Кто писал доносы на галича

Обновлено: 30.06.2024



С момента странной гибели поэта Александра Галича прошло уже больше 43 лет, однако его стихи и песни звучат на бардовских фестивалях и бережно хранятся в фонотеках почитателей его творчества. Он был необыкновенно многогранной личностью: успешный драматург, по сценариям которого снимались высокоидейные советские фильмы и ставились пьесы, талантливый бард и поэт, внезапно ставший неудобным и непонятным, вынужденный эмигрант, добившийся успеха за рубежом. Но был ли он счастлив там, за пределами своего Отечества?

Успешный драматург

Александр Гинзбург в детстве и молодости. / Фото: www.yutais.ru

Александр Гинзбург (настоящее имя) очень рано увлёкся творчеством, уже в пятилетнем возрасте он освоил фортепиано и зарифмовал первые строчки. Впрочем, мама мальчика, смеясь, говорила, будто сочинять стихи он начал даже раньше, чем заговорил.

Александр Гинзбург. / Фото: www.ufa-lib.ru

Он занимался в литературном кружке Эдуарда Багрицкого, а после окончания школы собирался идти всё же в Литературный институт. Но именно в тот год, когда Александр Гинзбург заканчивал девятый класс, Константин Станиславский набирал свою последнюю студию. Он поступил сразу и в литературный, и в студию Станиславского, но совмещать их не получилось, и Гинзбург стал учеником великого режиссёра.

Валентина Архангельская, первая жена поэта. / Фото: www.labirint.ru

В Ташкенте Александр познакомился с актрисой Валентиной Архангельской, которая вскоре стала его женой. В 1943 году у супругов родилась дочь Алёна. Девочке было всего два года, когда мама уехала служить в Иркутский театр, а воспитанием дочери занимался сам Гинзбург. Спустя год Алёна уехала к маме в Иркутск, но через несколько месяцев вернулась к отцу. До второго класса она жила с ним. Долгая разлука привела к тому, что у супругов появились увлечения на стороне и они расстались.

Александр Галич с дочерью Алёной. / Фото: www.sovsekretno.ru

Александр Галич (к тому времени он уже придумал себе псевдоним) позже женился на Ангелине Шекрот (Прохоровой), а Валентина Архангельская вышла замуж за актёра Юрия Аверина.

Александр Галич с женой Ангелиной. / Фото: www.myrubai.ru

Опальный поэт

Александр Галич. / Фото: www.regnum.ru

Он продолжал писать сценарии, он ездил за границу в составе советских делегаций, но песни его уже жили собственной жизнью. Он часто выступал перед учёными и, со слов его дочери Алёны, стал единственным писателем, приглашённым на юбилей ко Льву Ландау и часто общался с Петром Капицей.

Александр Галич. / Фото: www.livejournal.com

В 1968 году Александр Галич выступил на фестивале бардовской песни в Новосибирске, завоевав первую премию. Правда, после возвращения с фестиваля последовал вызов в Союз писателей и строгое предупреждение со стороны сотрудника КГБ о возможных последствиях в случае продолжения песенного творчества.

Но не писать песни и не исполнять их Галич уже просто не мог. Но ещё до лета 1971 года он продолжал жить, не особенно замечая какие-то неудобства или притеснения со стороны властей. Однако затем песни Александра Галича откровенно не понравились одному из членов политбюро, и поэт снова получил предложение отказаться от этой части его творчества. Но он оказался несговорчив и непослушен, продолжая писать.

Эмигрант

Александр Галич. / Фото: www.iknigi.net

Автора в январе 1972 года исключили из Союза писателей и Союза кинематографистов СССР. В этом же году он перенёс третий по счёту инфаркт и получил инвалидность. А в июне 1974 он вынужден был эмигрировать из Советского Союза под давлением властей. Спустя 4 месяца все произведения Галича запретили в СССР.

Александр Галич. / Фото: www.culture.ru

Его дочь Алёна утверждает, что отец в эмиграции ни в чём не нуждался. Он был вполне обеспечен и в материальном плане. Но ему не хватало главного: его зрителя и его слушателя. Кроме того, на радио, где ему довелось работать, существовала своя цензура. Его угнетал тот факт, что он уехал от давления и к нему же вернулся, только уже в чужой стране.

Александр Галич. / Фото: www.livejournal.com

В гибели поэта было много неясного. Кто-то утверждал, будто до Александра Галича дотянулись руки всесильного КГБ СССР, кто-то списывал случившееся на несчастный случай. А французская полиция закрыла дело о смерти поэта на 50 лет. То есть возобновят его расследование, возможно, лишь в 2027 году.

Александр Галич

Исполнилось 90 лет со дня рождения драматурга, поэта, автора и исполнителя своих песен Александра Галича. Его пьесы и сценарии легли в основу многих популярных фильмов и театральных постановок, но в первую очередь он остался в памяти как бард, герой самиздата и диссидент - непримиримый борец с СССР.

Исполнилось 90 лет со дня рождения драматурга, поэта, автора и исполнителя своих песен Александра Галича. Его пьесы и сценарии легли в основу многих популярных фильмов и театральных постановок, но в первую очередь он остался в памяти как бард, герой самиздата и диссидент - непримиримый борец с СССР.

Отличник

Поэт родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в еврейской семье. Галич - это псевдоним, сокращение по слогам фамилии, имени, отчества - Гинзбург Александр Аркадьевич. Сразу после его рождения семья перебралась в Севастополь, а в 1923 году переехала в Москву.

Глава семьи - Аркадий Самойлович Гинзбург - был экономистом, мать - Фанни Борисовна Векслер - работала в консерватории. Она увлекалась театром, училась музыке, и большинство ее увлечений передались детям - Александру и Валерию (Валерий Гинзбург впоследствии стал известным кинооператором, снял фильмы "Солдат Иван Бровкин", "Когда деревья были большими", "Живет такой парень" и др.).

Благодаря матери Александр с 5 лет учился играть на рояле, писал стихи. В 8 лет стал заниматься в литературном кружке, которым руководил поэт Эдуард Багрицкий. В школе он учился на "отлично", был всеобщим любимцем – помимо прекрасной игры на рояле, он хорошо танцевал, пел революционные песни, декламировал стихи. В 14 лет в печать вышла его первая поэтическая публикация.

Окончив 9-й класс десятилетки, Александр поступил одновременно и в Литературный институт, и в Оперно-драматическую студию Станиславского на драматическое отделение. Позже он отдал предпочтение театру и ушел из Литинститута, но и Оперно-драматическую студию он покинул всего через 3 года, так и не получив диплом.

Кстати, поводом к уходу из студии послужила обида: один из преподавателей студии однажды дал ему для ознакомления его личное дело. И там, среди прочего, Александр Гинзбург прочел слова: "Этого надо принять! Актера из него не выйдет, но что-то выйдет обязательно!"

Юного студийца эта фраза задела, и осенью 1939 года он ушел в только что открывшуюся студию под руководством Алексея Арбузова. В феврале следующего года студия дебютировала спектаклем "Город на заре", в создании и постановке которого принял участие Галич. Но спектакль был показан всего несколько раз - затем началась война.

Знаменитость

На фронт Галича не взяли из-за врожденного порока сердца, поэтому он работал в передвижном театре под руководством Плучека и Арбузова, написал для театра еще несколько пьес: "Вас вызывает Таймыр" (в соавторстве с К. Исаевым), "Пути, которые мы выбираем", "Под счастливой звездой", "Походный марш", "За час до рассвета", "Пароход зовут „Орлёнок“", "Много ли человеку надо", а также сценарии фильмов "Верные друзья" (совместно с К. Исаевым), "На семи ветрах", "Дайте жалобную книгу", "Третья молодость", "Бегущая по волнам".

В начале 50-х Галич был уже преуспевающим драматургом, его пьесы с огромным успехом шли во многих театрах страны. В 60-х он стал известен уже как кинодраматург, на фильмах которого затем вырастет не одно поколение страны.

Так, в 1954 году фильм "Верные друзья", снятый по сценарию Галича, занял в прокате 7-е место, его посмотрели более 30 млн зрителей.

В 1955 году Галича приняли в Союз писателей СССР, а три года спустя - в Союз кинематографистов. Сценарии Галича были нарасхват, жанры, в которых он работал, были абсолютно разными: в военной драме "На семи ветрах" повествовалось о любви, опаленной войной; в комедии "Дайте жалобную книгу" - о предприимчивой девушке-директоре ресторана; в биографической драме "Третья молодость" - о великом русском балетмейстере Мариусе Петипа; в детективе "Государственный преступник" - о поимке органами КГБ опасного преступника, повинного в гибели сотен людей в годы Великой Отечественной войны. За последнюю работу будущий диссидент Галич был даже удостоен премии КГБ.

Диссидент

С середины 1960-х годов Галич резко меняет свою жизнь - обращается к поэзии, начинает исполнять свои стихи под гитару. Благодаря магнитофонным записям его песни мгновенно становятся популярными и известными по всей стране. Самой первой магнитиздатской песней стала "Леночка" - о девушке-милиционере, в которую влюбляется заморский шах. После этого появились "Старательский вальсок", "У лошади была грудная жаба", "Тонечка", "Красный треугольник", "Аве Мария", "Караганда", "Ночной дозор" и др.

Галич не пел свои песни: это была мелодекламация, чтение стихов под музыку - перебор струн гитары. Некоторые критики даже считают поэзию Галича "антипесенной". По словам известного барда Юлия Кима, "Галич легко переходил от декламации к пению, от пения к декламации, в отличие от других бардов - например, Окуджавы, который был очень музыкален".

Галич присоединился к немногим в то время исполнителям авторской песни, не признаваемой официальными властями. С 1968 года его песни стали издаваться за границей, и Галичу были запрещены выступления. Последним из его легальных выступлений был бардовский фестиваль в новосибирском Академгородке в марте 1968 года.

Этот концерт вызвал небывалый аншлаг. Под него был выделен самый обширный из залов Дворца физиков под названием "Интеграл", и этот зал был забит до отказа, люди стояли даже в проходах. В первом ряду сидели члены фестивального жюри и все партийное начальство.

Галич начал с песни "Промолчи", которая задала тон всему выступлению ("Промолчи - попадешь в палачи"). Когда же через несколько минут он исполнил крамольную "Памяти Пастернака", весь зал поднялся со своих мест и некоторое время стоял молча, после чего разразился громоподобными аплодисментами. Галич получил приз - серебряную копию пера Пушкина, почетную грамоту Сибирского отделения Академии наук СССР, в которой написано: "Мы восхищаемся не только Вашим талантом, но и Вашим мужеством. "

Роковой для Александра Галича стала одна из магнитофонных записей с домашних концертов. Дочь члена Политбюро Дмитрия Полянского выходила замуж за актера Театра на Таганке Ивана Дыховичного. После шумного застолья и танцев молодежь стала слушать магнитиздат. Тогда-то отец невесты и услышал песни Галича.

Буквально через несколько дней на Политбюро он поднял вопрос об "антисоветских песнях" Галича. Галичу припомнили его выступление в Академгородке, выход на Западе сборника его песен и многое другое.

В декабре 1971 года Галича исключили из Союза писателей, через полтора месяца - из Союза кинематографистов. Были прекращены все репетиции, сняты с репертуара все спектакли, заморожено производство фильмов, автором сценария которых был Александр Галич. Барду и драматургу пришлось распродавать свою библиотеку, подрабатывать литературным "негром", давать домашние концерты (по 3 руб. за вход). В апреле 72-го у него случается третий по счету инфаркт. Он получает инвалидность второй группы, которая обеспечивала его пенсией в 60 руб.

Весь 1973 год официальные власти подталкивали Галича к тому, чтобы он покинул СССР. Поэт долго сопротивлялся, но когда в 1974 году его пригласили в Норвегию на семинар по творчеству Станиславского, ОВИР отказал ему в визе, заявив: "Зачем вам виза? Езжайте насовсем". При этом КГБ пообещал оперативно оформить все документы для отъезда. Галич сдался.

Эмигрант

20 июня 1974 года он получил документы на выезд и билет на самолет, датированный 25 июня. Дочь барда Алена Архангельская-Галич рассказывала: "Его провожало много народу. Был там Андрей Андреевич Сахаров. Когда отец выходил из дома, во дворе все окна были открыты, многие махали ему руками, прощались. Была заминка на таможне, когда ему устроили досмотр. Уже в самолете сидел экипаж и пассажиры, а его все не пускали и не пускали. Отцу велено было снять золотой нательный крест, который ему надели при крещении, дескать, золотой и не подлежит вывозу. На что папа ответил: "В таком случае я остаюсь, я не еду! Все!" Были длительные переговоры, и наконец велено было его выпустить. Отец шел к самолету совсем один по длинному стеклянному переходу с поднятой в руке гитарой. "

Спустя 5 месяцев после отъезда Александра Галича постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР.

Галич уехал сначала в Норвегию, затем - в Мюнхен. Последней остановкой Галича стал Париж, где они с женой поселились в небольшой квартире на улице Маниль. В иммиграции у барда появилось свое дело, которое приносило ему хороший доход, и своя аудитория.

Однако за границей бард прожил лишь три с половиной года - 15 декабря 1977 года в возрасте 59 лет Александр Галич скончался. Он погиб в результате несчастного случая - его ударило током в его парижской квартире.

Известно, что в тот день в его квартиру доставили из Италии стереокомбайн "Грюндиг". На следующий день должен был прийти мастер и подключить аппаратуру, но Галич решил опробовать телевизор немедленно. Он перепутал антенное гнездо и вместо него вставил антенну в отверстие в задней стенке аппаратуры, коснувшись ею цепей высокого напряжения. Его ударило током, он упал, упершись ногами в батарею, замкнув таким образом цепь. Когда вернулась домой супруга Галича, он еще подавал признаки жизни. Через несколько минут приехали врачи, но было уже поздно – Александр Галич умер на руках у жены.

Естественно, смерть такого человека, как Галич, вызвала самые противоречивые отклики в эмигрантской среде. Некоторые не верят в несчастный случай, придерживаясь версии, что смерть поэта - дело рук советских спуцслужб.

Последним пристанищем Галича стала могила на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа близ Парижа. Надпись, выбитая на плите над могилой поэта, гласит: "Блажени изгнани правды ради".


Александр Галич – прославленный поэт, прозаик, драматург, сценарист, автор и исполнитель собственных композиций. Состоял в Народно-трудовом союзе российских солидаристов, являлся членом-корреспондентом Комитета прав человека в СССР, был участником петиционных кампаний.

Детство

Александр Галич в детстве

Уже тогда подросток знал, что свяжет свою биографию с творчеством, но долго решал, какое направление ему выбрать. После окончания девятого класса он стал студентом одновременно двух вузов – Оперно-драматической студии Станиславского и Литературного института, в котором проучился совсем недолго. Любовь к сцене перевесила увлечение сочинительством, хотя писать стихи он не перестал. Через три года умер Станиславский, Гинзбург не захотел продолжать учебу у других педагогов, и оставил Оперно-драматическую студию.

Александр Аркадьевич Галич

Когда началась война, Гинзбурга не взяли в действующую армию, медики признали его негодным по состоянию здоровья. Тогда Александр присоединяется к геологоразведочной партии, уезжает в Грозный. На новом месте молодой человек поступил в труппу местного драмтеатра, где прослужил на протяжении нескольких лет. После того, как Арбузов создал в Ташкенте театральную труппу, Александр с удовольствием присоединился к ней, тем более, что бывший преподаватель собрал в этом городе своих выпускников.

Музыка

Музыка всегда занимала важное место в биографии Галича, но в конце 50-х он начинает уделять ей все больше внимания. Он начал писать композиции, пел их под собственный аккомпанемент на гитаре. Создавая авторскую песню, Галич ориентировался на традиционные романсы, и спустя некоторое время уже вышел в лидеры этого жанра. Уже тогда начали появляться первые магнитофоны, песни записывались на бобины, появилась возможность слушать полюбившиеся произведения по нескольку раз, обмениваться с друзьями. Популярность Галича росла с каждым днем.

Александр Аркадьевич Галич

Когда Александр приступил к записи сборников своих произведений, он не стал включать в них свои первые песни. Некоторые из них, написанные в период с 1959-го по 1962 год, попали под запрет государственных органов СССР. Их признали не соответствующими общепринятой советской этике. Обиженный несправедливостью по отношению к себе и своему творчеству, Галич, тем не менее, продолжает писать песни, которые приобретают все более глубокий смысл и остроту, в них звучит откровенное недовольство властью и политикой государства.

Естественно, так не могло продолжаться долго, и вскоре Гинзбург ощутил на себе всю мощь правительственного гнева. Ему не разрешали организовывать концерты, записывать альбомы и печатать собственные стихотворения. Александр и не думал сбавлять обороты, ему больше нравилась свобода, чем благополучная и комфортная жизнь.

Вопреки запрету организовывать концертную деятельность, Александр тайно выступал в квартирах. Те, кто приходил на эти концерты, записывали песни барда на кассеты и распространяли между своими друзьями и знакомыми. Но бдительные служащие КГБ научились отслеживать эту ситуацию, выступали с требованием отменить концерт и изымали уже записанные кассеты.

Александр Аркадьевич Галич

Фильмы

Александр Аркадьевич Галич

Личная жизнь

Свою будущую супругу – актрису Валентину Архангельскую, Галич встретил в Ташкенте. Она была младшей сестрой дирижера и композитора Ростислава Архангельского. Романтические отношения Александра и Валентины длились до конца пребывания в Ташкенте, а вернувшись в Москву в 1942-м, они оформили свои отношения официально. С рождением детей затягивать не стали, спустя год их семья стала больше на одного человечка – дочку Александру(Алену), которая станет в свое время Заслуженной артисткой РФ, родит сына Павла Галича, кино и театрального актера.

Однако назвать личную жизнь Галича счастливой можно с большой натяжкой.

Сашеньке исполнилось всего два года, когда ее маме предложили работу в драматическом театре Иркутска, и женщина, не раздумывая, отправляется на новое место жительства. Расстояние между городами было очень большим, встречи мужа с женой случались все реже, пока не сошли на нет. Семейная лодка потерпела крушение, супруги развелись.

Александр Аркадьевич Галич

Александр недолго ходил в холостяках. В 1947 году в его личной жизни появилась Ангелина Шекрот, с которой он и прожил до самого конца своих дней. Женщина искренне любила поэта, поэтому не обращала внимания на его бесконечные романы на стороне, старалась обустроить семейное гнездышко, чтобы любимому хотелось возвращаться домой.

В 1967-м СМИ напечатали информацию, что поэт стал отцом внебрачного ребенка. У Галича на тот момент был роман с сотрудницей киностудии им.Горького Софьей Михновой-Войтенко. Мальчика назвали Гриша и он получил фамилию матери.

С каждым годом напряжение вокруг Александра Галича становилось все сильнее. Государство ущемляло права поэта, не давало возможности развивать дальнейшую карьеру. Власть стремилась сделать все от нее зависящее, чтобы Галич иммигрировал из страны. Долго ждать не пришлось, поэт уехал в 1974-м, и больше в СССР не вернулся.

Александр Аркадьевич Галич

Существует две версии случившегося. Одни источники утверждают, что Галич воспользовался израильской визой, а другие уверены, что поэт замаскировал эмиграцию под участие в норвежском семинаре и сумел беспрепятственно покинуть Советский Союз. Спустя четыре месяца после его отъезда все творческое наследие Галича запретили, изъяли из продажи все стихи, книги, музыкальные композиции и пьесы. Мало того, поэта лишили гражданства СССР.

Александр Аркадьевич Галич

Смерть

После окончательного переезда на постоянное место жительства, Галич и его жена начали обустраивать свой быт на новом месте. Однако этой идиллии не суждено было длиться долго. Вскоре с Галичем случился несчастный случай, который был уготован ему судьбой.

Однажды супруга ушла за покупками в магазин, а Александр решил заняться подключением телевизионной антенны. Каким образом он мог перепутать гнезда и воткнуть ее в гнездо под напряжением, теперь уже не узнать. Александр получил удар электрического тока, который и стал причиной его смерти 15 декабря 1977 года.

Когда жена вернулась, поэт еще был жив. Его можно было спасти, если бы вызванные медики быстрее приехали. Но, так как помощь вовремя не подоспела, Галич умер. Сразу после этого случая поползли слухи о не случайности происшедшего, говорили, что это убийство, причем заранее спланированное и подготовленное. Но эти домыслы не нашли подтверждения, парижские знакомые поэта – Владимир Максимов и Василий Бетаки, примчавшиеся на место происшествия, заявили, что Галич действительно умер в результате несчастного случая.

Александр Аркадьевич Галич

12 мая 1988 года, дочь поэта, Алена Архангельская, подала ходатайство правительству СССР, и Александр Галич был восстановлен в Союзе кинематографистов, а 15 мая того же года и в Союзе писателей СССР. Летом 1993-го поэту вернули гражданство России.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


Государства любят цензуры, поскольку сами не могут ничего создавать, они бесплодны в этом плане. Для создания надо привлекать кого-то другого, какого-то недалекого в политическом плане творческого человека. И не только за его произведением, но и за ним самим надо все время следить.

Но система доносов была очень серьезной. Такое слабое звено спецслужбы старались найти в самом близком окружении интересующего их человека:

на поэта В. Сосюру доносы писала жена [12];

на А. Галича – друг семьи, народный артист СССР [13];

Все это отражает внимание спецслужб к тем, кто своим творчеством выходит на массовое сознание.

Хотя некоторые документы сохранились ([18], см. также [19–20]).

Из марксистов наиболее интересно думал на тему идеологии А. Грамши, создавший свою теорию гегемонии [21]. Он считал, что только репрессиями невозможно удерживать население. Правящий класс удерживает свое доминирование, постоянно доказывая его правильность в виртуальном пространстве. И по сути вся советская практика управления литературой и искусством работала на создание ощущения справедливости своего типа управления страной.

Все это воздействие с помощью подключения к позитивным эмоциям, которые увлекают нас сильнее реальности, поскольку это более сильное влияние, созданное специалистами по образам, в отличие от голой реальности, где всегда много лишнего и отвлекающего.

Эмоции идут из искусственной среды, где для них даже создаются специальные контексты. В кино в этот контекст помещает зритель, тем сильнее действуют эти направленные эмоции.

Управление массовым сознанием учитывает и то, что не на всех подействует этот инструментарий. Но если он может затронуть, например, 70 %, то это все равно составляет в результате миллионы, мышление будет нужным образом унормировано.

Мир, в котором живет постсоветское пространство, даже разделившись на республики, не смог выработать нужный уровень единства стран. В них все равно бурлят разные (иногда противоположные) политические интересы и цели. Вырабатываемый ими контент не способен достичь нужного уровня стабилизации общества и государства.

В понимании патриотизма украинцы выделяют такие три составляющие – любовь к своей стране (80 %), готовность ее защищать и, если нужно – с оружием в руках – 64 %, воспитание у детей любви и уважения к своей стране – 58 % [28–29]. За ними следуют: выполнение законов страны – 56 % и знание истории своей страны и ее культуры – 51 %. Это то, что записано в головах у граждан.

Я. Грицак: решающую роль в объединении народа играет не национальная идея, а ежедневный опыт жизни, в котором есть и победы, и поражения [30]. Поэтому на объединение нации работает и Голодомор как национальная трагедия, и победы, например, в спорте. Это можно понять как то, что в такие моменты люди соприкасаются в своей душе с чем-то большим, чем просто обыденность.

Литература

Глава вторая

Цивилизация контента идет на смену прошлым цивилизациям, религии и идеологии

Наши цивилизации религии и идеологии, от которых мы постепенно начинаем уходить, были сформированы вербально. Все развитые страны были в сильной степени литературоцентричны, поскольку литературные тексты не только создавали их славу и гордость, но и формировали их идентичности. Запаздывание с порождением нужных текстов мешало формированию идентичности. Оперы Дж. Верди в свое время тоже формировали итальянскую идентичность, поэтому он даже попал в парламент. И это вновь свой тип контента. Хотя он носит и развлекательный характер, но все зависит от того, что в нем видит и слышит зритель.

Религия и идеология базируются на текстах. Они в свое время подняли статус текста до невиданных высот. Сказки были созданы 6–8 тысяч лет назад, и они распространялись исключительно устно. Но и те, и другие задали правила поведения для многих поколений.

Книгопечатание привело к формированию литературных языков и современной картины мира, состоящей из национальных государств. Чисто религиозные картины мира не покоились так сильно на языке, поскольку исповедывать такую религию можно было и на других языках. Религиозное содержание относится к далекому прошлому, а национальные государства формировались в настоящем.

Религия и идеология порождают обязательные для всех тексты, развлекательный контент строится по другой модели – он всегда факультативен. Человек как бы сам его выбирает, хотя это тоже иллюзия, поскольку машины рекламы и паблик рилейшнз ведут его в нужном направлении. Текста религии и идеологии – мало, развлекательному контенту нет числа.

Можем построить такую сопоставительную таблицу этих типов контента:

РЕЛИГИЯ-ИДЕОЛОГИЯ – РАЗВЛЕЧЕНИЕ

сакральный – обыденный

обязательный – факультативный

ограниченное число базовых текстов – бесконечное

Доминирование развлекательного контента разрешает добавление в общий список все новых и новых элементов. Они не носят сакрального характера, поэтому их число может быть бесконечным. Цивилизация выросла в создании все новых и новых машин по производству контента. Сначала к книгопечатанию добавились кино и радио, потом телевидение, и в наше время визуальный канал победил вербальный. В соцсетях потребители хоть и пишут вербально, но для них характерно во многом реагирование толпы, а не индивида, что повторяет реагирование на визуальные потоки.

Вербальный контент имел индивидуальное потребление. И в случае романов индивидуальное создание. Сегодня с приходом визуального доминирования и потребление, и создание стало массовым. Даже когда мы в одиночку сидим и смотрим фильм по Нетфликсу, одновременно с нами по всему миру смотрят этот же фильм миллионы. Все массовое всегда приносит занижение интеллектуального уровня, которое сегодня сопровождается компенсацией в виде усиления эмоционального уровня контента. Он притягивает настолько сильно, что в стриминговых сервисах люди смотрят за раз множество серий. И это еще сильнее увеличивает степень воздействия телесериала. Утрируя, можно сказать, что Советскому Союзу не хватило сериалов, чтобы удержаться от распада.

Мы видим только то, что есть у нас перед глазами, с трудом представляя набор будущих проблем. Поэтому в этот список должна быть вписана даже смена мышления человечества, так как новые проблемы не смогут разрешаться старыми методами.

Если раньше люди находились в парадигме выживания, поэтому боролись в материальной сфере, то сегодня этой проблемы нет, они смещаются в виртуальное пространство из физического, теперь они уже скорее играют в игры, а не выживают, то есть играют, а не живут. Отсюда смена типа основного производства: от производства материального к производству нематериальных продуктов. Материальные продукты имели свою градацию – быть вкусным, теплым и под., нематериальные свою – быть развлекательным.

Все это также происходит по той причине, что человечество все время увеличивает объемы нерабочего времени. И все правительства нуждаются в том, чтобы в это время люди не ходили по улицам с флагами и плакатами, а радостно сидели перед экранами. Ведь наше время – это время большой протестной активности. Ее не было в эпоху незыблемых религий и идеологий. Потеря сакральности богов и царей привела к отсутствию сакральности у всех последующих правителей, которых стали именовать президентами и премьерами, а приходить к власти они стали – о, ужас! – с помощью выборов.

Люди все сильнее погружены в чужую жизнь из телесериалов, а не в свою. Телесериалы стали предметом обсуждения вместо реальности, люди обмениваются названиями и рассказами о фильмах, не пытаясь говорить о своей жизни. Они упоминают лишь то, что принесло им наибольшее удовольствие. Воздействие контента сравнимо с наркотическим.

Телесериал – это искусственное расширение наших виртуальных пространств. Цензура и контроль со стороны государств направлены на обратное – искусственное сужение как информационного, так и виртуального пространства. Китай, например, убирает изображение Винни-Пуха и даже упоминание его из-за имени, поскольку в массовом сознании закрепилось (или кто-то сделал это намеренно) ассоциация Винни и лидера Китая [3–4]. Массовое сознание таким образом отреагировало на постоянное пропагандистское завышение в подаче любой информации о лидере, что хорошо нам знакомо по советским временам.

Такую подмену точки отсчета, вероятно, видят только люди, выросшие в советской школе, где была заложена противоположная интерпретация, в рамках которой декабристы были людьми будущего, а власть относилась к прошлому. Сегодня вдруг появилась иная интерпретация, то есть вся история теперь должна быть переписана, а не только роль декабристов. Советская история описывала жизнь как череду народных выступлений против царского режима. Теперь на смену ей возвращается концепция, что власть… от бога, поэтому протестовать против нее кощунственно, поскольку это только ухудшит ситуацию.

Люди из новой школы будут воспринимать ситуацию именно глазами создателей фильма. Как видим, развлекательный контент на самом деле способен менять идеологические предпочтения населения в сторону, нужную власти. И не только идеология для масс, но и стили мышления, потребность в которых может возникать. Например, Китай повернулся лицом к изданию фантастической литературы, чтобы в результате порождать в своей стране более интенсивно технические инновации. Если Запад использует такие переходы с помощью стимуляций в более естественной форме, то авторитарные системы, имея воздействие на всю цепочку (цензора, редактора, автора), могут запускать такие переходы искусственно.

Сегодня мы получили опять новый вид контента, привязанный к соцсетям. Когда-то в девятнадцатом веке пришли романы, распространению которых помогло книгопечатание, с одной стороны, и появление у людей свободного времени, с другой. Но путешествие книги в массовое сознание занимает долгое время. Только массовая литература стала напрямую разговаривать с массовым сознанием. Они как бы нашли друг друга, потому что были созданы друг для друга.

Читайте также: