Кто придумал обязанности взрослые государство

Обновлено: 02.07.2024

Цель: формирование у обучающихся правовой культуры, активной жизненной позиции, норм нравственного поведения.

Задачи: расширить представления обучающихся об обществе, морали и праве; способствовать развитию этической и правовой культуры; способствовать подведению обучающихся к пониманию необходимости соблюдения и уважения прав других людей. Слайды 1-3

Целевая аудитория: учащиеся 4 классов.

Всех приветствуют король и королева королевства Закония (одеты в нарядную одежду, на плечах — мантии, расшитые словами: закон, право, кодекс, мораль, гражданин, конституция и др.).
Король:
— Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаем Вас совершить путешествие в наше королевство Законию. Мы наблюдали за вами и увидели, что многие ребята думают, что у них есть права, что им все кругом обязаны, а они никому ничем не обязаны. А вы как думаете?
— А нужно ли соблюдать права других людей?
Королева:
— Давным-давно, тысячи лет назад на нашей планете появились люди. Тогда и появились вопросы. Слайд 4
Что люди могут и что не могут?
Что они обязаны делать и что не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?

Король:
— Дорогие ребята, назовите качества личности, которые нужны для жизни в обществе. Если да, то хлопайте в ладоши.
Доброта, порядочность, жадность, справедливость, злость, честность, аккуратность, лень, старательность, лицемерие, внимательность, смелость, наблюдательность, трусость, скромность. Слайд 5
Королева:
— Дорогие ребята, получите маршрутный лист, в котором будут оцениваться ваши конкурсы. Удачи вам!
(1 балл получат участники за каждый правильный ответ на станциях 1, 2, 3, 5, 7, 8. 5 баллов — на станциях 4, 6, 9).

Король:
— У каждой страны есть своя история. Ответьте на мои вопросы: Слайд 6
1. Назовите первое государство на территории Беларуси. (Великое Княжество Литовское)
2. Как назывался первый свод законов на территории Беларуси? (Статут Великого Княжества Литовского)
3. Когда образовалась Республика Беларусь? (1991 г.)
4. Назовите Основной закон Республики Беларусь. (Конституция Республики Беларусь)
5. Как называется документ, в котором перечислены гражданские, политические, социальные, культурные права, которыми должны быть наделены люди во всём мире? (Всеобщая Декларация прав человека, 1948 г.)

Король:
— Сказочные герои расскажут о ситуациях, в которые они попали, а вы, ребята, назовите, какое право было нарушено.
Василиса Прекрасная: Слайд 8
— Кощей Бессмертный похитил меня из родительского дома, запер в неприступной башне и силой хотел на мне жениться. Какие права нарушил Кощей Бессмертный? (Право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь и др.)
Буратино:
— Хитрые разбойники кот Базилио и лиса Алиса украли у меня деньги. А Карабас Барабас вообще схватил меня, отнёс в кладовую кукольного театра и повесил на гвоздь. А ещё он хотел бросить меня в огонь. Какие права были нарушены? (Право владеть имуществом и никого нельзя произвольно лишать своего имущества)
Золушка: Слайд 9
— Злая мачеха заставляет меня трудиться с утра до ночи. То — пошей платья, то приберись в доме, то перебери крупу. Ни одной свободной минутки! Какие права нарушены? (Право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня)
Красная Шапочка:
— Злой и коварный Серый Волк прикинулся совсем не злым, разузнал, как попасть в домик к бабушке и проглотил мою бабушку и меня. Какие права он нарушил? (Право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность)

Королева:
— Вспомните, какие знаки можно увидеть на дороге, в общественных местах (разрешающие, предупреждающие и запрещающиеся). Эти знаки — правила.
Предлагаю вам придумать и нарисовать знаки для правил поведения в школе, отношений между людьми, правил жизни. Слайд 10
На столе лежат чистые листы бумаги в форме ромба, круга, квадрата, прямоугольника, которыми участники могут воспользоваться. Нарисованные знаки комментируются участниками.

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее
опыт людей на благо общества. (С. Джонсон)

Король:
— У каждого народа есть свои традиции, обычаи, культура. То, что для одних народов является нормой, у других народов вызывает смех, у третьих – негодование. Подобно различиям в культурах, существуют различия в праве, которые также способны вызвать различные эмоции у иностранцев.
— Выберите законы, которые существуют или когда-либо существовали в разных странах мира. Если ответ верный, с другой стороны будет картинка.
1. Правонарушением считается использование более двух цветов при покраске дома. Слайд 14
2. Запрещено выгуливать собаку на поводке хозяина.
3. Общественным организациям запрещено встречаться, если их члены одеты в одинаковые костюмы.
4. Домовладельцы могут быть оштрафованы в случае, если они не снимут рождественские украшения до 14 января.
5. Запрещается задерживать перелётных птиц, летящих с юга.
6. Противозаконным считается откусывать от чужого гамбургера.

III. Заключительная часть
Награждаются команды-победители. Король и королева Законии благодарят ребят за активное участие и вручают каждому участнику свидетельство королевского советника королевства Законии.
Король и королева:
— Как бы жизнь не летела —
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело —
Тем живём на земле. Слайд 16
(Н. Водневский)

Приложения
1. Маршрутный лист команды ____________________________

№ п/п Название станции Результат
1. Историческая
2. Правляндия
3. Сказочная
4. Художественная
5. Парламентариев
6. Игровая
7. Журналист
8. Юмористическая
9. Международная


Принцип талиона присутствует практически во всех памятниках обычного права.


Логично предположить, что такая трактовка справедливости в отношениях между людьми была присуща всем первобытным народам. Этнографы отмечают весьма своеобразные формы талиона. Скажем, в Эфиопии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на правонарушителя. Ну, а уж дальше как боги рассудят.

Кстати, идея равенства перед богами или судьбой также настолько древняя, что не представляется возможным определить, когда именно она возникла. Способ выбора решения (или человека) из нескольких возможных путём жребия основан именно на этой идее.

Что же касается первых писаных законов, то они достаточно последовательно придерживались этого принципа — равенства в ответственности. Чёткая фиксация наказаний (пусть даже очень жестоких) за определённые проступки значительно ограничивала возможность произвола властей. И в какой-то степени обеспечивала свободу человека. Ведь свобода — возможность делать произвольный выбор. А как его сделать, если не представляешь последствий тех или иных своих действий.

Вы уже, конечно, знаете о Законах Хаммурапи. Это самый древний (из дошедших до нас) кодекс правовых норм. Но не самые первые законы в истории человечества.

Задолго до вавилонского царя Хаммурапи, в конце XXIV века до нашей эры, лугалем (царём) шумерского города-государства Лагаш был избран Уруинимгина.


Но всё же более осознанно к идее прав человека стали подходить мыслители и законодатели Древней Греции. Не будем повторять всё то, о чём мы говорили, изучая законодательство Спарты и Афин. Обратим внимание вот на какую вещь: мы с вами сейчас говорим о правах человека. То есть имеем в виду, что посредством законов государство должно защищать права не только своих граждан, но всех людей, которые находятся на его территории.


Сейчас трудно представить, что эта идея кому-то могла казаться революционной. Разумеется, грабить и убивать иностранных подданных закон запрещает так же, как и своих сограждан.


Трайбализм естественен для замкнутых обществ. Любой чужак может рассматриваться как потенциальная угроза. Расширение связей между народами эту замкнутость разрушало. Прежде всего речь шла о торговых связях. Они приносили выгоду обеим сторонам, в них были заинтересованы. А значит, нужно было защитить тех, кто их осуществлял, — торговцев. Купец стал первым чужаком, чья имущественная и личная безопасность стала защищаться местными нормами.

Хотя, конечно, в античном сознании, как древнегреческом, так и древнеримском, идея прав гражданина преобладала над идеей прав человека. Метеки (переселенцы) в Древней Аттике были лично свободными людьми, но не пользовались гражданскими правами независимо от длительности проживания.


Афинское гражданство не приобреталось по факту рождения. Гражданами становились лишь дети граждан. Метеки не имели также права приобретать в собственность недвижимое имущество, в первую очередь землю. Не могли обращаться к властям за защитой своих прав. Это мог делать только их покровитель, избранный из числа афинских граждан. Если такого представителя избрано не было, метеки наказывались лишением имущества.

Необходимость уравнения в правах многонационального и придерживающегося разных религий населения вплотную вставала перед великими завоевателями древности. С именем одного из них связывают первую в истории декларацию прав человека. По крайней мере, именно так этот документ в шестидесятых годах XX века назвал Мохаммед Реза Пехлеви, последний шах Ирана. Правда, далеко не все историки и политологи с ним согласны.


Первым среди мыслителей древности чётко сформулировал идею естественности прав человека Домиций Ульпиан.


В феодальном обществе средневековой Европы свобода была крайне ограничена. Такое общество можно назвать обществом всеобщей зависимости. Сословная иерархия исключала равенство перед законом. Внеэкономическое принуждение большей части населения — крепостных крестьян — практически лишало их свободы. Всевластие монархов порождало произвол и систематическое насилие. Пожалуй, только религия утверждала некоторое равенство людей.


В том смысле, что каждый должен будет лично, независимо от своего социального или иного положения в земной жизни, нести ответственность во время Страшного суда. И Божьи заповеди, в отличие от средневековых законов, были одинаковы для всех.

Но именно в это время были сделаны первые попытки встроить в государственную власть сословное представительство, ограничить права монарха, ввести для него правила, которым он обязан был следовать. С самой удачной из этих попыток вы хорошо знакомы. Да, речь идёт о Великой хартии вольностей 1215 года.

Она требовала от королевских чиновников неукоснительного исполнения правовых норм. Монарх не должен был назначать судьями, шерифами, констеблями лиц, не знающих законов. Хартия провозглашала неприкосновенность имущества, назначение наказаний только по приговору суда, право подданных свободно покидать страну и возвращаться обратно.


Противостояние Карла Первого с парламентом завершилось Английской буржуазной революцией. Король, не желавший следовать законам, закончил свою жизнь на эшафоте. А парламент в 1679 году принял Хабеас корпус акт. Согласно этому документу граждане, подвергшиеся задержанию или аресту, могли требовать, чтобы суд немедленно проверил законность этих действий.

А Билль о правах, принятый в 1689 году, вводил свободу слова и дебатов, подачи петиций королю, запрещал монарху изменять законы, устанавливать налоги. Виновные в преступлениях не должны были подвергаться жестоким и необычным наказаниям. Устанавливались также правила участия присяжных в судебных заседаниях.


Все эти документы сыграли важнейшую роль в становлении прав человека. В них не просто перечислялись некоторые права, а закладывались процедуры, которые могли гарантировать их реализацию и защиту. Они ограничивали государственную власть в её действиях против личности. Подумайте над вопросом: почему именно в Англии раньше, чем в других странах, были приняты подобные законы?

Дело, начатое в метрополии, продолжалось в её заморских владениях. Правда, не во всех. В тех, где большинство населения составляли английские колонисты. Права человека (белого и свободного) защищали Законы и свободы Массачусетса, Хартия Пенсильвании, Декларация прав Вирджинии и другие подобные документы. Их логическим завершением после образования США и принятия Конституции этого нового государства стал Билль о правах 1791 года — десять конституционных поправок, которые перечисляли основные незыблемые права граждан Соединённых Штатов.


Ещё одним важнейшим документом стала Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Французская революция закрепила традицию внесения прав человека в публичное законодательство. В XIX веке положения о правах личности были включены в швейцарскую, бельгийскую, итальянскую, датскую, австро-венгерскую, испанскую конституции.

А в 1864 году была принята первая Женевская конвенция об охране и облегчении участи раненых и больных воинов во время военных действий. Она стала первой серьёзной попыткой установления единых для всех государств стандартов международного права.

Выделим основные этапы развития идеи прав человека с древности до начала XX века.

Рукописная Конституция России

Конституционные обязанности человека и гражданина – выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения.

Конституционные обязанности человека и гражданина – выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения.

Конституционные обязанности закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации – "Права и свободы человека и гражданина".
В части 2 статьи 6 установлен принцип равенства обязанностей: "Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ".

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:
1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).
3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3).
4. Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3).
6. Уплата налогов и сборов (статья 57).
7. Охрана природы и окружающей среды (статья 58).
8. Защита Отечества (статья 59).

Соблюдение Конституции РФ и законов РФ

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Ее не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав и свобод других лиц

Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В частях 2 и 3 статьи 38 Конституции РФ закреплены две конституционные обязанности граждан:
1. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
2. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Исполнение данных обязанностей регулируется Семейным кодексом РФ (главы 12–17).

Получение основного общего образования

Согласно части 4 статьи 43 Конституции РФ, каждый гражданин обязан получить основное общее образование, а родителей или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.

Эта конституционная обязанность конкретизирована в статье 63 Семейного кодекса РФ.

Забота о памятниках истории и культуры

Согласно части 3 статьи 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Уплата налогов и сборов

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными законом (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Охрана природы и окружающей среды

Согласно статье 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Обязанность конкретизирована ФЗ РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Защита Отечества

Согласно статье 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Исполнение этой обязанности регулируется ФЗ РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Обязанность не является обязательной для всех граждан РФ

На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.

Указом Президента РФ от 25 января 1996 года отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.

Порядок прохождения альтернативной службы устанавливается в соответствии с ФЗ РФ от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

Обязанностью гражданина является выполнение задач, которые закрепляет за ним Конституция страны.

Обязанностью гражданина является выполнение задач, которые закрепляет за ним Конституция страны. Причем эти обязанности являются важными и всеобщими, потому их должны соблюдать все. Существует несколько основных обязанностей, которые ложатся на плечи каждого гражданина. Например, уважать закон страны, учитывать интересы других лиц, что предусмотрены для них законом. Это помогает соблюдать общественный порядок в стране.


Обязанности гражданина РФ: какие они есть

Чтобы выяснить, какие обязанности лежат на каждом гражданине, необходимо ознакомиться с Конституцией. Там имеется несколько статьей, что максимально описывают каждый нюанс. Конституционные обязанности граждан перечислены и описаны во второй главе Конституции. Одним из главных постулатов является равенство каждого гражданина между собой и государством. Помимо этого можно выделить ещё несколько важных обязанностей людей, которые хотят оставаться законопослушными:

  • Во второй части пятнадцатой статьи говориться об обязательстве, связанном с соблюдением Конституции и законов страны.
  • В третьей и второй части тридцать восьмой статьи указано, что граждане должны оказывать заботу своим несовершеннолетним детям и родителям, которые стали нетрудоспособными в силу возраста или болезни.
  • В третьей части семнадцатой статьи говориться, что люди должны уважать права и свободы остальных людей.
  • В четвертой части сорок третьей статьи идет речь об обязательном получении основного общего образования.
  • Пятьдесят седьмая статья посвящена обязанности уплачивать налоги и сборы.
  • Пятьдесят восьмая статья посвящена обязанности охранять природу и окружающую среду.
  • В пятьдесят десятой статье речь о защите отечества.
  • В третьей части сорок четвертой статьи указано, что граждане должны заботиться о культурных и исторических памятниках своей родины.

Каждый пункт очень важен, потому требует более детального рассмотрения.

Обязанности гражданина по соблюдению Конституции и законов России

Условия и требования, которые прописаны в Конституции страны, обязательны к исполнению не только отдельными гражданами. Конечно, обычные люди обязаны их исполнять, но также рассматриваемые требования касаются органов, наделенных государственной властью, и работающих в области местного самоуправления. Помимо этого обязанности гражданина распространяются и на должностных лиц, в некоторой мере, даже в большей степени чем на обычного человека.

Учтите, что соблюдение норм, прописанных в Конституции, обязательно, но это правило можно трактовать более широко. Больше всего сюда подходит слово – законопослушание. Причем придерживаться нужно не только тех законов, что действуют по всех страны, но и местных. То есть, приходиться принимать во внимание не только акты, имеющие высшую юридическую силу. Причем некоторые нормы периодически меняются, потому нужно учитывать рассматриваемую изменчивость. Если были внесены какие-то изменения, они должны быть учтены при соблюдении закона.

Обязанности человека и гражданина в уважении прав и свобод других людей

Под этим пунктом можно понять тот факт, что права и свободы одного человека заканчиваются в том месте, где они начинаются для другого человека. Таким образом, обязанности человека и гражданиназаключаются в том, чтобы не мешать другому человеку, получать свою долю прав и свобод.

Обязанности гражданина в заботе о детях и родителях, которые стали нетрудоспособными

Рассматриваемое положение имеет сразу две стороны, которые закреплены в Конституции. Таким образом, конституционные обязанности граждан можно разделить на две части. Так в первой идет речь о том, что обязанностью родителей является забора о том, чтобы дети имели все необходимое для их нормального развития. Помимо обязанности эту задачу можно считать правом каждого родителя. Не важно, речь о биологическом факте родства или полученного в результате усыновления. Вторая часть гласит о том, что дети, ставшие совершеннолетними, должны выказывать заботу о своих родителях, если они потеряли трудоспособность. Подробнее о нюансах рассматриваемых требований можно почитать в Семейном кодексе.

Конституционные обязанности граждан в получении общего основного образования

Некоторые обязанности гражданина лежат в плоскости его образованности. Каждый гражданин должен иметь хотя бы минимальное обязательное образование. Получение образования детей является обязанностью родителей или людей, которые их официально заменяют.

Обязанности российских граждан связанные с заботой об исторических и культурных памятниках

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся тот факт, что каждый из нас должен не только чтить культурные и исторические памятники, но и защищать их от повреждений, чтобы сохранить для последующих поколений.

Конституционные обязанности граждан в уплате обязательных сборов и налогов

Обязанности человека и гражданина также заключаются во внесении налогов и сборов. Но только в том размере, что предусмотрен законом. При этом в конституции говориться, что у законов, устанавливающих новые налоги, нет обратной силы. Если же налог был посчитан неправильно, его можно оспорить или обжаловать.

Обязанности гражданина РФ в охране окружающей среды и природных ресурсов

Также обязанности гражданина предусматривают сохранение окружающей природы в хорошем состоянии. В первую очередь это касается её не загрязнения. Россия имеет много природных богатств, и было бы кощунством их потерять. Потому этот момент внесли в Конституцию.

Обязанности человека и гражданина защищать отечество

Отсрочку или освобождение могут получить такие граждане:

  • Некоторые представители талантливой молодежи. Им предлагается возможность отсрочить призыв. Но только не больше 500 человек в год.
  • Лица, которым их убеждения или религия не позволяет нести военную службу. Они могут использовать право пройти альтернативную гражданскую службу.

Защищать отечество не обязано должны отдельные лица и военные формирования, которые занимаются миротворческими миссиями в других странах.

Получить юридическую помощь по вопросам обязанностей гражданина РФ можно на нашем сайте.

Читайте также: