Кто ввел термин правовая статистика

Обновлено: 30.06.2024

Первоначально под статистикой понимали совокупность знаний о государстве, затем статистикой стали называть сбор и обработку данных о массовых явлениях, и, наконец, особую отрасль науки.

Сегодня статистика – это отрасль науки, которая с помощью присущих ей приемов и методов изучает количественную сторону массовых явлений и процессов и дает числовое выражение тенденций и закономерностей их развития.

Но статистика – это и инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой. Так, расчеты демографов и криминологов показывают, что общий прирост населения Земли составляет 1-1.5 %, а преступности – 5 % в год.

Учетом и статистикой занимались еще в глубокой древности. Так, в V веке до н.э. учет численности войск персидского царя Дария осуществлялся с помощью камней. Каждый воин клал в определенное место один камень, после возвращения из похода подбирал один камень, остатки "невостребованных" камней свидетельствовали о потерях.

В античные времена число родившихся и умерших афинян определялось исходя из приношений богам. Одна мера пшеницы говорила о рождении, а количество мер ячменя позволяло определять число умерших.

Своеобразным видом учета судимости в рабовладельческом, феодальном и даже раннем капиталистическом обществе было клеймение - выжигание на теле особого знака или букв, либо вырывание ноздрей у рецидивистов (в России).

На Руси первыми и основными учетно-статистическими источниками были летописи. В них уже в 9-10 вв. упоминается о сборе сведений, приводятся учетные данные о возникновении и развитии городских поселений, наличии храмов, монастырей, жилых помещений.

Письменный учет судимости зародился в начале XVIII века во Франции. В 1710 г. при парижской полиции впервые был организован особый реестр, куда в хронологическом порядке заносились данные об осужденных и разыскиваемых.

Возникновение российской уголовной статистики относится к началу 19 века. 2 сентября 1802 г. производится реорганизация государственного аппарата – учреждаются министерства. На министерство внутренних дел наряду с целым рядом функций по управлению страной было возложено руководство полицией. Вся статистика МВД была подразделена на основную и текущую. Начальники губерний обязаны были отчитываться перед министром о действиях, нарушающих правопорядок и о том, как справляется полиция с возложенными на нее обязанностями.

Основоположником русской судебной статистики является А.Н.Радищев, установивший замечательную систему статистических таблиц ("ведомостей"). Он высказал мысль о необходимости организации статистического, т.е. массового наблюдения общественной жизни, ибо только такое массовое наблюдение будет служить базой для эффективных практических предложений.

Какие же статистические показатели, по его мнению, нужны для изучения преступности? "Сии ведомости должны заключать в себе:

1) Происшествие или описание, как свершилось преступное дело.

2) Какое было побуждение или какая причина к совершению деяения.

3) Какие употреблены были средства к обнаружению истины.

4) Какие были доказательства, что преступление совершено.

5) Каким законом руководствовались судьи при решении дела, т.е. то ли сие происшествие именно, которое в законе означено.

6) Какое положено было преступнику наказание.

В 1804 году в императорской Академии наук открылась кафедра статистики, ученым было разрешено пользоваться официальными материалами в казенных учреждениях. Академик К.Ф.Герман был первым русским уголовным статистиком, пытавшимся всесторонне проанализировать причины преступности на основе официально опубликованных данных.

Возникновение моральной статистики в Западной Европе (первая треть XIX века) связано с бурным развитием капитализма, и как следствие с систематическим ростом преступности, значительно перегоняющей по своим темпам рост населения. Вопросы о выяснении причин постоянного увеличения так называемых "аморальных явлений" и о мерах борьбы с ними порождает новую дисциплину - моральную статистику (Кетле, Герри, Дюкпетье). Моральная статистика, основываясь на богатом цифровом материале, утверждала, что преступность есть продукт нравственной испорченности определенных слоев населения. Моральная статистика появляется в 40-х г. XIX в. и в России (Ткачев, Филиппов).

Судебная реформа 1864 г. для эффективной деятельности новой судебной системы требовала и новой организации уголовной статистики. Она основывалась на четкой организации первичного учета. Первичный учет осуществляется по индивидуальной форме, т.е. каждая единица совокупности (преступление и преступник) регистрировались на отдельной карточке.

Организация первичного учета по индивидуальной форме является наиболее удобной для статистической работы, давая возможность охарактеризовать единицу совокупности значительным числом показателей. Она также более удобна как для сводки и группировки, так и для оперативных целей - получения возможных справок о данном деле или обвиняемом.

Министерство юстиции разработало единые для всех судебных мест формы первичных документов, которые после их заполнения направлялись в центр для обобщения. Следовательно, низовые звенья освобождались от тяжелой работы по составлению громоздких отчетов. В статистическом отделении министерства юстиции полученные карточки сводились, группировались и затем анализировались, причем основные итоги и выводы ежегодно публиковались.

Новая организация уголовной статистики обеспечивала три важнейшие практические задачи:

1) Обеспечить тщательную регистрацию осужденных по самым различным признакам, что являлось по словам министра юстиции Д.Н.Залогина, не только драгоценным материалом для систематизации уголовной статистики, но, в особенности, для предупреждения и пресечения рецидива.

2) Установить четкую систему постоянного контроля за работой органов суда и прокуратуры, за каждой стадией уголовного процесса, которое проходит уголовное дело по пути своего расследования и разрешения ("купонная система": 12 купонов к каждому уголовному делу для каждой стадии).

3) Обеспечить постоянное наблюдение за состоянием преступности страны в территориальном разрезе по отдельным категориям.

Новая система уголовной статистики, в первую очередь - это четкая организация учета каждого уголовного дела и каждого подсудимого, занимала одно из первых мест в мире.

В начале существования советского государства были приняты меры по созданию новой системы статистики, в том числе и судебной. 25 июля 1918 г. Совнарком утвердил Положение о государственной статистике.

Новый этап в развитии уголовной статистики начался в 1961 году с введением Инструкции о едином учете преступлений. Эти мероприятия явились начальным этапом в возрождении единого учета преступлений, создании единой системы уголовной статистики.

Большой вклад в развитие отечественной статистики внесли такие ученые как А.А.Герцензон и С.С.Остроумов,

В 1988 году статистика правонарушений вновь была сосредоточена в системе Госкомстата СССР в отделе моральной статистики Управления социальной статистики. Стала централизованно поступать сводная информация о преступности, административных правонарушениях. Два раза в год стали публиковаться данные о состоянии преступности и судимости в стране.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30 марта 1998 г. N 328 "О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений", в целях обеспечения единообразия регистрации и учета преступлений, разграничения государственной статистической отчетности о состоянии преступности, результатах борьбы с ней и работе следственного аппарата от соответствующей ведомственной информации, а также повышения качества прогнозирования динамики преступности в стране, было предусмотрено разработать и утвердить до 1 июля 1999 г. единую государственную систему регистрации и учета преступлений.

Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 1998 г. N 1468 "О внесении дополнений в федеральную целевую программу "Реформирование статистики в 1997-2000 годах", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. N 1410 программные мероприятия на 1997-2000 годы федеральной целевой программы "Реформирование статистики в 1997-2000 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. N 1410 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 50, ст.5657), дополнены разделом IX "Разработка единой государственной системы регистрации и учета преступлений".

Постановлением Российского статистического агентства от 3 августа 1999 г. N 63 "Об утверждении форм единой государственной системы регистрации и учета преступлений Государственный комитет Российской Федерации по статистике (преобразован из агентства Указом Президента РФ от 6.12.99 г. № 1600) утвердил формы федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым не централизованы в органах государственной статистики, и ввел их в действие:

- годовую с отчета за 2000 год N 1-ЕГС "Единый отчет о преступности";

- месячную с отчета за январь 2000 года N 4-ЕГС "Сведения о состоянии преступности и результатах расследования";

- полугодовые с отчета за 1 полугодие 2000 года:

- N 2-ЕГС "Сведения о лицах, совершивших преступления";

В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" были утверждены и введены в действие:

Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений;

Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов;

форма N 1 - статистическая карточка на выявленное преступление;

форма N 1.1 - статистическая карточка о результатах расследования преступления;

форма N 2 - статистическая карточка на лицо, совершившее преступление;

форма N 3 - статистическая карточка о движении уголовного дела;

форма N 4 - статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности;

приложение к статистической карточке формы N 6 на преступление по делу частного обвинения.

форма N 5 - статистические карточка о потерпевшем

форма N 6 – статистическая карточка о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции.

Решением Генерального прокурора Российской Федерации в состав проекта включены прокуратуры Республики Татарстан, Орловской, Псковской, Смоленской, Тульской областей, Приволжская транспортная прокуратура, а также (по согласованию с соответствующими ведомствами) территориальные подразделения правоохранительных органов указанных регионов.

По заказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработано специальное программное обеспечение формирования единого хранилища данных документов первичного учёта в сфере уголовно-правовой статистики, которое и будет отработано на объектах пилотной зоны.

По завершении опытной эксплуатации данной системы в пилотной зоне с 1 июля 2013 г. планируется поэтапный ввод в действие ее в других субъектах Российской Федерации[1]

Предмет и структура правовой статистики.

Повышение эффективности правоохранительной и правоприменительной деятельности юридических органов, совершенствование управления в системе этих органов во все большей степени базируется на глубоком анализе статистической информации.

Правовая статистика отражает социально-правовую сторону жизни общества. Она фиксирует и аналитически обрабатывает сведения о социально-значимых юридических фактах, событиях и процессах, значимых сторонах или характеристиках этих фактов, событий, процессов; одновременно она содержит характеристики самой правоохранительной деятельности и потому служит основой для принятия оперативных управленческих решений, научного анализа состояния законности и правопорядка.

Статистика состояния и динамики преступности и судимости является официальной государственной статистикой, она дает информационную базу для оценки положения с преступлениями и для борьбы с этими негативными явлениями. Эти же данные широко используются криминологией, исследующей причины преступности и разрабатывающей научно-обоснованную систему предупредительных мер; изучаются они и другими юридическими науками.

Правовую статистику формируют правоохранительные ведомства по итогам своей правоохранительной деятельности. Это судебные органы, формирующие статистику судимости и гражданско-правовую статистику; эта статистика органов прокуратуры и МВД, отражающая работу их подразделений по охране правопорядка и соблюдению режима законности.

В правовой статистике необходимо различать учетные показатели деятельности, т.е. статистику принимаемых правоохранительными органами решений и результатов их исполнения, и статистику отражающую объективную действительность - социальные явления (процессы и события), по поводу которых принимаются эти решения и оцениваются результаты действий. Например, оценка для какого-то региона уровня преступности, удельного веса латентности, структурных изменений при объяснении статистической картины преступности и оценке эффективности борьбы с преступностью. Иными словами, в системе статистических показателей, используемых конкретным юридическим ведомством, следует различать показатели работы организационных единиц этого ведомства и показатели учитываемого события, факта или лица, по поводу или в связи с которыми эти организационные единицы действуют, добиваться согласования структуры показателей о лицах и фактах. Ведомственные системы статистических показателей должны содержать скоординированные элементы общей системы показателей правовой статистики в целом - Государственной правовой статистики, показывающей количество наиболее опасных преступлений, основные показатели личности преступников, сумму ущерба, сроки расследования и судебного рассмотрения, виды государственного реагирования и т.п.

Вместе с тем полного слияния ведомственных систем статистики не может произойти, так как каждое юридическое ведомство имеет свои цели, задачи и функции, которые лишь частично решают конечную задачу на общегосударственном уровне.

Статистика, как и другие общественные науки, изучает самые различные общественные явления. Однако, в отличие от других наук она исследует количественную сторону общественных явлений, применяя для этого выработанные ею особые научные приемы. Это составляет ее предмет, который конкретизируется применительно к отдельным отраслям статистики (экономическая, медицинская, правовая и др.).

Одна из многочисленных отраслей статистики - правовая -количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений уголовных, гражданских, административных, их структуру и динамику, причины и условия, меры борьбы с этими нарушениями.

При изучении правовой статистики важно исходить, во-первых, из различного характера правовых нарушений, которые она призвана учитывать, а во-вторых, из различного характера учреждений, которые практически занимаются правовой статистикой. Основываясь на этом делении, правовая статистика подразделяется на три самостоятельных отрасли:

1) Уголовно-правовую, имеющую своим непосредственным объектом количественную сторону преступности и мероприятий по ее предупреждению и включающую статистику органов предварительного расследования, статистику уголовного судопроизводства и статистику исполнения приговора.

Объект регистрации: преступление, преступник, наказание.

2) Гражданско-правовую, непосредственным объектом которой является количественная сторона гражданских правоотношений, рассматриваемых судами, включающую статистику гражданского судопроизводства и статистику исполнения судебных решений.

Объект регистрации: гражданское дело (спор), стороны, судебное решение.

3) Административно-правовую, объектом которой является количественная сторона административных нарушений и мероприятий по борьбе с ними.

Объект: административное правонарушение, лица, меры.

Таким образом, правовая статистика отражает своими показателями все стадии уголовного, гражданского и административного процессов, причем все эти показатели характеризуют, с одной стороны, абсолютные размеры тех или иных правонарушений, а с другой - эффективность работы соответствующих органов.

Если общественные науки (например, уголовное право и криминология) устанавливают качество, материальную природу изучаемых явлений (например, понятие преступления и преступности), количественную характеристику которых стремится дать статистика (структура и динамика преступности).

Таким образом, статистика, основываясь на положениях других наук, должна раскрывать своими цифрами качественные особенности исследуемых явлений. Отсюда статистику можно назвать количественным изучением общественных явлений в целях раскрытия их качественного своеобразия. Если статистические показатели сигнализируют, например, о значительном количестве возвращенных на дополнительное расследование дел, то становится очевидным низкое качество работы следственных органов.

Понятие и предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики.-Отрасли (разделы) правовой статистики и ее место в системе юридических наук.- Научно-практическое значение материалов правовой статистики.

Понятие и предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики

Правовая статистика - это основанная на общих принципах и содержании юридических наук система положений и приемов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними.

Правовая статистика имеет два научных обоснования: с одной стороны, общую теорию статистики, с другой - правоведение как совокупность юридических наук. Именно правоведение исследует качественные особенности, природу правонарушений как статистическую совокупность, объекты исследования правовой статистики и мер социального контроля над ними, реализуемых правоохранительными органами.

Правовая статистика - понятие собирательное потому, что к ней могут быть отнесены статистические сведения, содержащиеся в статистике многих ведомств, в том числе и те которые не относятся к правоохранительным, например различных контролирующих органов.

Правовая статистика отражает своими показателями, как охраняется личность, защищаются гарантированные Конституцией России права и свободы человека и гражданина, все формы собственности и свобода экономической деятельности физических и юридических лиц, общественный порядок и безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Из этого следует, что основной целью правовой статистики является учет нарушений законности, рассматриваемых судами, а также органами МВД, прокуратуры, службы федеральной безопасности, ФТС России, ФСКН России, Минюста России и другими контрольными органами, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством вправе возбуждать уголовные дела, производить предварительное следствие и дознание, а также осуществлять государственные меры социального контроля над этими правонарушениями.

Исследуемые правовой статистикой правонарушения - это категория конкретно-временная, социальная характеристика которой проявляется, в четырех моментах:

§ во-первых, это их историческое происхождение;

§ во-вторых, это деяния (действия и бездействия) конкретных людей, их сознательные волевые поступки;

§ в-третьих, тот урон, который они наносят интересам общества,

§ в-четвертых, количественно-качественные параметры правонарушений, как индивидуального противоправного поведения, так и всей совокупности правонарушений - не статические, а процессы, которые развиваются в пространстве и времени, существенно изменяются в зависимости от изменений, происходящих в условиях социальной жизни людей[1].

Количественные и качественные характеристики массива (множества) правонарушений связаны с тремя признаками статистической совокупности: 1) иррегулярностью, т.е. внешней независимостью отдельных фактов (элементов) - правонарушений, совершенных на данной территории за определенный отрезок времени, 2) относительной устойчивостью и 3) массовостью.

В этом качестве правонарушения могут рассматриваться как во временной плоскости (например, когда изучаемое явление исследуется за квартал, год, ряд лет и т.д.), так и применительно к отдельной территории, региону (скажем, когда количественно-качественные параметры правонарушений фиксируются и изучаются в масштабе страны, в масштабах территории субъекта федерации, города, района). Во всех случаях элементами изучаемой совокупности выступают правонарушение, лицо, виновное в его совершении, и избранная мера государственного контроля.

Судебная статистика, которая сегодня трансформировалась в правовую статистику, берет начало в концепции судебного права как совокупности норм, устанавливающих и регулирующих организацию и осуществление правосудия, т.е. судоустройство - гражданское, административное и уголовное, и теоретически обосновывающих их. По аналогии с судебным правом и статистика, отражавшая количественную сторону отправления правосудия, именовалась судебной.

Исходя из этого следует констатировать, что правовая статистика как отрасль социальной статистики количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений - уголовных, гражданских, административных, их уровень, структуру, динамику и направление развития, причины и условия, им способствующие, всю совокупность мер социального контроля, осуществляемых государством и обществом за этими правонарушениями.




Учитывая то обстоятельство, что правовая статистика исследует не только количественно-качественные параметры правонарушений (состояние, уровень, динамика, структура), но и детерминирующие их факторы, следует отметить, что сведения о подобного рода явлениях, относящиеся к правовой статистике, содержатся и в различных отраслях экономической и иной социальной статистике (например, медицинской, демографической и др.).

Отсюда предметом правовой статистики и будет количественная сторона (в неразрывной связи с качественными особенностями), во-первых, тех правовых явлений, которые входят в сферу деятельности правоохранительных органов и судов, и, во-вторых, сама многогранная деятельность этих органов.

Таким образом, правовая статистика- это количественная сторона: во-первых, преступлений, лиц, совершивших преступления, и потерпевших от преступлений лиц, а также мер государственного контроля за преступностью; во-вторых, гражданских споров и правонарушений, ставших предметом разбирательства в суде, арбитраже или нотариате; в-третьих, административных правонарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных и других контролирующих органов.

Показатели правовой статистики играют весьма серьезную роль в улучшении деятельности указанных органов, так как именно они наряду с другими источниками дают возможность установить, как осуществляется правосудие (по уголовным, административным, гражданским и арбитражным делам) и утверждается судебная власть в государственном механизме как самостоятельная и влиятельная сила, независимая в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной, как защищаются основные права и свободы человека, соблюдаются конституционные права граждан в судопроизводстве, как работают органы внутренних дел, прокуратура, следственные, уголовно-исполнительные, а также органы юстиции и другие административные учреждения и контрольные органы.

Далее важно подчеркнуть, что данные правовой статистики учитывают лишь те преступления, которые стали предметом рассмотрения органов уголовной юстиции (в широком смысле), а также те из возникших гражданских правоотношений (жилищных, трудовых, семейных и др.), которые послужили основанием для обращения в суд или арбитраж с гражданским иском о принудительном осуществлении нарушенного права о защите охраняемого законом интереса, о признании права или были подтверждены в порядке нотариального производства. То же самое, соответственно, относится и к административным правонарушениям.

Природа значительной части правонарушений - их латентность (скрытый характер) - не позволяет правовой статистике полностью (на 100%) учесть совершенные правонарушения. В этом одна из специфических черт данной отрасли статистики по сравнению с другими отраслями социальной статистики. Последние позволяют охватывать учитываемые объекты с исчерпывающей полнотой (например, данные демографической статистики, статистика народнохозяйственной деятельности, капитального строительства, транспорта и связи и т.д.).

Отрасли (разделы) правовой статистики и ее место в системе юридических наук

Различный характер правонарушений, которые призвана учитывать правовая статистика, а также специфические особенности деятельности учреждений, осуществляющих практические меры контроля над ними, обусловливают выделение в ее системе следующих трех самостоятельных отраслей (разделов):

1) уголовно-правовая статистика, имеющая своим объектом количественную сторону преступности и мер государственного социального контроля над ней (наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений);

2) гражданско-правовая статистика, непосредственным объектом которой является количественная сторона гражданских правоотношений, рассматриваемых судом, арбитражем, нотариатом, и вынесенных ими решений;

3) административно-правовая статистика, объектом которой является количественная сторона административных правонарушений и государственных мер социального контроля над ними (меры административного наказания).

Практически правовая статистика отражает своими показателями все стадии уголовного, гражданского и административного процессов, причем все они характеризуют, с одной стороны, статистику принимаемых правоохранительными органами решений (объем проделанной работы соответствующими органами, и результатов их исполнения, с другой - объективную действительность - социальные явления (процессы и события - абсолютные и относительные размеры тех или иных правонарушений), по поводу которых принимаются эти решения и оцениваются результаты действий.

Каждая отрасль правовой статистики - уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно-правовая -- подразделяется на несколько разделов в соответствии с основными стадиями уголовного, гражданского и административного процессов.

В зависимости от стадий уголовного процесса, уголовно-правовая статистика, отражающая своими показателями основные этапы деятельности органов уголовной юстиции по отправлению уголовного правосудия (в широком смысле), подразделяется на:

а) статистику органов уголовного преследования. Это статистика досудебного производства по уголовному делу, отражающая деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

б) статистику судебного производства по уголовному делу, отражающую работу судов всех инстанций по отправлению уголовного правосудия. В этом разделе производится учет, с одной стороны, количественных показателей (число поступивших в суды уголовных дел, их движение, количество осужденных и оправданных лиц, штатную численность и дислокацию судов и т.д.), с другой - качественных показателей (сроки рассмотрения уголовных дел, виды и размеры наказания и т.д.);

в) статистику исполнения приговоров, отражающую деятельность органов уголовно-исполнительной системы по реализации назначенного судом уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений. (См. таблица 1, 2.)

Таблица 1.

Распределение осужденных по основным мерам наказания, назначенным судами
(в процентах к итогу)

Осуждено - всего
в том числе:
к лишению свободы 34,2 34,5 29,9 31,0 32,5 32,5 34,9 34,5 33,0
к исправительным работам без лишения свободы 18,3 8,9 4,3 5,1 5,2 4,6 4,9 4,6 4,4
к условному осуждению к лишению свободы и к иным мерам наказания 11,2 21,5 45,9 54,5 55,0 52,4 48,4 46,3 44,7
к штрафу 9,5 11,4 5,3 6,1 6,5 9,9 10,3 10,8 12,8
к другим мерам наказания 6,5 5,5 14,6 3,3 0,8 0,6 1,5 3,8 5,1

Таблица 2.

Число лиц, содержавшихся в местах лишения свободы
(на конец года; тысяч человек)

Содержалось в местах лишения свободы – всего 1017,9 925,1 980,2 877,4 847,0 763,7 823,4 871,6
в том числе:
в исправительных колониях 702,0 671,4 749,5 721,1 681,3 600,4 644,7 696,9
по полу:
Женщин 32,4 39,7 47,7 40,8 39,5 35,0 40,8 47,6
Мужчин 669,6 631,7 701,8 680,2 641,8 565,4 603,9 649,3
по возрасту, лет:
От 18 до 25 включительно 346,9 218,7 238,8 217,2 197,5 180,2 186,9 201,5
От 26 до 55 включительно 329,4 438,0 493,8 488,1 467,2 405,0 441,6 478,1
От 56 до 60 включительно 18,6 8,3 9,3 8,6 9,8 9,4 11,0 11,9
старше 60 7,1 6,4 7,5 7,1 6,8 5,8 5,2 5,4
в воспитательных колониях 20,8 17,2 18,7 11,0 16,5 13,4 14,5 12,8
по полу:
женского пола 1,2 1,0 1,1 0,7 0,9 1,0 1,0 0,8
мужского пола 19,7 16,2 17,5 10,3 15,5 12,4 13,5 11,9
по возрасту, лет:
от 14 до 15 включительно 4,3 1,5 2,3 1,2 1,9 1,0 1,0 0,9
от 16 до 17 включительно 13,7 11,4 11,7 7,1 11,4 9,2 9,7 8,4
18 и старше 2,8 4,3 4,6 2,6 3,2 3,2 3,8 3,5
в СИЗО и тюрьмах, а также в помещениях, функционирующих в режиме СИЗО и тюрем 295,2 236,5 212,0 145,4 149,2 149,9 164,1 162,0
в том числе содержалось несовершеннолетних 19,7 11,1 7,3 8,1 8,8 8,3 8,2 6,5
Осуждены к лишению свободы 3 раза и более 270,0 164,0 175,7 160,6 154,5 125,7 132,9 144,0

Показатели уголовно-правовой статистики характеризуют, с одной стороны, деятельность органов предварительного расследования, судов и уголовно-исполнительных учреждений, а с другой стороны - состояние преступности.

Вторым элементом правовой статистики является гражданско-правовая статистика. Ее основная цель - учет гражданско-правовых споров, находящихся на разрешении судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также учет результатов их деятельности по рассмотрению споров. К ней относится учет и таких гражданских правоотношений, которые, не будучи связаны с правонарушением и не являясь предметом гражданского спора, удостоверяются в административном, нотариальном порядке или в порядке бесспорного судебного производства (например, выдача нотариусом свидетельства о праве наследования, удостоверение завещаний и пр.).

Гражданско-правовая статистика подразделяется на два раздела:

1) статистику гражданского судопроизводства, отражающую работу судов всех инстанций по рассмотрению гражданских споров. Этот раздел включает, во-первых, учет основных процессуальных действий суда: сроки рассмотрения, вынесение решений, рассмотрение дел в кассационной и надзорной инстанциях и пр. Сюда же относится учет деятельности органов прокуратуры в области надзора за работой судов по рассмотрению ими гражданских дел (ст. 376, 377ГПК).

В данном разделе отражается также деятельность арбитражных судов и нотариата;

2) статистику исполнения судебных решений, освещающую деятельность судебных исполнителей по приведению в исполнение решений судов по гражданским делам.

Правовая статистика представляет собой систему методов общей теории статистики, применяемых к сфере изучения правонарушений, мер социального контроля над ними.

Правовая статистика является современной научной дисциплиной, статистической наукой, которая изучает различные характеристики и стороны различных социальных явлений, исследует количественные показатели, которые связаны с применением норм права и реализацией правовой ответственности. Статистические показатели характеризуют уровень, структуру и динамику преступлений и правонарушений, причины и условия девиантного и деструктивного поведения.

Показатели и цифры, которые используются в правовой статистике, предоставляют возможность определения уровня правопорядка в обществе путем цифровой характеристики. Используя определенные правила, можно охарактеризовать деятельность органов внутренних дел, прокуратуры, судебных органов, иных органов правоохранительной направленности и исполнительной власти.

Социологи выделяют следующие виды правовой статистики:

  • Уголовно-правовая. Ее основное назначение – изучение количественной и качественной стороны преступности, судимости и деятельности органов государственной власти по борьбе с преступностью, предупреждением преступных проявлений, исправлением правонарушителей.
  • Гражданско-правовая. Специалисты осуществляют учет гражданско-правовых споров, находящихся на разрешении судов различных инстанций. Учитывается также общий результат деятельности данных органов.
  • Административно-правовая. Осуществляется учет административных правонарушений по их видам, в том числе исходя из причиненного ущерба, характера административного наказания за совершенные правонарушения, мер воздействия на правонарушителей и т.п.
  • Арбитражно-правовая. Направлена на изучение количественной информации о хозяйственных спорах, хозяйствующих субъектах.

Правовая статистика преподается в вузах, выступая в качестве специального предмета и научной дисциплины, изучается в вузах МВД, ФСИН, на юридических факультетах. Современные студенты должны уметь применять знания, связанные с правовой статистикой, в своей служебной деятельности, владеть основными теоретическими вопросами в данной области. Специалист должен также владеть основными теоретическими моментами, связанными с методиками специального наблюдения, обобщения сводок и группировкой обобщающих показателей. В практическом плане без статистики невозможно представить деятельность органов внутренних дел и прокуратуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи правовой статистики:

  • информирование об уровне преступности;
  • информирование об уровне правонарушений;
  • выявление взаимосвязей с политическим, социальным, экономическим положением в стране;
  • изучение процесса развития некоторых явлений и процессов.

Рисунок 1. Правовая статистика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Характеристика правовой статистики

Научная основа правовой статистики представлена положениями общетеоретических наук, которые изучают различные формы социальной жизни на основе фундаментальных и прикладных исследований в разных областях.

Основное метод правовой статистики – статистическое наблюдение, которое представляет собой специфический метод, и первую стадию любого научного изучения.

Организация статистического наблюдения включает в себя следующие положения:

  • Определение целей и задач.
  • Выбор объектов изучения.
  • Установление единиц наблюдения, совокупности, измерения.
  • Составление программ наблюдения.

Таким образом, правовая статистика осуществляет подсчет определенных показателей, характеризующих деятельность правоохранительных органов, а также иных организаций и структур, которые заняты в сфере уголовно-процессуального, гражданского, административного и иного законодательства. Обобщение данной статистики имеет важное значение для анализа проблем преступности и правонарушений, поиска средств, позволяющих снизить уровень правонарушений и преступлений в каждом конкретном государстве и мире в целом.

Правонарушения и преступления при этом могут рассматриваться как во временной плоскости, так и применительно к отдельной территории или региону. Во всех случаях изучается лицо, которое совершило преступления и правонарушения, а также избранные в отношении него меры государственного контроля, принуждения.

Рисунок 2. Отрасли правовой статистики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Перспективы развития правовой статистики как науки

Правовая статистика обособилась в науку сравнительно недавно, и потому имеет определенные перспективы для дальнейшего развития. Так, сегодня формируются несколько отраслей, которые регламентируют не только статистику по праву в целом, но и обобщают правовую статистику на определенном уровне, например, судебная статистика анализирует сторону отправления правосудия.

Предметом правовой статистики является количественная сторона преступности, которая связана, в свою очередь, с ее качественной стороной, а также анализ правового положения потерпевших, свидетелей, иных сторон, которые имели отношения к рассматриваемым преступлениям или правонарушениям.

Спецификой правовой статистики является то, что она может учитывать лишь раскрытые преступления, то есть те, которые стали очевидными, известными правоохранительным органам. Нельзя обобщать статистику по неочевидным, нераскрытым преступлениям, а также неизвестным правоохранительным органам (латентная преступность). К ним относятся те преступления, которые не попали в официальную статистику, сводку, соответственно, и обобщить информацию о них не представляется возможным до тех пор, пока они не будут выявлены или раскрыты.

  • Правовая статистика — система концепций и методов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними.

Правовая статистика является одной из отраслей статистической науки, которая своими показателями отображает количественную сторону разных социальных явлений, связанных с применением норм права и реализацией правовой ответственности: характеризует уровень, структуру и динамику, причины и условия проявлений разных правонарушений и мероприятия по борьбе с ними в конкретных условиях и пространства и времени.

Связанные понятия

Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Правовая (юридическая) экспертная система — предметно-ориентированная экспертная система, которая использует искусственный интеллект для эмуляции работы эксперта в области права в части принятия решений.:172 Юридические экспертные системы используют базы правил и базы знаний и механизм вывода для накопления, реферирования и получения экспертных знаний по конкретным предметам в правовой области.

Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Характер поведения сторон в.

Оценка регулирующего воздействия, или анализ регуляторного воздействия (влияния), ОРВ / АРВ (англ. Impact Assessment, Regulatory Impact Assessment, Regulatory Impact Analysis, RIA, нем. Gesetzesfolgenabschätzung, GFA, фр. l'évaluation des politiques publiques et aux études d'impact) — оценка социально-экономических последствий вводимого или введённого ранее государственного регулирования. Является разновидностью оценки программ и политик. В разных странах может существенно отличаться по охвату (видам.

Правова́я систе́ма — совокупная связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации.

Упоминания в литературе

– систематическая специальная информация правоохранительных и контрольных органов, прокуратуры и суда о динамике соблюдения законодательства в разных сферах в рамках статистической информации собственно юридических показателей. Ведут регулярную правовую статистику МВД России и Генеральная прокуратура в виде месячной, квартальной, полугодовой и годовой отчетности. Есть и судебная статистика, публикуемая в Бюллетене Верховного Суда РФ, Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ, Вестнике Конституционного Суда РФ;

Связанные понятия (продолжение)

Институт права или правовой институт — объективно обособившаяся внутри той или иной отрасли группа взаимосвязанных однопорядковых юридических норм.

Правовой режим — это совокупность правил, регулирующих ту или иную сферу деятельности; специальный закрепленный в нормативно-правовых актах различного уровня порядок регулирования общественных отношений основанный на установленных и обеспеченных государством правовых средствах, направленный на формирование благоприятных условий для удовлетворения интересов субъектов права, выражающийся в специфике способов и гарантий его реализации, ответственности за нарушение его требований и основывается на действии.

Эффективное управление (англ. good governance - "хорошее управление") - это новая концепция государственного управления, которая не имеет в русском языке точного эквивалента. Впервые теория была предложена в 1997 г. в документах Программы развития ООН. В этих документах эффективное госуправление рассматривается как осуществление экономической, политической и административной власти в целях руководства делами страны на всех уровнях. Предполагается, что управление строится на основе принципов разделения.

Хозяйственный учёт возник в глубокой древности. Его возникновение и развитие обусловливались материальным производством общества. Обязательным условием существования человеческого общества является производство материальных благ, которые необходимы для удовлетворения потребностей человека в виде жилища, одежды и т.д.С развитием человеческого общества изменялись способы учета и техника отражения явлений материального производства. Так, при первобытнообщинном строе, объектами учета являлись общинные.

Функции права — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

При́нципы пра́ва — руководящие нормы права,определяющие содержание и направления правового регулирования.

Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного плана во благо общества и укреплению государства.

Криминологи́ческая эксперти́за — это проводимое специалистами-криминологами исследование нормативных актов и их проектов, деятельности государственных органов и должностных лиц, призванное дать оценку их влияния на состояние и тенденции преступности в стране или регионе; юридическая экспертиза.

Теория национальной безопасности — междисциплинарное направление фундаментальной науки, которое изучает состояние защищенности национальных интересов человека, общества и государства от различных опасностей и угроз.

Юридическая техника — совокупность методов, средств и приёмов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства.Важнейшая разновидность — законодательная (правотворческая), в частности правоприменительная техника.

Внутренний контроль имеет широкое определение как процесс, осуществляемый органом управления организации или другими сотрудниками, с целью получения информации относительно выполнения следующих задач.

Предупрежде́ние престу́пности — система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений.

Рейтинг качества городской среды — метод расчета и сравнения качества городской среды обитания (проживания), который основан на сборе, описании и оценке количественных и качественных показателей. Количественными показателями являются ежегодные статистические данных по городам Российской Федерации, а качественными характеристиками — собственные характеристики субъекта оценки. Цель составления рейтинга — проведение комплексного, коллективного, публичного анализа городской среды обитания, сопоставление.

Административный регламент — официальный документ, регламентирующий предоставление государственными органами услуг гражданам и организациям.

Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права и гражданского права.

Экологическая информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан и так далее, независимо от формы их предоставления, освещение экологической ситуации в населенном пункте.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Полити́ческая систе́ма о́бщества или полити́ческая организа́ция о́бщества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Администрати́вное пра́во — это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Организационное проектирование — важнейший начальный этап создания любой организации или подразделения. Это определение будущей структуры организации, её систем управления, процедур выполнения действий, административных, технологических взаимодействий между всеми элементами.

Принципы права социального обеспечения – руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в сфере социального обеспечения. Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только собственного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права.

Ме́неджмент (англ. management — управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) или управление производством — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем. По институциональным сферам ориентирован на: предпринимательство, государственные социально-экономические системы, некоммерческие организации и т. д. Менеджмент также — академическая дисциплина, социальная наука.

Социальный контроль — механизм поддержания социального порядка, основанный на проверке фактически достигнутых результатов деятельности с ожидаемыми — нормативными или запланированными путём применения властных полномочий и санкций.

Принципы применения силы это стандарты, позволяющие сотрудникам правоохранительных органов и представителям населения определять допустимый уровень применения силы к подозреваемым в нарушении правопорядка в зависимости от конкретных обстоятельств. Во многих странах такие стандарты закреплены законодательно или судебной практикой и являются основой должностных инструкций сотрудников правоохранительных органов.

Конституционная экономика — научно-практическое направление на стыке экономики и конституционализма, описывающее и анализирующее взаимное влияние правовых и экономических факторов при принятии государственных решений, которые затрагивают экономические и социальные права, гарантированные в Конституции, а также взаимоотношения проблем применения Конституции со структурой и функционированием экономики.

Охрана труда — система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Регуля́торы обще́ственных отноше́ний — совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.

Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Бухга́лтерский учёт, арх. счетово́дство — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.

Классификатор видов экономической деятельности (КВЭД, укр. класифікатор видів економічної діяльності, КВЕД) — основным назначением КВЭД является определение и кодировка основного и второстепенных видов экономической деятельности юридических лиц на Украине, обособленных подразделений юридических лиц (статистических единиц), которая осуществляется органами государственной статистики, и их отражение в ЕГРПОУ.

Государственный надзор (контроль) — это регулярный мониторинг специальными государственными органами и их должностными лицами за деятельностью неподчинённых им физических и юридических лиц, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований нормативно-правовых актов, в процессе которого могут применяться меры государственного принуждения.

Безопа́сность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях.

Акт применения права — это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.

Пра́во — понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

О́трасль пра́ва — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

Читайте также: