В морали этой истории ушинский показывает свое убеждение что ребенок должен знать свои обязанности

Обновлено: 02.07.2024

Представляю вам подборку цитат педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского (1823 — 1871).

Он заслуженно считается основоположником научной педагогики в России.

Цитаты сведены по темам: воспитание, труд, воспитатель, педагогика, человеческие проявления, характер, знания, задачи воспитания, родители и дети, язык, страх, обучение, любовь, педагогическая литература, книги и чтение, душа, гнев, личность, гимнастика, люди, цель жизни, дурные привычки, счастье.

О воспитании

Воспитание — величайший вопрос человеческого духа.

Воспитание, скромное по наружности дело, в тоже время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения.

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.

Самая важная часть воспитания — образование характера.

Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки.

Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины.

Детским чувством, точно так же как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его.

Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни.

Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.

О труде

Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека.

Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад.

Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства.

Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а ,вместе с тем и нравственности, и счастья.

Всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединились в его деятельности.

Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного.

Кстати, цитаты о работе

О воспитателе

Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.

Лучше иметь одного хорошего воспитателя в школе, чем целый десяток отличных учителей.

Природные воспитательные таланты, сами по себе прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какие либо другие таланты, а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей.

Кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности, не может воспитывать детей.

Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться.

Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.

О педагогике

Педагогика — первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека.

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека.

До сих пор педагогика больше думает о том, как учить… чем о том, для чего учиться… При выборе предметов ученья везде еще следуют рутине, ничем не оправдываемым преданиям и обычаям и даже глупейшей моде.. Мы валим в детскую голову всякий, ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать… Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека и выбросить все, что держится только по рутине и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым.

О человеческих проявлениях

Быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле.

Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности; не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю.

Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.

Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.

Властолюбие, вытекающее из стремления наслаждаться почетом и всеми атрибутами власти, люди презирают.

О характере

Теоретическая жизнь ума образует ум; но только практическая жизнь сердца и воли образует характер.

Сила характера, независимо от его содержания, — сокровище ничем не заменимое. Она почерпывается единственно из природных источников души, и воспитание должно более всего беречь эту силу, как основание человеческого достоинства.

Сильный характер, как и сильный поток, встречая препятствия, только раздражается и усиливается еще более; но зато, опрокинув препятствие, прокладывает для себя и глубокое русло.

Убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело.

О знаниях

Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.

Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой.

О задачах воспитания

Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа.

Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания.

Воспитание призвано оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности.

О родителях и детях

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы.

Не в умственных способностях женщины, но в характере ее природы скрыты богатые средства для воспитания детей. Сосредоточенность внимания, точность, терпение, настойчивость, любовь к порядку, нежность, манеры, вкус и, наконец, врожденная любовь к детям — все это такие качества, которые встречаются скорее в женщине, нежели в мужчине.

Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью.

Кстати, цитаты про родителей и цитаты о детях

О языке

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.

Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ.

Язык – не есть что-либо отрешенное от мысли, а, напротив — органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вырастающее.

Родной язык — предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты.

О страхе

Страх — это самое угнетающее из человеческих чувствований.

Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не умеряемая страхом, производит гибельную дерзость и буйство.

Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.

Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке.

Об обучении

Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения.

Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.

Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу.

О любви

В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и смелость, и даже гнев и ненависть.

Посредством любви можно так воспитывать дитя, чтобы оно привыкло безусловно повиноваться воспитателю без наказаний и наград.

Любовь — единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим.

Кстати, цитаты о любви

О педагогической литературе

Педагогическая литература, живая, современная и обширная, вырывает воспитателя из его замкнутой, усыпительной сферы, вводит его в благородный круг мыслителей, посвятивших всю свою жизнь делу воспитания.

Педагогическая литература должна выражать, сохранять и делать для каждого доступными результаты педагогической практики, на основании которых только и возможно дальнейшее развитие общественного воспитания.

О книгах и чтении

Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело.

Книга, имеющая столь важное значение для человека, сколько-нибудь тронутого развитием, так же как природа и опыты жизни, остается немою не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу, не сумеет извлечь из мертвой буквы живой мысли.

Кстати, цитаты о книгах

О душе

Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания.

Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать лицом к лицу с своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, никакою привычкою, — только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других.

Кстати, цитаты о душе

О гневе

Состояние бестолкового, необузданного гнева так же гибельно, как и состояние бестолковой доброты или нежности.

Под влиянием гнева мы возводим такие обвинения на человека, возбудившего в нас гнев, какие показались бы нам забавными в спокойную минуту.

О личности

Только личность может действовать на развитие и определение личности. Только характер может образовать характер.

В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя. Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания.

О гимнастике

Практика показывает, что гимнастика, специализируя так или иначе произвольные движения человека, излечивает множество застарелых болезней.

Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения.

О людях

Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек.

Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала, и зерна многих великих идей созрели незримо в радужной оболочке юношеских утопий.

Кстати, цитаты о людях

О цели в жизни

Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.

Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он.

Кстати, цитаты о смысле жизни ицитаты о цели

О дурных привычках

Сколько превосходных начинаний и даже сколько отличных людей пало под бременем дурных привычек.

Пьяному и на светлой улице темно.

О счастье

Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека.

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.

Кстати, цитаты о счастье

Как это нередко бывает с выдающимися учеными и мыслителями, многие педагогические идеи Ушинского до сих пор не реализованы на практике. Идеи демократичного и осмысленного обучения и воспитания в школе и сейчас воспринимаются как привлекательные, но труднореализуемые задачи.

Цитаты про Ушинского

Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

  • цитаты Коменского
  • цитаты Руссо
  • цитаты Толстого
  • цитаты Макаренко
  • цитаты Станиславского
  • цитаты Сухомлинского

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.


Имя Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании.

Жизнь и педагогическая деятельность.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывш. Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.

В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом.

Ушинский, невзирая на противодействия реакционных педагогов, смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики.

В качестве преподавателей Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты: по литературе - В. И. Водовозов, по географии - Д. Д. Семенов, по истории - М. И. Семевский и другие. Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду, сверх общеобразовательных семи класса был введен двухлетний педагогический класс.

Воспользовавшись обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института.

Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К. Д. Ушинского.

В своем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму, однако путь этот остался незавершенным. Хорошо изучив различные философские системы, критически используя положительные элементы этих систем, он стремился выработать свое, самостоятельное, оригинальное мировоззрение.

В своих воззрениях на природу Ушинский следовал эволюционному учению Дарвина. В теории познания и в психологии у него много материалистических элементов. В противоположность метафизическим умозрительным абстрактным системам психологии, как например Гербарта, Ушинский пытался построить психологию на основах физиологии. Но в вопросах социологических он стоял на идеалистических позициях, как и большинство просветителей, признавая двигательной силой общественного развития разум, идеи.

В той же статье Ушинский бичует праздность и высоко ценит труд, указывает, что именно труд создает ценности, но в оценке труда в развитии общества и человека он все же придерживается идеалистической точки зрения. Ушинский горячо приветствовал падение крепостного права, мечтал о свободном развитии России, но считал, что это развитие должно совершаться не революционным, а мирным путем. По политическим взглядам Ушинский был буржуазным демократом. Он признавал право народа управлять государством.

Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени. Отвергая умозрительное, кабинетное построение педагогической теории, Ушинский предостерегал также против эмпиризма в педагогике, справедливо указывая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы удачном, опыте воспитательной работы.

Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических элементов. Он рассматривает психическую жизнь в ее развитии. Ушинский правильно упрекал Гербарта в метафизичности и односторонности, указывал на ограниченность психологических воззрений другого пользовавшегося в те времена большой известностью немецкого психолога Бенеке.

Он стремился рассматривать психику не абстрактного человека, находящегося вне времени и пространства, а живущего, действующего, развивающегося в определенной среде. Ушинский правильно считал, что воспитание зависит от исторического развития народа. Сам народ прокладывает дорогу в будущее, а воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, поможет идти по ней и отдельным личностям и новым поколениям. Поэтому нельзя выдумывать систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем.

Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского.

Особенно подробно он останавливается на критике реакционной немецкой педагогики того времени, на которую ориентировался царизм. Ушинский доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русскую почву. К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. К. Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине, доказав ее подвигами в борьбе с польскими интервентами в начале XVII века, в Отечественной войне 1812 года, в Крымской кампании 1853-1855 годов.

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. Любовь к родине, писал Ушинский,- это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.

Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности и заласканности. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности. Ушинский бичует эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки. Отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания, мы должны вместе с тем иметь в виду, что нравственность у него соединяется с религией. Однако было бы неправильно не отметить, что его взгляды на религию менялись. В своей предсмертной статье Ушинский говорил, что хотя школе и не следует противоречить церкви, но она должна строиться не на единых с нею основаниях, будучи призвана удовлетворять и потребностям реальной жизни, и что религиозное образование само по себе, а светское - само по себе.

Если во взглядах Ушинского на нравственное воспитание вначале преобладал религиозный элемент, то затем он отводил в нравственном воспитании главное место гражданским задачам - подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.

Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются:

Деятельность и активность ребенка.

Труд и его воспитательное значение. К. Д. Ушинский совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности. И в процессе нравственного воспитания и в обучении он всегда подчеркивает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки.

В своих психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое значение воли. Обучение он понимает как активный, волевой процесс, предостерегая против забавляющей педагогики и приучая детей к умению преодолевать трудности. Ребенку в процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжению воли, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное. Взгляды его на важное значение деятельности и активности ребенка ярко выражены в высказываниях о труде. Ушинский считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд.

Дидактика К. Д. Ушинского.

Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т. е. произвольное, и пассивное, т. е. непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.

Говоря о памяти и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти. Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности.

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности.

Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В понимание и применение этих принципов он также внес много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Так, он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм. В процессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний. Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

Критика теорий формального и материального образования и классической школы.

К. Д. Ушинский об уроке и методах обучения.

Учитель и его подготовка.

Значение К. Д. Ушинского в развитии педагогики и школы.

Великий педагог посвятил всю жизнь общественно-педагогической работе, изучению проблем воспитания, самовоспитания, обучения, нравственности и других. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского, выражено в его научных трудах, афоризмах, цитатах, высказываниях о воспитании детей и педагогике.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ К. Д. УШИНСКОГО О САМОВОСПИТАНИИ

  • Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения.
  • Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания.
  • Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.
  • Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.

ЦИТАТЫ О МЕТОДАХ И СРЕДСТВАХ ВОСПИТАНИЯ

  • Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке.
  • Любовь — единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим.
  • Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не умеряемая страхом, производит гибельную дерзость и буйство.
  • Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.
  • Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его.
  • Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.
  • Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
  • Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.
  • Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения.
  • Страх — это самое угнетающее из человеческих чувствований.
  • Состояние бестолкового необузданного гнева так же гибельно, как и состояние бестолковой доброты и нежности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

  • Основной целью воспитания человека может быть только сам человек … а в человеке цель воспитания составляет душа.
  • Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека.
  • Воспитание (призвано) оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности.
  • Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ВОСПИТАНИИ И ПЕДАГОГИКЕ

  • Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.
  • Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
  • Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу.
  • Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки.
  • Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
  • Самая важная часть воспитания — образование характера.
  • Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
  • Воспитание — величайший вопрос человеческого духа.
  • Педагогика — первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека.
  • Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины.
  • Воспитание, скромное по наружности дело, в тоже время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Предлагаю обратиться к педагогике Ушинского К.Д., великого русского педагога-учителя 19 века, в некотором смысле основателя теории
Русской педагогической науки, не сбрасываемого со счетов ни до, ни тогда, ни после.

Что говорит нам этот великий ум про воспитание и начало обучения детей? Попробуем выделить из первой части его творчества квинтэссенцию и посмотрим: как проецируется она на взаимосвойственные отношения наших подрастающих детей с подрастающими детьми времён Ушинского.

Итак, век 19, взгляды Ушинского на педагогику и обучение:

1. Приступим к обучению ребенка. Во сколько лет? За месяц-два в шестилетнем возрасте происходит столько перемен, сколько за год в 10-15 лет. Лучше начать изучение некоторых предметов позднее, а не раньше, как стало принято, иначе нанесешь вред ребенку. "Есть и такие предметы которые неопределимые по возрасту, и некоторые стараются понизить этот предмет до детского уровня (понимания). Например: познакомить малюток с событиями отечественной истории, и начинают перекраивать исторические личности на детский лад: понаделывают из Святославов и Владимиров детских куколок и радуются, что дети знают отечественную историю. Но спрашивается, а для чего такая история ребёнка? Чтобы он потом узнал каким глупостям его учили в детстве? Для чего же торопиться." Константин Дмитриевич считал, что ребёнка нужно подготавливать к изучению предмета: читать ему рассказы, где нужно, рассказывать о библейских событиях и т.д. Но и опоздание имеет своё дурное влияние. Душевные силы ребёнка не направленные вовремя на учебные занятия, принимают часто такое направление, с которым потом приходится бороться и не всегда удачно. Но встречаются и такие дети, которые дурно учатся из-за того, что их отдали в школу или посадили за азбуку слишком рано. Ушинский считает, что наиболее оптимальный возраст для обучения 7 лет. Православная церковь допускает детей к исповеди с 7 лет. Согласно с физиологией и психологией этот год признаётся годом детского возраста и окончанием младенчества, началом отрочества. Начало отрочества должно быть вместе с началом обучения.

2. А с чего начинать обучение? С азбуки? Так считали всегда. Но чем моложе ребенок, тем меньшего способен он к постоянству деятельности. Посади его за книжку и, если он утомится, то перестает воспринимать материал, а если его отвлечь: предложить попеть, посчитать, порисовать. то потом он вновь внимателен и понятлив.Приучать же ребёнка к постоянству деятельности в одном направлении нужно осторожно. В первое время ученья, чем разнообразен будет ваш урок, тем больше вы успеете сделать. Если за 2 часа занятий, дети у вас и почитают и попишут, и порисуют и пропоют 2-3 песенки, и посчитают и послушают сказку или библейскую историю, то в конце месяца сумма приобретённого ими, и то что они приобрели в каждом отдельном знании и умении, т.е можно сказать, что на таких разнообразных занятиях во время урока, они сделают больше успехов в чтении, чем сделали бы тогда, если бы вы каждый урок посвятили чтению.

3. Как организовать обучение? Константин Дмитриевич в своей книге для учащихся, советует начинать учение лучше несколько позднее, и назначать для него сначала как можно меньше времени, но с первого раза сразу отделить его от игры, и сделать серьёзной обязанностью для ребёнка. Сделать занятие для ребёнка занимательным-вот основная задача первоначального обучения. С первых уроков нужно приучать дитя полюбить свои обязанности и находить удовольствие в их исполнении. Час утром и полчаса после обеда, на следующий год постепенно добавлям.Ушинский был против внеклассных уроков, он считал, что они приносят ничтожную пользу. Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в школьном возрасте принадлежит школе. Школа не должна занимать всю жизнь ребёнка, и мешать своими уроками влиянию других воспитателей человека: природы и жизни. Итак, при первоначальном обучении, дети должны выполнять свои уроки в школе под руководством учителя, который сначала должен научить ребёнка учиться, а потом доверить это ребёнку самому. Уроки нужно разнообразить, чтобы не заставлять ребенка страдать от неподвижости и скуки. Если так построить уроки, то дети лучше будут усваивать материал и проявлять больший интерес к урокам.

В разумно устроенной школе наказаний за лень быть не может, потому что уроки выучиваются в школе (классе), наказаний за шалости - так же, потому что дети постоянно заняты и на шалость у них просто не хватает времени. Всё, что может быть в такой школе, так это самые незначительные взыскания за невнимательность или поощерения за внимание.

5. Первые уроки не должны выглядеть как уроки. Лучше в форме бесед, знакомств. Константин Дмитриевич считает, что на уроках с детьми, так же можно попеть какую-нибудь песенку, дети отдохнут и всё придёт в порядок и дети начнут работать по-прежнему. Ушинский объясняет, что с первых уроков в школе, не нужно начинать учить письму и чтению, для ребёнка в школе и так очень много нового и неизвестного.

6. Ушинский говорил: « Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей, единственно через посредство отечественного языка, и наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка."

7. Первоначальное обучение отечественному языку разделяются на три совместно идущие занятия:наглядное обучение,приготовительные упражнения в письме, звуковые упражнения.

В дальнейшем, в первой части своего труда К.Д. Ушинский обращает внимание на изучение родного языка, но таким способом, что чем меньше учитель берет на себя труда в изучении языка, тем более этот труд падает на ученика, тем быстрее он усваивает материал. Важное значение уделяет наглядности.Учите ребёнка 3 словам, и он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребёнок усвоит их на лету. Вы объясните ребёнку простую мысль и он вас не понимает, но если объясните тому же ребёнку сложную картинку, и он вас быстро поймёт. Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному-по картинкам, другому без - и тогда можно оценить всё значение картинок для ребёнка. Ушинский советует учителю, который приступает к первоначальному обучению, достать интересные картины с природой, животными, с растениями и т. д. Составить план бесед по этим картинам. Успех от наглядного обучения очевиден.

На первых уроках письма, учитель должен ознакомить детей с доской, мелом. Он объясняет как правильно рисовать или писать на доске, как правильно держать мел. На своих уроках учитель старается собрать и сосредоточить всех детей. Константин Дмитриевич советует пользоваться общим приёмом первоначального обучения: удачный ответ одного ученика, должен быть повторён целым классом.

Следует отметить, что идеи Ушинского гармонично входили и в советскую педагогику.

М.И.Калинин: "Чтобы действительно воспитывать, для этого надо не только хорошо знать свое дело, но иметь еще чистую душу. Под "душой" Ушинский понимал моральный облик воспитателя, его нравственность или то, что еще называется совестью. Я считаю, что по существу Ушинский был прав, выдвигая такое требование."

Крупская Н.К.: "Биография Ушинского, знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике."

А. С. Макаренко - выдающийся советский педагог и писатель, высоко ценил педагогическое наследие К. Д. Ушинского. В своих воспоминаниях бывшие педагоги и воспитатели колонии им. А. М, Горького и коммуны им. Ф. Э. Дзержинского отмечают, что А. С. Макаренко творчески использовал педагогические принципы К. Д. Ушинского в своей практике учебно-воспитательной работы.

Дорогие друзья! С Новым годом

и наступающим Рождеством Христовым!

youtube com
vk com

    / / / / / /
  • А. А. Никольская ― Психология обучения в трудах К. Д. Ушинского

А. А. Никольская ― Психология обучения в трудах К. Д. Ушинского


Жизнь и деятельность К. Д. Ушинского были предметом изучения в дореволюционный период ([3], [6] и др.). Но особенно кропотливое их исследование началось в советский период развития педагогической науки. Анализом его творчества занимались многие видные деятели советской педагогики [5], [9] и психологии [1], [4], [8] и др. Однако творческое наследие К. Д. Ушинского далеко не исчерпано. Важнейшую сторону его деятельности составляла разработка проблем обучения. Разрабатывая теорию обучения, он показал теснейшую связь задач дидактики с задачами психологии обучения, дал образцы логико-психологического построения учебных книг. Дидактические принципы К. Д. Ушинского неоднократно рассматривались в педагогической литературе (В. Я. Струминский , М. А. Данилов и др.). Психология обучения в его творчестве исследована мало. Поэтому есть необходимость специально рассмотреть роль К. Д. Ушинского в разработке психологических основ обучения. Это поможет не только более полно и всесторонне оценить творчество К. Д. Ушинского, но и глубже понять современную интерпретацию этих вопросов.

К. Д. Ушинский выступил против обеих крайностей, считая, что правильное решение вопроса возможно лишь с психологических позиций. Он признавал важными и неразрывно связанными обе стороны и задачи обучения.

Аналогичную позицию занимал К. Д. Ушинский и при решении спорного в тот период вопроса о том, что имеет первостепенное значение — накопление знаний или их логическая система. Сторонники указанных теорий неправомерно преувеличивали значение той или другой стороны учения. К. Д. Ушинский настойчиво подчеркивал вред односторонности, указывал пути разумного сочетания обеих задач, считая, что только их синтез даст подлинный педагогический эффект. «Только система, — настаивал он, — конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.

Организуя изучение языка, отмечал К. Д. Ушинский, необходимо четко определить его задачи и принципы, на которых оно должно основываться. В решении этого вопроса, по его мнению, возможны три основные точки зрения. Изучение языка можно рассматривать как упражнение языковых способностей, совершенствование врожденного дара слова; можно видеть в нем средство для умственной гимнастики; можно, помимо двух упомянутых целей, стараться сообщить ученикам возможно больше полезных сведений.

Большое место в творчестве К. Д. Ушинского занимал вопрос о методах преподавания, поскольку от них в очень значительной мере зависит осуществление задач обучения, действительное овладение содержанием учебных предметов. Правильной организацией процесса обучения он считал ту, которая обеспечивается методами и приемами, вытекающими из психологических особенностей развития познавательной сферы ребенка и отвечающими существу учебных задач.

В ходе подготовки учебных книг для детей К. Д. Ушинский разработал систему психолого-педагогических требований, которым должны отвечать помещаемые в них рассказы: они должны легко запечатлеваться; не быть слишком длинными, чтобы дети, дослушав рассказ до конца, помнили его начало и середину; подробности не должны затемнять главного; главное, лишенное подробностей, не должно оказаться слишком сухим. А в целом рассказы должны подготовить почву для будущей системы знаний.

Нетрудно заметить что поставленные К. Д. Ушинским вопросы занимают в современной психологии обучения не меньшее место, чем в его время. Многие вопросы до сих пор являются дискуссионными. Подлинно психологический подход К. Д. Ушинского к постановке и решению принципиально важных вопросов, глубина и основательность анализа рассматриваемых проблем, сочетание разработки научных проблем с практической педагогической направленностью определяют современное звучание его трудов и необходимость постоянного обращения к ним.

2. Блонский П. П. Место К. Д. Ушинского в истории русской педагогики. — В кн.: Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М., 1961, с. 70—78.

3. Волкович В. А. Национальный воспитатель Константин Дмитриевич Ушинский. — М.; Спб ., 1913.— 235 с.

4. Костюк Г. С. Психологические основы педагогической антропологии К. Д. Ушинского.— Вопросы психологии, 1974, № 2, с. 19—31.

5. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. — М., 1950.— 368 с.

6. Песковский М. Л. К. Д. Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность. — Спб ., 1892. —80 с.

7. Рамуль К. А. К. Д. Ушинский и современная ему западноевропейская психология. — Вопросы психологии, 1956, № 5, с. 114—124.

9. Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности Д. Д. Ушинского. — М., I960. —348 с.

10. Ушинский К. Д. Представление в Совет воспитательного общества об издании книги для чтения. — Собр. соч., т. 5 — М.; Л., 1949, с. 11-45.

14. Ушинский К. Д. Родное слово. — Собр. соч., т. 2. —М.; Л., 1948, с. 554—574.

15. Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. — Собр. соч., т. 3. — М.; Л., 1948, с. 87—252.

16. Ушинский К . Д. О первоначальном преподавании русского языка. — Собр. соч., т. 5. — М.; Л., 1949, с. 333—356.

17. Ушинский К. Д. Воскресные школы.— Собр. соч., т. 2. — М.; Л., 1948, с. 489—512.

18. Ушинский К. Д . Что нам делать со своими детьми. — Собр. соч., т. 3. — М.; Л., 1948, с. 320—333.

19. Ушинский К. Д. Родное слово: Книга для учащихся. — Собр. соч., т. 6. —М.; Л., 1949, с. 241—336.

21. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии, т. 1. —Собр. соч., т. 8. — М.; Л., 1950. — 775 с.

22. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания, т. 2. — Собр. соч., т. 9. — М.; Л., 1950. —627 с.

Читайте также: