Кто такой дуайен дипломатического корпуса и каковы его обязанности

Обновлено: 04.07.2024

Дипломатический корпус - совокупность дипломатических представителей (дипломатических сотрудников), аккредитованных в данном государстве. Дипломатический корпус выступает как коллективное объединение с протокольных приводов: государственный праздник, торжественные события в государстве.

Дипломатический корпус участвует только в определенных протокольно-церемониальных мероприятиях:

  • поздравлениях по случаю национального праздника страны пребывания;
  • инаугурации (вступлении в должность) нового главы государства;
  • посещении исторических мест, промышленных объектов, научных центров принимающей стороны и т.п.

Возглавляет дипломатический корпус дуайен (декан, старшина) - старший по классу и по времени аккредитации в государстве пребывания глава дипломатического представительства. В некоторых католических государствах по установившейся традиции папский нунций является дуайеном. Одна из обязанностей дуайену - консультирование вновь глав дипломатических представительств по традициям и особенностях взаимоотношений с властью государства пребывания. Министерство иностранных дел принимающего государства регулярно публикует список дипломатического корпуса, аккредитованного в определенной стране. Иностранным дипломатам для подтверждения их статуса государство пребывания выдает дипломатические карточки и специальные номерные знаки на транспортные средства.

К привилегиям и иммунитетам дипломатических представительств относятся:

  • неприкосновенность помещений представительства
  • фискальный иммунитет (освобождение от всех налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания)
  • неприкосновенность архивов и документов представительства
  • свобода сношений представительства
  • право пользоваться флагом и эмблемой государства, аккредитует

К личным привилегиям относятся:

  • неприкосновенность жилища
  • иммунитет от юрисдикции
  • фискальный

Консульское право - совокупность международно-правовых норм, регламентирующих правовое положение и порядок деятельности консульских учреждений.

Главным источником консульского права является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. Важную роль в консульских отношениях играют двусторонние консульские конвенции, в которых, кроме урегулирования общих вопросов, закрепляются особенности осуществления консульских отношений между конкретными государствами.

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. предусматривает следующие классы консульских учреждений:

  • генеральные консульства, консульства;
  • вице-консульства;
  • консульские агентства.

Местонахождение консульского учреждения и его класс определяются по согласованию с государством пребывания. Представляемое государство может открыть несколько консульских учреждений в одном государстве с согласия последнего. Если на территории государства пребывания консульские учреждения определенной государством не созданы, выполнение консульских функций возлагается на консульский отдел постоянного дипломатического представительства этого государства. Такие отделы возглавляются заведующими, что именуются генеральными консулами или консулами. Территориальные границы компетенции каждого консульского учреждения именуются консульского округа.

Согласно ст. 5 Конвенции о консульских сношениях, основной задачей консулов является защита в государстве пребывания интересов государства, что представляется, и его физических и юридических лиц. Они также способствуют развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания.

Консульские учреждения осуществляют надзор за судами, самолетами и их экипажами, прибывающих из представляемого государства, а также оказывают им помощь в случае необходимости.

Право на открытие консульского учреждения на территории иностранного государства относится к компетенции аккредитующего государства, но непременно с согласия государства пребывания. Этот общепризнанный принцип закреплен в ст. 2 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.: "Установление консульских отношений между государствами осуществляется по взаимному согласию".

Форма проявления такого согласия может быть разной. Наиболее распространена практика заключения консульских конвенций, в которых четко фиксируются условия установлении консульских отношений, открытия консульских учреждений и обязанности сторон, вытекающие из этого.

Вместе расторжения или завершения дипломатических сношений ipso facto (фактически) не влечет за собой разрыва или завершения консульских отношений (п. 3 ст. 2 Конвенции). И так, консульские сношения могут быть установлены, прекращены, разорваны или восстановлены независимо от состояния дипломатических сношений. Соглашение на установление консульских отношений между государствами может проявляться различным путем. В практике Украины установления дипломатических отношений означает, как правило, и установлении консульских отношений.

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. предусматривает следующие классы консульских учреждений:

  • генеральные консульства, консульства;
  • вице - консульства;
  • консульские агентства.

Основные функции консульских учреждений определены в статье 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года. К ним относятся:

Наиболее распространенными видами деятельности консульских учреждений являются: выдача виз, выдача и продление сроков действия паспортов, регистрация своих граждан, постоянно проживающих на территории консульского округа, регистрация актов гражданского состояния, легализация и нотариальное заверение документов и др.

старейшина, декан) - лицо, возглавляющее дипломатический корпус в какой-либо стране. Д.- старший дипломатический представитель высшего ранга. Так, в стране, где аккредитованы послы, посланник не может быть Д. Старшинство глав дипломатических представительств определяется в настоящее время почти повсюду датой вручения верительных грамот, тогда как раньше согласно ст. 4 Венского регламента (см.) оно устанавливалось в зависимости от даты официальной нотификации об их прибытии. Там, где имеются папские нунции, они являются Д. Для стран, где нунции были аккредитованы до Венского конгресса, это положение основано на Венском регламенте, а в других оно соблюдается с единодушного согласия всего дипломатического корпуса в данной стране. Функции Д. относятся почти исключительно к вопросам протокольного характера: он приносит поздравления и выражает соболезнования от имени дипломатического корпуса, возглавляет дипломатический корпус на различных церемониях и т. п. Иногда Д. выступает перед правительством страны пребывания в защиту тех или иных прерогатив или привилегий дипломатического корпуса (напр., вопросы старшинства по отношению к представителям местной власти, участие дипломатического корпуса в какой-либо церемонии и т. д. ). Однако даже мелкие выступления Д. от имени дипломатического корпуса в теории должны быть согласованы с последним. На практике, однако, это соблюдается не всегда. Обычно ведомство иностранных дел страны пребывания передает через Д. извещения остальным представительствам по вопросам, связанным с церемониалом. Так, если в стране предстоит чрезвычайное торжество, напр. приезд главы иностранного государства, Д. заранее уведомляется о порядке церемониала и участия в нем дипломатического корпуса. Главы миссий также советуются с Д. относительно различных протокольных вопросов.

старейший по времени вручения верительных грамот дипломатический представитель среди своих коллег по дипломатическому корпусу. Дуайен дипломатического корпуса всегда является дипломатический представитель первого класса (посол или нунций); в отдельных странах в силу установившейся в них традиции дуайеном дипломатического корпуса всегда является нунций, независимо от даты вручения им верительных грамот. Дипломатические представители стран, не имеющих отношений со страной, представляемой дуайеном дипломатического корпуса, связь по вопросам, входящим в компетенцию дуайена, поддерживают со следующим по старшинству после дуайена дипломатическим представителем. К функциям дуайена дипломатического корпуса относятся вопросы протокольной (церемониальной) практики в стране пребывания. По согласованию со своими коллегами по дипломатическому корпусу дуайен приносит от имени дипломатического корпуса поздравления и выражает соболезнования правительству страны пребывания, возглавляет дипломатический корпус на различных церемониях, где в случае необходимости выступает от имени дипломатического корпуса, информирует дипломатический корпус о пожеланиях ведомства иностранных дел, касающихся различного рода протокольных мероприятий, участия в церемониях и т. д. Иногда дуайен дипломатического корпуса выступает перед представителями местных властей по вопросам протокольного (церемониального) порядка, например, старшинства членов дипломатического корпуса, участия дипломатического корпуса в каких-либо церемониях, места дипломатического корпуса на этих церемониях и т. д. Существует распространенное мнение о праве дуайена дипломатического корпуса выступать от имени дипломатического корпуса перед правительством страны пребывания по всем другим вопросам дипломатических привилегий. В основе этого мнения лежит практика империалистических государств по отношению к слабым, зависимым и полуколониальным странам, в которых демарши, предпринимаемые дуайеном от имени дипломатического корпуса или всем дипломатическим корпусом, являются не чем иным, как средством дополнительного давления на эти страны. Практически эти демарши направлены против действий правительств этих стран и являются недопустимым вмешательством в их внутренние дела. Мнение о праве дуайена дипломатического корпуса выступать перед правительством страны пребывания по всем вопросам дипломатических привилегий, кроме протокольных, юридически ни на чем не основано, поскольку дипломатический корпус не является юридическим лицом или политическим объединением, обладающим юридическими правами.

Протокол и этикет дипломатического и делового общения

ОСНОВЫ ДИПЛОМАТИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ

§ 1. Понятие дипломатии

И хотя переговоры являются ключевым методом осуществления дипломатии, последняя не может быть сведена только к ним. С точки зрения современных представлений о формах дипломатической деятельности они включают в себя:

— периодически проводимые встречи глав государств и их специально уполномоченных на это представителей дипломатические конгрессы, конференции и др.);

— дипломатическую переписку посредством обмена нотами, меморандумами, личными письмами и т. п.;

— подготовку и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений, регламентирующих широкий круг вопросов межгосударственных отношений;

— постоянное представительство государства за границей, осуществляемое его посольствами и иными миссиями, поддержание через них на регулярной основе контактов с дипломатическим ведомством страны пребывания;

— участие представителей государства в работе международных организаций, — и в первую очередь ООН, выделяющейся на фоне других как поистине универсальный форум глобального масштаба, на котором страны мира могут обсуждать на равноправной основе интересующие их проблемы;

— изложение в средствах массовой информации официальных позиций государства по тем или иным внешнеполитическим вопросам, периодические публикации официальной информации о важнейших международных событиях, официальное, от имени правительства, издание международных документов.

Разумеется, среди всех средств внешней политики именно дипломатии принадлежит особое, исключительно важное место. Только для нее осуществление внешнеполитических целей и определение необходимых для их достижения путей и средств является единственной задачей. При этом дипломатические ведомства, добиваясь от своего центрального аппарата и зарубежных представительств искусного пользования формами сношений между правительствами и успешного политического воздействия на иностранные государства в рамках этих форм, как правило, одновременно координируют работу всех других государственных и негосударственных органов и учреждений, нацеленных на реализацию внешнеполитических функций. Ясно, что если государства строго придерживаются общепринятых принципов и норм во внешней политике и дипломатии, намного легче и безболезненнее решаются вопросы, возникающие между ними в процессе двустороннего и многостороннего общения. Необходимость неукоснительного следования этим принципам инормам становится особенно очевидной в ядерный век, когда со всей остротой встал вопрос о сохранении самой жизни на Земле, существовании человеческой цивилизации.

В Российской Федерации и большинстве других стран мира дипломатические ведомства носят название министерств иностранных дел. Встречающиеся различия в наименовании соответствующих ведомств (в США, например, — Государственный департамент, в Англии — Форин оффис, во Франции — Министерство внешних сношений) их существа и функций, естественно, не меняют.

Министерство иностранных дел РФ, осуществляя свою внешнеполитическую деятельность, представляет Россию на международной арене в контактах с другими государствами, перед дипломатическим корпусом в Москве. Оно координирует также деятельность других российских ведомств и органов, поддерживающих внешние связи.

На Министерство возложена обязанность получать, обобщать и анализировать информацию по различным аспектам международного положения, готовить на этой основе предложения по вопросам внешней политики РФ. В этих целях поддерживаются постоянные контакты с российскими посольскими и консульскими учреждениями за рубежом, осуществляются руководство их работой, а также связь с иностранными дипломатическими представительствами в Москве. МИД участвует в подготовке и приеме иностранных государственных и правительственных делегаций, в осуществлении визитов официальных российскихпредставителей в зарубежные страны. Представители Министерства принимают участие в работе международных форумов, разрабатывают проекты договоров и соглашений, защищают личные и имущественные интересы граждан и юридических лиц Российской Федерации, находящихся за границей.

§ 2. Дипломатия как наука и искусство

Дипломатический корпус

Дипломатический корпус — объединение глав дипломатических представительств, аккредитованных в государстве пребывания. Ими в соответствии со ст. 14 п. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года являются послы или нунции, посланники, а также поверенные в делах. Согласно другой точке зрения, принятой в международно-правовой литературе, под дипломатическим корпусом понимаются все дипломатические агенты, признанные в данном качестве правительством принимающего государства. Помимо самих глав дипломатических представительств, это их подчиненные сотрудники: советники, секретари, атташе и т. д. Иногда к дипломатическому корпусу относятся все сотрудники иностранного представительства, независимо от исполняемых функций, в том числе, члены административного и технического персонала посольства.

Дипломатический корпус не вправе вмешиваться во внутренние дела государств, в котором он находится, не обладает правом на коллективное выступление по тому или иному вопросу, не имеет юридического статуса или официального устава. Как коллективное объединение, дипкорпус собирается только для участия в церемониальных мероприятиях, таких как коронация, инаугурация или празднование дня независимости, в соответствии с обычаями страны пребывания.

Происхождение и формирование дипломатического корпуса.

Длительное время дипломатические отношения поддерживались специальными посланниками, остававшимися при иностранных дворах для решения определенного круга вопросов и возвращавшихся домой как можно скорее. У таких посланников не было ни стимулов, ни возможностей для создания организованного сообщества с собственным сводом правил, периодическими собраниями и скользящей повесткой дня.

Именно в Риме эпохи Возрождения возникают первые признаки чего-то на подобии организованного дипломатического корпуса, развивающего базовые принципы профессиональной солидарности, вырабатывающего общие правила этикета, формализующего отношения между своими членами и способного в определенных чрезвычайных ситуациях действовать как единый коллективный субъект.

Американский посол в Лондоне, г-н Кингман Брюстер, 1977

Американский посол в Лондоне, г-н Кингман Брюстер, и маршал Дипломатического корпуса, генерал-майор сэр Майкл Фицалан-Говард. Июнь 1977.

Список членов дипломатического корпуса.

В большинстве крупных столиц министерство иностранных дел публикует дипломатический список – список дипломатических представительств в принимающем государстве, в котором указываются почтовые адреса, телефоны и другие контактные данные посольств, а также имена и дипломатические ранги их сотрудников.

Дипломатический список составляется на основании представленных согласно статье 10 Венской конвенции о дипломатических сношениях уведомлениях о назначении, прибытии и отбытии членов диппредставительства или о прекращении их функций. В списке могут также содержаться данные о супругах и членах семей глав представительства и дипломатического персонала.

Дипломатический список рассылается всем иностранным представительствам, а также сотрудникам правительства, таможенной и иммиграционной служб, полицейских и муниципальных органов принимающей страны, которым он может потребоваться при исполнении своих обязанностей. Список не является секретной информацией и может свободно публиковаться в Интернете.

Председатель дипломатического корпуса.

Дипломатический корпус возглавляет дуайен или декан — самый старший дипломатический представитель первого класса. В большинстве государств старшинство определяется по дате прибытия дипломата в страну назначения или с момента вручения верительных грамот. В отдельных странах (например, Германии, Австрии, Швейцарии или Лихтенштейне), статус дуайена автоматически присваивается нунцию – представителю Святого Престола. В некоторых бывших колониях (таких как Кот-д’Ивуар и Сенегал) дуайеном становится посол метрополии.

Дуайен является посредником между службой государственного протокола и дипломатическим корпусом. Он может играть определенную роль в переговорах с местными властями относительно применения положений Венской конвенции о дипломатических сношениях, таких как обеспечение дипломатического иммунитета или определение порядка оплаты сборов и пошлин, взимаемых государством пребывания.

Дуайен выступает в качестве неофициального консультанта по вопросам местного протокола и этикета взаимоотношения с властями страны пребывания. На публичных мероприятиях он выступает с речью от лица дипломатического корпуса. Но дуайен ни в коем случае не имеет права говорить или писать от имени своих коллег, не посоветовавшись предварительно с ними.

Положение дуайена дает в то же время послу соответствующей страны немало преимуществ. Он получает дополнительные возможности для установления и поддержания широких связей. Выступление от лица всего дипломатического корпуса поднимает его престиж в глазах правительства и общественности страны пребывания. В связи с нейтральным статусом, дуайен может встречаться в своем качестве с послами государств, которые не признаются или не имеют дипломатических отношений с государством, направляющим дуайена. Такие контакты не повлекут за собой какие-либо правовые или политические последствия.

Похожие записи

Дипломатическая защита — это дипломатическая процедура (механизм), используемая государством для обеспечения защиты прав и

Консульская юрисдикция — это судебная власть консула над своими соотечественниками на иностранной территории.

Читайте также: