Кто из исследователей занимался развитием словаря в процессе ознакомления детей с природой

Обновлено: 30.06.2024

С каждым ребенком по отдельности проводилось тестирование, результаты которого заносились в сводную таблицу (приложение № 2 таблица № 1). За каждый правильный ответ ребенок получал 1 небольшую наклейку, которая обозначала балл. Количество наклеек по каждому заданию и обозначало количество баллов, которые заносились в таблицу. Поощрения в виде наклеек были выбраны нами для того, чтобы дети… Читать ещё >

Развитие словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы развития словаря у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим
    • 1. 1. Понятие о слове и словарной работе в детском саду
    • 1. 2. Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста
    • 2. 1. Задачи и словарной работы у детей дошкольного возраста
    • 2. 2. Виды и формы занятий по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 3. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим

    Ознакомление с окружающим является пропедевтикой для изучения детьми различных учебных предметов в школе. Вместе с тем этот раздел программы включает и анализирует необходимые для ребенка-дошкольника сведения о среде, в которой он существует. Дифференциация представлений об окружающей действительности закладывает основы категориального строя мышления, который необходим в дальнейшем для усвоения основ наук. Чувственное познание предметного мира, которое является ведущим на этапе дошкольного детства, создает базу для материалистического мировосприятия и миропонимания. Таково значение данного направления работы с детьми дошкольного возраста.

    Глава 3. Экспериментальное исследование по определению уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим В предыдущих главах мы изучили теоретические и методические основы развития словаря у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим. В третьей главе нами будут описаны условия проведения и результаты констатирующего эксперимента, проведенного в старшей группе детского сада № 49 Калининского района г. Санкт-Петербурга, а также даны рекомендации по улучшению словарной работы с детьми.

    Обследование уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим Цель эксперимента: определение уровня развития словаря у детей экспериментальной группы и на основе выводов разработка рекомендаций по улучшению словарной работы в процессе ознакомления с окружающим в данной группе детского сада.

    Методы исследования, использованные в процессе эксперимента:

    — беседы с воспитателями и детьми;

    — наблюдение за детьми в процессе деятельности — игровой и учебной;

    — анализ результатов тестирования и наблюдения.

    Экспериментальное исследование проводилось на базе ГДОУ № 49 Калининского района г. Санкт-Петербурга. В детском саду существуют массовые группы, оздоровительные группы, а также группы для детей с речевыми нарушениями. Воспитание и обучение в данном детском саду проводится по основным программам:

    Экспериментальная работа проводилась в старшей группе, в которой занимаются дети в возрасте 5 — 6 лет. В качестве основной воспитателями была выбрана программа обучения и воспитания под редакцией Васильевой. В списке группы 25 человек — 11 девочек и 14 мальчиков. В нашем исследовании принял участие 21 ребенок, остальные не присутствовали во время эксперимента.

    Суть нашего экспериментального исследования заключается в определении уровня развития словаря у детей выбранной нами группы в процессе ознакомления детей с окружающим и выработке рекомендаций для педагогов по улучшению данного вида педагогической деятельности по результатам нашего исследования.

    Экспериментальная работа проводилась в течение двух недель. Сначала было проведено тестирование детей, затем нами проводились наблюдения за детьми в разных видах деятельности.

    Эксперимент заключался в следующих этапах:

    Наблюдение за детьми в процессе деятельности в группе и на прогулках, на занятиях с воспитателем.

    Разработка выводов и рекомендаций.

    Целью перового этапа нашего эксперимента стало выявление уровня развития словаря у детей. После изучения методических разработок по обследованию речи детей Л. С. Выготского , О. Н. Усановой , М. А. Поваляевой , Грибовой О. Е. , Т. А. Ткаченко нами были составлены задания для детей (приложение № 1), которые были подобраны таким образом, чтобы оценить следующие критерии словарного развития детей:

    — умение узнавать слова по признакам (задание отгадай загадки);

    — сформированность процесса обобщения (задание разложить предметы одной группы по разным темам);

    — умение объяснить свое понятие слова (подбор определений);

    — умение обосновать свой выбор (что лишнее);

    — использование различных частей речи.

    С каждым ребенком по отдельности проводилось тестирование, результаты которого заносились в сводную таблицу (приложение № 2 таблица № 1). За каждый правильный ответ ребенок получал 1 небольшую наклейку, которая обозначала балл. Количество наклеек по каждому заданию и обозначало количество баллов, которые заносились в таблицу. Поощрения в виде наклеек были выбраны нами для того, чтобы дети положительно восприняли процедуру тестирования и были настроены на максимальный результат. Все заработанные наклейки были подарены детям.

    При оценке результатов выявлялись уровни развития словаря у детей:

    Средний уровень развития словаря: 7−13 баллов У детей со средним уровнем развития словаря ответы отличались большей образностью, дети чаще использовали сравнения, легче, свободнее оперировали своим словарем. В целом дети этой группы активны в разговорном общении, охотно отвечают на вопросы, требуют помощи в объяснительной речи.

    Высокий уровень развития словаря: 14−20 баллов Поиск нужного слова у детей с высоким уровнем развития словаря основывался на его значении, и правильность высказывания зависела от того, насколько точно передавал смысл выбранного слово. Речь детей имеет такие качества, как точность, правильность, выразительность. У детей существует умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые адекватно отражают замысел говорящего. Дети этой группы проявляют активный интерес к выполнению заданий, чаще всего не требуют повторов условий заданий, самостоятельно справляются с большей частью заданий.

    По итогам тестирования нами были получены следующие результаты:

    Таблица № 2. Уровни развития словаря в исследуемой группе детей Низкий уровень развития словаря Средний уровень развития словаря Высокий уровень развития словаря 4 человека 7 человек 10 человек В процессе выполнения заданий некоторые дети нуждались в помощи педагога, проявляющейся как в простом повторении инструкции к заданию, так и вплоть до объяснения и примера педагога. К сожалению в группе есть дети, вообще плохо говорящие на русском языке, которые показали низкий уровень речевого развития и словарного запаса.

    Во время выполнения первого задания многие дети отгадывали загадки, что говорит о том, что дети могут без труда узнавать различные понятия по их признакам. Загадка про метро вызвала у многих сначала недоумение, но после наводящих вопросов почти все с ней справились. К сожалению, были и такие дети, которые практически не смогли справится с данным заданием.

    Второе задание вызвало гораздо больше трудностей, из чего можно сделать вывод, что у детей довольно слабо развито обобщение. И если после некоторого объяснения, дети могли вычленить лишнюю картинку, то объяснить свой выбор смогли буквально единицы.

    По итогам нашего тестирования можно сделать вывод о том, что в данной группе детей преобладают дети с хорошим уровнем развития словаря (средним или высоким). Это говорит о том, что педагоги экспериментальной группы уделяют много внимания этой проблеме.

    Второй этап нашего эксперимента проводился в процессе деятельности детей в группе, на прогулках, на занятиях с воспитателем. Поскольку ознакомление с окружающим у детей происходит в процессе обычной жизнедеятельности, нам было необходимо узнать, как осуществляется работа по развитию словаря детей воспитателями в это время. В результате наблюдений нами были сделаны следующие выводы:

    в целом уровень развития словаря у детей данной группы соответствует возрасту и программным требованиям, однако есть группа детей, словарный запас которых весьма низок;

    педагоги уделяют внимание задаче развития речи детей, однако работа по формированию словаря происходит в основном стихийно и не носит системный характер;

    наполняя взаимодействие с детьми разнообразной информацией, педагоги обращают мало внимания на обогащение словаря детей вне занятий, практически не происходит введения новых слов в обычной жизни детей;

    особенностями словарного запаса детей со средним и низким уровнем развития словаря неточное понимание и употребление ряда слов, замена видовых понятий родовыми и наоборот, взаимозамещение признаков. В словаре таких детей мало обобщающих понятий, практически отсутствуют синонимы. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь бедной и стереотипной.

    По итогам нашего экспериментального исследования нами были разработаны некоторые рекомендации по улучшению системы работы по развитию словаря детей данной группы.

    Педагогам необходимо выяснять, как растет словарь воспитанников, вовлекая детей в непринужденные разговоры или игровые действия. Методику такой проверки следует продумывать самостоятельно и заблаговременно. Также неплохо было бы вести постоянные карты, в которых отмечалось бы как происходит развитие словаря у каждого конкретного ребенка, чтобы отслеживать динамику и в случае каких-то затруднений обратить на него внимание.

    Воспитатель должен стараться объединить вокруг себя ребят с разным уровнем развития речи, особенно прислушиваясь к ответам детей с небольшим кругозором. Проведенные наблюдения и обследования помогают затем уточнить содержание и направленность словарной работы с детьми.

    Желательно постепенно оформить и затем систематически обновлять краеведческий уголок для детей, где можно экспонировать фотографии, слайды о своем микрорайоне, образцы (доступные детям) продукции предприятия, записи рассказов рабочих, ветеранов и другие материалы, к которым дети имели бы частый свободный доступ. Разговоры на темы жизни и труда близких людей, помимо своего этического значения, важны и для закрепления социальной группы словаря.

    Воспитатели должны приготовить оборудование для сюжетно-ролевых игр, особенно на современные темы общественного характера, содействуя, таким образом, процессу активизации соответствующего словаря (путешествие в космос, почта, мастерская и т. п. ). Они могли бы организовать смотр-конкурс оборудования для новых игр в группах.

    Необходимо постоянно контролировать содержательность прогулок, наблюдений, а также ролевых игр с игрушками, которые организуются в их процессе. При этом воспитатель должен намечать в календарном плане по 2—4 новых или трудных слова, к которым будет привлечено внимание детей вне занятий.

    Заключение

    В ходе проведённого теоретического и практического исследования нами была исследована методика развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим.

    Анализируя научно-методическую литературу мы поняли, что проблема развития речи детей дошкольного возраста в целом и проблема развития словаря дошкольников в частности затронута многими исследователями и достаточно освещена в специальной литературе. Однако развитие данной проблемы не окончено и представляет собой интерес для дальнейших исследований.

    В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Эффективность развития связной речи детей дошкольного возраста зависит от тесной взаимосвязи между разными разделами обучения родному языку: воспитанием звуковой культуры речи, обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи, развитием её связности и формированием элементарного осознания явлений языка и речи.

    В дошкольном возрасте ребенку необходимо овладеть таким лексическим запасом, который позволил бы ему без значительных трудностей осуществлять дальнейшую учебную деятельность в школе.

    Количественное и качественное развитие словаря у детей дошкольного возраста успешно происходит в процессе ознакомления с окружающим миром. Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия.

    В первой и второй главах нашего исследования нами были освещены теоретические и методические вопросы развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим. Мы рассмотрели состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития и формирования словаря дошкольников. Также мы познакомились с методикой работы по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром, с приемами и формами такой работы.

    В третьей главе нашего исследования нами были описаны условия проведения и результаты констатирующего эксперимента, проведенного в старшей группе детского сада г. Санкт-Петербурга, а также разработаны рекомендации для воспитателей по улучшению словарной работы с детьми.

    Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. — М.: Просвещение, 1981. — 255 с.

    Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. — Новосибирск, 1975

    Логинова, В. И. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста; под ред. Ф. А. Сохина . — М., 1984.

    Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) — С-Пб.: 1999 г. — 160 с.

    Носенко Н. П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах). Учебное пособие. — М.: 2009 г. — 96 с.

    Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина . — М.: 2005.

    — 159 с Ущакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: 2008 г. — 240с.

    Швачкин Н. X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.; Л., 1948. С.94−95

    Диагностика речевого развития дошкольников/Под ред. О. С. Ушаковой . — М., 1997.

    Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой , В. В. Гербовой , Т. С. Комаровой .

    — 3-е изд., испр. и доп. — М.: 2005. — 208 с.

    Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. / Под ред. Ф. А. Сохина . — 2-е изд., испр. — М.: 1979 г. — 223 с.

    Задания для тестирования детей

    1 блок заданий: Отгадай загадки.

    Цель заданий: проверить умения узнавать слова по признакам.

    Дел у меня немало — я белым одеялом Всю землю укрываю, в лёд реки убираю, Белю поля, дома, а зовут меня … (зима)

    Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, но с водой не знается. (кошка) Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землёй. (метро) Красный нос в землю врос, А зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос. (морковь) Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? (повар)

    Цель заданий: проверить сформированность процессов обобщения и систематизации, а также умения обосновать свой выбор.

    Задание: Посмотри на картинку и скажи — какая лишняя. Почему? Как назвать одним словом?

    Цель заданий: проверить умение объяснить свое понятие слова.

    Задание: Посмотри на картинку. Что ты видишь? Какой он (она?)

    Цель заданий: использование различных частей речи.

    Задание: Посмотри на картинку. Кто там нарисован? Что он делает?

    Таблица № 1. Результаты тестирования детей

    № Имя ребенка № 1 № 2 № 3 № 4 Итоговый балл 1 Дина Л. 1 0 2 1 4 2 Катя Р. 4 5 4 1 14 3 Наташа В. 5 7 6 2 20 4 Лиза М.

    4 6 6 1 17 5 Настя Р. 2 1 1 1 5 6 Злата К. 3 4 4 1 12 7 Даша М. 4 7 6 2 19 8 Лиза Р. 2 3 3 1 9 9 Маша Е. 3 5 4 1 13 10 Дима Г. 5 6 6 2 19 11 Артем О.

    3 5 2 1 15 12 Давид Ш. 1 1 4 0 6 13 Даня К. 2 4 5 1 12 14 Саша Л. 5 7 6 2 20 15 Ваня С. 1 0 4 0 5 16 Артем В. 3 4 5 2 16 17 Дима А. 2 3 6 2 13 18 Женя К. 4 6 6 2 18 19 Саша М.

    3 3 6 2 16 20 Гарик Д. 1 0 3 0 4 21 Миша Л. 3 3 6 2 14

    Ущакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: 2008 г. — с.58

    Алексеева М.М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — М.: 2006 г. — с.89

    Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен — М.: 2006. — с. 91

    Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен — М.: 2006. — с. 94

    Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: 1981 г. — с.54

    Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен — М.: 2006. — с.94

    Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. С-Пб.: 1999 г. — с.10

    Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен — М.: 2006. — с.95

    Швачкин Н. X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.; Л., 1948. С.94−95

    Швачкин Н. X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.; Л., 1948. С.94−95

    Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. — Новосибирск, 1975. — С. З-5

    Носенко Н. П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах). Учебное пособие. — М.: 2009 г. — с.

    Носенко Н. П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах). Учебное пособие. — М.: 2009 г. — с.

    Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен — М.: 2006. — с 101

    Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: 1981 г. — с. 56

    Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: 1981 г. — с.110

    Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. — М.: 1981; с.128

    Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

    Автор: Кранчева Ирина Николаевна

    Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Саяногорск

    Великий Ушинский утверждал, что неоценимо значение родной природы как средства развития речи и воспитания любви к Родине. Он писал, что природа - один из могущественных факторов (агентов) воспитания и развития человека. И самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Природа - это мир, который начинают познавать с детства. А для этого важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, как прекрасно то, что связывается с понятием Родина.

    Жизнь ребёнка неразрывно связана с общением с дру­гими людьми и огромную роль в этом играет речь. Наблюдение природных явлений, беседы, чтение художественных произведений о природе, использование дидактических игр и лексических упражнений природоведческой тематики способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети младшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать природное окружение.

    В решении задачи обогащения словаря важное место занимают поэтические произведения о природе, которые могут выступать как средство обучения, воспитания, развития ребенка, привлечения его внимания к изучаемому материалу, активизации знаний и творческих способностей.

    В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

    От называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, вели чины) нужно переходить к перечислению внутренних качеств предмета, к его характеристике.

    При назывании действий объекта (предмета) или действий с ним дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Для этого проводится игра с картинками, изображающими последовательные действия.

    Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

    Первоочерёдность задач словарной работы по-разному определяется в каждой возрастной группе. Так, в младшей группе в первую очередь выдвигается задача обогащения и уточнения словаря, в средней – уточнение и обогащение, а в старшем дошкольном возрасте – уточнение, активизация и обогащение словаря.

    А.М.Богуш и соавторы отмечают, что все методы обогащения словаря детей разделяются на две больших группы: методы непосредственного обогащения словаря и опосредствованные методы.

    К методам непосредственного обогащения словаря принадлежат: наблюдения, обзоры экскурсий, рассматривание предметов и беседы о них, экскурсии за пределы детского садика, рассматривание и беседа по репродукциям картин, дидактичные игры с предметами, игрушками, картинками, показ диафильмов, кинофильмов, разного вида театров. В основе этих методов лежит чувственный опыт ребенка. Все они сопровождаются наглядностью. Ребенок имеет возможность сам увидеть, притронуться, понюхать, обследовать предмет или явление. Каждое слово при этом наполняется конкретным содержанием. Наличие наглядного образа стимулирует языковую активность детей. К опосредствованным методам принадлежат чтения рассказов и стихотворений познавательного содержания, беседы, устное народное творчество, словесные дидактичные игры.

    Называние (или образец произношения) нового или трудного слова - активный прием обогащения словаря детей. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Это достигается четкой дикцией, иногда даже несколько утрированной артикуляцией, чтобы ребенок уловил звуковой состав слова.

    Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но правильно.

    Для запоминания можно применять повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором. Хоровое повторение усиливает речевую активность детей, способствует выделению в их создании нужного слова.

    Интерес к слову можно усилить объяснением происхождения (этимологии) слова. Этот прием наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку. Ребята, почему говорят садовник?(Человек, который работает в саду). Иногда это допустимо и в младших группах. Воспитатель должен поощрять вопросы детей о происхождении слов.

    Особое место занимают отгадывание загадок. Они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой картинное образное описание предмета, его характерных особенностей. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребёнок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Вот почему организованная деятельность с загадками вводится после ознакомления детей с особенностями предметов. После отгадывания педагог спрашивает ребёнка, как он догадался.

    Исследователи детского словаря отмечают, что в речи дошкольников преобладают названия конкретных предметов, частотными являются слова природоведческой тематики: названия животных, насекомых, времена года, названия растений, явлений природы и другие. Данный факт так же позволяет выделить ознакомление с природой в качестве важнейшего средства развития словаря.

    Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром, в том числе и с природой, осуществляется с помощью различных методов и средств. Важнейшим методом является наблюдение (О.И.Соловьева, А. М.Бородич). Авторы подчёркивают, что наблюдение широко используется на экскурсиях в природу, наблюдение за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т.п.). Дети дошкольного возраста высказывают свои суждения о вещах, явлениях и ᴨȇреживают в связи с этим эстетические чувства. Природа, со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником эстетических ᴨȇреживаний ребёнка, которые ребёнок ᴨȇредаёт посредством языка в своей речевой деятельности.

    Реализация направления, разработанного Н.Ф.Виноградовой, А.А. Смага, А.П.Иваненко, В.И.Яшиной и др., - углубление словарной работы на основе ознакомления со свойствами и качествами предметов и явлений, так же может быть эффективна решена в процессе ознакомления с природой. Так, у детей формируются представления о свойствах и состоянии воды и их зависимости от темᴨȇратуры воздуха: жидкая вода может быть твердой (лед, снег); в морозную погоду снег рассыпается, скрипит под ногами; в теплую - начинает подтаивать, становиться влажным. Детей знакомят с такими объектами неживой природы как глина и ᴨȇсок. С этими природными материалами дети любят играть. Однако для развития игровой деятельности важно иметь четкие представления об их свойствах. Сухой ᴨȇсок сыплется, через него свободно проходит вода, а если его увлажнить, он становится пластичным, и тогда из него можно строить, лепить. Глина не пропускает воду, сухая рассыпается, а влажная может приобретать любую форму. Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиванию растений. Система знаний о неживой природе лежит в основе понимания взаимосвязей между живой и неживой природой. Условием для уточнения представлений дошкольников о ᴨȇске, камнях, глине, почве, о значение этих материалов для жизни используются различного вида деятельности: посадка и ᴨȇресадка растений и т.д.

    Авторы доказывают, что в процессе наблюдений в природе у детей обогащается словарь, а так же осуществляется эстетическое воспитание, которое способствует обогащению чувств и эмоциональной сферы личности. Большая роль при этом принадлежит взрослому, прививая детям чувство прекрасного, ᴨȇдагог должен стремиться, прежде всего, сформировать у них свое эмоциональное, эстетическое отношение к окружающей природе, окружающему миру в целом, показать связь между объектами в различных обстоятельствах. Отношение ребенка ко всему живому во многом зависит от отношения самих взрослых к окружающей природе, будь то веточка растения, воробей, жук или щенок.

    Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

    Автор: Черникова Василина Васильевна

    Населенный пункт: Сахалинская область, г. Макаров

    Конспект родительского собрания (младшая группа)

    Предварительная работа: оформление группы, изготовление приглашений, изготовление буклетов с речевыми играми, проведение экспресс-опроса, изготовление дерева и яблок, подготовка стендов с иллюстрациями.

    Цель:способствовать приобщению родительской аудитории к речевому развитию младших дошкольников через разнообразные формы речевой деятельности, под средством предметов и явлений окружающего мира.

    Задачи:

    -познакомить родителей с основными задачами речевого развития детей младшего дошкольного возраста;

    - познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста

    - обосновать связь развития словаря с ознакомлением детей с познанием окружающего мира

    -приобщить родителей к овладению речевыми играми и формами развития речевой активности дошкольников,

    - способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, как важной составляющей всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.

    1.Воспитатель: Добрый вечер! Я рада встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

    Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

    Бежит среди камней чиста, нетороплива,

    И ты готов внимать её поток

    И восклицать: - О! Как же ты красива.

    Воспитатель: - общение - это особый вид деятельности, который имеет свои мотивы, предмет, содержание, средства, результат. Потребность в общении - стремление особого рода познанию себя и других как личностей, которое неотделимо от стремления ребенка к оценке и самооценке.

    - развитие речи как средства общения;

    - обогащение активного словаря;

    - развитие связной, грамматически правильной речи(диалог, монолог);

    - развитие речевого творчества;

    -знакомство с книжной культурой;

    - предпосылки обучения грамоте;

    - развитие звуковой и интонационной культуры.

    В зависимости от формы общения речевая деятельность делитсяна:

    - Устную речь(говорение и слушание);

    - Письменную речь(письмо и чтение).

    Нашесобрание посвящено развитию устной речи детей.

    Развитие устной речи, ее компонентов является одной из важнейших задачразвития детейдошкольного возраста.

    К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. Вречи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие частиречи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов(холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами(предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой, притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельнойречиребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель

    Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом. Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. Важнейшим методом развития словаря являются различные наблюдения. И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа.

    - Расширять и активизировать словарь мы должны на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов- у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества (цвет, форма, размер, особенности поверхности (пушистая, шероховатая).

    - Обогатить словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей, фруктов, названиями некоторых профессий, орудий труда, одежды, мебели, эмоций.

    - общаться друг с другом;

    - благодарить любимых(маму, папу, дедушку, бабушку);

    - оригинально выражать свои мысли; быть успешным на работе;

    - рассказывать прекрасные стихи; петь задушевные песни.

    Проанализировав все ваши ответы можно сделать вывод- речь нужна для активной, полноценной жизни. .

    Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений.

    Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

    Машина…какая?(большая) и т.д.

    Замечательно, в эту игру вы можете игратьсо своим ребенком в любое время (на прогулке, дома, в транспорте).

    Упражнения для губ и щек:

    1. Похлопывание и растирание щек.

    2. Сытый хомячок.

    Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

    3. Голодный хомячок.

    4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

    Так вы можете упражнять детей внятно произносить в словах гласные(а,у,и,о,э)и некоторые согласные звуки(п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц).

    У меня для Вас есть не большой сюрприз. Я приготовила мешок с подарками, но доставать нужно несмотря и перед тем как достать угадать, что это. Дам вам подсказку все эти предметы обозначают темы нашей словарной работы на ближайший год

    Получилось весьма интересно, точно также Вы можете играть и со своим ребенком, эта игра способствует закреплению в словаре ребенка слов обозначающих предметы в мешочке:игрушки, фрукты,овощии т.д., учит различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие.

    В нашей группе замечательные, очень активные дети, они очень любят играть во всевозможные игры давайте на минуточку представим себя детьми и сыграем в одну из любимых игр ваших детей. Я попрошу Вас всех встать и повторять замной:

    Умывалась лапкой кошка, (Физминутка с речевым сопровождением)

    Умывалась лапкой кошка,(круговые движения рукой перед лицом)

    Тихо села у окошка,(руками перед собой рисуем квадрат)

    Заскучала наша кошка,(под подбородок положить на раскрытые ладони)

    Поспала она немножко, (сложить обе руки под щеку)

    Тук-тук - слышит звук, (постучать, приложить руку к уху)

    Это гости к ней идут, (над головой показать ушки руками)

    Кошка потянулась сладко,(потянуться)

    Спрятала свои царапки, (сжать пальцы в кулаки перед собой)

    Повиляла хвостиком,(подвигать тазом)

    Рады будут гости ей, (похлопать в ладоши).

    Эта и подобные ей игры помогают ребенку снятьэмоциональное напряжение, а также запомнить некоторые слова и словосочетания (потянулась, окошко, заскучала, повлияла и т.д.).

    Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

    Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания

    Наши дети очень любят слушать сказки, а еще они любят рассматривать иллюстрации и картинки. Это прекрасная возможность для развития словаря детей давайте разделимся на две команды. Предлагаю каждой команде внимательно рассмотреть иллюстрацию, та команда, которая назовет больше изображенных героев сказки, та и победила.

    Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

    Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания

    Подведение итогов собрания.

    Перед вами дерево. Его нужно украсить красивыми яблоками. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте дерево красным яблоком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте деревозелёным яблоком.

    Звучит тихая, спокойная музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.


    РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Большое значение для развития дошкольника имеет предметный мир, который окружает его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Вместе с ознакомлением дошкольников с окружающей действительностью одновременно идет и расширение словаря.

    Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Наблюдения и изучение живой действительности способствуют созданию образов и представлений, долженствующих при правильном руководстве непременно сплестись с соответствующим словом.

    Словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

    Процесс усвоения детьми значения слов, был изучен Л.С. Выготским, показавшим, что ребенок от случайных и несущественных приходит к существенным. На каждом этапе развития ребенок понимает содержание слова различно. Полнота и правильность отражения фактов, признаков или связей, существующих в действительности, изменяющихся в процессе развития ребенка. [3]

    По мнению Е.М. Струниной, словесные обозначения (наименования предметов) дети усваивают в ходе ознакомления с окружающей действительностью - как и стихийного, так и специально организованного. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественно обогащении, но и в качественном совершенствовании. Для этого требуется особая педагогическая работа по уточнению значения слов, обучению семантически адекватному употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, развитию умения понимать переносные значения.

    В.И. Логинова уточнила методику обогащения словаря на основе ознакомления детей с предметами, их признаками и качествами, материалами, из которых они сделаны, показала влияние системы знаний о предметах на умственное, речевое развитие, на воспитание отношения к труду людей, создающих эти предметы. Развитие словаря детей Логинова рассматривала в связи с овладением детьми понятиями. [3]

    Для ознакомления с предметным миром В.И. Логинова выделила три группы занятий: первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий; занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов; занятия по формированию понятий в процессе обобщения. Наряду с занятиями, где в основном дети знакомятся с предметами и целостными явлениями, в каждой группе планируются несколько занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов. [2]

    Е.И. Тихеева предложила такой метод уточнения, закрепления и активизации словаря как рассматривание игрушек, он может использоваться во всех возрастных группах. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных этими представлениями словесных форм. Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Особое значение имеет предложенная Е.И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях. [1]

    Закрепление слова осуществляется на занятиях с предметами, где дети по указанию воспитателя выбирают одни предметы среди других, приносят их, показывают знакомые предметы, разнообразно действуют с ними. [3]

    В целом, содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

    Читайте также: