Какие авторские права ветрова были нарушены издательство

Обновлено: 19.05.2024

У любого произведения искусства есть автор. Книги тоже являются произведениями искусства. Что уж говорить об аудиокнигах , ведь в них вложены силы не только автора, но и чтеца. Когда аудиокнига создана, у нее существует два законных владельца, которые, договорившись между собой, могут использовать данное произведение для распространения (платного или бесплатного).

Но давайте все по порядку: Что такое авторское право и с чем его едят? Для начала обратимся к Википедии:

А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права , регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки , литературы или искусства , то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

Авторское право включает как неимущественные (моральные) права автора, которые действуют бессрочно, так и имущественные права на использование произведения, которые автор может передавать другим лицам.

А теперь давайте разберемся, какие авторские права возникают при создании аудиокниги.
У любой аудиокниги может быть от 1 до 3-х правообладателей :

Какие авторские права бывают

Если произведение было переведено с какого-либо языка на другой язык, а затем уже озвучено, то возникает также авторское право на перевод

Какие авторские права бывают

Таким образом, прежде чем записывать любую аудиокнигу Чтец должен узнать все об авторе и переводе данного произведения.


Можно также выбирать книги из Общественного достояния . Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом по-прежнему должны соблюдаться неимущественные авторские права: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора .


В общем случае произведение переходит в общественное достояние в России, если с года смерти его автора прошло 70 лет. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора). Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет. Все эти правила не применяются в случае, если пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав истек к 1 января 1993 года.


Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска (до 2004 года этот срок составлял 50 лет).

В таком случае вы имеете право распространять данную аудиокнигу любым возможным для вас способом: давать слушать своим друзьям, выкладывать на своих страницах в социальных сетях, а также предоставить в какое-либо издательство для распространения на платной основе. Тут стоит заметить, что издательство не имеет права распространять данную книгу в вашем исполнении, если вы не заключили с ними договор или после расторжения данного договора.

Книга является общественным достоянием, но она была переведена и переводчик или его наследники, все еще имеют право на данный перевод.

В таком случае вы не имеете право распространять такую аудиокнигу без соответствующего разрешения, подтвержденного документально.

В таком случае вы опять не имеете право распространять созданную вами аудиокнигу без соответствующего разрешения, подтвержденного документально. Как и автор или издательство не имеет право распространять озвученную вами книгу, без заключенного с вами договора.

В таком случае вам полностью принадлежат все права на аудиокнигу и вы имеете право распространять ее любым удобным для вас способом.

Понятие интеллектуальной собственности, особенности и система обеспечения ее правовой охраны. Правовое регулирование авторского права с использованием средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.07.2016
Размер файла 18,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Защита интеллектуальной собственности

интеллектуальный право охрана

Редактор ответил, что журнал печатает рассказы, повести и иные литературные произведения, а судебная практика в его тематику не входит.

Васютин посчитал, что редактор нарушил его авторское право, предоставленное ему гл. 70 ч. 4 ГК РФ, и обратился в юридическую консультацию с просьбой оказать ему помощь в составлении искового заявления в суд о защите своего нарушенного права.

Распространяется ли сфера действия авторского права на произведение Васютина?

Действуя в качестве специалиста юридической консультации, дайте Васютину основанную на законодательстве письменную консультацию.

Воробьев внес в текст рукописи свои исправления.

Может ли Воробьев издать повесть под своим именем, если поступит недобросовестно?

Кто может защитить имя действительного автора?

Каким образом эти вопросы решены в законодательстве об авторском праве?

Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано обратное. Следовательно, Воробьев может выдать повесть за свою. Имя действительного автора может защитить любое заинтересованное в этом лицо, например, жена Клемешова, если удастся доказать, что Клемешов является настоящим автором.

Правомерно ли поступил Василий?

Ведется ли редакциями издательств регистрация произведений, которые поступают от разных авторов?

В 2000-м г. историк Плакидин С.А. написал и опубликовал очерк о тех же событиях. Действие в повести Чекалова и очерке Плакидина происходило в одних и тех же местах, вблизи военного Сталинграда.

Знакомый Чекалова Ульянов, которому Чекалов поведал о своей беде, посоветовал последнему обратиться в суд с иском о лишении Плакидина права авторства на его очерк, поскольку первенство на это произведение, по его мнению, принадлежит Чекалову. Чекалов обратился к адвокату с просьбой оформить исковое заявление. К просьбе приобщил рукопись своей повести. Выступая в качестве адвоката, дайте мотивированный ответ на просьбу Чекалова.

В данном случае описываются одни и те же события двумя разными авторами. События происходили реально, являются фактом, а не творческим трудом, а значит не являются объектами авторского права. Объектом авторского права будет лишь художественное изложение этих событий, а в данном случае эти изложения различны. Т.е. Плакидин не нарушает чужих авторских прав и иск будет отклонен.

Дайте консультацию Самсонову со ссылками на действующее законодательство и с учетом того, что между собой соавторы не заключили соглашение об использовании произведения.

Является ли право соавторов в данном случае делимым?

Кому в таких случаях принадлежит исключительное право на произведение?

Маркин обладает авторским правом на весь сборник, как результат творческого труда по собиранию произведений, но на сами стихотворения отдельно это не распространяется. Но Маркин не обладает исключительным правом и не может издавать сборник без согласия авторов стихотворений.

Никулин опубликовал в немецком журнале статью на немецком языке. Горбенко, находясь в командировке в Германии, прочел ее. Статья ему понравилась, и он решил перевести ее на русский язык. В связи с этим у Горбенко возникли вопросы: Нужно ли получить разрешение Никулина на перевод статьи? Будет ли переведенная статья производным произведением?

Петрухин опубликовал монографию на русском языке. С разрешения Петрухина Норбеков перевел произведение на татарский язык и опубликовал в журнале, издающемся в Казани на татарском языке.

Васильков перевел произведение на чувашский язык и опубликовал его в Чувашии, указав автора (Петрова) и свою фамилию как переводчика. Норбеков считает, что его авторское право на осуществленный перевод грубо нарушено. Он намерен обратиться в суд с исковым заявлением.

Имеет ли Норбеков авторские права? Должен ли был Васильков получить согласие на перевод у Норбекова? Может ли Норбеков запретить Василькову использовать оригинальное произведение?

Норбеков имеет авторские права только на перевод, а не на само произведение. Васильков имеет полное право переводить исходную работу Петрухина. Если же он переводит вариант Норбекова на татарском языке, то ему необходимо разрешение Норбекова. Запретить Василькову использовать оригинальное произведение может только Петрухин.

Пастух, пасший коз на поляне Марьиной рощи, наигрывал на губной гармошке сочиненную им мелодию. Приехавший в эти места охотник Сенин записал эту мелодию на пленку. Вернувшись в город, он дал послушать пленку композитору Барминову, который сделал нотную запись этой мелодии и обнародовал ее.

Кому принадлежит право авторства на эту мелодию?

Сенин доказывает, что именно он первым обнародовал эту мелодию, дав послушать ее композитору. Барминов заявил, что мелодия никому не принадлежит, если она не записана, и автором произведения является он, Барминов. Пастух остался неизвестным. Сенин обратился в юридическую консультацию за разъяснением ситуации.

Дайте консультацию по возникшему спору.

Право авторства принадлежит пастуху. Но так как пастух остался неизвестным, то права на мелодию остаются у человека, который первый ее обнародовал - охотнику Сенину.

Директор Дома культуры поручил композитору, работающему у него, написать песню на стихи местного поэта по случаю двадцатилетия со дня основания Дома культуры. Композитор выполнил заказ. Песня, подготовленная к юбилею, была исполнена самим композитором в помещении Дома культуры перед открытием торжественного собрания граждан района по случаю юбилейной даты.

Композитор и поэт обратились к директору Дома культуры с предложением заключить договор о выплате им вознаграждения за их песню. Директор отказался заключить такой договор, сославшись на то, что песня принадлежит Дому культуры и по усмотрению администрации может исполняться здесь бесплатно.

Правомерны ли действия директора Дома культуры?

Песня впервые прозвучала на собрании передовиков производства Суровикинского района по случаю завершения весеннего сева в хозяйствах района. Исполнителями песни были участники самодеятельности Дома культуры района, всего 17 человек. Директор Дома культуры объявил благодарность композитору Янковскому, поэту Гурьеву и всем участникам самодеятельности поименно.

Администрация Дома культуры отказалась выплачивать авторское вознаграждение, сославшись на то, что вход в Дом культуры на праздничное мероприятие был бесплатным. Разъясните участникам возникшего спора их права. Вправе ли Янковский и Гурьев требовать выплаты авторского вознаграждения за исполнение их произведения, если им уже объявлена благодарность за исполнение этого же произведения? Могут ли Янковский и Гурьев отдельно друг от друга требовать защиты своих прав, которые, по их мнению, нарушены?

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии. Иск будет отклонен. Янковский и Гурьев вправе требовать защиты прав отдельно друг от друга.

Дайте письменную консультацию Жупанову.

Известная эстрадная певица во время гастролей в одном из городов Поволжья обнаружила кафе, в названии которого было использовано ее собственное имя. Не зная, как на это следует реагировать, певица обратилась в юридическую консультацию со следующими вопросами:

1. Могут ли третьи лица использовать ее имя без ее согласия?

2. Что составляет содержание ее права на имя и как она может защитить это право?

Дайте ответы на эти вопросы.

Без согласия этого лица нельзя использовать фамилию, имя, псевдоним или произведенное от них обозначение, а так же портрет и факсимиле известных людей. В соответствии со статьей 1255 Гражданского кодекса, к авторским правам относятся право автора на имя. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Способы защиты - это предусмотренные законодательством правовые средства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и компенсация потерь, вызванных нарушением права. Способы защиты авторских прав в России, в зависимости от того, к области каких правовых отношений они относятся, могут быть разделены по типам на: гражданско-правовые, уголовно-правовые и административно-правовые. Наибольшую эффективность и практическую значимость имеют гражданско-правовые способы защиты, реализуемые обычно в рамках юрисдикционной формы защиты. В гражданском законодательстве РФ можно выделить два уровня регулирования способов защиты гражданских прав.

Первый уровень состоит в определении таких способов защиты, которые носят универсальный характер и могут быть применены для защиты любого субъективного гражданского права. Данные способы защиты установлены в ст.12 ГК РФ.

Писатель Никулин обратился в коллегию адвокатов с вопросом: нарушены ли его авторские права, и какие способы их защиты можно использовать в данной ситуации?

Какой следует дать ответ на поставленный вопрос?

Право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Права Никулина были грубо нарушены. Более того, Иванов своими действиями порочил честь и достоинство Никулина. Никулин должен обратиться в суд с иском о защите своих прав.

Гражданин Сучков, проходя по одному из универмагов, увидел, что в нем продаются футболки с его изображением. Изображение точно соответствовало фотографии, которую он недавно сделал в одном из фотоателье города. В фотоателье, куда он обратился за объяснением, ему ответили, что авторское право на фотографическое произведение принадлежит фотографу, и он вправе использовать его по своему усмотрению. Гражданин Сучков обратился в юридическую консультацию с вопросом, нарушены ли его права и возможна ли их судебная защита?

Какой ответ должен быть дан гражданину Сучкову?

Права Сучкова были нарушены. Суд должен защитить нарушенные права.

Один из видных российских ученых находился в длительной переписке со своим школьным другом, проживающим в Челябинске. После смерти ученого друг, желая увековечить его память, решил издать их переписку, заключив с челябинским издательством договор. Когда письма были опубликованы, дети ученого обратились к другу отца с требованием изъять все письма отца из книги.

Однако друг отца отказался выполнить данное требование, считая, что это его личное дело.

Подлежат ли требования детей удовлетворению? К кому может быть предъявлен иск?

Какие средства защиты нарушенного права может избрать суд?

Права родственников были нарушены, они могут предъявить иск в суд. Также издательство не имеет права издавать переписку без разрешения родственников. Суд может изъять опубликованные книги.

Художник Р. написал портрет В.М. Вишневской. После смерти художника его наследники решили издать альбом его произведений, среди которых был и портрет В.М. Вишневской, которой уже свыше 25 лет не было в живых. Дети В.М. Вишневской, узнав об этом, обратились в издательство с требованием исключить из альбома портрет их матери. Издательство отказало им, пояснив, что поскольку после смерти В.М. Вишневской прошло много лет, согласия детей на публикацию портрета их матери не требуется.

Должно ли издательство получить согласие детей В.М. Вишневской?

После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату.

Издательство должно получить разрешение родственников.

Подобные документы

Понятие интеллектуальной собственности, объекты авторского права. Произведения, не охраняемые авторским правом, объекты смежных прав. Критерии объектов интеллектуальной собственности. Правовое регулирование в области интеллектуальной собственности.

контрольная работа [20,6 K], добавлен 25.01.2010

Понятие интеллектуальной собственности. Закрепление законом временных исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Виды интеллектуальной собственности, ее идейные обоснования и международная защита.

контрольная работа [27,4 K], добавлен 14.05.2009

Возникновение интеллектуальной собственности. Авторские, смежные и патентные права. Средства индивидуализации. Роль интеллектуальной собственности в мировой экономике. Общая тенденция патентования в мире. Российский рынок интеллектуальной собственности.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 04.12.2015

реферат [23,7 K], добавлен 18.09.2015

Интеллектуальная собственность. Понятие международного права интеллектуальной собственности. Виды интеллектуальной собственности. Международное патентное право. Международное авторское право. Средства индивидуализации юридического лица.

реферат [26,1 K], добавлен 14.02.2007

Понятие, содержание интеллектуальной собственности, характеристика ее объектов. Виды ноу-хау, их правовая защита, суть патентирования изобретений. Особенности процесса эксплуатации интеллектуальной собственности, правовое построение и принципы ее охраны.

реферат [22,3 K], добавлен 16.09.2010

Основные тенденции и перспективы развития системы защиты интеллектуальной собственности в России в связи с присоединением к ВТО. Пути совершенствования механизма защиты авторского права в России. Классификация видов интеллектуальной собственности.

Творческая деятельность и авторское право шагают нога в ногу с момента возникновения этой творческой деятельности. Но, как правило, многие авторы далеки от понимания авторского права настолько, что зачастую даже не читают договора с издательством.

Итак, начать бы хотелось с самых основ, потому первый пункт напишу злобным капсом.

  1. ВСЕГДА ЧИТАЙТЕ ДОГОВОР С ИЗДАТЕЛЬСТВОМ

А лучше несколько раз. Настолько вдумчиво, насколько это возможно. Еще лучше – устраивать семейные чтения, разбор по каждому предложению. Да, договор типовой и ради вас (если вы не топ-автор) никто его полностью менять не будет, но внести изменения в некоторые пункты – вполне реально.

На что важно обратить внимание?

  1. КАК ДОКАЗАТЬ СВОЕ ПРАВО НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

Вообще, самым главным доказательством является само произведение, как бы странно это не звучало – это де-юре.

Де-факто есть несколько способов:

Довольно сложный процесс. Задействуется специальная программа, которая изучает текст по определенным критериям (стилистика, пунктуация и тд). Чем-то похоже на почерковедение, однако происходит анализ текста целиком).

Тут тоже есть много подводных камней. Сама дел ни с какими ассоциациями и союзами не имела, но от многих издающихся (много и плотно) авторов слышала исключительно негативные отзывы. При сотрудничестве возникает очень много подводных камней, при изучении которых выясняется, что вы им многое должны J

Единственный обход, который я вижу – нотариальное заверение копии. Однако редкий нотариус на это пойдет, более того, отказавший будет прав. Поскольку заверение страниц в интернете проходит при подготовке к судебному разбирательству. Если говорить проще: если вы в 2010 году это сделали, а документ понадобился в 2017, то грамотный юрист противоборствующей стороны оспорит вашу бумагу. Потому документ нужен именно свежий.

отправка самому себе на электронную почту. Дата и текст сохраняется, соотвественно можно подтвердить при возникновннии спорных вопросов (и не зависит от воли админов сайта, т.к. общение с адм.почт. в этом вопросе проще)

  1. Авторский договор не может быть безвозмездным по законодательству. Обязательно условие выплаты денег за произведение.

Если в вашем договоре указано право на переработку, то издательство имеет право менять ваше произведение по своему разумению. Лучше исключить в договоре этот пункт. Важно понимать, что редактура НЕ является правом на переработку. Так как редактура в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке согласовывается с автором.

Издательство может выпустить произведение под вашим авторством, которое вы не узнаете. Если издательство без спросу изменило произведение – от 10 тысяч до 5 миллионов получение компенсации за нарушение авторского права (данная норма распространяется на обе стороны. Тот, кто нарушил – выплачивает штраф. Это может быть и автор, и издательство, и художник. Но об этом позже).

  1. ЕСЛИ ВДРУГ издательство не оставляет вам выбора при изменении любых пунктов договора, то есть хитрая лазейка.

Во-первых, вы должны получить любое письменное подтверждение этому (почта, мейл, мессенджеры от представителя издательства). В таком случае это будет уже не авторский договор, а договор присоединения (следовательно, и решение вопросов будет непосредственно по этому договору. Если вы в суде подтверждаете/доказываете факт того, что у вас не было возможности внести изменения или как-то отредактировать договор, то тут налицо условия, ухудшающие права одной стороны для выгоды другой (волеизъявление другой стороны). В таком случае условия применяются по общей норме закона, а закон всегда на стороне автора.

Во-вторых, в ваших силах найти таких же авторов, с типовым договором – что лишний раз укрепит ваше доказывание.

Часты случаи, что договор заключается, но книга никак не попадает на печатный станок. Серию закрыли, большая очередь или внезапный ребрендинг (вариантов до пупа).

Однако учитывайте, что лицензиат обязан начать использовать произведение не позднее сроков, указанных в договоре. Если сроки не указаны, то счисляется по обычаю делового оборота (примерно полгода). При этом в случае расторжения договора, автор вправе требовать выплаты в полном размере. То есть берется тираж, указанный в договоре, берется процент, калькулятор – и вперед. Аванс не возвращается, поскольку при заключении договора стороны рассчитывали получить определенную выгоду. Остальное – в рамках договора.

Издательства ставят максимальные тиражи большими (на всякий случай, от большой жадности). На этом может выиграть автор, выше объясняла.

  1. Права на электронку, аудио, переводы, сценарии – очень внимательно смотреть. Внимательно смотрите, на что именно отдаете права: бумажное издание, электронку, аудио, переводы, сценарии. Издательство обрастает правами, но никак это не реализует, когда вы теряете возможность продвигать продукт (подробнее в след пункте).
  1. ЧИТАЙТЕ, КАКИЕ ИМЕННО ПРАВА ВЫ ПЕРЕДАЕТЕ

Бывает договор управления – часто с Союзом писателей. Очень спорная штука. Но поскольку я – ярый противник всех этих официальных союзов, писать про них не буду. Если будут вопросы, отвечу в комментах. В стандартном авторском договоре же речь ведется о передаче:

В данном случае вы передаете свои права на произведение раз и навсегда, бессрочно. У вас остается только право на имя и право на авторство. Четкая градация в рамках закона: у любого автора есть личные неимущественные права и личные имущественные. И передаче любых неимущественных прав – невозможна. Вы, в свою очередь, имеете право на игру псевдонимами, можете попросить не указывать вас автором.

Как итог: вы теряете право собственности (на использование, на извлечение выгоды).

Исключительная лицензия = неисключительное право (в старом законе)

Передаете право попользоваться на время и за деньги. Имеет право пользоваться только тот, кому были переданы права. На определённый срок. При неисключительной лицензии – вы можете отдавать права нескольким лицам. Традиция издательства – 5 лет. Но сроки вариативны, вы можете их менять. Как только вы даете исключительную лицензию, то смотрите, каким способом вы предоставляете право на использование произведения. И все, что вы не передали в этом договоре, вы можете юзать сами.

Однако, при передаче прав и аудио, и на электронную продажу возможность реализации несколько выше. ОДНАКО – плата уходит издательству, а они уже перераспределяют между авторами. Однако, процент по договору очень низкий.

Срок обязателен.

  1. Авторы, регистрирующие себя как ИП. Помните – у ИП не может быть авторских прав (исключение – в качестве вклада в предпринимательскую деятельность передал свои права автор). Тогда споры в арбитраж. Но смысла делать ИП я так и не поняла. Однако некоторые топ-авторы именно таким методом действуют.
  1. Небольшой реальный кейс из жизни издата: прошло три года после стечения сроков прав издательства на использование перевода произведения, после чего произведение было опубликовано. И это не проблема автора, что издательство опоздало. Вполне реальны компенсации – от 10 тысяч до 5 млн. Либо досудебный порядок и другие суммы. При всей защищенности автора законодательством, я бы все же не рекомендовала судиться. Лучше стараться всегда подобные вопросы решать досудебно.

Есть несколько способов регулирования отношений с художником.

Издательство – художник. Автор – художник. Издательство – штатный художник.

Выкладывание обложки на сайте без разрешения художника – от 10 тыщ до 5 миллионов (да-да, эта норма действует во все стороны). Потом важно либо подтверждения издательства (какие права у издательства на обложку: художник штатный – исключительные права как на служебную собственность. Там есть свои фишечки, но в издательском деле именно с этим вопросом несколько проще). Либо подтверждение художника. Если издательство обмануло по поводу своих прав, то отвечать перед художником будете вы. Также не забывайте о сроках – при исключительной лицензии вы имеете право публиковать на определенный срок! Если обложка засветилась после и художника или издательство это не устроило – опять же, сами виноваты.

  1. С картинками из сети интернет все еще веселее. Но это достойно отдельной статьи.
  1. Случайно ошиблись с написанием псевдонима или названия. Опять же регулируется штрафом.
  1. Счисляется штраф по разумению суда. Чуть ли не монетку кидают. Можно за каждое нарушение потребовать штарф (по 5 миллиона), а там уже как Суд решит. Если сразу за все – то штраф един.
  1. Точная сумму штрафа исчисляется по разумению суда (да, чуть ли не монетку кидают и на глаз определяют). За каждое нарушение ваших прав можно потребовать отдельный штраф (а не за все вместе), а суд потом распределит сколько и за что именно.

Персонаж – неотделимая часть произведение (использование чужого персонажа – почти то же самое, что и использование чужого произведения. Кстати, фанфик – является правом на переработку (точнее бесправием ;)) Создание нового произведения на базе старого произведение позволительно только с разрешением автора, но при этом будет являться отдельным произведением.

Если ваше произведение имеет оригинальное название с использованием придуманного вами слова, то это исключительно ваше название.

  1. Использование образов реальных людей для прототипов персонажа тоже противозаконно, НО только если человек СМОЖЕТ доказать, что эта история произошла именно с ним и автор об этом знал. Доказать очень тяжело.
  1. Закон позволяет не заключать письменные договора с периодическим изданием.

Очень старалась донести все доступным языком. Возможно, при вашем участии, статья будет дополняться.

З.Ы. Информацию сводила, изучала не час, не два и даже не три. Потому, при копировании, указывайте, пожалуйста, автора или ссылку на первоисточник.

Каждый день в мире создаются тысячи вещей, которые юристы называют интеллектуальной собственностью. А у любой собственности есть владелец.

Что такое авторские права

Авторское право — это право интеллектуальной собственности. Его регулирует целый раздел в Гражданском кодексе.

В самом понятии различают три определения: автор, субъект и объект права. Автор — это всегда физическое лицо, которое создало произведение. К субъектам авторского права относятся:

  • предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения;
  • работодатели;
  • заказчики;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права.
  • литературные произведения;
  • программы для ЭВМ;
  • драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения;
  • хореографические постановки и пантомимы;
  • музыка и песни;
  • аудиовизуальные работы: фильмы, диафильмы;
  • произведения изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, дизайнерские работы, графические рассказы, комиксы и т. д.;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографии и их аналоги;
  • географические, геологические и иные карты, планы, эскизы и пластические работы, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • операционные системы на любом языке и в любой форме;
  • производные произведения: переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки;
  • сборники: энциклопедии, антологии, базы данных и другие составные произведения.

Нарушение авторских прав

Иван рассказал своему другу Степану, что он хочет открыть кафе. В деталях описал интерьер и меню. Спустя три месяца Степан открывает кафе. Оно приносит большой доход. Иван возмущен и хочет потребовать компенсацию за кражу идеи. Нарушил ли Степан авторские права?

К сожалению, закон не защищает идею. Ее очень сложно обосновать юридически. Авторские права распространяются на эскизы и наброски, а на идеи и концепции — нет. Поэтому и возникает путаница. Поэтому, если вам в голову пришла интересная идея, то поспешите ее реализовать.

Анна хочет делает авторские украшения и хочет продавать их через интернет. Она просит своего друга Артема сделать сайт для магазина. Когда Артем скинул ей ссылку, то Анне он показался знакомым. Присмотрелась — он напоминал ей сайт другого известного магазина. Анна просит переделать сайт, потому что боится исков от бренда-прообраза. Нарушил ли ее друг Артем авторские права?

Нет, не нарушил. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое. Артем зашел на сайт известного бренда одежды и решил перенести несколько элементов в свою работу. Если бы он попиксельно скопировал стиль всего сайта — это было бы нарушение. Анне беспокоиться не стоит. Кстати, ее украшения тоже охраняет авторское право!

Дизайнер Олег разработал сайт для старого знакомого. Понадеявшись на хорошие отношения, он не заключил с ним договор. После сдачи, Олег опубликовал работу в своем портфолио. Клиент потребовал удалить работу и угрожал засудить дизайнера за нарушение авторских прав. Ведь он их передал! Должен ли Олег пойти навстречу клиенту?

Нет, не должен. Олег является единственным автором сайта. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких‑либо иных формальностей. Олег и любой другой дизайнер может опубликовать свои работы в портфолио без разрешения клиента, если не нарушает его коммерческую тайну. Для этого нужно подписывать специальный договор.

Эксперт Катя написала серию статей для сайта компании. Она подписала договор, где был пункт о передаче неимущественных прав на эти статьи компании-заказчику. В итоге статьи выходят с сотней непонятных вставок. Так как статьи подписаны, они наносят вред репутации Кати как эксперта. Она просит отозвать статьи, но компания отказывается — она же отказалась от прав. Что делать?

Права Катя. К сожалению, такие ситуации встречаются часто. Здесь нужно понимать, что относится к неимущественным и имущественным правам.

Статья 1255 ГК РФ закрепляет, что автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

  • право авторства;
  • право на имя;
  • право на обнародование, включая право на отзыв;
  • право на неприкосновенность произведения.

Имущественные права автора закреплены в статье 1270 ГК РФ:

  • право на воспроизведение;
  • право на распространение;
  • право на импорт;
  • право на публичный показ;
  • право на публичное исполнении;
  • право на переработку;
  • право на перевод и обработку.

Лена выступает на конференции о дизайне и рекламе. В презентации она использует логотипы разных компаний. Каждый из них подписан: есть автор и источник. Не нарушила ли Лена авторские права владельцев логотипов?

Нет, не нарушила. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования. Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Но если указать автора и при этом использовать свою работу в коммерческих целях, цитатой это не назовешь.

Да. Компания нарушила исключительные права Александра. Исключительное право на любое произведение – единое и неделимое. Первоначально исключительное право возникает у автора, оно принадлежит ему в течение всей жизни. Потом еще 70 лет оно принадлежит его наследникам. Потом оно отчуждается — его продают или дарят другому человеку или организации по договору.

Топ-10 споров об авторстве на произведения искусства

По закону права на произведения принадлежат авторам, однако на практике всё не так просто. Петербургский живописец заплатил музею компенсацию за создание копии своей картины. Шотландский художник только через суд смог отказаться от полотна, авторство которого ему приписывали. А фотограф живой природы несколько лет доказывал, что он имеет права на снимок, а не обезьяна.

Признать авторство против воли автора

Роберт Флетчер владел картиной, написанной 40 лет назад и подписанной именем шотландского художника Питера Дойга. Флетчер утверждал, что знаком с Дойгом ещё по университету и в 1976 году купил у него полотно за $100. В то время художник отбывал наказание за употребление и распространение наркотиков в исправительном центре Тандер-Бей, где работал Флетчер. По словам хозяина картины, он видел, как Дойг рисовал на холсте пейзаж, влюбился в него и решил приобрести.

Несколько лет спустя Флетчер захотел продать картину за $10 млн (примерно 662 млн руб.*) и обратился к художнику за подтверждением подлинности, но тот отказался от авторства на указанное полотно. Тогда Флетчер в сотрудничестве с владельцем художественной галереи в Чикаго Питером Бартлоу провели исследование, которое показало сходство между спорной картиной и другими творениями Дойга, и обратились в суд.

Дойг заявил, что не учился в университете и не сидел в тюрьме, ссылаясь в качестве доказательств на университетские архивные записи, письма матери о местонахождении и свидетельства школьных друзей. Кроме того, в ходе слушаний он рассказал, что начал писать на холсте только в конце 1979 года.

Федеральный суд Чикаго постановил, что картина не принадлежит кисти Питера Дойга. Истцы продолжают утверждать, что Дойг все отрицает из-за чувства неловкости за употребление наркотиков и тюремное заключение. Тем не менее, поскольку авторство подтвердить не удалось, продать картину Флетчер не смог.

Суд защитил картину Ивана Шишкина

По словам истца, уже после сделки они провели экспертизу, которая и поставила под сомнение подлинность полотен. Беккерман считал, что обвинения направлены на дискредитацию ABA Gallery.

Разбирательства в суде длились более года. В итоге суд Нью-Йорка встал на сторону галереи и признал картину подлинной, не обнаружив ни мошенничества, ни завышения цен.

Узнав об этом, Туэйтс подал на Sotheby’s в суд. Он обвинил аукционный дом в том, что тот проглядел шедевр. Продавец потратил на судебные издержки не менее £6 млн (около 512 млн руб.*), поэтому спор называют одним из самых дорогих процессов о старых мастерах. Тем не менее Высокий суд Лондона вынес решение в пользу Sotheby’s: судья Вивьен Джудит Роуз изучила противоречащие друг другу технологические исследования и пришла к выводу, что картина является копией с Караваджо.

Фото, которое сделала обезьянка

Титулованный фотограф живой природы Дэвид Слейтер в 2011 году на севере Индонезии фотографировал редких животных и набрел на стаю хохлатых макак. После того как обезьяны привыкли к человеку, они начали интересоваться вещами, в том числе фотоаппаратом. Слейтера это развеселило, и он дал животным камеру. Те охотно нажимали на кнопку, улыбаясь отражению в линзе. Среди сотен фотографий, которые были не в фокусе, оказался автопортрет обезьяны, который впоследствии стал всемирно известным: его использовали 50 млн раз. Только за первый год Слейтер заработал на удачном снимке £2000 (170 693 руб.*).

Сначала судья решил, что авторское право на фотографию нельзя приписать ни человеку, ни обезьяне. Разбирательство дошло до апелляционной инстанции, в которой стороны договорились: Слейтер получает авторские права на снимок и обязуется отдавать четверть заработка на защиту животных. Так суд встал на сторону человека в этом необычном деле.

Vanilla Ice vs Queen и Дэвид Боуи

В 1984 году у группы Queen и Дэвида Боуи вышла совместная песня Under Pressure. Как сообщил барабанщик Queen Роджер Тейлор, песню написал солист Queen Фредди Меркьюри, а Боуи предложил усовершенствования в музыкальном плане, придумав знаменитый басовый проигрыш. В 1990 году американский рэпер Vanilla Ice выпустил хит Ice Ice Baby. По мнению музыкантов Queen и Дэвида Боуи, партия баса Ice Ice Baby целиком копирует таковую из песни Under Pressure.

Вначале музыканты решили уладить проблемы в досудебном порядке, но рэпер отрицал обвинения в копировании, ссылаясь на то, что добавил в ритмическую линию одну новую ноту. Однако спустя время он все же признал заимствование и отдал часть заработанных денег авторам.

Право художника на реплику картины

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в иске отказал: он пришел к выводу, что художник создал новое произведение искусства. Однако вышестоящий суд с этим не согласился и взыскал с Шорина 50 000 руб. компенсации в пользу музея. Суд установил, что картина 2016 года является производным произведением, поскольку концепция, композиция и сюжет совпадают, несмотря на различия в деталях (№ А56-28606/2017).

Суд не признал авторство за Кустодиевым

Через год эксперт по русскому искусству и сотрудник Третьяковки Владимир Петров дал отрицательную экспертизу на работу, и у фонда появились сомнения в подлинности картины. Aurora Fine Arts Investment попытался расторгнуть сделку и вернуть деньги, однако в Christie’s ответили отказом. Однако когда в 2009 году картина появилась в Каталоге подделок произведений живописи под эгидой Росохранкультуры, да еще и под первым номером, фонд снова выдвинул претензию. Кроме того, вывод о фальшивке сделали эксперты Научно-реставрационного центра имени Грабаря, Русского музея и Третьяковской галереи. Поэтому в 2010 году фонд Вексельберга подал на Christie’s в суд.

Гарри Поттер vs колдун Вилли


Песня Happy birthday to you!: авторская или народная?

Песня Happy birthday to you! была написана в 1893 году школьными учителями из Кентукки Пэтти и Милдред Хилл. В том же году права на нее выкупил Клейтон Самми, а в 1998 году – компания Warner/Chappell Music. По некоторым подсчетам, она собирала в виде роялти за песню $5000 в день. И это неудивительно: по мнению Книги рекордов Гиннесса, композиция является самой известной в мире песней на английском языке.

В сентябре 2015 года суд Лос-Анджелеса постановил, что компании Warner/Chappell Music принадлежат авторские права на фортепианную аранжировку, но не на текст песни и не на мелодию. В июне 2016 года суд окончательно утвердил соглашение об урегулировании этого спора. Песня юридически стала достоянием общественности, а Warner/Chappell Music обязалась выплатить $14 млн (около 927 млн руб.*) компенсации тем, с кого компания раньше взимала сборы за воспроизведение композиции.

* – конвертация произведена по курсу Центрального банка на 10 декабря 2018 года: 66,2416 руб. за $1; 84,2924 руб. за £1; 75,7075 руб. за €1.

Читайте также: