В чем проявляется стабильность права по аристотелю

Обновлено: 13.05.2024

мы рассмотрели теории зарождения государственности, государства Древнего мира, государство и право Древних государств. Начали рассматривать политическую мысль Древних Государств.

Сегодня мы продолжим рассматривать философские взгляды на устройство государства.

Политические и правовые учения в Древней Греции

Учение Платона о государстве и праве

Получил прекрасное образование, занимался борьбой, живописью, сочинял трагедии.

В возрасте двадцати лет знакомится с Сократом и становится его учеником.

Мировоззрение Платона во многом сложилось под влиянием его взглядов. После казни Сократа в 399 г. покинул Афины и путешествовал, был в Египте, Южной Италии.

Дважды в течение жизни Платон покидал Академию, принимая приглашения Сиракузского тирана Дионисия младшего, а еще раньше был у его отца Дионисия старшего.

Платон надеялся реализовать в Сиракузах свои философские идеи, но безуспешно.

Остаток жизни Платон посвятил работе с учениками и литературному творчеству.

Государство.

Происхождение государства. Согласно Платону государство возникает по предначертанию богов как результат потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь коллективно, сотрудничая друг с другом, на основе разделения труда.

Обосновывая положение сословий, Платон прибегает к аналогии между человеческой душой и государством.

Подобно тому, как в душе человека есть три начала: разумное, защитное и деловое (разум, воля, эмоции), так и в государстве должно быть три сословия.

  • Первое сословие (правители, философы) выполняют функцию заботы об интересах целого, как такового;
  • второе (воины-стражи) – защиты общественного союза от внешних врагов и обеспечения порядка в обществе;
  • третье (производители, земледельцы и ремесленники) - заботится об удовлетворении частных потребностей отдельного человека.

Платон тоже усмотрел корыстолюбие в стремлении к власти и в своих взглядах пытался устранить таких людей

Платон выдвинут смелый план упразднения частной собственности среди правителей и воинов, жизнь которых посвящена служению общему благу.

Поэтому они должны быть избавлены от соблазнов личного обогащения и жизнь их организована на началах общности имущества и коллективизма.

такой пример мы наблюдали в эпоху СССР, когда секретарей обеспечивали всем необходимым, но все принадлежало государству

Эти ограничения не распространяются на третье сословие.

Платон предлагал регламентировать все стороны человеческой жизни:

  • политический строй,
  • материальные условия,
  • духовную и интимную жизнь каждого, включая деторождение,
  • а также воспитание, поездки за границу и пр.

Такие запреты нужны для того, чтобы внедрить единомыслие (причем не только воспитательными, но и принудительными мерами) граждан и предотвратить возможные изменения политического строя.

За попытки внести изменения в законы предусмотрена смертная казнь.

Таким образом, в проекте идеального государства Платон регламентирует все стороны человеческой жизни, социальные и экономические отношения, политический строй, материальные условия, деторождение, семью, воспитание, культуру. Много внимания он уделяет обеспечению единомыслия, причем не только воспитательными, но и запретительными методами.

Воззрения Платона со временем изменяются.

  • всем гражданам, в том числе философам и воинам, разрешается иметь семью, землю, дома в частной собственности. Земля – собственность государства; и ею пользуются на правах владения;
  • деление граждан на сословия заменяется их градацией согласно размеру имеющегося в собственности имущества. Политические права приобретаются в зависимости от размера имущества;
  • производственные потребности земледелия полностью обеспечиваются на счет рабского труда. Политически рабы полностью бесправны;
  • подробно описывая организацию государственной власти, Платон проводит идею смешанной формы правления: демократии и монархии.

Форма государства.

  • монархия (власть одного),
  • власть немногих
  • демократия (власть большинства).

Но каждый вид наблюдается в двух вариантах - правильном и неправильном в зависимости от соблюдения или несоблюдения законов.

Вот тут самая интересная характеристика государства

Платон различал законную власть (установленные ради общего блага) и незаконную власть (в интересах какой-либо группы, захватившей власть), и исходя из этого выделял шесть форм государства:

Основной вопрос государственного строя - чьи интересы превалируют у верхушки власти - всего государства или группы лиц.

Соглашусь с ним, от этого зависит будет ли развиваться государство или его попросту разворуют, распродадут.

Сама идея типологии форм государства заимствована Платоном у историка Геродота, затем эта типология с незначительными изменениями использована Аристотелем.

Право. Большое внимание Платон уделяет проблеме законов. Закон - это та основная несущая опора, на которой держится государство.

Высшая его цель - благо государство.

Наилучшее средство против возможных угроз государственности, откуда бы они ни исходили - справедливые законы.

Платон различает правильные (установленные для общего блага) и неправильные законы (установленные в интересах какого-либо лица или группы лиц, захватившей власть).

Согласно Платону, закон – это установленный мудрецами писаный акт, совокупность религиозно-нравственных норм для ориентации граждан.

Платон один из первых в истории обращается к рассмотрению политики как социального явления, вводит в научный и лексический оборот это понятие и дает ему характеристику.

Политико-правовое учение Аристотеля

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). Сын врача при дворе македонского царя, родился в Стагире, на полуострове Халкидика (отсюда второе имя философа Стагирит).

Образование получил в Афинах. С 367 г. до н.э. 20 лет проводит в платоновской академии, сначала в качестве ученика, а затем преподавателя.

После смерти Платона покидает Академию, живет в ряде городов Греции, занимается научной и преподавательской деятельностью.

С 343 - воспитатель Александра Македонского.

В 335 г. до н.э. вернулся в Афины и создал свою школу - Ликей.

В это время Греция находилась под властью Македонии, поэтому после смерти Александра Аристотель оказывается в немилости у афинян, его обвинят в безбожии, он вынужден уехать из Афин и через год умирает.

Аристотель - самый прославленный ученик Платона. Но он не следовал механически его учению, и даже критиковал Платона, это был равный ему по масштабу философ.

Государство .

Происхождение государства . Согласно учению Аристотеля, государство является продуктом естественного развития и образуется вследствие природного влечения человека к общению.

Есть три ступени объединения, которые люди создают последовательно в своем естественном стремлении к общению: семья, деревня и государство (полис).

Государство - это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни.

Аристотель вкладывает в данное определение конкретное содержание: люди – это только свободные граждане греческих полисов, но только не рабы и не варвары.

Цель государства – благо людей.

Критикуя платоновский коммунистический проект идеального государства, Аристотель считает, что общность имущества противоестественна, а частная соответствует природе человека.

Частная собственность коренится в самой человеческой природе и является неотъемлемым элементом семьи. Аристотель выделяет две формы накопления богатства. Первая - создание материальных ценностей своим трудом, при этом увеличивается и богатство полиса, вторая форма - торговля, спекуляция или эгоистическое накопление, перекачка готовых ценностей.

Защищает частную собственность, но лишь первую форму.

Аристотель выделяет следующие обязательные признаки государства:

  • единство власти и территории;
  • власть распространяется на свободных и равных граждан, т.е. на тех, кто участвует в политической жизни;
  • социальная основа власти – собственники земли.

Намного опередил свое время Аристотель в своем учении о трех элементах структуры государственной власти:

  • законодательный орган,
  • правительственный
  • судебный.

Таким образом, задолго до Ш.-Л. Монтескьё он дифференцирует эту власть на три ветви, каждая из которых, имея специфическое, только ей присущее устройство, должна соответствовать характеру правления.

Форма государства. Классификация форм государства во многом повторяет платоновскую.

Чтобы отыскать совершенную форму, Аристотель вместе с учениками проанализировал более 150 конституций и проектов государств, рассматривая причины государственных переворотов.

Классификация форм проводится по двум критериям: - по числу правящих (один, немногие и большинство) и по достигаемым целям (общее благо и личная выгода).

Политические симпатии Аристотеля на стороне политии - смешанной форме, возникающей из сочетания демократии и олигархии.

Право. Право Аристотель самым тесным образом связывает с государством. Право - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей стабильность. Важнейший его признак - принудительная сила. Право, по Аристотелю, - это воплощение справедливости.

Цель права, как и государства, общее благо, поэтому оно, конечно, ассоциируется со справедливостью.

Само право философ разделяет на естественное и условное.

Условное право, т.е. нормы, установленные людьми, в форме законов и соглашений. При этом он различает писаные и неписаные законы, а также обычаи.

Аристотель – сторонник стабильности права. Он писал, что закон может быть справедливым и несправедливым, но, тем не менее, даже несправедливый закон имеет обязательную силу, иначе в обществе не будет порядка.

Вклад Аристотеля в историю политико-правовых учений очень велик и по масштабу влияния на последующее развитие философской мысли не имеет себе равных.

Таким образом, имеем, что для оценки успешности государства, Аристотель пользовался всего двумя критериями:

Аристотель и его ученики провели титанический труд, исследую 150 конституций и изучая причины государственных переворотов в разных странах.

Учение Полибия о государстве

Эллинизм. С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства попадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок.

После смерти Александра Македонского, созданная им империя, распалась на несколько государств, которые стали называться эллинистическими.

Во П в. до н.э. Греция была завоевана Римом.

В это время жили Александр Македонский, Диоген, Демосфен, Архимед, Полибий, Эпикур, Ганнибал.

Политико-правовая мысль этого периода нашла свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

Полибий (ок. 200 – ок. 120 гг. до н.э.) происходил из знатного аристократического рода городской общины.

В 169 г. до н.э. Полибий был избран на пост союзного гиппарха. В это время он пытался наладить отношения с союзниками Рима, произносил речи в народном собрании, предпринял дипломатическую поездку в римский военный лагерь в Македонии с предложением военной помощи и т. д.

Деятельность Полибия была положительно оценена некоторыми слоями греческого общества, в отдельных городах ему воздавали высшие почести как при жизни, так и посмертно. По свидетельству Лукиана, Полибий, упав с лошади, заболел и умер в возрасте 82 лет

Государство.

Форма государства . Полибий выдвигает учение о круговороте политических форм.

Он исходит из мысли о развитии и изменчивости всего существующего. Применяя свое представление о цикличности развития к государственным формам, он утверждает, что согласно порядку природы формы правления меняются, переходят одна в другую и потом государство снова возвращается к уже испытанным раньше формам.

Всякое государство, подобно живому телу, проходит состояние возрастания, потом – расцвета и, наконец, упадка. Эти переходы от одного этапа к другому сопровождаются сменой государственных форм.

Начинается развитие государства с монархии, которая переходит в тиранию.

Монархия – управление, основанное на праве, сменяется тиранией – управлением, основанным на силе.

Тирания в свою очередь переходит в аристократию, которая знаменует, по словам Полибия, период расцвета государства.

Полибий заявляет, что это время, когда государство, преодолев многочисленные опасности, достигает неоспоримого преобладания и господства и прочного благосостояния.

Порча нравов в аристократии приводит к олигархии.

Частная жизнь становится роскошной, и граждане начинают нарушать меру справедливости и законности в погоне за должностями и прочими благами, за олигархией следует демократия, которой и заканчивается весь цикл развития государства.

Демократия изображается у Полибия как проявление упадка и разложения.

Он заявляет, что в демократиях якобы неизбежно водворяется господство силы, совершаются убийства, изгнания, переделы земли и т.п.

Народ сначала пользуется свободой, а потом теряет ее под влиянием предприимчивых особ.

Демократия переходит в тиранию, и цикл развития государственных форм начинается вновь.

Полибий не скрывает своего отрицательного отношения к демократии и сочувствия аристократии. Он не жалеет резких слов при изображении афинской демократии и вместе с тем, будучи сторонником римской гегемонии, расточает похвалы аристократическому строю Рима.

Читайте также: