Кто выдает кредиты в банке должность

Обновлено: 17.05.2024

Компания, которая оказывает финансовые услуги: например, открывает вклады, выдает кредиты, помогает бизнесу выпускать ценные бумаги

Банк — это компания, которая занимается операциями с деньгами, ценными бумагами и драгоценными металлами. Он оказывает финансовые услуги государству, физическим и юридическим лицам.

Рассказываем, какие банки бывают, чем они занимаются и на чем зарабатывают.

Что делают банки

Банки делают три вещи: хранят деньги, дают их в долг и проводят платежи. Они зарабатывают на комиссиях, процентах и обслуживании.

Вклады. Организации, предприниматели и физлица могут сдать деньги в банк на хранение. Вклад помогает обеспечить безопасность денег и заработать проценты, которые могут частично или полностью покрыть обесценивание средств — инфляцию.

Когда вкладчик приносит деньги, банк переводит определенный процент на специальный счет в Центральном банке: там деньги хранят до тех пор, пока клиент не решит их забрать. Остальную сумму банк пускает в оборот и зарабатывает на ней. Например, выдает кредит другому клиенту. Отсюда берутся проценты по вкладу: банк делится с вкладчиком частью прибыли, которую получил за то время, пока использовал его деньги.

Деньги со вклада можно забрать в любой момент, если в договоре не прописаны другие условия. Но банку это невыгодно: он успел заработать меньше, чем рассчитывал. Поэтому процент, который получит клиент, будет маленьким.

Кредиты. У банка можно взять деньги в долг под проценты и постепенно возвращать. Это может сделать даже государство, но не у любого банка. Если деньги не вернуть, назначат штрафы и запретят выезд за границу.

Виды банков

В России двухуровневая банковская система: первый уровень — Центральный банк, второй — коммерческие банки. У каждого свои функции.

Центральный банк. Банк России — главная кредитная структура государства. Он помогает власти разрабатывать меры сдерживания инфляции, но остается независимым: правительство не отвечает по обязательствам Центробанка, а Центробанк — по обязательствам правительства.

Банк России может выдавать кредиты другим государствам, а населению — нет. Вот что он делает внутри страны:

  1. Принимает решение об эмиссии, то есть выпуске денег, определяет вид банкнот и номинал.
  2. Контролирует уровень инфляции: удерживает курс рубля стабильным и устанавливает ключевую ставку.
  3. Контролирует кредитные организации. ЦБ проверяет, чтобы все участники финансового рынка соблюдали закон. Он выдает лицензии и выпускает нормативно-правовые акты, которые регулируют финансовые отношения. Например, составляет инструкции и положения о порядке работы банков.

В кризисной ситуации Центробанк может кредитовать коммерческие банки.

Коммерческий банк. Это частный банк, который оказывает услуги физическим и юридическим лицам: размещает денежные средства на вклады, выдает кредиты, обслуживает счета, обменивает валюту и консультирует по финансовым вопросам.

Коммерческие банки бывают государственными, муниципальными и частными — форма собственности зависит от того, кто создал организацию и владеет ее акциями.

Чтобы банк мог работать, он должен получить лицензию Центробанка. Есть два вида лицензии: базовая и универсальная.

В базовой лицензии есть ограничения: например, нельзя обслуживать иностранных клиентов и открывать филиалы за рубежом. Минимальный уставный капитал при базовой лицензии — 300 млн рублей.

Универсальная лицензия позволяет совершать все виды банковских операций, в том числе и международные. Минимальный уставный капитал при такой лицензии — 1 млрд рублей.

Банки могут быть специализированными и универсальными. Специализированные банки выбирают одно направление. Выделяют три вида таких банков:

  1. Сберегательные. Сберегательные банки предлагают самые выгодные условия по вкладам. Чтобы получить прибыль, они используют полученные деньги для оформления кредитов другим клиентам.
  2. Инвестиционные. Это кредитные организации, которые специализируются на фондовых операциях. Они не выдают кредиты и не предлагают вклады. Инвестиционные банки помогают бизнесу выпускать акции и облигации.
  3. Ипотечные. Ипотечные банки предлагают бизнесу и физлицам крупные кредиты для покупки недвижимости.

Иногда выделяют еще один вид — банк потребительского кредита. Такие банки берут кредит в другой организации и из этой суммы предлагают клиентам-физлицам рассрочку на короткий или средний срок. Например, на покупку кофемашины для дома.

Универсальные банки работают со всеми направлениями.

Операции коммерческих банков

Коммерческие банки могут выполнять несколько видов операций.

Депозитные. Банки размещают вклады, обслуживают счета клиентов, начисляют проценты и обеспечивают возврат средств.

Кредитные. Банки предоставляют кредиты, зачисляют заемные средства на счет, принимают платежи по договору, реструктуризируют кредиты.

Обслуживание счетов. Банки обслуживают клиентские счета, проводят безналичные и наличные расчеты, выводят, зачисляют, переводят средства, исполняют платежные поручения.

Обслуживание карт. Банки проводят операции, связанные с использованием банковской карты: выпускают и перевыпускают карту, проводят платежи и зачисления.

Валютные операции. Банки продают и покупают иностранную валюту, конвертируют ее по запросу клиентов.

Денежные переводы. По поручению клиентов банки переводят деньги на счета других граждан или юридических лиц.

Правовые формы банков

Есть два вида банков по правовой форме: общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Учредителями таких банков могут быть компании и физлица. Количество участников общества ограничено: их не может быть больше 50.

Чтобы открыть ООО, участники делают вклад в уставный капитал — деньгами, ценными бумагами или имуществом. Чем больше вклад, тем больше доля участника в компании и тем большую часть прибыли он получит. Минимальный размер доли — 10 000 ₽. Если участник захочет выйти из состава держателей капитала, он может потребовать выплатить сумму доли согласно уставу банка.

Акционерное общество (АО). Выделяют НАО (АО) и ПАО — непубличные и публичные акционерные общества. Капитал таких банков делят между собой акционеры: чем больше акций у держателя, тем больше у него прав.

Основные различия между непубличным и публичным акционерным обществом:

Отличия банков в форме АО и ПАО

Акции и ценные бумаги акционерного общества можно продавать и дарить.

Что такое веб-банкинг

Это форма дистанционного обслуживания клиентов. Чтобы получить услугу, физлицу или юрлицу достаточно установить официальное мобильное приложение и зарегистрироваться в личном кабинете.

Обычно в приложении или личном кабинете есть дополнительные услуги:

  • открыть или продлить карту;
  • оформить заем;
  • открыть вклад;
  • проанализировать финансы;
  • установить автоматические платежи
  • совершить покупки и оформить доставку на дом;
  • уплатить налог.

Веб-банкинг нужен, чтобы клиент мог видеть состояние счетов, легко управлять ими и получать услуги без похода в отделение или звонка оператору.

Банковская тайна

Закон и профессиональная этика обязывают сотрудников соблюдать банковскую тайну — не разглашать персональную информацию о клиентах, счетах, вкладах и операциях.

Раскрыть банковскую тайну можно по запросу суда, антимонопольного комитета, арбитражного управляющего, налоговых или следственных органов, страховых компаний при наступлении страхового случая. Еще банки обязаны информировать Росфинмониторинг обо всех переводах частных лиц на разовую сумму более 100 000 ₽, компаний — от 600 000 ₽.

В других случаях за разглашение конфиденциальных сведений закон предусматривает административную, гражданскую и уголовную ответственность.

Если вам приходилось подавать в банк заявку на заем на крупную сумму, то наверняка вы слышали о кредитном комитете. Что это за таинственное общество? Кто в него входит? От чего зависит итоговое решение и как повысить шансы на одобрение? Отвечают эксперты Выберу.ру.

Что такое кредитные комитеты банков

Кредитный комитет (КК) – коллегиальный орган, созданный правлением банка. Занимает довольно высокое место в иерархии учреждения и напрямую подчиняется лишь самому правлению.

Важно! Кредкомитет наделен широкими полномочиями вплоть до определения политики банковской организации в целом. Однако основная его прерогатива – рассмотрение заявок и оценка платежеспособности потенциальных заемщиков.

  • Кредитный менеджер. Это сотрудник, который ведет ваше дело и выступает связующим звеном между вами и банком. Занимается защитой клиента, подготавливает заключение по предстоящей сделке и знакомит с ним остальных участников.
  • Эксперт по залогам. Как правило, при больших суммах займов требуется предоставить дополнительное залоговое обеспечение. Залог должен быть ликвидным – деньги, полученные от его реализации, должны полностью покрывать сумму долга. Специалист проводит оценку и дает свое заключение.
  • Юрист. Анализирует предоставленный пакет документов и выносит свое заключение. Отвечает за юридическую чистоту проводимой сделки. Юрист обязан присутствовать при рассмотрении любых нестандартных сделок.
  • Представитель службы безопасности. Его задача – проверить, не было ли у клиента в прошлом правонарушений и проблем с законом: судимостей, связей с криминальным миром.
  • Председатель. Ответственность за принятое решение лежит именно на нем. Председатель руководит заседанием и задает вопросы остальным участникам, чтобы прояснить некоторые моменты.
  • Секретарь. Не имеет права голоса. Его функция – вести протокол и фиксировать все замечания и выводы.

Заседания проводятся с определенной периодичностью – обычно не чаще 1−2 раз в неделю. На них рассматриваются все скопившиеся за это время заявки.

Полномочия кредитных комитетов

  • размещает кредитные средства организации;
  • разрабатывает схемы реструктуризации проблемных задолженностей;
  • оценивает уровень риска по сделкам;
  • устанавливает лимиты на совершение всех банковских операций;
  • утверждает документы, согласно которым устанавливается определенный порядок кредитования;
  • управляет возможными рисками банка в сфере кредитования и с юридической точки зрения.

Как происходит принятие решения

Первым выступает менеджер по кредиту. Он знакомит остальных участников с досье клиента и ключевыми параметрами сделки, дает оценку, насколько целесообразно предоставлять заем. Если условия сделки отклоняются от стандартных, эксперт говорит об этом. Обычно время выступления регламентировано и составляет не более 10 минут.

Далее слово по очереди предоставляется остальным участникам. Чем крупнее сумма займа, тем больше экспертов должны высказаться. Председатель выслушивает доклады всех экспертов, уточняет некоторые моменты, дает свои рекомендации.

После того, как все высказались, проводится голосование, по итогам которого принимается решение. Если большинство участников высказались за, то сделку одобряют. Если большинство против – отказ.

Важно! Председатель может наложить вето на решение, которое было принято в ходе заседания. Кроме того, по негласному правилу сотрудник службы безопасности может опротестовать итог голосования. Тогда, даже если большинство участников высказались за, последует отказ.

Если голоса разделились поровну, досье клиента отправляют на доработку. Менеджер вносит необходимые изменения в соответствии с полученными рекомендациями, после чего досье рассматривается повторно.

Ход каждого заседания заносится в протокол секретаря, который подписывают все участники. Документ подшивается в досье клиента. В случае одобрения выдача денег происходит на основании составленного протокола.


Подготовка к прохождению кредитного комитета

  • недостаточный уровень доходов и/или их непрозрачность (для компаний);
  • испорченная КИ;
  • стоимости залога не хватает для покрытия суммы долга;
  • наличие в прошлом негативных моментов, например, сокрытие доходов.

Юридическим лицам особенно важно правильно подготовиться, так как чаще всего именно компании и предприятия запрашивают крупные суммы денег. Клиент должен собрать и предоставить по своему проекту максимальное количество документов. Конкретного утвержденного списка нет, поэтому можно добавить те бумаги, которые юридическое лицо сочтет нужными. Рекомендуется собрать все документы, которые подтверждают получение стабильной прибыли.

Заявки от физических лиц реже выносятся на рассмотрение, так как в большинстве случаев запрашиваемая сумма невелика. Однако при крупных суммах действуют те же рекомендации, что и для компаний-юрлиц: постарайтесь предоставить как можно больше документов, подтверждающих доход и платежеспособность.

Кто представляет интересы заемщика перед кредитным комитетом

Представлять интересы клиента должен менеджер по кредиту. Он в достаточной степени осведомлен о финансовой ситуации клиента, так как общался с ним лично, а не только изучал предоставленную документацию. В большинстве случаев именно этот специалист может повлиять на то, какое решение будет принято.

Решающую роль играет человеческий фактор, поэтому лучше сразу произвести благоприятное впечатление. Подтвердите свою платежеспособность и благонадежность, своевременно предоставив все необходимые бумаги. Это повысит шансы на одобрение.

Кроме менеджера на защите интересов заемщика выступают финансовые аналитики. Изучив представленное документы, специалисты могут выявить ошибки, препятствующие одобрению. Устранив их, вы сможете повторно обратиться к кредитору и получить одобрение.

Что такое кредитный скоринг?

Для этого банки сравнивают особенности заемщиков с примерно одинаковой ситуацией и схожими привычками, которые уже брали и выплачивали ссуды. Для этого банки используют специальные математические модели и компьютерные алгоритмы. Именно они предварительно оценивают вашу платежеспособность. Обычно банки используют сразу несколько таких программ: для разных категорий заемщиков и разных кредитов.


Каждый параметр поведения заемщика оценивается баллами. Например, как долго человек работает на одном месте работы. Постоянная работа оценивается очень позитивно. Так, человек, который проработал на одном месте несколько лет, получит баллов больше заемщика, который находится на последнем месте работы полгода и меньше.

После этого банк оценит все параметры и определит общий балл заемщика. Чем балл выше, тем больше вероятность, что клиенту одобрят кредит в принципе и сделают кредитное предложение на выгодных условиях.

Как банк решает, как оплачивать кредит будете именно вы?

Основные источники знаний для банка – это кредитная история заявителя, анкета заемщика и личная информация банка о вас, если вы уже являетесь его клиентом, например, его зарплатным клиентом. Кроме того, если вы дадите свое согласие, банк сможет искать информацию о вас даже в социальных сетях.

Банк также имеет статистику о том, как ведут себя заемщики в различных ситуациях. Поэтому во время скоринга смогут составить информацию о вас для любой ситуации. Банковские работники отмечают, что в большинстве случаев такие модели реализуются именно по предполагаемому сценарию при определенных условиях.


Что может рассказать о вас кредитная история

Из кредитной истории банк узнает, какая кредитная нагрузка на вас сейчас. Идеально если у вас будут кредиты, с которыми вы хорошо справляетесь.

Кредитору важно знать, допускали ли вы просрочки по платежам, как часто, и на какое время они затянулись. Лучше, если их не будет в принципе. Если они есть, желательно, чтобы они были недолгими.

Кроме того, банк постарается узнать, как часто вам отказывали другие кредиторы. Если это случается часто, будьте готовы к частым проверкам.


Зачем банку анкета заемщика?

При заявке на кредит заемщик заполняет анкету. Данные из нее также повлияют на вашу оценку. Например, хорошим показателем будет, если вы живете в престижном районе.

Важным является возраст заемщика. Для банков самыми рискованными заемщиками являются студенты и пенсионеры. Для остальных заявителей действует правило: чем старше клиент, тем более ответственно он вносит платежи.

Обращают внимание на семейное положение. Считается, что люди в браке больше заинтересованы в погашении кредита. Учитывается профессия и трудовой стаж. Разные профессии – разные доходы, разные риски для разорения предприятий. Поэтому, например строителю, по кредиту могут предложить более высокую ставку.

Кредит наличными на любые цели

Важна также графа с информацией о заемщике. Чем выше заработок, тем выше балл.

Банки также обращают внимание, какой кредит, и на какой срок вы хотите оформить. Если это не ипотеке, то просить большую сумму на длительный срок – значит иметь высокую вероятность отказа.


Повышают ли баллы клиентам банка?

Если вы уже оформляли кредит в этом банке или получаете зарплату на карточку организации, то имеете явное преимущество. Банку доступна важная информация о вас. Если человек берет кредит в своем зарплатном банке, его доход и регулярность поступления средств уже известны. При определении баллов также учтут, есть ли у заемщика вклады, дебетовая и кредитная карты.

Банк сможет посмотреть, что именно вы оплачиваете картой. Могут учесть даже модель телефона. Ее могут определить, если вы пользуетесь мобильным приложением банка или заходите на мобильную версию сайта учреждения.

Однако не все из этих параметров оказывают решающее значение на выдачу кредита. Важное место здесь занимает именно кредитная история. Если ее нет, банк примет решение только по вашей анкете, а значит шансы на кредит могут резко уменьшиться.

Кредит наличными

У банков есть несколько каналов получения сведений о вас. Иногда они могут даже перепроверить вашу информацию в госучреждениях.


Почему надо быть осторожнее в соцсетях

Иногда банки обращают внимание на профили клиентов в соцсетях. Обычно профили изучают не менеджеры, а специальные программы. Конечно, такая информация не играет главной роли: получить отказ только потому что банку не понравился ваш инстаграм пока нельзя. Но уменьшить балл за это кредитор может. Подписки на группы о банкротстве, фотографии о занятиях экстремальными видами спорта сделают вас не таким желанным заемщиком.

Хоть и смотреть ваши странички в соцсетях могут только с вашего согласия, отказать банку в этом будет сложно. Иначе легко нарваться на отказ по заявке.


Что такое персональный кредитный рейтинг

Для кредитора очень важна ваша кредитная история. Чтобы банки делали вам кредитные предложения самостоятельно, нужно иметь хороший персональный кредитный рейтинг. Для этого нужно дисциплинированно платить по кредитам.

Работодатели стали чаще запрашивать кредитные истории как потенциальных, так и действующих сотрудников. Этот тренд пришел в нашу страну с Запада, где подобная практика получила широкое распространение. Кто использует ее в России, кому может грозить проверка кредитного досье и могут ли данные в нем стать поводом для увольнения или отказа в приеме на работу?

Взяли кредит и вовремя не вернули? Вашему работодателю будет об этом известно. Фото: Александр Корольков/ РГ

Взяли кредит и вовремя не вернули? Вашему работодателю будет об этом известно. Фото: Александр Корольков/ РГ

Кредитными историями интересуются в основном крупные работодатели - производственные, финансовые, логистические, строительные, торговые компании. Часто это представительства или филиалы иностранных игроков, которые активно используют эту практику в своих структурах по всему миру. Но есть и российские компании, взявшие подобный опыт на вооружение.

Запросы делаются в рамках проверок служб безопасности. Получить кредитную историю потенциального или действующего сотрудника работодателю не так просто. Во-первых, нужно иметь на это его разрешение. Во-вторых, бюро кредитных историй (БКИ) предоставляют такую возможность не всем компаниям.

Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

"Несмотря на то что эта услуга становится все более актуальной, мы оказываем ее только крупным работодателям, поскольку требования бюро к такого рода запросам достаточно высоки, - рассказал "Российской газете" Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ). - Поэтому в настоящее время ее используют не более десятка компаний. По словам коллег, такая практика позволяет им вести эффективную профилактику недобросовестного поведения своих сотрудников, в первую очередь работающих на материально ответственных должностях".

В Объединенном кредитном бюро (ОКБ) перед подключением к сервису проверки кредитных историй новой компании также в обязательном порядке проводится дополнительная комплексная проверка благонадежности. "Информацию из нашего бюро работодатель сможет получить после заключения отдельного договора, имея на руках согласие сотрудника на проверку, а также выполнив требования по защите и обработке персональных данных. Сейчас к сервису запроса кредитных историй, который мы предоставляем вместе со СПАРК-Интерфаксом (система проверки контрагентов), подключены около 100 компаний", - сообщил Николай Мясников, исполняющий обязанности генерального директора ОКБ.

Если работодатель удовлетворяет требованиям БКИ и сотрудник дал разрешение на запрос кредитной истории, то ему будет доступна вся информация, которая упоминается в законе о кредитных историях.

"К таким сведениям относятся персональные данные; адреса проживания и регистрации, действующие и погашенные кредитные обязательства (суммы, сроки, цели, ставки), данные о своевременном или несвоевременном внесении платежей (просроченная задолженность, ее сумма и длительность), договоры поручительства, - поясняет Олег Лагуткин, генеральный директор бюро кредитных историй "Эквифакс". - Единственное, не будут указаны названия финансовых организаций, выдававших кредит или заем".

Рост запросов кредитных историй работодателями, по его мнению, связан в основном с выходом на рынок новых игроков или выходом существующего игрока в новые регионы. В этих случаях предприятиям необходимо единоразово принять на работу несколько тысяч человек, а для этого провести проверку нескольких десятков тысяч, уточняет Лагуткин.

Некоторые работодатели не ограничиваются разовым запросом кредитной истории, а ставят сотрудников на мониторинг, чтобы отслеживать изменения в их досье

Впрочем, более востребованной услугой в последнее время является не получение самих кредитных отчетов, а постановка сотрудников на так называемый мониторинг, добавляет он. В этом случае работодатель получает от БКИ информацию о существенном изменении кредитной истории у работника, например о возникновении просроченной задолженности. При этом работник опять же в обязательном порядке должен дать работодателю свое согласие на получение подобной информации и впоследствии обновлять его на регулярной основе: с января 2019 года - один раз в шесть месяцев.

Динамика числа запросов кредитных историй потенциальных или действующих работников связана не с экономическими факторами, а с более широким распространением этого инструмента и ростом информированности работодателей о нем, отмечает в свою очередь Николай Мясников. При этом он сомневается, что спрос станет массовым: проверки службами безопасности - прерогатива крупных работодателей, напоминает Мясников.

Фото: iStock

Конечно, с одной стороны, это может говорить о том, что кандидату очень нужна работа, и он будет за нее держаться. С другой, наличие долгов часто лишает людей свободы, вызывает чувство тревожности, ухудшает настрой и понижает общую работоспособность.
И это, конечно, может вызывать у работодателя вопрос - нужен ли такой сотрудник в команде. При этом работодатель вряд ли откажет ему в трудоустройстве именно по причине наличия кредита. Скорее всего, официально причина будет другая, полагает Каючкин.
Впрочем, не всегда работодателей интересуют кредитные обязательства потенциальных сотрудников. В ряде случаев проверяется только наличие просрочек по платежам, причем даже тех, которые были достаточно давно, говорит Виктория Простова, руководитель отделений по подбору персонала Kelly Financial Resources. Столь глубокие проверки характерны для банков и в целом финансовых организаций.

"У нас в 2018 году был пример отказа соискателю в приеме на работу по этой причине, - отмечает Простова. - Интересно, что кандидат и сам забыл, что у него пять лет назад была просрочка по кредитной карте".


Что нужно знать о кредитной истории

Фото: iStock

Без согласия и отметки о запросе в закрытой части кредитной истории информацию может получить Банк России, финансовый управляющий в рамках процедуры личного банкротства, нотариус для оценки наследственной массы, судебные приставы, а также суды и следственные органы.

Основными источниками формирования кредитной истории остаются банки, микрофинансовые организации и кредитно-потребительские кооперативы, которые по закону обязаны передавать данные о своих заемщиках хотя бы в одно БКИ. Согласия граждан на передачу этих данных не требуется.

Также данные в бюро кредитных историй могут передавать финансовые управляющие в ходе процедуры банкротства физических лиц. Федеральная служба судебных приставов, компании ЖКХ и телекомы могут передавать вступившие в силу, но не исполненные в течение 10 дней решения суда по взысканию задолженности и алиментов.

Читайте также: