Кто выделил такие типы политических лидеров как традиционный харизматический рационально легальный

Обновлено: 27.04.2024

Политическая сфера в жизни любого государства отличается сложностью взаимоотношений между участниками процесса, а также обладает большим количеством вариантов регулирования деятельности людей. Наиболее важным моментом при осуществлении политической деятельности является выбор лидера. В зависимости от ситуации и особенностей развития страны принято выделять несколько основных типов руководителей, о которых будет сказано дальше.

В зависимости от стиля управления

Наиболее важной классификацией деятельности правителя является стиль управления, который он выбирает в процессе осуществления своей деятельности. По данному критерию принято выделять авторитарный, демократический и безучастный тип.

  1. Авторитарный тип. При таком подходе руководитель формирует жёсткую систему приказов и требований, которые подлежат обязательному исполнению. Политический деятель подчиняет своей воле все сферы влияния и самостоятельно регулирует их деятельность, в случае невыполнения требований могут применяться жёсткие санкции.
  2. Демократический тип. Демократический подход отличается полной противоположностью взглядов по сравнению с предыдущим вариантом, в данном случае предводитель опирается на мнения участников политического процесса и принимает решения после тщательного рассмотрения вопросов и обдумывания стратегии. Обычно такой подход является более эффективным для государства.
  3. Безучастный тип. В данном варианте лидер старается избегать роли управляющего и стремится занять нейтральное положение. При возникновении затруднительного положения правитель передаёт свои полномочия заместителям или более активным политическим деятелям.

По содержанию деятельности

Для наглядности была разработана современная классификация лидеров, которая отражает наиболее значимые и общие направления политической деятельности. В данном случае выделяют несколько основных категорий или собирательных образов правителей, совмещающих в себе ряд общих принципов управления.

Типы политического лидерства

Типы политического лидерства

Для удобства классификации и определения типа политического лидера были разработаны различные классификации, которые брали за основу конкретные характеристики осуществления политической деятельности в государстве. Многие учёные разрабатывали свои классификации и выделяли несколько моделей управления.

Классификация на ситуативном подходе

Наиболее подробно можно показать модель поведения человека в сфере власти при рассмотрении отдельных ситуаций в общественной жизни. Каждый лидер выбирает свой индивидуальный подход в управлении страной и своими последователями. Наиболее удачными вариантами определения являются следующие классификации.

Классификация М. Вебера

Макс Вебер в своих трудах писал, что существует три основных направления в реализации власти. Он выделял традиционное, рациональное или легальное, а также харизматическое правление в государстве:

  • Традиционный подход основывается на консервативном принятии решений и сохранении ранее существующих устоев и традиций, передающихся из поколения в поколение.
  • Рациональная или легальная власть, по сути призвана выполнять установленные ранее функции и правила.
  • Харизматический тип подразумевает наличие у политического деятеля предрасположенности и особых качеств, которые помогают ему принимать правильные решения, а также грамотно управлять страной.

Типология М. Херманн

М. Херманн классифицировал политических деятелей по способу осуществления своей власти и выбору модели поведения при подходе к решению важных политических вопросов. В связи с данной классификацией принято выделять четыре основных модели поведения: торговец, знаменосец, пожарный и служитель. В этих понятиях наиболее точно отражается сущность системы управления государственной власти.

Типология С. Джибба

С. Джибб за основу в своей классификации правителей и политических лидеров берёт восприятие и эмоциональный настрой их последователей. В зависимости от особенностей отношения общества к их правителю принято выделять несколько основных классов:


Политическое лидерство. Функции и типология политических лидеров

Содержание:

Политическое лидерство – систематическое воздействие влияющего лица на другие лица или организации, социальную группу или общество. Лидерство признается как специальный статус, позволяющий разрабатывать и принимать властные решения, зачастую статус принадлежит руководящим должностям. Также лидерство определяется как специфический метод поведения социальной группы, которая удовлетворяет потребности населения, обладая властными полномочиями. Лидер взаимодействует с обществом в целом, распространяя свою идеологию на массы.

Определяющие аспекты политического лидерства: черты характера влиятельного лица; инструментарий, направленный на реализацию полномочий; ситуации, сопровождающие политического лидера в ходе его деятельности.

Характерные черты и свойства личности, необходимые лидеру

Инструменты власти, используемые политическим лидером – политические партии; судебная система; законодательные орган; СМИ; аппарат бюрократии.

Типология политических лидеров

Функции политический лидеров

Специфически особенности политического лидерства:

Типы легитимности: традиционный, харизматический и рационально-легальный

М. Вебер предложил классифицировать варианты легитимности по мотивам подчинения общества власти и на этом основании выделил 3 типа легитимности – традиционный, харизматический и рационально-легальный.

Традиционный тип легитимности основан на авторитете прочных государственных традиций, давних обычаев, исконных установлений. В нем воплощена социальная привычка подчинения власти, тесно связанная с религиозными традициями сакрализации (обожествления) самой власти и её носителя. (В настоящее время такие традиции поддерживаются в основном исламом и буддизмом.) Традиционный тип легитимности сохраняется до наших дней (хотя и в измененном виде) в таких традиционных монархических государствах, как Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, Иордания и др.

Рационально-легальный тип легитимности основан на вере общества в справедливость существующих правил формирования власти. Органы власти избираются на основе конституции и действуют в соответствии с законом. Избиратели сознательно голосуют на выборах за приемлемого кандидата (за политическую партию, за политического лидера). Победа той или иной политической силы на выборах становится главным мотивом подчинения ей общества.

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Батурин В. К.

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Попыткой преодолеть ограниченность рассмотренных подходов и представить компромиссный вариант решения проблемы можно считать синтетическую теорию лидерства. Согласно этой теории представление о политическом лидерстве как целостном явлении должно строиться на основе анализа всей совокупности факторов, влияющих на его характер и содержание, в том числе:

(1) изучения личности лидера, его происхождения, процесса социализации и способа выдвижения;

(2) анализа окружения лидера, его последователей и оппонентов;

(3) рассмотрения отношений между лидером и сторонниками;

(4) анализа результатов взаимодействия лидера и его приверженцев в конкретных ситуациях.

Все рассмотренные теории, исследующие природу политического лидерства, имеют право на существование, поскольку отражают те или иные аспекты этого феномена, а в выдвижении конкретного политического лидера определяющую роль может сыграть тот или иной фактор.

6.3. Типология политических лидеров и их функции

Проявления лидерства достаточно разнообразны. Различные попытки их типологизации на основе тех или иных признаков вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение лидеров.

Классической в политологии считается типология, предложенная Максом Вебером. Классификационным признаком в ней выступают основания легитимности власти (см. гл. 2) тех или иных политических лидеров. В соответствии с этим критерием можно выделить три типа лидерства: традиционное, рационально-легальное и харизматическое.

Рационально-легальное лидерство опирается на общепризнанный правовой порядок. Воплощение этого типа лидерства — политические деятели современных демократий. Именно избирательная кампания, проводимая в рамках существующих правовых норм, — основной путь становления политических лидеров в демократических государствах. В данном случае не столь важно, кто конкретно займет властную позицию. Главное, что этот человек пришел к власти строго в соответствии с законом.

Харизматическое лидерство основано на вере в экстраординарные качества индивида, не столько приобретенные, сколько дарованные ему свыше, — вере в его харизму (от др.-греч. дар божий). Для Вебера харизма — это качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям[50].

Именно лидеры харизматического типа наиболее наглядно демонстрируют лидерские качества и вызывают пристальный интерес. Причем интерес этот не ослабевает столетиями (достаточно вспомнить Юлия Цезаря или Наполеона).

В отличие от лидерства традиционного и рационально-легального, имеющих более или менее объективные основания (традиции или закон), харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер. Характерной чертой харизматического лидерства является также эмоционально окрашенная преданность такому лидеру его последователей.

Феномен харизматического лидерства наиболее ярко проявляется в переходные периоды жизни общества, скажем, в период войны или преодоления страной общенационального кризиса. В новейшей истории примерами харизматических лидеров могут быть В. Ленин (СССР), Мао Цзэдун (Китай), Ш. де Голль (Франция).

В соответствии с целями, которые ставят политические лидеры, и воздействием, оказываемым ими на общество, американский политолог Роберт Такер (р. 1918) выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы, революционеры.

Реформаторы стремятся к преобразованию сложившейся социальной ситуации, проводя широкомасштабное реформирование, прежде всего, властных структур. К этому типу лидеров можно отнести Дэн Сяопина, инициатора китайских реформ.

В отличие от реформаторов революционеры трактуют ситуацию как непоправимую никакими реформами, что оставляет только одно решение — фундаментальное переустройство общественной системы. Примером этого типа лидеров может быть Фидель Кастро (Куба).

Другая весьма распространенная типология лидеров — схема, предложенная американским политологом М. Дж. Херманн. Она выделяет четыре образных типа политических лидеров на основе комплекса факторов:

(1) характера лидера;

(2) свойств его сторонников;

(3) способов взаимосвязи лидера и его последователей;

(4) конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.

Первый собирательный образ лидера — знаменосец. Его отличает

собственное видение действительности, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Его приверженцы не оказывают на него серьезного влияния. К этому типу можно отнести В. Ленина.

Второй образ — служитель. Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. В своей деятельности лидер-служитель руководствуется тем, что от него ожидают и в чем нуждаются его сторонники. Примером такого типа лидера может быть Л. Брежнев, выражавший интересы советской бюрократии.

Третий образ — торговец. Он как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на их поддержку. Существенная черта такого лидера состоит в способности убеждать. Именно благодаря этой способности лидер-торговец вовлекает приверженцев в претворение своих планов. Примером подобного типа лидера можно считать Р. Рейгана (США).

Четвертый образ — пожарный. Его отличает быстрая реакция на насущные требования момента, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию.

Выделение этих собирательных образов в достаточной степени условно, поскольку в чистом виде такие типы встречаются редко. Чаще всего лидер на различных этапах своей политической карьеры сочетает те или иные свойства каждого из перечисленных идеальных типов.

Типология политического лидерства

Харизматичное лидерство возникает в обществе, как правило, в кризисные периоды. Побудительным мотивом к передаче власти харизматичному лидеру является осознание широкими массами, а также значительной частью правящей элиты неспособности имеющихся в стране представительных институтов вывести страну из кризиса, консолидировать общество вокруг той или иной цели общественного развития. Это вызывает потребность в резком усилении влияния исполнительной власти и поиска политического лидера как мессии, способного вывести страну из глубокого и затяжного кризиса.

Со своей стороны, чтобы стать харизматическим лидером, политический деятель должен быть наделен особыми психологическими и социальными качествами: ярко выраженным волевым характером, целеустремленностью, способностью оказывать значительное влияние на большие группы людей, умением внушать людям надежду на лучшее будущее, чутко улавливать настроения масс и выражать общую волю. Однако создают харизматического лидера все-таки не его черты, а массы, которые хотят видеть лидера именно таким.

Концепция харизматического типа политического лидерства М. Вебера лежит в основе его теории плебисцитарной демократии. По мнению ученого, с помощью этой теории можно было бы избежать тирании бюрократов. В рамках плебисцитарной демократии народа и отдельным индивидам отводится роль пассивных участников политического процесса. Единственной формой политического участия для масс является участие в выборах и реализация права на голосование.

Главной фигурой в системе плебисцитарной демократии выступает харизматичный лидер, избранный прямым голосованием народом, перед которым он несет ответственность. Такой лидер стоит над бюрократической администрацией. За М. Вебером, харизматичный лидер, который стоит вне классами, статусами и демагогической политикой, имея независимое от бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи сильно интегрированным бюрократической иерархической структуры, смог бы объединить вокруг себя нацию и защитить индивида от наступления бюрократии. Главное назначение плебисцита, то есть всеобщих прямых выборов, Г. Вебер видел в том, чтобы в результате прямого участия всего народа в голосовании создать харизматичный авторитет7.

Всенародное избрание общенационального политического лидера и наделение его таким образом чертами харизмы потенциально содержит в себе угрозу установления авторитарного правления.

Рационально-легальное лидерство, которое основывается на законе и называется иногда еще бюрократическим, является основным типом лидерства в современных демократических государствах. Лидеры этого типа приобретают политическую власть, как правило, на основе выборов.

Распространенной в политологии есть типология политического лидерства в зависимости от содержательного смысла стиля политической деятельности лидеров. Рядом с харизматичным эта типология предусматривает выделение еще цезаристського, плутократичного, популистского и профессионального типов политического лидерства.

Цезаристський тип политического лидерства характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках лидера (как это было во время правления Юлия Цезаря). Лидер этого типа имеет неограниченную свободу принятия решений, широкие возможности для осуществления огромного влияния на окружение. Такой тип лидерства может быть оправдан в экстремальных условиях, но неприемлем в демократическом обществе.

В контексте теории политического лидерства лидер-популист выступает как харизматический лидер демагогического толку. Для популистского типа характерны: ставка на простые политические решения, которые основываются на низкой общей культуре участников политического процесса; акцент на значимости малых, но конкретных политических дел, которое сводит всю политику к множеству конкретных мелочей; навешивания ярлыков политическим противникам; заигрывание с массами, раздача необоснованных обещаний; эксплуатация политических чувств простых людей в собственных интересах.

Лица с авторитарным стилем руководства могут стать лидерами в основном при условии, что они сначала займут ту или иную руководящую должность, а уже затем, используя свою административную власть, добиваться общественного признания. Авторитарный стиль лидерства является доминирующим по авторитарных и тоталитарных политических режимов. Лидеры авторитарного типа не стремятся к углублению демократии и придерживаются аппаратного способа выдвижения на руководящие посты в иерархии власти. Непосредственной социальной базой авторитарных лидеров является бюрократия.

Демократический стиль лидерства присущ тем политическим деятелям, которые сначала завоевывают общественное признание, а потом уже занимают руководящие должности. Они приходят к власти благодаря избирателям и испытывают зависимость от их реакции на свою деятельность. Лидеры такого рода считаются народными. Они проявляют заинтересованность в развитии политической активности масс, их деятельность открыта для общественности.

Отдавая безусловное предпочтение демократическому стилю политического лидерства (руководства) перед авторитарным, его, однако, нельзя абсолютизировать, ибо в своих крайних проявлениях он связан с мітингуванням, демагогией, анархией и безответственностью. В то же время авторитарный стиль лидерства всех его недостатков необходим в экстремальных условиях, когда нужны жесткая дисциплина, беспрекословное выполнение распоряжений, максимальная концентрация усилий и ресурсов и др.

На практике большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в разном порядке и поєднанні9.

В зависимости от отношения к существующим общественных порядков лидеров можно разделить на консерваторов, реформаторов и революционеров. Лидеры-консерваторы выступают за сохранение существующих общественных порядков, допуская лишь минимальные изменения. Лидеры-реформаторы ориентируются на существенные изменения лишь некоторых из общественных порядков с сохранением основ общественного строя. Лидеры-революционеры настроены на радикальные и всеобъемлющие изменения в обществе вплоть до изменения основ общественного строя. Согласно ориентации лидеры используют те или иные методы и средства политического руководства.

В политике формальный, институциональный аспект является главным. Поэтому очень важно, чтобы формальный руководитель был также авторитетным лицом. Но так бывает не всегда. Возможны три варианта сочетания лидерства и руководства. Первый: руководитель не является лидером, то есть не пользуется авторитетом у подчиненных. Такая ситуация может сложиться не только в масштабе группы или организации, но и страны в целом, причем не только когда неавторитетна лицо заняла руководящую должность, но и в результате потери руководителем бывшего авторитета.

Второй вариант: совпадение руководства и лидерства, за которого формальный руководитель выступает одновременно и авторитетным лицом. Это лучший случай.

Третий вариант: чисто неформальное лидерство, за которого лидер не является руководителем. В политике неформальное лидерство, как правило, недолго и вскоре дополняется занятием какой руководящей должности в общественных политических объединениях или органах государственной власти. В конце концов, именно занятие такой должности, особенно в высших органах государственной власти, является одной из основных целей деятельности политического лидера. Занята должность, в свою очередь, становится средством достижения других целей, далеко не всегда официально провозглашаемых.

По масштабам лидерство может проявляться на уровне группы, организации, социальной общности, населенного пункта, административно-территориальной единицы, региона, страны в целом. Оно может быть индивидуальным и коллективным (когда лидером выступает группа или организация, например партия). На уровне малой группы лидерство имеет индивидуальный характер и выступает как механизм интеграции групповой деятельности, в котором лидер направляет и организует действия группы. Здесь важную роль играют личные черты лидера, особенно его способность принимать решения, брать на себя ответственность, находить оптимальные пути и средства удовлетворения групповых интересов.

В лидерстве на уровне социальной общности принципиальное значение имеют не столько личные черты лидера, сколько его способность адекватно выражать интересы той или иной общности. Лидер должен уметь сформулировать такие интересы в виде конкретных политических требований, определить тактику и эффективные средства борьбы за их удовлетворения. Лидерство на этом уровне может иметь как индивидуальный, так и коллективный характер, когда выразителем интересов социальной общности выступает политическая партия или общественная организация. Лидер на уровне социальной общности зачастую является руководителем партии или общественной организации.

Индивидуальное политическое лидерство на общенациональном уровне характеризуется рядом особенностей. Это, во-первых, лидерство дистанционное, когда отсутствуют непосредственные контакты лидера с его конституентами. Общение лидера с массами опосредуется средствами массовой коммуникации, организациями и должностными лицами государственного аппарата. Главную роль в формировании имиджа такого лидера играют именно средства массовой информации, причем этот имидж может существенно отличаться от того, что есть на самом деле. Разрыв между имиджем общенационального политического лидера и реальностью зависит от уровня развития демократии, особенно политической культуры общества.

Общенациональное политическое лидерство, во-вторых, есть багаторолевим. Стремясь иметь всестороннюю поддержку, лидер ориентируется на различные социальные интересы: ближайшего окружения, социальных общностей, избирателей, политических партий, общественных организаций и др.

Третьей особенностью общенационального политического лидерства является его корпоративный характер. Лидер такого масштаба никогда не выполняет свои многочисленные роли сам. На него работает целая корпорация, которая состоит из ближайшего окружения, чиновников, аппарата и активистов политических партий, работников подконтрольных средств массовой информации и т.п. Общенациональный политический лидер в той или иной степени символической фигурой.

Еще одной особенностью общенационального политического лидерства является его нормативно-правовая ограниченность. Лидер такого масштаба, как государственный деятель, действует в четко определенном нормативно-правовом пространстве, который определяет реальные масштабы его власти и пути ее осуществления. Действия лидера подробно регламентируются нормативными актами, протоколами, правовыми традициями, обычаями и т.д.

Приведенная типология не исчерпывает всего многообразия проявлений политического лидерства. Кроме того, даже самый тщательный теоретический анализ не может охватить всей сложности и многообразии политической жизни. Политическая практика всегда богаче теории и порождает зачастую комбинированные типы лидерства и их различные модификации.

Читайте также: