Кто такой ноп должность

Обновлено: 02.07.2024

НОПРИЗ расшифровывается как национальное объединение проектировщиков и изыскателей. Образовался в результате слияния НОП и НОИЗ в 2017 году. В то время вышел глобальный 372-ФЗ, который реформировал регулирование строительной, инженерно-изыскательной и проектировочной отраслей и обязал принимать в члены саморегулируемых организаций только те компании, которые имеют в своем штате специалистов НОПРИЗ (реестр проектировщиков и инженерных изыскателей) или НОСТРОЙ (реестр специалистов строительной отрасли).

По факту, если компания, занимающаяся проектированием либо инженерными изысканиями, хочет полноценно участвовать в рыночной деятельности: заключать договоры на крупные заказы и принимать участие в торгах/тендерах, то ей необходимо стать членом СРО. А по 372-ФЗ от 03.07.2016 для этого требуется располагать минимум двумя специалистами НОПРИЗ.

Что дает для специалиста внесение в НОПРИЗ?

Стоит подчеркнуть плюсы, как для самого физического лица, так и для организации, в которой он работает.
Во-первых, специалист, состоящий в реестре НОПРИЗ, имеет большую привлекательность для работодателей, а значит заработная плата, которую ему может предложить рынок – выше. Так же на уровень заработной платы влияет и фактор дефицитности таких специалистов. В общем и целом, такой специалист больше застрахован от безработицы, чем рядовой служащий.
Во-вторых, для организации, в которой он работает, открываются двери в СРО, крупные тендеры, торги и гос. закупки. Ведь своим присутствием в организации, специалист НОПРИЗ подтверждает компетенцию, высокий уровень, статус. Даёт конкурентные преимущества, не говоря о том, что покрывает требования закона в некоторых аспектах. В основном, конечно, это касается вступления в СРО и дальнейшего прохождения проверок.

Что необходимо, чтобы внесли в реестр НОПРИЗ?

Итак, чтобы быстро и с 1-го раза попасть в реестр НОПРИЗ, необходимо иметь соответствующее высшее образование, которое четко следует требованиям, установленным ГК и Приказом Минстроя от 6 ноября 2020 г. N 672/пр, а так же соответствовать по другим параметрам:

1. Только высшее образование по специальности, согласно вышеупомянутому приказу;
Кстати, если вы вступаете в НОПРИЗ, но образование по строительной специальности, или Вы вступаете в НОСТРОЙ, а у Вас диплом проектировщика, то тут главное, чтобы специальность соответствовала перечню № 672/пр.
2. Инженерная должность (стаж от 3-х лет);
3. Стаж работ в строительной сфере (от 10 лет);
4. Действующее повышение квалификации (1 раз в 5 лет);
5. Не должно быть действующей судимости (подтверждается справкой из МВД);
6. Если Вы иностранный гражданин, то приложите разрешение на работу.

Частые вопросы о внесении в НОПРИЗ

1. Требуется ли оплата госпошлины для внесения в НОПРИЗ? Какой размер госпошлины для НОПРИЗ?
Госпошлина не требуются для вступления специалиста в НОПРИЗ. Она не предусмотрена законом.

2. Где проверить, подходит мой диплом об образовании под требования НОПРИЗ или нет?Если Диплом не соответствует перечню специальностей, указанному в приказе Минстроя России No 688/пр от 06.04.2017., то отказ последует в 100% случаях.

3. Если диплом об образовании не подходит для НОПРИЗ можно ли получить профессиональную переподготовку по требуемой специальности?
ВУЗовское образование, соответствующее приказу № 672-пр — является основным требованием НОПРИЗ. Этот пункт нельзя обойти, получив диплом о профессиональной переподготовке.

6. Почему НОПРИЗ исключил специалиста?
Скорее всего, по причине несоответствия документов. Бывают случаи, когда специалист при внесении в реестр НОПРИЗ подает один пакет документов, а при проверке СРО отличный от первого пакет документов. НОПРИЗ всегда сравнивает информацию с поступившей и если выявляет несоответствие, то исключает специалиста из реестра НОПРИЗ. Практикуются звонки и запросы в ВУЗы, в ПФР и т.д.

Мы поможем бесплатно проанализировать специалиста на соответствие требованиям НОПРИЗ, а так же в НОСТРОЙ. Отвечаем день в день. Если есть вопросы, свяжитесь с нами любым удобным способом.

Национальное объединение проектировщиков создано на основании и во исполнение Градостроительного кодекса Российской Федерации – единственного законодательного акта, в котором упоминаются национальные объединения СРО. Мы не найдем упоминаний о национальных объединениях СРО ни в Законе о некоммерческих организациях, ни в Законе о СРО.

Градостроительный кодекс Российской Федерации не дает полного и ясного портрета национальных объединений, ведь, непосредственно национальным объединениям СРО в Кодексе посвящено всего 3 статьи!

Сконструированный Кодексом институт национального объединения СРО изолирован от законодательства о некоммерческих организациях. В нем не определена организационно-правая форма национальных объединений СРО, известная Закону о некоммерческих организациях. И, это исключает возможность полноценного применения законодательства о некоммерческих организациях к урегулированию конфликтов, возникающих в процессе деятельности национальных объединений СРО.

Кодекс допускает созыв Всероссийских съездов СРО, которые являются высшим органом управления национальных объединений СРО, раз в два года. Эффективный контроль СРО за национальными объединениями в случае созыва Съездов СРО раз в два года невозможен. Если высший орган управления национальным объединением будет созываться раз в 2 года, то отчитываться исполнительные органы национального объединения будут также один раз в 2 года.

Кодекс умалчивает о праве СРО делегировать право своего участия в работе Съездов представителям других СРО. Казалось бы, отсутствие прямого запрета на делегирование этого права позволяет СРО делать это, но в случае делегирования права участия в работе Съездов теряет смысл установленный Кодексом кворум. По идее, в Кодексе следовало бы прямо оговорить обязательность участия каждого СРО в работе Съезда в лице своих должностных лиц.

Кодекс умалчивает, кто вправе представлять СРО на Съезде – только ли лицо имеющее право действовать от имени СРО без доверенности, либо возможны другие варианты, например, участие в работе Съезда от имени СРО председателей постоянно действующих коллегиальных органов управления СРО – Советов. Это далеко не праздный вопрос, т.к. от него зависит, кто будет представлять СРО на Съездах – местные лидеры сообщества проектировщиков или наемные менеджеры – директора СРО.

Кодекс не признал за национальными объединениями СРО право оспаривать государственную регистрацию отдельных СРО в качестве саморегулируемых организаций уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти, а также право национальных объединений запрашивать уставные и иные документы СРО, позволяющие определиться с тем, кто вправе выступать от лица СРО без доверенности, является ли СРО саморегулируемой организацией в смысле Федерального закона о СРО и Градостроительного кодекса.

Кодекс обходит вниманием вопрос о возможности недопущения национальным объединением СРО представителей тех или иных СРО к участию в Съезде в силу отсутствия у них должным образом оформленных полномочий участвовать в работе Съезда.

Кодекс оставляет открытым перечень полномочий Всероссийских съездов СРО и Советов национальных объединений СРО, отсылая к уставам национальных объединений СРО, давая, таким образом, возможность расширения компетенции и Съезда, и Совета, что чревато для национальных объединений серьезными внутренними конфликтами.

Завышен не только кворум Съезда, но и Совета: его заседания правомочны, если на них присутствуют две трети членов.

Задана вычурная схема формирования Совета, которая предусматривает обновление его состава один раз в два года на одну треть. К тому же ротация возможна только тогда, когда его численность строго определена и при этом стабильна. Градостроительный кодекс не устанавливает неизменной численности Совета, задав лишь верхний предел численности. Таким образом, Кодекс допускает регулярное изменения численности Совета, причем в очень широком интервале, а это нестабильность численности исключает ротацию, т.к. всякий раз будет возникать вопрос: от какой численности отсчитывать треть – от старой или от новой.

Согласно Кодексу члены Совета обязаны исполнять свои обязанности на общественных началах, хотя, им выплачивается вознаграждение, размер которого они сами себе и устанавливают.

В гражданском законодательстве подобный режим оплаты предусмотрен для членов всего двух органов – постоянно действующего коллегиального органа управления (в акционерных обществах это – Совет директоров или Наблюдательный совет) и Ревизионной комиссии. При этом, например, Закон об акционерных обществах предусматривает выплату вознаграждения и (или) компенсацию расходов членов совета директоров и ревизионной комиссии, причем только в период исполнения ими функций членов указанных органов и только по решению общего собрания акционеров!

Кстати, в Кодексе не упоминается компенсация расходов членам Совета, связанных с участием в его работе.

Исполнительный орган любой организации – это немногочисленный орган (3-5 членов), состоящий из профессионалов управленцев, финансистов, работающих в этой же организации по найму (в акционерных обществах – это правление). Члены коллегиальных исполнительных органов получают не вознаграждение, а заработную плату согласно трудовым договорам с той организацией, на которую они работают. Все это является залогом эффективности коллегиального исполнительного органа.

В Кодексе нет ни слова об ответственности президента, вице-президента и членов совета национального объедения СРО за убытки, причиненные национальному объединению их виновными действиями либо бездействием. Это очень принципиальное положение современного корпоративного права, которое нельзя проигнорировать.

Кодексом установлен слишком короткий двухлетний срок пребывания в должности Президента, что усугублено запретом на избрание на два срока подряд. В таком режиме национальные объединения НОП, скорее всего, будут работать очень нестабильно, в силу перманентных революций, реформ и массового обновления персонала и т.д.

Кодекс не наделяет никого из должностных лиц национальных объединений правом оспаривать решения Съезда, Совета и т.д. Это идет в разрез с общей направленностью развития отечественного законодательства о юридических лицах.

Отсутствие в Кодексе даже упоминаний о единоличном исполнительном органе национального объединения СРО – более чем странно, потому что единоличный исполнительный орган – это непременный орган любого российского юридического лица. Без него любая организация никогда не будет эффективной. Кстати, коллегиальный исполнительный орган – необязательный атрибут юридического лица. Коллегиальный исполнительный орган может быть создан, но его, согласно общего правилу, можно и не создавать. Он является всего лишь одним из инструментов контроля за деятельностью единоличного исполнительного органа – генерального или исполнительного директора общества. Коллегиальный исполнительный орган – это роскошь, которую могут позволить себе лишь крупные и богатые организации.

Кодекс по образцу Закона о СРО не предусматривает возможность создания в национальных объединениях СРО так называемых специализированных органов, что представляется целесообразным, особенно если учитывать ясность определения этого понятия в Законе о СРО.

Кодекс не предусмотрел для национальных объединений СРО полноценной отчетности. Всероссийские съезды не утверждают годовых отчетов и годовой бухгалтерской отчетности национальных объединений СРО. Надзорные полномочия съезда сводятся к утверждению отчетов совета национального объединения СРО. Почему Совета, а не национального объединения СРО в целом?

Кодекс не предусматривает для национальных объединений СРО обязательного аудита, хотя законодательство для подобных организаций, как правило, его предусматривает.

В довершении всего, цели создания и функции национальных объединений СРО сформулированы в Градостроительном кодексе крайне невнятно, что порождает проблему признания проверяющими органами затрат национальных объединений СРО несоответствующими уставным целям объединений. Национальные объединения СРО рискуют всякий раз получать от налоговых органов, как минимум, предписания об уплате налога на прибыль и налоговые санкции.

На вопрос, что делать в этой связи, выскажу убеждение в том, что нужен специальный закон о национальных объединениях СРО, который нужно дополнить соответствующими изменениями в Закон о некоммерческих организациях. Уверен, что НОП в состоянии подготовить проект такого закона, вынести его на всеобщее обсуждение и добиться его официального внесения в Государственную думу. В Кодексе же достаточно упоминания о национальных объединениях СРО и отсылки к специальному закону или законам.

Пока же стоит воспользоваться тем, что готовятся очередные поправки в Градостроительный кодекс и инициировать внесение ряда самых актуальных изменений и дополнений в статьи посвященные, национальным объединениям СРО, таких как:

снижение кворума Съезда и Совета;

изменение статуса Совета, который должен стать коллегиальным органом управления;

исключение из числа полномочий и функций Совета все то, что не отвечает статусу органа управления национального объединения СРО;

наделение национальных объединений СРО правом формирования специализированных органов;

формирование в национальных объединениях СРО единоличных исполнительных органов (исполнительный директор);

возложение на Советы национальных объединений СРО полномочий по назначению на должность единоличного исполнительного органа и досрочному освобождению от этой должности.

Теперь об Уставе НОП.

Кратко ситуацию можно охарактеризовать так: имея плохой базовый Закон, мы получили отвратительный Устав, в котором все несовершенства Градостроительного кодекса в части касающейся национальных объединений СРО, усугублены и умножены.

В Уставе НОП юридическое описание национальных объединений СРО, данное в Кодексе, превращено в полное наименование НОП. Это название невоспроизводимо. У юридического лица не может быть такого наименования. Самое главное в том, что нет, и никогда не было необходимости включать в полное наименование НОП, все сказанное в Кодексе о национальных объединениях СРО. Достаточно сослаться в Уставе на соответствующие положения Кодекса, дав объединению мало-мальски произносимое наименование.

Устав расширил состав органов НОП за счет координационных советов и окружных конференций. Причем статье об окружных конференциях отведено почетное место между статьей о Съезде и статей о Совете. Ничего подобного нет не только в Градостроительном кодексе, но и в гражданском законодательстве.

Если Кодекс определяет компетенцию Совета национального объединения СРО в 10 подпунктах, то Устав НОП определяет компетенцию Совета НОП уже в 17 подпунктах. Причем дополнительные полномочия явно не прибавляют ему эффективности в качестве исполнительного органа НОП. Вообще полномочия Совета не дают подсказок относительно того, чем же должен заниматься НОП.

Согласно Градостроительному кодексу Совет – это коллегиальный орган, все члены которого, согласно общему правилу, имеют унитарный статус. Устав вводит новацию: персональное распределение полномочий между членами Совета. Таким образом, Совет НОП превращается в некое подобие Совета министров, состоящего из министров с портфелями и министров без портфелей.

Кроме того, Устав НОП наделяет Совет правом делегировать часть своих полномочий Президенту Объединения. Согласно Уставу НОП Президент является единоличным исполнительным органом НОП, хотя Устав его так и не называет. Согласно общему правилу делегирование полномочий коллегиального исполнительного органа единоличному исполнительному органу не допускается. Если в таком делегировании есть необходимость, коллегиальный исполнительный орган просто ликвидируют.

Устав возлагает на Президента НОП полномочия единоличного исполнительного органа, хотя сам этот термин в Уставе не используется. При этом Президент является должностным лицом НОП, исполняющим свои полномочия на общественных началах. Получается, что человек, для которого работа в НОП является всего лишь общественной нагрузкой, несет всю полноту административной и уголовной ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности НОП.

Устав устанавливает нижний порог численности Ревизионной комиссии, равный 5 членам. В итоге ныне действующая Ревизионная комиссия НОП избрана в составе 9 членов. В то время как наиболее целесообразная численность Ревизионной комиссии составляет 3-5 человек. То есть определенный Уставом нижний порог численности Ревизионной комиссии на самом деле является верхним порогом численности подобных органов.

Совет НОП избрал 8 Вице-президентов НОП и все они получили собственную компетенцию.

Принято решение о создании 15 комитетов НОП, на подходе 16-й комитет. Каждый из комитетов претендует на самостоятельность и часть сметы НОП. В каждом из комитетов в среднем по 15 членов, итого более 200 человек, которые согласно Уставу НОП вправе претендовать на вознаграждение.

Думаю, нам нужно остановиться и хорошо подумать, что мы делаем и куда мы движемся. И одним из важнейших результатов этих раздумий должно быть внесение первоочередных изменений в Устав НОП.

Критический анализ Устава НОП в его действующей редакции дает основания настаивать на необходимости принятия новой его редакции.

Работа над новой редакцией Устава ведется непрерывно. Это очень сложная и объемная работа, и ее результаты позволяют сформулировать требования к новой редакции Устав НОП, которая должна предусматривать:

приведение целей и функций НОП в соответствие с целями и функциями национальных объединений СРО, установленных Градостроительным кодексом;

исчерпывающие определение видов деятельности НОП в специальной статье Устава НОП, среди которых необходимо предусмотреть возможность проведения конференций, общественных слушаний, в том числе в форме семинаров, круглых столов;

обязательное включение в Устав сведений о создаваемых филиалах и открываемых представительствах;

ежегодное проведение двух очередных съездов, первый из которых должен проводиться в марте, второй в ноябре; на весеннем Съезде следует подводить итоги прошедшего финансового года, на осеннем – утверждать смету НОП и размер отчислений СРО на содержание НОП в следующем финансовом году;

ежегодное утверждение Съездом НОП годового отчета НОП и годовой бухгалтерской отчетности НОП;

ведение обязательного аудита;

ежегодное утверждение Съездом по представлению Президента НОП Аудитора НОП;

ежегодное утверждение Советом НОП (либо Съездом НОП) размера оплаты услуг Аудитора НОП;

снижение численности Ревизионной комиссии НОП до 5 членов;

снижение численности Совета НОП для начала до 20 членов (без учета Президента НОП);

снижение количества Вице-президентов НОП хотя бы до 3 человек;

наделение Совета НОП правом создания своих рабочих органов из числа членов Совета для предварительной проработки рассматриваемых вопросов – комитетов Совета НОП (бессрочно действующие органы) и комиссий Совета НОП (временно действующие органы);

наделение Совета НОП правом создания по представлению Президента НОП экспертных органов НОП из числа ведущих специалистов по интересующим НОП областям знаний – экспертных советов НОП (бессрочно действующие органы) и экспертных групп (временных органов);

ограничение возможностей по созданию любых органов НОП, прямо не поименованных в Кодексе и Уставе НОП, рамками целей и функций национальных объединений СРО, определенных Кодексом;

приведение перечня органов НОП, члены которых вправе получать вознаграждение, в соответствие с Градостроительным кодексом;

исключения из числа уставных органов НОП координационных советов;

исключение из числа уставных органов НОП окружных конференций с исключением из Устава соответствующей статьи;

исключение из числа уставных органов НОП Аппарата НОП с исключением из Устава соответствующей статьи;

исключение из числа уставных органов НОП руководителя Аппарата НОП;

создание в НОП единоличного исполнительного органа – Исполнительного директора;

освобождение Президента НОП от исполнительных полномочий, которые переходят к Исполнительному директору;

назначение Исполнительного директора на срок не более 1 года на Съезде НОП (до изменения статуса Совета НОП) по представлению Президента НОП;

досрочное освобождение Исполнительного директора НОП на Съезде НОП (до изменения статуса Совета НОП) по представлению Президента НОП;

возложение на Президента НОП полномочия представлять НОП без доверенности перед органами государственной власти Российской Федерации, другими национальными объединения СРО, международными организациями проектировщиков и пр.;

возложение на Президента НОП надзорных полномочий таких, как право инициировать внеплановые проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности НОП силами Ревизионной комиссии, созыв внеочередных Съездов НОП, в том числе для досрочного переизбрания Исполнительного директора НОП и т.д.;

возможность формирования личного секретариата Президента;

указание на ответственность Президента НОП, членов Совета НОП, членов Ревизионной комиссии НОП и Исполнительного директора НОП за убытки, причиненные НОП их виновными действиями или бездействием;

возможность образования специализированных органов НОП в случае, если законодательство позволит это национальным объединениям СРО.

НОПРИЗ расшифровывается как национальное объединение проектировщиков и изыскателей. Образовался в результате слияния НОП и НОИЗ в 2017 году. В то время вышел глобальный 372-ФЗ, который реформировал регулирование строительной, инженерно-изыскательной и проектировочной отраслей и обязал принимать в члены саморегулируемых организаций только те компании, которые имеют в своем штате специалистов НОПРИЗ (реестр проектировщиков и инженерных изыскателей) или НОСТРОЙ (реестр специалистов строительной отрасли).

По факту, если компания, занимающаяся проектированием либо инженерными изысканиями, хочет полноценно участвовать в рыночной деятельности: заключать договоры на крупные заказы и принимать участие в торгах/тендерах, то ей необходимо стать членом СРО. А по 372-ФЗ от 03.07.2016 для этого требуется располагать минимум двумя специалистами НОПРИЗ.

Что дает для специалиста внесение в НОПРИЗ?

Стоит подчеркнуть плюсы, как для самого физического лица, так и для организации, в которой он работает.
Во-первых, специалист, состоящий в реестре НОПРИЗ, имеет большую привлекательность для работодателей, а значит заработная плата, которую ему может предложить рынок – выше. Так же на уровень заработной платы влияет и фактор дефицитности таких специалистов. В общем и целом, такой специалист больше застрахован от безработицы, чем рядовой служащий.
Во-вторых, для организации, в которой он работает, открываются двери в СРО, крупные тендеры, торги и гос. закупки. Ведь своим присутствием в организации, специалист НОПРИЗ подтверждает компетенцию, высокий уровень, статус. Даёт конкурентные преимущества, не говоря о том, что покрывает требования закона в некоторых аспектах. В основном, конечно, это касается вступления в СРО и дальнейшего прохождения проверок.

Что необходимо, чтобы внесли в реестр НОПРИЗ?

Итак, чтобы быстро и с 1-го раза попасть в реестр НОПРИЗ, необходимо иметь соответствующее высшее образование, которое четко следует требованиям, установленным ГК и Приказом Минстроя от 6 ноября 2020 г. N 672/пр, а так же соответствовать по другим параметрам:

1. Только высшее образование по специальности, согласно вышеупомянутому приказу;
Кстати, если вы вступаете в НОПРИЗ, но образование по строительной специальности, или Вы вступаете в НОСТРОЙ, а у Вас диплом проектировщика, то тут главное, чтобы специальность соответствовала перечню № 672/пр.
2. Инженерная должность (стаж от 3-х лет);
3. Стаж работ в строительной сфере (от 10 лет);
4. Действующее повышение квалификации (1 раз в 5 лет);
5. Не должно быть действующей судимости (подтверждается справкой из МВД);
6. Если Вы иностранный гражданин, то приложите разрешение на работу.

Частые вопросы о внесении в НОПРИЗ

1. Требуется ли оплата госпошлины для внесения в НОПРИЗ? Какой размер госпошлины для НОПРИЗ?
Госпошлина не требуются для вступления специалиста в НОПРИЗ. Она не предусмотрена законом.

2. Где проверить, подходит мой диплом об образовании под требования НОПРИЗ или нет?Если Диплом не соответствует перечню специальностей, указанному в приказе Минстроя России No 688/пр от 06.04.2017., то отказ последует в 100% случаях.

3. Если диплом об образовании не подходит для НОПРИЗ можно ли получить профессиональную переподготовку по требуемой специальности?
ВУЗовское образование, соответствующее приказу № 672-пр — является основным требованием НОПРИЗ. Этот пункт нельзя обойти, получив диплом о профессиональной переподготовке.

6. Почему НОПРИЗ исключил специалиста?
Скорее всего, по причине несоответствия документов. Бывают случаи, когда специалист при внесении в реестр НОПРИЗ подает один пакет документов, а при проверке СРО отличный от первого пакет документов. НОПРИЗ всегда сравнивает информацию с поступившей и если выявляет несоответствие, то исключает специалиста из реестра НОПРИЗ. Практикуются звонки и запросы в ВУЗы, в ПФР и т.д.

Мы поможем бесплатно проанализировать специалиста на соответствие требованиям НОПРИЗ, а так же в НОСТРОЙ. Отвечаем день в день. Если есть вопросы, свяжитесь с нами любым удобным способом.

7 основных ролей СОО и как договариваться с другими топами.

cover-sharov-1-60f6e250ee476367693687.jpg

Обязанности директоров по маркетингу или персоналу понятны — фронт задач показывает название должности. С ролью операционного директора сложнее: ее наполнение зависит от специфики бизнеса.

У Владимира Шарова — 20-летний опыт на топ-позициях. Он занимал должность Chief Delivery Officer в Innovecs, Global Operations Director в Luxoft, управляющего директора в GlobalLogic и Intel. Работал с командами от 20 до 2500 человек на рынках СНГ, Европы, Азии и в США.

Нам Владимир рассказал, с чем связана вариативность роли СОО, почему она есть не в каждом бизнесе и в каких компаниях сложно отследить ценность работы операционного директора.

Всем ли бизнесам нужен Chief Operating Officer

Роль СОО существует не в каждой команде топ-менеджмента. Чаще она встречается в компаниях, в которых есть ежедневный операционный цикл, где нужно постоянно контролировать и улучшать качество процессов. Например, в производстве, авиа- и автомобильной сферах, IT. При этом задачи СОО отличаются в зависимости от того, какие потребности есть у бизнеса и как распределяется ответственность между ролями С-уровня .

Кроме того, не существует единого списка критериев, по которым можно оценить, нужен ли компании СОО. Это зависит от задач, целей и ожиданий владельца / генерального директора.

Например, Microsoft в 2005 году нанял на позицию СОО Кевина Тернера из торговой сети Walmart. Он помог компании войти в ритейловый бизнес (это существенное расширение бизнес-модели) и перестроить систему продаж. А после его ухода через 11 лет роль СОО в Microsoft была распределена между 5 другими топами.

В Intel — большая команда топ-менеджеров, есть директора по направлениям и руководители групп (сейлз-маркетинга, продакт-маркетинга, производства), но нет СОО.

Какие задачи бизнес ставит перед СОО

Зачастую в фокусе внимания операционного директора три направления:

  • Реализация операционной стратегии. СОО отвечает за внутренние процессы организации. Обычно к ним относится деятельность бэк-офиса (производство, цепочки поставок, найм, HR, IT).
  • Управление качеством. Внедрение стандартов, организация управления и квалификации персонала, сертификация на соответствие международным стандартам ISO, CMM и т. д.
  • Создание системы показателей эффективности. Самые популярные — KPI и OKR.

Как делится ответственность между СОО, СЕО и владельцем

В мировой практике существует 7 основных вариаций роли операционного директора:

img.stability-5fcebc3d405a8350372570.jpg

Олег Зубченок,
15 лет опыта в развитии бизнеса

Владимир Шаров,
Delivery director в Valtech

Что может стать причиной конфликта между СОО и другими руководителями

Роль операционного директора специфическая: отвечая за процессы в компании, он должен заходить на территорию других топов . Сложится ли диалог — зависит от его экспертизы и атмосферы в команде топ-менеджеров.

Операционный директор не должен задевать личности других руководителей и ставить под сомнение их компетентность. По опыту, лучше всего работает тактика вопросов:

  • Что еще мы можем улучшить в этом процессе?
  • Какой наш следующий шаг в развитии этой функции?
  • Благодаря чему функция/процесс сохранит эффективность в будущем?

Почему достижения СОО сложно оценить

Какой бэкграунд нужен СОО

Если аудит нужно провести самостоятельно, СОО в первую очередь собирает информацию и аналитику по основным бизнес-процессам. Дальше оценивает детали по трем направлениям влияния — на:

Затем СОО переходит к вспомогательным бизнес-процессам.

Продуктивность не равняется работе с утра до ночи. Постоянный стресс приводит к эмоциональному выгоранию, потере продуктивности, мотивации и лояльности.

img.vigoranie-5fae704da76fb592109995.jpg

Любовь до гроба: почему любимое дело становится причиной депрессии

И главное — на своем ли месте сотрудник. Если человек перестал справляться с задачами, увольнение — не единственное решение. Возможно, он просто вырос из должности и его стоит перевести в другую функцию.

Нужно ли руководителям растить себе преемников

Такую позицию разделяют не все, но я убежден, что менеджер должен развивать несколько преемников на свою роль. В Intel это часть управленческой культуры.

Читайте также: