Кто подписал каирскую декларацию со стороны
Обновлено: 04.07.2024
Окончание Второй Мировой Войны стало поворотным пунктом в истории развития советско/российско-японских отношений и правового статуса Курильских островов, проблема которых являлась камнем преткновения на протяжении второй половины XX века между двумя государствами.
К началу Второй Мировой Войны под суверенитетом Японии находились все Курильские острова, включая и четыре спорных острова (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи), а также весь остров Сахалин, так как в 1920 году Япония силой захватила и северную часть острова. Международно-правовые документы, выработанные в течение и после Второй Мировой Войны, коренных образом изменили ранее существовавшую ситуацию. К таким документам можно отнести:
1. Англо-американскую декларацию (Атлантическую хартию) от 14 августа 1941 г., к которой СССР присоединился 24 сентября 1941 г.;
2. Каирскую декларацию от 1 декабря 1943 г.;
3. Крымское (Ялтинское) соглашение от 11 февраля 1945 г.;
4. Потсдамскую декларацию от 26 июля 1945 г.;
5. Акт о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 г.;
6. Сан-Францисский мирный договор от 8 сентября 1951 г.;
7. Совместную декларацию СССР и Японии от 19 октября 1956 г., а также некоторые другие договоренности.
Из текста Сан-Францисского мирного договора ясно следует указание на государство, к которому переходят Южный Сахалин и Курильские острова, поскольку последние указаны в одном пункте с Сахалином, который возвращался Советскому Союзу как государству, являвшемуся владельцем данного острова до заключения Портсмутского договора, а также потому, что сама конструкция Договора 1951 г. такова, что отходящие от Японии территории группируются в нём в зависимости от того, какому государству они должны принадлежать.
Переговоры и консультации проводились также в ходе официального визита в СССР министра иностранных дел Японии К. Миядзавы 15-17 января 1975 г., официального визита в Японию министра иностранных дел СССР А.А. Громыко 9-13 января 1976 г.
а) приоритет открытия и освоения Южных Курил принадлежит нашей стране;
б) в то время, когда эти острова принадлежали Японии, она использовала их как плацдарм для агрессии в отношении соседних государств, в частности, для нападения на Перл-Харбор в 1941 г. и на советские мирные суда в течение Второй Мировой Войны, когда действовал советско-японский пакт о нейтралитете;
в) Япония как государство-агрессор во Второй Мировой Войне на основании решений стран-победительниц была лишена части территории, в том числе и всех Курильских островов, в качестве наказания за эту агрессию;
Ускорение подготовки мирного договора и существенное расширение научно-технического и иного сотрудничества между Россией и Японией продолжалось приблизительно весь 1991 год.
Начальная фаза данного этапа была заложена в ходе официального визита в СССР министра иностранных дел Японии Таро Накаямы 21-23 января 1991 г. и официального визита в Японию министра иностранных дел СССР А.А. Бессмертных 29-31 марта 1991 г., во время которых министры продолжили переговоры, касающиеся заключения советско-японского мирного договора. Была достигнута договоренность о проведении очередного заседания рабочей группы по данному вопросу в феврале 1991 года.
В ходе визита было также подписано 15 советско-японских документов, среди которых - Меморандум о советско-японских межправительственных консультациях; Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии о сотрудничестве в оказании технического содействия реформе по переходу на рыночную экономику в СССР; Меморандум о связях и сотрудничестве между СССР и Японией в области охраны культурного достояния и некоторые другие двусторонние документы.
В ходе рабочего визита в СССР министра иностранных дел Японии Таро Накаямы 12-17 октября 1991 г. стороны приняли решение о реорганизации деятельности функционирующей с 1988 года постоянно действующей рабочей группы по мирному договору между СССР и Японией.
В её рамках были созданы две подгруппы: подгруппа по обсуждению статьи договора о территориальном размежевании и подгруппа по обсуждению других вопросов, связанных с мирным договором. По итогам переговоров министры обменялись письмами о процедуре взаимных безвизовых посещений японскими гражданами островов Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи и советскими гражданами - жителями упомянутых островов - Японии.
Таким образом, данный этап характеризуется ускорением подготовки мирного договора, причём спорными стали официально признаваться четыре, а не два острова Курильской гряды. Вместе с тем, было намечено существенное расширение научно-технического и иного сотрудничества между СССР и Японией.
Поэтапное разрешение территориального спора между Россией и Японией стало иметь место приблизительно с 1992 г. по настоящее время. Такая позиция была высказана во время поездки в Японию Б.Н. Ельцина в январе 1990 года. Она предусматривала пять этапов урегулирования территориальной проблемы:
1. признание нашей страной существования территориальной проблемы;
2. демилитаризация островов;
3. установление на спорных островах свободной экономической зоны с предоставлением приоритета японскому бизнесу;
5. поиск путей окончательного решения вопроса будущим поколением политиков.
В 1994-1996 гг. начал осуществляться и второй этап - демилитаризация островов. В результате на Южных Курилах фактически остались лишь пограничные заставы и морские подразделения. При этом противостоящая России военная группировка Японии на о. Хоккайдо не только не уменьшилась, но увеличилась и дополнительно усилилась за счёт оснащения новейшими вооружениями.
Видя такое развитие событий, Япония восприняла это как признак слабости России и развернула беспрецедентный нажим на российскую сторону, инициировав массовый несанкционированный заход специально подготовленных быстроходных судов в территориальные воды у Южных Курил якобы для промысла рыбы. Количество таких нарушений достигало 10 тыс. в год. В этих условиях тогдашний директор ФПС генерал Николаев добился разрешения на применение против нарушителей силы вплоть до открытия огня, что ранее, в советское время, никогда не применялось. Такое развитие событий поставило под угрозу весь пятиэтапный план Ельцина. Срочно были применены дипломатические коррективы, начались переговоры о предоставлении японским судам (по существу браконьерам) права промысла в наших территориальных водах.
Помимо Московской декларации немалый интерес вызывает упомянутое Рыболовное соглашение, подписанное Борисом Немцовым, в то время зампредом правительства РФ, в феврале 1998 г. сроком на три года. Главное, что обращает на себя внимание, это фактически зафиксированный в нём отказ России от своих суверенных прав в своих территориальных водах в районе Южных Курил, т. е. на своей территории.
В основном документе - собственно Соглашении - нет ни слова о контроле за ведением промысла японскими судами со стороны российских органов рыбоохраны и пограничников, равно как ничего не говорится о соблюдении японскими рыбаками российских законов и правил. Иными словами, Япония как государство не берёт на себя никаких официальных обязательств по этому ключевому вопросу.
1. Зиланов В., Плотников А. Курильские миражи вчера и сегодня. НГ, от 3.02.2000.
4. НГ от 23.02.1999. Интервью главы МИДа Игоря Иванова.
Если море не переполняется, то лишь потому, что Провидение позаботилось снабдить океанские воды губками. Альфонс Алле
ещё >>
Читайте также:
- Что из перечисленного не относится к основным принципам правового государства тест
- Отметь правильный вариант ответа в какой из приведенных ситуаций нарушены права ребенка
- Как букинг выплачивает деньги арендодателю
- Имеют ли граждане рф право на проведение независимой медицинской экспертизы
- На примере любой отрасли права поясните почему она тяготеет