Кто такой водитель обж

Обновлено: 02.07.2024

· При выходе из подъезда дома обратить внимание, не приближается ли автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед.

· Если у дома стоит автомобиль или растут деревья, закрыв обзор, прежде чем выйти на проезжую часть, необходимо осмотреться – нет ли за препятствием движущегося транспортного средства.

· При движении по тротуару всегда придерживаться правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения.

· Проходя по тротуару мимо ворот или выезда из гаража, необходимо обратить внимание, не выезжает ли машина.

· Готовясь перейти дорогу, необходимо осмотреть проезжую часть.

Внимание!

Проезжую часть дороги пешеходы переходят по пешеходным переходам (наземным, подземным и надземным) или на перекрестках. Перекресток – это место, на котором пересекаются две или более дорог.

Водитель – главная фигура в обеспечении безопасности дорожного движения

Безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от уровня подготовки водителей и привития им высокого чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.

Целенаправленно эти качества должны формироваться с момента, как человек стал участником дорожного движения. С этого момента он должен начать постигать азы Правил дорожного движения и формировать убеждение в необходимости соблюдения их постоянно.

Первым транспортным средством, которым человек начинает управлять в школьные годы, является велосипед. Велосипедист является водителем транспортного средства, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как и к любому водителю.

Велосипед– это транспортное средство, имеющее 2 колеса и более и приводимое в движение мускульной силой человека.

Требования к велосипеду:

- исправность тормозов, и звукового сигнала, шин, рулевого управления.

- при движении на дорогах в темное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком (фарой) белого цвета, сзади фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон световозвращателями оранжевого или красного цвета.

Велосипедист обязан:

- Велосипедисты должны двигаться по улицам населенных пунктов и дорогам только по крайней правой полосе в один ряд как можно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам

- Велосипедист должен ездить только по дороге.

При управлении велосипедом запрещается:

- ездить, не держась за руль одной или двумя руками;

- цепляться за проходящий транспорт;

- перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

- перевозить груз, мешающий управлению или выступающий более 0,5 метра за габариты;

- обучаться езде на велосипеде на улицах города и автомобильных дорогах;

- ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам.

- запрещается буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.

- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

- при необходимости поворота налево следует спешиться и перейти дорогу (в положенном месте!) как пешеход.

Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.

Требования к водителю мопеда равны требованиям к водителю велосипеда!

и дополнительно – ездить в специальной экипировке (шлем, одежда со светоотражающими элементами, наколенниками, налокотники).

Перед выездом необходимо проверить тормоза, крепление руля, работу звонка. Велосипедисты двигаются по правому краю правой полосы или обочине в один ряд. Перед выполнением поворота заранее подается предупредительный сигнал рукой.

Самый опасный маневр - поворот налево и разворот.

При повороте налево поднимают в сторону левую руку или согнутую в локте правую руку. При повороте направо поднимают в сторону правую руку или согнутую в локте левую руку. Перед остановкой поднимают вверх правую или левую руку.




На перекрестке ты должен переходить проезжую часть, соблюдая правила для пешеходов. На перекрестке равнозначных дорог велосипедист должен пропустить транспорт, приближающийся справа.

Перед выездом каждый водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

"Мопед" – это двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К ним и относятся скутера.

Скутерист (владелец мопеда) обязан знать и выполнять следующие рекомендации:

- знать основные правила дорожного движения и правила оказания первой медицинской помощи.

- ездить на скутере следует только в специальной экипировке. Необходимым минимумом является шлем (за его отсутствие с 1 июля 2008 года полагается штраф 1000 рублей).

- железнодорожные рельсы переезжать нужно под прямым углом на скорости 5-10 км/ч.

- двигаясь по проезжей части за другим транспортным средством, надо соблюдать дистанцию 10-15 м: это позволит не пропустить препятствие (например, открытый люк) и избежать экстренного торможения.

- при торможении на скутере следует использовать и задний, и передний тормоз. Иначе возможны занос и переворот через руль или заваливание скутера набок.

- не будут лишними в багажнике скутера аптечка, документы на скутер, а при себе - документы, удостоверяющие личность, и медицинский полис.

- не следует в первый день покупки сразу же выезжать на дорогу. Необходимо приспособиться к скутеру: научиться держать равновесие, чувствовать скорость. Новый скутер нуждается в обкатке: первую тысячу километров предписывается ездить на небольшой скорости - примерно 30-40 км/час.

- скутерист является полноценным участником дорожного движения и от его поведения зависит не только собственная безопасность, но и безопасность окружающих.

При управлении мопедом запрещается:

- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

- перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема.

- запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Слушайте внимательно и выполняйте действия в том случае, если о чём я говорю относится к вам.

Сесть на стул говорю я тому, кто всегда поможет другу своему.

Улыбнёмся друг другу глядя в глаза, и урок начнём мы с вами, друзья.

Сегодня мы поговорим о правилах безопасного поведения главных участников дорожного движения – водителей.

Цели урока сформулируем вместе в конце урока.

Актуализация имеющихся знаний

1. Почему водитель – это главная фигура на дороге? ( На дорогах много транспорта и управляет им водитель; растёт количество автомобилей; по данным статистики, большинство ДТП происходит по вине водителей)

2. Кто такой водитель? (Это человек, управляющий каким-либо управляющим средством)

3.Что такое транспортное средство? (Это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования)

Транспортное средство могут приводиться в движении двигателем. Они делятся на механические и немеханические.

К механическим относятся все транспортные средства, кроме мопеда, приводимые в движение двигателем. Это легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и др.

К немеханическим – относятся велосипеды, мопеды и прицепы.

Мы сегодня поговорим о безопасности велосипедиста и его правилах поведения на дороге.

Из истории

Работа над новым материалом

Вопросы:

  1. С какого возраста можно управлять велосипедом при движении по дорогам? (Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет)
  1. Назовите основные требования к техническому состоянию велосипеда.
  • Иметь исправные тормоза и звуковой сигнал, т.е. звонок.
  • При движении на дорогах, в темное время суток, велосипед должен быть оборудован фонариком (фарой) белого цвета,
  • сзади фонарем или световозвращателем красного цвета,
  • с боковых сторон световозвращателями оранжевого или красного цвета.

На доске рисунки с изображением велосипеда. Найти нарушения технического состояния

  1. Что запрещается водителям велосипеда?
  • Двигаться при неисправности тормозной системы;
  • Ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • Перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
  • Двигаться по проезжей части улицы при наличии рядом велосипедной дорожки;
  • Обучаться езде на велосипеде на улицах города и автомобильных дорогах;
  • Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам;
  • Выполнять левый поворот или разворачиваться.
  1. Основные правила велосипедиста
  • На дороге необходимо держаться крайней правой полосы, на расстоянии не более 1 метра от тротуара или обочины;
  • Выполнять левый поворот или разворачиваться можно лишь на дорогах с одной полосой для движения в данном направлении;
  • При повороте или остановке необходимо предупредить об этом остальных участников движения с помощью сигналов, подаваемых рукой:
  • При повороте налево поднимают в сторону левую руку или согнутую в локте правую руку;
  • При повороте направо поднимают в сторону правую руку или согнутую в локте левую руку;
  • Перед остановкой поднимают вверх правую или левую руку.
  • На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой нужно уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по пересекаемой дороге.

Дорожные знаки для велосипедистов

Физкультминутка.

Чтобы быть внимательным велосипедистом, надо иметь хорошее зрение. А чтобы наши глазки отдохнули, сделаем гимнастику для глаз. Упражнения для профилактики близорукости.

Детальный разбор и анализ ситуаций

  1. Сигналы, подаваемые велосипедистом при поворотах
  2. Ситуация. Я прочитаю вам текст.

Назовите, какие ошибки совершили ребята.

Кое-как мы выехали на главную улицу и покатили по середине проезжей части рядом друг с другом, обсуждая будущую рыбалку. Водители редких машин резко тормозили и награждали нас неприятными эпитетами. Мы не выдержали и решили, что на тротуаре нам будет проще ехать. Однако пешеходы на тротуаре тоже нас ругали.

Вдруг рядом с нами оказался инспектор ГИБДД. Он, узнав, что нам только 13 лет, забрал наши велосипеды на штрафную стоянку и попросил, чтобы за ними приехали наши родители. Нам инспектор посоветовал выучить Правила дорожного движения. После этого желание рыбачить исчезло, и мы пошли домой.

  1. Велосипед не имел звукового сигнала - выезд запрещен.
  2. Не горели световые приборы - ночью без них движение запрещено.
  3. Перевозить ребенка старше 7 лет запрещено.

4. Если что-то мешает управлению, надо устранить помеху, а при невозможности устранения прекратить движение.

5. Запрещено перевозить предметы, выступающие на 0,5 м за габариты велосипеда (удочка).

  1. Ездить по тротуару запрещено.
  2. Ездить по дороге на велосипеде до 14 лет запрещено.

Актуализация изученного материала

Незнание ПДД перерастает в чрезвычайно опасную привычку, приводящую к дорожному происшествию. В РФ из каждых 100 малолетних велосипедистов, попавших в ДДП, погибают 18 подростков.

Назвать основные причины, которые приводят к несчастным случаям

  • Плохое знание ПДД;
  • Нарушение ПДД;
  • Недостаточная видимость велосипедиста на дороге в тёмное время суток;
  • Внезапный выезд велосипедиста;
  • Несоблюдение безопасного расстояния.

Закрепление изученного материала.

Задание: Посмотрите рисунок и найдите велосипедистов - нарушителей.

Загадки

У велосипеда – есть,

А у поезда – не счесть.( Колесо)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.( Велосипед)

Ездят здесь одни машины,

Грозно их мелькают шины.

У тебя велосипед?

Не живая, а идёт;

Неподвижна, а ведёт!( Дорога)

На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте, дети,

Подведение итогов

Цель нашего урока?

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Творческое домашнее задание.

Организованное окончание урока

СПАСИБО ЗА УРОК!

Возможно Вас также заинтересуют следующие статьи:

Развивать у детей умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы.

Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.

Тип урока: изучение нового материала.

План изучения новой темы:

Участники дорожного движения.

Пешеход, правила поведения.

Пассажир, правила поведения.

Водитель велосипеда, правила безопасного поведения велосипедиста.

1.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Изучение нового материала.

Вступительная беседа с учащимися:

Назовите, кто относится к участникам дорожного движения?

Обобщив ответы учащихся составляется схема на доске и в тетради учащихся. (Слайд №4)


Все они обязаны выполнять требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, знаков, разметки, распоряжения регулировщиков и не должны причинять вреда и создавать опасность для движения.

Участникам дорожного движения запрещается загрязнять и повреждать дороги, приводить в негодность и самовольно устанавливать (снимать) дорожные знаки, светофоры, другие технические средства, загораживать дороги и оставлять на них предметы, мешающие движению.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

Кто относится к пешеходам?( учитель перечисляет, тех кто относится к пешеходам)

К пешеходам относятся все люди, идущие по дороге пешком, а также передвигающиеся в инвалидной коляске без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, коляску.

Беседа по правилам поведения пешехода на дороге.

Учитель обращает внимание на то, что в Правилах дорожного движения определены общие обязанности пешеходов и рассматривает основные из них.

Движение пешеходов осуществляется по тротуарам и пешеходным дорожкам, а где их нет — по обочинам или велосипедным дорожкам. Двигаться можно как по направлению движения транспортных средств, так и в противоположном направлении. Вне населенных пунктов при отсутствии пешеходной и велосипедной дорожек, обочин пешеходам разрешается идти по краю проезжей части навстречу транспортному потоку.( Слайд5-6)

Переход проезжей части пешеходом разрешен по переходам, обозначенным дорожной разметкой или дорожным знаком, а также на перекрестках по линии тротуаров или обочин. (Слайд 7-8)

При отсутствии пешеходного перехода или перекрёстка пешеходам разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.

В местах, где движение регулируется светофором или регулировщиком, переход разрешается только по их сигналам.(Слайд 9)

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выходить на проезжую часть из-за какого-нибудь препятствия( н-р, стоящий у тротуара автомобиль), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.

При приближении автомобилей с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом (пожарные, полицейские машины и т. д.) пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части незамедлительно освободить её, уступив дорогу такому автомобилю.(Слайды 10-13)

Группы детей должны двигаться в сопровождении взрослых и только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочине, но только в светлое время.

Даже переходя дорогу на зелёный свет светофора, будьте предельно внимательными и осторожными ( за рулём каждой машины сидит живой человек, у этого человека может быть плохое настроение, тяжёлая голова от бессонной ночи, некоторые недисциплинированные водители едут на красный свет - поэтому лучше не доверять свою жизнь и здоровье слепому случаю.)

Решение ситуационных задач:

Решение ситуационных задач по рисункам на слайдах 14-20.

Вам необходимо перейти проезжую часть улицы на нерегулируемом перекрёстке. Ваши действия?( На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.)(Слайд 22)

Проведение весёлого теста.(Слайд 23)

Саша Иванов подошёл к перекрёстку и увидел, что светофор горит сразу тремя цветами: красным, жёлтым и зелёным, а в середине перекрёстка размахивает белым жезлом полицейский. Как поступит Саша- знаток ОБЖ?

А. Подождёт пока зажжётся четвёртый цвет – синий.

Б. Решит, что попал на праздничную иллюминацию, немного посмотрит её и пойдёт домой.

В. Перейдёт перекрёсток как захочет.

Г. Перейдёт перекрёсток , подчиняясь сигналам регулировщика.

Пассажир- лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства.

Все мы бываем пассажирами и обязаны знать правила поведения пассажира и меры безопасного поведения в транспорте.

Что такое транспортное средство? (работа с учебником стр. 53, учащиеся находят и зачитывают понятие «транспортное средство)

Транспортное средство- устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования.

К ним относятся легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, велосипеды, мопеды и т. д.

Учитель обращает внимание на то, что в Правилах дорожного движения определены общие обязанности пассажиров и рассматривает основные из них.

Правила поведения пассажиров в общественном транспорте

Для пассажиров существуют правила поведения в общественном транспорте. Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на тротуаре или обочине в установленных местах, не выходя на проезжую часть. Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным и, прежде чем идти к трамваю, посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода. Производить посадку в автобус, троллейбус, трамвай и другие транспортные средства можно только после полной их остановки.

Помните, что нельзя:

- прыгать в транспорт на ходу;

- цепляться за транспорт сзади;

- стоять на выступающих частях и подножках.

В салоне нельзя:

- отвлекать разговорами водителя во время движения;

- шуметь, громко разговаривать, мешать другим пассажирам;

- высовываться или выставлять из окон какие-либо предметы;

- возить с собой пачкающие предметы, острые и колющие инструменты (их необходимо тщательно упаковывать);

- ездить в грязной, пачкающей других пассажиров одежде.

Выйдя из общественного транспорта необходимо соблюдать правила перехода на другую сторону улицы.

На остановке в ожидании общественного транспорта следует стоять на тротуаре подальше от его края. Здесь ограничительной чертой служит поребрик, стоять на котором нельзя.(слайд 24)

Остановка - не место для игр и беготни. Нельзя выходить на проезжую часть, чтобы посмотреть, не идет ли автобус или троллейбус. Если трамвайная остановка без посадочной площадки, выходить на проезжую часть для посадки в вагон разрешается только после его полной остановки.

Посадка в транспорт

Войдя в транспортное средство, не задерживайтесь около дверей и на площадке, пройдите в салон. В салоне держитесь за поручни, чтобы не получить ушибов при возможном резком торможении. Свободные места рекомендуется сразу занимать, чтобы не мешать проходу пассажиров, но при этом надо уступать места инвалидам, пожилым и самым маленьким. Сидеть лучше лицом по направлению движения: это безопаснее в случае неожиданного резкого торможения. По этой же причине спать во время поездки не рекомендуется. Ни в коем случае не препятствуйте закрытию и открытию дверей. Не пытайтесь открыть их самостоятельно: это не только может повредить двери, но еще и опасно! Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу. Некоторые трамвайные поезда представляют собой длинные вагоны с поворотным устройством в середине. Это сочлененные вагоны. К ограждениям поворотного устройства нельзя прислоняться. Нельзя просовывать в пространство за ограждением руки и ноги. Это очень опасно! Можно не только получить травму, но и погибнуть! Не высовывайтесь из окон и не выставляйте в них какие-либо пред меты. Не шумите, не разговаривайте громко: это не только раздражает пассажиров, но и мешает водителю, которого нельзя отвлекать. Обращаться к водителю можно только на остановках. Во время поездки выполняйте все указания водителя и кондуктора.(Слайд 25)

Высадка из транспорта

К выходу необходимо подготовиться заранее: спросить у других пас са жиров, выходят ли они там же, где вы, или нет, по возможности подойти бли же к дверям, но не спускаться на ступени. После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкаться, не суетиться. Дети старшего возраста должны помочь пожилым пассажирам, инвалидам и малышам. Маленькие дети, едущие вместе с взрослыми, выходят после них. Выйдя из общественного транспорта, не останавливайтесь напротив дверей, а отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.

Движение после высадки

Выйдя из транспорта, вы снова становитесь пешеходом, и, значит, опять должны подчиняться требованиям правил для пешеходов. Будьте особенно внимательны, если вам надо перейти на противоположную сторону дороги: ваш путь только по переходу! Исходя из выше изложенного, можно сформулировать следующие правила(слайд 26-27)

Правила поведения для пассажиров автобуса и троллейбуса На остановке

1. Соблюдай порядок, веди себя спокойно: не играй, не толкайся, не бегай.

2. Стой только на тротуаре, не наступая на поребрик.

3. Не выходи на проезжую часть.

4. Подходи к двери автобуса или троллейбуса только после полной его остановки.

Пропусти выходящих пассажиров.

Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.

В салоне автобуса и троллейбуса

После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около дверей.

В салоне держись за поручни, не мешай проходить пассажирам, заранее готовься к выходу.

При выходе не суетись и не толкайся.

На противоположную сторону улицы переходи только по пешеходному переходу.

Пассажиры, легковых автомобилей, такси, должны соблюдать следующее правило: посадка и высадка должна происходить только с правой стороны улицы. С левой стороны могут выходить лишь водители.

Бывает, что надо ехать на грузовом автомобиле, например, на полевые работы или сопровождать груз. Для перевозки пассажиров в таких автомобилях существуют определенные правила. В кабине, кроме водителя, может помещаться столько человек, сколько мест предусмотрено техническими правилами. Например, в грузовом автомобиле ЗИЛ-130 рядом с водителем могут находиться только два человека. Группам людей ехать в кузове грузового автомобиля можно лишь в том случае, если он специально для этого приспособлен: в нем должны быть сиденья для пассажиров, а на сиденьях вдоль заднего и боковых бортов прочные спинки. Скорость грузового автомобиля, в кузове которого находятся люди, не должна превышать 60 км/ч. Стоять в кузове движущегося автомобиля категорически запрещено. Не все транспортные средства приспособлены для перевозки людей. Нельзя перевозить людей вне кабины самосвала, автомобиля-цистерны, трактора и других специализированных автомобилей, самоходных машин и механизмов, конструкция которых не приспособлена для перевозки людей, а также на грузовом прицепе или полуприцепе. Нельзя ехать и в кузове грузового мотоцикла или мотороллера.

Группа туристов попросила водителя грузовика довезти их до турбазы в горах. В кузове машины не было сидений: она не была приспособлена к перевозке людей. И туристы ехали стоя. На крутом повороте несколько человек не удержались и, потеряв равновесие, вывалились из кузова, получив тяжелые травмы.

возить на заднем сиденье мотоцикла детей, которым нет еще 12 лет. Если пассажиру 12 лет и больше, то ехать на мотоцикле ему разрешается только в застегнутом защитном шлеме.

Не следует выпрыгивать из кузова автомобиля во время движения. Это может привести к несчастному случаю. Такие пассажиры серьезно подводят водителя машины, на которой ехали, потому что он отвечает за их поведение и здоровье.

Решение ситуационной задачи. (Слайд 28)

Водитель - человек, управляющий каким-либо транспортным средством, а также водителем считается человек, ведущий по дороге вьючных или верховых животных, или стадо животных.

Практически каждый из учащихся является водителем транспортного средства- велосипеда.

От знаний правил дорожного движения зависит жизнь человека и каждого из вас.(слайд 29)

Домашнее задание.

Официально считается, что с получением водительского удостоверения человек подготовлен к управлению автомобилем в любых условиях. Заблуждением так же является утверждение, что загородная трасса намного легче городской. На самом деле и загородная трасса, и городской цикл имеют свои особенности, которые необходимо знать каждому автопутешественнику.

В длительное путешествие рационально отправляться как минимум на двух автомобилях, при этом количество водителей должно быть на единицу больше количества автомобилей (при двух автомобилях - три водителя, при трёх автомобилях - четыре водителя и т.д.). Это необходимо для увеличения скорости передвижения (один водитель постоянно отдыхает) и для страховки на случай болезни одного из водителей. В такой ситуации один водитель является лидером колонны, а остальные повторяют все его манёвры, при этом основная нагрузка прохождения трассы ложится на ведущего. Через некоторое время лидер меняется местами с ведомым. Отдохнувший водитель сначала двигается в роли ведомого, чтобы войти в ритм трассы. При длительной езде необходимо соблюдать режим труда и отдыха. Через каждые 2 - 3 часа следует делать остановку на несколько минут, в течение которых можно размяться , сделать небольшую зарядку, подкрепиться. Если есть потребность во сне - необходимо спать.

Примерная классификация водителей по манере вождения (по А. Ф. Бухтоярову):

возмутитель спокойствия - после обгона колонны или одиночного автомобиля начинает тормозить и сдерживать весь поток. Езда в таком потоке на достаточной скорости - занятие небезопасное, поэтому лучше обогнать колонну или сделать остановку;

прижимщик - двигается вдоль осевой линии, а при попытке обгона по правой полосе резко перемещается вправо, иногда без включения указателя поворота. Конечно, с точки зрения "Правил дорожного движения" турист прав, но "лучше быть целым, чем правым". При встрече с прижимщиком необходимо притормозить и понять его намерения: если всё происходит из хулиганских побуждений - сделать временную остановку;

экстремист - водитель, который не снижает скорость в условиях ограниченной видимости: "косой" - обгоняет на крутом правом повороте, "слепой" - на верхнем переломе продольного профиля. Рекомендация - снизить скорость или съехать на обочину;

прицеп - движется, не соблюдая дистанции, впритирку к заднему бамперу впереди идущего автомобиля. Очень опасен, так как подвергает опасности всех участников дорожного движения, включая обгоняющих, которые могут рассчитывать на интервал между автомобилями.

Существует три способа избавления от прицепа: остановиться, предварительно показав указателем поворота; несколько раз дотронуться до педали тормоза, чтобы загорелись стоп-сигналы; если возможности туриста и автомобиля, дорожные и погодные условия позволяют - совершить резкое ускорение;

осевик - двигается вдоль осевой линии не смещаясь вправо ни при каких условиях. Обычно этой "болезнью" страдают неуверенные водители, плохо чувствующие габариты автомобиля и обладатели дорогостоящей техники. Таких водителей следует объезжать стороной;

многополосник - занимает одновременно две полосы движения, действия связаны с неуверенностью или наглостью. При обгоне многополосника рекомендуется сначала посигналить ему фарами или звуковым сигналом;

слепила - ездит на автомобиле с неправильно отрегулированным ближним светом или не переключает свет с дальнего на ближний при разъезде с встречным автомобилем. Выход из этой ситуации - не следует мигать дальним светом в ответ, просто зажмурьте один глаз или отвернитесь в сторону на несколько секунд. Сложнее, когда "слепила" едет сзади и ослепляет через зеркало заднего вида. В первую очередь, включением аварийной сигнализации надо показать, что он мешает. Если это не помогло, включить сигнализатор правого поворота и предложить ему обогнать или пропустить его, съехав на обочину;

законники - выполняют все правила дорожного движения с предупреждением. Таких водителей лучше обгонять, убедившись, что это не замаскированная машина ГИБДД;

гонец за тенью - не может равнодушно видеть бампер впереди идущей машины. Очень опасен, когда его обгоняют, так как из обыкновенного шоссе устраивает автодром Формулы-1.

Типичные ошибки водителей. Ошибки новичков

Посадка - перенапряжённое состояние всего тела при излишне согнутых руках. Много нерациональных движений. Затруднён обзор из-за перенапряжения мышц шеи.

Разгон - отсутствие рефлекторного навыка трогания с места, раннее включения повышенных передач. Отсутствие динамики из-за больших пауз при переключении передач.

Торможение - резкое позднее торможение, приводящее к потере управляемости автомобилем.

Руление - резкое, ступенчатое, руки в нижнем секторе. Отсутствует техника кругового руления.

Прохождение поворотов - ранний вход в поворот на заторможенных колёсах и интенсивное дросселирование на выходе из поворота, что приводит к заносу.

Ошибки опытных водителей

Посадка - излишне расслабленная, отсутствует готовность к действиям в экстремальной ситуации.

Разгон - чрезвычайно резкий, излишне частый цикл "разгон - торможение".

Торможение - отсутствие плавности в замедлении.

Руление - поздняя реакция на препятствия и резкие манёвры, отпускание руля при выравнивании автомобиля.

Прохождение поворотов - вход в поворот на повышенной скорости и выезд на полосу встречного движения. Переключение скоростей и торможение на повороте.

Азбука безопасного вождения

Исследования, проведённые в США, показали, что даже опытные водители совершают ошибку в управлении автомобилем один раз на 3 км пути, а избегают дорожно-транспортного происшествия - один раз на 800 км. Таким образом, утверждение о совершенном вождении автомобиля подлежит сомнению. Существует безопасное вождение, для осуществления которого необходимо выполнять ряд правил.

Правило №1 - правила дорожного движения существуют не для того, чтобы их нарушать.

Правило №2 - скоростной режим необходимо выбирать исходя из дорожных и погодных условий, а также темпа транспортного потока.

Правило №3 - попутчик не должен отвлекать водителя от управления транспортным средством. Попутчик должен следить за ситуацией перед автомобилем, не отвлекать водителя, особенно на опасных и непросматриваемых участках. Нельзя передавать водителю пищу, напитки во время движения, проводить острые дискуссии, которые могут нарушить психологическое состояние водителя, навязывать свою точку зрения на управление автомобилем, излишне громко включать музыку или радиотрансляции спортивных соревнований.

Правило №4 - дорога - не место для конфликтов. Если какой-либо участник дорожного движения совершил по отношению к вам неэтичное действие ("подрезал", не пропустил помеху и т.д.), не следует ввязываться в дорожную дуэль.

Правило №5 - двигаться необходимо таким образом, чтобы не создавать помех другим участникам дорожного движения.

Правило №6 - необходимо владеть искусством совершать аварии. Это значит, - в случае неминуемого ДТП использовать все элементы пассивной безопасности и навыки вождения, чтобы понести наименьший урон:

использовать ремни безопасности. При правильно установленном ремне безопасности, когда между ремнём и грудью человека свободно проходит рука, ремни безопасности спасают в девяти случаях из десяти;

руль необходимо держать надёжно, обеими руками, причём при поворотах не должно быть перехватываний руля;

нельзя надеяться на надёжность тормозной системы;

если ДТП неизбежно, в населенном пункте нельзя менять направление движения. На загородной трассе можно попытаться уйти от столкновения, используя маневрирование рулём и торможение двигателем. Рекомендуется подавать звуковой сигнал. За несколько секунд до столкновения водитель обязан предупредить пассажиров криком, закрыть глаза, охватить голову руками и упереться предплечьем в рулевое колесо или приборный щиток. Сидящие на заднем сидении должны лечь на него с поджатыми ногами, закрыв голову руками.

Особенности ночного вождения

По сравнению с дневными часами ночью опасность совершить ДТП в 2 - 9 раз больше. Днём глаза воспринимают обстановку с помощью "колбочек", а ночью - с помощью других нервных окончаний - "палочек". Поэтому ночью человек видит контуры предмета, а цвет различает плохо. Владельцы автомобилей тёмного цвета обязаны включать габаритные огни при первом наступлении сумерек. Сумерки очень опасны для вождения, так как в человеческом организме происходит нестационарный процесс перевода зрения с одних нервных окончаний на другие. Кроме того, в утренние сумерки водители чаще всего засыпают за рулём. В связи с чем рекомендуется в период сумерек сделать перерыв для отдыха.

Перед ночной поездкой не рекомендуется читать, разглядывать мелкие предметы, находиться в шумном помещении, слушать громкую музыку и смотреть телевизор. Не следует пользоваться солнцезащитными очками. Для улучшения ночного зрения можно сделать несколько физических упражнений в сочетании с обтиранием лица и шеи холодной водой, выпить чашку крепкого кофе, съесть несколько кусочков сахара с лимоном или драже витамина С.

Видимость ночью невозможна без чистых ветровых стёкол, правильно отрегулированных и чистых фар, исправных стеклоочистителей. Скоростной режим необходимо выбирать , исходя из освещения дороги . Ближний свет освещает дорогу на 45 м, дальний - на 100 м. С увеличением скорости движения область хорошей видимости уменьшается на10 м при увеличении скорости на 15 км/ч. Поэтому рекомендуемая скорость при езде с ближним светом на неосвещённой дороге составляет 50 км/ч.

Переходить с дальнего света на ближний необходимо за 150 м до встречного транспорта.

Перед переключением необходимо заглянуть как можно дальше вперёд. При встречном разъезде следует держаться ближе к правому краю дороги, выдерживая боковой интервал до встречного транспорта. Приближаясь к подъёму или спуску, переключение на ближний свет производится до пересечения лучей фар с лучами встречного автомобиля. При повороте по внешней стороне дороги нужно смотреть на правую сторону дороги, а при повороте по внутренней стороне - первым переключать свет с дальнего на ближний. Если навстречу едет транспортное средство с одной фарой, держаться от него необходимо как можно правее, так как это может быть автомобиль с неисправной фарой. Обгоняя попутный транспорт, следует переключить свет фар на ближний.

Взаимовыручка

Ещё десять лет назад взаимовыручка водителей была обычным делом. Дать "прикурить", взять на буксир, помочь запчастями или дельным советом - на это мог рассчитывать любой участник движения. Осложнение криминогенной обстановки, переоценка морально-этических ценностей привели к тому , что проблемы человека, стоящего на обочине с включённой аварийной сигнализацией, стали только его проблемами. Особенно пренебрежением к подобным ситуациям страдают молодые люди, опьянённые собственным благополучием. Им следует помнить, что и они могут оказаться в аналогичной ситуации. Конечно, существуют службы аварийного ремонта на дорогах, но цены на их услуги превышают все допустимые пределы (бусировка - 3.5 у.е./км).

Вывод простой - следует помогать другим участникам движения.

Психологическое и физиологическое

Психологи разделяют водителей на три основных типа.

Водитель типа "парализованный" в момент опасности вскрикивает, закрывает глаза и безучастно ждёт дальнейших событий. От такого человека нельзя ожидать быстрого решения в сложной обстановке, даже если ему удаётся преодолеть реакцию испуга. Такому водителю следует ездить осторожно и избегать опасных ситуаций. Весьма полезно выучить и зафиксировать в подсознании способы поведения в экстремальной ситуации или пройти курсы экстремального вождения.

Водитель типа "испуганный" ясно осознаёт ситуацию и знает, что нужно делать для спасения, но из всех возможных решений чаще все выбирает неправильное. Поэтому их действия непонятны другим участникам движения.

Водитель типа "нормальный" хладнокровно оценивает ситуацию, принимает правильное решение и, что самое главное, осуществляет его.

Водитель не должен управлять транспортным средством в состоянии стресса или повышенной нервной возбудимости. Если произошла экстремальная ситуация на дороге, приведшая водителя в состоянии стресса, необходимо прекратить движение, остановиться на обочине, отдохнуть , сделать несколько физических упражнений, при необходимости принять успокаивающее средство, но не транквилизатор

ВОДИТЕЛЮ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ И НАЧИНАТЬ ДВИЖЕНИЕ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО И НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ.

ПЬЯНЫЙ ЗА РУЛЁМ - ПРЕСТУПНИК!

Водителю не разрешается начинать движение при наличии острой формы какого-либо заболевания, сопровождающегося повышением температуры, изменением кровеносного давления, проявлением болевых синдромов.

Водителю не разрешается управлять транспортным средством, если лечение хронических заболеваний предусматривает приём лекарств, снижающих реакцию водителя или вызывающих повышенную сонливость.

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Постоянно по улицам городов и населённых пунктов передвигаются тысячи людей, которые спешат на работу, в школу, во многие другие места или возвращаются домой. Для передвижения в заданном направлении люди пользуются общественным транспортом, личными транспортными средствами (автомобилями, мотоциклами, велосипедами) или идут пешком. Все они являются участниками дорожного движения.

Для того чтобы это движение носило упорядоченный характер и обеспечивало всем участникам возможность быстро и безопасно двигаться в необходимом им направлении, они должны соблюдать определённые правила, которые регулируют движение на улицах и дорогах. Это Правила дорожного движения (ПДД).

Все мы постоянно участвуем в дорожном движении и поэтому должны знать обязанности пешехода и пассажира и постоянно их соблюдать.

Основные обязанности пешеходов

  • Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. (При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут идти по велосипедной дорожке или друг за другом по краю проезжей части, а на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части.)
  • По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.
  • Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.
  • При отсутствии пешеходного перехода или перекрёстка пешеходам разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.
  • Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. При отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.
  • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.
  • При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны и не выходить на проезжую часть из-за какого-нибудь препятствия (стоящего у тротуара автомобиля и др.), мешающего обзору проезжей части, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасного движения.
  • При приближении автомобиля с включённым синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части - незамедлительно освободить её, уступив дорогу такому автомобилю.

Общие меры безопасности, которые должны соблюдать пешеходы

  • При выходе из подъезда дома обратите внимание, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед.
  • Если у дома стоит автомобиль или растут деревья, что препятствует обзору дороги, прежде чем выйти на проезжую часть, осмотритесь, нет ли за препятствием движущегося транспортного средства.
  • При движении по тротуару всегда придерживайтесь правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения.
  • Проходя по тротуару мимо ворот или выезда из гаража, необходимо обратить внимание, не выезжает ли машина.
  • Готовясь перейти дорогу, необходимо осмотреть проезжую часть.

Обязанности пассажиров

В соответствии с требованиями Правил дорожного движения пассажиры обязаны при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутыми ими, а при поездке на мотоцикле быть в застёгнутом мотошлеме.

Правила безопасного поведения пассажира во всех видах общественного транспорта

Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки через передние двери.

Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать удобное место, где вам не будут мешать. Следует посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспорте нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у двери, а тем более опираться на нее - она может случайно открыться.

Передвигаться по салону общественного транспорта рекомендуется только при полной его остановке.

Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя отвлекать водителя от управления.

Правила поведения при пользовании трамваем, автобусом и троллейбусом

Правила поведения в метрополитене

Для метрополитена, как и для любого вида транспорта, существуют свои опасные зоны. Риск для жизни людей, пользующихся метрополитеном, возникает при входе через турникет, движении на эскалаторе, ожидании поезда на платформе, а также при проезде в вагоне поезда.

Через турникет следует проходить только после загорания зелёного сигнала. На эскалаторе необходимо стоять справа, лицом по направлению движения, держась за поручень, проходить с левой стороны; не следует бежать по эскалатору, сидеть на его ступеньках. Не задерживайтесь при сходе с эскалатора.

При ожидании поезда не заходите за ограничительную линию у края платформы. Не спускайтесь на пути; если необходимо поднять с путей оброненную вещь, обращайтесь к дежурному по станции.

Не подходите к вагону до полной остановки поезда. Заходите в вагон быстро, но без суеты. Старайтесь занять место в средней части вагона. Не становитесь непосредственно у дверей, никогда не используйте их как опору. Не задерживайте закрытие и открытие дверей на остановках. В случае возникновения опасности для жизни людей или угрозы безопасности движения через переговорное устройство сообщите об этом машинисту поезда.

Водитель — главная фигура в обеспечении безопасности дорожного движения

Безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от уровня подготовки водителей и их чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.

Целенаправленно эти качества должны формироваться с того момента, как человек стал участником дорожного движения. С этого момента он должен начать постигать азы Правил дорожного движения и убеждаться в необходимости соблюдения их постоянно.

Первым транспортным средством, которым человек начинает управлять, является велосипед. Со школьных лет нужно воспитывать в себе качества культурного водителя.

Перед выездом каждый водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

Основные требования к техническому состоянию велосипеда

Велосипед всегда должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал (звонок). При движении на дорогах в тёмное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонарём (фарой) белого цвета, сзади фонарём или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон световозвращателями оранжевого или красного цвета.

Выводы

  1. Соблюдать Правила дорожного движения в условиях всё возрастающего потока автомобилей на дорогах стало намного сложнее, чем раньше. У многих участников дорожного движения не хватает для этого выдержки и самодисциплины, общей культуры в области безопасности.
  2. Каждый из нас независимо от социального положения и возраста может оказаться на дороге в качестве пешехода или пассажира маршрутного транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая, маршрутного такси).
  3. Важно соблюдать меры безопасности во всех видах пассажирского транспорта.
  4. Качества, присущие надёжному водителю, должны формироваться с детства.

Вопросы

  1. Почему, на ваш взгляд, в 2007 г. согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях ужесточены наказания для пешеходов и водителей, нарушающих Правила дорожного движения?
  2. Почему любое транспортное средство является источником опасности?
  3. В чём, на ваш взгляд, заключается лучший способ повысить личную дорожно-транспортную безопасность?
  4. Какую роль может сыграть вождение велосипеда для подготовки грамотного водителя мотоцикла или автомобиля?

Задания

Дополнительные материалы к § 3

Российская статистика ДТП и меры, принимаемые государством для снижения их числа

В 2011 г., по данным МЧС, дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с тяжкими последствиями заняли первое место среди других техногенных чрезвычайных ситуаций.

Причиной более 85% ДТП является нарушение ПДД водителями транспортных средств и пешеходами, при этом на долю водителей приходится 70-75% происшествий.

Таким образом, человеческий фактор возникновения дорожно-транспортных происшествий и их трагических последствий составляет более 85% и свидетельствует о низкой культуре в области безопасности дорожного движения основных участников этого движения — водителей и пешеходов.

В результате быстрого роста автомобильного парка значительно увеличилось число владельцев транспортных средств. Это привело к массовому включению в дорожное движение новых водителей. Увеличилась плотность движения в крупных городах и на федеральных дорогах. Возросла интенсивность движения в небольших городах и на территориальных дорогах, в результате чего изменилась дорожная ситуация как для водителей, так и для пешеходов, которые оказались к этому плохо подготовлены.

  • сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.
  • предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
  • развитие системы подготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении;
  • сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
  • совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;
  • сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • повышение уровня безопасности транспортных средств.

Это позволило Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, ослабить социальную остроту проблемы.

Читайте также: