Кто впервые учредил министерства в россии

Обновлено: 07.07.2024

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 30 министерство

Центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйствования.

МИНИСТЕ́РСТВО - сущ., с., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? министе́рства, чему? министе́рству, (вижу) что? министе́рство, чем? министе́рством, о чём? о министе́рстве; мн. что? министе́рства, (нет) чего? министе́рств, чему? министе́рствам, (вижу) что? министе́рства, чем? министе́рствами, о чём? о министе́рствах

1. Министерство - это центральный орган государственного управления, который ведает отдельной отраслью хозяйства, например торговлей, транспортом и т. п.

Министерство обороны. | Министерство культуры. | Он работал в министерстве иностранных дел.

2. Министерством называют помещение, где располагается подобный отдел.

От подъездов министерства отъезжали мерседесы.

МИНИСТЕ́РСТВО, министерства, ср. (дорев. и загр.).

1. Центральное правительственное учреждение, ведающее отдельной отраслью государственного управления. Министрество труда. Служить в министерстве иностранных дел.

|| Здание, где помещается это ведомство (разг.).

2. Правительство, состав министров какого-нибудь правительства (называемые обычно по имени премьера или по названию партии). Смена министерства. Падение министерства. Министерство Пуанкаре. Министрество народного фронта.

3. Период, время управления какого-нибудь министра или правительства в целом.

МИНИСТЕ́РСТВО, -а, ср.

1. Центральное правительственное учреждение, ведающее какой-н. отраслью управления. М. финансов.

2. собир. При парламентаризме: министры данного правительства. Смена министерства. Кризис министерства.

| прил. министерский, -ая, -ое.

МИНИСТЕ́РСТВО 1́ , -а, cр, чего. Группа должностных лиц, составляющих центральный орган государственного управления, ведающего отдельной отраслью хозяйства или управления.

Министерство заседало до четырех часов утра, но решение так и не было принято.

МИНИСТЕ́РСТВО 2́ , -а, cр, чего. Собир.

Группа должностных лиц, составляющих высший исполнительный орган государственной власти, осуществляющий непосредственное управление государством (в странах, где существует парламентаризм);

Син.: правительство.

Министерство проголосовало за предложение президента единогласно.

МИНИСТЕ́РСТВО 3́ , -а, cр, чего. Центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления.

Министерство финансов. Министерство культуры.

МИНИСТЕ́РСТВО 4́ , -а, cр, чего. Высший исполнительный орган государственной власти, осуществляющий непосредственное управление государством;

Син.: правительство.

Министерство приняло постановление о введении чрезвычайного положения.

МИНИСТЕ́РСТВО -а; ср.

1. чего. Центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. М. культуры. М. финансов.

2. чьё. Разг. О деятельности конкретного министра. Во времена министерства кого-л.

3. О составе всего правительства. Падение министерства партии радикалов. Смена министерства.

МИНИСТЕРСТВО - МИНИСТЕ́РСТВО (лат. ministro - управляю), центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления, и входящий в структуру правительства (см. ПРАВИТЕЛЬСТВО). Министерства появились в Западной Европе в 16-17 веках, в России были учреждены в 1802 году. В 1917-1946 годах министерства назывались народными комиссариатами. Министерство возглавляется министром, который является членом правительства. Конституционное право отдельных стран по-разному регулирует порядок образования новых и упразднения (реорганизации) существующих министерств. Полномочия по управлению министерствами относятся к компетенции главы государства или главы правительства, реже парламента. Правовой основой деятельности министерств служат законы о правительстве, специальные акты об организации, задачах и компетенции отдельных министерств, принимаемые главой государства, главой правительства или парламентом.

Министром называют руководителя центрального органа государственного управления, входящего в структуру правительства или должностное лицо, возведенное в ранг министра (министр без портфеля). Обычно министр является членом правительства. Во многих странах министры делятся на категории. Например, в Великобритании существуют министры, возглавляющие отраслевые министерства, министры без портфеля, государственные министры, являющиеся фактически заместителями глав министерств, младшие министры - парламентские секретари, обеспечивающие, связь министров с парламентом. Роль министров в парламентарных республиках и президентских республиках различается. В парламентарных государствах посты министров занимают, как правило, профессиональные политики, а в президентских республиках профессиональные администраторы (кадровые чиновники) или специалисты в профильной сфере. При парламентской форме правления назначение и смещение министра производит председатель правительства, в республиках президентского типа - это прерогатива главы государства. Согласно Конституции Российской Федерации федеральные министры назначаются и освобождаются от должности президентом по предложению председателя правительства. Конституция запрещает совмещение министерского поста с мандатом депутата Государственной Думы Российской Федерации.

МИНИСТЕРСТВО (от лат. ministro - служу - управляю), в большинстве государств центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. В России первые министерства были образованы в 1802. В 1946 название "министерство" было введено в СССР (ранее - наркоматы).

1. Центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления.

Министерство культуры. Министерство финансов.

2. Правительство, состав министров данного правительства в системе буржуазного парламентаризма.

Смена министерства. Падение министерства.

3. разг. устар.

Время нахождения министра или правительства у власти.

Нашим профессором стал опять Штейнман, которого мы слушали на втором курсе. Это было время министерства кн. Ширинского-Шихматова. Пыпин, Мои заметки.

МИНИСТЕ́РСТВО - центр. орган гос. управления, ведающий отд. отраслью х-ва или управления. В России М. были учреждены в 1802. Первонач. их было 8: иностр. дел, внутр. дел, воен.-сухопутных сил, воен.-мор. сил, финансов, коммерции, нар. просвещения, юстиции. В отличие от центр. органов управления Рос. империи 18 в. - коллегий, решавших дела на осн. принципа коллегиальности, работа М. была построена на принципе единоначалия. Существовавшие в большинстве М. коллегиальные учреждения (Совмины и т. п.) обычно выполняли лишь совещат. функции при министрах. Большинство М., в отличие от коллегий, имело подчиненные им органы местной администрации. Центр. аппарат М. с его местными учреждениями образовывал единое ведомство со своими адм. порядками, шт. чиновников и даже ведомственным терр. делением, не совпадавшим часто с общим делением России на губ. и у. Функц. и орг. обособленность М., принадлежавшее им исключит. право законодат. инициативы, отсутствие эффективной координации их деят-ности на протяж. всего 19 - нач. 20 в. предопределили доминирующее положение М. в системе гос. аппарата. В целом состав М. вплоть до самой Февр. рев-ции оставался довольно стабильным. За период с 1811 до 1816 возникло лишь 3 новых ведомства-М., еще 2 были преобразованы из гл. управлений в М., а одно - из М. в ранг гл. управления. Ставшие во гл. М. мин. были чл. К-та мин. и Гос. совета, а также д. б. присутствовать в Сенате. Мин. были подведомственны имп., Сенату и К-ту мин. В 1905 с учреждением Гос. думы был сделана попытка подчинить ей М., К-т мин. был заменен Советом мин. После Февр. рев-ции 1917 министры вошли в состав Врем. пр-ва. Окт. рев-ция ликвидировала систему М., и 2-й Всерос. съезд Советов принял пост. об орг-ции высш. органов гос. управления - Нар. комиссариатов, призванных руководить отд. отраслями гос. жизни, во гл. с наркомами, входившими в Совет Нар. Комиссаров. В 1946 законом, принятым Верх. Советом СССР, наркоматы были преобразованы в М., соотв. действия были произведены в союзных и авт. республиках. Была создана система общесоюзных, союзно-респ. и респ. М.

министе́рство, министе́рства, министе́рств, министе́рству, министе́рствам, министе́рством, министе́рствами, министе́рстве, министе́рствах

сущ., кол-во синонимов: 27

департамент, ведомство, контора, управление; адмиралтейство, минфин

Syn: департамент, ведомство, контора, управление

МИНИСТЕРСТВО а, ср. ministère m. Впервые отм. в журн. Петра Великого под 1718 г. ЭС.

1. Состав министров какого-л. правительства. Секретным каналом сведал, что и их министерство равномерной же суммы требует. 1745. АВ 2 134. Но какая польза государству будет .. есть ли в важных случаях министерство полагаться будет на малого таланта и знания людей. 1766. Д. Голицын. // Молева Пед. сист. 72. По случаю колобродств Аглинского министерства, вышла в Англии карикатурная эстампа, которую мне прислали. 1791. АВ 34 465. Из журналов узнаешь о результате вчерашнего заседания камеры, но вот, кажется, намерения министерства: во всяком случае, даже при малой majorité, подать в отставку; король пророжирует камеру и поручит тому же Моле новое министерство, но из других лиц, хотя из тех же элементов. Я слышал это от министериальных. 1839. А. Тургенев - П. Вяземскому. // ОАВ 4 63.

2. устар. Исполнение должности посла (посланника), его полномочия. Он <посланник> время своего тамошняго министерства старался употребить к достаточному и систематическому познанию всех областей тамошняго края Европы .. и какие коннекции между каждою из тех держав настоят. 12. 11. 1772. Инструкция Коллегии ин. дел посланнику С. С. Зиновьеву. // Россия-Испания 1 230. <договор подписан> Верховным визирем Оттоманской Империи, по силе полной и совершенной власти, которую ему Министерство его дает. 1739. ПСЗ 10 987. Ваше сиятельство по долговременному в министерстве <посольской должности> многому искусству весьма легко таких людей в их достоинстве и добродетельном праве апрофондировать можете. 1753. М. Л. Воронцов. // АВ 2 363.

3. Период, время нахождения министра в должности. Первоначально дипл. Почтусь я за зело счастлива, естли во время моего министерства возмогу також участие иметь в апробации и милости вашего Королевского Высочества, которому я предаюся со всяким возможным респектом <из речи гол. посла>. Вед. 1719 2 305. Система Гишпанскаго Двора в разсуждении Французских дел, в продолжение Министерства Графа Аранди прошедшаго года, казалась публике загадкою. ПЖ 1793 3 1. В первый год моего министерства, сверх обязанности моей по судебной части сената, озабочен я был торгами по венному откупу. И. Дмитриев Взгляд на мою жизнь. Во все министерство маркиза де Траверсе сего <правила> не соблюдалось. 11. 1. 1826. Штейнгейль - Николаю I. // Ш. 1 214.

4. шутл., разг. Удел, область проявления власти и обязанностей. Дом попа был серенький, в четыре окна, с палисадником; позади его тянулся порядочный сад, составлявший министерство <дочери священника>Натальи. М. Чехов Сживется - стерпится. // Ч. 35. - Норм. Слово министерство было мало употребляемо <в начале 19 в.>: их знали более под названием департаментов, ибо при каждом министре находилось первоначально не более, как по одному. Вигель Зап. 2000 106. - Удар. Не мини/стерство - министе/рство. Долопчев Сл. непр. - Лекс. САР 1814: мини/стерство; САН 1847: министе/рство.

МИНИСТЕРСТВО (лат.). Ведомство, состоящее под управлением министра. В западных государствах. Время управления какого-либо министра и личный состав министров.

- Центральное государственное учреждение.

министерство иностранных дел

Syn: государственный департамент, МИД

министерство иностранных дел российской федерации

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - МИНИСТЕ́РСТВО ИНОСТРА́ННЫХ ДЕЛ РОССИ́ЙСКОЙ ФЕДЕРА́ЦИИ, основное внешнеполитическое ведомство России. Официально основано в 1802 императором Александром I.

В 1780-х годах в., когда во главе Посольского приказа появились европейски образованные люди, делаются первые шаги по организации постоянных дипломатических представительств в соседних странах (Швеция - 1634, Польша - 1673). До 1699 это были единственные постоянные русские миссии за рубежом.

Особое место в истории внешней политики России занимают петровская (см. ПЕТР I Великий) и екатерининская (см. ЕКАТЕРИНА II) эпохи. Победы в Северной войне, принятие Петром I императорского титула (1721) знаменовали принципиально важные перемены в международном положении России. Признание нового титула российского государя, неотделимое от признания новых границ России, способствовало упрочению престижа страны и возводило ее в ранг великой европейской державы. В дипломатическом отношении это подкреплялось созданием сети постоянных дипломатических представительств России в ведущих европейских государствах. В 1699 в Голландию был направлен опытный дипломат А. А. Матвеев (см. МАТВЕЕВ Андрей Артамонович), в 1701 в Турцию - П. А. Толстой (см. ТОЛСТОЙ Петр Андреевич). В 1700-1706 были основаны также миссии в Дании, при Венском дворе, во Франции и Великобритании.

В марте 1946. название внешнеполитического ведомства было заменено на Министерство иностранных дел СССР. Министром иностранных дел СССР с февраля 1957 по июль 1985, т. е. 28 лет, являлся А. А. Громыко (см. ГРОМЫКО Андрей Андреевич).

В ноябре 1991 было принято решение о преобразовании МИД в Министерство внешних сношений с одновременной передачей ему функций Министерства внешнеэкономических связей. С 1991 происходило становление внешней политики России как нового демократического государства, правопреемника СССР. Указом Президента Российской Федерации 14 марта 1995 было утверждено новое Положение о Министерстве иностранных дел.

Первоначально было учреждено восемь министерств (их количество до 1917 года почти не изменялось): военных сухопутных сил, военных морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения.

При этом прежде существовавшие коллегии продолжали работать. Чиновников коллегий распределили по отраслям деятельности новых министерств, но ещё в течение десяти лет многие коллегии действовали по старым установлениям, с прежними штатами и в прежних организационных формах.

Первые замыслы министерской реформы относятся к XVIII веку. Коллегиальное управление центральным аппаратом некоторыми высшими государственными сановниками было признано малоэффективным уже во второй половине царствования Екатерины II.

При сохранении коллегий были усилены элементы единоначалия в управлении государственным аппаратом. Во главе коллегий появились главные директора. Не министры, но уже очень похожие на министров по объёму прав и полномочий, они имели право личного доклада у государя по делам, относящимся к их ведению.

В тот же период создаётся и первая министерская должность – созданный в 1797 году Департамент уделов возглавляет князь А.Б. Куракин, именуемый министром удельных имений.

Кроме Департамента уделов, предполагалось создать ещё семь департаментов по основным отраслям центрального государственного управления: юстиции, военного, морского, иностранного, юстиции, финансов, коммерции и казны.

Такая схема была очень схожей с той, которая реализуется несколько лет спустя в ходе министерской реформы.

При новом царствовании (с марта 1801 г.) контуры министерской системы обсуждались в узком кругу политических советников Александра I – Негласном комитете. Основным разработчиком новой системы центрального управления был Н.Н.

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

высший адм. орган в царской России, совещание царя с наиболее доверенными чиновниками по всем вопросам управления гос-вом. Учрежден в 1802. Состоял из министров, главноуправляющих, гос. казначея, с 1810 включал пред. департамен-тов Гос. совета, с 1812 — отдельных лиц по назначению царя; на заседания приглашался обер-прокурор Синода. На рассмотрение К. м.

В условиях революции 1905-07 К. м. оказался архаич. учреждением и был упразднен в апр. 1906, его адм. дела распределены между Советом Министров и депутатами Гос. совета.

К.м. рассматривал проекты новых указов, дела, которые министры – члены комитета не могли решать из-за отсутствия законов и по другим серьезным причинам. При Александре I члены К.м. входили в Государственный совет, а председатели департаментов Госудасртвенного совета – в К.м.

Членами К.м. являлись министры и равные им по положению главы государственных ведомств, председатели департаментов, лица, особо назначенные монархом.

Решить проблему координации деятельности министерств К.м. не удалось. Министры, подчинявшиеся непосредственно монарху, действовали совершенно самостоятельно друг от друга. К.м. рассматривал различные административные вопросы, незначительные законы, разбирал судебные дела; нередко К.м. подменял собой Государственный совет и брал на себя выполнение его функций. Постановления К.м. по большинству рассматриваемых в нем дел утверждались императором.

В 60–70-е гг. XIX в. среди дел, поступавших на обсуждение в К.м., больше всего оказывалось уставов банков, акционерных компаний, положений о биржах и т. д. Упразднен в апреле 1906 г., его дела перешли в компетенцию Совета министров.

Председатели (должность введена в 1812 г.): Н.И. Салтыков (1812–1816), П.В. Лопухин (1816–1827), В.П. Кочубей (1827–1834), Н.Н. Новосильцов (1834–1838), И.В. Васильчиков (1838–1847), В.В. Левашев (1847–1848), А.И.

Чернышев (1848–1856), А.Ф. Орлов (1856–1861), Д.Н. Блудов (1861–1864), П.П. Гагарин (1864–1872), П.Н. Игнатьев (1872–1879), П.А. Валуев (1879–1881), М.Х. Рейтерн (1881–1886), Н.Х. Бунге (1887–1903), СЮ. Витте (1903–1906).

ВЫСШИЕ И ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Местные административные реформы 1775—1785 гг., упраздне­ние большинства коллегий, общее реакционное направление в по­литике абсолютизма — все это вызвало значительные изменения в высшем и центральном государственном аппарате России.

Значение Совета при высочайшем дворе в этот пе­риод значительно возросло.

Он превратился в высший совещатель­ный и распорядительный орган государства по всем вопросам не только внешней, но и внутренней политики.

С осени 1773 г. по начало 1775 г. 54 раза заседал Совет, обсуж­дая мероприятия по крестьянской войне под руководством Е.

В первые два года правления Павла I Совет продолжал оста­ваться важнейшим органом государства. Крайние централизаторские тенденции абсолютизма Павла вскоре отразились и на Совете; число заседаний его стало падать.

В конце правления Павла Совет превратился в совещательное учреждение, рассматривавшее второ­степенные и малозначительные дела. С 21 декабря 1800 г. Совет не собирался вообще.

Местная реформа 1775 г. и связанное с ней значительное расши­рение прав и компетенции местных чиновников и учреждений вы­звали упразднение большинства коллегий, контор и канцелярий.

С 1782 г. как само­стоятельное центральное ведомство обособился Почтовый департамент, ранее входивший в состав Сената.

Дела упраздняемых коллегий, контор и канцелярий передавались местным учреждениям. Для руководства отдельными отраслями уп­равления в составе Сената были созданы экспедиции.

Экспедиция о государственных доходах наследовала распорядительные функции Камер- и Берг-коллегий, о государственных расходах — Штатс-кон-торы, о свидетельстве счетов — Ревизион-коллегии, о государствен­ных недоимках — Канцелярии конфискации.

В состав Сената вош­ли также штатные казначейства в Петербурге и Москве — кассы, за­ведовавшие приемом, хранением и распределением денежных средств всего государства. Остатки средств, не израсходованных государст­венными учреждениями, в течение года передавались в казначейства остаточных сумм. В ведении Сената оставались и банки.

В 1794 г. межевая экспедиция Сената была преобразована в Ме­жевой департамент, заведовавший межеванием в России и разбором межевых тяжб.

Таким образом, генерал-прокурор превратился в своеобразного министра по делам внутреннего управления, соединяя в своем лице звание министра юстиции, финансов, государственного казначейства и государственного контроля.

С генерал-прокурором сносились наместники; ему же подчинял­ся аппарат местной прокуратуры:

Значение Сената резко упало.

Он перестал быть органом, осу­ществлявшим общее руководство государственным аппаратом и всей политикой государства; его департаменты превратились в основном в высшие судебные инстанции.

Огромный канцелярский аппарат Сената действовал вяло и нере­шительно. Генерал-прокурор имел право изъять из департамента лю­бое дело и передать его в свою канцелярию, являющуюся связующим звеном со всеми подведомственными поднадзорными учреждениями и совмещавшую в себе функции почти всех будущих министерств.

В течение 28 лет (с 1764—1792 гг.) генерал-прокурором оста­вался князь А.А. Вяземский, пользовавшийся особым доверием Ека­терины II.

как самостоятельное центральное учреждение Департамент водяных коммуникаций и выделившийся в том же году из сената Почтовый департамент.

Одновременно началось формирование новых ведомств; в 1797 г. казначейские экспедиции Сената были выделены из ведения генерал-прокурора и подчинены казначею графу Васильеву. Глава Коммерц-коллегии князь Гагарин стал именоваться министром.

Из доходов, со­бираемых Департаментом уделов, члены царской фамилии получали ежегодно денежные средства. Департамент возглавлялся министром уделов.

Возникновение должностей министров мало отражалось на цент­ральных учреждениях; их внутренняя организация и делопроизвод­ство оставались коллегиальными.

Значение Сената совершенно пало. Павел перестал интересовать­ся его делами, сносясь во всем только с генерал-прокурором.

Особое место в государственном аппарате Российской империи продолжала занимать Тайная экспедиция Сената.

Являясь структурной частью Сената, Тайная экспедиция представляла собой в эти годы вполне самостоятельное учреждение с личным докладом ее начальника Екатерине II, а затем Павлу I.

Через Тайную экспедицию прошли все крупные политические процессы последней четверти века. Важнейшую роль играла Тайная Экспедиция в расправе над вождем Крестьянской войны Е.И. Пуга­чевым и его сподвижниками.

В процессе военного подавления Крестьянской войны летом — осенью 1774 г. были созданы секретные следственные комиссии в Оренбурге (с отделением в Яицком городке), Казани, Царицыне, Уфе и Симбирске.

В этих комиссиях, возглавляемых царскими полковни­ками и генералами, допрашивались захваченные в плен руководите­ли народного движения. Все эти секретные комиссии были связаны с Тайной экспедицией.

Часть руководителей народного движения была казнена на мес­тах, а другая переведена в Москву. В железной клетке с большой, хорошо вооруженной охраной был доставлен выданный яицкой ка­зачьей верхушкой Е.

По реше­нию Тайной экспедиции членов семьи Пугачева заточили в Кексгольмскую крепость.

Петербургская палата уголовного суда приговорила А.П. Ради­щева к смертной казни, а две высшие инстанции — Сенат и Совет при высочайшем дворе — подтвердили его. В течение двух недель А. Н. Радищев ожидал смерти. Но по случаю заключения мира со Швецией, а также по ходатайству покровительствовавшего Радище­ву вельможи А. Р. Воронцова Екатерина II 4 сентября 1790 г. заме­нила смертную казнь ссылкой на 10 лет в Илимский острог.

В 1792 г.Тайная экспедиция рассмотрела дело просветителя Н. И. Новикова, осужденного на заключение в Шлиссельбургскую крепость. В 1793 г. перед Тайной экспедицией предстал просвети­тель, сторонник республики в крестьянской вольности Ф. Кречетов, который после следствия был также заключен в Шлиссельбургскую крепость. Попал в Тайную экспедицию близкий по взглядам к Радищеву писатель В.Пассек и т. д.

При Павле I в казематы Тайной экспедиции попадали нередко опальные вельможи, чиновники, офицеры.

Тайная экспедиция официально была упразднена указом Алек­сандра I 2 апреля 1801 г.

Уже с середины века началось падение роли Кабинета.

В 1763—1764 гг. Кабинет перестал быть государственным органом, превратившись в учреждение, заведовавшее личным имуществом императрицы. В ведении Кабинета находилось хранилище личных коллекций произведений искусств Екатерины II — Эрмитаж.

Со времени правления Екатерины II ведет свое начало личная канцелярия носителя абсолютной власти; она зародилась в лице статс-секретарей, функции которых выделялись из Кабинета.

Впоследствии статс-секретари менялись: ими были Безбородко, Завадовский, Попов, Трощинский, Грибовский и др.

К началу 1780 г.в канцелярии графа Безбородко сосредоточи­лись все дела, восходящие на утверждение или разрешение импера­трицы.

В нее поступали заслужившие внимания царя мемории Сената, прошения, жалобы и другие документы.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.

Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.

  • штаты министерств
  • порядок назначения, увольнения, производства в чины
  • порядок производства дел
  • степень и пределы власти министров
  • их отношения с законодательной властью
  • ответственность министров и разных чинов, принадлежавших к составу министерских канцелярий и департаментов.

Александр I.

Акты, юридически оформившие эт и преобразования также вошли в настоящую книгу. Их публикации предшествует вступительная статья профессора В. А. Томсинова, посвященная основным направлениям и особенностям законодательной политики Александра I.

Первый том описывает события 1801–1825 гг.; второй том – различные документы и письма.

В предисловии автор говорит о своем стремлении беспристрастно показать Александра Павловича не только как государя, но и как человека.

…Мы даем материалы, которыми будущие русские историки могут воспользоваться. Не нам также решать вопрос, возвеличит или понизит предлагаемое исследование образ монарха.

Михаил Сперанский

… Я никогда ни с кем не бранился, даже и тогда, как меня все бранили. Бог с ними! Ни от похвал их, ни от брани мы не будем ни лучше, ни хуже. Человек есть то, что он есть пред Богом; ни более, ни менее.

Михаил Сперанский.

Удивительное зрелище представляет нам жизнь графа Сперанского, удивительно даже в русской истории, богатой примерами быстрого возвышения и падения

М. П. Погодин

Со времен Ордина–Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум: после Сперанского, не знаю, появится ли третий

В. И. Ключевский

Министры Российской империи

Д. А. Гурьев

М. Б. Барклай-де-Толли

П. В. Чичагов

Павел Васильевич Чичагов вошел в историю нашей страны как министр морских сил Российской империи при Александре I. Он командовал Дунайской армией при разгроме войск Наполеона в 1812 г.

Оценивая вклад П. В. Чичагова в развитие российского флота, правнук адмирала Леонид Михайлович Чичагов писал:

Русский флот переродился при нем; техника развилась и силы наши увеличились. Было образовано Министерство (морских сил); устроены порты, эллинги, словом, за несколько лет нельзя было узнать ни моряков, ни наших кораблей. Хищения прекратились; но, естественно, число врагов увеличилось в несколько раз.

По словам историка П. Бертенева:

Чичагов — лицо необыкновенно любопытное… В преданиях наших старых моряков имя его ценится очень высоко. Утверждают, что все лучшее заведено в нашем флоте Чичаговым

Н. П. Румянцев

Заслугам Николая Петровича Румянцева – министра иностранных дел, политика, дипломата и патриота-государственника, служившего на ключевых постах правящего кабинета Александра I, на страницах политической истории почти не оставлено места. А ведь этот богатый, блестяще образованный вельможа стремился избавить страну от кровопролития и разорения, заключая важные международные договоры. Старался побороть экономическую отсталость, развивая торговлю, прокладывая водные пути, строя города. Он прослыл выдающимся меценатом, собирателем книг и памятников славянской культуры. Его коллекции легли в основу Румянцевского и других музеев.

Министерства Российской империи

Знание путей развития министерств чрезвычайно важно для изучения отечественной истории. Они основное звено исполнительной власти, которая в России традиционно определяет курс развития страны.

Дореволюционные исследования

Советский период

До сих пор остаются не исследованными в полном объеме такие вопросы, как становление, организация, функции, место и значение Министерства юстиции в политической системе Российской империи, его взаимодействие с другими звеньями государственного аппарата, политика, им проводимая. Его практическая деятельность.

Эти слова и сегодня применимы к истории любого из имперских министерств.

Современные работы

На рубеже XX — XXI вв. появляются многочисленные журнальные материалы о государственном управлении. Статьи о министерствах Российской империи публикуют в энциклопедиях и справочниках энциклопедического характера.

Книга состоит из двух частей. В первой рассказывается об образовании и попытках совершенствования министерской системы государственных учреждений в период царствования Александра I и о деятельности секретного комитета, созданного Николаем I в 1826 г. Во второй части рассматривается устройство, направление деятельности и основные результаты работы каждого из министерств (ведомств) в течение первой половины XIX в. Вне рассмотрения осталось лишь три министерства: Министерство иностранных дел, Военное и Военно-морское, находившиеся на особом положении и имевшие оригинальную структуру. Впервые вводятся в научный оборот проекты крупных теоретиков-реформаторов государственного управления – М. М. Сперанского, П. В. Завадовского, Д. А. Гурьева, В. П. Кочубея и др.

Дополнительно почитать по теме:

Выставка работает
со 2 по 29 июля 2021 г.
в Информационно-библиографическом отделе (3-й этаж).


Сегодняшний кабинет американского правительства состоит из 15 министерств, столько же ведомств в Германии, а сколько в России министров и министерств? Девять заместителей председателя Правительства РФ, двадцать одно министерство и 22 федеральных министра формируют сегодня правительственный состав Российской Федерации.

В 2015 году количество ведомств планировалось сократить с 21 до 15, но это решение не было претворено в жизнь.

Рядовым обывателям очень интересно знать, сколько получают министры в России, люди, от решений которых зависит уровень и качество нашей жизни. Росстат опубликовал данные за 2016 год по уровню заработных плат всех министров, и мы предлагаем ознакомиться с любопытной информацией.

За 2017 год подсчеты, если и велись, то пока не опубликованы, но ходят слухи о том, что штатным работникам госструктур будут предусмотрены дополнительные выплаты за счет особого распределения зарплатного фонда.

Доходы первых лиц в 2016 году

В первую очередь давайте узнаем, сколько заработали президент и премьер-министр. Согласно официально декларированным данным, заработная плата президента РФ за год составила порядка 8,9 миллионов рублей, премьер-министра - 8,6 миллионов рублей.

Сколько получают первые лица РФ

Состав кабинета министров РФ

Председатель Правительства РФ - Дмитрий Анатольевич Медведев. Его заместителями являются И. И. Шувалов - первый заместитель председателя Правительства, постоянно действующие семь заместителей, а также еще один заместитель: полномочный представитель главы государства в Дальневосточном федеральном округе.

Сколько в России министров

Министр Абызов Михаил Анатольевич - ответственный за координацию работы Открытого правительства - единственный российский чиновник высшего уровня, не имеющий портфеля. Остальные главы ведомств - всего их 21 - руководят одноименными министерствами. Их перечень с фамилиями руководителей находится в открытом доступе и не меняется уже долгое время.

Глава правительства назначается президентом страны по согласованию с Госдумой. Если Дума трижды отклонила предложенную кандидатуру, президент лично назначает руководителя Правительства, далее распускает Госдуму с последующим формированием нового ее состава. При этом роспуск Государственной Думы недопустим в период последних шести месяцев нахождения президента у власти или при процедуре импичмента, а также в ситуациях сложившегося военного или чрезвычайного положения в стране.

Президент не принимает единоличного решения, кто будет работать и сколько - министры в правительство РФ назначаются главой государства по рекомендации председателя правительства. Они могут быть назначены только из числа резидентов Российской Федерации, не имеющих иностранного гражданства.

Обнародованные данные Министерства финансов за 2016 год несколько обескураживают и отрезвляют. Оказывается, не так уж малы заработные платы российских чиновников. Вам интересно, сколько? В России министры могут подать в отставку по собственному желанию в любой момент, но вряд ли с таким уровнем дохода человек самостоятельно покинет свой пост.

Сергей Лавров

Средние цифры по зарплате служащих в госорганах

Статистика неумолима. Недавно была официально опубликована цифра в 115,7 тысяч рублей - это среднемесячная зарплата сотрудников, официально трудящихся в федеральных органах.

Если оценивать показатели чиновничьего аппарата российского правительства, то 693 тысячи рублей - это средний уровень министерской зарплаты в месяц. Данные были получены, исходя из показателей по заработным платам председателя Российского правительства, а также его заместителей и глав ведомств, включены показатели уровней официальных доходов председателей Государственной Думы, Совета Федерации, Счетной палаты, судебных органов РФ, Центризбиркома.

Зарплаты министров

На первом месте главный "финансист" Антон Силуанов, как говорится, деньги - к деньгам. Его официальный доход в месяц составлял 1,7 млн рублей, глава Минстроя господин Мень - самый низкооплачиваемый чиновник, он получал всего 446 тыс. рублей.

Антон Силуанов

Глава Минэкономразвития получал в месяц 1,27 млн рублей, руководитель министерства энергетики - Александр Новак - ежемесячно зарабатывал 1,16 миллионов рублей.

Владимир Пучков, будучи главой МЧС, получал 954 тысячи рублей, примерно столько же (921 000 рублей) получал Денис Мантуров на должности министра промышленности и торговли.

Что касается министров иностранных дел, спорта и юстиции, а также глав ведомств образования и здравоохранения, то их ежемесячная зарплата варьировалась в диапазоне 497-634 тысячи рублей.

Не публиковались данные о зарплатах чиновников министерств Обороны и Внутренних дел, а также Федеральной службы безопасности.

Администрация президента, Госдума, Совфед, Счетная палата

Сотрудники Администрации президента получали в среднем 219 тыс. рублей. Работники правительственного аппарата — 228 тыс. рублей. Заработок сотрудников МИДа в месяц составил 147 тыс. рублей, МЧС — 137 тыс. рублей.

Данные Росстата также касаются уровня зарплаты главы Счетной палаты, а также заместителя Татьяны Голиковой и всех аудиторов: 668,8 тыс. рублей. В судебных органах уровень приблизительно такой же: средний показатель зарплаты председателя Конституционного суда и его сотрудников составил 615 тыс. рублей в месяц.

Сколько получают чиновники в Госдуме

Депутат Госдумы в 2016 году получал 420 тыс. руб., в Совете Федерации — чуть поменьше: 385 тыс. рублей. Работники Генпрокуратуры жили более скромно - на 84 000 рублей, а Следственного комитета - на 58 000 рублей в месяц.

Самые низкие доходы по официальным статистическим данным, зафиксированы у сотрудников Федеральных агентств по делам молодежи, по недропользованию и по делам национальностей - от 53 000 до 58 000 рублей.

Сокращение

Владимир Путин сократил зарплаты себе и чиновникам на 10%

В качестве "охлаждающего душа" президент РФ еще в феврале 2015 года подписал указ о 10%-ном снижении заработной платы, и причем не только себе. Сколько в России министров также попали под сокращение заработных плат? Председатель правительства, все главы министерств, руководители Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Центральной избирательной комиссии получат на 10 % меньше и в этом году тоже. Указ распространялся также на 2016 и 2017 годы, а недавно Владимир Путин подписал документ о продлении этого распоряжения на 2018 год.

Читайте также: