Кто предложил учредить берлинский международный кинофестиваль берлинале в 1950 году

Обновлено: 28.06.2024

Берлинский международный кинофестиваль (Internationale Filmfestspiele Berlin, Берлинале) — большое культурное событие для международной киноиндустрии. Наряду с Каннским и Венецианским фестивалями Берлинский кинофорум считается самым крупным и престижным в мире кино.

Как правило, на Берлинале показывают около 400 фильмов, в основном — международные и европейские премьеры. На показы фестиваля продается более 330 тысяч билетов. На фестиваль съезжаются более 20 тысяч профессионалов в области кино из более 120 стран.

Решение о проведении кинофестиваля было принято 9 октября 1950 года на заседании специального комитета, созванного по инициативе американского офицера Оскара Мартея. Помимо Мартея и его британского коллеги Джорджа Тернера, в состав комитета входили два представителя администрации сената Берлина, четыре представителя немецкой киноиндустрии и журналист. На этом собрании были согласованы даты первого фестиваля и название — "Берлинский международный кинофестиваль". Кинорежиссер доктор Альфред Бауэр был назначен директором фестиваля.

Первый фестиваль прошел с 6 по 17 июня 1951 года, церемония награждения состоялась 18 июня.

В первый год существования кинофестиваля премии вручало немецкое жюри, в 1952-1955 годах победителей определяло зрительское голосование, с 1956 года решение о присуждении наград стало принимать международное жюри.

До 1978 года фестиваль проводился в июне-июле, затем сроки были передвинуты на февраль.

Программа Берлинского международного кинофестиваля помимо основного конкурса включает конкурсы короткометражных фильмов (Berlinale Shorts); независимого арт-хаусного кино "Панорама" (Panorama); конкурс для молодежной аудитории "Поколение" (Generation); "Перспективное немецкое кино" (Perspektive Deutsches Kino). В программу фестиваля входит "Форум" (Forum), организованный Институтом кино- и видеоискусства.

Также в официальную программу Берлинского кинофестиваля входит спецпрограмма Berlinale Special (объединяет показы работ современных режиссеров, ленты, которые стали заметными событиями в кинематографе). На фестивале представлены тематическая ретроспектива Homage (программа, посвященная творческому наследию того или иного выдающегося кинематографиста), Berlinale Classics (показы отреставрированных фильмов) и др. Берлинале является аккредитованным фестивалем Международной федерации кинопродюсеров FIAPF и следует ее рекомендациям.

В конкурсной программе фестиваля участвуют художественные полнометражные и короткометражные фильмы, созданные в течение 12 месяцев до начала фестиваля и не демонстрировавшиеся на других фестивалях.

Предпочтение отдается мировым премьерам.

Главной наградой фестиваля является "Золотой медведь" (медведь — геральдический символ Берлина). "Золотым медведем" награждается лучший фильм основного конкурса, "Серебряного медведя" получают победители номинаций гран-при международного жюри, они вручаются лучшему режиссеру, за лучшую женскую и мужскую роли, за лучший сценарий, а также "за выдающийся вклад в области искусства", который вручается оператору, монтажеру, композитору, художнику по костюмам.

"Серебряным медведем" Премии Альфреда Бауэра отмечаются картины, открывающие новые пути в киноискусстве.

В 2006 году впервые был вручен приз за лучший фильм-дебют.

У фестиваля есть две почетные премии, которые присуждаются за достижения в области кинематографа — почетный "Золотой медведь" и приз Berlinale Camera Award.

На Берлинале вручаются награды независимого жюри: приз экуменического жюри, приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ), приз Гильдии немецкого артхаус-кинематографа и другие награды.

С 1978 года на фестивале существует конкурс фильмов для детей и подростков Generation. Победители номинаций Generation Kplus и Generation 14plus получают "Хрустальных медведей".

В разные годы "Золотых медведей" были удостоены фильмы таких всемирно известных режиссеров, как Ингмар Бергман, Чжан Имоу, Ан Ли, Сидни Люмет, Паоло Пазолини, Райнер Вернер Фассбиндер, Милош Форман и др.

Российское кино до 1974 года на Берлинском фестивале представлено не было.

Среди российских кинематографистов, получавших награды Берлинале, — Сергей Соловьев ("Сто дней после детства", приз за лучшую режиссуру), Лариса Шепитько ("Восхождение", "Золотой медведь"), Глеб Панфилов ("Тема", "Золотой медведь"), Александр Сокуров (премия за творческий вклад в утверждение идеалов гуманизма), Анатолий Солоницын ("Двадцать шесть дней из жизни Достоевского", "лучший актер"), Инна Чурикова ("Военно-полевой роман", "лучшая актриса"), Евгения Глушенко ("Влюблен по собственному желанию", "лучшая актриса") и др.

Среди российских наград последних лет — три приза "Серебряный медведь" на фестивале 2010 года. Актеры Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис были признаны лучшими в фильме "Как я провел этим летом" режиссера Алексея Попогребского. "Серебряного медведя" также заслужила операторская работа в этой ленте Павла Костомарова, которому присудили приз "за выдающиеся достижения в области искусства".

В 2015 году операторы фильма Алексея Германа-младшего "Под электрическими облаками" Евгений Привин и Сергей Михальчук получили "Серебряного медведя" "Берлинале" за выдающийся вклад в киноискусство.

В 2017 году Берлинале проходил в столице Германии с 9 по 19 февраля. Главный приз 67-го Берлинского кинофестиваля — "Золотого медведя" получил венгерский фильм "О теле и душе" (On Body and Soul). "Серебряного медведя" за лучшую режиссуру получил финский кинорежиссер Аки Каурисмяки, представивший фильм "По ту сторону надежды" (The Other Side of Hope). Лучшей актрисой на Берлинале стала Ким Мин-хи из Южной Кореи, сыгравшая в фильме Хона Сан Су "Ночью у моря одна" (On the Beach at Night Alone). "Серебряного медведя" за лучшую мужскую роль получил австриец Георг Фридрих благодаря работе в фильме немецкого режиссера Томаса Арслана "Светлые ночи" (Bright Nights).

Награду за лучший сценарий достался киноленте "Фантастическая женщина" (A Fantastic Woman) чилийца Себастьяна Лелио. Приз в честь основателя фестиваля Альфреда Бауэра получила польский кинорежиссер и сценарист Агнешка Холланд за картину "След" (Spoor).

Гран-при международного жюри достался фильму "Школа номер 3" украинки Елизаветы Смит и немца Георга Жено о школьниках Донбасса.

Лучшей короткометражной лентой стала документальная работа режиссера Диого Коста Амаранте "Маленький город" (Cidade Pequena).

В 2018 году Берлинале будет проходить с 15 по 25 февраля. В основной конкурс фестиваля помимо картин из Франции, Германии, Италии, Польши и США вошел фильм российского режиссера Алексея Германа-младшего "Довлатов".

Международное жюри в этом году возглавляет известный немецкий кинорежиссер, сценарист, композитор и продюсер Том Тыквер.

Берлинале: город не спит

Воскресный вечер в Берлине; пешеходные улочки недалеко от Потсдамской площади. Обычно в это время здесь пусто, и ни один магазин не работает – в воскресенье немцы отдыхают в кругу семьи. Но в дни Берлинале все иначе: улицы забиты людьми от мала до велика. Иностранные языки смешиваются в один веселый гул. Магазины работают допоздна, а рядом с ними открылись ресторанчики на колесах с мексиканской, немецкой и даже уругвайской кухней.

Таких кинотеатров по всему городу несколько десятков, и в каждый из них уже за час до начала показов выстраивается немаленькая очередь – чаще всего места в билете не указываются, и лучше прийти заранее, чтобы сесть поудобнее. В Berlinale Palast, самое грандиозное здание фестиваля, ведет красная ковровая дорожка. По ней проходят известные режиссеры и актеры на премьеру собственных картин, но уже через несколько часов их сменяют обычные зрители. Всего 21 тысяча гостей из 130 стран, 330 тысяч проданных билетов.


Andreas Teich © Berlinale 2015

Чем заняты киноманы

По мнению английского режиссера иранского происхождения Бабака Джалали, приветливость Берлинале для обычного зрителя и есть его главное достоинство:

— Посмотрите, сколько людей со всего мира приехало. Каждый из них может просто купить билет, попасть на мировую премьеру и стать частью этого большого события.

Билеты можно купить в торговом центре в минуте от Berlinale Palast. Чувствуется немецкая организованность: отдельная касса для премьерных показов, отдельная – для обычных. В среднем билеты стоят от 8 до 15 евро. Студентам же лучше всего купить абонемент на ту или иную секцию, включающий все ее фильмы – за 20 евро. Если билетов не осталось, рано терять надежду – у кинотеатров дежурят перекупщики, хотя заплатить придется больше.

Атмосфера на показах напоминает скорее театр, чем кино: бокал вина перед просмотром, аплодисменты в конце фильма. Если картина публике не по вкусу, люди встают и уходят, ведь еще можно успеть на другую премьеру неподалеку.

Работу фестиваля обеспечивают сотни человек. Это секьюрити — молодые люди в красных шарфах, всегда готовые подсказать, куда идти; билетеры и пиар-агенты, обеспечивающие связь кинематографистов с прессой.

Киноманов легко распознать в любой части Берлина по фирменной красной сумке Берлинале: в этом году каждый из журналистов получил такую в подарок, а остальные гости могли купить ее в сувенирных магазинах. Со своим рюкзаком во многие кинозалы не пускают, и так организаторы решили проблему.


Jan Windszus © Berlinale 2010

Где найти звезд

Если же звезды на экране уже не вызывают восторга и хочется увидеть их вживую, можно попытаться пробиться к красной ковровой дорожке через десятки фотографов. Впечатления не из самых приятных – они очень громко кричат, чтобы знаменитости посмотрели в их сторону, да и толкаются профессионально.

Есть другой способ оказаться ближе к звездам – раздобыть билеты на бранч по случаю премьеры или на коктейльную вечеринку того или иного кинофонда. Например, Гете-Институт традиционно устраивает свой Гете-завтрак в первую субботу Берлинале с 10:30 в уютном берлинском офисе на Вайнмайстерштрассе.

Если ищете кого-то конкретного – через хештеги и геопозицию в Инстаграме можно выследить почти любого на кинофестивале.


Richard Hübner © Berlinale 2018

Вкусное кино

Всего в секции девять фильмов, пять из которых после просмотра можно буквально попробовать на вкус: за ужином, приготовленным лучшими поварами мира по мотивам той или иной картины.

Гости, садившиеся за стол незнакомцами, покидали его друзьями за полночь, сытые и довольные.


Piero Chiussi

Алло, мы ищем таланты

— В этом году мы сделали фокус на секретах киноиндустрии, — рассказывает директор секции Флориан Вегорн. — Причем речь идет как об общих режиссерских, операторских или других приемах, так и о секретах конкретных фильмов, которые зрители обсуждают с их создателями после просмотра.


© Lia Darjes / EFM 2017

Кино или реальность?

— Это потрясающее ощущение — гулять по этой части города из квартиры в квартиру, видеть, как эти люди живут в кино и в реальной жизни. Хотя к концу прогулки кино и реальность фактически становятся одним целым.

За десять дней фестиваля эта грань действительно пропадает. Успеть хочется так много, что люди спят, едят и даже работают в кинозалах, выходя только для того, чтобы обсудить впечатления и через пятнадцать минут зайти в соседний зал. Сами жители города уже привыкли к ежегодному торжеству и иронизируют над чересчур счастливыми гостями:

— Конечно, для города это огромный плюс – фестиваль приносит ему немалый заработок и увеличивает его культурное значение, — говорит уроженец Берлина Клеменс Гайдель. – Но я уже устал ежегодно наблюдать эти до невозможности важные лица, так и кричащие о том, что они приехали на кинофестиваль и больше всех понимают в кинематографе.

Так или иначе, Берлинский фестиваль уже 68 лет бесперебойно поставляет эмоции от просмотра лучших фильмов берлинцам и гостям города. Всем скептикам придется потерпеть, 69-й фестиваль уже запланирован с 7 по 15 февраля 2019 года.

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском.

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском.

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском. запись закреплена
glukk

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском.

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском. запись закреплена
ЛОФТ1890 | креативное бизнес-пространство

Зрителям будет представлена специальная версия основных события Берлинского кинофестиваля, щедро приправленная результатами личных впечатлений, подходящей музыкой и уместными телегами.

Бронирование мест на сайте ЛОФТ1890

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском.

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском. запись закреплена
CINEPROMO_фестивальное продвижение, субтитры, ПУ

КАК ВЗЯТЬ БЕРЛИН? ИНТЕРВЬЮ С НОВЫМ ОТБОРЩИКОМ BERLINALE SHORTS АННОЙ ХЕНКЕЛЬ-ДОНЕРСМАРК.

2020 стал для Berlinale годом тотальной кадровой перезагрузки. Изменения коснулись в том числе секции Berlinale Shorts.

CinePromo успели не только посмотреть все 5 блоков конкурса короткого метра, но и пообщаться с новым отборщиком короткометражной программы Анной Хенкель-Донерсмарк.

Как взять Берлин? Интервью с новым отборщиком Berlinale Shorts Анной Хенкель-Донерсмарк. - «CineProm

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском.

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском. запись закреплена
Искусство кино

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском.

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском. запись закреплена

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском.

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском. запись закреплена
🎭 Кино-Театр.Ру

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском.

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском. запись закреплена
Cinemaholics

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском.

70. Berlinale | 2020 Берлинале на русском. запись закреплена
ЛГБТ-кинофестиваль Бок о Бок_18+

[ ПРЯМОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ ИЗ БЕРЛИНА ]

Вообще это, конечно, захватывающее дух чувство — выходить на сцену и знать, что через несколько секунд, между открытием конверта с именем победителя и моментом, когда ты прочитаешь его имя вслух, ты осчастливишь признанием талантливого человека. Увидишь огонь в его глазах, когда он поднимется на сцену и скажет что-то ужасно трогательное. Это очень классно!

Берлинале ( Internationale Filmfestspiele Берлин , буквально Берлинский международный кинофестиваль ) является конкурентным кинофестиваль , основанный в 1951 году . Он проводится ежегодно в начале февраля в Берлине . Большой кинорынок, ретроспективы и параллельные секции завершают мероприятие, в котором участвует международный конкурс полнометражных фильмов. Лучший фильм международного конкурса награждается Золотым медведем ( Goldener Berliner Bär ), а Серебряный медведь ( Silberner Berliner Bär ), помимо приза Большого жюри ( Großer Preis der Jury ), присуждается за лучшие режиссуры ( beste Regie ), а затем лучшая интерпретация для актера ( Bester Darsteller ) и актрисы ( BEST Darstellerin ). Медведей награждает жюри, в состав которого входят профессионалы кино и деятели искусства и культуры.

Наряду с Каннами в мае и Венецией в сентябре, это один из трех основных международных кинофестивалей.

Резюме

Исторический


Начиная с первого выпуска, высшей наградой был Золотой медведь (скульптор Рене Синтенис ). Представлены Серебряные Медведи , разделенные на несколько категорий, и изначально от Бронзовых Медведей быстро откажутся. В 1951 году первый Золотой медведь также был награжден по категориям, но в следующем году он больше не присуждался ни одному фильму, объединяющему все жанры. С 1952 по 1955 год призы присуждались после голосования публики, при этом каждый зритель мог оценить фильм от одного до четырех в конце просмотра. С 1956 года Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров аккредитовала Берлинский кинофестиваль, что позволило ему составить международное жюри для присуждения призов. Изначально фестиваль проводился летом, а с 1978 года - в феврале .

В 1986 году фестиваль проходит под охраной полиции после того, как Штаммхейм признал его лучшим фильмом , посвященным судебному процессу 1977 года против Фракции Красной Армии . В 2011 году иранский режиссер Джафар Панахи , который должен был входить в состав присяжных, был приговорен режимом своей страны к шести годам тюремного заключения и 20-летнему запрету заниматься своей профессиональной деятельностью. В 2015 году он будет награжден Золотым медведем за Taxi Téhéran , который он тайно вручит.

Берлинале 2019 является последним под художественным руководством Дитера Косслик , который прибыл в 2002 году отмечен подписанием хартии равенства и разнообразия в кинофестивалях , проводимых на коллективной 50:50 . Таким образом, немецкий фестиваль обязуется предоставлять гендерную статистику, в частности о количестве фильмов, представленных для отбора, публиковать список членов отборочных комиссий и программистов и, наконец, утверждать график преобразования руководящих органов. идеальный паритет.

Его заменяют два новых директора: Мариетт Риссенбек и Карло Шатриан , который до этого был художественным руководителем фестиваля в Локарно .

Организация

Этот фестиваль - отличное событие не только для профессионалов, но и для широкой публики. Ежегодно 20 000 профессионалов из 120 стран, в том числе 4200 журналистов, приезжают в Берлин для участия в этом мероприятии. В 2020 году Берлинале по-прежнему остается самым популярным кинофестивалем в мире: было продано около 332 000 билетов и 488 000 зрителей.

Лучший фильм международного конкурса награждается Золотым медведем ( Goldener Berliner Bär ), а Серебряный медведь ( Silberner Berliner Bär ) в дополнение к призу Большого жюри ( Großer Preis der Jury ) присуждается за выступления лучшего режиссера ( beste Regie ), лучшая интерпретация для актрисы ( beste Darstellerin ) и для актера ( bester Darsteller ), а с 2008 года - за лучший сценарий ( beste Drehbuch ) и художественный вклад, признанный исключительным ( herausragende künstlerische Leistung ). Первоначально награжденные в основном публикой, Медведи награждаются с 1956 года жюри, состоящим из профессионалов кино и деятелей мира искусства и культуры.

Наряду с фестивалем важен кинорынок. Объем заключенных здесь покупок делает Берлин вторым по величине кинорынком.

Читайте также: