Кто расследует преступления несовершеннолетних тест

Обновлено: 30.06.2024

Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних (магистр)

Верны ли высказывания?

А) Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц

В) Беспризорный - это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания

Верны ли высказывания?

А) Значимой в криминологическом плане является такая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, какрецидив совершаемых преступлений

В) За нарушения установленного порядка содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел к несовершеннолетним могут применяться следующие меры взыскания: выговор, строгий выговор, исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения указанного учреждения

Верны ли высказывания?

А) Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста 18 лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В) Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста 16 лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Верны ли высказывания?

А) К неспециализированным субъектам специального предупреждения можно отнести различные общественные формирования, политические партии и движения, религиозные и иные организации, а также традиционные структуры - уличные, домовые комитеты, родительские и попечительские советы и т.п.

В) Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации.

Верны ли высказывания?

А) Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,- лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия

В) Антиобщественные действия - это действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц

Верны ли высказывания?

А) Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних- система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

В) Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних

Верны ли высказывания?

А) Семья, находящаяся в социально опасном положении,- семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними

В) Индивидуальная профилактическая работа- деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий

Верны ли высказывания?

А) Социально-демографическая характеристикаличности несовершеннолетнего преступника характеризуется рядом специфических признаков (пол, возраст, образование, социальное положение, профессия, род занятий и т.д.).

В) Изучение возрастных особенностейличности несовершеннолетних преступников позволяет сделать вывод о том, что среди них доминируют лица старшего возраста (16-17 лет)

Верны ли высказывания?

А) Среди субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних особое место занимают воспитательные колонии

В) Несовершеннолетний – это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет

Верны ли высказывания?

А) Уголовно-правовая характеристика личности является показателем, по которому можно судить о ее общественной опасности, объективизирующейся в совершенном деянии и находящей отражение в признаках состава преступления

В) Мотивация преступного поведения несовершеннолетних отличается от мотивации правомерного поведения не по форме, а по содержанию механизма, характеризуется наличием у личности правонарушителя нравственно-правовой деформации

Верны ли высказывания?

А) Ценность – это социокультурный феномен, воплощающий в себе обобщенное представление людей о целях и нормах своего поведения, это ориентир, с которым соотносится деятельность каждого отдельного человека и общества в целом.

В) Одним из показателей ценностных ориентаций несовершеннолетних преступников выступаетих отношение к праву как социальной ценности.

Верны ли утверждения?

А) В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел

В) Регламентированный уголовно-процессуальным законом устный диалог между должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, и несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым в целях получения сведений, имеющих доказательственное значение – это опрос

___ - система государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации причин и условий преступности, отдельных видов и конкретных преступлений

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Как называется виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания?

  • Преступление
  • Правонарушение
  • Проступок
Вопрос 2

В каком случае человек не подлежит уголовной ответственности?

  • Если его действия были осознаны и он был способен регулировать своё поведение
  • Если он действовал против своей воли, под влиянием физического принуждения или непреодолимой силы
Вопрос 3

На сколько категорий подразделяют преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности?

Вопрос 4

К какой категории преступлений относят умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание , предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы?

  • К преступлениям небольшой тяжести
  • К преступлениям средней тяжести
  • К преступлениям лёгкой тяжести
Вопрос 5

К какой категории преступлений относят умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы, но не превышает пяти лет лишения свободы

  • К преступлениям средней тяжести
  • К тяжким преступлениям
  • К преступлениям небольшой тяжести
Вопрос 6

Какие преступления считаются тяжкими?

  • За совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы
  • За совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения на срок свыше десяти лет
Вопрос 7

Какие преступления относят к особо тяжким?

  • Убийство
  • Похищение человека
  • Терроризм
  • Захват заложника
  • Организация незаконного вооружённого формирования
  • Изнасилование
  • Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
Вопрос 8

Укажите преступления небольшой тяжести.

  • Оставление в опасности
  • Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности
  • Доведение до самоубийства
  • Грабёж
  • Разбой
Вопрос 9

Какие деяния относят к преступлениям средней тяжести?

  • Доведение до самоубийства
  • Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью
  • Оставление в опасности
  • Насильственные действия сексуального характера
Вопрос 10

К какой группе преступлений относят умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, насильственные действия сексуального характера?

  • К тяжким преступлениям
  • К особо тяжким преступлениям
  • К преступлениям средней тяжести
Вопрос 11

Какие лица признаются несовершеннолетними?

  • Которым исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет
  • Которым исполнилось 16, но не исполнилось 18 лет
  • Которым исполнилось 14, но не исполнилось 16 лет
Вопрос 12

Могут ли быть привлечены к уголовной ответственности подростки, достигшие возраста 14 лет?

Вопрос 13

За какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет?

  • За преступления средней тяжести
  • За тяжкие преступления
  • За особо тяжкие преступления
  • За преступления небольшой тяжести
Вопрос 14

Расположите в порядке возрастания строгости виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним.

  • Штраф
  • Лишение права заниматься определённой деятельностью
  • Обязательные работы
  • Исправительные работы
  • Арест
  • Лишение свободы на определённый срок
Вопрос 15

Расположите в порядке уменьшения строгости принудительные меры воспитательного воздействия, которые могут быть назначены несовершеннолетнему.

  • Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего
  • Возложение обязанности загладить причинённый вред
  • Передача под надзор родителей, либо специализированного государственного органа
  • Предупреждение
Вопрос 16

На какой срок несовершеннолетнему назначаются обязательные работы?

  • от 40 до 160 часов
  • от 40 до 120 часов
  • от 40 до 180 часов
Вопрос 17

В какое время несовершеннолетними исполняются обязательные работы?

  • В свободное от учёбы время
  • В учебное время
  • В любое удобное для несовершеннолетнего время
Вопрос 18

Какова продолжительность исполнения обязательных работ для несовершеннолетних в возрасте до 15 лет?

  • 2 часа в день
  • 3 часа в день
  • 1 час в день
Вопрос 19

Какова продолжительность исполнения обязательных работ для несовершеннолетних в возрасте от 15 до 16 лет?

  • 3 часа в день
  • 2 часа в день
  • 4 часа в день
Вопрос 20

На какой срок несовершеннолетним осужденным назначают исправительные работы?

  • На срок до 1 года
  • На срок до 6 месяцев
  • На срок до полутора лет
Вопрос 21

При достижении какого возраста несовершеннолетним осужденным может быть назначен арест?

Вопрос 22

На какой срок могут назначить арест несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста?

  • от 1 до 4 месяцев
  • от 1 до 6 месяцев
  • от 4 до 6 месяцев
Вопрос 23

Какой срок лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до 16 лет?

  • до 6 лет
  • до 10 лет
  • до 5 лет
Вопрос 24

На какой срок назначается лишение свободы несовершеннолетним в возрасте до 16 лет за совершение особо тяжких преступлений?

  • до 10 лет
  • до 6 лет
  • до 5 лет
Вопрос 25

Может ли быть назначено наказание в виде лишения свободы несовершеннолетнему в возрасте до 16 лет совершившему преступление небольшой или средней тяжести впервые?

Вопрос 26

Несовершеннолетний совершил преступление небольшой тяжести впервые. Могут ли ему назначить наказание в виде лишения свободы?

Вопрос 27

На сколько сокращается нижний предел наказания для несовершеннолетнего, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление?

  • Наполовину
  • На три года
  • На один год
Вопрос 28

Что назначает суд при назначении условного наказания?

  • Испытательный срок
  • Исправительный срок
  • Обязательные работы
Вопрос 29

Каким должен быть испытательный срок при назначении условного наказания за преступление, предусматривающее лишение свободы на срок до 1 года?

  • Не менее 6 месяцев и не более 3 лет
  • Не менее 6 месяцев и не более 5 лет
  • Не менее трёх, но не более 5 лет
Вопрос 30

Каким должен быть испытательный срок при назначении условного наказания за преступление, предусматривающее наказание в виде лишения свободы на срок свыше 1 года?

Голубев Н.А., заведующий кафедрой уголовного права Нижегородского филиала ФГКОУ ДПО "Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации", кандидат юридических наук, доцент.

Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет определенные особенности, установленные уголовно-процессуальным законодательством и связанные с особой защитой государством несовершеннолетних, в том числе совершивших преступление. Это связано с категорией лиц, совершивших преступления, т.е. подозреваемыми и обвиняемыми по таким уголовным делам являются несовершеннолетние, которые в силу своего возраста и психического развития не в полной мере могут осознавать происходящее и защищать свои права, исполнять обязанности.

Остановимся на особенностях производства следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых). Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних закреплены в главе 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [1]. В статье 420 данной главы сказано, что "производство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном частями второй и третьей настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой".

Подход к расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними, должен быть следующий: следователи обязаны в разумные сроки [2] качественно расследовать уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, имея в виду, что их правовая защита предполагает необходимость выявления обстоятельств, связанных с условиями жизни и воспитания каждого несовершеннолетнего, состоянием его здоровья, другими фактическими данными, а также с причинами совершения уголовно наказуемых деяний, для предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних и повышения воспитательного воздействия уголовного процесса.

Важное значение при производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего имеет подготовка к следственному действию.

Выяснив необходимость производства следственного действия с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), с учетом личностных особенностей несовершеннолетнего решается вопрос о месте производства с ним следственных действий. По общему правилу следователь проводит допросы и другие следственные действия в месте предварительного расследования. Следователь должен вызвать его в подразделение Следственного комитета Российской Федерации, как правило, через родителей или других законных представителей. Иной порядок допустим лишь тогда, когда это вызывается обстоятельствами расследуемого уголовного дела (необходимость безотлагательного производства следственного действия, воспрепятствование явке несовершеннолетнего к следователю со стороны родителей и т.д.). Если следователь располагает данными о неустойчивой психике несовершеннолетнего, его застенчивости, робости, то можно принять решение о производстве допроса в привычной для подростка обстановке, например по месту его учебы или жительства. Это облегчит установление с ним психологического контакта и получение полных, развернутых показаний об обстоятельствах содеянного. Однако туда же необходимо будет пригласить защитника, педагога и психолога (ст. 425 УПК РФ), а это вызовет дополнительные проблемы.

Существенное значение для расследования может иметь и вопрос о времени проведения следственного действия. Так, при отсутствии острой необходимости не следует вызывать несовершеннолетнего к следователю в часы занятий, а при его нахождении под стражей - во время, отведенное для обеда, прогулки.

При производстве следственных действий с несколькими несовершеннолетними время их вызова должно быть выбрано так, чтобы они не томились длительным ожиданием возле кабинета следователя, ибо это может негативно отразиться на их показаниях. Кроме того, следственное действие с участием несовершеннолетнего лучше спланировать так, чтобы его продолжительность была не более 45 минут, поскольку затем подросток устает, его внимание рассеивается, а потому получить от него полные и развернутые показания будет трудно. Есть и другие мнения по этому вопросу. Например, как отмечают Н.И. Порубов, У.А. Усманов, продолжительность допроса несовершеннолетнего не должна превышать одного часа, при этом в случае необходимости следует сделать перерыв [3]. Законодательно закреплена (ст. 425 УПК РФ) продолжительность допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) без перерыва - не более двух часов, а в общей сложности - не более четырех часов в день.

Основная проблема, с которой сталкивается следователь в настоящее время, - это проблема организационного характера, поскольку законом установлено, что при допросе, предъявлении обвинения и иных следственных действиях с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), в обязательном порядке должен присутствовать его защитник, законный представитель, а также в случае, когда подозреваемый, обвиняемый не достиг возраста шестнадцати лет либо достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством либо отстает в психическом развитии, при проведении следственных действий присутствует педагог или психолог. В данном случае следователь сталкивается с тем, что ему необходимо собрать для производства следственного действия всех вышеперечисленных лиц.

В основном среди несовершеннолетних преступления совершают дети из неблагополучных семей, и у таких родителей отношение к своим детям практически безразличное, такие родители и сами нередко имеют судимость и выражают явное нежелание общаться с органами предварительного следствия.

На практике таких родителей не следует признавать законными представителями несовершеннолетнего подозреваемого либо необходимо учитывать требования ст. 426 УПК РФ, где сказано, что законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. В этом случае следователю разумнее привлечь в качестве законного представителя органы опеки и попечительства.

Важное значение при подготовке к проведению следственных действий с несовершеннолетними имеет выяснение личности несовершеннолетнего, его родителей и круга его общения. С этой целью необходимо допросить классного руководителя несовершеннолетнего, других учителей, соседей по месту жительства, также необходимо приобщить к материалам уголовного дела информацию из подразделения по делам несовершеннолетних отдела полиции о том, состоит ли данный несовершеннолетний на учете, если состоит - как характеризуется.

Будет полезным также истребовать и изучить медицинскую карту несовершеннолетнего, поскольку в ней содержатся данные о психическом развитии несовершеннолетнего, его особенностях и проблемах в развитии.

Допрос как один из самых сложных коммуникативных процессов следственной деятельности предполагает взаимообмен действиями, информацией и состояниями включенных в него субъектов, поэтому для достижения следователем своих профессионально важных целей профессиональное общение требует тщательной подготовки и методической оснащенности. При этом следователь изначально наделен функцией управления общением в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства (ст. 173, 174, 187 - 191, 223.1, 425 УПК РФ), предписывающими процессуальный порядок речевого взаимодействия сторон. Нарушение процессуальных норм, которыми регламентирован допрос как отдельное следственное действие, в соответствии с ч. 3 ст. 7 УПК РФ, "влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств". Обязательное соблюдение процессуальных процедур ведения данного следственного действия включает в себя и его протоколирование, отражающее не только содержание коммуникативного процесса, но и весь его ход (ст. 190 УПК РФ), предъявляя тем самым особые требования к самому процессу общения.

Таким образом, профессиональное общение следователя, помимо процессуальных, должно включать в себя и непроцессуальные формы, основанные на знаниях психологических закономерностей межличностного взаимодействия и умении их использовать в процессуально регламентированной деятельности. В этой связи понимание допроса как системы, включающей в себя уголовно-процессуальные нормы, криминалистические тактики и психологические приемы воздействия при реализации указанных подсистем параллельно друг с другом, существенно повышает эффективность проведения данного следственного действия.

Осуществление психологического взаимодействия с несовершеннолетними допрашиваемыми сопряжено с особыми трудностями, обусловленными в первую очередь их возрастными особенностями, связанными со специфической динамикой протекания психических процессов (сенсорных, перцептивных, анемических, интеллектуальных), эмоциональным и поведенческим реагированием подростков в сложных ситуациях, к категории которых относится и допрос. В зависимости от возрастного периода и индивидуальных характеристик несовершеннолетнего сама процедура допроса может восприниматься им как изначально конфликтогенная ситуация. Кроме того, участие в допросе несовершеннолетнего третьих лиц (законного представителя, защитника, педагога) в определенных ситуациях может препятствовать установлению и пролонгации позитивного психологического контакта следователя с подростком, существенно осложняя весь коммуникативный процесс [4].

После возбуждения уголовного дела, как показывает практика, родители всячески пытаются оправдать своего ребенка, нередко считают виновным в происшествии другого несовершеннолетнего, совершившего преступление в группе. То есть, если говорить простыми словами, родитель всегда придерживается того мнения, что его ребенок сам по себе хороший, воспитанный, однако он попал в плохой круг общения и на него оказывают негативное влияние другие дети, которые его уговорили совершить преступление.

В основном такие показания несовершеннолетних и обусловливают проведение очной ставки, поскольку возникают противоречия в их показаниях относительно того, кто и каким образом предложил совершить преступление, какова роль каждого несовершеннолетнего в совершении преступления и как именно квалифицировать действия несовершеннолетних, совершивших преступления в группе. Очная ставка в основном позволяет устранить такие противоречия.

Перед началом очной ставки следователю необходимо в обязательном порядке разъяснить порядок проведения данного следственного действия, подчеркнув недопустимость давления на противоположную сторону. Обычно родители не могут сидеть спокойно, пытаются все время перебивать допрашиваемых, высказывать свое мнение по поводу даваемых показаний. Их действия необходимо пресекать, делать представителям несовершеннолетних замечания, не забывая вносить их в протокол. Это позволить заставить законных представителей быть сдержаннее.

Очная ставка, проводимая между несовершеннолетними, в большинстве случаев позволяет устранить сомнения, имеющиеся в материалах уголовного дела. Так как подростки при даче показаний начинают спорить друг с другом и в итоге все-таки приходят к истине, т.е. дают правдивые показания.

Например, следователем территориального следственного органа Следственного комитета Российской Федерации было возбуждено уголовное дело в отношении двоих несовершеннолетних А. и В., совершивших угон автомашины "Фольксваген Туарег" с парковки одного из торгово-развлекательных комплексов.

В ходе допросов оба несовершеннолетних утверждали, что они вместе решили завладеть автомашиной для того, чтобы покататься, не преследуя цели хищения. Однако в их показаниях были противоречия по поводу того, кто именно из них первым сел за руль автомашины и тронулся с места ее парковки. Каждый из подозреваемых утверждал, что за рулем был не он, а также имелись противоречия в показаниях относительно того момента, когда один из них, не справившись с управлением, совершил столкновение с автобусом, после чего скрылся. Также каждый из подозреваемых утверждал, что в момент совершения столкновения за рулем автомашины находился не он, а второй несовершеннолетний. В ходе проведения очной ставки следователь совместно с адвокатами разъяснил подозреваемым, что данные обстоятельства не влияют на квалификацию их действий и что в любом случае их действия будут квалифицироваться как угон, совершенный группой лиц по предварительному сговору, и что на наказании данный факт не отразится. В результате очной ставки было установлено, что в момент, когда они тронулись на автомашине, за рулем находился А., а в момент столкновения с автобусом за рулем находился В.

Таким образом, правильная тактика проведения допроса и очной ставки позволяет следователю добиться положительных результатов, имеющих значение для расследования уголовного дела.

Большинству несовершеннолетних свойственно преувеличивать свою роль в том или ином деянии, если данное деяние было совершено в группе, поскольку несовершеннолетние думают, что таким образом они будут выглядеть взрослыми среди своих друзей и знакомых, что редко встречается при расследовании уголовных дел, совершенных совершеннолетними лицами. Для них, наоборот, свойственно занижать свои действия и роль в совершении преступления. К примеру (из личной практики), при допросе несовершеннолетнего на вопрос, сколько ударов он нанес потерпевшему и какой силы, он ответил, что нанес несколько ударов в лицо, при этом удары были сильные, от которых несовершеннолетний сразу же упал и больше не вставал. На самом деле из показаний очевидцев было понятно, что подозреваемый преувеличивает свои силы, пытаясь таким образом выглядеть сильным и взрослым. Напротив, по уголовным делам об убийствах с применением в качестве оружия ножа совершеннолетние подозреваемые всегда занижают количество и силу своих ударов. Так, при осмотре места происшествия и проведении судебно-медицинской экспертизы трупа было установлено, что подозреваемым потерпевшему было причинено 11 колото-резаных ран, однако при допросе подозреваемый пояснил, что нанес потерпевшему всего не более 3 ударов по различным частям тела небольшой силы. Пояснить происхождение остальных телесных повреждений он не мог, хотя утверждал, что кроме него дома никого не было, кроме него никто не мог причинить данные телесные повреждения. Повреждения причинены единовременно, и смерть потерпевшего наступила на месте происшествия. В ходе следствия было установлено, что все телесные повреждения ему причинил подозреваемый.

В связи с этим перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого необходимо объяснить ему, что его показания лягут в основу обвинения, а также своими словами следователь должен, не запугивая, разъяснить положения Уголовного кодекса, назвать для сравнения санкции норм Кодекса, предусматривающие ответственность. Однако ни в коем случае нельзя перегибать палку, поскольку несовершеннолетний может подумать, что его запугивают, тогда с ним у следователя не получится диалога, он может замкнуться в себе и не идти на контакт, либо, наоборот, вести себя нагло и вызывающе.

Все вышеизложенное позволит следователю грамотно произвести то или иное следственное действие, подготовиться к нему и получить необходимые существенные доказательства по уголовному делу, а кроме того, наладить с несовершеннолетним подозреваемым контакт, который позволит в будущем оперативно и качественно производить последующие следственные действия по уголовному делу.

Литература

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 15 июля 2012 г. М.: Эксмо, 2012. С. 203 - 209.
  2. Гаврилов Б.Я. Процессуальные сроки в уголовном судопроизводстве: постулаты и реалии // Проблемы современного состояния и пути развития органов предварительного следствия (к 150-летию образования следственного аппарата в России): Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. В 3-х ч. М.: Академия управления МВД России, 2010. Ч. 1. С. 90.
  3. Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии: Учеб. пособие / Отв. ред. Н.И. Порубов. М.: БЕК, 1998. С. 152.
  4. Сафианов Ф.С., Васкэ Е.В. Методологические принципы психологического взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними при допросе // Юридическая психология. 2011. N 2. С. 10 - 13.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В большинстве случаев несовершеннолетние привлекаются к ответственности за совершение краж, грабежей, разбоев, хулиганств, незаконного оборота наркотических средств. Как правило, несовершеннолетние преступления совершаются в составе группы, что обусловлено, с одной стороны преодолением психологического барьера социального запрета, с другой стороны, возможностью самоутвердиться и повысить авторитет среди сверстников.

Социально-демографические и морально-психологические характеристики несовершеннолетнего можно охарактеризовать средней и ниже среднего успеваемостью, отсутствием желания продолжать обучение, интерес к случайным видам заработка, низким уровнем дисциплинированности, примитивной культурой общения в среде сверстников, наличие вредных привычек и криминальных знакомств с ранее судимыми лицами. Характер таких несовершеннолетних отличается заносчивостью, агрессивным поведением, лицемерием, отсутствием чувства сострадания.

Способы совершения преступлений несовершеннолетними имеют свои специфические особенности: а) носят спонтанный характер, стадия подготовки в большинстве случаев отсутствует; б) действия крайне упрощены; в) применяются примитивные попытки сокрытия преступлений; г) в действиях прослеживаются явные признаки инфантильности (иррациональность, нелогичность); д) отдельные способы совершения преступлений возможны и определяются физическим развитием несовершеннолетнего (возможность проникновения через форточку, оконные решетки и т.д.).

Учитывая психологические особенности несовершеннолетних, следователь, наряду с общими профессиональными качествами, должен проявлять внимательность и гуманность по отношению к подростку, установить сферу его увлечений и интересов, определить круг взрослых лиц, которые являются авторитетами для подростка.

При расследовании преступлений необходимо установить возраст несовершеннолетнего. При отсутствии возможности установить точный возраст несовершеннолетнего должна быть назначена и проведена судебно-медицинская экспертиза по установлению возраста.

Для получения сведений об умственном развитии несовершеннолетнего назначается судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Задержание несовершеннолетнего подозреваемого, а также применение к несовершеннолетнему меры пресечения в виде заключения под стражу производятся в порядке, установленном статьями 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ. При этом задержание проводится по возможности без привлечения лишнего внимания со стороны сверстников, знакомых ему лиц. Из этого следует, что не стоит проводить задержание в школах, местах общественного отдыха (кинотеатры, театры и др.). О факте задержания в короткие сроки необходимо оповестить родителей, законных представителей несовершеннолетнего.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого не может проводиться без перерыва более 2 часов подряд, а в общей сложности не должен превышать 4 часов в день (ст. 425 УПК РФ).

Участие педагога или психолога обязательно при допросе подозреваемого (обвиняемого), не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. При достижении лицом 16 лет участие вышеуказанных лиц определяется следователем. Участие адвоката во всех случаях обязательно.




Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 7 лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от 7 до 14 лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше 14 лет - более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день (ст. 191 УПК РФ). Исходя из этих положений, следует учесть ограниченность следователя во времени и необходимость организации допроса таким образом, чтобы исключить конфликтные и иные ситуации, затягивающие процесс получения интересующей следствие информации.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит особенность расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними?

2. Какие обстоятельства входят в предмет доказывания по делам данной категории?

3. Какие особенности первоначального этапа расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними?

4. В чем состоит особенность проведения следственных действий при участии несовершеннолетних?

Рекомендованная литература:

1. Особенности расследования вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий: монография / Сокол Е.В., Сокол Ю.В. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 240 c.

2. Организация расследования преступлений органами внутренних дел: курс лекций в 2 ч.. Ч. 2 / Валов С.В., Колесников И.И.; Под ред.: Колесников И.И. - М.: Акад. управ. МВД России, 2011. - 182 c.

3. Методика первоначального этапа расследования убийств, совершенных несовершеннолетними / Папышева Е.С.; Под общ. и науч. ред.: Исаенко В.Н. - М.: Юрлитинформ, 2011. - 208 c.

4. Раскрытие и расследование преступной торговли несовершеннолетними. Монография / Абрамова С.Р., Усанов И.В. - М.: Юрлитинформ, 2009. - 144 c.

5. Личность несовершеннолетнего обвиняемого как объект криминалистического исследования / Макаренко И.А. - М.: Юрлитинформ, 2006. - 352 c.

6. Расследование отдельных видов преступлений. Учебное пособие / Божкова Н.Р., Быстряков Е.Н., Галанова Л.В., Дьякова В.В., и др.; Под ред.: Комиссаров В.В. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2003. - 232 c.

Читайте также: