Кто предложил следующую формулу самоуважения самоуважение успех притязания

Обновлено: 19.05.2024

В этом случае и происходит самое интересное: почему у некоторых людей повышенный показатель притязания, а у остальных заниженный, у некоторых желания вполне адекватные, а у остальных — нереалистичные.

Притязания — это в психологии внутреннее право человека на получении тех либо иных жизненных приоритетов и удовлетворения своих потребностей. В этом случае можно говорить как об успехах в карьере, путешествиях, выгодном банке, так и об успеваемости в школе, институте либо городском собрании. Независимо от этого выделяются разные уровни притязаний. Высокий уровень притязаний чаще всего характерен для человека с завышенной самооценкой, которая напрямую влияет на уровень притязаний. До настоящего времени непонятно, самооценка влияет на притязания, либо наоборот — притязания на самооценку, однако связь между этими двумя явлениями точно установлена.

Уровень притязаний характеризуется:

  • уровнем трудности достижения цели и проецирование своих будущих действия;
  • выбор человеком очередного действия и следующей цели, которая возникает в результате переживания успеха либо неуспеха после ряда прошлых действий — притязания в настоящий момент;
  • желаемый уровень своей самооценки — собственное я.

Если человек может ставить перед собой существенные и адекватные задачи, которые соответствуют его возможностям, то это говорит о нормально развитых целях и взглядах.

Самооценка личности и притязания



В поставленной цели индивид может преследовать цели поднять свою самооценку либо лишний раз подтвердить её. Если говорить о ней подробно, то она представляет отношение человека к своей личности, попытку оценить свои силы, достоинства, качества и недостатки, а также влияние на остальных людей в обществе.

В зависимости от особенностей человека самооценка может разделяться на разумную, заниженную либо завышенную.

Не подлежит сомнению тот факт, что между показателями притязаний есть тесная связь, так как ни одно из этих понятий не может нормально существовать без другого.

При повышении либо снижении уровня ожиданий человек получает возможность управлять своей самооценкой, которую некоторые, к несчастью, не всегда могут адекватно применять. В результате этого могут очень часто происходить внутренние конфликты и острый психологический дискомфорт, который будет сопровождаться длительными депрессиями, нервными срывами и состоянием сильной злобы на окружающих и весь мир.

Что такое уровень притязаний?

В зависимости от ожидания человека, его притязания бывают разными. Так, различают разные уровни данного понятия. Высокий чаще всего характерен для тех, кто имеет неадекватную самооценку

. Однако, психологи до сих пор не могут прийти к выводу, что именно на что влияет – притязания на самооценку человека или же наоборот. Но, несомненно,
связь между самооценкой и уровнями притязаний существует
.

Согласно психологии, уровень притязаний – это стремление человека к достижению той цели, которую он считает для себя достойной

. В основе того или иного уровня лежит оценка своих возможностей, потребностью человека является необходимость ее сохранения.

Особенности завышенной самооценки

Диагностика сильно завышенной самооценки будет включать в себя выявление таких признаков, как:

Самооценка личности и уровень ее притязаний

Определение 1
Уровень притязаний – это тот уровень, которого индивид стремится достичь в разных сферах жизнедеятельности.

Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и фрустраций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и фрустраций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Процессы, формирующие самосознание человека, включают в свой состав самооценку личности. Оценивая сам себя, человек пытается посмотреть на себя как бы со стороны и оценить свои качества, свойства, возможности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Самооценка и уровень притязаний личности 470 руб.
  • Реферат Самооценка и уровень притязаний личности 280 руб.
  • Контрольная работа Самооценка и уровень притязаний личности 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Самооценка формируется в ранние годы – это с одной стороны, а с другой стороны она является более устойчивой характеристикой личности. Исходя из этого, самооценка дает возможность рассмотреть корни слабых и сильных сторон и найти более адекватные модели своего поведения в каких-либо повседневных ситуациях. Человек, по мнению Т. Манна, познавший самого себя, становится совсем другим.

Самооценка имеет структуру, где выделяются когнитивный и эмоциональный компоненты:

  • Когнитивный компонент отражает то, что индивид узнал о себе из разных источников,
  • Эмоциональный компонент выражает собственное отношение индивида к разным сторонам своей личности.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Самооценка человека становится выше, если у него появляются значимые достижения в той или иной сфере. Этот фактор имеет тесную связь с уровнем притязаний.

Под уровнем притязаний понимается сложность и достижимость цели, на которую человек претендует. Если притязания и реальные возможности имеют между собой большой разрыв, то они могут и не реализоваться. Следствием этого является неадекватность самооценки и изменения в поведении – может возникнуть агрессия, тревожность, эмоциональный срыв и др. Реалистичные цели делают человека увереннее, настойчивее в их достижении.

По уровню притязаний люди делятся на два типа, как считает американский ученый Дж. Аткинсон, – одни стремятся, во что бы то ни стало, избежать неудачи, поэтому их цели простые и легко достижимые, другие, наоборот, стремясь к успеху, выбирают наиболее сложные задачи.

Тот или иной достигнутый уровень притязаний оказывает влияние на формирование самооценки личности.

Для определения самооценки У. Джемс – американский психолог, предложил формулу:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний.

Формула показывает, что, если снизить уровень притязаний или повысить результативность действий, то самооценку можно повысить.

В тех случаях, когда притязания не реалистичны, человек терпит неудачу и испытывает фрустрацию – это сильное эмоциональное состояние, возникающее в результате несоответствия желаний и возможностей. Повторяющаяся фрустрация закрепляет у одних агрессивность и озлобленность, а у других вызывает безразличие, вялость, комплекс неполноценности. В конечном итоге она может привести к неврозу.

Слишком низкая самооценка

Учёные, которые хорошо разбираются в сфере психологии, уже давно выявили особые признаки заниженной самооценки:

Что это такое – рефлексировать в жизни?

Рефлексировать – это познавать самого себя. Размышлять, анализировать, конструктивно мыслить.

Стоит ли игра свеч? Разумеется, понимать свою личность необходимо, особенно в современном, слишком динамичном и на первый взгляд непредсказуемом мире. Такие неприятные ощущения, как чувство вины, неудовлетворённость жизнью, закомплексованность давят изнутри, мешают развиваться в дальнейшем.

Их, как мины, нужно находить и обезвреживать.

рефлексировать..jpg

Чему мы учимся, занимаясь саморефлексией:

Неспособность к самоанализу приводит к постоянному наступлению на одни и те же грабли на протяжении всей жизни.

Важно заниматься этим в меру, не злоупотреблять ресурсами головного мозга, давать ему отдыхать.

Трезвый, размеренный подход к своим мыслям способен ослабить влияние эмоций на разум, обезвредить негативные.

В сущности, это психоанализ наедине с собой и дано такое умение не каждому, однако его необходимо развивать.

Самокопание с пользой возможно только в случае избегания следующих популярных ошибок:

Прислушавшись к этим советам, можно избежать первичных проблем на пути саморефлексии.

Особенности фрустрации

Фрустрация — это травмирующие состояние психики, которое возникает у человека в том случае, когда он не может что-то сделать либо думает, что не сможет достичь собственных желаний и целей.

При этом очень часто причиной такого состояния становится слишком высокая, либо наоборот, низкая самооценка, а также завышенные притязания. В этом случае можно решить проблему, лишь полностью избавившись от своих комплексов, вернув себе уверенность в своих силах и трезвый взгляд на окружающие вещи.

В жизни современного человека присутствует постоянная борьба: за место под солнцем, за свою семью, а также нормальное отношение, успех на работе — такие факторы можно перечислять очень долго. Правильно расставив все свои приоритеты в жизни и цели, избавившись от трудностей с собственной самооценкой, можно получить новую положительную черту характера — самоуважение.

Частный и общий уровень

Также можно различить частный и общий показатель развития самооценки у личности. Частичные притязания относятся к достижению своей цели в области деятельности (музыка, спорт, кино) либо в человеческом отношении (потребность занять нужное место в семейных, дружеских либо производственных взаимоотношениях, а также в коллективе). В основе данного притязания находится собственная самооценка в определённой сфере.

Притязания также могут быть общими, они будут относиться сразу к множеству области жизни человека и, прежде всего, к тем, в которых участвуют его нравственные и интеллектуальные проявления. Такой показатель будет очень тесно связываться с показателем самооценки человека, и будет сформирован под влиянием субъективного переживания в успех либо неуспех своей цели.

"Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

В структуре самооценки выделяют два компонента:
- когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;
- эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки:


Самооценка = Успех / Уровень притязаний

(примечание. Карнаух:
Самооценка = Результативность / Притязания )

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

1.4. - игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;

1.5.- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;

1.7.- экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;

1.8.- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;

1.9.- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;

1.10.- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;

1.11.- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;

1.12.- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);

1.14.- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;
- имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.


2. При явно заниженной самооценке человек:

2.1.- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;

2.2.- как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;

2.3.- остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;

2.4.- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;

2.5.- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;

2.6.- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;

2.8.- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;

2.9.- становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;

2.10.- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону;

2.11.- подвержен неврозам неврастенического характера.

===================
Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

А). Познавательного, способствующего адекватности;
Б). Защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Самооценка связана также с самоуважением:

От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны:
- кто я такой;
- чего ждут от меня другие;
- в чем совпадают и расходятся наши интересы.

Уважающие себя люди имеют и свою ассертивную линию поведения:
они уравновешенны, не агрессивны, независимы".
(По материалам Интернета)

Карнаух: Самый сложный этап в личностно-деловом развитии - полное осознание уравнения Джеймса.

Уровень притязаний и самооценка личности. Критерии.

"Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

В структуре самооценки выделяют два компонента:
- когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;
- эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки:


Самооценка = Успех / Уровень притязаний

(примечание. Карнаух:
Самооценка = Результативность / Притязания )

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

1.4. - игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;

1.5.- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;

1.7.- экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;

1.8.- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;

1.9.- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;

1.10.- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;

1.11.- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;

1.12.- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);

1.14.- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;
- имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.


2. При явно заниженной самооценке человек:

2.1.- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;

2.2.- как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;

2.3.- остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;

2.4.- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;

2.5.- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;

2.6.- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;

2.8.- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;

2.9.- становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;

2.10.- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону;

2.11.- подвержен неврозам неврастенического характера.

===================
Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

А). Познавательного, способствующего адекватности;
Б). Защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Самооценка связана также с самоуважением:

От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны:
- кто я такой;
- чего ждут от меня другие;
- в чем совпадают и расходятся наши интересы.

Уважающие себя люди имеют и свою ассертивную линию поведения:
они уравновешенны, не агрессивны, независимы".
(По материалам Интернета)

Самооценка личности – ценность, которая придается человеком себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов человека. Можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, профессионализм).

О том, как опасна негативная самооценка, нас предупреждает история гениального физика Эренфеста. Многие ныне знаменитые ученые спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он посчитал себя абсолютно неспособным и прекратил заниматься наукой. Поэтому о нем мало кто знает.

Слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, которая также имела заниженную самооценку. У нее были миллионы поклонников, но почти не было друзей. Она была настолько застенчива и неуверенна в себе, что не могла сниматься в присутствии людей. Исключение делалось только для партнеров по сцене и оператора. Праздники она отмечала одна в своем огромном замке.

Эти совершенно непохожие люди с такими разными судьбами были невероятно талантливы и успешны в профессиональной деятельности. Причиной их несчастья стала заниженная самооценка, то есть неспособность принять и полюбить себя, признать свое возможное несовершенство.

Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:

САМООЦЕНКА = УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Есть только два способа повысить самооценку:

– добиться успеха в какой-нибудь деятельности;

– снизить уровень притязания.

Достичь одновременно и того и другого удается только великим людям.

Эйнштейн был изумлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых знаменитых людей в мире. Людям он казался таким же странным, как его теория относительности. Кстати, сам он объяснял свою теорию так: мужчина сидит с хорошенькой девушкой — и часы летят незаметно. Но если ему придется сидеть на раскаленной плите, минута будет тянуться бесконечно. Это и есть относительность.

Однажды капитан трансатлантического лайнера предложил ему выбрать любую каюту. Эйнштейн сказал, что ему абсолютно безразличны условия, он готов путешествовать хоть на рулевом колесе. Он презирал славу, деньги и титулы. Счастье для него состояло из работы, игры на скрипке и плавания под парусом. (Из книги Карнеги Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях. — М., 1993).

Если ваша цель — жизнь в гармонии с собой и миром, необходимо, чтобы уровень притязаний соответствовал успеху. Проблема в том, что успех каждый понимает по-своему.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными.

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Перфекционизм и уровень самооценки

Как повысить самооценку.

Существует немало способов поднять самооценку. На индивидуальных консультациях мы с Вами найдем такие методы, которые наилучшим образом соответствуют именно Вашей личности. На этой страничке я перечислю три первых принципа, которые, возможно, помогут изменить Вашу самооценку уже сегодня и стать более успешным, более уверенным в себе человеком.

 Простите себя за все неудачи и промахи, совершенные в прошлом, и признайте, что они бесценный капитал Вашего опыта, Ваших знаний, которыми можно эффективно пользоваться в жизненных ситуациях.

 Осознайте свои достижения, победы, успехи, сколь бы малыми они на первый взгляд ни казались. Может быть, вам захочется даже завести дневник, в который Вы начнете ежедневно записывать их.

 Постарайтесь больше прислушиваться к собственным потребностям и интересам, не обесценивая их. Они могут послужить мотивацией к вашей деятельности.

 И конечно, все напутствия и советы хороши, но рекомендую вам не заниматься "самоисправлением". Обратитесь к специалистам за помощью.

Фундаментальные основы Успеха. На что Ты мотивирован в жизни?

Вторая особенность счастливого человека, после положительной самооценки, - это УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ!

При негативных обстоятельствах САМООЦЕНКА может, конечно, незначительно или более сильно колебаться, но на кратковременный срок.

Со временем равновесие внутри восстанавливается и человек, как и прежде, воспринимает себя в адекватном свете.

Ваши маленькие игры не служат миру. Нет ничего просвещённого в застенчивости, так что люди не будут чувствовать себя неуверенно вокруг Вас.

Мы рождены, чтобы ЯВИТЬ славу Божию, что НАХОДИТСЯ ВНУТРИ НАС!

И когда мы позволяем блистать нашему собственному Свету, мы бессознательно даём людям разрешение сделать то же самое. Когда мы освобождаемся от наших страхов, наше присутствие автоматически освобождает других.

А КАК ВАЖНО ЭТО ПОНИМАТЬ?!

Никто не имеет права лишать человека своего опыта.

Процесс обучения и становления очень важен и относиться к ошибкам надо адекватно, благодаря за полученный урок и опыт.

Всё, что даёт Бог в жизни - заслуженно, даже если не до конца логично вписывается в рамки нашего рационального мышления и паниковать и сетовать на жизнь, уверенный в себе человек, не будет!

Следующая особенность счастливого человека - ЭТО ДОВЕРИЕ К СЕБЕ, самоуважение, чувство собственного достоинства.

Подобная тема заслуживает отдельного рассмотрения, но, в общем, коснёмся и её.

Надо хорошо себе представлять разницу в этих, на первый взгляд, похожих понятиях!

Дело в том, что САМООЦЕНКА может показывать как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству, а САМОУВАЖЕНИЕ выражает обобщённую самооценку.

САМОУВАЖЕНИЕ - это обобщённое отношение личности к самой себе, прямо пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно пропорциональное уровню притязаний (самоуважение=успех/притязание), то есть, чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.

С другой стороны, Самоуважение является одним из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Насколько выражено у Вас это чувство, можно понять, представив себя в следующей ситуации:

НИЗКОЕ самоуважение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности.

Самоуважение включает в себя уверенность в своей ценности; утвердительный принцип по отношению к личному праву жить и быть счастливым!

Исходя из чего формирует человек свою самооценку?!

Ответ потрясающий! Из сопоставления мнений окружающих людей о себе! Вот так!

Причем, что любопытно, человек В НАЧАЛЕ УЧИТСЯ оценивать ДРУГИХ, а потом уже оценивать СЕБЯ! А разве, каждый из нас делал по-другому?!

В основном, к 14-15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя.

Надо отметить, что сложившаяся у человека самооценка может быть АДЕКВАТНОЙ (человек правильно, объективно оценивает себя), либо НЕАДЕКВАТНО ЗАВЫШЕННОЙ или НЕАДЕКВАТНО ЗАНИЖЕННОЙ.

При рассмотрении вопросов самооценки, самосовершенствования, самоуважения нельзя обойти вниманием еще одно значимое понятие - УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ. Почему?! Потому, что уровень самооценки человека, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, показывающий определённую степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение этих целей представляется человеку наиболее привлекательным.

Жалея и соглашаясь с таким человеком, что Вы этим делаете для себя?! Ответьте.

Взрослея, год за годом, мы формируем для себя некий идеал, которому пытаемся соответствовать.

Между идеалом, формируемым как перспектива развития, и реальной самооценкой (на данный момент) существует определённое расхождение, стимулирующее еще одно ключевое понятие для личности - САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.

Вернёмся к вопросу об уровнях ПРИТЯЗАНИЙ.

Из классических определений понятия уровня притязаний можно привести определение Дж. Френка, основную идею которого можно сформулировать следующим образом:

Итак, подведем итог вышесказанному.

Фундаментальные основы Успеха. На что Ты мотивирован в жизни?

Очевидно, что уровень притязаний личности - это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

С целями он соразмеряет трудность текущих задач, избирая те, которые представляются ему не только преодолимыми, но и привлекательными.

Именно учёт уровня притязаний позволяет подчас понять, почему человек не радуется после удач и не огорчается после неуспеха.

Вы, наверняка, не раз задавали себе такой вопрос?! А всё очевидно?!

Такая, казалось бы, странная реакция объясняется имевшимся в данный момент уровнем притязаний.

Ведь, если расчет был на большие успехи, то нет причины радоваться, а если успехи не ожидались, то не от чего огорчаться. Вот и весь секрет!

Как важно адекватно относится к оценке своих способностей реализовать поставленные цели!

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых не адекватен их способностям и возможностям.

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, то есть каждому хочется уважать себя.

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чём-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.

Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает ЗАВИСИМОСТЬ САМООЦЕНКИ человека от его притязаний.

Фундаментальные основы Успеха. На что Ты мотивирован в жизни?

САМООЦЕНКА = Успех/Притязания.

Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ в различных видах деятельности.

Она свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализоваться двумя способами: человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачу.

В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе - соответственно, снижается.

Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определён довольно точно.

Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА в различных видах деятельности.

Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех.

Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей.

Совершенно иначе ведут себя люди, МОТИВИРОВАННЫЕ НА ИЗБЕЖАНИЕ НЕУДАЧИ.

Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи.

Это принципиальная разница в подходах формулирования личных целей.

Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Итак, из вышеизложенного можно сделать вывод, что поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается.

Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определённые положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач.

Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия, в первую очередь, направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает её.

Обычно, в результате он оказывается не победителем, а побеждённым.

Наверняка Вы сталкивались с такими людьми?!

Ещё одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, - это ТРЕБОВАНИЯ, предъявляемые ИМ К САМОМУ СЕБЕ.

Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки. Конечно, как и в любом вопросе, так и здесь должна присутствовать адекватность и реалистичность своих представлений об имеющихся способностях, необходимых для решения задач.

Подтверждено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

В формировании притязаний немаловажную роль играет как и предвосхищение успеха или неудачи, так и учет и оценки всех прошлых успехов и неудач.

Однако, в целом, для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других.

Так, опрос взрослого населения психологами Калифорнийского университета в Беркли, являющимся старейшим общественно-исследовательским университетом США, показал, что независимо от социального статуса и половой принадлежности, большинство из опрошенных считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и тому подобное.

Сложно жить и верить в то, что не является истинным?! Сложности и трудности в общении с окружающими людьми - это неотъемлемая составляющая жизни людей с завышенной самооценкой о себе!

Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает, мягко говоря, раздражение окружающих. Согласитесь, что это логично?!

Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим - неиссякаемый источник негативизма окружающих.

Наверняка Вам приходилось общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относились к успехам сослуживцев?!

Хотелось обратить внимание читателей ещё на одну, весьма важную, актуальную и всегда животрепещущую тему - ОБИДЧИВОСТИ человека!

Так вот, именно завышенная самооценка способствует такой черте характера, как чрезмерная обидчивость.

Обида, как правило, - это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих.

А ТО, что ЧЬЕ-ТО МНЕНИЕ О НЁМ НИЖЕ ЕГО СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ О СЕБЕ.

Надо понимать, что человек с неадекватно высокой самооценкой(. ) потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд!

Хотя подобные причины могут побуждать личностные конфликты и в кругу близких людей.

Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков, также формируют у человека нелестное мнение о себе.

Следующее свойство личности, вытекающее из предыдущих, - это ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свою жизнь.

Имея АДЕКВАТНЫЕ представления о своих способностях, УВАЖАЯ свои потребности, ЦЕНЯ природные особенности темперамента и телосложения, НЕ СТРАШАСЬ ошибок, МНЕНИЙ И ОТЗЫВОВ окружающих и субьективно-негативного отношения к себе, недопонимания со стороны близких людей, СЧАСТЛИВЫЕ люди не лишают себя ПРАВА ВЫБОРА, точнее права на свое ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ, которое, между прочим, есть всегда и у всех!

При этом, понимая ценность желаемого и осознанно обделяя себя в чём-то, они понимают ради чего (каких более значимых ценностей) был сделан данный выбор.

Желая большего, надо благодарить Бога за имеющееся.

М. Веритакс.

Фундаментальные основы Успеха. На что Ты мотивирован в жизни?

И, в завершении нашего знакомства с миром личностных качеств и самооценки человека, поговорим ещё об одной особенности счастливых людей - о САМОРЕФЛЕКСИИ.

Чем так значима саморефлексия?

По сути, она даёт нам возможность увидеть истинное положение вещей и даже понизить накал страстей. Да, да!!

САМОРЕФЛЕКСИЯ даёт возможность перейти от бесплодных переживаний - в случае кризисной ситуации, - к конструктивному поиску, активному и продуктивному решению проблемы.

А в случае радостного события - лучше понять себя, свои потребности, цели, систему ценностей.

Саморефлексия наиболее развита и доступна для человека, обладающего чувством самоуважения, доверия к себе и адекватной положительной самооценкой.

И теперь самое интересное и долгожданное.

И, главное, помните:

НИКТО И НИКОГДА НЕ ПРОЖИВЁТ ВАШУ ЖИЗНЬ ЗА ВАС!

НИКТО И НИКОГДА НЕ ИЗМЕНИТ НИЧЕГО из той реальности, которую именно ВЫ И СОЗДАЛИ.

НИКТО И НИКОГДА НЕ СДЕЛАЕТ ВАС СЧАСТЛИВЫМ(ОЙ) и УДОВЛЕТВОРЁННЫМ(ОЙ) ПОЛНОСТЬЮ. Но всегда и во всём есть зерно Мудрости и оно ДАНО КАЖДОМУ, а значит - Вам тоже.

Бог даёт Вам выбор, а значит у ВАС ЕСТЬ ПУТЬ.

Сложно противостоять устоям, системе, установкам и даже традициям. Но на то мы и люди - многогранные частицы Вселенной, чтоб искать и найти, бороться и победить!

А что каждый хочет для себя получить?!

Читайте также: