Кто проходит послерейсовый техосмотр транспортного средства

Обновлено: 04.07.2024

2021 Новые нормативы, касающиеся технического состояния транспортных средств обязаны выполнять юрлица и ИП, эксплуатирующие автомобили. Требования предрейсового техконтроля по устранению неисправностей должны знать не только автомеханики но, и водители. Как и каким законам следовать, чтобы избавиться от штрафов, сохранить технику, грузы, здоровье и жизни людей.

Статистика: Кривая ДТП в России со смертельным исходом за последние 9 лет заметно снизилась. В 2010 зафиксировано: 26 567 погибших; в 2019 – 16 981 человек. На 50 тыс. меньше получивших травмы. Всего с 2000 по 2019 год в авариях погибло: 522 251 чел.; серьезно травмировано – 4 802 081.

Справедливости ради нужно сказать, меньше всего аварий случается по причине поломки автотранспорта – менее 1% от общего количества. За 2019 год – это около 1500 ДТП. Судя по цифрам немного, но для близких каждый погибший – трагедия невосполнимой утраты.

Ответственность за выпуск на линию исправного транспорта несет работодатель. Поэтому все убытки, причиненные в ДТП по недосмотру за транспортным средством или игнорирование требованиями Минтранса РФ, несет транспортная компания. Чтобы их минимизировать, проводят пред-; послерейсовый технический контроль состояния автотехники по строгим Правилам.

Нормативные требования

Примечание: Приказ Минтранса №141 (6/04-16 г.), часто встречающийся в устаревших статьях на просторах интернета, утратил силу. Поэтому вместо прежних используйте данные нового норматива №296.

Предрейсовый и послерейсовый технический осмотр транспортных средств

Правила и Порядок проведения предрейсового технического осмотра транспортных средств регламентированы Приказом Минтранса №296 на базе закона №196-ФЗ. Опираясь на норматив, транспортные организации, включая ИП, должны выпускать только транспортные средства, соответствующие требованиям эксплуатации: прошли предрейсовый (предсменный) техконтроль, не имеют поломок.

Время проведения осмотра техсостояния транспортного средства

Предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства осуществляется до того, как автомобиль покинет парковку (гараж), в начале раб. дня. После того как в путевке будет стоять отметка автомеханика и штамп медработника, отправляются в рейс.

Предсменный – в начале рабочего дня сменщика. Перед каждой сменой, если авто выезжает с парковки, где проводится повторный технический осмотр.

Послерейсовый не проводят. Это делается в случае, когда автомобиль снова выезжает в рейс, но с иным водителем. Оформляется другой п/л, в котором контролер делает запись. Когда на одной машине одновременно работают 2 водителя (длительная командировка), оформляют 1 путевку на обоих. Если выдано 3 путевки, механик отмечает каждую. Получается, что сколько путевых оформлено, столько раз в них должна быть запись автомеханика, отвечающего за исправность транспортного средства.

Обратите внимание: Если один п/л выписан сразу на двух работников, ставят 1 отметку автоконтролера, но два штампа медработника о пройденном медицинском осмотре.

Когда путевой лист с отметкой контролера обязателен

Все водители, перевозящие груз или пассажиров по договоренности с заказчиком или без, даже когда используют автомобиль с личными целями, должны иметь при себе путевой лист. Существуют реквизиты документа, без которых он признается ничтожным (недействительным). К таковым относится отметка авто-контролера, проводящего предрейсовый осмотр техсостояния ТС. Если п/л обязателен, техническая оценка соответствия авто требованиям неотъемлемая обязанность, возложенная на юрлиц и ИП

Кто может проводить предрейсовый технический осмотр автомобиля

Предрейсовый осмотр транспортного средства проводит ответственный за техническое состояние автотехники, который назначается внутренним распоряжением руководящего состава автопредприятия. Проводить предрейсовый технический контроль, делать запись в путевом листе может автомеханик, обладающий документальным подтверждением профильной квалификации, соответствующей требованиям Приказа №287.

Профессиональные и квалификационные требования к контролеру технического
состояния транспортных средств
Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 п. 14.3
№ п/п Образовательный стандарт
(код группы)
Профобразование и
квалификационные требования
Требования к стажу или опыту работы по специальности
1 23.02.03 диплом по специальности
“Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта”
стаж (опыт) работы
не требуется
2 23.00.00
за исключением
23.02.03
диплом по специальности
“Техника и технологии наземного транспорта”
стаж (опыт) работы
не менее 1 года
3 23.00.00 специальности, не из группы “Техника и технологии наземного транспорта”
+ профпереподготовка:
квалификация контролера технического состояния автотранспортных средств
стаж (опыт) работы
не требуется

При каких неисправностях запрещена эксплуатация транспортных средств

Прежде чем выпустить ТС на линию, которые задействованы для перемещения грузов, доставки пассажиров должны пройти предрейсовый технический осмотр. Проводится лицом, соответствующей квалификации. В случае обнаружения перечисленных поломок выпускать в рейс автомобиль нельзя.

Примечание: Предрейсовый техконтроль проводится в соответствии с нормами ГОСТа Р51709-2001 для автотранспорта. Включая Правила техбезопасности (метод и условия проверки).

Некоторые неработающие узлы и системы водитель легко устранит сам до проведения осмотра. Список проверяемых при предрейсовом осмотре элементов конструкции присутствует в ряде правовых документов. Например, в Постановлении Правительства №1090 отредактированного в марте 2020 г. приводится перечень основных неисправностей:

Тормозные системы

  • эффективность торможения отличается от заданных ГОСТом;
  • нарушена герметичность тормоз. привода;
  • падение давления воздуха при заглушенном двигателе;
  • не работает монометр;
  • стояночная т/с не фиксирует неподвижность.

Рулевое управление

Неисправность: суммарный люфт выше норм требуемых для каждого вида транспорта.

Внешние световые приборы

Стеклоочистители, стеклоомыватели ветрового стекла

Неисправность: не работают “дворники” или омыватели лобового стекла.

Колеса и шины

  • изношенность шин, чтобы не превышала предусмотренных стандартных лимитов для конкретной категории (согласно “Техрегламента” Т/С) автомобиля;
  • наличие повреждений резины: корд, порезы, разрывы, расслоение и пр.
  • все ли болты закручены, нет ли трещин, “разбитых” отверстий, изогнутых повреждений диска, ободьев и пр.;
  • соответствуют ли шины модели авто;
  • нет ли на 1 оси шин разного размера, рисунка протектора, назначения (зим./летн.) и пр.

Двигатель

  • выхлопные газы на соответствие ГОСТам;
  • герметичность сист. питания;
  • сист. вывода отработанных газов;
  • сист. вентиляции картера;
  • уровень шума в соответствии с ГОСТами.

Примечание: В данном случае используются ГОСТы и стандарты, регламентированные Постановлением Пр-ва №767.

Прочие элементы автотранспорта

Не допускаются на линию ТС, в которых во время проведения предрейсового технического осмотра обнаружены поломки других узлов, отсутствие предусмотренных или установленных, но непредусмотренных конструкцией автомобиля элементов. Полный перечень узлов и систем, которые необходимо проверять при предрейсовом осмотре автомобильного транспорта отражен в Приказе Минтранса РФ №296-ФЗ. Основой послужил техрегламент таможенного союза №877 (9/12-11 г.) и ПП №1090.

  1. Зеркала заднего вида.
  2. Звуковой сигнал.
  3. Шторы, степень тонировки, прочие элементы, мешающие обзору.
  4. Замки, запоры, двери крышку топл. бака.
  5. Свет в салоне (автобус).
  6. Регулировку водительского кресла.
  7. Кнопки запора дверей, остановки (автобус), аварийные, противоугонные устройства.
  8. Подогрев, обдув лобового стекла.
  9. Дверной привод.
  10. Спидометр и тахограф, если полагается.
  11. Задние грязезащитные элементы.
  12. Тягово-; опорносцепной узел.

Убеждаются в наличии и работоспособности:

  1. Медаптечки, огнетушителя, знака авар. остановки.
  2. Противооткатных упоров (min. 2 шт.), когда полагается.
  3. Ремней безопасн. или подголовников, предусмотренных конструкцией.
  4. Крепления “запаски”.
  5. Фиксирующих и опорных устройств на полуприцепах.
  6. Уплотнителей всех узлов автотехники.
  7. Соответствие маркировки газов. баллонов техпаспорту (для транспорта их использующих).
  8. Госномер, в т. ч., его крепление.
  9. Изменений конструкции без регистрационного разрешения уполномоченных структур безопасности.

Также проверяются иные узлы и системы автомобиля, имеющего конструктивные особенности, предусмотренные производителем либо установленные с разрешения инспектирующих органов безопасности.

Отметка контролера

Когда при предрейсовой проверке автомобиля не выявлено конструктивных нарушений, нерабочих узлов (систем), автомеханик в путевом листе прописывает:

  • время проведения контроля (до минут);
  • дату (число, день, год);
  • личную подпись (рядом фамилию + инициалы).

В случае, когда оценка работоспособности некоторых систем проводилась не должным образом, без инструментов диагностики, автовладелец имеет право потребовать перепроверки автомобиля на должном уровне. Автомеханик, осуществляющий осмотр, обязан выполнять свои обязанности добросовестно, хотя бы потому что несет материальную ответственность за качество произведенных работ.

Журнал предрейсового технического контроля

В обязанности контролера-автомеханика входит ведение Журнала, где фиксируют сведения о ТС, осмотре, лице, его проводившем. Документ должен находиться на автопредприятии или у ИП. Если имя контролера по каким-то причинам неизвестно, данные заполняет лицо, назначенное руководством.

Например, не имея собственного квалифицированного контролера, заключают договор со Станцией Техобслуживания, где работают специалисты с нужной аттестацией. Запись в журнале должен заверить механик, проводивший оценку состояния авто.

Какие данные отражают в Журнале учета предрейсового технического осмотра

  • марку и модель ТС;
  • госномер;
  • ФИО водителя, если есть;
  • ФИО контролера, если известно;
  • время и дату осмотра;
  • пробег автомобиля на момент проведения контроля;
  • отметку о прохождении предрейсового технического контроля, штамп;
  • подпись лица, оценивающего техническое состояние автомобиля.

Список можно расширить, добавив сведения об особенностях используемого транспорта. Журнал предрейсового технического осмотра транспортного средства разрешено вести в двух видах: 1). бумажном; 2). электронном. Альбомный вариант требуется:

  • пронумеровать;
  • прошить;
  • заверить подписью должностного лица;
  • печатью автопредприятия.

При проверке надзорными органами, подтвердить реальность проводимого техконтроля могут по этому журналу.

Образец журнала учета техосмотра

Когда применяется второй вариант, сведения в книге учета заверяют усиленной квалифиц. эл. подписью контролера (УКЭЦП). Эл. документы год хранятся в БД. Необходимо предусмотреть возможность распечатки страниц электронного формата на бумаге и собрать в книгу.

Требования к организациям (ИП), эксплуатирующим автотранспортные средства

  1. Соблюдать режим труда и отдыха.
  2. При ДТП, проводить исследование причин аварии, для последующего их устранения.
  3. Организовать прохождение предрейсовых медосмотров. Обучать водителей умению оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (№323-ФЗ).
  4. Не допускать выезд транспорта, если обнаружена поломка, несущая угрозу БДД по результатам оценки контролера.
  5. Выполнять требования по страхованию гражданской ответственности автовладельцев.
  6. Проводить периодический техосмотр автотранспорта (систем), согласно техдокументации производителей, в предписанные сроки.
  7. Оснастить определенные категории автотехники тахографами в соответствие с Приказом МТ №36 (13/02-13 г.).
  8. Обеспечить постоянное место парковки ТС и возможность проведения своевременного ремонта, обнаруженных при предрейсовом осмотре поломок.
  9. Назначить лицо, отвечающее за БДД (проведение инструктажей).
  10. Предоставить возможность повышения профессионального образования, чтобы должностные лица соответствовали требуемому уровню квалификации.

Плановые проверки автотранспортных предприятий отменены, но внеплановые возможны при выявлении нарушений предрейсового контроля. Когда в путевом листе отсутствует запись автомеханика, возможны штрафные санкции с изъятием авто.

Административная ответственность

КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 3
Перевозка пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсового контроля тех. состояния ТС
1 на граждан 3 000 р.
2 на должностных лиц 5 000 р.
3 на индивидуальных предпринимателей 30 000 р.
4 на юридических лиц 30 000 р.

Исходя из судебной практики, к ответственности привлекаются за малейший недосмотр. Например, предрейсовый контроль ТС проводился, но в путевом листе отсутствовало указание времени осмотра, хотя в журнале учета оно стояло. Несмотря на это ИП назначили штраф – 30 000 рублей. Прим.: по данной статье наказание юрлиц и ИП равны.


Ю.Ю. Лата,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

На балансе организации есть легковой автомобиль. Машиной пользуются по работе многие сотрудники ежедневно. Организация нетранспортная. Как в данной ситуации оформлять путевые листы, раньше оформляли один на месяц. Нужно ли предрейсовое и послерейсовое медицинское освидетельствование? Нужны ли отметки о технической исправности перед выездом? Как правильно организовать и можно ли упростить ведение путевых листов в нашей ситуации, чтобы не было претензий со стороны ГИБДД?

Оформление путевых листов обязательно, в том числе и для организаций, которые не осуществляют коммерческие перевозки (нетранспортные). Единственное исключение, позволяющее не оформлять путевой лист, ситуация, когда работник использует легковой автомобиль организации исключительно для личного перемещения (не перевозит грузы и не перемещает иных лиц) и при этом не работает в должности водителя.

Путевой лист должен оформляться на один день или на срок более одного дня, если такова продолжительность рейса.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские освидетельствования не обязательны, при условии, что транспортным средством управляет сотрудник, который не является водителем и в трудовую функцию которого не входит управление транспортным средством.

Организация, осуществляющая перевозки для собственных нужд легковыми автомобилями, не обязана проставлять в путевом листе отметки о предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства.

Во избежание претензий со стороны контролирующих органов необходимо придерживаться норм действующего законодательства при оформлении путевых листов.

ОБОСНОВАНИЕ

П. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта": запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Порядок оформления путевого листа на транспортное средство предусмотрен Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Порядок). Порядок заполнения путевых листов обязателен для юридических лиц, эксплуатирующих легковые автомобили (п. 2 Порядка).

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое организацией, в частности, для осуществления перевозок грузов и пассажиров, даже если организация не занимается предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров и грузов (п. 9 Порядка, Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529).

Следует отметить, под перевозками для собственных нужд подразумевается перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов без заключения договоров перевозки или фрахтования (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Это означает, что в ситуации, когда работник использует легковой автомобиль организации для служебных поездок, не работает водителем, не перевозит грузы и не перемещает иных лиц, кроме самого себя, то есть использует исключительно для передвижения, наличие путевого листа не требуется.

При осуществлении перевозок для собственных нужд путевой лист может быть выдан (п. п. 4, 10 Порядка): на один рабочий день, если водитель совершает один или несколько рейсов в течение смены (рабочего дня); на срок, соответствующий длительности рейса, если он превышает продолжительность смены (рабочего дня).

Путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителей, а также предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств (Письмо Минтранса России от 04.04.2019 N ДЗ-514-ПГ).

Из чего следует, путевой лист должен оформляться на один день или на срок более одного дня, если такова продолжительность рейса.

Что касается проведения медицинского осмотра, то согласно действующему законодательству сведения о проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя отражаются в путевом листе в случае, когда проведение медицинского осмотра обязательно. Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Закона N 196-ФЗ). Из чего следует, что проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя.

Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть решения судов, поддерживающие точку зрения, что проходить медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 N Ф10-863/2015; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).

Есть другая позиция, что организации все-таки необходимо проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников (неводителей), чья трудовая функция или должностные обязанности предполагают управление служебным автомобилем (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.03.2014 N Ф03-336/2014 по делу N А37-3185/2012, Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 N 06АП-5556/2012 по делу N А37-2345/2012, от 15.06.2012 N 06АП-2120/2012).


Ю.Ю. Лата,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

В документе, в частности сообщается, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов.

В документе, в частности сообщается, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов. Кроме того, при оформлении путевого листа последовательность проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством РФ не установлена.




МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 апреля 2019 г. № ДЗ-531-ПГ


Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.

Согласно Федеральному закону № 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

В соответствии с приказом Минтранса России № 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Таким образом, по мнению Департамента:

– обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов;
– обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.


Одновременно сообщаем, что при оформлении путевого листа последовательность проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством Российской Федерации не установлена.

Заместитель директора Департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского
пассажирского транспорта
В.В. ЛУГОВЕНКО

Техосмотр то ужесточают, то обещают упростить, то вообще отменить, но при этом с марта следующего года отсутствие диагностической карты грозят фиксировать с помощью видеокамер и ввести повышенный штраф.

Мы опросили участников рынка и специалистов и выяснили, что они думают по этому поводу. Мнения разделились.

Нужно проходить техосмотр в 2021-м или нет?

Диагностическая карта — памятка для водителей

  • Если техосмотр закончился в период с 1.02.2021 по 1.04.2021, ТО нужно было пройти до 1 октября включительно.
  • Диагностическая карта закончилась в период с 1.04.2021 по 1.10.2021 года — прибавляем 6 месяцев к дате окончания. Например, 5 июня 2021 года истек техосмотр. В этом случае его нужно пройти до 5 декабря 2021 года.
  • Если срок действия диагностической карты закончился после 1.10.2021 года и позже, то техосмотр нужно пройти сразу после окончания действия диагностической карты.

Если купленный новым автомобиль достиг возраста четырех лет и техосмотр еще не проходил, то процедура обязательна без каких-либо мораториев.

Какой штраф за езду без диагностической карты в 2021-м?

Штраф за непройденный техосмотр составляет 500–800 рублей (ст. 12.1 часть 2 КоАП РФ). Как нам рассказали в РСА, пока такие штрафы оформляются в ручном режиме, видеокамеры ни наличие действующих полисов ОСАГО, ни диагностических карт пока фиксировать не научились.

Нюанс в том, что оштрафовать могут лишь перевозчиков (такси, перевозка пассажиров и грузов). Для частников такой штраф не предусмотрен. Он будет введен в марте 2022 года и составит 2000 рублей (конечно, если техосмотр не отменят).

Нужна ли диагностическая карта для покупки ОСАГО?

Как и ранее, страховая компания будет иметь право регрессного требования к лицу, причинившему вред, в размере выплаченного потерпевшему страхового возмещения, если на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты.


Напомним, регрессный иск — требование страховщика вернуть денежную сумму, которую он уплатил за ущерб, нанесенный по вине страхователя.

Также закон предусматривает право страховщика предъявить регрессное требование к оператору техосмотра, оформившему диагностическую карту, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства, которая была выявлена или могла быть выявлена во время процедуры технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

Как проверить свою диагностическую карту?

Российский союз автостраховщиков (РСА) напоминает, что 1 октября истек срок продления диагностических карт, введенный постановлением правительства от 27 февраля 2021 года №275. Чтобы избежать конфликтных ситуаций автовладельцам рекомендуют проверить, когда заканчивает действие ваша диагностическая карта (с учетом продления ее на полгода), и при необходимости своевременно пройти техосмотр.Срок действия диагностической карты указан на ней самой в верхнем правом углу. Если у вас не сохранилась распечатка, то можно попробовать проверить ее онлайн.

  • На сайте ГИБДД
  • На сайтах страховщиков (например, Росгосстраха)

При этом, даже если вам удастся достучаться до одного из этих сервисов, помните, что полугодовой мораторий ни в одном из них не учтен.

Начиная с 22 августа 2021 года ОСАГО можно оформить без подтверждения прохождения технического осмотра, однако если ДТП произойдет по причине неисправности автомобиля, на который отсутствует действующая диагностическая карта (с учетом продления), страховая компания может предъявить к виновнику аварии регрессное требование. Хотя на практике доказать такую неисправность достаточно проблематично.

Техосмотр отменят или нет?

Техосмотр может стать необязательным для физлиц уже до конца 2021 года. Такой законопроект уже в середине сентября был внесен на рассмотрение в Госдуму. Профильный комитет Государственной Думы по транспорту и строительству до 30 октября 2021 года принимает отзывы, предложения и замечания, ну а потом последует какое-то решение. С большой долей вероятности — для частных владельцев легковых авто техосмотр все же отменят.

В РСА к полной отмене не готовы, но поддерживают предложение по упрощению процедуры для автовладельца. В первую очередь необходимо контролировать те системы автомобиля, которые реально влияют на безопасность дорожного движения. При этом бо́льший контроль необходим для более старой техники, подчеркивают в Союзе.

«По данным ГИБДД, сейчас активно работают и оформляют диагностические карты более 4700 пунктов техосмотра.

По мнению юриста Сергея Смирнова, отмена обязательной процедуры ровным счетом ничего не изменит. Сегодня техосмотр — это, по сути, дополнительный налог для автовладельцев. Чтобы они самостоятельно следили за исправностью своих автомобилей и регулярно проходили техническое обслуживание, нужен не кнут, а пряник. Он также полагает, что это может быть отдельный бонус при покупке ОСАГО.

Вот только рассчитывать на это не стоит. Страховые компании, уверен, воспользуются поводом и обязательно поднимут стоимость страховки в случае отмены обязательного ТО.

Что думают автомобилисты об отмене техосмотра?

  • 40% готовы подождать, так как это было предвыборным обещанием ведущей партии, а обещания нужно исполнять
  • 32% в отмену не верят, поэтому собираются пройти техосмотр по всем правилам
  • 16% и так прекрасно без него обходятся
  • 12% купят диагностическую карту для подстраховки.

Опрос проводили с 1 по 7 октября, в нем приняли участие более 2000 респондентов.

Читайте также: