Кто такой водитель кму

Обновлено: 30.06.2024

Согласно действующим законодательным и нормативным актам, установка тахографа на ряд категорий спецтехники и транспортных средств обязательна, а за отсутствие устройства на борту предусмотрены штрафы. И если с автобусами и грузовым транспортом ситуация ясна, то про необходимость оснащения прибором крана-манипулятора (КМУ) у владельцев подобной техники возникают вопросы. В этой связи подготовили статью-разъяснение.

Нужен ли тахограф для такого транспортного средства? Изображение lanceifitzsimmons с сайта Pixabay, используется по лицензии Simplified Pixabay License

Нужен ли тахограф для такого транспортного средства? Изображение lanceifitzsimmons с сайта Pixabay, используется по лицензии Simplified Pixabay License

На каком транспорте должен стоять тахограф

Напомним, что перечень транспортных средств (ТС), подлежащих оснащению бортовыми приборами контроля, на данный момент регламентируется Приказом Минтранса № 440 от 28.10.2020. Документ вступил в силу 01.01.2021 г., заменив собой подзаконный нормативно правовой акт того же ведомства от 13.02.2013 г. № 36. Так, согласно Приложению № 2 Приказа № 440, установить тахографы обязаны владельцы:

  1. Машин, относящихся к категориям N2 и N3. К таким ТС принадлежат грузовые автомобили с массой от 3,5 т до 12 т и свыше 12 т соответственно. При этом автомобили эксплуатируют индивидуальные предприниматели (ИП) и юридические лица.
  2. Транспорта категорий M2 и M3, к которому относятся автобусы с местами для пассажиров в количестве восьми и более шт. Только в первом случае это авто до 5 т, а во втором — более 5 т. Здесь также речь идёт о юрлицах и ИП. Но из списка исключены ТС для регулярных пассажирских перевозок.
  3. Автомобилей, которые регулярно перевозят пассажиров на основании статьи 20 Федерального закона № 196 от 10.12.1995 г. и относятся к категориям M2 и M3.
  4. Грузовиков массой более 3,5 т и автобусов . При этом владельцы являются физическими лицами.

Уточним, что согласно последнему пункту, частные лица, использующие автобусы и тяжёлые грузовики для личных целей, также обязаны оснастить эти ТС тахографами.

Какая техника отнесена к исключениям

Приказ № 440 не обязывает оснащать тахографами средние и малые грузовики, которыми владеют частные лица. Что касается ТС, эксплуатируемых ИП и юридическими лицами, то в список исключений входят:

  • авто, оснащённые устройствами контроля, подходящими для работы в европейских странах;
  • скорые, пожарные, бетономешалки, эвакуаторы, машины полиции, ТС спасательных, ритуальных и коммунальных служб;
  • автомобили, перевозящие ценные грузы и обслуживающие газовые/нефтяные скважины;
  • дома, библиотеки и сцены на колёсах, автолаборатории;
  • ТС, перевозящие животных и пчёл;
  • транспорт, курсирующий только по территории предприятия;
  • учебные автомобили.

Подробный список представлен в Приложении № 2 Приказа № 440.

Требуется ли установка тахографа на КМУ

Ранее, в указанном выше нормативном акте № 36 от 13.02.2013 г., краны-манипуляторы находились в списке исключений. Но позднее, в 2016 г., появился Приказ Минтранса № 16 от 28.01.2016 г., вносящий изменения в категории ТС, на которые нужно ставить тахографы. Этот документ убрал КМУ из списка, что сделало установку бортового устройства на краны-манипуляторы обязательной.

Как видно из вышеизложенных формулировок документа № 440, в новый перечень исключений машины не вошли.

Значит, требования приказа № 16 остаются в силе: если КМУ попадает в обозначенную выше весовую категорию, машину необходимо оснащать тахографом. Кроме того, теперь это обязаны делать и частные лица, владеющие кранами-манипуляторами с массой выше 3,5 т.

Правда, для ИП и юрлиц могут рассматриваться варианты из списка исключений, когда ставить тахограф не нужно. Например, если КМУ используется как учебное пособие.

Также напоминаем, что за различные нарушения, связанные с установкой и использованием тахографа, предусмотрены штрафы. Суммы начинаются от 1500 руб. и достигают 25000 руб. для ИП и 50000 руб. для юридических лиц.

Подпишитесь на канал . Расскрываем все темы, связанные с устан6овкой тахографа, делимся историями водителей большегрузов, такси и автобусов.

Напоминаем, что для управления транспортом, на котором утановлен тахограф, необходима специальная карта водителя. Как ее оформить, можно узнать на нашем официальном сайте.

Использование краново-манипуляторных установок в России и СНГ началось ещё в 90-х года прошлого века. Тем не менее, многие не совсем правильно воспринимают, что такое КМУ, ошибочно ассоциируя его с автокраном. Однако этим использование данной спецтехники не ограничивается.

КМУ, что это за техника

Краны-манипуляторы Gormach

Кран манипулятор – это спецтехника, представляющая собой грузоподъёмный механизм устанавливаемый на транспортное средство. За счёт своей универсальности это оборудование имеет ещё несколько названий – гидроманипулятор, воровайка, краново-манипуляторная установка и др.

КМУ – это аббревиатура, которая расшифровывается как краново-манипуляторная установка. Конструктивно устройство КМУ представляет собой конструкцию, состоящую из:

  • опорно-поворотного устройства;
  • выдвижных опор или аутригеров;
  • основной и дополнительной стрелы, иногда с удлинителем (гуськом);
  • грузозахватного приспособления;
  • исполнительных гидроцилиндров;
  • поста управления, в некоторых случаях добавляется ДУ.

Поскольку чаще всего краново-манипуляторную установку ставят на автомобильное шасси, иногда их путают с автокраном. Однако хочется обратить внимание, что КМУ отличается от автомобильного крана очень существенно. Это разные виды техники, предназначенные для выполнения различных задач.

Основные отличия крана-манипулятора от автокрана:

  1. Стрела. У КМУ первые две три секции (в зависимости от типа конструкции) имеют коленчатое соединение и только затем идёт телескопическая часть. У автокрана стрела телескопическая начиная с первой секции.
  2. Работа оператора. Оператор автокрана, как правило, работает из обустроенной закрытой кабины, в то время как управление краново-манипуляторной установкой осуществляется с земли при помощи рычагов, установленных на каркасе или с ПДУ.
  3. Длина стрелы. Как правило, вылет стрелы КМУ меньше чем у автокрана.
  4. Кран-манипулятор не имеет противовеса и его грузовысотные характеристики обусловлены опорным контуром.

В названии скрыт и принцип работы КМУ – оператор осуществляет манипуляции крановой установкой. Наиболее часто её привод осуществляется от гидросистемы транспорта, на который она смонтирована. Однако это не всегда возможна такая схема. Тогда кран-манипулятор может быть оснащён собственным электромотором.

Виды кранов-манипуляторов

Краны-манипуляторы Fassi

Основными критериями классификации КМУ являются тип базы для монтажа, конструкция стрелы и, естественно, грузоподъемность. Кроме того, кран-манипулятор может иметь различное навесное оборудование, например, грейферный захват для работы с лесом или люльку для подъёма людей.

Куда устанавливают манипуляторы

Крано-манипуляторная установка – это отдельное грузоподъёмное оборудование, надстройка. Гидравлический манипулятор можно разместить на различных базах. Самой востребованной для КМУ является автомобильное шасси.

Кроме того, манипулятор устанавливают на:

  • коммерческий транспорт, включая прицепы и полуприцепы;
  • специальных пневмоколёсных шасси;
  • железнодорожной платформе;
  • гусеничной базе;
  • тракторах и харвесторах;
  • стационарной технологической площадке;
  • гусеничных платформах;
  • плавучих баржах, речных и морских судах.

Конструкция стрелы КМУ

Устройство краново-манипуляторных установок

При выборе крано-манипуляторной установки важное значение имеет какие основные работы планируется выполнять с её помощью. Дело в том, что каждая из них имеет свои плюсы и минусы в работе.

Существует два основных вида стрелового оборудования КМУ: Z-образный (коленчатый, шарнирно-сочленённый) и L-образный (прямой). Первый более популярен в Европе, второй – в Азии (Японии, Корее).

Преимущества Z-образной стрелы:

Преимущества L-образной стрелы:

  1. Создаёт меньшую нагрузку на передний мост автомобильного шасси при размещении за кабиной.
  2. Быстрее разворачивается для работы на длинном плече и с тяжёлыми грузами.
  3. Высокая скорость работы на малом радиусе.

Обратите внимание! Среди основных недостатков L-образной стрелы является ограничение по высоте загрузки кузова.

Классификация КМУ по грузоподъёмности

Грузовик с установленным краном-манипулятором

Грузоподъёмность является одним из основных показателей для кранов. Однако чёткой классификации крано-манипуляторных установок по этому показателю нет. К тому же, некоторые производители подразделяют КМУ по грузовому моменту – произведению максимальной грузоподъёмности на вылет стрелы. И даже в этом нет согласия, например, одни считают лёгкими манипуляторы до 4 тм, другие – до 10 тм.

Тем не менее, большинство пользователей и владельцев кранов-манипуляторов придерживаются следующей классификации:

  1. Малый манипуляторы – до 999 кг / 2,9 тм
  2. Лёгкие КМУ – до 2,9 тонн / 10 тм
  3. Средние КМУ – от 3 до 10 тонн / 29,9 тм
  4. Тяжёлые краны-манипуляторы – свыше 10 тонн / 30 тм

Эта классификация основана ещё и н требованиях Российского законодательства. В частности, нормативы Гостехнадзора относят механизмы с грузоподъёмностью до 3 тонн к манипуляторам, а свыше – к крановым установкам, требующим предоставление дополнительных документов для регистрации.

Возможности кранов-манипуляторов

Разгрузка экскаватора-погрузчика с платформы грузовика с помощью КМУ

Кран-манипулятор позволяет загружать и выгружать груз, перемещать его (в случае монтажа оборудования на подвижной базе), монтировать различные конструкции. Установка различного рабочего оборудования на стрелу позволяет ещё больше расширить возможности КМУ.

В зависимости от задач, вместо грузоподъёмного крюка может быть установлена:

  1. Люлька для подъема работников.
  2. Захват для работы с контейнерами.
  3. Грейфер для сыпучих материалов.
  4. Захваты для металлолома, труб, леса.
  5. Специальные устройства для погрузоразгрузочный работ с бордюрным камнем.
  6. Оборудования для эвакуации машин.
  7. Вилы для паллет.
  8. Бурильное оборудование.

Дополнительная информация! Если сечение стрелы — многоугольник, то прочность будет выше по сравнению с круглым сечением. Большее количество граней делает конструкцию более крепкой и надежной.

Манипуляторы могу применяться для:

  • погрузки, разгрузки грузовых автомобилей, маломерных судов, железнодорожных вагонов;
  • транспортировки инвентаря, оборудования, материалов и инструментов;
  • монтажа, демонтажа и перевозки различного оборудования (станков, трансформаторов, котлов, мини-электростанций) и металлоконструкций (рекламные щиты);
  • эвакуации автомобилей и прочей техники (катки, бульдозеры, экскаваторы и др.), в т. ч. находящейся в неисправном состоянии;
  • установки столбов, заборов, ограждений и даже посадки деревьев.

Всё это позволяет применять манипуляторы в различных областях и отраслях промышленности.

Где применяют КМУ

КМУ на гусеничной базе

Самой популярной базой для установки кранов-манипуляторов являются автомобили. Машина с манипулятором это единственная ассоциация у большей части людей. Они применяются в логистике, строительной, нефтегазовой, лесозаготовительной отраслях, коммунальном хозяйстве, энергетическом комплексе и при работе с отходами. Но помимо этого, краны-манипуляторы получили широкой применение на железной дороге и в море.

КМУ для судов

Кран-манипулятор установленный на корабле

Краново-манипуляторная установка занимает при монтаже не много место. Это преимущество КМУ используют на море, где важна компактность. Они применяются для загрузки судна, а также в рыболовном хозяйстве.

Установленный на судно кран-манипулятор выполняет не только погрузо-разгрузочные, но и монтажные работы. Их применяют для прокладки подводных кабелей, особенно на малых глубинах, очистки дна, транспортных работах.

Конечно, для эксплуатации на воде установки предварительно обрабатывают специальным антикоррозийным составом. К тому же, некоторые из них комплектуют электродвигателями для автономной работы.

Манипуляторы железной дороги

КМУ на железнодорожной платформе

Благодаря своей гибкости, манипуляторы более эффективно работают вблизи ЛЭП. К тому же, они являются универсальным оборудованием, способным проводить не только погрузо-разгрузочные работы, но и работать со сменным оборудованием.

Установленные на железнодорожной платформе в составе ремонтных бригад, КМУ помогает менять рельсы, шпалы, проводить отсыпку путей, а также поднимать работников для ремонта и прокладки контактной сети.

Лесная промышленность

Загрузка брёвен в лесовоз при помощи манипулятора

Трудятся манипуляторы в лесном хозяйстве и на лесозаготовке. Снабжённый грейферным захватом, КМУ легко осуществляет погрузо-разгрузочные работы, размещая заготовки на плетевозы. Специально оборудованное место оператора на первой секции стрелы позволяет ему контролировать процесс сверху, получая отличную обзорность.

Кроме того, с помощью манипулятора эффективней убирать повалившиеся деревья.

ЖКХ и работа с отходами

КДМ на шасси камаз цепляет крюком кузов пескоразбрасывателя

Важную роль играют КМУ в сфере ЖКХ и работе с отходами. Загрузка контейнеров-лодочек с отходами в машину осуществляется, как правило, крюковым захватом. Это устройство тоже является разновидностью КМУ.

Также, некоторые модели комбинированных дорожных машин оснащаются манипуляторами или крюковыми захватами для установки сменного оборудования на шасси автомобиля.

Строительство и логистика

Бортовой грузовик КамАЗ с краном-манипулятором

Манипулятор может эффективно работать на коттеджном строительстве, совмещая погрузку, перевозку и разгрузку кирпича, железобетонных плит и других стройматериалов. При этом отпадает необходимость заказывать услуги обычных автокранов.

При решении логистических задач с использованием автомобилей оборудованных КМУ отпадает необходимость применения погрузочной техники. Кран-манипулятор может не только привезти и снять груз на площадку, в некоторых случаях он может разместить его непосредственно в месте хранения или использования.

Выбор КМУ для грузовика

КМУ на шасси MAN цепляет 20тифутовый контейнер

Предприятия, занимающиеся продажей, установкой и обслуживанием КМУ, предлагают различные варианты поставки. Они могут предоставить готовый вариант на желаемой платформе, а могут смонтировать оборудование на шасси клиента.

Выбирая КМУ, следует обратить внимание на:

  • собственный вес установки;
  • тип и вылет стрелы;
  • радиус работы и угол поворота;
  • грузоподъёмность;
  • грузовой момент;
  • высота подъёма.

Стоит помнить, что максимальная грузоподъёмность достигается при минимальном вылете стрелы. Поэтому внимательно изучите грузовысотные характеристики краново-манипуляторной установки.

Все КМУ – L- и Z-типов – оборудуются телескопической стрелой. В большинстве случаев это 3-х, 4-х или 5-секционные модели. При этом стрелы с одинаковым количеством секций, одной длины и сечения могут иметь разный грузовой момент. Во многих моделях краново-манипуляторных установок секции выдвигаются поочерёдно, но есть и такое оборудование, где выдвижение стрелы происходит пропорционально.

Важно! Если стрела телескопируется пропорционально, т.е. все секции выдвигаются одновременно, грузовой момент будет ниже, чем у стрелы с последовательным выдвижением.

Работать с тяжёлыми грузами на манипуляторе с пропорциональным выдвижением не рекомендуется. Это связано с тем, что последняя внутренняя секция стрелы самая тонкая и предназначена для более лёгких грузов. Перевес на ней может привести к прогибу и, как результат, выходу КМУ из строя.

Стоит обратить внимание на профиль стрелы. Самыми распространёнными являются четырёх-, пяти- и шестигранные. Белее профилированные секции обеспечивают прямолинейность движения и позволяют более точно центрировать их при телескопировании.

Важное значение может иметь возможность установки дополнительного оборудования – гидравлического захвата для штучных грузов и контейнеров, грейфера для сыпучих и мелко кусковых материалов, люльки для подъёма людей. Широкий выбор сменного рабочего оборудования гидроманипулятора позволит диверсифицировать предлагаемые услуги и повысить доход КМУ.

Почему удобно работать кранами-манипуляторами

КМУ на шасси Scania на выставке

Машина с манипулятором это в первую очередь коммерческая техника. Следовательно, она должна приносить доход. Объединение функций крана и грузовика в одной спецтехнике позволяет экономить время и средства, а также дифференцировать риски.

Аренда КМУ, например, при строительстве коттеджа или малоэтажного дома позволит снизить расходы. Ведь чтобы привезти стройматериалы не нужно будет нанимать отдельно грузовой автомобиль для перевозки и бригаду грузчиков для их выгрузки. А ещё кран для подъёма. Все эти операции легко выполнит один человек на кране-манипуляторе.

94493.0 руб. - средняя зарплата для 'водитель манипулятора' (Россия).

Средняя зарплата для 'водитель манипулятора', рассчитанная на основе вакансий, показывает среднее арифметическое по зарплатам из найденных вакансий (количество таких вакансий для 'водитель манипулятора' равно 226).

83000.0 руб. - медианная зарплата для 'водитель манипулятора' (Россия).

Статистика зарплат для 'водитель манипулятора' по городам

Лидеры по количеству вакансий для 'водитель манипулятора': Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск, Ростов-на-Дону.

Лидеры по уровню средней зарплаты для 'водитель манипулятора': Москва, Иркутск, Томск, Уфа, Благовещенск (Амурская область).

Обзор зарплат для 'водитель манипулятора' по городам
Населённый пункт Средняя зарплата, руб. Медианная зарплата, руб. Вакансий с зарплатой Всего вакансий
Москва 116241.0 119000.0 29 29
Санкт-Петербург 92263.0 91000.0 19 21
Казань 79000.0 73000.0 10 14
Новосибирск 91727.0 75000.0 11 11
Ростов-на-Дону 92091.0 91000.0 11 11
Краснодар 75444.0 71000.0 9 11
Красноярск 93222.0 91000.0 9 10
Тюмень 94429.0 79000.0 7 9
Иркутск 111000.0 107000.0 8 9
Томск 110000.0 101000.0 8 9
Воронеж 63000.0 67000.0 7 8
Чита 92500.0 81000.0 8 8
Екатеринбург 81667.0 73000.0 6 7
Уфа 105667.0 97000.0 6 7
Кемерово 80714.0 79000.0 7 7
Челябинск 76333.0 73000.0 6 6
Омск 91667.0 101000.0 6 6
Хабаровск 96333.0 81000.0 6 6
Барнаул 72600.0 71000.0 5 5
Новокузнецк 75800.0 71000.0 5 5
Благовещенск (Амурская область) 104600.0 119000.0 5 5

Статистика зарплат для 'водитель манипулятора' по некоторым регионам

Обзор зарплат для 'водитель манипулятора' по некоторым регионам
Регион Средняя зарплата, руб. Медианная зарплата, руб. Вакансий с зарплатой Всего вакансий
Красноярский край 79381.0 71000.0 21 23
Московская область 96250.0 81000.0 16 20
Амурская область 98333.0 101000.0 18 19
Кемеровская область 57000.0 55000.0 16 19
Краснодарский край 80067.0 67000.0 15 18
Нижегородская область 72778.0 67000.0 9 14
Республика Татарстан 74000.0 69000.0 12 14
Омская область 86333.0 95000.0 12 13
Хабаровский край 99727.0 95000.0 11 12
Иркутская область 105800.0 97000.0 10 11

Перед выбором онлайн-курса рекомендуем изучить отзывы об онлайн школе и самом курсе.

Крано-манипуляторный механизм (КМУ) широко используется как более удобная альтернатива крану-манипулятору и прочей спецтехнике. Что это за механизм, для каких видов работ предназначен и как используется? Об этом ниже.


Что такое КМУ

В основе механизма крано-манипуляторная установка для подъема и перемещения грузов. Размещается на транспортном средстве (занимает его ¼, ⅕ части) или стационарно.

  • опора;
  • стрела;
  • узел для захвата груза;
  • блок управления.

Для повышения эффективности установки ее используют совместно с базовым транспортом.

Назначение КМУ — погрузка, разгрузка, транспортировка и перемещение грузов. Это единственная техника для быстрых и безопасных работ в этом направлении. Практически все модели установок предназначены для сложных манипуляций, перемещают грузы на расстояние до 20 м без риска для техники, окружающих и самого груза.

Чем отличается КМУ от обычного автокрана? В первую очередь мобильностью и универсальностью. Установка надежна, может использоваться в условиях с ограниченным пространством, где закрыты возможности подъездов для габаритной техники.


Использование КМУ ускоряет и упрощает погрузо-разгрузочные работы, снижает расходы на организацию процесса без ущерба для результата.

Как работает кран-манипулятор

Автокраны достаточно габаритные и не такие маневренные, как КМУ, поэтому их эксплуатация не всегда возможна, либо слишком сложная в реализации. Транспортное средство, как база для крано-манипуляторной установки маневренное и практичное. На участке используется сразу два типа техники в одном: кран и грузовая машина. Работать с установкой сможет каждый более или менее опытный водитель-крановщик, стропальщик. В задачу оператора входит дистанционное управление.

Наиболее часто используют КМУ на автомобильных шасси, это самый практичный и удобный вариант для строительных площадок и прочих участков с ограниченными зонами для передвижения.


Установка укомплектована телескопической стрелой, дополнена тросовой подвеской для прочного крепления. Перемещение происходит максимально безопасно, грузозахватное устройство прочно фиксирует груз, не допуская его смещения. Грузоподъемность, радиус действия и число ступеней в каждой установке индивидуальны.

Практическое использование кранов-манипуляторов

Подключение к процессу крано-манипуляторной установки заметно его ускоряет и упрощает. С ее помощью можно разгружать, перемещать, выполнять погрузку, подъемы и прочие работы с грузами в контейнерах, на паллетах, штучными предметами или на поддонах.

Целесообразно использовать КМУ для проведения ремонтно-строительных работ, высотных, монтажных, коммунальных в условиях ограниченного пространства. Кроме того, установки выручают, когда необходимо организовать перевозку длинномеров, небольших штучных грузов и даже легковых автомобилей.


На участках с плотной застройкой с ограниченными подъездными путями, не приспособленными для обычного автокрана, КМУ — единственно возможный вариант решить задачу по погрузке, выгрузке, перемещению груза без аренды дополнительной спецтехники.

Классификация

КМУ классифицируются по:

  • грузоподъемности;
  • виду конструкции;
  • по виду базы для монтажа.

По виду конструкции манипуляторы бывают:

По виду базы для монтажа:

  • бортовой автомобиль — установка за водительской кабиной или на раме в конце платформы;
  • седельный тягач (полуприцеп) — установка за водительской кабиной;
  • на ж/д платформах;
  • маломерное судно;
  • стационарная площадка;
  • гусеничный тягач.

Преимущества и недостатки

К преимуществам крана-манипулятора стоит отнести его универсальность, функциональность и маневренность. Использование установки экономит деньги и время для проведения работ, когда обычный автокран не может использоваться.


К минусам КМУ относится цена, если оборудование покупается, а также некоторые особенности конструкции, например, отсутствие противовеса, как у крана.

Рабочее оборудование для смены

Крано-манипуляторные установки могут быть доставлены на участок с необходимым целевым сменным оборудованием для погрузки, выгрузки и перемещения того или иного вида груза. Это практически универсальные системы для работ с:

  • лесом (используется клещевой грейфер);
  • сыпучим грузом;
  • металлолом;
  • кусковым грузом;
  • паллетами;
  • грузом всех типов форм, в том числе, с отверстием;
  • сена, соломы и пр.


Если грейфер лесной подходит для работы с лесом, сыпучими и кусковым грузом, то ковшовый параллельно используется для устройства ям и траншей. Солома и сено в рулонах — прерогатива вильчатого грейфера, а крепление-крюк предназначен для подъема и перемещения штучных грузов. Паллеты перемещаются с помощью вилочного подхвата, а грузы с отверстиями — конструкцией грузозахвата.

Читайте также: