 11 мая 1890 г. о взаимных отношениях гражданских и военных властей ставили губернатора значительно ниже начальника дивизии; даже бригадный командир, если он старше губернатора в чине, не представляется ему, а лишь делает визит.

Комиссия для переустройства местного управления под председательством статс-секретаря Каханова полагала возвести должность губернатора в III кл. и этим самым поставить его выше всех местных гражданских и военных властей [1] .

Обязанности

Губернатор являлся председателем следующих местных установлений: губернского правления, губ. статистич. комитета, губернского присутствия (или губ. по крестьян. делам присутствия), губерн. присутствий по земским и городским делам, по питейным делам, по фабричным делам и по воинской повинности. Он председательствовал также в губернских распорядительном и лесоохранительном комитетах, а также в приказах общественного призрения и комиссиях народного продовольствия, где эти учреждения сохранились. Губернатор председательствовал в особом присутствии по портовым делам, если оно образовано в портовом городе, где имеет местопребывание губернатор [1] .

Начиная с 1804 года, губернатор был обязан представлять в Петербург ежегодный отчет, освещающий состояние управляемой территории.

Губернатор в Российской Федерации

В современной России губернатор — это высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (края, области, автономного округа, города), возглавляющее исполнительную власть на территории субъекта Российской Федерации. С 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации в рамках прямого, равного и тайного голосования. С 2005 год по 2012 года назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению Президента России.
С 1 июня 2012 года вступил в силу закон [2] Российской Федерации, возвращающий прямые выборы высших должностных лиц региона.

Франция

Губернаторами (фр. Gouverneurs ) назывались в старой Франции представители королевской власти в провинциях.

Должность эта была учреждена в первой половине XVI века Франциском I, который отдал в управление губернаторам местные войска (королевские, феодальные дружины и муниципальные ополчения), подчинил губернаторам других агентов власти и сделал из губернаторов как своих представителей при провинциальных парламентах, так и председателей провинциальных штатов. Должность эта поручалась обыкновенно знатным дворянам, но Франциск I стремился сделать её зависимой от королевской власти (в 1542 г. он даже сразу сменил всех губернаторов в королевстве).

Во второй половине XVI в., в эпоху религиозных войн, губернаторы сделались независимыми в своих провинциях и мечтали о наследственности своей власти, так что Генриху IV стоило большого труда и немалых денег подчинить их себе и восстановить единство государства.

С начала XVII в. губернаторы получили право выносить смертные приговоры за неисполнение их указаний.

В начале XVII в. губернаторы также не раз проявляли дух своеволия. Ришельё, однако, нанес стремлениям губернаторов сильный удар: оставив за должностью внешний блеск представительства и военное командование во время мира, он сделал настоящими агентами королевской власти в провинциях учрежденных им интендантов [1] .

Во второй половине XVII и в XVIII в. за губернаторской должностью, по-прежнему предоставлявшейся только самым знатным фамилиям и оплачивавшейся большим жалованьем, оставался один внешний почёт, но все столкновения губернаторов с интендантами, назначавшимися из мелкого дворянства или из буржуазии, оканчивались не в их пользу. В таком виде должность просуществовала до революции, когда она была уничтожена.

Украина

На Украине губернаторами неофициально называют глав (председателей) территориальных государственных администраций (голова державної адміністрації), назначаемых Президентом Украины.

В США губернатором называется глава исполнительной власти штата.

См. также

Примечания

Литература

  • Должности в России
  • Государственное устройство Российской империи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Губернатор" в других словарях:

ГУБЕРНАТОР — (лат. gubernator, от gubernare управлять). Начальник губернии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГУБЕРНАТОР лат. gubernator, от gubernare, управлять. Начальник губернии. Объяснение 25000 иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

ГУБЕРНАТОР — ГУБЕРНАТОР, губернатора, муж. (лат. gubernator, букв. кормчий). Начальник губернии в дорев. России. || Начальник колонии (назначаемый колониальной державой). Французский губернатор в Тунисе. || Начальник штата в США. Толковый словарь Ушакова. Д.Н … Толковый словарь Ушакова

губернатор — ландгевдинг, дуцзюнь, начальник, иренарх Словарь русских синонимов. губернатор сущ., кол во синонимов: 11 • беглербей (2) • … Словарь синонимов

ГУБЕРНАТОР — (лат. gubernator правитель) высшее административное выборное или назначаемое лицо в территориальных единицах ряда государств. Как правило, Г. возглавляет исполнительную власть штатов и других субъектов федерации, но может стоять и во главе… … Юридический словарь

ГУБЕРНАТОР — (от латинского gubernator правитель), 1) в ряде современных государств (США, Великобритания, Дания и др.) глава администрации штата, области, графства. 2) В дореволюционной России высший правительственный чиновник в губернии. Назначался… … Современная энциклопедия

ГУБЕРНАТОР — (от лат. gubernator правитель) 1) в России до 1917 высший правительственный чиновник в губернии.2) В некоторых современных государствах (США, Великобритания, Дания и др.) высшее должностное лицо административно территориальной или федеративной… … Большой Энциклопедический словарь

ГУБЕРНАТОР — ГУБЕРНАТОР, а, муж. Начальник какой н. большой административно территориальной федеративной единицы (напр. губернии в царской России, штата в США, колониальной области), а также (неофициально) глава исполнительной власти крупного города. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

Губернатор — по действующему русск. праву непосредственный начальниквверенной ему губернии (или области), первый в ней блюстительнеприкосновенности прав верховной власти, польз государства иповсеместного, точного исполнения законов, уставов,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Губернатор — (от лат. gubernator правитель; англ. governor) 1) в России с начала XVIII в. высший правительственный чиновник, возглавляющий управление губернией, осуществлявший административные, полицейские и военные функции. Должность Г. была учреждена Петром … Энциклопедия права

Губернатор — (от латинского gubernator правитель), 1) в ряде современных государств (США, Великобритания, Дания и др.) глава администрации штата, области, графства. 2) В дореволюционной России высший правительственный чиновник в губернии. Назначался… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГУБЕРНАТОР — (лат. gubemator правитель) высшее административное выборное или назначаемое лицо в территориальных единицах ряда государств. Как правило, Г. возглавляет исполнительную власть штатов и других субъектов федерации, но тж. может стоять и во главе… … Юридическая энциклопедия

Рейтинг губернаторов России: раз - отставка, два – скандал…

Корреспондент УтроNews напоминает, что многие главы российских регионов уже становились героями расследований УтроNews. Наше издание подробно освещало общественно-политические события, которые были в 2021 году богаты на скандалы коррупционной направленности и провалы в кадровой политике и прочие резонансные события.

Первый ряд

Традиционно возглавил рейтинг мэр Москвы Сергей Собянин.

Разумеется, губернаторы много работают и пытаются решать многочисленные острые проблемы в вверенным им регионах, однако удается им это не всегда эффективно. Деятельность региональных чиновников зачастую пестрит коррупционными скандалами, о которых в течение года журналисты УтроNews подробно рассказывали.

Рейтинг губернаторов России: раз - отставка, два – скандал…

Сергей Собянин

Среди негативных факторов, повлиявших на имидж московского мэра, – грандиозная уплотнительная застройка города. По мнению экспертов, через несколько лет в Москве просто не останется клочка земли, куда можно было бы воткнуть очередную многоэтажку. Вот именно! Именно об этой скандальной стороне деятельности градоначальника не раз рассказывало УтроNews. И чаще всего имя Сергея Собянина, как, впрочем, и губернатора Московской области Андрея Воробьева, упоминалось в историях об экспансии крупнейшего девелопера Года Нисанова в Москве и области.

Спустя полгода, в октябре 2021-го, Гаджиев вновь выступил с резонансными заявлениями. Он поделился в интервью интересными деталями, рассказав о дружбе миллиардера с влиятельными чиновниками Собяниным и Воробьевым. По словам Гаджиева, Нисанов мог легко получать разрешение чиновников на застройку тех или иных участков на взаимовыгодных условиях. Подробно об этом читайте здесь.

Рейтинг губернаторов России: раз - отставка, два – скандал…

Айсен Николаев

Не скрылся от зоркого глаза корреспондентов УтроNews и пермский губернатор Дмитрий Махонин. Бывший глава Управления ФАС России по Пермскому краю активно взаимодействовал с крупными игроками ТЭК и бизнесом в целом. Возглавив регион, он продолжил расставлять на ключевые должности приближенных к себе людей. Подробности в материале. В национальном рейтинге губернаторов по итогам 2021 года Махонин значится под № 20.

Замыкает первую группу рейтинга губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Если учесть, что один из крупнейших регионов страны Кубань на особом счету у федерального центра, то 25 место для главы такого региона – это, скорее, антирейтинг. И причины столь незавидного положения Кондратьева объективные. Весь год силовики расследовали коррупционные преступления в органах власти, обыски проходили в администрациях курортных городов.

В начале года в администрации Геленджика следователи искали следы преступлений. Алексея Богодистова подозревали в выдаче разрешения на вырубку реликтовых сосен стоимостью в несколько миллионов рублей. В октябре Геленджикский городской суд дисквалифицировал Богодистова на год. Соответствующее постановление представил прокурор города в связи с неисполнением Богодистовым законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Суд признал мэра виновным в совершении правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ. В начале декабря был задержан вице-мэр Краснодара Кирилла Мавриди. Как и предполагало УтроNews, арест Мавриди привел силовиков в кабинеты более высокопоставленных чиновников, близких к губернатору Вениамину Кондратьеву. В конце года был задержан мэр Краснодара Андрей Алексеенко, однако ареста он пока избежал. Уголовное дело о получении взятки в особо крупном размере, возбужденно. Материалы расследования в отношении главы Краснодара Андрея Алексеенко переданы в центральный аппарат СК РФ. О сомнительных кадрах в команде губернатора Кондратьева и о коррупционных скандалах читайте здесь.

Также из-за спорных затей Кондратьева и мэров Геленджика и Анапы, решивших изменить генплан курортных городов, местные жители публично выражали свое возмущение и недовольство. Подробности здесь.

Рейтинг губернаторов России: раз - отставка, два – скандал…

Рашид Темрезов

32-й номер в рейтинге губернаторов достался главе Челябинской области Алексею Текслеру. В течение года мы не раз рассказывали о том, как соратники Текслера попадаются на взятках и становятся фигурантами громких коррупционных процессов, почему глава не пользуется доверием. Повествовали мы и о том, во сколько местному бюджету обходятся дорогостоящие PR-кампании губернатора и почему госконтракты достаются приближенным чиновников, имеющим бизнес и виды на жительство в Чехии, входящей в блок НАТО.

Пожалуй, самые громкие коррупционные дела произошли в Крыму, где в сентябре был арестован вице-премьер Евгений Кабанов. Чиновник, входивший в ближайшее окружение Сергея Аксенова, обрушил авторитет главы республики, и эксперты заговорили о его скорой отставке. Далее по региону прокатилась волна арестов и увольнений мэров, глав администраций, кульминацией стал арест министра культуры Крыма Веры Новосельской.

Один из самых скандальных губернаторов – постоянный герой наших публикаций – глава Ростовской области Василий Голубев — числится под №47. Его неутешительные позиции вполне ясны.

Рейтинг губернаторов России: раз - отставка, два – скандал…

Василий Голубев

Многочисленные коррупционные преступления, сговор чиновников с бизнесом, злоупотребления в министерствах и ведомствах расцвели буйным цветом при Голубеве, который также может иметь интересы в бизнесе, в том числе угольном. О скандалах и о фаворитах Голубева в бизнес-среде и чиновничьей номенклатуре можно узнать из обзорного материала УтроNews.

В третью группу рейтинга вошел глава Красноярского края Александр Усс. Год он завершает с худшими показателями. Он на 57-м месте. И вполне заслуженно. О том, почему политическая судьба губернатора с одним из самых низких показателей доверия Александра Усса предрешена, УтроNews сообщало еще в начале ноября.

Рейтинг губернаторов России: раз - отставка, два – скандал…

Александр Усс

При Александре Уссе компания стала одним из ведущих подрядчиков краевых и городских властей. Сумма её госконтрактов превысила 46 млрд рублей, из которых 18 млрд — контракты с Управлением капитального строительства региона. Подробности можно уточнить тут.

Не с лучшими показателями завершает очередной губернаторский год и глава Саратовской области Валерий Радаев. Коррупция и бедность: вот чем запомнится область при Радаеве, которому опять же предрекают скорую отставку.

Замыкают рейтинг следующие губернаторы. На 81-м месте — Бату Хасиков (Калмыкия), на 82-м – Махмуд-Али Калиматов (Ингушетия), на 83-м – Валентин Коновалов (Хакасия), на 84-м — Андрей Клычков (Орловская область), на 85-м — Алексей Цыденов (Бурятия).

О попытках Хасикова – новичка в политике — удержаться во власти читайте в материале.

О том, почему ставленник КПРФ Коновалов не оправдал доверие граждан и однопартийцев, что мешает ему выстраивать диалог с журналистами, и прочих бедах молодого губернатора Хакасии можно узнать отсюда.

Еще один аутсайдер — глава Орловской области Андрей Клычков – может лишиться должности. Низкие рейтинги на уровне низких социально-экономических показателей – визитная карточка Клычкова.

Рейтинг губернаторов России: раз - отставка, два – скандал…

Алексей Клычков

Редакция УтроNews продолжит беспристрастно освещать деятельность глав субъектов России и знакомить читателей с самыми интересными и скандальными новостями.

Так пожелаем же нам всем в Новом году только мудрых представителей власти!

Для всех мэров установят единый пятилетний срок полномочий, губернаторы смогут отрешать их от должности. Эти и другие нормы содержатся в проекте закона об организации местного самоуправления, который был внесен в Госдуму для реализации новых норм Конституции. Документ упорядочит структуру местного самоуправления, ведь для граждан важно, чтобы все ее уровни работали сообща, заявил "РГ" один из авторов, глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

Павел Крашенинников и Андрей Клишас: Главная цель проекта - упорядочить властные отношения. Фото: Сергей Михеев

Павел Крашенинников и Андрей Клишас: Главная цель проекта - упорядочить властные отношения. Фото: Сергей Михеев

Павел Крашенинников внес в Госдуму этот законопроект вместе с руководителем профильного комитета Совета Федерации Андреем Клишасом. Ранее те же авторы предложили на рассмотрение палаты новую версию закона об организации региональной власти, и она была одобрена парламентом. Новый документ продолжает развивать положения Основного Закона, которые граждане одобрили в ходе общероссийского голосования. Законопроект об организации МСУ является следующим этапом в выстраивании единой системы публичной власти в стране.

Нормы проекта призваны устранить путаницу с распределением полномочий между регионом и муниципалитетом. С этой целью законопроект предусматривает упрощение правовых конструкций, уточнение компетенций органов местного самоуправления. При этом за городскими и муниципальными округами закрепляется идентичный объем полномочий, направленных на непосредственное решение местных задач. Представители власти не смогут "кивать друг на друга", и гражданам это на руку, считает глава профильного комитета ГД. Его коллега из Совфеда Андрей Клишас рассчитывает, что новый закон позволит снять противоречия между регионами и муниципалитетами, а также погасить возникающие на этой почве конфликты.

Согласно документу, у местного самоуправления будет 27 неотъемлемых полномочий (например, благоустройство и уборка территорий, транспортное обеспечение и т.п.). Кроме того, будет список тех функций, которые могут быть перераспределены на региональном уровне. По оценке Клишаса, такая норма позволит обеспечить индивидуальный подход к распределению полномочий в каждом конкретном регионе. В результате система будет настроена для наиболее эффективного решения задач. Для граждан польза очевидна - можно будет разобраться, кто за что отвечает и к кому обращаться.

Законопроектом четко прописывается структура местного самоуправления. Устанавливается, что МСУ осуществляется в городских и муниципальных округах и внутригородских территориях городов федерального значения. Иными словами, в основе организации власти на местах будет заложен принцип привязки к населению вместо территориального принципа, пояснил Павел Крашенинников.

Одноуровневая система организации местного самоуправления позволит создать новую систему организации власти на местах. "Общая структура органов местного самоуправления при этом остается неизменной", - уточнили в профильном думском комитете. Она будет состоять из представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации. Будет и возможность создания контрольно-счетного органа. Цель таких новаций вполне понятна - наведение порядка. Не получится переваливать ответственность с одной администрации на другую, то есть чиновники, как говорится, не смогут быть "стрелочниками", считает Андрей Клишас. Ведь за всю территорию округа или района будет отвечать единая администрация муниципалитета.

То есть, если такие нормы заработают, в прошлое должны будут уйти "ничьи" дороги или даже отдельные территории. А такое раньше было, отметил сенатор. Опять же будет понятно, с кого спрашивать - с администрации городского округа или муниципального района.

Кстати, об ответственности - на эту тему предложены важные нововведения. Усиливается ответственность глав муниципальных образований перед руководителем региона. Как пояснил Павел Крашенинников, одним из оснований для отставки главы образования является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. Эти показатели закреплены указами президента РФ. Не выполняешь - могут уволить. Но это на крайний случай.

Глава региона также вправе вынести предупреждение, объявить выговор за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных полномочий. Отметим, что, согласно действующему законодательству, губернаторы могут отрешать мэров только после решения суда о нецелевом расходовании денег, выделенных муниципалитету из региональной казны.

Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий - пять лет. Пока все это регионы регулируют сами, а для устойчивости системы нужны общие правила для всех, считают авторы. В качестве единственного способа формирования представительного органа муниципального образования устанавливаются выборы. При этом глава образования может быть избран как на муниципальных выборах, так и представительным органом муниципалитета.

В случае принятия закона усилится ответственность глав муниципальных образований перед руководителем региона

В целом же реализация новых норм поможет повысить эффективность органов местного самоуправления - того уровня власти, который наиболее приближен к населению.

Основная часть положений законопроекта должна вступить в силу с 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период.


Задача номер один - унифицировать все уровни власти в республиках, краях и областях. Фото: Сергей Михеев

Павел Крашенинников: Для граждан важно, чтобы власть работала сообща

Глава Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников ответил на вопросы "РГ".

В Госдуме уже не впервые рассматривают поправки во исполнение новых норм Конституции. Этот законопроект - новый шаг в этом направлении?

Павел Крашенинников: Мы продолжаем регулировать единую систему публичной власти. После обновления Конституции на федеральном уровне были приняты ряд законов, которые как раз посвящены этой тематике. Это законы о правительстве, о Госсовете, также одобрены большие поправки в закон о Конституционном суде и другие. А накануне Совет Федерации одобрил принятый ранее Госдумой закон о публичной власти в субъектах Федерации. В этом законе в числе прочего прописывалось и взаимодействие с муниципальной властью - но в небольшом объеме, мы, как говорится, сделали мостики к этому уровню власти.

В новом же законе подробно раскрывается природа, содержание и механизмы работы муниципалитетов. То есть происходит достройка системы после принятия закона о региональной власти. Обращаю внимание на то, что мы внесли этот законопроект сразу после принятия предыдущего, ведь важно не терять темпа и держать единую концепцию.

Какие главные изменения ощутят граждане? Что основное в новом законопроекте?

Павел Крашенинников: Главная цель - упорядочить властные отношения. Чтобы граждане понимали, что происходит. И чтобы представители власти друг на друга не кивали.

Остается множество норм, которые уже работают, но предложено и немало новых. Пожалуй, самое основное - вводится одноуровневая система местного самоуправления. В ее основе будет заложен принцип привязки к населению, а не к территории. Это, на мой взгляд, чрезвычайно важно. Есть отдельные нормы про представительные органы власти, про глав городов и администраций, их права, обязанности и, конечно же, ответственность.

Для всех должностных лиц местного самоуправления в этих поправках устанавливается срок полномочий в пять лет. А сейчас нет таких ограничений?

Павел Крашенинников: Сейчас это регулируется по-разному, местными уставами. В законе о публичной власти в регионах мы тоже установили такой же срок полномочий - пять лет. Хотелось бы, чтобы для всей страны были установлены единые правила и чтобы не было спекуляций на тему длительности полномочий. Как раз в целях повышения устойчивости системы и устанавливается единый срок.

А каковы цели новых норм об ответственности муниципальных руководителей?

Кстати, в пятницу, 17 января, в Екатеринбурге пройдет многочасовая конференция, на которой пройдет обсуждение этого законопроекта. Это будет первая в России крупная презентация документа.

Читайте также: