Кто освобождает от должности волжского природоохранного прокурора

Обновлено: 30.06.2024

Свыше 2,5 тысяч рек являются притоками Волги, берущей начало из самого сердца России – Великого Валдайского водораздела. Протянувшись с севера на юг более чем на 3,5 тысячи километров, Волга ежегодно подает в Каспийское море 250 тысяч кубических километров воды.

Согласно данным Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации, Центра экологической политики России, Института экологии Волжского бассейна РАН на территории Поволжья чуть более 40% населения России, проживающего в Волжском бассейне, производит 45% промышленной и 50% сельскохозяйственной продукции.

Все это свидетельствует о высоком антропогенном воздействии на окружающую природную среду. Промышленные предприятия используют Волгу и ее притоки в качестве приемника сточных вод – ежегодно в бассейн сбрасывается до 20% всех сточных вод России, в атмосферу густонаселенных городов России выбрасывается в год почти 30% всех вредных веществ, выбрасываемых в России.

В конце 1980-х годов проблема обеспечения экологической безопасности стала важнейшей составляющей национальной безопасности. Государством были предприняты меры по созданию механизма, системы органов и организаций, нацеленных на решение экологических проблем, объединенных общей целью, тесно координирующих свои действия, работающих в условиях единого правового и информационного поля, для которых вопросы экологии стояли не на втором или десятом, а на первом месте.

Особую роль в деле охраны окружающей природной среды были призваны сыграть органы прокуратуры, являющиеся одной из основных опор государственной власти и главным инструментом обеспечения верховенства закона, экологической безопасности государства. Как показал опыт, средства прокурорского надзора, применяемые в экологической сфере, являются одной из основных и наиболее эффективной силой, противостоящей ведомственной вседозволенности и правовому беспределу. Поэтому надзор за исполнением природоохранного законодательства, как неотъемлемая часть государственного механизма по регулированию процессов оздоровления природной среды, стал одним из важнейших направлений прокурорской деятельности.

Вместе с тем выявление и пресечение экологических правонарушений и преступлений требовало от прокурорских работников высокого профессионализма и глубокой специализации в данной сфере. В отличие от уголовных и административных противоправных действий круг пострадавших здесь был намного обширней, последствия -крупномасштабные и, порой, отдаленные во времени, поэтому и конкретный ущерб зачастую было установить гораздо трудней. Сюда еще нужно прибавить сложность, многоплановость и несовершенство экологического законодательства, отсутствие наработанной практики, необходимость тесной координации и взаимодействия с целой системой государственных органов, специально уполномоченных в области охраны окружающей среды.

На пороге 1990 годов для всех стала очевидной необходимость более полного использования всех правовых механизмов, включая и средства прокурорского надзора, для оздоровления окружающей природной среды.

Выход из создавшегося положения был один – создавать специализированные природоохранные прокуратуры.

Постепенно назрела необходимость создания органа прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства в Поволжье. Однако готовая форма такой структуры отсутствовала, не было и аналогов. При этом представлялось очевидным, что нельзя охранять отдельно Верхнюю Волгу, Среднюю или Нижнюю. Например, сложно достичь положительного результата, в Саратовской области, если в Ульяновской, и Тверской Волга будет интенсивно загрязняться. Требовалось, кроме прочего, сплотить и объединить усилия многих государственных органов, выступить координатором общих усилий, направленных на борьбу с экологическими правонарушениями в речном бассейне. Как воздух, нужна была единая и полная информация о состоянии законности в Поволжье.

27 апреля 1990 года приказом Генерального прокурора СССР Александра Яковлевича Сухарева была создана первая в России межрегиональная специализированная природоохранная прокуратура.

В октябре 1990 года, приказом Генерального прокурора СССР были образованы 12 межрайонных природоохранных прокуратур, расположенных в городах, представляющих наибольшую экологическую опасность: Осташкове, Твери, Череповце, Ярославле, Костроме, Иванове, Чебоксарах, Казани, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде, Ульяновске.

В ноябре 1991 года в сферу надзорной деятельности Волжской природоохранной прокуратуры вошла и Рязанская область, территорию которой пересекает приток Волги.

В марте 1992 года, после упразднения прокуратуры Каспийского водного бассейна, приказом Генерального прокурора РСФСР в подчинение Волжской природоохранной прокуратуре были переданы Северо-Каспийская водная прокуратура, впоследствии переименованная в Астраханскую межрайонную природоохранную прокуратуру, и Нижневолжская водная прокуратура – ныне Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура.

В январе 1998 года приказом Генерального прокурора РФ Волжская природоохранная прокуратура переименована в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру.

В июне 2011 года Приказом Генерального прокурора РФ образована Марийская межрайонная природоохранная прокуратура.

В настоящее время Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре подчинены 16 межрайонных природоохранных прокуратур, осуществляющих надзор на территории 15 субъектов Федерации.

Опыт работы Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры показывает, что именно такая структура позволяет на основании анализа статистических сведений, материалов контролирующих и правоохранительных органов, иной поступающей информации иметь целостную картину состояния законности в сфере охраны природы во всем Волжском бассейне, глубоко вникнуть в суть экологических проблем Волги, видеть перспективу, акцентировать внимание на наиболее острых вопросах.

Такой подход обеспечивает комплексный и последовательный характер работы по предупреждению и пресечению экологических правонарушений.

Осуществляя функции межрегионального органа прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы, прокуратура систематически, по единым методикам организует проверки в целом по всему Волжскому региону, ставит вопросы об устранении нарушений экологического законодательства не только перед местными, территориальными, но и перед федеральными органами власти.

Волжской прокуратурой подняты такие серьезнейшие экологические проблемы, которые раньше оставались вне поля зрения других органов, как загрязнение водных объектов неочищенными сточными водами, незаконного забора воды из подземных источников, подачи населению некачественной питьевой воды; захоронения и утилизации биологических отходов, в т.ч. содержащих споры опасного инфекционного заболевания - сибирской язвы; незаконного захвата земли; захламления Волги и ее притоков затопленными плавательными средствами и др.

С учетом этого приходилось идти непроторенным путем, создавать новую правоприменительную общенадзорную, исковую, судебно-следственную практику, на основе которой разрабатывать соответствующие методики.

Многолетнее плодотворное сотрудничество Волжской прокуратуры с органами исполнительной власти, прокуратурами субъектов Российской Федерации, а также специализированными прокуратурами, несомненно, положительно сказывается на экологической ситуации Волжского бассейна и свидетельство этому многочисленные примеры.

Только сбросы неочищенных загрязненных сточных вод в Волгу и ее притоки за последние 3 года сократились на 45 млн. куб. метров, снизились выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уменьшилось количество незаконных рубок леса, проводится конкретная работа по приведению полигонов ТБО в надлежащее состояние.

При весьма внушительных масштабах Волжского бассейна штат прокурорских работников не очень велик: в аппарате и 16 межрайонных прокуратурах трудится всего 144 оперативных сотрудника. Но каждого из работников отличает высокий профессионализм, ответственное отношение к делу, принципиальность и настойчивость в отстаивании государственных и общественных интересов. Они самоотверженно и не считаясь с личным временем выполняют возложенные на них обязанности.

С 2014 года на должность Волжского межрегионального природоохранного прокурора назначен государственный советник юстиции 3 класса, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации Селифанов Вениамин Вениаминович - кадровый прокурорский работник, прошедший все ступени служебной лестницы.

В настоящее время усилия прокуратуры сконцентрированы на решении экологически значимых проблем Волжского бассейна, прежде всего, имеющих межсубъектовый характер.

Главная цель работы прокуратуры - обеспечение законности и правопорядка в природоохранной сфере, защите экологических прав и свобод граждан и сохранении всей экосистемы великой русской реки Волги.

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура



Важные ссылки

НашДом

Министерство природопользования Российской Федерации

Реализация 415-ФЗ

Сайт полномочного представителя Президента РФ в ЦФО

Высший исполнительный орган государственной власти

Министерства Рязанской области

  • Министерство финансов Рязанской области
  • Министерство промышленности и экономического развития Рязанской области
  • Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области
  • Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области
  • Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области
  • Министерство строительного комплекса Рязанской области
  • Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области
  • Министерство природопользования Рязанской области
  • Министерство по делам территорий и информационной политике Рязанской области
  • Министерство здравоохранения Рязанской области
  • Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
  • Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области
  • Министерство культуры и туризма Рязанской области
  • Министерство физической культуры и спорта Рязанской области
  • Министерство цифрового развития, информационных технологий и связи Рязанской области

Представительства Рязанской области

Главные управления Рязанской области

Государственные инспекции Рязанской области

Государственные органы РО

Уполномоченный по правам человека в Рязанской области

Уполномоченный по правам ребенка в Рязанской области

Уполномоченный по защите правам предпринимателей

ГСПИ

Правовой портал Минюст




Единый портал государственных услуг

Жилье для российской семьи

Социальная ипотека

Пустой 2

Пустой 3

Прокуратура разъясняет

Финансовая культура

Региональный портал госуслуг

Бизнес-навигатор МСП

Корпорация МСП

Портал малого и среднего предпринимательства

Инвестиционный портал

Бизнес-портал Рязанской области

Региональная геоинформационная система Рязанской области

Центр государственной кадастровой оценки Рязанской области

Персональные данные.дети

Работа в России

Зеркальный реестр проверок

Фонд РЖС

Безопасные дороги

ФГБУ ФКП Росреестра

ФАДН России

производительность.рф

Пустой 1


18.12.2018 Выступление исполняющего обязанности Волжского межрегионального природоохранного прокурора старшего советника юстиции Макушенко Е.А.

Четверть века назад, в день всенародного голосования 12 декабря 1993 года принята Конституция Российской Федерации – правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и провозгласивший высшую ценность человека, его прав и свобод.

Неотъемлемым правом гражданина, в соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, является право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней.

Реализация данного права неразделима с обязанностью каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленной в статье 58 Конституции Российской Федерации.

Под особой защитой Конституции Российской Федерации находится земля, которая в соответствии со статьей 9 вместе с другими природными ресурсами используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьей 36 определено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Важнейшую роль в обеспечении соблюдении данных права и обязанности играет прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства, отнесенный к числу приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.

На территории 15 субъектов Российской Федерации Волжского бассейна от Тверской до Астраханской области надзор за соблюдением законов в сфере охраны окружающей среды и природопользования осуществляет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура.

Только за истекший период 2018 года Волжскими природоохранными прокурорами выявлено более 25 тыс. нарушений законов. В целях их устранения внесено более 5 тыс. представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено около 5 тыс. виновных лиц. С целью приведения незаконных правовых актов в соответствие с законом принесено свыше 2,3 тыс. протестов. Направлено 1 тыс. исков (заявлений) в суды общей юрисдикции и арбитражные суды. По материалам прокурорских проверок, направленных в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в органы расследования, возбуждено 200 уголовных дел.

Важнейшей составляющей экологической безопасности государства является сохранение и рациональное использование водных ресурсов. С этой целью природоохранными прокурорами предъявляются иски о возложении на хозяйствующие субъекты обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, органы местного самоуправления – организовать надлежащее водоотведение и канализацию и др. Под особым вниманием находятся вопросы расчета и возмещения ущерба, причиняемого сбросами загрязненных сточных вод. Выявляются и пресекаются нарушения, связанные с предоставлением, приватизацией земельных участков, в состав которых включена береговая полоса водных объектов.

По мерам прокурорского реагирования за последние два года в 77 случаях обеспечен свободный доступ к водным объектам, снесено 212 незаконно размещенных объектов в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полосах.

В результате принятых за время работы Волжской прокуратуры мер поднято, утилизировано или отремонтировано около 2 тыс. затонувших плавсредств. Под контролем прокуроров находится каждый факт массовой гибели водных биологических ресурсов.
Особое внимание уделяется вопросам сбора и утилизации промышленных и бытовых отходов.

Конструктивная работа с органами власти и местного самоуправления способствует открытию новых объектов размещения, переработки и сортировки отходов. За последние 2 года на поднадзорной территории Волжского бассейна введено в эксплуатацию 13 таких объектов. По требованию природоохранных прокуроров в 10 субъектах Российской Федерации пресечены нарушения при разработке территориальных схем обращения с отходами. Предотвращено строительство объектов размещения отходов, планируемых с нарушением закона.

Особое внимание уделяется вопросам рекультивации земельных участков под прекратившими деятельность объектами размещения отходов. В результате мер искового воздействия в настоящее время проводится рекультивация 43 объектов размещения отходов, не отвечающих требованиям закона и выработавших свой ресурс, ликвидируется 47 несанкционированных свалок.

Продолжена работа по возложению на уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обязанности по проведению лесоустройства. В результате мер, направленных на устранение пробелов в регулировании вопросов охраны зеленых насаждений, органами местного самоуправления приняты нормативные правовые акты, устанавливающие цены и нормативы затрат, связанные с выращиванием древесно-кустарниковой растительности и уходом за такими насаждениями.

На поднадзорной Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре территории расположено свыше 2,6 тыс. особо охраняемых природных территорий.

В результате мер прокурорского реагирования активизирована работа органов государственной власти субъектов Российской Федерации на данном направлении, и с 2015 года на кадастровый учет поставлено порядка 400 ООПТ, утверждено более 50 положений об особо охраняемых природных территорий, установлены границы свыше 150 ООПТ.

В рамках надзора за исполнением законодательства о животном мире региональные органы власти понуждены к разработке схем размещения, использования и охраны охотничьих угодий, соблюдению нормативной площади общедоступных охотугодий.

В текущем периоде 2018 года межрайпрокурорами выявлено 96 фактов безлицензионного пользования недрами. По всем фактам приняты меры прокурорского реагирования.

Одним из основных направлений работы прокуратуры является надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха. Динамика выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на территории Волжского бассейна свидетельствует об их постепенном снижении, только за последние пять лет данный показатель сократился на 5 %, а за последние 10 лет – на 14 %.
Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой осуществляется постоянный надзор за соблюдением прав предпринимателей в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Налажено деловое сотрудничество с Уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации Волжского бассейна, Торгово-промышленными палатами, общественными организациями.

Пресечены нарушения прав предпринимателей при планировании проверок, заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, отказано согласовании половины заявлений органов контроля (надзора) о проведении внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На системной основе осуществляется правотворческая деятельность, направленная на профилактику противоречий в региональной и муниципальной нормативной базе, устранение существующих пробелов.

Прокуратурой обеспечено активное участие в работе по подготовке нормативных правовых актов, принимаемых в экологической сфере. По инициативе прокуратуры в отдельных регионах Волжского бассейна приняты законы, создающие правовые основы в области экологического образования и просвещения. Приведены в соответствие с изменениями федерального законодательства, регламентирующего отношения в сфере обращения с отходами вопросы создания и охраны ООПТ, функционирования общественных инспекторов и др.

В результате проводимой прокуратурой превентивной работы в 2016 - 2018 гг. предотвращено принятие более 1000 незаконных нормативных правовых актов.


В преддверии 25-летия Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры хотелось бы немного рассказать историю данного надзорного органа.

Начало формирования системы природоохранных прокуратур относится к периоду 1985-1986 гг. Тогда были созданы Каспийская бассейновая прокуратура (на правах областной), межрайонные прокуратуры на Байкале (Восточно-Байкальская, Западно-Байкальская), в Хабаровском и Приморском краях, в Сахалинской и Камчатской областях.

На пороге 90-х годов для всех стала очевидным необходимость более полного использования всех правовых механизмов, включая и средства прокурорского надзора, для оздоровления окружающей природной среды.

Как воздух, нужна была единая и полная информация о состоянии законности в Поволжье. И тогда родилась Волжская природоохранная прокуратура.

27 апреля 1990 года приказом Генерального прокурора СССР Александра Яковлевича Сухарева была создана первая в России специализированная природоохранная прокуратура с дислокацией в городе Калинине (сейчас Тверь), как орган, осуществляющий прокурорский надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, органами власти, местного самоуправления, природоохранными контролирующими органами, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными или функционирующими в бассейне реки Волга.

В октябре 1990 года приказом Генерального прокурора СССР были образованы 12 межрайонных природоохранных прокуратур, расположенных в городах, представляющих наибольшую экологическую опасность: Осташкове, Твери, Череповце, Ярославле, Костроме, Иванове, Чебоксарах, Казани, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде, Ульяновске.

В ноябре 1991 года в сферу надзорной деятельности Волжской природоохранной прокуратуры вошла и Рязанская область, территорию которой пересекает приток Волги. В марте 1992 года, после упразднения прокуратуры Каспийского водного бассейна, приказом Генерального прокурора РСФСР В.Г. Степанкова в подчинение Волжской природоохранной прокуратуре были переданы Северо-Каспийская водная прокуратура, впоследствии переименованная в Астраханскую межрайонную природоохранную прокуратуру, и Нижневолжская водная прокуратура – ныне Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура.

Таким образом, в настоящее время Волжской природоохранной прокуратуре подчинены 16 межрайонных природоохранных прокуратур (Осташковская, Тверская, Череповцкая, Ярославская, Костромская, Ивановская, Рязанская, Чебоксарская, Казанская, Самарская, Саратовская, Нижегородская, Ульяновская, Волгоградская, Астраханская и Марийская).

Образование единой системы природоохранных прокуратур на Волге – это качественно новый подход к организации прокурорского надзора, но как свидетельствует наш опыт – единственно правильный. Именно такая структура позволяет на основании анализа статистических сведений, материалов контролирующих и правоохранительных органов иметь целостную картину состояния законности в сфере охраны природы во всем Волжском бассейне. Такой подход обеспечивает комплексный и последовательный характер работы по предупреждению и пресечению экологических правонарушений, позволяет на деле противостоять местническим и узковедомственным интересам в использовании природных ресурсов.

Благодаря преимуществам специализации природоохранные прокуроры более квалифицированно реагируют на экологические правонарушения, добиваются реального устранения нарушений законов и привлечения виновных к ответственности.

За 25-летний период своего существования прокуратура четко определила свое место в системе органов, занимающихся экологическими проблемами, и активно осуществляет функции межрегионального прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства.

В последнее время средства прокурорского надзора, применяемые в экологической сфере, являются одной из основных сдерживающих сил от дальнейшего распространения экологических правонарушений.

Надзор за исполнением водного, лесного, земельного законодательства, об экологической экспертизе, о захоронении и утилизации промышленных и бытовых отходов, о животном мире, о рыбных запасах, недрах, атмосферном воздухе, наиболее неблагополучными в экологическом отношении предприятиями, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, контролирующими органами региона – вот далеко не исчерпывающий перечень направлений деятельности прокуратуры.

Далее, вплоть до апреля 2014 года прокуратуру возглавляла Солдатова Вера Анатольевна Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, Почетный работник прокуратуры России, государственный советник юстиции 3 класса.

С августа 2014 года приказом Генерального прокурора Российской Федерации на должность Волжского межрегионального природоохранного прокурора назначен Первый заместитель прокурора Московской области государственный советник юстиции 3 класса Селифанов Вениамин Вениаминович.

Ивановскую межрайонную природоохранную прокуратуру возглавляет в настоящее время и.о. прокурора младший советник юстиции Чепурков Олег Сергеевич.

Работа Ивановской межрайпрокуратуры в 2014 году строилась на основе планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, анализа экологической ситуации в Ивановской области, а также поступающей информации от контролирующих органов, граждан, средств массовой информации.

В 2014 году выявлено более 1800 нарушений экологического законодательства, с целью устранения которых внесено 248 представлений, по которым привлечено к дисциплинарной ответственности 159 должностных лиц. На незаконные правовые акты принесено 188 протестов. К административной ответственности по постановлениям прокурора привлечено 76 виновных лиц, по направленным материалам возбуждено 3 уголовных дела. По результатам общенадзорных проверок в суды общей юрисдикции и Арбитражный суд Ивановской области подготовлено и направлено 81 исковое заявление.

Наиболее проблемными и требующими внимания вопросами в Ивановской области являются обращение с отходами производства и потребления, в том числе с биологическими отходами, охрана и использование особо охраняемых природных территорий, охрана вод при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты.

Именно в Ивановской области благодаря настойчивой позиции прокуратуры решена проблема по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений. Все сибиреязвенные скотомогильники (51) обустроены, в 2014 году по искам прокуратуры обустроены последние 6 скотомогильников.

И.о. Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Олег Чепурков

1. Прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры

2. Отраслевая принадлежность профессиональной деятельности прокурора в Волжской природоохранной прокуратуре

Сфера государственного надзора за исполнением
законов об охране окружающей среды и
природопользовании
Волжская природоохранная прокуратура является
исполнительным органом гос. власти,
осуществляющим прокурорский надзор за
исполнением законов, направленных на защиту
окружающей среды и экологических прав граждан,
органами власти, местного самоуправления,
природоохранными контролирующими органами,
предприятиями, учреждениями, организациями,
расположенными или функционирующими в бассейне
реки Волга (Приказ Генерального прокурора Российской Федерации "Об организации
прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и
природопользовании«)

3. Правовое регулирование профессиональной деятельности прокурора

4. Правовое регулирование конкретной юридической профессии (прокурора в Волжской природоохранной прокуратуре)

Конституция РФ
Федеральные законы РФ
Указы, распоряжения президента РФ
Постановления и распоряжения
правительства РФ
Приказы Генерального прокурора РФ
Федеральный закон о прокуратуре РФ
Регламент Волжской межрегиональной
природоохранной прокуратуры
Консультативно-методический совет при
Волжской межрегиональной
природоохранной прокуратуры

5. Структура административного регулирования профессиональной деятельности и непосредственно профессии прокурора

ВОЛЖСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРИРОДООХРАННЫЙ ПРОКУРОР
- первый заместитель прокурора
- заместитель прокурора
- СТАРШИЕ ПОМОЩНИКИ И ПОМОЩНИКИ
- старший помощник прокурора по организационным вопросам и
контролю исполнения
- старший помощник прокурора по связям со средствами массовой
информации и общественными организациями
- старший помощник прокурора по кадрам
- старший помощник прокурора по взаимодействию с
представительными (законодательными) и исполнительными
органами власти, органами местного самоуправления
- старший помощник прокурора по рассмотрению жалоб, приему
граждан и правовому обеспечению
- старший помощник прокурора по надзору за соблюдением прав
предпринимателей
- старший помощник прокурора по обеспечению собственной
безопасности и физической защиты

6. Структура Волжской природоохранной прокуратуры

В настоящее время Волжской природоохранной
прокуратуре подчинены 15 межрайонных
природоохранных прокуратур (Осташковская,
Тверская, Череповцкая, Ярославская,
Костромская, Ивановская, Рязанская,
Чебоксарская, Казанская, Самарская,
Саратовская, Нижегородская, Ульяновская,
Волгоградская и Астраханская). Образование
единой системы природоохранных прокуратур
на Волге – это качественно новый подход к
организации прокурорского надзора, но как
свидетельствует наш опыт – единственно
правильный. Именно такая структура позволяет
на основании анализа статистических сведений,
материалов контролирующих и
правоохранительных органов иметь целостную
картину состояния законности в сфере охраны
природы во всем Волжском бассейне.

7. Права и обязанности прокурора Волжской природоохранной прокуратуры

Задачи природоохранных прокуроров:
1. Осуществлять надзор за исполнением законов, направленных на
защиту окружающей среды. Объекты этого надзора –
природоохранные органы, учреждения, организации, предприятия и
должностные лица, полный перечень которых определен прокурором
каждой административно-территориальной единицы.
2. Расследовать экологические преступления (прежде всего,
связанные с созданием источников загрязнения), осуществлять
надзор за ведением уголовных дел этой категории, в качестве
государственных обвинителей выступать в судах по рассмотрению
дел, надзор за расследованием которых осуществлялся
природоохранной прокуратурой (во всех прочих случаях
государственное обвинение поддерживает территориальный
прокурор).
3. Подавать в суд гражданские иски и участвовать в этом случае в
гражданском судопроизводстве.
Если природоохранный прокурор принимал участие в рассмотрении
дела, по которому судом вынесен незаконный или необоснованный
приговор, то прокурор имеет право принести на него кассационный
протест. Если приговор или решение суда признаны вступившими в
силу, то правом внесения кассационного протеста обладает только
территориальный прокурор. Природоохранный прокурор в этих
случаях имеет право внести территориальному прокурору
соответствующее представление.

8. Права и обязанности прокурора Волжской природоохранной прокуратуры

В целях устранения нарушений законов прокурор вправе:
- опротестовать противоречащие законам правовые акты;
- вносить представления об устранении нарушений законов;
- освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному
задержанию или аресту несудебными органами (вторая группа
полномочий). Прокуроры могут, кроме того, направлять информации в
органы представительной и исполнительной власти о состоянии
законности в регионе и принимаемых прокуратурой мерах по ее
укреплению.
В целях привлечения правонарушителей к установленному виду
ответственности прокурор вправе:
- ставить вопрос перед соответствующими должностными лицами о
привлечении виновных в нарушении закона лиц к дисциплинарной
ответственности, а также о возмещении причиненного материального
ущерба за счет виновных лиц;
- возбуждать производство об административном правонарушении или
уголовное дело (третья группа полномочий).
Перечисленные выше требования прокурора обязательны для исполнения
всеми органами, должностными лицами и гражданами, к которым они
обращены. За неисполнение требований прокурора они несут
ответственность в установленном законом порядке.
Прокуроры наделены правом обращения с исками (заявлениями) в суды
общей юрисдикции и арбитражные суды в защиту законных интересов
граждан, так и государства.

9. Локальные нормативные акты, регулирующие деятельность природоохранной прокуратуры

10. Проблемы правового регулирования деятельности прокурора природоохранной прокуратуры

Основные усилия и действия прокуроров концентрируются прежде всего там, где исчерпываются
полномочия контролирующих органов, на правовой оценке наиболее серьезных правонарушений,
представляющих угрозу жизни и здоровью людей и затрагивающих интересы большого количества
населения.
Каждый год прокурорами направляются в суды больше тысячи уголовных дел о варварском
использовании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды и других экологических
преступлениях. За последние годы по протестам прокуроров отменено более трех тысяч
незаконных правовых актов органов представительной и исполнительной власти субъектов
федерации, местного самоуправления, должностных лиц управленческих и контролирующих
органов по вопросам природопользования.
Спектр допускаемых экологических правонарушений весьма широк: здесь и размещение
экологически опасных объектов без заключения экологической экспертизы, незаконное
разрешение строительства в водоохранных зонах, изъятия земель особо охраняемых территорий
и лесов первой группы, присвоение функций и компетенции федеральных органов и многое
другое.
В связи с этим первоочередной задачей прокуратуры является дальнейшее повышение
эффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременным и
законным применением правомочий, предоставленных органам экологического контроля, и
активного требования от этих органов проведения проверок.

Читайте также: