Кто осуществляет реализацию мероприятий по проведению вакцинации в медицинской организации

Обновлено: 30.06.2024

1. В структуре коечного фонда СП I типа, обеспеченного системой централизованного снабжения медицинскими газами с возможностью монтажа клапанной системы или медицинской консоли, рекомендуется выделять

1) 25 % коек для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких
2) 25 % коек для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, требующих проведения неинвазивной вентиляции легких
3) 50 % коек для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких
4) не менее 50 % коек для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, не требующих искусственной вентиляции легких
5) не менее 50 % коек для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, требующих проведения неинвазивной вентиляции легких

2. Для оказания медицинской помощи несовершеннолетним с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 рекомендуется создавать структурные подразделения медицинской организации

1) I типа
2) II типа
3) III типа

3. Допускаются к оказанию скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 или подозрением на нее

4. Медицинская помощь пациенту с положительным результатом теста на COVID-19 может оказываться на дому при соблюдении одновременно следующих условий

1) пациент имеет возможность находиться в отдельной комнате, не зависимо от возраста пациента
2) пациент не проживает в общежитии, коммунальной квартире, учреждении социального обслуживания с круглосуточным пребыванием и средствах размещения, предоставляющих гостиничные услуги
3) пациент не проживает с лицами старше 65 лет, с лицами, страдающими хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной системы
4) соблюдение пациентом врачебных назначений и санитарных предписаний в течение всего срока лечения

5. Медицинские организации, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в которые направлена выездная бригада, обеспечивают

1) безопасные условия работы и охрану труда членов выездной бригады
2) выполнение должностных обязанностей членами выездной бригады согласно цели их направления в служебную командировку
3) ежедневный мониторинг работы выездных бригад
4) обработку запросов о потребности в оказании медицинской помощи выездными бригадами

6. Обязательным критерием оценки состояния пациентов с ОРВИ, гриппом и внебольничной пневмонией является

1) выраженность симптомов
2) длительность срока повышения температуры
3) уровень насыщения крови кислородом
4) частота дыхательных движений

7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья направляют в Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России запрос о потребности в оказании медицинской помощи выездными бригадами, который содержит

8. Пациент считается выздоровевшим исходя из наличия следующих критериев

1) Sp02 > 96
2) Т 39,0° С в день обращения или Т > 38° С в течение 3 календарных дней и больше
2) Т > 39,0° С в день обращения или Т > 38° С в течение 5 календарных дней и больше
3) дыхательная недостаточность;+4) наличие геморрагической сыпи
5) наличие любого из следующих экстренных и неотложных признаков: судороги; шок; тяжелая дыхательная недостаточность; тяжелое обезвоживание; угнетение сознания (сонливость) или возбуждение
6) наличие одного из тяжелых фоновых заболеваний
7) невозможность изоляции при проживании с лицами, относящимися к группе риска
8) отсутствие условий для лечения на дому или гарантий выполнения рекомендаций
9) тахикардия у детей в возрасте до 1 года — более 120, от 1 до 5 лет — более 110, старше 5 лет — более 100 ударов в минуту
10) тахикардия у детей в возрасте до 1 года — более 140, от 1 до 5 лет — более 130, старше 5 лет — более 120 ударов в минуту

11. Пациенты группы риска с COVID-19, находящиеся в состоянии легкой степени тяжести, исходя из наличия двух из следующих критериев:Sp02 95 % – обязательный критерий; Т 22; наличие признаков пневмонии с распространенностью изменений в обоих легких более 25 %; госпитализируются в структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID-19

1) 2 типа на койки для пациентов, находящихся в состоянии средней тяжести, не требующих искусственной вентиляции легких
2) 2 типа на койки для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, не требующих искусственной вентиляции легких
3) I типа на койки для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, не требующих искусственной вентиляции легких
4) I типа на койки для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, требующих искусственной вентиляции легких

13. Пациенты с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 в возрасте 18 лет и старше, поступившие в структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID- 19 1 типа, переводятся для продолжения лечения в стационарных условиях на койки для пациентов, находящихся на долечивании, исходя из наличия следующих критериев

1) стойкое улучшение клинической картины
2) температура тела 1,2х109/л
6) уровень лимфоцитов крови > 1х109/л
7) уровень насыщения крови кислородом на воздухе 93 %

14. Пациенты, поступившие в структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID-19 I типа, выписываются для продолжения лечения в амбулаторных условиях исходя из наличия следующих критериев

1) стойкое улучшение клинической картины
2) температура тела 1,2х109/л
5) уровень лимфоцитов крови > 1х109/л
6) уровень насыщения крови кислородом на воздухе 93 %
7) уровень насыщения крови кислородом на воздухе 95 %

15. Прием в медицинские организации и иные организации, осуществляющие санаторно-курортное лечение и при госпитализации пациентов в медицинские организации, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь в плановой форме осуществляется на основании

1) сведений о наличии антител к SARS-CoV-2
2) сведений о проведении вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (при наличии)
3) справки (заключения) врача-эпидемиолога или врача-педиатра/врача-терапевта/врача общей практики (семейного врача) об отсутствии контакта с больными инфекционными заболеваниями в течение предшествующих 14 календарных дней, выданной не позднее чем за 3 календарных дня до отъезда

16. Руководители медицинских организаций обеспечивают

1) готовность медицинских организаций к приему пациентов и оказанию им медицинской помощи в стационарных условиях, отбору биологического материала для лабораторных исследований
2) информирование медицинских работников по вопросам профилактики, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также сбора эпидемиологического анамнеза и действий в очаге новой коронавирусной инфекции COVID-19
3) наличие запаса необходимых расходных материалов для отбора биологического материала для проведения лабораторных исследований, дезинфицирующих средств и средств индивидуальной защиты, медицинских изделий, в том числе пульсоксиметров, аппаратов искусственной вентиляции легких
4) проведение противоэпидемических мероприятий при выявлении у пациента подозрения на новую коронавирусную инфекцию COVID- 19

17. Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья

1) обеспечивают готовность медицинских организаций к приему пациентов и оказанию им медицинской помощи в стационарных условиях, отбору биологического материала для лабораторных исследований
2) обеспечивают наличие запаса необходимых расходных материалов для отбора биологического материала для проведения лабораторных исследований, дезинфицирующих средств и средств индивидуальной защиты, медицинских изделий, в том числе пульсоксиметров, аппаратов искусственной вентиляции легких
3) обеспечивают проведение противоэпидемических мероприятий при выявлении у пациента подозрения на новую коронавирусную инфекцию COVID- 19
4) определяют медицинские организации, в том числе перепрофилированные, оказывающие медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях
5) утверждают схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ среднетяжелого или тяжелого течения, тяжелыми и (или) осложненными формами гриппа и внебольничной пневмонией (далее пациенты) в медицинские организации, осуществляющие медицинскую помощь в стационарных условиях, определенные для данного контингента пациентов (далее медицинские организации), с назначением ответственных лиц, исключая возможность госпитализации указанных пациентов в терапевтические, пульмонологические отделения и отделения анестезиологии и реанимации иных медицинских организаций, а также в медицинские организации, осуществляющую медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID- 19 в стационарных условиях

18. Структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID-19 может создаваться двух типов

1) I тип — структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID-19 для госпитализации пациентов, находящихся в тяжелом и крайне тяжелом состоянии
2) I тип — структурное подразделение медицинской организации для пациентов, находящихся в состоянии легкой и средней тяжести
3) II тип — структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID-19 для госпитализации пациентов, находящихся в тяжелом и крайне тяжелом состоянии
4) II тип — структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID-19 для госпитализации пациентов, переведенных из структурного подразделения медицинской организации для лечения COVID-19 I типа для продолжения лечения и пациентов, находящихся в состоянии легкой и средней тяжести

19. Тактика ведения контактных лиц без наличия симптомов ОРВИ

1) в случае появления симптомов ОРВИ или других заболеваний пациент вызывает врача на дом
2) выписка контактных по истечении 14-ти календарных дней со дня последнего контакта с больным COVID-19 с проведением лабораторного исследования на COVID- 19
3) выписка контактных, у которых не появились клинические симптомы ОРВИ, гриппа, пневмонии и COVID-19 в течение всего периода медицинского наблюдения, осуществляется по истечении 14-ти календарных дней со дня последнего контакта с больным COVID-19 без проведения лабораторного исследования на COVID- 19
4) забор мазка из носо- и ротоглотки в день обращения для проведения лабораторного исследования на COVID-19
5) изоляция на дому, оформление листка нетрудоспособности на 14 дней

20. Тактика ведения пациентов с ОРВИ легкого, среднетяжелого или тяжелого течения, гриппом и внебольничной пневмонией

1) выписка при выздоровлении без проведения лабораторного исследования на COVID-19
2) выписка при выздоровлении с проведением лабораторного исследования на COVID-19
3) ежедневный аудиоконтроль состояния, в случае выявления ухудшения состояния посещение пациента врачом на дому или вызов специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи
4) забор мазка из носо- и ротоглотки в день обращения для проведения лабораторного исследования на COVID-19 с первичным осмотром врача
5) оформление листка нетрудоспособности не менее чем на 14 дней, изоляция на дому на 14 дней

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ). Охрана труда в числе прочего включает в себя и лечебно-профилактические мероприятия (ст. 209 ТК РФ).

К санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся профилактические прививки, проводимые в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (п. 2 ст. 25, п. п. 1 и 3 ст. 29, ст. 35 Закона N 52-ФЗ).

Случаи обязательной вакцинации

В некоторых случаях вакцинация является обязательной, в частности:

  • для лиц, выполняющих работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, определен Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (далее — Перечень N 825). В него, в частности, включены работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, работы с больными инфекционными заболеваниями, с кровью и биологическими жидкостями человека, работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей;
  • при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний — по предписаниям должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, которые обязательны для исполнения юридическими лицами в установленные сроки (п. 2 ст. 50, пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ).

Кроме того, следует руководствоваться:

  • Национальным календарем и Календарем профилактических прививок (ст. ст. 9, 10 Закона N 157-ФЗ);
  • соответствующими санитарно-эпидемиологическими правилами.

Обязательная вакцинация от гриппа

Прививки от гриппа включены в Национальный календарь. Согласно данному Календарю ежегодной обязательной вакцинации от гриппа подлежат работники, работающие по отдельным профессиям и должностям (медицинских и образовательных организаций, транспорта, коммунальной сферы).

Следовательно, руководителями организаций, работники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта, коммунальной сферы), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа.

Отметим, что проведение иммунизации работников против гриппа, если иное не предусмотрено законом, носит рекомендательный характер (п. 5.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 N 20).

Руководители прочих организаций организуют проведение профилактических прививок против гриппа работникам в соответствии с действующими нормативными правовыми документами (п. 8.4 СП 3.1.2.3117-13).

Таким образом, законодательство не устанавливает обязанности по обязательной вакцинации работников от гриппа для всех работодателей. Если работодателем принято решение о проведении вакцинации работников, то порядок проведения вакцинации следует закрепить в локальном акте организации, трудовых договорах. Решение работодателя должно быть отражено в приказе (распоряжении), в котором желательно обосновать необходимость вакцинации работников, ссылаясь на законодательство. С приказом о вакцинации должны быть ознакомлены все работники.

Обязательная вакцинация от кори

Вакцинация против кори также включена в Национальный календарь.

Согласно Национальному календарю обязательной вакцинации против кори подлежат неболевшие, непривитые либо привитые однократно или не имеющие сведений о прививках против кори работники от 36 до 55 лет включительно, относящиеся к группам риска: работники медицинских и образовательных организаций, организаций торговли, транспорта, коммунальной и социальной сферы; лица, работающие вахтовым методом, и сотрудники государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу РФ (Приложение N 1 к Приказу Минздрава России N 125н).

Таким образом, в отличие от обязательных прививок от гриппа, обязательная вакцинация и ревакцинация против кори проводятся только в случае, если работник не болел ранее корью, не прививался, прививался однократно или у работника нет сведений о прививках против кори.

Способы вакцинации

Вакцинация работников в организации может быть осуществлена одним из способов:

  • вакцинация может входить в перечень услуг, предоставляемых работникам по договору добровольного медицинского страхования (далее — ДМС).

В данном случае работодатель оформляет для работников полисы ДМС путем заключения со страховой организацией договоров ДМС, предусматривающих оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников. Условие о вакцинации работников организации включается в перечень услуг, предоставляемых по договору ДМС. Вопросами вакцинации занимается медицинская организация;

  • с медицинской организацией может быть заключен договор о проведении вакцинации работников организации.
  • работодатель возмещает работникам их расходы на оплату медицинской услуги по осуществлению вакцинации.

В данном случае работники самостоятельно проходят вакцинацию в медицинском учреждении по их выбору. Гражданин имеет право выбора медицинской организации и врача с учетом согласия врача (ст. 21 Закона N 323-ФЗ, п. 1 ст. 5 Закона N 157-ФЗ).

Работодатель может улучшать условия труда работников по сравнению с действующим законодательством (ст. 9 ТК РФ). Поэтому в коллективном договоре работодатель вправе предусмотреть обязательства по оздоровлению работников (ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 41 ТК РФ). Ограничений на размеры выплат, не являющихся вознаграждением за труд и не предусмотренных системой оплаты труда, трудовым законодательством не предусмотрено. Следовательно, работодатель в коллективном (трудовом) договоре или локальном акте организации может закрепить положение о полной компенсации затрат работника на прохождение вакцинации, в котором следует подробно указать, в каких случаях требуется прохождение вакцинации работниками и при каких условиях работники вправе рассчитывать на данную компенсацию.

В данной ситуации работнику следует написать в произвольной форме заявление на имя работодателя с просьбой оплатить стоимость вакцинации с приложением подтверждающих документов, выданных медицинским учреждением (например, карта прививок, медицинская справка, акт к договору об оказании медицинских услуг или иной документ).

Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения (п. 3 ст. 11 Закона N 157-ФЗ).

Отказ работников от обязательной вакцинации, в том числе от гриппа и от кори

Вакцинация является одним из видов медицинских вмешательств (п. 5 ст. 2 Закона N 323-ФЗ, ст. 1 Закона N 157-ФЗ). Поэтому вакцинацию можно провести только с согласия работников (п. 2 ст. 11 Закона N 157-ФЗ).

Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок (п. 1 ст. 5 Закона N 157-ФЗ). Отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических прививок, оформляется в письменной форме (ч. 7 ст. 20 Закона N 323-ФЗ, п. 3 ст. 5 Закона N 157-ФЗ). Письменный факт отказа от проведения вакцинации служит основанием для исключения ответственности должностных лиц, обязанных проводить иммунопрофилактические мероприятия.

Вместе с тем в случае заболевания корью иностранного гражданина, не имеющего профилактических прививок по причине отказа, с последующим распространением инфекции среди населения такой гражданин, а также работодатель могут нести ответственность в соответствии с действующим законодательством (Письмо Роспотребнадзора от 04.10.2019 N 09-13030-2019-40).

Официальным документом, определяющим Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форму информированного добровольного согласия на виды медицинских вмешательств и форму отказа от вида медицинского вмешательства, является Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н.

Кроме того, рекомендуем в лист ознакомления с приказом о вакцинации включить графу, в которой работники укажут, согласны они на вакцинацию или нет.

По нашему мнению, если работник отказался от прохождения профилактической вакцинации, а по состоянию здоровья противопоказаний у него нет, то отсутствие профилактических прививок влечет отстранение работника от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, то есть тех, которые включены в Перечень N 825 (п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ, ст. 76 ТК РФ). Работники, выполняющие иную работу, не обязаны проходить вакцинацию, и работодатель в данном случае не имеет права отстранять их от работы. Однако на практике встречается и другой подход.

Обратите внимание! За отсутствие у работников обязательных прививок работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ даже в тех случаях, когда работы не входят в Перечень N 825 (Постановления Московского городского суда от 19.03.2019 N 4а-851/2019, от 21.05.2019 N 4а-2326/2019).

Чтобы избежать ответственности, работодателю следует действовать в следующем порядке:

  • потребовать от работников соблюдения требований закона о проведении вакцинации, направив им письменное уведомление, составленное в произвольной форме;
  • получить от работников, отказавшихся от проведения обязательной прививки, письменный отказ от прохождения вакцинации;
  • отстранить от работы работников, не прошедших вакцинацию.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ). Отстранение производится в порядке ст. 76 ТК РФ до прохождения работником вакцинации без сохранения за работником заработной платы. Такое отстранение при соблюдении процедуры суд обычно признает законным (Апелляционное определение Ярославского областного суда от 22.11.2012 по делу N 33-5976/2012).

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

Порядок отстранения от работы лица, не прошедшего вакцинацию, может быть следующий:

  • во-первых, работодателю необходимо зафиксировать факт непрохождения данным работником вакцинации, для этого могут быть составлены как докладная записка ответственного должностного лица, так и акт, составленный и подписанный коллегиально;
  • во-вторых, необходимо издать приказ об отстранении от работы работника, указав в нем Ф.И.О., должность работника, структурное подразделение, обстоятельства, послужившие основанием для отстранения от работы, — ч. 2 ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ (непрохождение обязательной вакцинации), срок отстранения с указанием даты отстранения и до момента прохождения вакцинации. В приказе отразить, что заработная плата в период отстранения от работы работнику не начисляется.

Отказ или уклонение от обязательной вакцинации, прописанной в правилах внутреннего распорядка работодателя, без уважительных причин является дисциплинарным проступком (в ст. 21 ТК РФ прописана обязанность работника по соблюдению правил внутреннего распорядка), за который работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

За совершение дисциплинарного проступка работодатель вправе применить к работнику следующие дисциплинарные взыскания (ст. 192 ТК РФ):

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение по соответствующим основаниям.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено с соблюдением соответствующей процедуры, закрепленной в ст. 193 ТК РФ.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, а также в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей (п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено.

Таким образом, если работник, который не имеет дисциплинарных взысканий, отказался пройти обязательную вакцинацию без уважительных причин, то работодатель вправе привлечь его к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Если впоследствии работник не пройдет вакцинацию повторно, работодатель вправе уволить его по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Дополнительно отметим, что работодателю при увольнении следует учитывать тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду (абз. 3 п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс


Минтруд и Роспотребнадзор подготовили совместные разъяснения по организации вакцинации в рабочих коллективах. Основные тезисы — отказавшиеся от прививок работники должны быть отстранены от работы, а для стабилизации ситуации необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад).

Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ сообщил о том, что Минтруд и Роспотребнадзор подготовили совместные разъяснения по организации вакцинации в рабочих коллективах. Основные тезисы — отказавшиеся от прививок работники должны быть отстранены от работы, а для стабилизации ситуации необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад). Приводятся рекомендации по расчету процента вакцинированных работников, а также о порядке действий работодателей при введении обязательной вакцинации в регионе.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека во исполнение пункта 5 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 16 июля 2021 г. № ММ-П13-9509 по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 9 июля 2021 г. направляет разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных для доведения их до общероссийских объединений работодателей и полагает целесообразным информирование объединениями работодателей своих членов по данному вопросу.



РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВАКЦИНАЦИИ В ОРГАНИЗОВАННЫХ РАБОЧИХ
КОЛЛЕКТИВАХ (ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ) И ПОРЯДКУ УЧЕТА
ПРОЦЕНТА ВАКЦИНИРОВАННЫХ

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее — COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 № 1307н).

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее — постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ).

В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 по состоянию на 23.07.2021 данные постановления приняты в 35 субъектах Российской Федерации.

Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.

Работодателям рекомендуется организовать во взаимодействии с профсоюзом (при наличии) разъяснительную работу среди трудового коллектива:

распространить официально размещенную на сайтах Минздрава России, Роспотребнадзора и органа власти субъекта Российской Федерации информацию о текущей эпидситуации в регионе по COVID-19, об эффективности вакцинации против COVID-19, проводимой в целях снижения риска инфицирования и предупреждения развития тяжелых форм заболевания;

использовать личный положительный опыт работников, прошедших вакцинацию (с их согласия);
доводить до работников информацию о применяемых в Российской Федерации вакцинах, о стационарных и передвижных пунктах вакцинации;
предоставлять дополнительное время (выходной день) работникам для прохождения вакцинации (на усмотрение работодателя).





Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя. Трудовым законодательством работодателю предоставлены широкие возможности для регулирования вопросов организации труда работников.

Исходя из положений статей 8, 22, 41 Трудового кодекса Российской Федерации повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, в том числе по предоставлению дополнительного времени отдыха работникам, проходящим вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом.

Например, дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы, возможность присоединения их к очередному отпуску.

2. Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.

К прочим в том числе могут относиться работники:

направленные организацией на обучение с отрывом от работы (на весь период действия постановления), получающие стипендию за счет средств организации;

на весь период действия постановления находящиеся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя;

находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком;

обучающиеся в образовательных организациях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные организации, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);
находящиеся в длительных служебных командировках за границей.

3. Расчет процента вакцинированных работников организациям рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

а) кадровое подразделение организации составляет список работников (списочную численность, за исключением вакантных должностей), в который включаются наемные работники, работающие по трудовому договору и выполняющие постоянную, временную или сезонную работу, а также работающие собственники организаций, получающие заработную плату в данной организации;

б) работник, прошедший вакцинацию представляет информацию о вакцинации в кадровое подразделение организации. Данные о прохождении/непрохождении вакцинации относятся к персональным данным и не подлежат распространению без согласия работника;

в) кадровое подразделение организации соотносит суммарную численность работников, предоставивших информацию о свой вакцинации, к списочной численности работников, учитываемую при оценке процента вакцинированных работников организации, и определяет процент вакцинированных работников организации.

Контроль охвата профилактическими прививками органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, может осуществляется различными способами.

Принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан.

Кроме того, направляем для использования в работе рекомендации действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан).

Приложение: на 2 л.

Заместитель
Министра труда и
социальной защиты
Российской Федерации

Е.В. Мухтиярова

Заместитель Руководителя
Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителя и
благополучия человека

Е.Б. Ежлова

РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРИ ПРИНЯТИИ ГЛАВНЫМИ САНИТАРНЫМИ ВРАЧАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПОКАЗАНИЯМ (В ВИДЕ МОТИВИРОВАННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ГРАЖДАНАМ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ ГРАЖДАН)

1. Определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации.

2. Издать приказ об организации проведения профилактических прививок. В приказе необходимо указать:

сведения о необходимости вакцинации;

сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры;

порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации;

порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке;

информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1998 №157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации;

должностное лицо, ответственное за организацию прохождения вакцинации и сбор информации о прохождении вакцинации сотрудниками.

Основания для издания приказа:

постановление Главного государственного санитарного врача субъекта;





3. Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись.

4. Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией.

5. Приказом возможно определить меры поддержки работников, прошедших вакцинацию.

6. В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно.

В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия).

7. В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

8. Ознакомить работников, перечисленных в пункте 6, с упомянутым приказом под роспись.

Читайте также: