Кто осуществлял систематизацию законодательства при николае 1

Обновлено: 30.06.2024

\u0414\u043b\u044f \u044d\u0442\u043e\u0433\u043e \u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0439 l \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043b \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443 \u043f\u043e \u043a\u043e\u0434\u0438\u0444\u0438\u043a\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0432 \u043d\u0430 \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u043e\u043c \u0443\u0440\u043e\u0432\u043d\u0435, \u0434\u0430\u0436\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0432\u043b\u0435\u043a \u041c.\u041c. \u0421\u043f\u0435\u0440\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e, \u043e\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u0438\u0437 \u0441\u0430\u043c\u044b\u0445 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445, \u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438 \u043e\u043f\u044b\u0442\u043d\u044b\u0445 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0430\u043d\u043e\u0432\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432.
\u041f\u043e\u0434 \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u0421\u043f\u0435\u0440\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e ll \u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0432\u0435\u043b\u043e \u0433\u0440\u043e\u043c\u0430\u0434\u043d\u0443\u044e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443 \u043f\u043e \u0443\u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043e\u0447\u0435\u043d\u0438\u044e \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0430\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0441 1649 \u043f\u043e 1825 \u0433\u043e\u0434\u044b. \u0418 \u043a 1930 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0431\u044b\u043b\u043e \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u043e \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0435 \u0438\u0437\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435 \"\u041f\u043e\u043b\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u043e\u0431\u0440\u0430\u043d\u0438\u044f \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0438\u0438 \", \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u0449\u0435\u0435 \u0438\u0437 45 \u0442\u043e\u043c\u043e\u0432 (40 \u0442\u043e\u043c\u043e\u0432 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0432 \u0438 5 \u0442\u043e\u043c\u043e\u0432 \u0443\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u043a \u043d\u0438\u043c).
\u0414\u043b\u044f \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043d\u0443\u0436\u0434 \u0431\u044b\u043b \u043f\u043e\u0434\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d \"\u0421\u0432\u043e\u0434 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0438\u0438 \", \u043e\u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0432 1832 \u0433\u043e\u0434\u0443, \u0430 \u0432\u0441\u0442\u0443\u043f\u0438\u0432\u0448\u0438\u0439 \u0432 \u0441\u0438\u043b\u0443 1 \u044f\u043d\u0432\u0430\u0440\u044f 1835 \u0433\u043e\u0434\u0430. \"\u0421\u0432\u043e\u0434\" \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043b \u0438\u0437 15 \u0442\u043e\u043c\u043e\u0432 \u0438 \u0431\u044b\u043b \u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043d \u0435\u0434\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435\u043c \u043f\u0440\u0438 \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0430\u0434\u043c\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u0441\u0443\u0434\u0435\u0431\u043d\u044b\u0445 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u043e\u0432.
\u0417\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e \u0441\u0442\u0430\u043b\u043e \u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043d\u044b\u043c \u0434\u043b\u044f \u0438\u0437\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u0438 \u043a\u0440\u0438\u0442\u0438\u043a\u0438, \u0447\u0442\u043e \u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b\u043e \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u043e-\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u0443\u044e \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u0443 \u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430.">]" data-test="answer-box-list">

vmaluga2011

Со времени соборного уложения 1649 года накопились десятки тысяч указов, манифестов и других актов, которые дублировали, а иногда просто противоречили друг другу. Необходимо было упорядочить законодательство, провести его кодификацию.
Для этого Николай l организовал работу по кодификации российских законов на высоком уровне, даже привлек М.М. Сперанского, одного из самых образованных, юридически опытных государственных сановников.
Под руководством Сперанского ll отделение провело громадную работу по упорядочению законодательных актов с 1649 по 1825 годы. И к 1930 году было представлено первое издание "Полного собрания законов Российской империи", состоящее из 45 томов (40 томов законов и 5 томов указателей к ним).
Для практических нужд был подготовлен "Свод законов Российской империи", опубликованный в 1832 году, а вступивший в силу 1 января 1835 года. "Свод" состоял из 15 томов и был признан единственным основанием при решении административных и судебных вопросов.
Законодательство стало доступным для изучения и критики, что формировало политико-правовую культуру российского общества.

Новые вопросы в История

2. Прочитав текст и используя свои знания, дайте анализ состояния общественно- политической жизни в 65-80 гг по формуле ПОПС - 6 - - П позиция - в чем … заключается ваша точка зрения -(Я считаю, что. Мне кажется, что) О — обоснование на чем основывается довод- (Предположим, что . Считается, что) П - пример (Я могу подтвердить это следующими примерами . Рассмотрим примеры. во-первых. во-вторых. ) — не менее 3 С– следствие- (Я могу сделать вывод. таким образом. значит. итак. ) 99 На октябрьском пленуме 1964 года Н.С. Хрущев был отстранен от власти. Первым етарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев. Первым секретарем ЦК Компартии кстана стал вновь Д.А. Кунаев.​

Оцените по пятибальной шкале значимость произведения как исторического источника Обоснуйте свой ответ?СРОЧНО ПЖ​

Реформы Петра I коснулись всех областей жизни государства: центрального и местного управления, устройства и состава армии, церкви. Приведи не менее тр … ёх явлений в культурной, политической, экономической жизни страны, существовавших до прихода к власти Петра I и ликвидированных в его правление.​

Приведите не менее 2-х примеров интеграционных процессов в Западной Европе и Америке и 2-х примеров дезинтеграционных процессов в мировой системе соци … ализма после окончания холодной войны ​

Прочитайте фрагменты Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанного в Хельсинки в августе 1975 года. Отметьте … цифрами: 1)Положения, касающиеся уважения суверенитета европейских стран и незыблемости границ 2)Положения, касающиеся гуманитарной сферы 3)Положения, касающиеся проблем безопасности в Европе 1. Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. 2. Государства-участники будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития. 3. Государства-участники будут разрешать споры между ними мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. 4. Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников 5. Государства-участники рассматривают все границы как нерушимые границы друг друга, как и границы всех государств в Европе 6. Государства-участники будут в том числе воздерживаться от оказания прямой или косвенной помощи террористической деятельности или подрывной или другой деятельности, направленной на насильственное свержение режима другого государства-участника 7. Государства-участники ставят своей целью облегчить более свободное передвижение и контакты на индивидуальной и коллективной, неофициальной и официальной основе между людьми, учреждениями и организациями государствучастников и содействовать решению вопросов гуманитарного характера, возникающих в данной области

1). Определите общие причины (не менее 2-х) появления в Казахстане представленных национальностей. 2). Укажите ключевые события (не менее 3-х) и вызва … нные ими изменения в этническом составе населения на территории Казахстана. Занесите данные в таблицу. Ключевые события Изменения в этническом составе

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института российской истории РАН по адресу: Москва, ул. Дм. Ульянова, д. 19.

Ученый секретарь Диссертационного

совета, доктор исторических наук МАЛЕТО Е.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования определяется местом рассматриваемых проблем в исторической науке: вопрос об отмене крепостного права, путях, способах и формах крестьянского преобразования является центральным для истории России XIX в. Систематизация законодательства во второй четверти XIX в. – также одна из ключевых проблем, имевших важное значение не только для первой половины XIX в., но и для всей последующей истории Российской империи. Вместе с тем, в изучении данных проблем до сих пор существуют лакуны, ряд их аспектов исследован с недостаточной полнотой, многое требует пересмотра.

В диссертации исследуются два основных направления законодательной деятельности императора Николая I (1825-1855): по крестьянскому вопросу и по кодификации законодательства, прежде всего, гражданского и судебного. В центре крестьянского вопроса в первой половине XIX в. находилась проблема поиска путей отмены крепостного права, тесно связанная с систематизацией права. Необходимость комплексного изучения этих проблем обусловлена тем, что крестьянское преобразование, меняя коренным образом правовой статус бывших крепостных, делало неизбежной и необходимой реформу законодательства. Их исследование в рамках одной работы определяется также выделением их в приоритетные самим монархом, в начале царствования сформулировавшем свои задачи следующим образом: издать свод законов и преобразовать крепостное право.

В диссертации выявляются не только конечные результаты законодательной деятельности, но и прослеживается сам процесс законотворчества – подготовка правовых актов и проектов, начиная от их составления и обсуждения в специально создаваемых комитетах, комиссиях и Государственном совете и заканчивая принятием законов и их реализацией. Еще одна проблема, занимающая центральное место в диссертации – значение проводимых при императоре Николае I мероприятий как подготовительного этапа реформ 60-х гг. XIX в., осуществленных при императоре Александре II.

В изучении подготовки и особенно проведения преобразований 1860-х гг. отечественная и зарубежная историография добилась значительных успехов. Однако эпоха, предшествовавшая реформам, время правления императора Николая I остается наименее исследованной в плане изучения реформаторской составляющей правительственной политики. Между тем проведенная при императоре Николае I систематизация права стала базой дальнейшего реформирования государственно-правовой системы России, а ряд законодательных актов относительно крестьян определил формы их освобождения в следующее царствование. Во второй четверти XIX в. была проведена кодификация права – важный этап развития и систематизации законов российского государства, произошло совершенствование механизма законотворческой деятельности.

Перемены, происходящие сегодня в российском обществе, побуждают историческую науку обратиться к анализу предшествующей практики преобразований в стране. Сегодня, в год 150-летнего юбилея отмены крепостного права, как никогда актуальны проблемы аграрного сектора, нуждающегося в реорганизации. Активно идет процесс реформирования современного российского законодательства (целью которого провозглашено создание свода законов) и судебной системы. И здесь законодатели сталкиваются с целым рядом проблем, прежде всего связанных с систематизацией законов, что стимулирует их обращение к опыту, накопленному в Российской империи в данной области. В этой связи особую актуальность приобретает изучение практики подготовки и проведения преобразований прошлого.

Исследование процесса законодательной деятельности второй четверти XIX в. ставит проблему кадровой обеспеченности государственных и правовых структур, решение которой составляет одну из насущных задач и сегодняшнего дня. Поэтому вопросы о роли отдельных представителей власти в процессе законотворчества, о том, каким образом реалии российской жизни обуславливали те или иные законодательные решения и какое влияние, в свою очередь, эти решения оказывали на ход внутренней политики, продолжают оставаться актуальными.

В последние два десятилетия значительные успехи достигнуты в изучении истории дореволюционных государственных учреждений. Вместе с тем, многие проблемы, такие как административный и реформаторский потенциал российского государственного механизма, система принятия решений, законотворческий процесс, место отдельных учреждений в разработке и осуществлении внутриполитического курса и т.п., требуют более тщательного исследования. Это стимулирует обращение специалистов к исторической реконструкции деятельности отдельных государственных структур, в том числе, связанных с законодательной политикой правительства, и прежде всего Государственного совета и Второго отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, чему в диссертации уделено значительное внимание.

Объектом исследования является законодательная деятельность правительства императора Николая I по крестьянскому вопросу и по кодификации гражданского и уголовного права.

Предмет исследования – вклад законотворческой деятельности правительства императора Николая I в развитие отечественного законодательства и правовой практики, а также место этой деятельности в процессе поступательного движения России.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую четверть XIX в. – период интенсивной законодательной деятельности правительства императора Николая I. В это время была проведена систематизация всего законодательного массива Российской империи: осуществлены инкорпорация права, т.е. расположение законов государства в определенном порядке (хронологическом, по отраслям права) без изменения их содержания, в результате чего создано Полное собрание законов Российской империи, и его консолидация, что означало укрупнение, сведение близких по содержанию нормативных актов в один акт, завершившаяся изданием Свода законов Российской империи. Работы по упорядочению законодательства этим не ограничились. В царствование императора Николая I велась активная деятельность по кодификации судебного законодательства, включавшая в себя систематизацию законов государства по отдельным отраслям права с пересмотром имеющегося и отменой устаревшего законодательства. Во второй четверти XIX в. также интенсивно разрабатывались законодательные акты, ограничивавшие крепостное право и изменявшие некоторые его нормы. Данные временные пределы не исключают краткого экскурса в предшествующие и последующие периоды истории Российского государства с целью более глубокого понимания исследуемых процессов. Так, кратко излагается история правительственных попыток систематизации законодательства, начиная с Петра I; прослеживается преемственность законодательных актов по крестьянскому вопросу, выработанных при императоре Николае I, и положений реформы 19 февраля 1861 г., степень влияния проектов процессуальных уставов второй четверти XIX в. на судебную реформу 1864 г., а также значение систематизации права в целом для российской истории до 1917 г.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют такие принципы исторической науки как историзм, объективность, системность и комплексность при выявлении, отборе, классификации и критическом анализе исторических источников, междисциплинарный подход.

В работе использованы следующие методы исторического исследования: историко-генетический, суть которого состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, и историко-системный, дающий возможность представить целостную картину прошлого и предполагающий подключение структурного и функционального методов. В ряде случаев применялся историко-сравнительный метод. В методологическом плане важно, что автор диссертации стремилась проанализировать весь процесс подготовки правовых актов и проектов: обстоятельства, вызвавшие их к жизни, поведение участников этого процесса, дальнейшую судьбу законов или проектов, условия их реализации и определение их места в системе российского права.

Поскольку в условиях плохой правовой оснащенности деятельность того или иного ведомства зависела от его персонального состава, в диссертации широко используется биографический метод. Личностно-психологический подход сделал возможным рассмотрение личностных факторов, оказывавших воздействие на законотворчество по крестьянскому вопросу и на кодификацию права. Он позволил учесть психологические особенности, повлиявшие на взгляды и деятельность представителей государственной власти, в первую очередь монарха, в законодательной сфере.

В ходе подготовки диссертации в значительной степени использовался историко-юридический подход. При проведении исследования автор опиралась на идеи, разработанные в отечественной истории права В.С. Нерсесянцем и Е.А. Скрипилевым, а именно, о сложном соотношении в истории права текстов законодательных актов, с одной стороны, и их практического применения и реального значения, с другой, об адекватности юридического памятника юридическим потребностям и, следовательно, необходимости различать jus, писанный закон, и lex, действительно действующие правовые нормы, что в условиях самодержавия приобретало особую остроту.

Степень научной разработанности темы. Поскольку обобщающие работы о законодательной деятельности в царствование императора Николая I отсутствуют, целесообразным представляется проанализировать имеющуюся литературу отдельно применительно к крестьянскому вопросу и к кодификации уголовного и гражданского законодательства. Историография дореволюционного периода (с 1861 по 1917 гг.) по первой проблеме характеризуется, с одной стороны, введением в научный оборот ценных, в т.ч. архивных документов, оригиналы многих из которых не сохранились до наших дней. Они использованы в работах М.А. Корфа, А.П. Заблоцкого-Десятовского, В.И. Семевского и др.1 С другой стороны, в центре ее внимания находилась личность императора Николая I, поэтому учрежденные при нем комитеты и составленные ими проекты рассматривались через призму оценки его взглядов и деятельности. При этом одна часть исследователей – М.М. Бородкин, А.М. Зайончковский и др. – выступала с апологетикой вклада монарха в дело упразднения крепостного права2, другая – П.В. Алексеев, Ю.В. Готье, Д.А. Жаринов и др.3, напротив, отрицала значение мероприятий его царствования для решения крестьянского вопроса. В конце XIX – начале XX вв. В.О. Ключевский, А.М. Зайончковский, А.А. Корнилов, А.А. Кизеветтер обратили внимание на значение изданных при императоре Николае I законов для подготовки реформ 1860-х гг., особенно крестьянской. Подобный подход отличает и работу М.А. Полиевктова. Особым было мнение М.Н. Покровского, который признавал стремление Николая I ограничить крепостное право, но отрицал действенность и результативность крестьянских комитетов, созданных при этом императоре4.

На рубеже XX-XXI вв. утвердившийся методологический плюрализм привел к многообразию оценок и взглядов. В работах петербургских исследователей Б.Н. Миронова и Л.В. Выскочкова получил отражение взгляд на царствование императора Николая I как на время генезиса реформ 1860-х гг. В подобном ключе освещается деятельность Николая I в ряде других работ последнего времени – Л.Г. Захаровой, А.Н. Боханова, А.Н. Медушевского, Т.В. Андреевой и др.11 Положение о том, что крестьянские комитеты императора Николая I подготовили почву для отмены крепостного права в 1861 г. прочно вошло в исторические исследования последнего десятилетия. Но продолжает существовать и противоположная точка зрения на царствование императора Николая I, которая является превалирующей в большинстве учебных пособий и изданий энциклопедического и справочного характера, а также в ряде монографий12.

В отличие от отечественной историографии историки Западной Европы и США никогда не усматривали в правлении Николая I сплошной и непрерывной реакции. Немецкая историография13 и англоязычные историки14 признают, что при Николае I были созданы определенные условия для перехода к реформам в следующее царствование: это и подготовка кадров будущих реформаторов, и успехи экономического развития, и законодательная деятельность правительства Николая I, особенно в крестьянском вопросе.

Читайте также: