Кто правопреемник госстроя ссср

Обновлено: 04.07.2024

Эдуард Владимирович Евзовский — выпускник ЛИСИ (ныне СПбГАСУ) 1963 г.

Инициатор создания и профессор кафедры городского строительства и архитектуры Тульского государственного университета (ТулГУ).

Профессор Международной академии архитектуры, отделение в Москве (МААМ) с 2015 г.

Главный архитектор г. Тулы в 1991–1997 гг.

Член Союза архитекторов СССР (с 1965 г.), Союза архитекторов России (с 1993 г.).

Член Государственного архитектурного совета при Госкомархитектуры (Государственный комитет по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР) (1988 г.).

Член Правления Тульской региональной организации Союза архитекторов России, руководитель секции молодых архитекторов.

Заслуженный архитектор Таджикской ССР (1988 г.).

Заслуженный архитектор Российской Федерации (2018 г.).

Внес значительный вклад в становление архитектурной школы и подготовку квалифицированных кадров архитекторов Тулы и Тульской области.

Родился 22 января 1938 г. в г. Сталинабаде (с 1961 г. — Душанбе) Таджикской ССР (с 9 сентября 1991 г. — независимая Республика Таджикистан).

Основные этапы профессиональной деятельности

Профессиональные достижения

  • Выполнил ряд проектов жилых и общественных зданий (в Душанбе);
  • подготовил свыше 300 специалистов-архитекторов (в Душанбе);
  • по проектам главного архитектора Тулы Э. В. Ерзовского впервые в этом городе построены жилые дома с подземными автостоянками для жильцов этих домов;
  • виртуозно владеет карандашом и кистью. Регулярно организует выставки собственных живописных и графических работ;
  • свой огромный профессиональный опыт передает студентам. Его ученики на смотрах-конкурсах дипломных работ России получают дипломы и грамоты;
  • участвует вместе со своими студентами в выставках и конкурсах, пропагандируя достижения архитектуры Тульской области.

За 55 лет творческой деятельности Эдуард Владимирович создал ряд значительных и интересных проектов, в которых нашли отражение современные архитектурные тенденции. Его постройки отличает своеобразный авторский подход, демонстрирующий индивидуальный творческий почерк.

Награды и премии

Деятельность Э. В. Ерзовского и его постройки отмечены правительственными и ведомственными наградами и грамотами:

  • лауреат премии Совета Министров СССР за проектирование и строительство Дома политического просвещения в Душанбе (1976 г.);
  • лауреат Всесоюзного смотра-конкурса на лучшую постройку года (медаль, диплом, 1985 г.);
  • лауреат Всесоюзного смотра-конкурса на лучший проект года (1986 г.);
  • Серебряная медаль ВДНХ СССР (1988 г.);
  • Заслуженный архитектор Таджикской ССР (1988 г.);
  • коллектив под его руководством занял 1-е место в муниципальном конкурсе на благоустройство набережной реки Упы в Туле (2013 г.);
  • Почетная грамота Правительства Тульской области за концепцию реконструкции зданий бывших Тульских электросетей в Тульском кремле (2014 г.);
  • Заслуженный архитектор Российской Федерации (2018 г.).

Напутственное слово студентам

Вам крупно повезло, что вы учитесь в СПбГАСУ — вузе, выпускники которого достойно представляют свою alma mater с середины ХIХ в. по сегодняшний день.

За время обучения в Университете вам предстоит освоить все науки, связанные с архитектурой, развить чувство пространственного воображения, позволяющее с закрытыми глазами ходить по объекту, зная и чувствуя пропорции, цветовую гамму и освещение каждого помещения. Только полученные знания и выработанное умение, отточенное на опыте выполнения курсовых проектов различной тематики с желанием отличиться в подаче и креативности проекта, позволят после окончания вуза получить достойную работу и успешно продвигаться по карьерной лестнице.

Я благодарен профессорско-преподавательскому коллективу ЛИСИ шестидесятых годов прошлого века, сумевшему вложить в наши головы большой объем знаний, благодаря которым выпускники тех далеких лет после окончания вуза могли адаптироваться к любым условиям. Наши преподаватели выработали в нас умение быстро выполнять проекты с высоким качеством их подачи.

Появление компьютерных программ в настоящее время упростило процесс архитектурного проектирования и при вычерчивании основных чертежей, и при выполнении материалов подачи, с достижением качества фотографии.

Я высоко оцениваю владение компьютерными программами, что отличает современных архитекторов (у нас этого не было и в помине), но по своему опыту хочу предостеречь начинающего архитектора от возможности потерять чувство масштаба. При восприятии на мониторе всё, казалось бы, на месте, но при выполнении в натуре нередко приходится убедиться, что элементы фасада, представлявшиеся при проектировании сомасштабными, в натуре оказываются далеко не такими. Компьютер — компьютером, но не надо забывать, что мы умеем и рисовать. Только при прорисовке элементов вручную можно достичь требуемого эффекта. Не стоит также забывать, что многие заказчики просят представить подачу проекта на подрамнике от руки, чтобы повесить в своем кабинете как рекламу затеянного строительства.

Время бежит быстро. Не успеешь оглянуться, и студенческие годы позади. Скоро придется доказывать свое умение в какой-нибудь проектной конторе, и тогда уже первые ваши шаги всё поставят на свое место: либо вас ждет творческий успех, либо всю оставшуюся жизнь придется заниматься перемычками и перегородками (которые тоже нужны).

Глава Минстроя Владимир Якушев ушел в отставку. Как менялись руководители российского Стройкомлекса в последние годы?

Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

9 ноября в отставку ушел министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев, возглавлявший ведомство чуть больше двух лет. Теперь он займет должность полпреда в Уральском федеральном округе. На его место премьер-министр Михаил Мишустин предложил первого замглавы ведомства Ирека Файзуллина.


Владимир Якушев


Эскроу-счета

Главным достижением Владимира Якушева на посту министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства считается введение счетов эскроу. С 1 июля 2019 года в России начался переход на новую схему финансирования строительства многоквартирных домов через эскроу-счета. Деньги дольщиков размещаются на специальных счетах в аккредитованных банках, а стройка осуществляется за счет банковского проектного финансирования.

Всероссийская реновация

В сентябре 2020 года в Госдуму был внесен законопроект о реновации жилья по всей России. Документ регулирует комплексное развитие территорий и расселение ветхого и аварийного жилья. Он также предполагает комплексную реновацию промышленных территорий. В основе инициативы — московская программа реновации пятиэтажек. Включать в программу будут те дома, в которых две трети собственников и нанимателей поддержали инициативу, в том числе на общих собраниях.

Льготная ипотека

Программа льготной ипотеки стартовала 17 апреля и первоначально была рассчитана на срок до 1 ноября, впоследствии она была продлена до июля 2021 года. Льготная ипотека под 6,5% позволяет оформить кредит на квартиру в новостройке сроком на 20 лет с первоначальным взносом от 15%. Программа распространяется на все категории граждан. Основным требованием к заемщику является наличие российского гражданства.

Михаил Мень


Михаил Мень возглавлял Минстрой на протяжении шести лет, с ноября 2013 года, когда на базе федерального агентства Госстрой было создано министерство. Он покинул свой пост в мае 2018 года, после того как президент Владимир Путин утвердил состав нового кабинета.

Частные инвестиции в ЖКХ

В России появился рынок концессионных проектов в сфере ЖКХ. По данным на 1 января 2018 года, в сфере ЖКХ было заключено 1,8 тыс. концессионных соглашений. Общий объем инвестиций составил более 257 млрд руб.

Управление многоквартирными домами

С мая 2015 года введено лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами. Минстроем России в 2017 году разработан ряд законопроектов по ужесточению лицензирования управляющих компаний. Среди них — переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, которые позволят исключить из цепочки оплаты коммунальных услуг управляющие компании.

Комфортная городская среда

Подготовка к ЧМ–2018

Минстрой России проводил мероприятия по подготовке коммунальной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование спортивных объектов, строящихся для чемпионата мира по футболу. За время реализации подпрограммы было построено 29 объектов на территории Волгоградской, Свердловской, Нижегородской, Ростовской, Самарской областей и Мордовии.

Сокращение административных процедур в строительстве

Техрегулирование в строительстве

В 2015 году правительством было принято решение о реализации комплексной программы развития системы технического регулирования в строительстве. За время реализации программы разработаны и актуализированы своды правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений. С 2017 года Минстроем России также начата разработка новых и пересмотр действующих национальных стандартов, включающих определение требований к инновационным строительным материалам и конструкциям.

Михаил Мень с учетом процессов реформирования управления отраслью стал долгожителем Минстроя России. Он возглавлял министерство с ноября 2013 года и занимал этот пост шесть лет.

Менее года Стройкомплексом страны руководили при Владимире Путине Илья Южанов (четыре месяца), Владимир Коган и Владимир Токарев (полгода). Чуть дольше задержались Владимир Аверченко (один год) и Николай Кошман (полтора года), Борис Фурманов и Сергей Круглик — по два года, Анвар Шамузафаров — три года. И только Герой Социалистического Труда, легендарный строитель БАМа, министр ельцинского призыва Ефим Басин с перерывом руководил строительным ведомством России в общей сложности семь лет (в 1992–1999 годах).

После Пленума ЦК КПСС в июне 1962 года строительные организации были преобразованы в главные территориальные управления по строительству, подчинённые министерствам строительства республик. За совнархозами были оставлены только функции застройщиков.

Законом от 2 октября 1965 года Госкомитет по делам строительства СССР был преобразован в союзно-республиканский орган государственного управления. Были выделены в отдельные системы строительные и производственные организации: специализированные (по транспорту, производству строительных материалов, монтажным и специальным работам) и общие (по республиканским министерствам строительства).

В этот период в строительстве, в отличие от промышленности, преобладала система республиканского подчинения. Функции Госстроя СССР были связаны в основном с осуществлением единой технической политики, руководством архитектурой, планировкой городов и т. д., ввиду чего Госстрой СССР не занимался оперативным руководством и хозяйственным управлением строительными предприятиями.

Особенность новой системы управления строительством состояла в сочетании отраслевого принципа с территориальным единством подрядных организаций. Это означало, что в рассматриваемой сфере отсутствовало единое руководство, строительство однородных объектов осуществлялось различными организациями, не было утверждённых генеральных планов развития городов.

17 октября 1969 года Советом Министров СССР было утверждено Положение о Министерстве строительства СССР. В компетенцию указанного государственного органа входило руководство строительством промышленных предприятий, зданий и сооружений, жилых домов и объектов культурно-бытового назначения независимо от того, к каким отраслям народного хозяйства они были отнесены; контроль за выполнением заданий по вводу в действие производственных мощностей и объектов.

Особая роль в управлении строительством принадлежала союзно-республиканскому Государственному Комитету СССР по делам строительства (Госстрой СССР), который в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года нёс ответственность за проведение единой технической политики в строительстве, совершенствование проектно-сметного дела, повышение качества проектирования; а также за улучшение архитектурного облика городов, промышленных центров и посёлков.

Действуя в области технического регулирования, Госстрой СССР утверждал общегосударственные нормативы, сметные нормы, правила, инструкции и другие нормативные акты по строительству, обязательные для исполнения всеми министерствами и ведомствами, а также предприятиями и организациями независимо от их подчинённости.

При Госстрое СССР был образован Государственный Комитет по гражданскому строительству и архитектуре, наделённый полномочиями по проведению единой градостроительной политики, направленной на развитие городов и посёлков.

Система строительных министерств, сформированная в 60-е годы, функционировала на основе сочетания территориального и отраслевого принципов. Отрасли строительства – промышленное, сельскохозяйственное, жилищно-гражданское – в качестве объекта регулирования были рассредоточены по многочисленным отраслевым и территориальным органам управления. Построение такой системы управления строительной деятельностью в СССР и республиках препятствовало специализации строительства (увеличивалось количество дублирующих друг друга организаций на одной и той же территории).

Рассмотренные органы управления строительством просуществовали до реформ начала 90-х годов. С распадом СССР в декабре 1991 года были ликвидированы союзные органы управления строительством. Некоторое последующее время продолжали действовать строительные министерства и ведомства УССР, система которых была изменена с провозглашением независимости.




В результате исторического анализа рассматриваемой сферы, можно сделать вывод, что процесс зарождения и становления организации и управления строительным комплексом был последовательным и соответствовал тому или иному периоду государства.

Исторический анализ возникновения и развития организационно-правовых форм строительного комплекса в СССР свидетельствует об активной роли государства и правящей Коммунистической (большевистской) партии в руководстве данным комплексом. За годы советской власти была создана в целом жизнеспособная хозяйственно-социальная структура, решающая как специфические технические проблемы строительной индустрии, так и общесоциальные (обеспечение населения жильём, решение задач промышленного и сельскохозяйственного строительства, специального строительства и т. д.).

Особенно яркое выражение успехов в строительстве имело в период решения одной из самых актуальных проблем в СССР – переселении подавляющей части советских граждан из бараков и коммуналок в благоустроенные квартиры. Целенаправленная деятельность государства выдвинула СССР в число ведущих держав мира по масштабам и темпам строительства.

Однако, являясь составной частью всего советского общества, система управления строительным комплексом не могла не испытывать на себе влияние административно-бюрократических методов государственного руководства, тоталитарного политического режима.

В конце 1980-х годов внутренние проблемы, присущие системе управления строительным комплексом, и общая социально-экономическая ситуация в СССР, обусловленная ориентацией на переход к рыночной экономике, послужили толчком к проведению организационно-структурных преобразований системы, демократизации процессов управления.

Формальным днем начала работы над архитектурно-градостроительным законодательством был день открытия (первого и последнего) объединенного пленума правления СА СССР и СА РСФСР 25 октября 1989 года в городе Пенза.

В действительности работа началась на два года раньше с образования подготовившего этот пленум Совета по архитектурно-градостроительному законодательству СА СССР.

Очень показателен даже перечень рассматриваемых на этом пленуме документов: Проект Основ градостроительного законодательства СССР и союзных республик, Примерная структура Градостроительного Кодекса союзной (автономной) республики, Городской архитектурно-градостроительный Устав, Проект Положения об эскизном архитектурном проекте, проект Положения об архитекторе-авторе проекта. Первые документы создавались на абсолютно пустом месте, так как ни одного закона по градостроительству и архитектуре до этого не было более семидесяти лет, создание законодательной базы в правовом вакууме при полном отсутствии судебной практики и тотальной правовой безграмотности похоже на строительство здания без фундаментов.

В ходе проводимых реформ в Украине после 1991 года была создана система управления градостроительным комплексом, ориентированная на новые социально-экономические и политические цели и задачи.

Отсюда несовершенство и не полнота таких скороспелых законов, которые, к тому же, не очень ложились на нашу почву с ее особым совковым менталитетом. В таких условиях, преодолевая непонимание , в первую очередь, строителей и всеобщее невежество, в самом конце1980-х создавался фундамент того , что сейчас стало обычным.


Развитие промышленности в России середины XIX века привело к осознанию необходимости создания влиятельного органа управления строительной отраслью. 6 апреля 1865 года решением Государственного Совета Канцелярия строений преобразована в Технико-строительный комитет и передана в ведение Министерства внутренних дел России. Утвержден Строительный Устав, устанавливающей обязанностью Комитета рассмотрение и экспертизу проектов перед передачей их на утверждение императору. Также в компетенцию Комитета входило проектирование сооружений, находящихся в ведении Министерства и имевших общегосударственное значение.

В последние десятилетия XIX века управление строительством передано в ведение городских управ (земств). Контроль над качеством проектов, строительством и расходованием средств снизился, что зачастую приводило к авариям. Строгий надзор за качеством проектирования и строительства сохранялся лишь в государственной сфере, охватывающей прокладку железных дорог, строительство путевых сооружений, военных и казенных объектов и т.п.


В начале XX века для становления института экспертизы наступили не самые лучшие времена: многочисленные проекты реформирования строительной отрасли и экспертизы так и остались нереализованными. После Октябрьской революции, 5 декабря 1917 года распоряжением Совета народных комиссаров создан подотдел общеполезных государственных сооружений при ВСНХ РСФСР, задача которого – управление строительной отраслью и осуществление экспертно-надзорных функций.

9 мая 1918 года был учрежден Главный комитет государственных сооружений (Главкомгосоор) при ВСНХ РСФСР, в компетенцию которого входят разработка государственного плана строительства и рассмотрение всех проектов, поступающих в ВСНХ и наркоматы.

Советский период

Указом Президиума ВС СССР от 9 мая 1950 года и постановлением СМ СССР от 10 июня 1950 года № 2434 был образован Госстрой СССР, на который как на единый орган управления отраслью были возложены задачи не только координации всей строительной деятельности, но и обеспечение технического прогресса в строительстве и производстве стройматериалов — стало очевидным, что начинать надо с резкого повышения качества проектов и смет.

Главное управление государственной экспертизы как самостоятельный главк Госстроя СССР сформировано в 1962 году. Главное управление государственной экспертизы как самостоятельный главк Госстроя СССР сформировано в 1962 году. До его появления функции экспертизы делили между собой комплексные отраслевые подразделения Главного комитета государственных сооружений ВСНХ, в их функции также входили работы по организации и контролю технического нормирования и типового проектирования.

В 1963 году небольшое по численности Главное управление государственной экспертизы при Госстрое СССР было преобразовано в мощную структуру с отраслевыми отделами. в последующие годы подразделения Главгосэкспертизы и самостоятельные организации с такими же функциями появляются в союзных и автономных республиках, краях и крупных городах.


В целях совершенствования экспертной работы было принято несколько документов, в том числе постановление Совета Министров СССР «Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений от 4 мая 1973 года № 291. Во исполнение этого постановления были осуществлены мероприятия, направленные на повышение действенности экспертизы как средства контроля за качеством проектов, внедрением в производство новейших научно-технических достижений и эффективностью капитальных вложений.

29 сентября 1987 года постановлением Совета Министров РСФСР № 386 создано Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое РСФСР (Главгосэкспертиза РСФСР). Главгосэкспертиза РСФСР и ее региональные управления составили систему экспертных органов Госстроя РСФСР. На Главгосэкспертизу РСФСР была возложена ответственность за организационное и методическое руководство работой всех экспертных органов РСФСР, обобщение результатов экспертизы технико-экономических расчетов, обоснований, проектов и смет, подготовку предложений о совершенствовании проектно-сметного отдела, его нормативной базы, распространение передового опыта проектирования и строительства.

Новая Россия


7 мая 1998 года принят Федеральный закон № 73-ФЗ, который вводит первый Градостроительный кодекс Российской Федерации — кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий градостроительные и отдельные связанные с ними отношения на территории страны.

Главгосэкспертиза России сегодня

В регионах Главгосэкспертиза России представлена двенадцатью филиалами, которые рассматривают проектную документацию по объектам капитального строительства, реконструкции или технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства). Филиалы расположены на всей территории Российской Федерации – от Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону до Екатеринбурга, Хабаровска и Севастополя.


В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 563 Главгосэкспертиза России наделена полномочиями по проведению технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов и предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Руководители Главгосэкспертизы России

Юрий Борисович Жуковский

Юрий Борисович Жуковский

Родился в 1935 году в Москве. Окончил Московский инженерно-экономический институт имени Серго Орджоникидзе (1953—1958), машиностроительный факультет, специальность – экономика и организация машиностроительной промышленности, а также политико-экономический факультет Университета марксизма—ленинизма при Фрунзенском РК КПСС (1982—1983).

Более тридцати пяти лет Юрий Борисович Жуковский проработал в экспертных органах Госстроя СССР и Госстроя России. Работая помощником Председателя Госстроя СССР, курировал вопросы экспертизы, проектно-сметного дела, технического нормирования в строительстве.

с 1986 года возглавлял Главгосэкспертизу Госстроя Российской Федерации, одновременно замещая должность заместителя Председателя Госстроя РСФСР. Все годы работы на посту руководителя Главгосэкспертизы России был членом коллегии Госстроя Российской Федерации.

За время трудовой деятельности в Госстрое СССР и Госстрое Российской Федерации проводил экспертизу проектов наиболее значимых народнохозяйственных строек, был непосредственным разработчиком более десяти правительственных постановлений по актуальным вопросам капитального строительства, проектно-сметного дела и экспертизы проектов.

Большой личный вклад Юрий Борисович внес в создание системы органов государственной вневедомственной экспертизы Российской Федерации и других союзных республик бывшего СССР, а также в создание нормативно-методической базы, обеспечивающей эффективную деятельность экспертизы и насчитывающей около сорока документов.

Изначально заложенные им принципы и организационные формы территориального построения органов государственной вневедомственной экспертизы под единым организационно-методическим руководством Главгосэкспертизы России подтвердили жизненность и действенность созданной единой экспертной системы при всех переломных ситуациях переходного периода последнего десятилетия в России.

Юрий Борисович был членом экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, членом комиссии при Президенте России по государственным премиям в области науки и техники, председателем Межгосударственной комиссии по межгосударственной экспертизе проектов стран СНГ, членом правления РОИС, Заслуженным строителем и Почетным строителем России, а также обладателем ряда правительственных наград и почетных грамот.

Вячеслав Юрьевич Леушин

Вячеслав Юрьевич Леушин

Родился в 1950 году.

Окончил факультет строительства военно-морских баз Высшего военного инженерно-технического училища (1967—1972), получив специальность военного инженера-строителя.

Кандидат экономических наук, академик Международной академии информатизации, заслуженный строитель Российской Федерации, работал в системе экспертизы более двадцати лет, пройдя путь от рядового эксперта до начальника главка.

с 2001 года возглавлял Главгосэкспертизу при Госстрое России. Под его руководством с 2001 года началась перестройка системы экспертных органов страны путем создания обособленных подразделений (филиалов) в субъектах Российской Федерации, а также совершенствование законодательно-нормативной базы экспертной деятельности.

Вячеслав Юрьевич Леушин – председатель Комиссии по межгосударственной экспертизе проектов Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности государств – участников СНГ. Автор многочисленных публикаций и аналитических статей по вопросам совершенствования проектного дела, методологии экспертной деятельности, повышения эффективности инвестиций в строительстве и т. д.

Вячеслав Юрьевич принимал активное участие и в общественной жизни строительной отрасли, являясь председателем Союза строительных экспертов России и членом правления Российского общества инженеров строительства.

Сергей Павлович Османов

Сергей Павлович Османов

Родился в 1955 году в Армянской АССР.

После окончания университета работал в Ленинградском городском суде, городской прокуратуре.

С 1991 по 1993 годы возглавлял Юридическое управление КУГИ Санкт-Петербурга.

С 2006 по 2014 годы возглавлял Главгосэкспертизу России.

Благодаря своему высокому профессионализму, невероятной работоспособности, чуткому отношению к работе, выдающимся личным качествам Сергей Павлович вызывал неизменное уважение коллег.

Государственный комитет СССР по делам строительства (аббр. Госстро́й СССР; также известен под другими наименованиями) — центральный орган государственного управления, осуществлявщий руководство строительным комплексом СССР в 1950—1991 годы.

С января 1952 года строительство в СССР промышленных предприятий жилых и гражданских зданий и сооружений осуществлялось по проектам и сметам, в соответствии с Инструкциями, причём отмечалось, что:

Министерства, ведомства и проектные организации обязаны не допускать излишеств в проектах и сметах и обеспечивать всемерное сокращение стоимости строительства и удешевление стоимости продукции проектируемого предприятия.. [7] .

Кроме того, требовалось согласование проектно-сметных работ с Госстроем СССР, запрещалась разработка индивидуальных проектов по объектам, на которые имеются типовые проекты и вводилась ответственность заказчиков проектов и проектных организаций [7] .

В ноябре 1952 года Госкомитет участвовал в разработке проекта и дал заключение по тоннельному переходу через Татарский пролив на Сахалине [8] .

В 1955 году ведомство разработало и внедрило систему двухстадийного проектирования, а также ввело Строительные нормы и правила.

29 декабря 1980 года ведомством введена Инструкция СН 531-80 о составе, порядке разработки и утверждения схем теплоснабжения населенных пунктов с суммарной тепловой нагрузкой до 116МВт (100 Гкал/ч). Документ стал основным нормативным и регламентирует порядок разработки, согласования и утверждения схем теплоснабжения городов и ориентирован на крупные централизованные источники тепла и не рассматривает малые котельные теплопроизводительностью менее 15-20 Гкал/ч [10] .

24 августа 1986 года Государственный комитет СССР по делам строительства, на основании вышедшего Постановления №970 ЦК КПСС и Совета Министров СССР, был преобразован в Государственный Строительный Комитет СССР [11] .

Согласно Положению, утверждённому Постановлением Совета Министров СССР от 22 декабря 1986 года, назначение комитета — проведение единой технической политики, повышение эффективности капитального строительства, обеспечение технического прогресса, повышение качества и сокращение сроков строительства, развитие строительной индустрии, улучшение дела градостроительства и архитектуры, проектно-сметного дела, осуществление государственной экспертизы проектов и смет. Госстрой СССР разрабатывал и утверждал общесоюзные нормы и технические условия строительного проектирования, нормы продолжительности строительства, сметные нормы, расценки, прейскуранты и ценники и т. п. [4] [12] .

30 ноября 1987 года появился Приказ, в соответствии с которым все организации, входящие в структуру органа, были переведены на самофинансирование [13] [14] . В феврале 1988 года вышло Положение о порядке организации, задачах и функциях группы технического надзора и заказчика-застройщика, который осуществляет строительство новых предприятий, зданий и сооружений подрядным способом [15] .

За годы своей истории государственный орган по делам строительства несколько раз менял наименования:

Комитет возглавлял Председатель, который назначался в соответствии с Конституцией СССР Верховным Советом СССР, а в периодах между сессиями — Президиумом ВС СССР, с последующим утверждением на сессии ВС СССР [4] . У Председателя был ряд заместителей, распределение обязанностей между ними производилось Председателем [4] . С внесением изменений в Конституцию СССР в 1953 году, Председатель ведомства стал членом Совета Министров СССР [23] .

В соответствии с Положением о Государственном строительном комитете СССР от 22 декабря 1986 года, в его системе стали находиться [21] :

  • Госкомитеты по делам строительства: союзных республик и автономных республик
  • Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР
  • Министерства строительства: в северных и западных районах СССР; в южных районах СССР; в районах Урала и Западной Сибири СССР; в восточных районах СССР
  • Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР
  • Министерство транспортного строительства СССР
  • Министерство промышленности строительных материалов СССР
  • Министерства строительства союзных республик и подчинённые им организации, учреждения и предприятия
  • строительные организации, непосредственно подчинённые Советам Министров союзных республик или исполкомам местных Советов народных депутатов.

Центральный аппарат

Центральный аппарат ведомства состоял (на 1968 год) из 800 человек [4] , включая следующие подразделения:

  • Отдел технического нормирования и стандартизации
  • Отдел типового проектирования и организации проектно-изыскательских работ
  • Отдел организации и нормирования труда
  • Отдел сметных норм и ценообразования в строительстве
  • Отдел научно-технической информации и изданий
  • Отдел строительной индустрии, конструкций и новых материалов
  • Отдел внешних сношений
  • Отдел норм расхода строительных материалов
  • Отдел организации и экономики строительства
  • Отдел планировки и застройки промышленных узлов
  • Отдел механизации строительства
  • Государственная строительная инспекция
  • Отдел кадров
  • Второй отдел
  • Управление научно-исследовательских работ и новой техники
  • Управление планирования, финансирования и материально-технического обеспечения подведомственных организаций (с хозяйственным отделом и центральной бухгалтерией)
  • Главное управление по строительному проектированию промышленных предприятий и сооружений
  • Главное управление государственной экспертизы проектов
  • Научно-технический совет (на правах отдела)
  • Управление делами, являвшееся секретариатом Госстроя СССР; существовало на правах отдела и включало:
  1. Юридический отдел
  2. Общий отдел.

Коллегия Госстроя СССР

В Госстрое СССР существовала Коллегия в составе Председателя и его заместителей по должности, а также ведущих сотрудников ведомства. Члены коллегии и заместители Председателя утверждались Советом Министров СССР [4] .

Решения коллегии проводились в жизнь, как правило, приказами Председателя. В случае разногласий между Председателем и коллегией, Председатель проводил в жизнь своё решение, докладывая о возникших разногласиях Совету Министров СССР, а члены коллегии, в свою очередь, сообщали своё мнение в Совет Министров СССР [4] , который и принимал окончательное решение.

Госгражданстрой

В состав Госстроя СССР входили и общесоюзные органы, такие как Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре (сокр. Госгражданстрой) [21] [24] .

Основными задачами данного органа являлись: проведение единой градостроительной политики в развитии городов и посёлков, организация работ по типовому проектированию жилых домов, гражданских зданий и сооружений и руководство этими работами, а также внедрение типовых проектов в строительство и современной архитектуры в градостроительство и проведение научных исследований [24] .

Структура Госкомитета состояла из Председателя, его заместителей и членов Комитета, назначавшихся Советом Министров СССР [24] .

Госстройдормаш

В период с 1963 года по 1965 год в составе Госстроя СССР находился Госкомитет строительного, дорожного и коммунального машиностроения, занимавшийся машиностроением в области строительных и дорожных машин, строительного и механизированного инструмента и другого технологического оборудования [25] .

Республиканские органы

Госстрой СССР осуществлял руководство строительной деятельностью в стране через соответствующие государственные комитеты и другие органы республик Союза ССР и автономных республик. Статус Госстроя СССР в качестве союзно-республиканского органа государственного управления был закреплён в Конституции Советского Союза [4] .

Органы по делам строительства республик Союза ССР

Республиканские органы были образованы в августе 1955 года в следующих союзных республиках: [26]

Органы по делам строительства автономных республик РСФСР

В отличие от структуры союзного госкомитета и комитетов союзных республик, в структуре государственного органа по делам строительства автономной республики отсутствовала коллегия.

  • Башкирская АССР[35]
  • Коми АССР . Создан в октябре 1955 года в качестве Управления по делам строительства и архитектуры Совета Министров Коми АССР на базе существовавшего с 27 марта1946 годаУправления по делам архитектуры при Совете Министров Коми АССР. В период с 1 апреля1959 года до 28 сентября1961 года находился в составе Министерства коммунального хозяйства Коми АССР, а затем как самостоятельное Управление по делам строительства и архитектуры Совета Министров Коми АССР[36]
  • Марийская АССР . Образован в 1944 году в качестве Марийского республиканского управления по делам строительства и архитектуры. Прекратил деятельность в 1967 году[37]
  • Тувинская АССР . Создан в октябре 1961 года, в качестве Управления по делам строительства и архитектуры СМ Тувинской АССР на базе областного отдела по делам архитектуры при Тувоблисполкоме. В 1981 году преобразован в Госкомитет Тувинской АССР по делам строительства[38]
  • Удмуртская АССР . Создан 2 ноября1961 года в качестве Управления по делам строительства и архитектуры при Совете Министров УАССР. 15 марта1980 года преобразован в Государственный комитет УАССР по делам строительства при Совете Министров УАССР, а в сентябре 1990 года — вновь переименован в Государственный комитет УАССР по строительству и архитектуре (Госкомархстрой УАССР)[39]
  • Чувашская АССР . 6 декабря1979 года Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР появился Государственный комитет Чувашской АССР по делам строительства. Госстрой Чувашской АССР образовался на базе Управления по делам строительства и архитектуры Совета Министров Чувашской АССР[40]
  • Якутия . 25 января1980 года по Указу Президиума Верховного совета Якутской АССР созданное в мае 1944 годаУправление по делам строительства и архитектуры Совмина ЯАССР переименовано в Государственный комитет ЯАССР по делам строительства[41]

Академия строительства и архитектуры СССР

В 1933 году в СССР была создана Всесоюзная Академия архитектуры при Президиуме ЦИК СССР. В 1936 году Академия передана Комитету по делам искусств при СНК СССР, а в 1939 году сменила название и стала Академией архитектуры СССР [42] . В дальнейшем она находилась в ведении Комитета по делам архитектуры при СНК СССР (с 1943 года по 1946 год), а с образованием в Советском Союзе Министерств в 1946 году — в составе комитета СМ СССР (с 1946 года по 1949 год). В течение года (с 1949 года по 1950 год) Академия находилась в составе Министерства Городского Строительства СССР [42] .

С образованием в 1950 году системы Госстроя СССР и до прекращения деятельности в 1963 году научное учреждение находилось в подчинении ведомства (с 1956 года под названием Академия строительства и архитектуры СССР) [42] .

  • В её состав входили: восемнадцать НИИ, Центральные научно-реставрационные мастерские, научные советы, Музей архитектуры [43] .
  • Учреждение имело ряд отделений: Ленинградский, Уральский, Западно-Сибирский, Казахский [43] .

Академия занималась разработкой научных проблем в области строительства, проведением и координацией научно-исследовательских и экспериментальных работ, информацией об опыте строительства и подготовкой научных кадров [42] .

На момент прекращения деятельности, в 1963 году, в учреждении работали: 2 почётных члена, 67 действительных членов, 105 членов-корреспондентов [43] .

Госстройиздат

Читайте также: