Кто выше губернатора по должности

Обновлено: 30.06.2024

В России до 1917 года губернатор — высший правительственный чиновник в губернии.

В некоторых современных государствах (Великобритания, Дания, США и др.) губернатор — высшее должностное лицо административно-территориальной или федеративной единицы, назначаемое центральными органами власти или избираемое населением.

Содержание

Губернатор в Российской империи

В дореволюционной России губернатор — непосредственный начальник губернии (или области), первый блюститель неприкосновенности прав верховной власти, польз государства и повсеместного, точного исполнения законов, уставов, высочайших повелений, указов правительствующего сената и предписаний начальства [1] .

В портовых городах (Николаеве и Кронштадте) и некоторых местностях, населённых казачьими войсками или находящихся на окраинах государства, существовала должность военного губернатора [1] .

Полномочия

Объём власти губернатора зависел от того, введены ли в его губернии судебные уставы, земские учреждения и судебно-административная реформа 1889 г.

Судебные уставы устраняли губернатора от участия в отправлении правосудия.

Земское положение 1864 г. предоставляло губернатору надзор за земским самоуправлением; земское положение 1890 года присоединило к надзору значительную долю вмешательства в земские дела; но оба положения устраняли губернатора от роли непосредственного хозяина, которой он был облечен в неземских губерниях. Положение о земских участковых начальниках 1889 г., увеличивая влияние губернатора на уездное управление, вновь предоставляло ему роль судьи в качестве председателя губернского присутствия [1] .

Власть губернатора значительно была усилена тремя законоположениями:

  • Положение комитета министров 22 июля 1866 г. предоставило губернатору:
  • Положение комитета министров 13 июля 1876 г. давало губернатору право издавать в пределах своего ведомства постановления в видах правильного и успешного исполнения, сообразно с местными условиями, узаконений об общественном благочинии, порядке и безопасности.
  • 3) Положение 1881 года об усиленной охране облекало губернатора в тех местностях, где охрана введена, обширной карательной властью.

С другой стороны, правила 27 марта и 11 мая 1890 г. о взаимных отношениях гражданских и военных властей ставили губернатора значительно ниже начальника дивизии; даже бригадный командир, если он старше губернатора в чине, не представляется ему, а лишь делает визит.

Комиссия для переустройства местного управления под председательством статс-секретаря Каханова полагала возвести должность губернатора в III кл. и этим самым поставить его выше всех местных гражданских и военных властей [1] .

Обязанности

Губернатор являлся председателем следующих местных установлений: губернского правления, губ. статистич. комитета, губернского присутствия (или губ. по крестьян. делам присутствия), губерн. присутствий по земским и городским делам, по питейным делам, по фабричным делам и по воинской повинности. Он председательствовал также в губернских распорядительном и лесоохранительном комитетах, а также в приказах общественного призрения и комиссиях народного продовольствия, где эти учреждения сохранились. Губернатор председательствовал в особом присутствии по портовым делам, если оно образовано в портовом городе, где имеет местопребывание губернатор [1] .

Начиная с 1804 года, губернатор был обязан представлять в Петербург ежегодный отчет, освещающий состояние управляемой территории.

Губернатор в Российской Федерации

В современной России губернатор — это высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (края, области, автономного округа, города), возглавляющее исполнительную власть на территории субъекта Российской Федерации. С 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации в рамках прямого, равного и тайного голосования. С 2005 год по 2012 года назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению Президента России.
С 1 июня 2012 года вступил в силу закон [2] Российской Федерации, возвращающий прямые выборы высших должностных лиц региона.

Франция

Губернаторами (фр. Gouverneurs ) назывались в старой Франции представители королевской власти в провинциях.

Должность эта была учреждена в первой половине XVI века Франциском I, который отдал в управление губернаторам местные войска (королевские, феодальные дружины и муниципальные ополчения), подчинил губернаторам других агентов власти и сделал из губернаторов как своих представителей при провинциальных парламентах, так и председателей провинциальных штатов. Должность эта поручалась обыкновенно знатным дворянам, но Франциск I стремился сделать её зависимой от королевской власти (в 1542 г. он даже сразу сменил всех губернаторов в королевстве).

Во второй половине XVI в., в эпоху религиозных войн, губернаторы сделались независимыми в своих провинциях и мечтали о наследственности своей власти, так что Генриху IV стоило большого труда и немалых денег подчинить их себе и восстановить единство государства.

С начала XVII в. губернаторы получили право выносить смертные приговоры за неисполнение их указаний.

В начале XVII в. губернаторы также не раз проявляли дух своеволия. Ришельё, однако, нанес стремлениям губернаторов сильный удар: оставив за должностью внешний блеск представительства и военное командование во время мира, он сделал настоящими агентами королевской власти в провинциях учрежденных им интендантов [1] .

Во второй половине XVII и в XVIII в. за губернаторской должностью, по-прежнему предоставлявшейся только самым знатным фамилиям и оплачивавшейся большим жалованьем, оставался один внешний почёт, но все столкновения губернаторов с интендантами, назначавшимися из мелкого дворянства или из буржуазии, оканчивались не в их пользу. В таком виде должность просуществовала до революции, когда она была уничтожена.

Украина

На Украине губернаторами неофициально называют глав (председателей) территориальных государственных администраций (голова державної адміністрації), назначаемых Президентом Украины.

В США губернатором называется глава исполнительной власти штата.

См. также

Примечания

Литература

  • Должности в России
  • Государственное устройство Российской империи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Губернатор" в других словарях:

ГУБЕРНАТОР — (лат. gubernator, от gubernare управлять). Начальник губернии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГУБЕРНАТОР лат. gubernator, от gubernare, управлять. Начальник губернии. Объяснение 25000 иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

ГУБЕРНАТОР — ГУБЕРНАТОР, губернатора, муж. (лат. gubernator, букв. кормчий). Начальник губернии в дорев. России. || Начальник колонии (назначаемый колониальной державой). Французский губернатор в Тунисе. || Начальник штата в США. Толковый словарь Ушакова. Д.Н … Толковый словарь Ушакова

губернатор — ландгевдинг, дуцзюнь, начальник, иренарх Словарь русских синонимов. губернатор сущ., кол во синонимов: 11 • беглербей (2) • … Словарь синонимов

ГУБЕРНАТОР — (лат. gubernator правитель) высшее административное выборное или назначаемое лицо в территориальных единицах ряда государств. Как правило, Г. возглавляет исполнительную власть штатов и других субъектов федерации, но может стоять и во главе… … Юридический словарь

ГУБЕРНАТОР — (от латинского gubernator правитель), 1) в ряде современных государств (США, Великобритания, Дания и др.) глава администрации штата, области, графства. 2) В дореволюционной России высший правительственный чиновник в губернии. Назначался… … Современная энциклопедия

ГУБЕРНАТОР — (от лат. gubernator правитель) 1) в России до 1917 высший правительственный чиновник в губернии.2) В некоторых современных государствах (США, Великобритания, Дания и др.) высшее должностное лицо административно территориальной или федеративной… … Большой Энциклопедический словарь

ГУБЕРНАТОР — ГУБЕРНАТОР, а, муж. Начальник какой н. большой административно территориальной федеративной единицы (напр. губернии в царской России, штата в США, колониальной области), а также (неофициально) глава исполнительной власти крупного города. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

Губернатор — по действующему русск. праву непосредственный начальниквверенной ему губернии (или области), первый в ней блюстительнеприкосновенности прав верховной власти, польз государства иповсеместного, точного исполнения законов, уставов,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Губернатор — (от лат. gubernator правитель; англ. governor) 1) в России с начала XVIII в. высший правительственный чиновник, возглавляющий управление губернией, осуществлявший административные, полицейские и военные функции. Должность Г. была учреждена Петром … Энциклопедия права

Губернатор — (от латинского gubernator правитель), 1) в ряде современных государств (США, Великобритания, Дания и др.) глава администрации штата, области, графства. 2) В дореволюционной России высший правительственный чиновник в губернии. Назначался… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГУБЕРНАТОР — (лат. gubemator правитель) высшее административное выборное или назначаемое лицо в территориальных единицах ряда государств. Как правило, Г. возглавляет исполнительную власть штатов и других субъектов федерации, но тж. может стоять и во главе… … Юридическая энциклопедия

Новый закон позволит членам правительства возглавлять регионы

Новый проект закона о правительстве подразумевает возможность совмещать должности федерального министра или вице-премьера с губернаторством или управлением новыми федеральными территориями, понятие о которых появилось в обновленной Конституции. Об этом в пятницу, 16 октября, сообщил глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников после очередного заседания рабочей группы по подготовке поправок к Конституции. Эксперты считают, что норма может быть использована при управлении федеральными территориями или как инструмент для плавного перевода в правительство влиятельных губернаторов, например, мэра Москвы Сергея Собянина и главы Татарстана Рустама Минниханова.

Председатель комитета Госдумы России по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников

Председатель комитета Госдумы России по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото

Председатель комитета Госдумы России по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото

В пятницу, 16 октября, прошло заседание рабочей группы по подготовке поправок к Конституции, которая теперь контролирует процесс изменения российского законодательства в развитие конституционных поправок. Заседание было посвящено обсуждению поправок к принятым в первом чтении законопроектам о правительстве, о Конституционном суде и о прокуратуре.

Напомним, 22 сентября президент РФ внес в Госдуму пакет законопроектов в развитие конституционных поправок, принятых на общероссийском голосовании в июле. В прошедший вторник Госдума одобрила в первом чтении новую редакцию закона о правительстве, а также поправки к законам о Конституционном суде и о прокуратуре. По словам главы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, во втором чтении Госдума может рассмотреть их 20 октября.

Законопроект о правительстве устанавливает новый порядок утверждения кабмина и дублирует конституционные нормы о руководстве правительством президента, о правилах роспуска правительства и отставки премьер-министра. Кроме того, обновляется норма о составе правительства. Так, в действующей редакции закона о правительстве вице-премьеры и федеральные министры могут совмещать свои должности с постами полномочных представителей президента в федеральных округах. Однако в действующем составе правительства вице-премьерство с должностью полпреда в Дальневосточном федеральном округе совмещает только Юрий Трутнев. Законопроект расширяет перечень должностей, на которых вице-премьеры и министры могут работать по совместительству.

Если закон пройдет в нынешней редакции, министры и вице-премьеры смогут по совместительству замещать иные должности в федеральных, региональных и даже муниципальных органах власти.

Как Госдума одобрила первый пакет конституционных законопроектов

Отметим, что законопроект о федеральных территориях пока не внесен в Госдуму. Павел Крашенинников предположил, что это может быть как единый закон, так и законодательные акты по отдельным территориям. Отвечая на вопрос, могут ли федеральные территории подразумевать укрупнение регионов, депутат усомнился, что в ближайшее время это возможно. Отметим, с предложением укрупнять субъекты и создавать агломерации летом выступил глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, приведя в пример как раз возможное создание агломерации вокруг Екатеринбурга, Челябинска и Перми.

Политолог Александр Пожалов предполагает, что возможность совместительства расширяет для Кремля возможности для кадровых решений не только при управлении федеральными территориями или укрупненными регионами.

Политолог Екатерина Курбангалеева сочла крайне маловероятным совмещение должностей федерального министра и губернатора, но, возможно, новыми федеральными территориями, если они будут выделены, могут управлять федеральные вице-премьеры в статусе полпредов. Она также считает, что федеральные территории могут быть выделены на севере, например в рамках программ развития Арктики, или на Северном Кавказе.


ТАСС-ДОСЬЕ. 8 сентября 2019 года в России состоится единый день голосования - законодательно установленная дата выборов разных уровней. На всей территории страны запланировано проведение более 5 тыс. различных избирательных кампаний и местных референдумов. В 16 субъектах Федерации пройдут прямые выборы губернаторов, в Ингушетии главу республики изберут депутаты местного парламента. Мы подготовили материал о том, как проходили выборы и назначения глав субъектов РФ с 1991 года.

История введения института выборов глав субъектов

Первые прямые выборы глав субъектов - Москвы, Ленинграда (ныне - Санкт-Петербург) и Татарстана - состоялись 12 июня 1991 года. Они прошли одновременно с первыми президентскими выборами в России.

22 августа 1991 года, после провала попытки государственного переворота, организованной ГКЧП с целью не допустить подписания Союзного договора и распада СССР, президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ "О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР". Согласно документу, в областях, краях, автономных областях и округах вместо советов народных депутатов был учрежден новый институт - региональные администрации. Их главы назначались и отрешались от должности президентом России. Эта норма не распространялась на республики, где высшее должностное лицо избиралось в ходе прямых выборов или депутатами местных парламентов.

24 октября 1991 года Верховный совет РСФСР принял закон "О выборах главы администрации" и назначил проведение выборов руководителей ряда российских регионов на 8 декабря того же года. Однако 1 ноября 1991 года Съезд народных депутатов ввел мораторий на эти выборы до декабря 1992 года и закрепил за президентом право на назначение руководителей регионов. Целью моратория была заявлена стабилизация политической ситуации в стране на период проведения экономических реформ. В 1992 году запрет планировалось продлить, но советы ряда областей и краев заявили о своем несогласии с этим решением. В итоге в апреле 1993 года были проведены прямые выборы глав регионов в Амурской, Брянской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Смоленской, Челябинской областях и Красноярском крае.

17 сентября 1995 года президент Борис Ельцин подписал указ "О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления", которым назначил проведение прямых выборов глав администраций субъектов РФ на декабрь 1996 года. Исключение было сделано для Московской, Новгородской и Орловской областей, где выборы решено было провести в декабре 1995 года. Однако после выхода указа к главе государства поступили обращения от ряда руководителей российских регионов с просьбой разрешить проведение прямых выборов ранее 1996 года. Разрешение было получено, и с 1995 года почти все губернаторы стали избираться населением путем прямого голосования. Последним регионом, где глава администрации был назначен указом президента РФ, стала Кемеровская область: в связи с обострением социальной ситуации в регионе 1 июля 1997 года. Борис Ельцин снял с поста руководителя администрации Михаила Кислюка и назначил на его место Амана Тулеева (в октябре 1997 года в области прошли прямые выборы).

6 октября 1999 года был принят федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", который законодательно отменил право президента назначать руководителей регионов и установил единые правила проведения всенародных выборов. С этого времени главы субъектов РФ избирались на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Исключением оставался Дагестан, главу которого избирало Конституционное собрание республики.

Закон о принципах организации власти субъектов РФ лишал глав регионов права избираться более двух сроков подряд. Однако в 2001 году в него была принята поправка, которая предлагала вести отсчет губернаторского срока с момента принятия закона. 9 июля 2002 года Конституционный суд России подтвердил право ряда глав субъектов РФ избираться на третий срок подряд. Отсчет пребывания в должности губернаторов стал вестись с октября 1999 года. Законодатели республик, краев и областей, где до принятия закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" пребывание на посту главы региона ограничивалось двумя сроками, получили право самостоятельно решать, как следует исчислять срок губернаторства.

Отмена прямых выборов в РФ

В 2004 году прямые губернаторские выборы в России были отменены. Соответствующую инициативу выдвинул президент РФ Владимир Путин 13 сентября 2004 года на расширенном заседании правительства с участием глав регионов, которое состоялось после теракта в городе Беслан (Северная Осетия). Глава государства заявил о необходимости укрепления вертикали власти в целях борьбы с терроризмом и предложил перейти от системы прямых выборов губернаторов к их утверждению законодательными собраниями регионов по представлению президента РФ.

11 декабря 2004 года Владимир Путин подписал поправки в федеральный закон об общих принципах организации органов госвласти субъектов РФ, которыми ввел новый порядок назначения губернаторов: главу региона по представлению президента утверждал местный законодательный орган. Глава государства также получил право отрешать губернаторов от должности "в связи с утратой доверия президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом".

В 2004 году кандидатуры на должность губернатора президенту предлагал его полномочный представитель в соответствующем федеральном округе. В 2005 году это право также получили политические партии, представленные в региональных законодательных органах. С 1 июля 2009 года вносить на рассмотрение главы государства кандидатуры на пост руководителя региона (не менее трех) могли только политические партии, имеющие большинство мест в парламенте субъекта РФ.

Последние прямые выборы губернатора прошли в январе - феврале 2005 года (в два тура) в Ненецком автономном округе.

Возврат прямых выборов

22 декабря 2011 года в Послании Федеральному собранию РФ президент России Дмитрий Медведев предложил "перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов". 2 мая 2012 года глава государства подписал соответствующие изменения в законы об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ и об основных гарантиях избирательных прав граждан. Поправки, вернувшие прямые губернаторские выборы, вступили в силу 1 июня 2012 года. Согласно им, высшее должностное лицо субъекта Федерации избирается гражданами данного региона на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на пост руководителя региона выдвигаются либо политическими партиями, либо в порядке самовыдвижения, если это предусмотрено местным законодательством.

Первые после семилетнего перерыва прямые выборы глав регионов состоялись в единый день голосования 14 октября 2012 года в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях. С 2013 года губернаторские выборы проходят ежегодно в сентябре, в единый день голосования.

Избрание глав субъектов местным парламентом

Прямой порядок выборов руководителей субъектов РФ в настоящее время применяется в 75 регионах. В остальных десяти субъектах их главы избираются местными парламентами: в республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Крым, а также в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах.

Поправки в федеральное законодательство, разрешающие субъектам РФ заменять прямые выборы процедурой избрания региональным парламентом, были приняты 2 апреля 2013 года и 3 февраля 2015 года. Глав семи республик и трех округов избирают местные законодательные органы из числа трех кандидатур, внесенных в региональный парламент президентом РФ.

Предложения по кандидатам на пост главы республики президенту направляют партии, представленные в местном парламенте и Госдуме РФ (не более трех от каждой партии). В автономных округах руководители избираются по согласованию с губернатором области, в состав которой входит тот или иной округ (для Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов - с главой Тюменской области, для Ненецкого округа - Архангельской).

Каждая из представленных в парламенте округа и Госдуме партий вправе предложить губернатору соответствующей области не более трех кандидатур на пост руководителя автономного округа. Губернатор отбирает из этого списка не менее пяти кандидатов и вносит их на рассмотрение президента РФ. Глава государства в свою очередь представляет в законодательный орган автономного округа трех претендентов из предложенных.

Непрямые выборы глав регионов также проходят в сентябре, в единый день голосования. Если же выборы губернатора и местного парламента проходят в один год, то избрание руководителя субъекта проводится новым созывом законодательного органа в течение 45 дней со дня формирования.

Рейтинг губернаторов России: раз - отставка, два – скандал…

Корреспондент УтроNews напоминает, что многие главы российских регионов уже становились героями расследований УтроNews. Наше издание подробно освещало общественно-политические события, которые были в 2021 году богаты на скандалы коррупционной направленности и провалы в кадровой политике и прочие резонансные события.

Первый ряд

Традиционно возглавил рейтинг мэр Москвы Сергей Собянин.

Разумеется, губернаторы много работают и пытаются решать многочисленные острые проблемы в вверенным им регионах, однако удается им это не всегда эффективно. Деятельность региональных чиновников зачастую пестрит коррупционными скандалами, о которых в течение года журналисты УтроNews подробно рассказывали.

Рейтинг губернаторов России: раз - отставка, два – скандал…

Сергей Собянин

Среди негативных факторов, повлиявших на имидж московского мэра, – грандиозная уплотнительная застройка города. По мнению экспертов, через несколько лет в Москве просто не останется клочка земли, куда можно было бы воткнуть очередную многоэтажку. Вот именно! Именно об этой скандальной стороне деятельности градоначальника не раз рассказывало УтроNews. И чаще всего имя Сергея Собянина, как, впрочем, и губернатора Московской области Андрея Воробьева, упоминалось в историях об экспансии крупнейшего девелопера Года Нисанова в Москве и области.

Спустя полгода, в октябре 2021-го, Гаджиев вновь выступил с резонансными заявлениями. Он поделился в интервью интересными деталями, рассказав о дружбе миллиардера с влиятельными чиновниками Собяниным и Воробьевым. По словам Гаджиева, Нисанов мог легко получать разрешение чиновников на застройку тех или иных участков на взаимовыгодных условиях. Подробно об этом читайте здесь.

Рейтинг губернаторов России: раз - отставка, два – скандал…

Айсен Николаев

Не скрылся от зоркого глаза корреспондентов УтроNews и пермский губернатор Дмитрий Махонин. Бывший глава Управления ФАС России по Пермскому краю активно взаимодействовал с крупными игроками ТЭК и бизнесом в целом. Возглавив регион, он продолжил расставлять на ключевые должности приближенных к себе людей. Подробности в материале. В национальном рейтинге губернаторов по итогам 2021 года Махонин значится под № 20.

Замыкает первую группу рейтинга губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Если учесть, что один из крупнейших регионов страны Кубань на особом счету у федерального центра, то 25 место для главы такого региона – это, скорее, антирейтинг. И причины столь незавидного положения Кондратьева объективные. Весь год силовики расследовали коррупционные преступления в органах власти, обыски проходили в администрациях курортных городов.

В начале года в администрации Геленджика следователи искали следы преступлений. Алексея Богодистова подозревали в выдаче разрешения на вырубку реликтовых сосен стоимостью в несколько миллионов рублей. В октябре Геленджикский городской суд дисквалифицировал Богодистова на год. Соответствующее постановление представил прокурор города в связи с неисполнением Богодистовым законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Суд признал мэра виновным в совершении правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ. В начале декабря был задержан вице-мэр Краснодара Кирилла Мавриди. Как и предполагало УтроNews, арест Мавриди привел силовиков в кабинеты более высокопоставленных чиновников, близких к губернатору Вениамину Кондратьеву. В конце года был задержан мэр Краснодара Андрей Алексеенко, однако ареста он пока избежал. Уголовное дело о получении взятки в особо крупном размере, возбужденно. Материалы расследования в отношении главы Краснодара Андрея Алексеенко переданы в центральный аппарат СК РФ. О сомнительных кадрах в команде губернатора Кондратьева и о коррупционных скандалах читайте здесь.

Также из-за спорных затей Кондратьева и мэров Геленджика и Анапы, решивших изменить генплан курортных городов, местные жители публично выражали свое возмущение и недовольство. Подробности здесь.

Рейтинг губернаторов России: раз - отставка, два – скандал…

Рашид Темрезов

32-й номер в рейтинге губернаторов достался главе Челябинской области Алексею Текслеру. В течение года мы не раз рассказывали о том, как соратники Текслера попадаются на взятках и становятся фигурантами громких коррупционных процессов, почему глава не пользуется доверием. Повествовали мы и о том, во сколько местному бюджету обходятся дорогостоящие PR-кампании губернатора и почему госконтракты достаются приближенным чиновников, имеющим бизнес и виды на жительство в Чехии, входящей в блок НАТО.

Пожалуй, самые громкие коррупционные дела произошли в Крыму, где в сентябре был арестован вице-премьер Евгений Кабанов. Чиновник, входивший в ближайшее окружение Сергея Аксенова, обрушил авторитет главы республики, и эксперты заговорили о его скорой отставке. Далее по региону прокатилась волна арестов и увольнений мэров, глав администраций, кульминацией стал арест министра культуры Крыма Веры Новосельской.

Один из самых скандальных губернаторов – постоянный герой наших публикаций – глава Ростовской области Василий Голубев — числится под №47. Его неутешительные позиции вполне ясны.

Рейтинг губернаторов России: раз - отставка, два – скандал…

Василий Голубев

Многочисленные коррупционные преступления, сговор чиновников с бизнесом, злоупотребления в министерствах и ведомствах расцвели буйным цветом при Голубеве, который также может иметь интересы в бизнесе, в том числе угольном. О скандалах и о фаворитах Голубева в бизнес-среде и чиновничьей номенклатуре можно узнать из обзорного материала УтроNews.

В третью группу рейтинга вошел глава Красноярского края Александр Усс. Год он завершает с худшими показателями. Он на 57-м месте. И вполне заслуженно. О том, почему политическая судьба губернатора с одним из самых низких показателей доверия Александра Усса предрешена, УтроNews сообщало еще в начале ноября.

Рейтинг губернаторов России: раз - отставка, два – скандал…

Александр Усс

При Александре Уссе компания стала одним из ведущих подрядчиков краевых и городских властей. Сумма её госконтрактов превысила 46 млрд рублей, из которых 18 млрд — контракты с Управлением капитального строительства региона. Подробности можно уточнить тут.

Не с лучшими показателями завершает очередной губернаторский год и глава Саратовской области Валерий Радаев. Коррупция и бедность: вот чем запомнится область при Радаеве, которому опять же предрекают скорую отставку.

Замыкают рейтинг следующие губернаторы. На 81-м месте — Бату Хасиков (Калмыкия), на 82-м – Махмуд-Али Калиматов (Ингушетия), на 83-м – Валентин Коновалов (Хакасия), на 84-м — Андрей Клычков (Орловская область), на 85-м — Алексей Цыденов (Бурятия).

О попытках Хасикова – новичка в политике — удержаться во власти читайте в материале.

О том, почему ставленник КПРФ Коновалов не оправдал доверие граждан и однопартийцев, что мешает ему выстраивать диалог с журналистами, и прочих бедах молодого губернатора Хакасии можно узнать отсюда.

Еще один аутсайдер — глава Орловской области Андрей Клычков – может лишиться должности. Низкие рейтинги на уровне низких социально-экономических показателей – визитная карточка Клычкова.

Рейтинг губернаторов России: раз - отставка, два – скандал…

Алексей Клычков

Редакция УтроNews продолжит беспристрастно освещать деятельность глав субъектов России и знакомить читателей с самыми интересными и скандальными новостями.

Так пожелаем же нам всем в Новом году только мудрых представителей власти!

Внесенный в Госдуму законопроект о региональной власти позволит губернаторам занимать пост более двух раз подряд. Это даст возможность переизбраться Сергею Собянину, Андрею Воробьеву, Рамзану Кадырову и Рустаму Минниханову

Сергей Собянин, Рустам Минниханов и Рамзан Кадыров

Сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников, возглавляющие комитеты палат по госстроительству и законодательству, внесли в Думу законопроект о региональной власти. Он позволяет губернаторам избираться более чем на два срока подряд и уточняет срок их полномочий, а также расширяет право президента увольнять глав регионов.

Кого в первую очередь он коснется и как теперь будет устроена система региональной исполнительной власти — разбирался РБК.

Что предлагается изменить

Кроме того, документ расширяет основания для досрочного прекращения полномочий губернатора из-за утраты доверия президента. В настоящий момент для прекращения полномочий президенту нужно основание — выявление фактов коррупции или конфликта интересов. Согласно законопроекту, основанием становится сам факт утраты доверия.

Для губернаторов предусмотрены и такие меры ответственности, как предупреждение, выговор и временное отстранение от исполнения обязанностей. В случае отрешения от должности бывший глава региона в течение пяти лет не сможет претендовать на пост губернатора любого из субъектов Федерации.

Кроме того, все депутаты региональных законодательных собраний признаются замещающими государственные должности независимо от того, работают они на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности, и на них накладываются соответствующие ограничения.

Кого коснется законопроект

Законопроект может быть персонально адресован нескольким главам регионов и может погасить обсуждения их перевода на другую должность, сказал РБК политолог Александр Пожалов. По его мнению, документ в первую очередь касается мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Московской области Андрея Воробьева.

Собянин вступил в должность мэра Москвы 21 октября 2010 года, сменив Юрия Лужкова, занимавшего этот пост с 1992 года. В 2013 году Собянин на выборах главы столицы набрал 51,37% голосов (его ближайший соперник Алексей Навальный получил 27,24%). В 2018 году был переизбран на новый срок с результатом 70,17% голосов.

Воробьев руководит Московской областью с 2012 года, когда Владимир Путин назначил его врио региона. В 2013 году Воробьев одержал победу на выборах, набрав 78,94%, а затем повторил успех в 2018 году.

Новая норма также касается президента Татарстана Рустама Минниханова и главы Чечни Рамзана Кадырова, полномочия которых истекают значительно позже, добавляет Пожалов. Кроме того, законопроект можно трактовать и как политический сигнал губернаторам-технократам — после окончания срока их необязательно ждет повышение на федеральном уровне, указал эксперт.

Рамзан Кадыров возглавляет Чечню с 2007 года. Вновь баллотироваться осенью ему предложил Владимир Путин — на выборах за Кадырова проголосовали 99,77% избирателей региона. Минниханов руководит Татарстаном с 2010 года.

В должность во второй раз также вступили недавно избранные губернаторы Тульской области Алексей Дюмин (руководит регионом с 2016 года) и Тверской области Игорь Руденя (также с 2016 года). Вениамин Кондратьев уже два срока руководит Краснодарским краем, Василий Голубев — Ростовской областью.

Как менялась система губернаторской власти

В 2004 году Владимир Путин отменил прямые выборы губернаторов, обосновав это необходимостью укрепить вертикаль власти в целях борьбы с терроризмом. Кандидатуры на должность губернатора президенту предлагал его полномочный представитель в соответствующем федеральном округе, чуть позже такое право появилось и у партий. Отмена прямых выборов дала законодательную возможность занять посты тем губернаторам, кто ранее уже руководил регионом.

Спустя восемь лет, в 2012 году, прямые выборы были возвращены. Главы регионов, которые получали свои руководящие полномочия по представлению президента, могли начать свой новый, уже выборный срок. Так, в 2010 году государственный совет единогласно утвердил Рустама Минниханова на посту президента Татарстана, а в 2015 году он уже одержал победу на выборах.

Читайте также: