Как соотносятся федеральные административно правовые нормы и нормы субъектов рф

Обновлено: 18.05.2024

10.1. Предмет и источники административного права

Административное право – это публичная отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.

Признаки административного права:

  • предмет регулирования – отношения, возникающие в связи реализации исполнительной власти, и обладает внутренней структурой;
  • метод правового регулирования – императивный, имеет нормативную базу.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.

Виды отношений, представляющих предмет административных отношений

1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;

2) внутригосударственные отношения, возникающие во всех государственных органах;

3) функционирование общегосударственного контроля;

4) деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

5) общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои права государственно-властные полномочия.

Способы защиты административно-правовых отношений, т. е. создание и наличие определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. Основные способы защиты административно-правовых отношений: административный * , судебный * , договорно-согласительный * .

Источники административного права и его виды. Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления. Источники 1 административного права отличаются друг от друга не только по правовым свойствам, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и т. д.). Все формы источников административного права определяются внутренней структурой, характером, содержанием правовых норм.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права:

1) Российское законодательство,

2) международные договоры и соглашения,

3) действующие акты СССР и РСФСР,

4) Административные договоры.

Административное право связано с другими отраслями, огромно по своему объему, разнообразно и довольно непостоянно, поэтому его кодифицировать невозможно.

Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать.

Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

Так, например, административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 2 . № 195-ФЗ (КоАП) с последующими редакциями и изменениями. Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04. 1968 г. Таким образом, по существу кодифицирован только один институт – административные правонарушения. Существуют три формы (виды) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологическая систематизация.

Административное право – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования.

10.2. Административные правонарушения и административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).

Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.

Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Признаки административного правонарушения в совокупности образуют сложный юридический состав.

1. Деяние – в форме действия или бездействия.

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение конкретного запрета, правила, стандарта. Бездействие – пассивное поведение, выражающее в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было бы и могло бы совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации – ст. 15.19 КоАП РФ.

Действие – физическое воздействие на предметы внешнего мира и людей; воздействие – в форме жестов, слов.

2. Общественная опасность – деяние причиняет вред интересам личности, общества, государства. Единственным отличием административного правонарушения от преступления является степень общественной опасности.

3. Противоправность деяния – юридическое выражение признака общественной опасности, то есть деяние нарушает нормы, которые были доведены до всеобщего сведения, причем нормы не только административного, но и других отраслей права, например трудового, налогового.

4. Виновность деяния – деяние совершено умышленно 3 или по неосторожности 4 . Неосторожная вина может проявляться в двух формах: легкомыслия или небрежности. Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, менее опасно по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Ст. 2.1. КоАП РФ впервые введено понятие вины юридического лица.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

5. Административная наказуемость – за совершение деяния назначается административное наказание. Данный признак связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности (например, совершение повторного однородного административного правонарушения – является обстоятельством, отягчающим административную ответственность).

Юридическим составом административного правонарушения является установленная законом совокупность объективных и субъективных признаков (элементов), при наличии которых за совершенное общественное деяние физическому или юридическом лицу может быть назначено административное наказание.

Элементы состава административного правонарушения:

  • объект;
  • субъект;
  • объективная сторона;
  • субъективная сторона.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

В КоАП РФ выделены: общие, специальные и особые субъекты административного правонарушения.

Некоторые особенности административной ответственности установлены для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.5 – 2.6 КоАП РФ).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При этом физическое лицо должно представлять юридическое лицо, действовать от его имени. Законодательство устанавливает особый порядок применения административной ответственности юридического лица. Например, в случае его реорганизации – в форме слияния нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо и наступает ответственность независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ).

Также особенностями основания административной ответственности имеют родители и лица, их заменяющие. Например, при совершении мелкого хулиганства подростком от 14 до 16 лет на родителей могут налагать штрафы.

Основания для освобождения правонарушителя от административной ответственности.

Малозначительность совершенного административного правонарушения

Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Добровольное обращение в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Добровольная сдача приобретенных без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ (а также их аналогов)

Направляются согласия указанных лиц на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждения

Ст. 6.9. и ст. 6.8 КоАП

Законодательством предусмотрены также:

    Обстоятельства, исключающие административную ответственность:

1) крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ);

2) недостижение установленного законом возраста (ст. 2.3. КоАП РФ);

3) издание акта амнистии (п. 4. ст. 24..5 КоАП РФ.);

4) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п.8. ст. 24.5 КоАП РФ);

5) невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

6) пропуск срока привлечения правонарушителя к административной ответственности;

7) совершение правонарушения определенными лицами (военнослужащими, сотрудниками ОВД и д.т.) – ст. 2.5. КоАП РФ;

8) отмена закона, установившего административную ответственность (п. 5 ст. 24.5 КоАП РФ)

Таким образом, можно определить основные цели и принципы административной ответственности.

Основные цели административной ответственности

Принципы административной ответственности

Воспитание правонарушителя в духе уважения законов

Предупреждение совершения новых (повторных правонарушений)

Ответственность за вину

Административное наказание правонарушителя

Равенство всех перед законом

Защита интересов личности, общества и государства

Индивидуализация мер ответственности

В связи с тем, что существует огромное многообразие административных проступков, единый критерий классификации не существует и можно выделить комплексный критерий.

  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
  • Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
  • Административные правонарушения в области охраны собственности.
  • Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
  • Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
  • Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте Административные правонарушения в области дорожного движения.
  • Административные правонарушения в области связи и информации.
  • Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
  • Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
  • Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
  • Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
  • Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
  • Административные правонарушения против порядка управления.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
  • Административные правонарушения в области воинского учета.

10.3. Виды административных наказаний

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания орган, налагающий взыскание, учитывает следующее:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность правонарушителя;
  • степень вины правонарушителя,
  • имущественное положение правонарушителя;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Кроме этого законодательством предусмотрены основные и дополнительные наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания.

Виды административных наказаний установлены ст. 3.2. КоАП РФ:

Применяются к физическим лицам

Устанавливается и применяться только в качестве основных административных наказаний

Административное правонарушение

Источники административного права

Нормы административного права содержатся в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Правовые акты с административными санкциями могут издаваться органами власти субъектов Федерации. Районные, городские, районные в городах, окружные, областные и краевые Советы народных депутатов имеют право в пределах своей компетенции принимать акты с административными санкциями по вопросам борьбы с эпидемиями и стихийными бедствиями. Объем нормативных актов в административном праве довольно велик, и лишь один его перечень мог бы занять несколько книг.

Нормы административного права регулируют организацию и функционирование аппарата управления, взаимоотношения органов государственного управления и граждан. Наряду с этим нормы административного права направлены на обеспечение порядка в сферах охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан. Эти нормы охватывают необычайно широкую сферу жизнедеятельности общества. Пожалуй, нет такого дня, в течение которого каждый человек не находился бы в сфере действия административного права.

Рассмотрим, как осуществляется управление в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Управление в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью

Поддержание общественного порядка и борьба с преступностью - важные функции государственного управления. Правовым может считаться лишь такое государство, в котором каждый гражданин защищен от посягательств на свою жизнь, здоровье, имущество как в собственном доме, так и в общественных местах. Под общественным порядком понимается порядок в местах, имеющих общественное значение, к которым относятся улицы, проспекты, площади, вокзалы, базары, магазины, зрелищные заведения и т. д. Задумайтесь, можем ли мы существовать, не бывая в общественных местах? Нет! Поэтому охрана общественного порядка имеет большое значение для жизни общества и отдельного гражданина.

Соблюдение общественного порядка - конституционная обязанность всех членов нашего общества, в том числе и несовершеннолетних. Некультурность, невоспитанность, невыдержанность, неуважение к людям и обществу, пьянство нередко приводят к хулиганским проявлениям и другим правонарушениям. Не случайно, именно в вопросах поддержания и охраны общественного порядка, спокойствия, безопасности моральные и правовые нормы тесно связаны.

Основная тяжесть выполнения данной задачи возложена на полицию общественной безопасности, входящую в систему органов МВД России. Для осуществления возложенных задач работникам полиции предоставлено право применения мер принуждения: требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений, проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении правонарушений; получать от граждан и других лиц необходимые объяснения, сведения, справки; составлять протоколы об административном правонарушении и осуществлять административное задержание, а в случае совершения преступлений - уголовно-процессуальное задержание; беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления и др.

Может ли сотрудник полиции применить физическую силу? Да, может. И не только силу, но и специальные средства и огнестрельное оружие. Эти ситуации необходимо знать каждому гражданину, с пониманием относиться к действиям работников полиции, что позволит избежать недоразумений. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, включая приемы борьбы, при задержании правонарушителей, если ему оказывается противодействие и других способов задержания недостаточно. Специальные средства (резиновые палки, наручники, слезоточивый газ и т. д.) сотрудник полиции имеет право применять для отражения нападений на граждан, пресечения оказываемого ему сопротивления, задержания лица при совершении преступления против жизни, здоровья и собственности, доставления задержанных в полицию, пресечения массовых беспорядков, остановки транспортного средства, водитель которого не выполняет требования остановиться. Специальные средства не могут применяться в отношении малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления либо при совершении малолетними группового нападения или посягательства на жизнь и здоровье граждан. Огнестрельное оружие применяется в исключительных случаях. Работник полиции имеет право применять оружие: для защиты от нападения, опасного для жизни или здоровья граждан; пресечения попытки завладеть оружием работника полиции; при освобождении заложников; задержании лица, совершившего тяжкое преступление или оказывающего вооруженное сопротивление; отражении группового или вооруженного нападения на жилище граждан и другие объекты; для пресечения побега из-под стражи; остановки транспортного средства, если водитель создает ситуацию, представляющую реальную опасность для жизни и здоровья людей, защиты граждан от угрозы нападения опасных животных. Запрещено применять оружие в отношении несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими группового или вооруженного нападения. Работник полиции обязан предупредить о намерении использовать оружие или другие специальные средства, предоставив достаточно времени для выполнения требований. А если такое предупреждение в создавшейся обстановке неуместно или невозможно? Тогда работнику полиции закон разрешает применить оружие без предупреждения. Оружие может быть применено также в том случае, если задерживаемый пытается подойти к работнику полиции ближе указанного им расстояния.

Административные запреты вводятся государством постольку, поскольку они необходимы для охраны общественного и государственного порядка, собственности, прав и свобод граждан. В современный период роль административного права исключительно велика. В повседневной жизни и трудовой деятельности люди на каждом шагу встречаются с управлением. Фактически нет ни одной сферы жизни, которая бы находилась вне управления. Без преувеличения можно сказать, что каждый человек так или иначе испытывает на себе его воздействие.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Читайте также: