Кто осуществлял управление городом новгородом

Обновлено: 28.06.2024

Так гордо именовали свой город новгородцы во времена расцвета знаменитой республики. Тут нет самовосхваления. Действительно, в средние века Новгород был столицей (или, как говорили в старину, господином и государем) огромной территории, простиравшейся от Кольского полуострова на севере до Торжка на юге.

В летописи первое упоминание о Новгороде, как уже существующем поселении, встречаем под 859 годом. Таким образом, он является самым древним русским городом в Российской Федерации. Однако эта дата не может быть принята как абсолютно точная. Дело в том, что летописи на Руси появляются лишь в XI веке и хронология описанных в них событий предшествующих столетий достаточно приблизительная, основанная на устной дохристианской традиции. Археологические раскопки, уже много десятилетий ведущиеся в Новгороде, пока что позволяют уверенно говорить о существовании городского поселения только с первой половины X века.

В начале своего существования Новгород был очень небольшим по нынешним меркам и сплошь деревянным городом. Из брёвен была срублена не только крепость, но и жилища горожан, обнесенные высокими деревянными заборами, хозяйственные постройки, мостовые, первые церкви. Расположенный на обоих берегах Волхова (редчайший случай для средневековья, когда города располагались на одном из берегов реки, более высоком), Новгород имел холмистый рельеф. В городе было много ныне засыпанных речек, ручьев, оврагов, разделявших разбросанные по невысоким холмам поселки первых жителей.

В составе Киевской Руси Новгород пребывал до окончательного распада этого государства. Управлялся он наместниками великого киевского князя, нередко сыновьями главы государства. До вступления на киевский престол новгородскими князьями были, например, такие выдающиеся деятели русской истории, как Владимир Святославич, крестивший Русскую землю, и его сын Ярослав Мудрый.

В республике постоянно шла борьба между концами за политическое преобладание. Главным призом в борьбе была должность степенного посадника.

Важную роль в республике играла Церковь. Возглавлял её архиепископ, который, в отличие от епископов в других русских землях, назначавшихся митрополитом, избирался новгородцами на вече. Новгородский владыка фактически был главой государства. Договоры с иными державами Новгород заключал по благословению архиепископа. Не раз во внутриполитических конфликтах главе новгородской церкви, благодаря его высокому авторитету, удавалось мирить враждовавшие стороны.

Новгород, избежавший трагедии татарского разорения, занимает исключительно важное место в истории культуры, поскольку он сохранил многие выдающиеся памятники письменности, архитектуры, живописи, прикладного искусства XI—XIII веков.

София несколько десятилетий была единственной каменной постройкой Новгорода. Другие храмы были деревянными и до наших дней не сохранились. В первой четверти XII века в Новгороде появляются собственные каменных дел мастера. Они возводят церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище (1103), Никольский собор на княжеском дворе близ Торга (1113), Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119). Все эти храмы шестистолпные, трехапсидные, значительных размеров, их заказчиками были князья. Одновременно строится собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117), более камерный, на деньги основателя обители св. Антония Римлянина.

Ранние новгородские храмы во многом напоминали киевские постройки того же времени. Однако уже тогда начали проявляться специфические новгородские черты. Церкви имеют весьма стройные пропорции. Стены сложены главным образом из известняковых плит. Кирпич-плинфа применялся в основном при создании сводов, столбов, арок, а также лопаток-пилястр, членивших фасады зданий в полном соответствии с их внутренним делением на нефы.

Во второй половине XII века новгородские зодчие создают и совершенствуют новый тип храма. На этом этапе развития новгородской архитектуры заказчиками выступали уже не князья, а бояре. Единственное исключение — построенная по заказу князя Ярослава Владимировича церковь Спаса Преображения на Нередице (1198), которая, впрочем, по своим формам не отличается от других новгородских церквей того времени.

Безусловно, смена заказчиков повлияла на развитие архитектуры. Храмы стали меньшими по размерам, проще по конструкции, фасады их почти лишены декора. Обычными становятся небольшие четырехстолпные одноглавые церкви с тремя апсидами. В толще западной стены располагалась лестница, ведущая на хоры. К этому типу относятся церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Мячине (1179), Петра и Павла на Си-ничьей горе (1185), Илии Пророка на Славне (1198). Новгородские церкви лишены строгой геометрической правильности линий. Их архитектура мягка и пластична, они как бы вылеплены. Эта особенность новгородских построек объясняется тем, что их стены сложены из известняковых плит. В этом случае строителям трудно добиться идеальной правильности линии. Возводя церкви, зодчие придавали им исключительную выразительность. Следует иметь в виду, что в древности большинство храмов не оштукатуривалось — их облик был весьма живописен.

Несмотря на то, что Новгород не был захвачен и разрушен татарами, татаро-монгольское иго отрицательно сказалось на развитии новгородской архитектуры. В обстановке постоянной военной угрозы с запада и востока каменное строительство в городе замерло более чем на полстолетия и возобновилось только в конце века. В результате развития новгородского зодчества к 60—70-м годам столетия сложился новый тип храма, который практически в неизменном виде просуществовал вплоть до падения государственной самостоятельности Новгорода.

Новый тип выработался на основе прежних достижений местных зодчих. Сохраняется четырехстолпная одноглавая конструкция, фасады членятся лопатками-пилястрами. На смену трехапсидным церквам приходят одноапсидные. Вместо обычного для церквей XI—XII веков позакомарного покрытия появилось трехлопастное завершение с пониженными углами, удешевившее строительство. Таких церквей во второй половине XIV и первой половине XV века — времени расцвета Новгородской республики — было построено довольно много. Самые значительные достижения новгородского зодчества среди них — церкви Феодора Стратилата на Ручью (1360—1361), Спаса Преображения на Ильине (1374), Петра и Павла в Кожевниках (1407).

В отличие от ранних новгородских памятников эти церкви нередко отличались богатым убранством. Особенно выделяется среди сохранившихся до наших дней храмов церковь Спаса Преображения на Ильине. Ее барабан украшен нишами, бегунцом, аркатурным поясом. Фасады богато декорированы разнообразными нишами, крестами, окнами.

Мы знаем очень мало имен средневековых живописцев. Свои произведения они, как правило, не подписывали. Однако последние открытия археологов дают надежду, что хотя бы часть замечательных произведений новгородского искусства в будущем перестанет быть анонимной. Академик Валентин Лаврентьевич Янин предположил, что одним из главных мастеров, расписавших знаменитую церковь Спаса Преображения на Нередице, был художник и видный церковный деятель Олисей Гречин, который в конце XII века жил и работал в усадьбе, стоявшей на перекрёстке Пробойной и Черницыной улиц Людина конца. При раскопках этой усадьбы найдены остатки красок, фольги, заготовок для икон, а также берестяные грамоты, адресованные заказчиками икон Олисею Гречину.

Если в первые после принятия христианства столетия новгородские художники создавали произведения в стиле, близком к византийскому (хотя уже тогда стали проявляться местные черты), то примерно с конца XIII века писали иконы и фрески, где от византийских традиций осталась, по существу, только иконографическая схема. Впрочем, новгородцы нередко приглашали для украшения своих храмов художников из Византии.

Средневековые новгородские мастера внесли существенный вклад в развитие русского прикладного искусства. Новгород был одним из главных центров древнерусского ремесла. Археологические раскопки дали богатейший материал по истории различных ремесел. Наиболее распространённым поделочным материалом было дерево. Обычная бытовая вещь — гребень, прялка, навершие палки, чаша, ложка — под руками искусного резчика по дереву превращалась в высокохудожественное произведение. Особенно красивы резные колонны, украшавшие дома новгородцев, детские игрушки, шахматы. Выдающимся памятником резьбы по дереву является Людогощинский крест 1359 года с изображениями святых, изготовленный по заказу жителей Людогощей улицы для уличанского храма Флора и Лавра. Из дерева новгородские мастера создавали музыкальные инструменты. Археологами найдены остатки гуслей, гудков, сопелей. Некоторые древние инструменты удалось воссоздать, и в наше время они вновь зазвучали.

Широко известны изделия резчиков по кости. Костяные рукояти, накладки, пластины украшались изображениями святых, драконов, русалок, птиц, зверей, вырезался затейливый орнамент. Особый вид творчества косторезов — тонкой работы иконки и нательные кресты. Не менее замечательные произведения оставили резчики по камню. В Софийском соборе находится великолепный Алексеевский крест XIV века. Широко распространёнными были каменные иконки с изображениями Богородицы, Иисуса Христа, святых. Новгородцы использовали в быту множество предметов, украшенных с большим вкусом. Так, изделия из кожи — сумки, кошельки, ножны, обувь — украшались тиснёным растительным орнаментом.

Шедеврами новгородского литейного ремесла заслуженно считаются богослужебные предметы, которые ныне можно увидеть в экспозиции Владычной (Грановитой) палаты в Кремле. В XII столетии новгородские мастера Братило (Флор) и Константин изготовили для Софийского собора великолепные серебряные позолоченные кратиры — сосуды для освящения воды. Кратиры украшены чеканными рельефными изображениями святых, богатым орнаментом, имеют весьма изящные формы ручки.

Археологические раскопки ежегодно дают науке все новые и новые берестяные грамоты. В настоящее время их количество превысило 750. Пергамент, тонко выделанная телячья кожа, на котором писали книги в средние века, был чрезвычайно дорогим материалом. Березовая кора, берёста, не стоила ничего. Не нужны были и чернила. Буквы процарапывались на берёсте особым заостренным металлическим либо костяным стержнем — стилем.

Древнейшие берестяные грамоты датируются первой половиной XI века, а самые поздние — серединой XV столетия.

Многообразие берестяных посланий, написанных крестьянами, ремесленниками, купцами, боярами, позволяет сделать важный вывод о широком распространении грамотности среди населения Новгородской земли. Берестяные грамоты — в большинстве своем памятники деловой переписки. В них можно прочесть о денежных операциях, земельных отношениях, судебных исках. Найдены и грамоты, по которым мы можем судить о личных переживаниях авторов, их мироощущении, интересах.

Наряду с берестяными грамотами для переписки использовали восковые таблички, хорошо известные в мировой культуре с античных времен и называвшиеся церами или табулами. В деревянной дощечке делалось углубление, заливался воск, по которому писали стилем. Заострённый с одного конца стиль с противоположной стороны имел лопаточку, при помощи которой стиралось написанное по воску. Послав церу в другой конец города, можно было получить ответ на той же табличке. Найденные в Новгороде церы нередко украшены резьбой.

Во второй половине XV века после долгих столетий политической раздробленности усилился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Ликвидация самостоятельности Великого Новгорода стала важнейшим этапом создания единого Русского государства при московском великом князе Иване III Васильевиче.

Несмотря на сопротивление литовской партии во главе с Марфой Борецкой, пытавшейся передать верховные права над Новгородом литовскому великому князю и польскому королю Казимиру, Иван III одержал победу. В начале 1478 года в результате военного похода великого князя московского Господин Государь Великий Новгород прекратил свое существование в качестве столицы вечевой республики. Великий Новгород и его обширные земли стали составной частью Русского государства. Второй раз в истории город стоял у колыбели России.

В XVI столетии продолжалось успешное экономическое развитие города. В середине века Новгород был по числу жителей одним из крупнейших городов России: их было около 32 тысяч. В отчете английской торговой экспедиции X.Уиллоу и Р.Ченслера говорится: "После Москвы первое место занимает Hoвгород, хотя и уступает ей в великолепии, но зато превосходит обширностью и составляет как бы рынок целой империи."

Город украшался новыми храмами; на месте старых церквей заново строят хра мы Жён Мироносиц (1529) и св.Проко пия (1516) близ Торга, огромный собор Спаса Преображения в Хутынском монастыре (1515), Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице (1527 -1528), Сретения Господня в Антониеве монастыре (1533—1536), Бориса и Глеба в Плотниках (1536), Никиты Мученика (1557) и другие. Многие из них строятся по заказу торговых людей. Продолжает существовать новгородская иконописная школа. Мастера украшают иконы великолепными лепными басменными окладами.

Московское правительство уделяло много внимания городским укреплениям. В 1484—1499 годах перестраивается древ ний новгородский Кремль, который первоначально был деревянным, а в XIV веке получил первые каменные стены. Внешнее кольцо укреплений — Окольный город, вал и ров которого дошли до наших дней, сооружается во времена рас цвета республики. В 1582—1584 годах вокруг Кремля возводится Земляной го род, представлявший собой земляные ва лы с шестью бастионами, поверх которых острог с восемью деревянными башнями.

Как Кремль и Окольный город, Земляной город был окружен рвом. Укрепления Земляного города были срыты в 1820-х годах, и о нем теперь напоминают только остатки двух его прибрежных бастионов.

В начале 1570 года Новгород был подвергнут, по подозрению в измене, разгрому опричным войском Ивана Грозного во главе с самим царем. Жертвами беспримерной жестокости стали несколько тысяч ни в чем не повинных граждан, были разграблены многие храмы и монастыри, включая Софийский собор.

Но ещё большие несчастья постигли Великий Новгород в эпоху Смуты начала XVII века. В 1611 - 1617 годах город был оккупирован шведами. После ухода неприятеля в Новгороде проживало немногим более восьмисот человек мужского населения и оставалось около пятисот жилых дворов. Постепенно город отстраивался, восстанавливались его укрепления. После захвата шведами берегов Невы Новгород стал в сущности приграничной крепостью России, поэтому городские укрепления поддерживались в надлежащем порядке и неоднократно реконструировались.

Велось гражданское строительство. В 1686 году в юго-западной части Кремля началось возведение Воеводского двора, окруженного каменной стеной (не сохранился). Вслед за строительством Воеводского двора, которым руководил присланный из Москвы Семен Ефимов, напротив Кремля, на Торговой стороне, Гурием Вахромеевым, по-видимому, по проекту Ефимова, возводится Гостиный двор, от которого сохранились аркада и воротная башня.

Из храмов той поры следует выделить строительство большого Знаменского собора в 1682—1688 годах на месте старинной разобранной церкви Знамения Богоматери. Это памятник московского зодчества. Пятиглавый, с открытыми галереями, стены в верхней части расписаны фресками. Сохранилась и роспись 1702 года внутри храма. В пригородном Вяжищском монастыре возводится трапезная церковь Иоанна Богослова, богато украшенная изразцами.

В начале XVIII столетия Петр I уделяет большое внимание укреплению Новгорода, опасаясь похода шведского короля Карла XII. Был перестроен Земляной город, отремонтированы кремлевские башни.

В 1727 году Новгород стал губернским центром и оставался им ровно двести лет. В городе находились военный гарнизон, губернское правление. Через Новгород проходила шоссейная дорога, соединявшая две столицы России, древнюю и новую. Таким образом вплоть до постройки в середине XIX столетия железной дороги Петербург — Москва, прошедшей в стороне от города, почти все знаменитые русские государственные и военные деятели, писатели, художники и композиторы бывали в Новгороде.

XVIII век — век просвещения. В Новгороде в 1706 году было открыто первое постоянное учебное заведение — располагавшееся в Кремле греко-славянское училище. В нем преподавали известные просветители Иоанникий и Софроний Лихуды. На базе училища в 1740 году открылась духовная семинария.

Октябрьская революция мало изменила сонную жизнь бывшей столицы вечевой республики. Разве что в составе населения резко уменьшился удельный вес духовенства. Все монастыри и большинство церквей закрыли, значительная часть церковных ценностей была конфискована государством. Центральная площадь города из Софийской стала площадью 9 Января, на ней 7 ноября 1926 года был открыт памятник Ленину. Находившийся на площади памятник ополчению 1812 года демонтировали.

В августе 1941 года Новгород был захвачен вражескими войсками. Два с половиной года продолжалась оккупация. Город, всё это время находившийся на линии фронта, был сильно разрушен. Пострадали выдающиеся памятники древнерусской архитектуры. Некоторые из них больше не существуют: церкви Андрея юродивого на Ситке, Михаила Архангела на Сковородке, Флора и Лавра, Мало-Кириллов монастырь и другие.

После войны поистине героическими усилиями жителей Новгород был восстановлен. Реставраторы подняли из руин разрушенные храмы. К сожалению, фресковую живопись, украшавшую до войны стены многих церквей, восстановить исключительно трудно. Тем замечательней пример воссоздания казалось бы навсегда утраченных росписей церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Ведутся работы по восстановлению знаменитых росписей церкви Успения Божией Матери на Волотове.

В 1991 и последующих годах Русской Православной Церкви возвращены Софийский собор, Вяжищский, Юрьев и Хутынский монастыри, Перынский скит, церкви Покрова Пресвятой Богородицы Зверина монастыря, Бориса и Глеба в Плотниках. В них вновь слышно церковное пение…

Имеется в виду, конечно, вечевая площадь, а новгородцы — в соответствии с традициями литературы классицизма — стилизуются под республиканских героев Античности.

Еще резче высказывался уже в XIX веке поэт-декабрист Кондратий Рылеев:

И далее (от имени новгородцев):

Таким образом, и сегодня история Новгорода вызывает острые дискуссии. Чтобы хотя бы попробовать разобраться в их соотношении с реальными историческими фактами, начать придется издалека — с самых ранних этапов истории Новгорода, поскольку довольно большой популярностью пользуется концепция, согласно которой предпосылки республиканского строя Новгорода следует искать в глубокой древности.

В древнейших сохранившихся летописных повествованиях конца XI — начала XII века рассказывается о том, как в середине IX века славянские и финноязыч­ные племена севера Руси изгнали за море варягов, которым они платили дань. Когда после этого между ними началась вражда, они направили к варя­гам послов и призвали варяжского князя Рюрика с братьями Синеyсом и Трувoром. По одной летописной версии, Рюрик сначала вокняжился в Ладоге (ныне село Старая Ладога в Ленинградской области) и только потом перебрался в Новго­род, по другой — сразу прибыл в Новгород. Именно Рюрику предстояло стать основателем династии, правившей на Руси до эпохи Смутного времени.

То, что варяги не сыграли в образовании государства первостепенной роли, хорошо видно из того, что социально-экономический и политический строй Руси оказался больше похожим на устройство других стран Центральной и Во­сточной Европы, чем на устройство скандинавских королевств. В частно­сти, на Руси, как и в Польше, Чехии, Венгрии, государство играло весьма значи­тельную роль — в том числе в организации хозяйственной жизни.

С другой стороны, данные лингвистики однозначно указывают на то, что имена первых русских князей были скандинавскими и значительная часть элиты ранней Руси также носила скандинавские имена. Археологические раскопки выявили на территории Руси IX–X веков скандинавское присутствие, в том числе на северо-западе. Вероятно, наличие в княжеском войске опытных и хо­ро­шо вооруженных воинов скандинавского происхождения сыграло опре­де­­лен­ную роль и в том, что князьям Рюриковичам удалось объединить под своей властью всю огромную территорию, населенную восточными славянами. Такого не произошло ни у западных славян, ни у южных, на терри­ториях кото­рых возникло несколько раннесредневековых государственных образований.

Новгород, однако, вошел в историю отнюдь не благодаря князьям (там так и не сформировалось своей княжеской династии, как это произошло в боль­шин­стве древнерусских земель), а благодаря своему специфическому полити­ческому строю, который многие историки называют республиканским.

Окончательно укрепилась новгородская вольность после бурных событий годов, когда оттуда был изгнан сын киевского князя Мстислава Великого Всеволод. После этого князей в Новгород, как правило, приглашало вече. Без согласия новгородцев князь теперь не мог принимать никаких важных решений, то есть княжеская власть в Новгороде существовала, но была ограни­ченной: князь не мог вмешиваться во внутренние дела городского управления и смещать должностных лиц. Вместе с посадником он вершил суд, а во время войны возглавлял новгородское войско.

В территориальном отношении город Новгород делился на две стороны — Софийскую и Торговую. Стороны, в свою очередь, подразделялись на концы (районы), а концы — на улицы. Концы собирали свои веча, там выбирали кон­чанского старосту (посадника). Улицами управляли уличанские старосты, также выборные. Полноправными новгородцами считались только члены кончанских объединений, т. е. горожане. Население огромной Новгородской земли фактически не принимало никакого участия в обсуждении и решении важнейших политических вопросов.

Общегородское собрание — вече — избирало высших должностных лиц: посад­ника, тысяцкого и архиепископа. Относительно того, кто имел право участво­вать в вече, высказываются разные мнения, но источники единодушны: такое право принадлежало членам кончанских объединений. Важнейшую роль среди новгородских должностных лиц играл посадник. Он возглавлял городскую власть и войско, заключал договор с князем, вел дипломатические переговоры, вместе с князем вершил суд. Тысяцкий представлял в городском управлении торгово-ремесленное население, ведал судом по торговым делам. Новгород­ский архиепископ являлся главой новгородской епархии. С середины XII века его выбирало вече и утверждал киевский митрополит. Помимо руковод­ства церковными делами, архиепископ участвовал в принятии всех важнейших политических решений. На вече избирался также архимандрит — глава новго­родского монашества.

Политический строй Новгорода в значительной степени схож со строем других европейских средневековых республик, в частности западнославянских город­ских республик Западного Поморья (балтийское побережье современных Поль­ши и Германии), таких как Щецин или Волин, торговых республик Италии и Далмации: Венеции, Генуи, Дубровника и др.

Северо-Западная Русь не была разорена в ходе Батыева нашествия, хотя и вы­нуж­­дена была платить дань в Орду. В Новгороде во второй половине XIII — XV веках продолжалось укрепление республиканского строя. Хотя со второй трети XIII века Новгород признавал верховную власть владимирского великого князя, в реальности, однако, полномочия князей там постепенно умень­шались. Князья уже не сами участвовали в управлении, но присылали наместников, которые представляли их в Новгороде. считалось, что высшая власть принадлежит всем жителям Новгорода, собиравшимся на вече, но всё богаче и могущественнее становились новгородские бояре. В их владении и во владении менее знатных землевладельцев, а также церкви находилось ко второй половине XV века уже более 90% новгородских земель.

Из сказанного выше следует, что черный миф Новгорода в значительной сте­пени не подкрепляется данными источников. Это, однако, не означает, что его нужно заменить золотым мифом и вслед за Радищевым и декабристами пред­ставлять себе Новгород как некую идеальную демократическую республи­ку, раздавленную авторитарной Москвой.

1. Новгородская и Псковская земли были расположены на северо-западе Руси. До XII в. Новгородская земля входила в состав Киевской Руси. В начале XII в., предположительно в 1136г., бояре Новгорода, воспользовавшись восстанием го­родских низов и крестьянства против князя, захватили власть и установили свое политическое господство. В Новгороде сло­жился республиканский (феодальный) строй.

Псковская земля была частью Новгородской республики до середины XIV в. В 1348 г. Псков, выросший в крупный торговый и ремесленный центр, отделился от Новгорода и также стал феодальной республикой.

2. В Новгороде и Пскове сложилась необычная для средне вековой Руси форма государственного правления — феодальная республика.

Государственное управление Новгородом и Псковом осуществлялось вечем— собранием полноправных жителе* мужского пода. Формально вече было высшим органом власти, решавшим все важнейшие экономические, политические, военные, судебные и административные вопросы В полномочия веча входило избрание князя. Решения на ее собраниях должны были приниматься единогласно. Имелась вечевая администрация — вечевые дьяки, вечевая изба.

Реальная власть в Новгороде и Пскове принадлежала боярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской администрации. Председательствовал в совете архиепископ. Боярский совет являлся организационным и подготовительным органом. К его компетенции относились: подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная де­льность, созыв вече, подготовка повестки дня, подбор натур избираемых на вече должностных лиц и др. Вооруженные силы включали княжескую дружину, владыческий полк и городское ополчение.

3. Высшими должностными лицами Великого Новгорода были - посадник, тысяцкий, архиепископ и князь. Посадник избирался вечем на один-два года из знатных бояр. Он председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией, внешнеполитическими делами; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами. Тысяцкий избирался на вече из знатных представителей аристократии. Он занимался вопросами торговли и торгового уда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы

управления, помогая посаднику.

Архиепископ избирался из монахов, выходцев из боярской. Он был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов. Основная же роль архиепископа сводилась к главенству в церковной иерархии. Князь приглашался на княжение гражданами. Предварительно его кандидатура обсуждалась на боярском совете и затем вносилась на утверждение в вече. Главной целью князя была организация защиты республики от внешних врагов. Воединую судебную и административную деятельность князь осуществлял вместе с посадником.

Своеобразным должностным лицом в Новгороде был архиепископ. Новгородцы добились, чтобы он назначался не митрополитом, а на вече (вече избирало трех кандидатов, какой из них займет должность - решала жеребьевка). Архиепископ (владыка) не только руководил новгородской епархией, но и выполнял светские обязанности: хранил казну и архив, вел дипломатические переговоры.

Особое место в феодальных республиках занимал князь. Его приглашали по договору, в котором устанавливались условия службы. Князь стоял во главе управления и суда, но действовал под контролем посадника. Он не мог смещать или назначать на должности, считавшиеся выборными. В договоре предусматривались и размеры вознаграждения князей, в частности дары от волостей, судные и проезжие пошлины. Князю, его жене и дружинникам запрещалось приобретать села в Новгородской земле, вести заграничную торговлю, не прибегая к посредничеству новгородских купцов. Несколько иным было положение князя в Пскове, где он мог назначать своих наместников в пригороды.

Новгородская республика была огромной страной. Ее территория прости­ралась от Белого моря до уральских гор. Сам Новгород был густонаселенным городом, возникшим в результате слияния нескольких поселений. Он имел внутреннее административно-территориальное устройство - делился наконцы,т.е. на районы, где созывались свои кончанские веча. В каждом районе было по две сотни, которые имели свой сход и избирали сотских. В военное время они составляли основу народного ополчения.




Управление остальной территорией государства осуществлялось из Новгорода. Она делилась наземли (позднее"пятины"). Кроме столичных, в обеих республиках были и другие города, называвшиеся пригородами, где было свое вечевое устройство, функционировавшее, однако, под контролем присылаемых из Новгорода наместников.

Высшим органом власти Новгородской республики было Вече. Есть две точки зрения на состав Веча:

  • Вече состояло из полноправных членов городской общины (всех, кроме пригородных жителей и крестьян).
  • Вече был олигархическим органом, состоящим из лучших людей Новгорода (не более 500 человек).

Вече собиралось в случае необходимости, для решения вопросов касательно:

  • налогов,
  • защиты земель,
  • войны и мира,
  • законодательной деятельности,
  • выборов высших должностных лиц (архиепископа),
  • призвания и изгнания князей,
  • судебных дел (только дела высших должностных лиц).

Кроме Вече в Новгороде существовал коллегиальный орган, состоящий из высших выборных должностных лиц (посадник, тысяцкий, сотский).

Вече приглашало князя, который в основном занимался военным делом, а также имел некоторую исполнительную власть и участвовал в суде. Княжеская власть иногда увеличивалась, но никогда не преобладала в вечевой системе. Власть князя была сильно ограничена. Он не имел права приобретать новую землю. Княжеский двор не мог находится в пределах города и размещался в двух верстах от него.

Постепенно в Новгороде сложилась форма республиканского правления: все основные должностные лица избирались Вечем.

В 1471 г., решив положить конец республике, Иван III начал поход против новгородцев, взяв Псков в союзники; в бою на р. Шелони новгородцы потерпели поражение и разорвали союз с Казимиром. Также они обязались отдать дань уважения Москве, уступить ей восточные земли. Спустя 7 лет, в 1478 году Иван III, заподозрив новгородцев в связях с Западом, снова поселился в Новгороде, сослал бояр в ссылку и снял вечевой колокол.

С тех пор независимость Великого Новгорода была отменена, и он стал частью Московского государства.

Избрание и изгнание новгородских князей

Готовые работы на аналогичную тему

В этом соглашении оговаривались следующие моменты:

Договор был направлен на защиту сословных интересов новгородских бояр. Если князья нарушили договор, новгородцы выгоняли их из города. Иногда к ним относились еще строже. Обвинив князя в нескольких злодеяниях, новгородцы могли арестовать его вместе с женой и детьми. В 1209 году новгородцы задержали даже князя Святослава, являвшегося сыном великого князя Владимирского Всеволода.

Жители Великого Новгорода не испытывали священного страха перед княжеским достоинством. Каждому из князей приходилось приложить усилия, чтобы заслужить их уважение. Князей, не отличившихся храбростью и силой воли, изгоняли из города.

Князья на новгородском престоле менялись довольно часто. За 2 века (1095–1304) их было 58, некоторые продержались на своем посту всего несколько месяцев. Княжеская власть постепенно ослабевала, что привело к усилению роли посадников и расширению их функций. Посадники не просто контролировали действия князей, но и стали первыми магистратами республики, сосредоточившими в своих руках всю исполнительную власть.

Следует отметить, что в определенные периоды влияние князей увеличивалось, как правило, это происходило при усилении военной угрозы. Так было в середине XIII века, когда с юга Новгороду угрожали монголо-татары, а с запада немецкие рыцари – крестоносцы и шведы. В период правления Александра Невского новгородцы были вынуждены терпеть упорство князя, твердой рукой и осторожной политикой охранявшего Новгородскую землю. Когда Александр Невский покинул Новгород, чтобы занять престол Великого Князя, новгородцы признали его власть, вернувшись к древней традиции признания Великого Князя Владыкой Новгорода, как это было в эпоху Киевской Руси.

Компетенция новгородских князей

Система правосудия в Новгороде имела свои особенности, которые определяли компетенцию новгородского князя. Для него было характерно широкое участие в правосудии Веча, хотя со временем это участие значительно уменьшилось. При этой системе новгородские князья не имели права судить единолично, что было специально зафиксировано в договоре. Суд происходил с участием князя, посадника, а также представителями бояр и их людей. Как свидетельствуют летописи, Вече вело суд по наиболее опасным для государства преступлениям.

Князь был главой администрации и двора, но действовал под контролем посадника и вместе с ним. Кроме того, он должен был организовать оборону территории. В Новгороде князь не мог увольнять выборных.

Известен случай, когда князь Смоленский Святослав Мстиславович, царствовавший в Новгороде, потребовал без какой-либо причины смены посадника Новгорода Твердислава. Вече сразу напомнило князю, что он не имеет на это права.

Князь не мог самостоятельно назначать на неизбираемые должности без согласия городского головы. В договорах подробно оговаривались размер и источники вознаграждения князей, в частности дары волостей, проезжие пошлины. Особо оговаривался запрет князю, его жене и боярам приобретать села на Новгородской земле.

Как видно, функции новгородского князя были ограничены. Он был в первую очередь военачальником, его лишали большей части земли и доходов, он был ограничен в праве на правосудие, его резиденция была перенесена из центра города (Детинца) за город (на Городище).

Таким образом, до падения независимости Новгорода в 1478 году новгородский князь считался тем, кто получил от татарских ханов особый документальный знак великого княжения. В то же время новгородцы добились от князей признания своих свобод: князья не вмешивались во внутренние дела республики, ограничивались сбором причитающихся им налогов и лишь изредка приезжали для сбора налогов.

Читайте также: