Какой композиционный принцип положен в основу романа эпопеи л н толстого война и мир

Обновлено: 25.06.2024

Произведение Толстого соединяет в себе черты романа и эпопеи.

Как известно, в основе романа лежит судьба прежде всего отдельной личности, а эпопея – это произведение, в котором осмысляется судьбацелого народа. Толстой соединил в своем произведении оба начала – и эпопейное, и романическое.

Одновременно Толстому-романисту важно осмыслить становление и развитие личностей отдельных героев в их самостоятельном бытии.

Это роман философский, в котором Толстой осмысляет наиболее общие вопросы (жизнь и смерть, смысл человеческого бытия, философия истории).

Это и психологический роман, отмеченный пристальным вниманием писателя к внутреннему миру героев.

Композиция

Две основные сюжетные линии заданы в самом заглавии романа. Первая часть первого тома относится в основном к теме мира. Она служит экспозицией основных сюжетных линий произведения. Здесь рисуются картины жизни социальных кругов, к которым принадлежат важнейшие герои. Толстой изображает салон Анны Павловны Шерер, знакомит читателя с Андреем Болконским и Пьером Безуховым, показывает жизнь Москвы, семью Ростовых, умирающего графа Безухова, затем переносит читателя в Лысые Горы. Первый переход от мира к войне отмечен гранью между первой и второй частями первого тома романа. Во второй части первого тома намечается героическая тема народа, которая получит развитие в третьем и четвертом томах.

Второй том почти целиком посвящен миру, третий том – войне. Начиная с третьего тома темы войны и мира постоянно переплетаются между собой. Личная жизнь героев входит в поток событий 1812 года. В четвертом томе тема войны идет на убыль, тема мира вновь начинает доминировать.

В пределах двух главных линий, линии войны и линии мира, в романе выделяются частные сюжетно-тематические линии. Назовем некоторые из них. Это тема петербургской знати, салон Анны Павловны Шерер, круг князя Василия Курагина и Элен, круг Анатоля Курагина и Долохова. Это сюжетные линии, связанные с судьбами Андрея Болконскогои Пьера Безухова. Это линия семьи Ростовых.

Отдельные сюжетные линии отражают судьбы Наташи Ростовой и Николая Ростова. Назовем также сюжетную линию, связанную с жизнью в Лысых Горах, с историей старого князя Болконского, с судьбой княжны Марьи. Кроме того, отметим линии Кутузова и Багратиона, Наполеона и французов, а также тему масонства.

Важное значение в романе Толстого приобретает пейзаж. Пейзаж у Толстого всегда является элементом большой и цельной картины жизни.

Отметим также интерес Толстого к переломным, кризисным моментам в духовной жизни человека. Внутренний мир героев Толстого часто раскрывается именно в такие моменты (Пьер в Торжке, Андрей Болконский под небом Аустерлица).

Важнейшая черта психологизма Толстого – тесная связь внешних событий с внутренней жизнью персонажей. Отметим, к примеру, значение таких событий, как рождение ребенка и смерть жены для Андрея Болконского. Вспомним о роли войны 1812 года в духовной жизни героев.

Отметим также некоторые конкретные средства и приёмы психологического анализа у Толстого.

Основное средство психологического анализа в романе Толстого – это внутренний монолог. Приведем примеры.

Важным средством психологического анализа становятся также письма героев. Приведем в качестве примера переписку княжны Марьи Болконской с Жюли Карагиной. В письме княжны Марьи раскрывается духовный мир девушки-христианки, ее искренняя вера в Бога и самоотверженная любовь к ближнему. И напротив, рассуждения о новомодных мистических учениях, которые мы находим в письме Жюли, кажутся пустыми и исполненными светской манерности.

Существенным средством раскрытия внутреннего мира героя можно назвать также дневник. Яркий пример – дневник, который вёл Пьер в период увлечения масонством. Кстати сказать, здесь имеет место автобиографический момент: с 1847 года и до конца своих дней сам Толстой вел дневник, который стал творческой лабораторией писателя. В дневнике Пьера мы находим сокровенные мысли героя о жизни и смерти. Здесь отражаются его душевные переживания, сны, воспоминания. Отметим также дневник графини Марьи Ростовой, фрагменты которого приводятся в конце произведения.

Важным моментом в духовной жизни Пьера становится еще один сон – сон о глобусе, увиденный героем в плену. В этом сне Пьер приходит к ощущению того, что жизнь есть Бог. Смысл человеческого существования состоит в том, чтобы любить жизнь, любить Бога. Но труднее и блаженнее любить эту жизнь в собственных страданиях. Образ глобуса, явившийся во сне Пьеру, символизирует единство отдельного человека с миром и с Богом.

Отметим также сон Николеньки Болконского в конце романа.

Например, Николай Ростов, проиграв в карты Долохову огромную сумму денег, развязно сообщает об этом отцу, хотя в душе чувствует себя последним негодяем.

Приведем ещё один пример. После разрыва с Наташей Андрей Болконский говорит с Пьером о политике, однако в душе продолжает переживать этот разрыв. Пьер при этом чувствует, что мысли его друга совсем не о политике.

Толстой в своем произведении, как правило, не дает развёрнутых психологических портретов героев. Отсюда – особе значение психологической детали. Как правило, это повторяющаяся деталь.

Приведем примеры. Лучистые глаза княжны Марьи Болконской отражают глубину её веры в Бога и самоотверженную любовь к ближнему. Холодный взгляд Долохова свидетельствует об эгоизме и жестокости героя. Голые плечи Элен Курагиной – деталь, подчеркивающая бездуховность героини при её внешней красоте.

Нередко внутреннее состояние героя передается через описание природы.

Например, небо Аустерлица – символ вечности, на фоне которой Андрею Болконскому становится ясной суетность его мечтаний о славе.

Две встречи со старым дубом передают душевное состояние Андрея до и после первой его встречи с Наташей Ростовой. Андрей Болконский, рассматривая старый и корявый дуб, с грустью думает об ушедшей молодости, о бессмысленности настоящего.

В Отрадном герой невольно подслушал ночной разговор Наташи с Соней, проникся радостью жизни, оптимизмом, исходившим от Наташи. По дороге домой князя Андрея охватывает чувство радости при виде зазеленевшего старого дуба. В душе героя вновь возрождается вера в возможность земного счастья.

Толстой использует в своем произведении такие средства психологического анализа, как внутренний монолог, монолог-исповедь, диалог, письма, сны, дневниковые записи. Писатель изображает несоответствие между внутренним состоянием героя и внешним проявлением этого состояния, передает движения души героя через описания природы. Важную роль в психологических характеристиках персонажей играет повторяющаяся деталь.

Вопросы и задания

4. В чем проявился фатализм Толстого в осмыслении исторических событий? Как, в каких словах писатель формулирует свое понимание роли личности в истории? Какой критерий вводит Толстой в оценку исторических деятелей? Какие эпизоды, описывающие Кутузова и Наполеона, выявляют авторскую позицию в отношении этих лиц? Какие выводы делает Толстой о Кутузове и Наполеоне?

5. В чем смысл противопоставления Толстым войны 1805-1807 годов войне 1812 года? Как изображает писатель Шенграбенское и Аустерлицкое сражения? Назовите важнейшие эпизоды этих сражений и прокомментируйте их.

6. Расскажите об эпизодах войны 1812 года, предшествующих Бородинскому сражению, и об их трактовке Толстым. В чем смысл авторского отступления, непосредственно предшествующего рассказу о Бородинском сражении? Расскажите о впечатлениях Пьера Безухова накануне битвы. В чем смысл двух эпизодов, описывающих Кутузова и Наполеона перед сражением – молебна Смоленской иконе Богоматери и позированию французского императора перед портретом сына? Как Толстой рисует утренний пейзаж перед битвой? Какой эпизод в изображении Бородинского сражения является центральным? Как описаны простые солдаты и Пьер в этом эпизоде? Как Толстой изображает Наполеона и Кутузова во время сражения? Какие картины показывают жестокость, противоестественность войны? Какие выводы делает Толстой об итогах Бородинского сражения?

7. Почему оставление Москвы можно назвать высокой эпопейной темой? Как Толстой рисует осенний пейзаж в момент оставления древней столицы? Какое символическое значение приобретает картина пожара Москвы?

8. Какой метафорой Толстой определяет партизанское движение? Как Толстой рисует его участников? С какой стороны показывает Толстой народ в лице Тихона Щербатого? В каких эпизодах появилась гуманность партизан, простых русских солдат в отношении французов?

9. Какие стороны русского национального характера раскрываются в образе Платона Каратаева? Что составляет основу мировоззрения этого персонажа, его отношения к окружающим? Как соотносится фигура Каратаева с фигурой Наполеона в идейном содержании романа? Что вы можете сказать о речи Платона? Какую роль сыграл Платон в жизни Пьера Безухова?

12. В чем своеобразие жизни московского дворянства, семьи Ростовых и их окружения? Чем жизнь москвичей принципиально отличается от великосветской петербургской жизни? Какие характеры московских жителей создает Толстой в своем романе?

13. Расскажите о жизни поместного дворянства на примере Ростовых и Болконских. В чем своеобразие усадебной жизни каждой из этих семей?

14. В чем заключается символическое значение образа умирающего графа Безухова? Какую роль играет в романе образ императора Александра I? С какой стороны показывает его Толстой?

17. В чем Толстой видит смысл духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова? Что ищут герои в своей жизни? К чему стремятся? Назовите основные этапы духовных исканий Андрея и Пьера, прокомментируйте их. Какие духовные ценности обретает каждый из героев: Андрей – перед смертью, Пьер – в эпилоге романа? Какую роль в осмыслении итогов духовных исканий двух героев играет содержание сна Николеньки Болконского в конце произведения?

Назовите и прокомментируйте основные принципы Толстого в изображении внутреннего мира человека.

Тема 20. А.П.Чехов. Краткие биографические сведения. Проза: анализ рассказов[36]

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Первоначально Л.Н. Толстой хотел показать события, связанные с декабристами 1856 года, далее год начала описания меняется на 1825, а затем – 1812. В результате писатель расширяет временной диапазон и начинает описывать события с 1805 года. Помимо временного промежутка, расширяется и круг проблем, увеличивается количество персонажей.

Работа Л.Н. Толстого над романом приходилась на 1856 год. Для написания исторической эпопеи писателю пришлось проанализировать множество документальных и хроникальных источников. Поездка на Бородино помогла автору отразить свой замысел в произведении.

Л. Н. Толстой

По поводу жанровой принадлежности возникает большое количество споров. Связано это с тем, что сам Н.В. Гоголь затруднялся дать жанровое определение своему произведению.

У произведения есть признаки исторической хроники, так как большая часть описаний посвящена военным действиям.

Смысл названия

Повествование ведется от третьего лица, потому что именно так удалось создать эпический тон повествования, позволяющий рассмотреть различные сюжетные линии.

Л. Н. Толстой

Любовь. На первое место Толстой ставит любовь между членами семьи. В большинстве случаев только близкие родственники способны на настоящие чувства. Так, Анна Друбецкая в разговоре с подругой упоминает, что на свою репутацию ей наплевать, и смысл ее жизни — в сыне. Но эти откровения были излиты на подругу детства с целью — добыть деньги на обмундирование Бориса. Любовь же в классическом понимании, зачастую, оказывается ложной, ошибочной или просто несчастной. Так, Андрей потерял Наташу из-за ее ошибки: она влюбилась в повесу-Анатоля.

Патриотизм. Толстой старается провести чёткую линию между ложным патриотизмом и патриотизмом настоящим. Ложный патриотизм — показная бравада, которую используют в своих целях негодяи и лицемеры. Настоящий патриотизм — глубокое и не афишируемое стремление защитить свою страну, свой дом и своих близких. Эта тема является центральной и обогащается примерами в мини-сочинении.

Л. Н. Толстой

Мысль народная. Натуралистично и часто даже отталкивающе изображая исторические персоналии, Толстой стремится показать незначительность индивида в историческом процессе. По его мнению, великие дела совершают не императоры, а простые люди. Известные личности лишь оказываются на гребне волны, поднимаясь на стихийном подъеме. На первый план писатель выводит народные массы, на которых и поднимаются такие люди, как Наполеон.

Духовные изыскания. Толстой считает жизненно необходимым для человека духовный поиск и познание самого себя. Только те персонажи романа, которые стремятся к истине, находят своё счастье, а те, кто просто проживают свою жизнь в погоне за материальными ценностями, так и исчезают, не оставив ничего после себя. Духовные искания князя Болконского (для примера) описаны в данном эссе.

Проблемы

Л. Н. Толстой

Война. Толстой изображает войну, как жестокое и бессмысленное явление, на котором негодяи посылают на смерть тысячи людей ради своих корыстных целей. В то же время писатель осознаёт необходимость защиты своей земли и всячески приветствует патриотическую войну русского народа, в особенности, партизанскую.

Истинное и ложное. Автор пытается понять, какие вещи в нашей жизни являются ложными, а какие — истинными. К ложным ценностям он относит деньги, власть и известность. Тогда как истинными ценностями являются любовь, семья и простое человеческое счастье.

Светское общество. Толстой с неприятием описывает дворянское общество, погрязшее в интригах, карьеризме и бездуховности. В то же время он показывает, что даже среди аристократии есть благородные и умные люди, правда, количество их невелико, и появляются они скорее вопреки, чем благодаря дворянской среде.

Россия и социальная несправедливость. В пику дворянам-паразитам, которые давно отвернулись от своих предков и живут только ради себя, Толстой возводит на пьедестал простого русского человека, который в час нужды, несмотря на все несправедливости, никогда не отвернётся от своей родины. Однако роман остаётся довольно пессимистичным, ведь все плоды победы русского народа пожали те самые бесполезные для общества дворяне.

Л. Н. Толстой

Личность. Толстой отрицал решающую роль отдельной личности в истории человечества. Человек (для автора) не значит ничего в масштабах вселенной. Но, тем не менее, каждый человек остаётся хозяином своей судьбы. Он может и должен стремиться к счастью и самосовершенствованию, именно это и делает его собой.

Система образов произведения

Чтобы показать глубокий и обширный процесс, связанный с историей нации, Л.Н. Толстой создает широкую систему образов. Перед глазами читателей проходят различные персонажи: и главные, и второстепенные, и эпизодические. Героям и их чувствам автор уделяет особое внимание, исторические события являются лишь фоном.

Особое место в системе образов занимает Кутузов. Он представлен как человек, борющийся всей душой и сердцем за свою Родину. Герой обладает искренностью действий.

Такой же искренностью и непосредственностью чувств обладают все любимые писателем герои: Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов, княжна Марья, Платон Каратаев.

Эти добрые и милосердные персонажи противопоставлены семье Курагиных и армии Наполеона.

Композиция произведения

Л. Н. Толстой

Антитезой стоят и формы повествования. В широком смысле слова повествование сочетается с философскими размышлениями автора.

Художественные средства

Л.Н. Толстой пользуется приемом антитезы. Он является основным, на нем держится вся композиция романа, он обозначен в самом названии произведения.

Еще одной и, пожалуй, самой главной особенностью является прием психологизма. Все любимые герои писателя описаны очень широко в психологическом плане.

Лев Толстой

Война и мир

Автор мастерски смог затронуть большое количество тем и проблем в одном произведении, которое стало феноменом в мировой литературе.

История написания

Во второй половине XIX века Льву Толстому пришла идея подробно описать в повести жизнь одного декабриста, который недавно вернулся вместе с семьёй из Сибири. Однако автора так увлёк процесс, что он начал описывать всё, что происходило с главным героем. Так писателю пришлось написать обо всей жизни декабриста начиная с самых ранних лет. Таким образом, временны́е рамки произведения сдвинулись в 1805. С этого момента начинается основная сюжетная линия. Из-за подробных описаний главного героя автору пришлось раскрыть и жизнь второстепенных персонажей.

Война и Мир написание

Смысл названия

Война и Мир

Основная идея и проблематика

В своём романе Лев Толстой восхвалял войну. В то же время он осудил несправедливость во всём мире и в жизни народа. Он понимал, что на глобальном уровне решить эту проблему невозможно. Однако человеческая любовь к своим ближним поможет искоренить зло внутри себя, что поможет осчастливить всех людей. Именно этот смысл заложил автор в своё произведение.

Можно выделить следующие проблемы:

  • Проблема войны. В произведении Лев Толстой осуждает войны, на которые посылают совершенно невинных людей на смерть. Это делали негодяи-правители, которые видели в победе над врагом только свои корыстные цели. Однако автор также подмечает, что защищать свою землю и Родину обязательно.
  • Проблема истинного и ложного. Писатель рассуждает на тему того, что в жизни считается ложным, а что истинным. К ложным ценностям он относит деньги, известность и власть. Тогда в истинное он приписывает семью, любовь и счастье.
  • Проблема светского общества. Толстой осуждает дворянское общество, в котором простое человеческое счастье заменилось интригами и властолюбием. Однако он замечает, что есть и исключения.
  • Социальная несправедливость в России. Писатель описывает дворянское общество, которое живёт только ради своей выгоды и не помнит своих предков. Противопоставлением выступает обычный крестьянин, который никогда не предаст и не отвернётся от своей Родины. К сожалению, все победы обычного народа почему-то достаются противным дворянином.
  • Проблема личности. Лев Толстой отрицал пользу одного человека для всего человечества. Однако он не отрицал, что человек может стремиться к личному счастью и стать лучшей версией самого себя.

Главные герои и темы

Система разделения образов в романе достаточно многообразна. В ней люди делятся по критериям семьи, статуса, по призванию и личным убеждениям.

Главные герои:

  • Пьер Безухов.
  • Андрей Болконский.
  • Наташа Ростова.
  • Николай Ростов.
  • Элен Курагина.
  • Анатоль Курагин.
  • Василий Курагин.
  • Борис Друбецкой.
  • Анна Михайловна Друбецкая.
  • Илья Ростов.
  • Наталья Ростова.
  • Николай Болконский.
  • Платон Каратаев.
  • Наполеон.
  • Кутузов.

Пьер Безухов был незаконнорождённым сыном состоятельного дворянина. Физически очень сильный, но при этом обладает мягким характером.

На протяжении всего произведения он пытается найти и понять смысл жизни через множество испытаний. В конце он всё-таки приходит к душевному покою.

Главные персонажи романа Война и Мир

Андрей Болконский является представителем древнего рода. В начале романа он одержим образом Наполеона, поэтому старается повторить его путь. Однако скоро он в нём разочаровывается и возвращается в Россию, чтобы своими реформами и нововведениями улучшить страну, но вскоре понимает, что это осуществить невозможно. Князь хотел жениться на Наташе Ростовой, но из-за интрижек этого не получилось. В конце произведения он спокойно умирает в своей постели.

Наташа Ростова была наивной и весёлой девушкой. Была помолвлена с Болконским, но чуть не сбежала вместе с Курагиным. Она старалась позаботиться об умирающем Андрее. В конце произведения девушка выходит замуж за Безухова и становится матерью.

Мария Болконская — запуганная и очень верующая девушка. Очень привязана к своим родителям, поэтому ради них пожертвовала своей счастливой жизнью. В итоге выходит замуж на Николая Ростова. Николай Ростов — старший сын Ростовых. В юношеском возрасте был довольно ветреным, но смог стать офицером. Женится на Марии Ростовой.

Элен Курагина — порочная женщина, которая вышла замуж за Пьера Безухова, чтобы получить его деньги. После того как начался процесс развода, она умерла. Анатоль Курагин — красивый, но уродливый душой. Сорвал свадьбу Натальи с Андреем. На войне потерял ногу и лежал в госпитале вместе с Болконским, где и получил его прощение. Василий Курагин был карьеристом в возрасте. Думал только о личной выгоде, не любил никого.

Герои романа Война и Мир

Борис Друбецкой — молодой человек, который за счёт матери пробился в высшие слои общества. Карьерист, ищет выгоду даже в самых мелочах. Анна Михайловна Друбецкая — старая и хитрая женщина. Помогла Борису пробиться в свет, а Пьеру с её помощью получил наследство отца.

Илья Ростов — весёлый граф, который всегда всем помогал. Он пожертвовал своим состоянием, чтобы раненых увезли из Москвы. Впал в тяжёлую депрессию после смерти сына. Наталья Ростова была доброй женщиной, которая очень любила свою дочь. Поддержала Наташу после неудачного побега с Курагиным. После смерти Петра у Натальи произошли проблемы с психическим состоянием.

Николай Болконский — генерал в отставке, грубый и жёсткий. Воспитал своих детей в строгости, но эта черта характера пугала дочь. Умер после того, как узнал о вторжении французов. Платон Каратаев — обычный солдат, который обладает добротой, милосердием и может помочь в любую минуты. Умер на войне от рук французского солдата.

Наполеон — император Франции, напыщенный и самодовольный мужчина. Ради своей цели готов пойти по головам. Кутузов — заботится о людях своей страны, не гонится за славой. Обладает добротой и настоящим патриотизмом.

Жанр, композиция и направление

Жанр, композиция и направление

  • Объём произведения;
  • Масштаб и полнота описываемых действий;
  • Множество поднятых проблем.

Композиция произведения построена линейно. Порой автор переносит главных персонажей и происходящее на второй план, чтобы читатель смог более широко взглянуть на проблему и дать ей оценку.

Лев Толстой

Том 1

Первая часть (1805 год) больше посвящена мирному времени. Собравшись у фрейлины Шерер, гости активно обсуждают Наполеона, и общество делится на два лагеря. Князь Андрей Болконский собирается воевать, а сын вельможи Пьер Безухов гуляет и кутит. Оба они поддерживают Наполеона перед хозяйкой.

В доме помещика Ростова праздник в честь именин дочери и супруги. Параллельно граф Безухов находится при смерти. Он оставил завещание, в котором передал наследство внебрачному сыну Пьеру.

Во второй и третьей частях описываются военные действия во время сражения русских с французами под Аустерлицем. Русской армией управляет Кутузов и пытается сделать так, чтобы солдаты не участвовали в сражениях. Армия отступает вплоть до Аустерлица.

Параллельно автор рассказывает о службе гусара Николая Ростова. Во время Шенграбенского сражения его ранят, а позже награждают орденом. Князь Андрей готовится к встрече армии Наполеона под Аустерлицем. Его задача — прославиться и принять главную роль в сражении.

В итоге Наполеон наступает, а русские войска бегут. Князь Андрей вместе с батальоном бросаются навстречу врагам, его ранят, а позже отправляют к местным жителям.

Том 2

После размолвки с женой Пьер уехал в Петербург и стал размышлять о смысле жизни. Случайный попутчик познакомил его с масонством, и Пьер принял веру. Члены братства призывают героя помириться с женой, но тот не готов вернуться.

Позже Пьер отправился в гости к Андрею Болконскому. После возвращения с войны тот проживает в Лысых Горах и воспитывает сына. Его жена умерла при родах. Пьер заметил изменения, произошедшие с другом. Пока он гостил в Лысых Горах, смог оценить всю важность дружбы и семьи.

В канун Нового года вельможи проводят бал, куда отправляются Ростовы. Наташа танцует с Андреем Болконским, а тот просит ее руки. Она соглашается, но свадьба откладывается на год. В отсутствие Андрея за Наташей начинает ухаживать Анатоль и даже собирается ее похитить. Это разрушает узы между Андреем и Наташей.

Том 3

Описываются военные действия 1812 года. Войска Наполеона наступают, и в Лысых Горах становится небезопасно. Об этом Князь Андрей сообщает отцу, но тот не желает выезжать из поместья. Начинается бомбардировка Смоленска. Старый князь до последнего защищает дом, в итоге умирает от удара. Андрей Болконский возвращается в полк.

Далее описываются события Бородинского сражения, где Болконский встречается с Пьером. Во время сражения Андрея смертельно ранят, и на перевязочном пункте он видит Анатоля, которому ампутируют ногу.

В это время Пьер смело сражается с французами и приходит в ужас от вида мертвых тел. Во время Бородинской битвы Наполеон приказывает показать портрет сына своей гвардии. В результате французы терпят нравственное поражение. Кутузов поддерживает боевой дух солдат, но понимает, что они не в силах защитить Москву. Он дает приказ об отступлении.

Во время сборов Наташа Ростова нашла раненого Андрея Болконского, который оказался среди других солдат. Она ухаживает за ним и прощается. Пьер остается в Москве и пытается убить Наполеона. Его планы проваливаются, и Пьера арестовывают.

Том 4

После отступления из Москвы Кутузов получает предложение мира от Наполеона, но не дает согласия. Царь Александр приказывает организовать Тарутинское сражение. В результате французские войска отступили и стали таять на глазах. Параллельно Николай Ростов задумывается о женитьбе на Марии, а его помолвка с Соней расторгнута.

Арестованного Пьера ведут на допрос, а затем на расстрел. Пятерых убивают, Пьера оставляют пленником до тех пор, пока русские партизаны не освобождают всех. После возвращения домой Пьер сильно болеет, сказываются лишения. Вскоре он встречает Наташу Ростову, между ними возникает любовь.

В эпилоге Пьер и Наташа женятся, Николай берет в жены княжну Болконскую, и вскоре они переезжают в Лысые Горы. Позже Наташа с семьей гостит у брата, где мужчины обсуждают недовольство нынешним правительством.

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого переносит читателей во времена наполеоновских войн и рассказывает о жизни народа в тот непростой период. Великое творение писателя уже много лет изучается в школах и переводилось на несколько языков.

Изначально Толстой задумывал образ главного героя как декабриста, вернувшегося после войны в 1856 году. Постепенно он понял: чтобы лучше разобраться в характере героя, нужно начинать с его молодых лет. Поэтому ему пришлось еще дальше перенестись во времени — в 1812 год. Конечно, подробное раскрытие персонажа потребовало введения дополнительных героев. В романе четко отслеживаются три поры:

  1. Молодость декабристов.
  2. Восстание 1825 года.
  3. Возвращение героев домой после ссылки.

В романе прослеживается жанровое многообразие: здесь сочетаются исторические сводки, просматривается психология и многогранная характеристика личностей. Благодаря красочным эпизодам читатель может погрузиться в историю России, а также разобраться в отношениях персонажей. Толстой собирал информацию, обращаясь к мемуарам участников.

  1. Семейные взаимоотношения и родственные связи. На примере нескольких совершенно разных семей Лев Николаевич высказал свое мнение о том, какой на самом деле должна быть семья. Явную симпатию писателя вызывают Ростовы и Болконские. Первые живут в обстановке любви и гармонии, во всем поддерживают друг друга. Вторые чтят традиции, честь и отвагу. Явная противоположность — Курагины, для которых нет ничего святого, они запросто могут предать близкого человека.
  2. Народ и личность. Народ в понимании Толстого — это главная движущая сила истории. Писатель ценил честность, порядочность, отвагу. Поэтому в романе описываются патриоты и лжепатриоты. Одни помогали друг другу, рискуя жизнью. Другие отсиживались в штабах, стараясь улучшить свое положение.
  3. Человеческие поступки. Не зря в романе показан тяжелый путь героев, которые постепенно понимают смысл жизни. Один из ярких примеров — Пьер Безухов. Проблемы с женой, дуэль, образ жизни приводят Пьера к серьезным последствиям. Переломный момент наталкивает героя на размышления о смысле жизни, он находит себя в масонстве и помощи народу.
  4. Влияние личности на историю. Наиболее яркими и значимыми личностями в романе являются Наполеон и Кутузов. Оба управляли массами. Но если Кутузов заботился о солдатах и жил интересами народа, то Наполеон видел и слышал только себя, что и привело к поражению французского войска.
  • большой объем произведения;
  • масштаб отображаемых событий и проблематики.

При изучении романа обязательно нужно учитывать композицию. Можно заметить, что каждая часть — это отдельная история. Все сюжеты и жизни персонажей переплетаются, а каждый том соответствует определенным событиям. Итак:

  1. Первый том описывает события и жизнь героев до и во время войны.
  2. Второй том отражает все сложности, с которыми сталкиваются персонажи на пути к свободе.
  3. Третий том описывает военные действия.
  4. Четвертый том — мир и возвращение героев домой.

В эпилоге заключены основные факты и дальнейшая судьба главных героев. Батальные сцены в описаниях поражают реалистичностью. Четко показаны характеры таких героев, как Кутузов и Наполеон. Толстой изобразил их не просто великими полководцами, но и показал, какими они были людьми.

Нельзя обойти стороной и центральных персонажей, ведь их личности описаны так ярко и правдоподобно. Вот они:

  1. Андрей Болконский. Волевой и благородный князь, мечтающий о военной славе. Показан как человек с высокими моральными принципами, который чтит свой долг. После смерти жены он влюбляется в Наташу Ростову, но погибает на поле брани.
  2. Пьер Безухов. Внебрачный сын графа, он становится законным наследником. Доверчивый молодой человек женится на Элен Курагиной, но вскоре разочаровывается. Она помогает ему понять смысл жизни. Вернувшись домой, он женится на Наташе Ростовой.
  3. Наташа Ростова. Талантливая и богатая графиня, обладающая легким и беззаботным характером. Но ее надежды рушит война. После неудачной любви к Болконскому Наташа выходит за Пьера.
  4. Николай Ростов. Отважный и энергичный молодой человек, который ценит свою семью. Долг зовет его на военную службу, где он проявляет себя достойно. После окончания войны женится на Марии Болконской.
  5. Соня. Племянница графа Ростова, она обладает тихим и мягким характером. Героиня влюблена в Николая, но, узнав о его чувствах к Марии, отпускает его.
  6. Анатоль Курагин. Бесчестный, но столь же красивый Анатоль любит пить и кутить. Он пытается похитить Наташу и обвенчаться с ней. Во время военных действий лишается ноги.

Читайте также: