Кто осуществляет суверенитет государства рб

Обновлено: 25.06.2024

Политика перестройки создала новую социально-политическую ситуацию, но не предотвратила кризис тоталитарной системы. Во второй половине 80-х гг. резко обострились в СССР национальные проблемы, резко ухудшилось экономическое положение. В СССР начали доминировать центробежные тенденции.

Вопрос о суверенитете Беларуси неоднократно дебатировался представителями различных кругов и общественных объединений. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. Высшей целью суверенитета признавалось обеспечение свободного развития граждан республики. Носителем суверенитета объявлялся народ, который являлся и источником государственной власти. Республика объявлялась независимой в международных отношениях.

Суверенитет не означал разрыва многосторонних связей с другими республиками. Напротив, в конце 1990 г. и в 1991 г. были подписаны договора о сотрудничестве с Россией, Украиной, Казахстаном.

Для сохранения Союза М.С. Горбачевым были предприняты ряд мер. В марте 1991 г. проводится референдум. Официально участие в нем приняли девять республик (за исключением Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении, Молдовы). Из 196 млн. жителей СССР в референдуме участвовало 80%, большинство из них высказалось за сохранение Союза. (76,4%)1.

Распад СССР ускорили события, которые произошли в Москве с 18 по 21 августа 1991 г. Группа высших государственных лиц (Г. Янаев, Ю. Павлов, Б. Пуго, В. Крючков) создали ГКЧП, провозгласили о болезни М. Горбачева и о переходе всей полноты власти в их руки. Однако эта политика государственного переворота оказалась неудачной.

После провозглашения политической независимости началась работа по формированию органов управления. Были созданы республиканские органы власти вместо союзных: Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности. С начала 1992 г. действует Главное управление пограничных войск при Совете Министров Республики Беларусь. Проводится работа по укреплению погранзастав.

В этот период завершается работа по установлению границы Республики Беларусь с Литвой, Латвией, Россией, Украиной.

Становление суверенного государства потребовало создания собственной армии, что является не только атрибутом государственности, но и гарантом ее безопасности. Проводится работа по совершенствованию принципов создания Вооруженных сил и их структуры. Начинает действовать с марта 1992 г. Министерство обороны Республики Беларусь.

Защиту экономических интересов Беларуси начинает осуществлять новая банковская система.

Таким образом, в истории Беларуси начался новый этап независимого государственного развития.

56. Основные тенденции общественно- политического развития Республики Беларусь . Конституция Республики Беларусь 1994 г. ( с изменениями и дополнениями , принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Введение президентской формы правления .

Проведение реформ в 1991—1994 гг. позволило создать в Беларуси необходимый минимум основных рыночных институтов, нормативно-правовых документов, превратить систему государственного управления экономикой в новую систему, которая в определенной степени опирается на рыночные регуляторы.

1991—1994 гг. вошли в историю как время жесткой политической борьбы в Верховном Совете республики и в обществе в целом по вопросам экономической жизни, государственного строительства, будущего союза с Россией. Шли споры о том, какой республикой должна быть Беларусь: президентской или парламентской. В этой дискуссии возрастал политический авторитет председателя комиссии Верховного Совета по борьбе с коррупцией А. Г. Лукашенко.

15 марта 1994 г. Верховный Совет республики принял новую Конституцию — Основной Закон Республики Беларусь. В соответствии с ней Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством, обладающим верховенством и полнотой власти на своей территории. Согласно Конституции в республике вводилась президентская форма правления.

YouTube
Instagram

Духовные ценности порой не менее важны, Чем экономика и безопасность В этом году наша страна отмечает юбилей — 25 лет независимости. Предтечей этого события стало принятие Верховным Советом БССР, 27 июля 1990 года, Декларации о государственном суверенитете, а в августе 1991 года этот документ получил статус конституционного закона. Тогда еще никто не предполагал, что менее чем через четыре месяца с карты мира исчезнет Советский Союз и Беларусь отправится в самостоятельное плавание. Что сыграло определяющую роль в этом процессе — объективные или субъективные факторы? На чем был основан выбор белорусской модели развития в 1990-е годы и от чего сегодня зависит наш суверенитет? Об этом рассуждают директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция”, политолог Александр Шпаковский, философ, главный редактор портала IMHOclub.by Алексей Дзермант и эксперт “Либерального клуба” Вадим Можейко.



“НГ”: На протяжении столетий Беларусь входила в состав разных государственных образований: ВКЛ, Речи Посполитой, Российской империи, СССР. Но лишь в 1991 году мы стали независимы. Что это в большей степени — случайность или закономерность?


Это результат определенных исторических процессов. Государственность на нашей земле появилась еще в X веке в виде Полоцкого княжества, а позднее Туровского. Затем эта государственная традиция была продолжена в Великом Княжестве Литовском, основу которого составляли белорусские земли, и в Речи Посполитой, которая на самом деле была не польским государством, а все-таки общим делом двух народов — союзом “короны” и “княжества”. Поэтому независимость Беларуси — это результат длинного исторического пути нашего народа. Если обратиться к новейшей истории, то стоит добавить, что суверенная Беларусь стала правопреемником БССР, прекратившей свое существование с распадом Советского Союза.


И ВКЛ, и Речь Посполитая — это исторические этапы становления государственности на наших землях. Дело в том, что нация — это современное явление. А ВКЛ было очень пестрой донациональной формой, ему была присуща раздробленность, даже народ наш называли по-разному: “русины”, “тутэйшыя”, “полешуки”, “литвины”. С одной стороны, предпосылки создания современной белорусской нации возникли лишь в конце XIX века, когда в силу разных влияний, прежде всего российской этнографии, белорусов стали описывать как самобытную часть русского общества. С другой — это влияние польских этнографов, которые видели корни белорусов исключительно в Речи Посполитой и ВКЛ.

Что касается обретения независимости, то этот процесс называют случайным потому, что распад СССР никто из крупных экспертов тогда не предсказывал. События разворачивались стремительно. Но они могли развиваться и по другому сценарию, и тогда результат был бы иным. Не будем забывать, что на референдуме в марте 1991 года подавляющее большинство граждан проголосовало за сохранение СССР. Закономерность же состояла в том, что после распада Союза у Беларуси иного пути, кроме как выстраивать новую государственность на основе БССР, не было.


С одной стороны, распад СССР был совершенно исторической закономерностью.

С другой — мы не видели в Беларуси такой борьбы за независимость, как, например, в странах Балтии. И это, конечно, наложило свой отпечаток на последующую историю, потому что то, что легко достается, меньше ценится, чем то, что досталось в тяжелой борьбе. Да, нам удалось в отличие от других постсоветских республик избежать межнациональных конфликтов, территориальных споров, гражданских войн. Но такой терпимости, умения понимать людей с другой верой, культурой нам сегодня, мне кажется, очень не хватает в политике, экономике, где также надо учиться воспринимать разные взгляды. Очень важно уметь балансировать и находить здоровое равновесие интересов. В этом смысле для нас сегодня важно поддерживать хорошие отношения со всеми соседями, использовать передовой опыт в экономических реформах.

А. Д.: Этот выбор проистекал из самой структуры нашей экономики. Шаг в Евросоюз означал бы уничтожение крупного промышленного производства, которое до сих пор является фундаментом, на котором можно строить наше будущее. Ведь в Центральной и Восточной Европе только считанные страны, которые первыми встали в очередь в Евросоюз, например, Чехия, Польша или Эстония, смогли выторговать для себя уступки и преференции. Но это, скорее, исключение. Правило же — это история Болгарии, Румынии, Литвы, которые были вынуждены полностью и безоговорочно принять условия Брюсселя.

Наше главное достижение в том, что мы не поддались искушению ломать все и вся и пойти по крайне болезненному для народа пути шоковой терапии. А ведь многие уже тогда потирали руки в надежде крупно поживиться за счет собственности, созданной трудом всего народа. Беларусь выбрала путь эволюционных преобразований, и он себя оправдал. Это помогло удержать страну от развала и анархии, от разбоя, беззакония и олигархического беспредела.

Он гораздо шире наших потребностей, поэтому на первых порах крайне важно было сохранить кадры, научный потенциал, поддерживать предприятия, не позволить людям погрузиться в нищету, люмпенизироваться. Затем следовало укрепить имеющуюся базу, максимально восстановить промышленную кооперацию на постсоветском пространстве. Эти задачи в значительной степени решены. Сейчас надо думать о том, каким станет будущее экономики. На мой взгляд, не стоит отбрасывать опыт социальной белорусской модели. Некоторые экономисты в погоне за рыночными показателями, либеральными ценностями готовы забыть о малоимущих гражданах, пенсионерах, людях, которые строили страну. Можно сэкономить на других вещах, но людей, нуждающихся в социальной поддержке, обижать нельзя.

В. М.: Успешность того или иного пути познается в сравнении. Стоит посмотреть на экономику и уровень жизни Беларуси или Украины, которые долгое время оставались в советском виде, и, например, на состояние дел в Литве, Эстонии, сделавших европейский выбор. Что же касается социальной сферы, то сегодня мы видим, что повышение пенсионного возраста, рост тарифов на ЖКХ и так далее становятся неизбежными и в Беларуси. От этого государству никуда не деться. Вот только рыночных преобразований, которые могли бы обеспечить будущий рост, перед этим так и не произошло.

“НГ”: От чего зависит наш суверенитет сегодня? Реально ли вообще говорить о сохранении независимости в то время, когда в мире набирают силу процессы глобализации? Не размывают ли они принцип суверенитета?

А. Ш.: Система международных отношений суверенных государств сложилась еще со времен Вестфальского мира в 1648 году. Ее основные принципы: приоритет национального интереса, принцип суверенитета, баланса сил и международного права. К сожалению, Вестфальская система, как и более поздняя Версальская, в той или иной мере утопичны, поскольку отражали стремление человечества к справедливости, независимости, невмешательству во внутриполитические дела. Однако реальность более сурова. Конкуренция, борьба за ресурсы, рынки сбыта, геополитическое влияние никуда не исчезли, а только нарастают. Ни вестфальские договоренности, ни сегодняшняя ООН не в состоянии до конца решить проблемы, стоящие перед международным сообществом.

Сегодня суверенитет понимается несколько иначе. А именно как степень участия, влияния того или иного государства в наднациональных интеграционных образованиях, уровень его технологического, экономического и военного потенциала.

Еще Наполеон предупреждал: кто не желает кормить своих солдат, будет кормить чужих. Поэтому независимость страны основывается в том числе на способности отстоять свои границы и свои интересы. Для этого нужна современная, сильная, мобильная армия как фактор сдерживания. И, конечно, эффективная экономика, научно-технический потенциал. Если сумеем включить свою индустрию в мировые производственные цепочки, в том числе через интеграцию с ЕАЭС и ЕС, значит, будем суверенными.

А. Д.: Суверенитет — это не икона, на которую надо молиться. Это, скорее, инструмент, позволяющий самостоятельно определять свою политику, экономическую стратегию, выбирать союзников и так далее. Кроме того, нам необходимо иметь некое свое послание городу и миру, свой особенный цивилизационный национальный код. Тем самым мы демонстрируем всем, что нам бесполезно что-то навязывать, диктовать, потому что у нас есть свои ценности, своя история и свои смыслы.

Здесь большая роль принадлежит философии, тем людям, которые в состоянии разработать и предложить обществу этот цивилизационный код нации, систематизировать и обосновать ценностные ориентиры. Если ограничиваться одной экономикой, не уделять внимание развитию национальной школы философии, государство рискует просто исчезнуть, уступив место, например, транснациональной корпорации, для которой важна только прибыль.

В. М.: На мой взгляд, духовные ценности, национальная культура, так называемая мягкая сила порой действительно важнее экономических или военных преимуществ. Опыт многих стран показывает, что попытки использовать грубую силу в конечном счете не приводят к хорошим результатам. Можно кого-то завоевать, но если люди будут иметь прочный духовный стержень, сильную веру в свое наследие, понимать, насколько для них важны свобода, своя история, эти завоевания никогда не будут прочными. В этом смысле политика мягкой белорусизации, которая сегодня проводится, очень правильная по своей сути и позволяет нам не запутаться в глобальных сетях, не потерять себя.

Геополитическая ломка сложившейся картины мира, военные конфликты в Украине, на Ближнем Востоке — все это ярко иллюстрирует то, насколько важно заботиться не только об армии, экономике, но и о культуре. Это важнейший элемент национальной идентичности, позволяющий сохранить независимость государства.

31 год назад, 27 июля 1990 года, была принята Декларация о государственном суверенитете Беларуси. Объясняем, как возникла идея этого документа, как его принимали и какую роль он сыграл в истории нашей страны.

Как возникла идея Декларации?

Советский Союз включал в себя 15 республик. Формально все они имели свои парламенты и правительства, но на практике были абсолютно бесправны перед Москвой как в политическом, так и экономическом плане.

Например, Валентин Михайлов, помощник премьер-министра БССР Михаила Ковалева, вспоминал, что в 1980-е годы Беларусь каждый год выпускала не менее 250 грузовых машин. Но каждый раз приходилось упрашивать Центр, чтобы даже несколько из них оставили в республике. Что уже говорить о более серьезных вещах.

При Михаиле Горбачеве репрессии ослабли, и республиканские элиты решили воспользоваться этим шансом. В 1988 году эстонский парламент принял Декларацию, которая устанавливала суверенитет и верховенство эстонских законов над законами СССР. В 1989-м его примеру последовали Литва, Латвия и Азербайджан, где были особенно сильны национальные движения.

Эти действия вызывали протесты как Центра, так и местных коммунистов. В июне 1990 года Белорусский народный фронт разработал проект Декларации, но эта идея не встретила поддержки.

— Калі Пазняк казаў на сэсіі ВС пра суверэнітэт Беларусі як менавіта абвяшчэнне незалежнай дзяржавы, большасць дэпутатаў слухала яго так, як бы ён абвясціў, што ў Мінск прыляцелі прадстаўнікі іншай галактыкі, і вось толькі што ён з імі размаўляў. На тварах дэпутатаў чыталася ці не ўся гама пачуццяў — ад здзіўлення да сарказму. Эканамічная самастойнасць яшчэ ўспрымалася (сакратарам і дырэктарам надакучыла выпрошваць на кожную дробязь дазвол Масквы), а вось уласныя грошы, уласнае войска — не, гэта было па-замежамі іх разумення, — вспоминал депутат БНФ Сергей Наумчик.

Все изменилось, когда в июне того же 1990 года Декларацию о государственном суверенитете приняла Россия. Тогда Верховный Совет РСФСР возглавлял Борис Ельцин, основной противник Горбачева. Чтобы перехватить у него инициативу и уменьшить значение этого документа, было решено принять декларации во всех союзных республиках.

Кто разрабатывал документ?

18 июня, спустя шесть дней после принятия Декларации в РСФСР, была создана парламентская комиссия, которая должна была готовить проект Декларации. Спустя два дня был утвержден ее состав: 35 человек, в том числе спикер парламента Николай Дементей, его будущий преемник Станислав Шушкевич, известные политики того времени Геннадий Карпенко, Виктор Гончар, Дмитрий Булахов, поэты Нил Гилевич и Анатолий Вертинский, будущий глава профсоюзов Леонид Козик и другие.

Четких сроков перед ними поставлено не было. Но после того как 16 июля свою Декларацию приняла Украина, депутатам пришлось активизироваться.

Параллельно разрабатывались еще два проекта — депутатами БНФ, которые выступали за полную независимость Беларуси, и группой депутатов во главе с Евгением Глушкевичем.

23 июля проект был представлен депутатам, 24-го они большинством голосов взяли за основу проект парламентской комиссии, отвергнув альтернативные.

Как принималась Декларация и кто за нее голосовал?

Сначала депутаты 26 и 27 июля голосовали отдельно по каждой статье (а иногда и по отдельным предложениям), а затем за весь документ.

Тогда в 1990-м депутаты убрали из документа многие положения, за которые выступал БНФ. Теперь, с временной дистанции, они кажутся очевидными. Из текста были удалены формулировки о создании собственной денежной системы (хотя при этом был создан Национальный банк) и вооруженных сил, внутренних войск и органов госбезопасности.

Но главные дискуссии разгорелись во время обсуждения 11-й статьи, которая предусматривала участие БССР в разработке Союзного договора. Представители БНФ выступили решительно против и покинули зал заседания. Как утверждал депутат Сергей Наумчик, это был тактический ход, чтобы заставить коммунистов проголосовать за принятие Декларации.

Пазняк прапанаваў апеляваць не да розуму дэпутацкай большасьці, а, скажам гэтак, да калектыўнага інстынкту, скарыстаўшы ўжо выпрацаваную звычку галасаваць насуперак БНФ.

З Авальнай залі выйшла трыццаць дэпутатаў (…).

Але адбылося так, як разлічваў Пазьняк: дэпутаты заявілі, што поўныя рашучасці прыняць Дэклярацыю і пачалі актыўна галасаваць. Не ведаю, чаго тут у Пазьняка было болей: дакладнага палітычнага разліку, адчування псіхалогіі ці проста інтуіцыі.

Другие участники того заседания (например Станислав Шушкевич) не воспринимали действия депутатов от БНФ как тактический ход. Так что этот вопрос является дискуссионным. Но в любом случае бесспорно, что Народный фронт внес большой вклад в разработку Декларации.

Как день 27 июля стал праздником и как долго находился в этом статусе?

Как пишет историк Александр Курьянович, после принятия Декларации депутаты стали обсуждать другие вопросы. И лишь затем поэт и депутат Анатолий Вертинский предложил считать 27 июля днем независимости и ежегодно отмечать его как государственный общенародный праздник. За это проголосовало 210 депутатов из 232 зарегистрировавшихся.

Верховный Совет Республики Беларусь,

выражая волю народа Республики Беларусь,

осознавая ответственность за судьбу белорусской нации,

подтверждая уважение достоинства и прав людей всех национальностей, проживающих в Республике Беларусь,

свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов Союза ССР и мира,

считая республику полноправным и независимым членом мирового сообщества,

действуя в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами,

торжественно провозглашает полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях и заявляет о решительности создать правовое государство.

Отрывок из Декларации

27 июля праздновался еще три года, пока Александр Лукашенко не вынес на референдум 1996 года вопрос о переносе даты празднования Дня независимости на 3 июля. Большинство поддержали президента, после чего дата 27 июля постепенно ушла в прошлое.

Какова роль Декларации в истории Беларуси?

В аналогичных документах парламентарии Литвы, Латвии и Эстонии объявили, что республиканские Конституции и законы важнее, чем союзные.

Верховный Совет Литовской ССР видит выход из существующего положения только в восстановлении государственного суверенитета, который уже сегодня находит свое выражение в стремлениях литовского народа, является неотъемлемым правом народов и может быть осуществлен лишь в условиях свободного самоопределения. Верховный Совет Литовской ССР провозглашает, что отныне в Литовской ССР, с принятием поправки к статье 70 Конституции Литовской ССР, имеют силу только принятые или ратифицированные Верховным Советом законы.

Отрывок из Декларации о государственном суверенитете Литвы

В Беларуси из-за коммунистического большинства в парламенте добиться аналогичных результатов было нереально. В итоге документ, принятый в БССР, являлся скорее декларацией о намерениях, которые, как тогда казалось, было невозможно реализовать в условиях 1990 года.

Но спустя год Декларация неожиданно выстрелила. После провала августовского путча Верховный Совет Беларуси 25 августа 1991 года придал ей статус конституционного закона. Де-факто это означало восстановление независимости нашей страны, что было закреплено Беловежскими соглашениями.

Спустя 31 год кажется, что события 27 июля сыграли все же меньшую роль в белорусской истории, чем события 25 августа.

Но все же признаем, что без Декларации 1990 года независимость Беларуси досталась бы нам куда более сложным путем, чем голосование в парламенте.

Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за её пределами в международном общении.

25 августа 1991 г. Декларации был придан статус конституционного закона.

Принятие Декларации положило начало строительства суверенитета Беларуси.

Для государственного суверенитета Республики Беларусь характерны следующие черты:

1)верховенство государственной власти.

2)единство государственной власти.

3)независимость государственной власти.

6)собственные вооруженные силы.

7)собственная финансово-кредитная система.

10)самостоятельность в решении вопросов, развития науки, культуры и других сфер жизнедеятельности общества.

1.Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной и государственной жизни. Верховенство государственной власти означает, что на территории страны только государство выступает в качестве полноправного представителя народа и никакая другая власть не может с ней конкурировать.

2.Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов составляющих в своей совокупности высшую государственную власть – это означает что государственные органы, осуществляющие свои полномочия, воплощают в жизнь функции государства, выполняют общие, единые задачи государства.

3.Независимость государственной власти внутри страны проявляется в том, что только государственная власть имеет исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный строй. Республика Беларусь самостоятельно определяет свою внешнюю политику, признана международным сообществом другими субъектами международных отношений, имеет право на юридически равных основаниях вступать во взаимоотношения с другими государствами, является субъектом международного права.

4.Территорией государства является суша, внутренние воды, воздушное пространство в пределах государственной границы, а так же территориальные воды (открытое море на расстоянии 12 миль от берега).

Границы государства – это проложенные в действительности или воображаемые линии на земной и водной поверхности, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли.

Под административно-территориальным устройством понимают деление территорий государства на определенные части, в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

5.Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству.

Согласно статье 10 Конституции Республики Беларусь гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства, как на территории Беларуси, так и за её пределами. Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Приобретение и утрата гражданства осуществляется в соответствии с законом.

6.В статье 10 Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь впервые было закреплено, что Республика Беларусь имеет право на собственные вооруженные силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности.

В соответствии со статьей 57 Конституции Республики Беларусь Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Защита белорусского государства является конституционной обязанностью граждан Республики Беларусь, эта обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства.




7.Финансово-кредитная система представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой бюджетной и банковской систем, а так же включает финансовые средства внебюджетных фондов, учреждений, организаций и граждан. Одним из составных элементов финансово-кредитной системы является бюджетная система, в которую включаются республиканские и местные бюджеты.

Бюджет – это план формирования и использования денежных средств, для обеспечения реализации задач и функций государства.

Государственный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, для обеспечения деятельности органов государственной власти и выполнения функций государства.

8.Государственными языками в Республики Беларусь являются белорусский и русский языки.

9.Государственные символы являются обязательным атрибутом суверенного государства. В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь её символами являются государственный флаг, государственный герб, государственный гимн.

Государственный флаг – один из основных символов государства, его официальный отличительный знак эмблема.

Государственный герб – официальный символический отличительный знак, эмблема государства, изображаемая на бланках и печатях государственных органов, денежных знаках и так далее.

Государственный гимн – это торжественная песня программного характера, прославляющая страну, государство, важнейшие исторические события, национальных героев.

10.Согласно статье 15 Конституции государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследования, свободное развитие культур всех национальных общностей проживающих в Республике Беларусь.

Читайте также: