Во время проверки в исправительной колонии общего режима прокурор установил что срок наказания

Обновлено: 04.07.2024

Законодательное регламентирование прокурорского надзора.

Задание 2

Предмет и задачи прокурорского надзора за разрешением предложений, заявлений и жалоб. Организация работы по этому направлению в органах прокуратуры.

Государственная Дума Томской области приняла неза­конное постановление. Прокурор области принес на неза­конное постановление протест. Однако Дума этот протест не удовлетворила.

Каков порядок принесения протеста на акты местных органов представительной власти?

Задача

Проверяя законность содержания заключенных в следствен­ном изоляторе, помощник прокурора области выявил следующее:

а) Репин, обвиняемый по ч. 3 ст. 213 УК, заключен под стражу с санкции помощника прокурора района и находится в изоляторе свыше трех месяцев;

б) в камерах размером от 14 до 20 кв. м содержится от 20 до 36 подследственных;

в) в одной из камер вместе с совершеннолетними заключенны­ми содержались и несовершеннолетние.

Что должен предпринять помощник прокурора области, выявивший эти нарушения?

ВАРИАНТ 6

Задание 1

Создание Российской прокуратуры. Исторические условия и причины образования прокуратуры.

Задание 2

Правовое положение прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства и его функции. Его полномочия.

Во время отбывания наказания в исправительной колонии (ИК) у осужденного Карпова была замечена склонность к упот­реблению наркотических веществ. Медицинское освидетельствова­ние показало, что, по мнению врачей, Карпов является наркома­ном. Об этом было доложено начальнику ИК, который после изу­чения акта медицинского освидетельствования и бесед с врачами колонии отдал приказ включить Карпова в число осужденных, проходящих принудительное лечение от наркомании. Осужденный Карпов написал жалобу прокурору, которая, однако, была изъята администрацией и хранилась в дневнике индивидуального наблю­дения, где начальник отряда отмечал прохождение лечения. Не получив ответа на жалобу, Карпов отказался выходить на работу. Тогда начальник отряда водворил его на двое суток в дисципли­нарный изолятор. Во время проверки прокурор вскрыл эти факты.

Как должен реагировать на них прокурор?

Задача

Во время проверки ИК прокурор установил, что срок нака­зания осужденному Шустрову истек 20 ноября, однако последний по-прежнему находился в ИК. 22 ноября начальник ИК объяснил прокурору, что 20 ноября была суббота и работники спецчасти не работали; кроме того, еще не готовы документы Шустрова об об­разовании и производственной квалификации, полученных в ИК.

Поясните, как может прокурор разрешить данную ситуацию.

2. Пра­вомочия, компетенция прокуроров, акты прокурорского реагирова­ния на нарушения законов, их классификация, предъявляемые к ним требования и реквизиты.

3. Концепция прокурорского надзора на современном этапе. За­конодательное регулирование прокурорского надзора.

4. Курс "Прокурорский надзор" в системе смежных научных правовых дисциплин.

5. Образование прокуратуры как государственного органа. Про­куратура Российской империи.

6. Про­куратура СССР до начала Великой Отечественной войны.

7. Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечествен­ной войны. Реорганизация прокуратур прифронтовых районов в органы военной прокуратуры. Органы прокуратуры при разоблаче­нии главных фашистских преступников на Нюрнбергском процессе (1945-1946 гг.).

9. Положение о военной прокуратуре 1981 г. Особенности зако­нодательного регулирования организации и деятельности органов военной прокуратуры.

11. Конституция РФ 1993 г. об организации и деятельности проку­ратуры в Российской Федерации.




13. Задачи по обеспечению верховенства закона, единства и укреп­ления законности в Российской Федерации. Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры.

14. Понятие и содержание функции прокурорской деятельности. Соотношение с понятием основные направления прокурорской деятельности.

15. Система функций прокуратуры РФ. Понятие и признаки отрасли прокурорского надзора. Виды отраслей прокурорского надзора.

16. Соотношение прокурорского надзора с другими видами контроля и надзора.

17. Взаимодействие прокуратуры с органами государственной вла­сти и управления, а также с общественными формированиями.

18. Глас­ность в деятельности органов прокуратуры. Коллегиальность в ра­боте прокуратуры. Деполитизация органов прокуратуры.

19. Понятие и система органов прокуратуры. Территориальные и специализированные прокуратуры.

20. Главная военная прокуратура и ее органы. Особенности фор­мирования и деятельности органов военной прокуратуры.

21. Транспортные прокуратуры на железнодорожном, водном, морском и воздушном транспорте.

22. Специализированные прокурату­ры по надзору за исполнением законов в исправительных учреж­дениях.

23. Природоохранные прокуратуры.

24. Понятие, сущность и задачи общего надзора за точным и едино­образным исполнением законов органами государственного управле­ния, должностными лицами и гражданами.

25. Направления общего надзо­ра. Предмет и пределы общего надзора.

26. Полномочия прокуроров по осуществлению общего надзора.

27. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

28. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения за­кона.

29. Понятие и назначение протеста прокурора в порядке общего надзора, предмет опротестования. Полномочия прокурора на опротес­тование правовых актов. Содержание и форма протеста прокурора. Пределы действия протеста. Контроль за исполнением протеста.

30. Представление прокурора в порядке общего надзора. Участие прокурора в реализации предложений, сформулированных в представ­лении. Форма изложения представления. Требования, предъявляемые к представлению.

31. Предостережение прокурора, вынесенное в порядке общего над­зора. Назначение, содержание и форма предостережения прокурора.

32. Постановление прокурора как форма реагирования на выявленные нарушения. Требования, предъявляемые к содержанию и форме поста­новления. Правовые последствия вынесения прокурором постановления.

33. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как самостоятельная отрасль прокурорского надзора, образованная в результате реформы общего надзора.

34. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и оперативно-хозяйственная деятельность организаций.

35. Предъявление иска в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде в случае нарушения прав и свобод человека.

36. Сущность, понятие и задачи надзора за исполнением законов органа­ми и должностными лицами, выявляющими и расследующими пре­ступления.

37. Акты и правовые средства по осуществлению надзора за точ­ным и единообразным исполнением законов органами и должност­ными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность, дознание и предварительное следствие.

38. Проблемы исполнения закона в этой области надзора; социальная опас­ность укрытия преступлений от учета, способы укрытия. Надзор за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или отказа в их возбуждении.

39. Надзор прокурора за обеспечением прав личности при рассле­довании преступлений, его пределы и формы.

40. Продление прокурором срока дознания и предварительного след­ствия. Решения про­курора по результатам расследования уголовных дел.

41. Особенности прокурорского надзора за законностью оператив­но-розыскной деятельности.

42. Преобразование сведений оперативно-розыскного характера в доказательства по уголовному делу. Полномочия прокурора по ознакомлению с материалами оператив­но-розыскной деятельности.

43. Процессуальное положение прокурора в стадии судебного раз­бирательства уголовных дел и иных судебных стадиях уголовного процесса. Функции прокурора в стадии назначения судебного заседания.

44. Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел. Поддержание государственного обвинения. Участие в исследовании доказательств. Заявление, заключение и ходатайство прокурора.

45. Предъявление или поддержание прокурором гражданского иска. Речь государственного обвинителя, ее назначение и содержание. Реплика прокурора.

46. Особенности участия прокурора в суде присяжных.

47. Особенности участия прокурора в рассмотрении дел мировым судьей.

48. Апелляционное и кассационное представление прокурора, его содержание и реквизиты.

49. Участие прокурора в суде апелляционной и кассационной инстанции.

50. Надзор за законностью исполнения приговоров в виде исправительных ра­бот, штрафа и иных видов уголовного наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества, а также имущественных взысканий.

51. Задачи прокуратуры при отправлении правосудия по граждан­ским делам. Процессуальные функции прокурора в гражданском судопроизводстве.

52. Охрана прав и законных интересов граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

53. Надзор за исполнением зако­нов и обжалование в суд неправомерных решений органов государ­ственной власти и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

54. Прокурор как субъект арбитражных процессуальных отноше­ний. Процессуальное положение прокурора в арбитражном судопро­изводстве.

55. Полномочия прокуроров при рассмотрении дел арбитраж­ными судами.

56. Иск прокурора в арбитражный суд в защи­ту государственных и общественных интересов.

57. Сущность и задачи данной отрасли прокурорского надзора, ее предмет и пределы, значение для обеспечения прав личности и законности деятельности соответствующих учреждений.

58. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за испол­нением законов в местах содержания задержанных и заключенных под стражу (арестованных).

59. Пол­номочия прокурора при осуществлении надзора в изоляторах вре­менного содержания и следственных изоляторах. Средства проку­рорского реагирования на обнаруженные нарушения закона в уч­реждениях такого рода. Их юридическое значение.

60. Надзор за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказания по приговорам судов.

61. Надзор за исполнением законов при условно-досрочном осво­бождении осужденных от отбывания наказания, а также при заме­не неотбытого наказания более мягким наказанием.

62. Особенности надзора за досрочным освобождением осужденных в связи с болезнью. Надзор за законностью исполнения законов в связи с отсроч­кой отбывания наказания.

63. Надзор за законностью освобождения от отбывания наказания в связи с истечением срока наказания, уста­новленного обвинительным приговором суда.

64. Прокурорский надзор за законностью и своевременностью рас­смотрения жалоб и заявлений осужденных. Взаимодействие прокуроров с другими правоохранительными органами, общественными формированиями и трудовыми коллек­тивами.

65. Надзор прокурора за исполнением судебных решений о при­менении принудительных мер медицинского характера. Особеннос­ти надзора за законностью применения принудительных мер меди­цинского характера, соединенных с исполнением наказания.

66. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами.

67. Организация работы по надзору за исполнением законов по надзору за судебными приставами. Проведение поверок исполнения законов судебными приставами.

68. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Решение вопроса об ответственности несовершеннолетних за правонарушения.

69. Прокурорский надзор за законностью задержания и привлечения к ответственности несовершеннолетних. Надзор прокурора за законностью прекращения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

70. Надзор прокурора за исполнени­ем законов при применении принудительных мер воспитательного воздействия. Прокурорский надзор за законностью деятельности специали­зированных учреждений, обеспечивающих исправление несовершен­нолетних.

71. Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел несовершеннолетних. Надзор прокурора за исполнением законов в воспитательных колониях для несовершеннолетних. Особенности надзора за соблю­дением условий (обычных, облегченных, льготных или строгих) от­бывания наказания, назначенного несовершеннолетним.

72. Надзор за исполнением законов о труде несовершеннолетних. Полномочия прокурора по охране прав и законных интересов несо­вершеннолетних.

73. Надзор за исполнением законов по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.

74. Надзор за исполнением законов об устройстве и воспитании несовершеннолетних, оставшихся без родителей.

75. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о содержании несовершен­нолетних в детских домах.

76. Надзор за исполнением законов об обра­зовании.

77. Сущность и понятие координации деятельности правоохрани­тельных органов. Правовые и организационные основы координа­ции. Значение координации деятельности по предупреждению пра­вонарушений и иных негативных явлений.

78. Координация деятель­ности по борьбе с преступностью. Учет криминогенных факторов в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

79. Руководящая роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов. Формы координации: ор­ганизация и проведение межведомственных совещаний; совместные вы­езды работников правоохранительных органов для проведения прове­рок и оказания помощи органам прокуратуры.

80. Взаимодействие прокуратуры с други­ми государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами в предупредительно-профилактической работе.

За нарушение порядка отбывания наказания начальник исправительной колонии перевел осужденного в помещение камерного типа. В ходе прокурорской проверки было установлено, что осужденный впервые допустил нарушение порядка отбывания наказания и поэтому прокурор не согласился с решением начальника исправительной колонии.

Кто прав в этой ситуации?

Здравствуйте! В соответствии со ст.117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ —

при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения,личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения.

Поэтому однозначно ответить на вопрос не представляется возможности, не зная тяжести и характера совершенного правонарушения.Ну учитывая личность и предыдущее поведение осужденного, можно сказать, что наказание в виде перевода в ПКТ-конечно, излишне суровое

Если Вы желаете получить более подробную консультацию по данному вопросу, либо у Вас имеется другой вопрос, то можете обращаться ко мне в чат. Готов оказать Вам помощь в составлении документов.
Услуги в чате оказываются на платной основе.

Здравствуйте! Если вопрос теоретический, скорее всего задача, то данных недостаточно, но отвечу в следующем ракурсе.

В соответствии со ст. 1 УИК РФ Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет одной из своих целей исправление осужденных. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Индивидуализация исполнения наказания базируется на учете не групповых, а конкретных, персонифицированных особенностей осужденных при отбывании ими наказаний. Так, ст. 9 УИК РФ указывает, что средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Так что нужно знать тяжесть совершенного наказания, личность осужденного и вопрос рассматривать в комплексе. Однозначно не ответить тут.

За нарушение порядка отбывания наказания начальник исправительной колонии перевел осужденного в помещение камерного типа. В ходе прокурорской проверки было установлено, что осужденный впервые допустил нарушение порядка отбывания наказания и поэтому прокурор не согласился с решением начальника исправительной колонии. Кто прав в этой ситуации?

Здравствуйте. У меня вот какая проблема. В 2016 году я проходил службу в городе Севастополе в 41 бригаде ракетных катеров на мрк Зеленый Дол. В конце мая вернулись с похода из Средиземного моря, а в первых числах июня на кораблей бала проверка на наличие в моче наркотических веществ. Мой тест дал положительный результат подтвердив наличие канабиола(марихуана) в моче. На следующий день в госпитале был повторный анализ, результат тот же. В ходе прокурорской проверки было установлено что я виновен в употреблении марихуаны без назначения врача в общественном месте. В августе был суд, я был признан виновным в совершении административного правонарушения, наказание было назначено на усмотрение командира соединения. Приказом командира мне объявили строгий выговор. Дело было на контроле у Штаба флота. Они начали требовать увольнения. В сентябре был снова выход в Средиземное море и по ходатайству командира бригады меня не стали увольнять, с условием что по приходу я пройду повторный тест. Я его сделал, результат отрицательный. В октябре состоялся межфлотски переход. По ходатайству командира Крымской базы учитывая положительную характеристику и переход Командующий Черноморским флотом приказом дал согласие на оставление меня на службе. В ноябре мы пришли с кораблем в Балтийское море, там нас приписали к 36 бригаде ракетных катеров. На новый год по ходатайству командира корабля приказом командира бригады с меня было снято взыскание. Служил я спокойной до мая месяца, как вдруг меня вызвал начальник отдела кадров и сказал что с Москвы в округ пришло теллеграмма по мне что якобы по мне до сих пор не принято решение и почему я не уволен. Округ дал указание на флот разобраться, была проведена аттестация и отправлено ходатайство Командующему Балтийским флотом, его решение было представить к увольнению. Вопрос имеют ли они право уволить меня за преступление за которое я уже понес наказание? И что мне нужно предпринять? Подать встречный иск в суд?

1. Сущность, задачи, объекты и предмет прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

3. Особенности прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказания в виде лишения свободы. Особенности прокурорского надзора за законностью исполнения наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества.

4. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности администраций учреждений, применяющих назначаемые судом меры принудительного характера. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

5. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

1. Полномочия прокуроров по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу:

2. Особенности организации прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы?

3. Какие требования, касающиеся проверок прокурором изоляторов временного содержания задержанных, подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел получили нормативное закрепление в приказе Генерального прокурора РФ?

Методические рекомендации

Студент должен четко представлять, что предметом рассматриваемого направления являются:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом;

- соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Следует уяснить, что прокурору предоставляются широкие полномочия властно-распорядительного характера. Например, прокурор вправе в любое время посещать соответствующие учреждения, опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, знакомиться с документами, на основании которых эти лица содержатся в местах лишения свободы либо подвергнуты другим мерам принудительного характера.

Прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, и освобождать их из карцера, штрафного изолятора, помещений камерного типа. Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному и безусловному исполнению соответствующими органами и учреждениями.

Рассматриваемое направление прокурорской деятельности имеет широкий спектр объектов надзора. Ими являются следующие:

- органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, Министерства юстиции РФ исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения, исправительные центры, уголовно-исполнитель-ные инспекции, арестные дома и следственные изоляторы;

- гарнизонные гауптвахты, дисциплинарные воинские части;




- психиатрические стационары Министерства здравоохранения РФ;

- специализированные государственные органы специальные воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних;

- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых ИВС органов внутренних дел и Федеральной пограничной службы.

Студент должен знать организацию надзорной деятельности в данной сфере.

Практические задания

Задача 1

Осуществляя проверку законности нахождения задержанных в Хабаровском изоляторе временного содержания, прокурор обнаружил, что протокол задержания в качестве подозреваемого Иванова не содержит указания на сведения, послужившие основанием его задержания. Протокол содержит лишь указание на то, что Иванов не имеет постоянного места жительства в г. Хабаровске.

О какой отрасли прокурорского надзора идет речь в задаче? Какое решение необходимо принять прокурору в указанной ситуации?

Задача 2

В ходе проверки соблюдения законности в исправительной колонии прокурором был выявлен факт нарушения сотрудниками колонии условий применения специальных средств. Сопровождая осужденного Карасева в медицинскую часть, контролеры Зубов и Петров нанесли ему несколько ударов резиновыми дубинками по голове.

Какова должна быть реакция прокурора?

Задача 3

В ходе проверки соблюдения законности в исправительной колонии прокурором выявлены факты регулярного использования некачественных продуктов в столовой колонии. Осужденному Дуброву, обратившемуся к начальнику колонии с жалобой на действия работников столовой, последний в присутствии других осужденных заявил, что в случае повторной жалобы он лишит Дуброва права покупать продукты питания на территории колонии сроком на месяц.

Какие средства прокурорского реагирования могут быть использованы прокурором?

Задача 4

Во время проверки в исправительной колонии прокурор установил, что срок наказания осужденному Романенко истек 20 октября, однако последний до сих пор находится в исправительном учреждении. 22 октября начальник учреждения объяснил прокурору, что 20 октября была суббота, и работники отдела специального учета не работали. Кроме того, еще не готовы документы Романенко об образовании и производственной квалификации, полученных в исправительной колонии.

Как может прокурор разрешить данную ситуацию?

Задача 5

Приказом начальника исправительной колонии установлено, что все осужденные, не имеющие среднего образования, обязаны посещать вечернюю школу. Лица, не посещающие занятий, не могут подлежать условно-досрочному освобождению, а также избираться в советы коллектива осужденных. Они должны в обязательном порядке привлекаться к работам по благоустройству колонии в нерабочее время и бесплатно.

Правомерно ли распоряжение начальника учреждения?

Задача 6

Постановлением начальника исправительной колонии на осужденного Пагосяна за оскорбление представителя администрации исправительного учреждения наложен дисциплинарный штраф в размере 500 рублей и, кроме того, Пагосян переведен в помещение камерного типа сроком на 15 суток. Данный факт был выявлен прокурором в ходе проверки исполнения закона в указанном учреждении. Поскольку ч.1 ст.117 УИК РФ запрещает за одно нарушение налагать несколько взысканий, прокурор опротестовал постановление начальника ИК в части перевода Пагосяна в помещение камерного типа.

Начальник ИК не согласился с прокурором, сказав, что Пагосян ранее неоднократно допускал нарушения режима и наказание вполне обоснованное. Начальник ИК не стал освобождать Пагосяна из помещения камерного типа и обжаловал протест прокурора прокурору края.

Оцените ситуацию. Соответствуют ли закону действия прокурора и начальника колонии?

Рекомендуемая литература:

3. Коптяева О. Роль прокуратуры в обеспечении юридической помощи осужденным // Законность. 2006. № 12.

6. Поневежский В.А. Надзор за исполнением законодательства в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы // Законность. 2011. № 4.

7. Хашимова Л.П. Надзор за исполнением законодательства при помещении несовершеннолетних в центр временного содержания// Законность. 2013. № 3.

8. Чеботарев В. Изоляторы временного содержания: прокурорский надзор // Законность. 2007. № 3.

Законодательное регламентирование прокурорского надзора.

Задание 2

Предмет и задачи прокурорского надзора за разрешением предложений, заявлений и жалоб. Организация работы по этому направлению в органах прокуратуры.

Государственная Дума Томской области приняла неза­конное постановление. Прокурор области принес на неза­конное постановление протест. Однако Дума этот протест не удовлетворила.

Каков порядок принесения протеста на акты местных органов представительной власти?

Задача

Проверяя законность содержания заключенных в следствен­ном изоляторе, помощник прокурора области выявил следующее:

а) Репин, обвиняемый по ч. 3 ст. 213 УК, заключен под стражу с санкции помощника прокурора района и находится в изоляторе свыше трех месяцев;

б) в камерах размером от 14 до 20 кв. м содержится от 20 до 36 подследственных;

в) в одной из камер вместе с совершеннолетними заключенны­ми содержались и несовершеннолетние.

Что должен предпринять помощник прокурора области, выявивший эти нарушения?

ВАРИАНТ 6

Задание 1

Создание Российской прокуратуры. Исторические условия и причины образования прокуратуры.

Задание 2

Правовое положение прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства и его функции. Его полномочия.

Во время отбывания наказания в исправительной колонии (ИК) у осужденного Карпова была замечена склонность к упот­реблению наркотических веществ. Медицинское освидетельствова­ние показало, что, по мнению врачей, Карпов является наркома­ном. Об этом было доложено начальнику ИК, который после изу­чения акта медицинского освидетельствования и бесед с врачами колонии отдал приказ включить Карпова в число осужденных, проходящих принудительное лечение от наркомании. Осужденный Карпов написал жалобу прокурору, которая, однако, была изъята администрацией и хранилась в дневнике индивидуального наблю­дения, где начальник отряда отмечал прохождение лечения. Не получив ответа на жалобу, Карпов отказался выходить на работу. Тогда начальник отряда водворил его на двое суток в дисципли­нарный изолятор. Во время проверки прокурор вскрыл эти факты.

Как должен реагировать на них прокурор?

Задача

Во время проверки ИК прокурор установил, что срок нака­зания осужденному Шустрову истек 20 ноября, однако последний по-прежнему находился в ИК. 22 ноября начальник ИК объяснил прокурору, что 20 ноября была суббота и работники спецчасти не работали; кроме того, еще не готовы документы Шустрова об об­разовании и производственной квалификации, полученных в ИК.

Поясните, как может прокурор разрешить данную ситуацию.

2. Пра­вомочия, компетенция прокуроров, акты прокурорского реагирова­ния на нарушения законов, их классификация, предъявляемые к ним требования и реквизиты.

3. Концепция прокурорского надзора на современном этапе. За­конодательное регулирование прокурорского надзора.

4. Курс "Прокурорский надзор" в системе смежных научных правовых дисциплин.

5. Образование прокуратуры как государственного органа. Про­куратура Российской империи.

6. Про­куратура СССР до начала Великой Отечественной войны.

7. Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечествен­ной войны. Реорганизация прокуратур прифронтовых районов в органы военной прокуратуры. Органы прокуратуры при разоблаче­нии главных фашистских преступников на Нюрнбергском процессе (1945-1946 гг.).

9. Положение о военной прокуратуре 1981 г. Особенности зако­нодательного регулирования организации и деятельности органов военной прокуратуры.

11. Конституция РФ 1993 г. об организации и деятельности проку­ратуры в Российской Федерации.




13. Задачи по обеспечению верховенства закона, единства и укреп­ления законности в Российской Федерации. Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры.

14. Понятие и содержание функции прокурорской деятельности. Соотношение с понятием основные направления прокурорской деятельности.

15. Система функций прокуратуры РФ. Понятие и признаки отрасли прокурорского надзора. Виды отраслей прокурорского надзора.

16. Соотношение прокурорского надзора с другими видами контроля и надзора.

17. Взаимодействие прокуратуры с органами государственной вла­сти и управления, а также с общественными формированиями.

18. Глас­ность в деятельности органов прокуратуры. Коллегиальность в ра­боте прокуратуры. Деполитизация органов прокуратуры.

19. Понятие и система органов прокуратуры. Территориальные и специализированные прокуратуры.

20. Главная военная прокуратура и ее органы. Особенности фор­мирования и деятельности органов военной прокуратуры.

21. Транспортные прокуратуры на железнодорожном, водном, морском и воздушном транспорте.

22. Специализированные прокурату­ры по надзору за исполнением законов в исправительных учреж­дениях.

23. Природоохранные прокуратуры.

24. Понятие, сущность и задачи общего надзора за точным и едино­образным исполнением законов органами государственного управле­ния, должностными лицами и гражданами.

25. Направления общего надзо­ра. Предмет и пределы общего надзора.

26. Полномочия прокуроров по осуществлению общего надзора.

27. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

28. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения за­кона.

29. Понятие и назначение протеста прокурора в порядке общего надзора, предмет опротестования. Полномочия прокурора на опротес­тование правовых актов. Содержание и форма протеста прокурора. Пределы действия протеста. Контроль за исполнением протеста.

30. Представление прокурора в порядке общего надзора. Участие прокурора в реализации предложений, сформулированных в представ­лении. Форма изложения представления. Требования, предъявляемые к представлению.

31. Предостережение прокурора, вынесенное в порядке общего над­зора. Назначение, содержание и форма предостережения прокурора.

32. Постановление прокурора как форма реагирования на выявленные нарушения. Требования, предъявляемые к содержанию и форме поста­новления. Правовые последствия вынесения прокурором постановления.

33. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как самостоятельная отрасль прокурорского надзора, образованная в результате реформы общего надзора.

34. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и оперативно-хозяйственная деятельность организаций.

35. Предъявление иска в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде в случае нарушения прав и свобод человека.

36. Сущность, понятие и задачи надзора за исполнением законов органа­ми и должностными лицами, выявляющими и расследующими пре­ступления.

37. Акты и правовые средства по осуществлению надзора за точ­ным и единообразным исполнением законов органами и должност­ными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность, дознание и предварительное следствие.

38. Проблемы исполнения закона в этой области надзора; социальная опас­ность укрытия преступлений от учета, способы укрытия. Надзор за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или отказа в их возбуждении.

39. Надзор прокурора за обеспечением прав личности при рассле­довании преступлений, его пределы и формы.

40. Продление прокурором срока дознания и предварительного след­ствия. Решения про­курора по результатам расследования уголовных дел.

41. Особенности прокурорского надзора за законностью оператив­но-розыскной деятельности.

42. Преобразование сведений оперативно-розыскного характера в доказательства по уголовному делу. Полномочия прокурора по ознакомлению с материалами оператив­но-розыскной деятельности.

43. Процессуальное положение прокурора в стадии судебного раз­бирательства уголовных дел и иных судебных стадиях уголовного процесса. Функции прокурора в стадии назначения судебного заседания.

44. Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел. Поддержание государственного обвинения. Участие в исследовании доказательств. Заявление, заключение и ходатайство прокурора.

45. Предъявление или поддержание прокурором гражданского иска. Речь государственного обвинителя, ее назначение и содержание. Реплика прокурора.

46. Особенности участия прокурора в суде присяжных.

47. Особенности участия прокурора в рассмотрении дел мировым судьей.

48. Апелляционное и кассационное представление прокурора, его содержание и реквизиты.

49. Участие прокурора в суде апелляционной и кассационной инстанции.

50. Надзор за законностью исполнения приговоров в виде исправительных ра­бот, штрафа и иных видов уголовного наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества, а также имущественных взысканий.

51. Задачи прокуратуры при отправлении правосудия по граждан­ским делам. Процессуальные функции прокурора в гражданском судопроизводстве.

52. Охрана прав и законных интересов граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

53. Надзор за исполнением зако­нов и обжалование в суд неправомерных решений органов государ­ственной власти и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

54. Прокурор как субъект арбитражных процессуальных отноше­ний. Процессуальное положение прокурора в арбитражном судопро­изводстве.

55. Полномочия прокуроров при рассмотрении дел арбитраж­ными судами.

56. Иск прокурора в арбитражный суд в защи­ту государственных и общественных интересов.

57. Сущность и задачи данной отрасли прокурорского надзора, ее предмет и пределы, значение для обеспечения прав личности и законности деятельности соответствующих учреждений.

58. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за испол­нением законов в местах содержания задержанных и заключенных под стражу (арестованных).

59. Пол­номочия прокурора при осуществлении надзора в изоляторах вре­менного содержания и следственных изоляторах. Средства проку­рорского реагирования на обнаруженные нарушения закона в уч­реждениях такого рода. Их юридическое значение.

60. Надзор за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказания по приговорам судов.

61. Надзор за исполнением законов при условно-досрочном осво­бождении осужденных от отбывания наказания, а также при заме­не неотбытого наказания более мягким наказанием.

62. Особенности надзора за досрочным освобождением осужденных в связи с болезнью. Надзор за законностью исполнения законов в связи с отсроч­кой отбывания наказания.

63. Надзор за законностью освобождения от отбывания наказания в связи с истечением срока наказания, уста­новленного обвинительным приговором суда.

64. Прокурорский надзор за законностью и своевременностью рас­смотрения жалоб и заявлений осужденных. Взаимодействие прокуроров с другими правоохранительными органами, общественными формированиями и трудовыми коллек­тивами.

65. Надзор прокурора за исполнением судебных решений о при­менении принудительных мер медицинского характера. Особеннос­ти надзора за законностью применения принудительных мер меди­цинского характера, соединенных с исполнением наказания.

66. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами.

67. Организация работы по надзору за исполнением законов по надзору за судебными приставами. Проведение поверок исполнения законов судебными приставами.

68. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Решение вопроса об ответственности несовершеннолетних за правонарушения.

69. Прокурорский надзор за законностью задержания и привлечения к ответственности несовершеннолетних. Надзор прокурора за законностью прекращения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

70. Надзор прокурора за исполнени­ем законов при применении принудительных мер воспитательного воздействия. Прокурорский надзор за законностью деятельности специали­зированных учреждений, обеспечивающих исправление несовершен­нолетних.

71. Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел несовершеннолетних. Надзор прокурора за исполнением законов в воспитательных колониях для несовершеннолетних. Особенности надзора за соблю­дением условий (обычных, облегченных, льготных или строгих) от­бывания наказания, назначенного несовершеннолетним.

72. Надзор за исполнением законов о труде несовершеннолетних. Полномочия прокурора по охране прав и законных интересов несо­вершеннолетних.

73. Надзор за исполнением законов по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.

74. Надзор за исполнением законов об устройстве и воспитании несовершеннолетних, оставшихся без родителей.

75. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о содержании несовершен­нолетних в детских домах.

76. Надзор за исполнением законов об обра­зовании.

77. Сущность и понятие координации деятельности правоохрани­тельных органов. Правовые и организационные основы координа­ции. Значение координации деятельности по предупреждению пра­вонарушений и иных негативных явлений.

78. Координация деятель­ности по борьбе с преступностью. Учет криминогенных факторов в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

79. Руководящая роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов. Формы координации: ор­ганизация и проведение межведомственных совещаний; совместные вы­езды работников правоохранительных органов для проведения прове­рок и оказания помощи органам прокуратуры.

80. Взаимодействие прокуратуры с други­ми государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами в предупредительно-профилактической работе.

Читайте также: