Кто осуществляет разработку адаптированной образовательной программы для ребенка с овз

Обновлено: 30.06.2024

В статье представлен анализ нормативных документов, определяющих структуру, содержание, специфику организационных условий реализации адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных организациях общего образования.

Похожие материалы

Особенностям организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов сегодня уделяется большое внимание. Это связано с современными тенденциями развития общества и содержанием поставленных на государственном уровне задач по обеспечению реализации прав детей на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Вопросы обеспечения условий для развития способностей и талантов детей с ОВЗ как ресурса их позитивной социальной адаптации и самореализации являются также предметом анализа в материалах Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.) [2] и плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации данной Концепции [3].

Эти и многие другие документы государственной политики в сфере защиты интересов социально уязвимых категорий детей в их праве на воспитание, развитие и образование выдвигают в центр особого внимания адаптированную образовательную программу как инструмент организации образовательного процесса, обеспечивающий обучение лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и при необходимости обеспечивающий коррекцию нарушений и социальную адаптацию [4; ст. 2, 64, 66].

Для каждой категории детей с ОВЗ должна быть разработана адаптированная образовательная программа. Она является необходимым условием успешной социализации детей и неотъемлемым законодательно закреплённым правом на получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования в сообществе сверстников. Адаптированная программа может и должна способствовать их эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности.

Основанием для разработки таких программ является протокол психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями, выданный в установленном порядке и письменное заявление родителей или законных представителей об обучении ребенка по адаптированной образовательной программе соответствующего уровня образования.

Разработка и утверждение адаптированной образовательной программы относится к компетенции образовательной организации [4; ст. 28, п. 6] и осуществляется в соответствии с порядком, принятым и закрепленным локальным актом данной образовательной организации.

При разработке программы организация определяет продолжительность пребывания детей в организации, режим работы в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в группах различные программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продленного дня, круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, а также разновозрастных.

  1. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:
    • для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;
    • для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет -12 детей;
    • для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
    • для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;
    • для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
    • для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и детей;
    • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей:
    • для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;
    • для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;
    • для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей;
    • для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;
    • для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;
    • для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей. Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.
  2. В дошкольных образовательных организациях организация групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:

  1. до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей ограниченными возможностями здоровья;
  2. старше 3 лет:
    • не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
    • не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детёй, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
    • не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

Возвращаясь к требованиям ФГОС дошкольного образования, есть необходимость отметить, что образовательная программа должна состоять из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и включать в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений [7; п. 2.11]. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно, в том числе содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования [7; п. 2.11.2]. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

  1. обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы;
  2. освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

В материалах нормативных документов обращают на себя внимание возможности образовательных программ, которые могут:

  • обеспечить возможность выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей;
  • сформировать механизмы финансовой поддержки прав детей на участие в дополнительном образовании;
  • реализовать модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;
  • семьям с детьми предоставить доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах, обеспечить консультационную поддержку в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий и др.

Исследуя возможности проектирования образовательных условий для развития и социализации детей с ОВЗ, следует отметить, что именно дополнительные образовательные общеразвивающие программы обладают огромным потенциалом для удовлетворения культурно-образовательных интересов и потребностей детей с ОВЗ. Они способствуют развитию личности без ограничений (в частности в форме образовательных стандартов), обладают максимальной гибкостью и вариативностью в в разработке содержания, путей и способов реализации.

Согласно текста рекомендаций Минобрнауки России по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) [6] организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы). Это могут быть как объединения (клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), так и индивидуально организованные занятия по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

В процессе разработки адаптированных программ особое внимание в первом разделе программы нужно уделять характеристике психофизических особенностей категории детей с ОВЗ, для которых разрабатывается программа. Необходимость этого аспекта связана с такими функциями образовательной программы как коррегирующая, компенсаторная и развивающая. Ребенок с ОВЗ нуждается в профессиональной грамотной поддержке педагога, специалиста, способного с опорой на имеющиеся у ребенка способности укрепить и развить его потенциал и возможности. С этой точки зрения адаптированная образовательная программа может стать инструментом преодоления кризиса осознания и переживания тяжелой жизненной ситуации, ресурсом, способствующим позитивной социальной адаптации и самореализации виктимной личности.

В части разработки организационно-педагогических условий реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходимо опираться на санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций.

Для отслеживания результативности освоения адаптированных программ можно использовать различные формы педагогического мониторинга и/или мониторинга образовательной деятельности. К таковым могут относиться ведение педагогического дневника или карт наблюдения за развитием ребенка, самооценка воспитанника, ведение творческого дневника (портфолио) ребенка, оформление индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), ведение родителями летописи наблюдений, оформление фото- и/или видео-отчетов и др.

Таким образом, проектирование адаптированных образовательных программ, в т.ч. дополнительных общеразвивающих программ, для детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходимо осуществлять с опорой на действующие нормативные документы, которые строго определяют структуру, закрепляют специфику содержания (в дополнительном образовании - направленности) и условия реализации образовательных программ. При этом сохраняется автономность деятельности образовательных организаций в части определения сроков реализации программ, их развернутого содержания и образовательных технологий, порядка утверждения. Во избежание спорных вопросов детализацию данных аспектов следует закреплять образовательной организацией на уровне локальных актов.

Список литературы

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, Статья 42.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.

Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).

Бланк согласия родителей на психолого-педагогическое сопровождение.

Бланк заявления на организацию занятий с ребенком.

В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении - детском саду № 233 представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.

Цель деятельности – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей, в освоении ими адаптированной образовательной программы Учреждения и подготовка обучающихся к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее сответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).

В МАДОУ - детском саду № 233 организован и действует логопедический пункт.

2. Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и инвалидов.

В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МАДОУ- детском саду № 233 создается безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент воспитанников, в настоящее время укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми.

Для слабовидящих при входе в здание установлена вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.

Разработана версия официального сайта МАДОУ для слабовидящих. Для детей в наличии книги для слабовидящих с тактильными страницами.

3. Специальные условия образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов

При организации образовательной деятельности, ухода и присмотра в МАДОУ учтены

В МАДОУ психолого-педагогическая служба сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре) участвует в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.

Организационное обеспечение.

Нормативно-правовые локальные акты. Организация медицинского обслуживания. Организация питания. Организация взаимодействия с родителями. Организация взаимодействия с ПМПК города Екатеринбурга. Организация взаимодействия с социальными партнерами, с органами социальной защиты. Информационное обеспечение.

Психолого-педагогические условия: комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ специалистами, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Материально-техническое обеспечение

Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, посещающих МАДОУ, возможностей для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры МАДОУ, санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, (частичное наличие оборудованных санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, посещающих МАДОУ (наличие адекватно оборудованного пространства в учреждении и т.д.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в МАДОУ.

Организационно-педагогическое обеспечение.

Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды, специального режима в определенные периоды времени и др.; Программно-методическое обеспечение; Обучение пор АОП ДО.

Использование учебно-методических материалов, дидактических материалов. Использование форм и методов организации инклюзивного образовательного процесса в группе. Вариативные формы образования.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

МАДОУ на 100% укомплектовано педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

В МАДОУ работает педагог-психолог, учитель-логопед, имеющие опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и педагогики в достаточном объеме и не реже, чем каждые три года.

Педагоги активно представляют опыт своей деятельности на конференциях, семинарах, участвую в конкурсах различного уровня.

В работе педагога-психолога, учителя-логопеда, используются специальные учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие все направления коррекционно-развивающего обучения. Имеется систематизированный дидактический материала, подобранный с учетом комплексно-тематического планирования.

Особенности предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

МАДОУ - детский сад готов принять детей с различными нарушения в развитии и здоровья.

Для детей с нарушением речи – это уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.

Для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.

Для детей с нарушением слуха – игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий, схемы составления описательных рассказов, предложений, схемы последовательности действий, модели по изучению тем недели в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах

АОП ДО определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1).

МАДОУ, в котором обучаются дети дошкольного возраста с ОВЗ, самостоятельно разрабатывает и реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее по тексту АОП ДО) с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для детей со сложным дефектом развития, с аутизмом, с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, с тяжелыми нарушениями речи).

Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АОП ДО только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Цель АОП ДО – создание оптимальных условий для позитивной социализации и развития личности детей с ОВЗ через индивидуализацию коррекционно-образовательного процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка, имеющего особые образовательные потребности

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 r. N 27З-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации·).

Образование детей, имеющих особые образовательные потребности, проводится по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, медицинскими рекомендациями, рекомендациями специалистов на основе решения ПМПК и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в МАДОУ специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.

Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Специалисты МАДОУ ( учитель-логопед, педагог-психолог) наблюдают за ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития и только затем начинают работать над составлением индивидуального образовательного маршрута по реализации адаптированной образовательной программы МАДОУ, созданием индивидуальных условий, подбором обучающего материала, заданий и занятий.

В ходе сопровождения специалисты осуществляют мониторинг результатов работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий совместно с семьей ребенка.

На учебный год составляется План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае - итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.

Родители (законные представители) дают согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в письменном виде.

Осуществление необходимой коррекционно-развивающей работы и логопедической помощи обучающимися (в т.ч. детям с ограниченными возможностями здоровья)

Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с ОВЗ, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе МАДОУ.

Особенности коррекционно-развивающей работы в МАДОУ: создание положительной психологической атмосферы; задания выполняются в игровой форме; для достижения развивающего эффекта, дети неоднократное выполняют задания, но на более высоком уровне трудности.

Коррекционно-развивающая работа в МАДОУ включает в себя следующие взаимосвязанные направления:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию имеющихся недостатков в условиях ДОУ, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Деятельность по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или подгрупповой форме. Каждый раз педагоги создают ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению познавательной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в ходе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с семьей и социальными
партнерами.

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:

- развитие психических функций, обеспечивающих усвоение образовательных областей;
- развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;

- создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой;
- формирование положительной мотивации к деятельности;

- обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами, игровым
приемам и др.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) Один раз в неделю медсестра проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют на консультацию к специалистам (для санации).
Медсестра наряду с администрацией ДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей и лиц с ограниченными возможностями в проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня. ДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медсестры, осуществляет контроль их деятельности.
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и лиц с ограниченными возможностями. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей и медсестры позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, под корковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями

Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей- инвалидов на дошкольном уровне общего образования

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование предлагает путь объединенности. С помощью инклюзивного образования дети с особыми образовательными потребностями учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

На сегодняшний день нет утвержденных методических рекомендаций, которые определили бы единую форму написания адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. В связи с этим у педагогов часто возникают вопросы. В каком случае разрабатывать адаптированную основную образовательную программу на группу детей, а в каком – на одного ребенка, кто должен ее разрабатывать и на какой срок? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.

Разрабатывать адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования нужно обязательно, если родитель (законный представитель) представил в образовательную организацию заключение ПМПК с рекомендациями о создании специальных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. Содержание образования и условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяет адаптированная образовательная программа, для детей-инвалидов также разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида (статья 79 Закона № 273-ФЗ) 1 . Наличие адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования и их реализацию в дошкольной организации проверяет служба по надзору и контролю в сфере образования.

Обязательно ли согласие родителей на обучение ребенка по АООП и что делать, если они против?

Да, обязательно. Заключение ПМПК носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Поэтому они могут ему не следовать (пункт 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии) 2 .

Именно заключение ПМПК, которое представляют родители (законные представители) ребенка с ОВЗ в образовательную организацию, становится основанием, чтобы создать для него рекомендуемые в заключении условия для обучения и воспитания. Родители (законные представители) ребенка представляют заключение ПМПК руководителю образовательной организации и оформляют письменное согласие на его обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования. Без их согласия вы не можете разрабатывать программу.

Если ребенок испытывает стойкие трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, специалисты образовательной организации должны организовать с родителями просветительскую работу, разъяснить преимущества специальных условий образования, рекомендовать обратиться в ПМПК для получения рекомендаций по организации обучения и воспитания ребенка

Если родители согласие не дают, ребенок продолжает обучаться по основной образовательной программе дошкольного образования. Однако педагоги должны будут выстроить индивидуальную систему психолого-педагогического сопровождения данного ребенка.

Кто разрабатывает адаптированную основную образовательную программу?

Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования разрабатывает образовательная организация. Руководитель образовательной организации приказом утверждает рабочую группу. В ее состав входят специалисты, которые работают с ребенком или группой детей с ОВЗ:

  • педагог-психолог;
  • учитель-логопед;
  • учитель-дефектолог;
  • воспитатели;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по физической культуре;
  • педагог дополнительного образования;
  • тьютор;
  • старший воспитатель;
  • медицинский работник.

В реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, так же как и основной образовательной программы дошкольной организации, участвуют все педагоги. Поэтому неправильно считать, что разрабатывать адаптированную основную образовательную программу должны отдельные специалисты дошкольной организации или старший воспитатель.

Если специалист работает с дошкольной организацией в рамках сетевого взаимодействия, он также участвует в разработке адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. Только в этом случае возможен комплексный подход к ее разработке и реализации.

Кто утверждает АООП и на какой срок?

АООП утверждает педагогический совет и подписывает руководитель образовательной организации. Порядок, по которому разрабатывают и утверждают АООП, регламентирует локальный нормативный акт образовательной организации – положение о разработке, об утверждении, изменении АООП. В соответствии с данным положением выстраивает свою деятельность рабочая группа.

После того как рабочая группа разработала адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования, ее рассматривают члены психолого-медико-педагогического консилиума и утверждает педагогический совет дошкольной организации.

Затем программу согласовывают родители (законные представители) детей и подписывает каждый член рабочей группы. Руководитель издает приказ об утверждении адаптированной основной образовательной программы.

Как правило, АООП разрабатывается на уровень образования в соответствии с рекомендациями ПМПК, а не на конкретный учебный год. Заключение комиссии действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его подписания 3. Если в течение года родители не воспользовались рекомендациями ПМПК, комиссию придется проходить повторно.

Какие документы должны быть в дошкольной организации для разработки АООП?

Для того чтобы организовать деятельность рабочей группы по разработке адаптированной основной образовательной программы, руководитель образовательной организации:

  • готовит проект положения о разработке, утверждении, изменении АООП совместно с рабочей группой;
  • подписывает протокол педсовета по обсуждению и принятию решения по данному проекту положения;
  • издает приказ об утверждении положения о разработке, утверждении, изменении АООП;
  • издает приказ об утверждении АООП.

У нашей организации изменился статус. Нужно ли в связи с этим вносить изменение в АООП?

Да, вам необходимо внести изменения в части наименования образовательной организации. Вносить изменения в утвержденную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования нужно в том случае, если на это есть обоснованные причины. Они могут быть связаны как с внешними факторами, так и с внутренними:

  • изменения в нормативно-правовом регулировании, которые касаются образовательной деятельности с детьми с ОВЗ;
  • изменение статуса образовательной организации на основании устава;
  • уточнение содержательных аспектов программы по результатам мониторинга (самообследования);
  • рекомендации независимой экспертизы;
  • предписание органов контроля и надзора в сфере образования.

Наш детский сад посещает ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата. Можем ли мы использовать в работе с ним утвержденную ПАООП для детей данной категории?

Нет, вы должны самостоятельно разработать адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для воспитанника с нарушением опорно-двигательного аппарата:

  • на основании заключения ПМПК;
  • с учетом индивидуальных образовательных возможностей и потребностей и возрастных особенностей данного ребенка;
  • в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • с учетом ПАООП для детей этой категории.

Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, не являются документом прямого действия. Согласно Закону № 273-ФЗ данные программы рассматриваются в качестве ориентира для разработки собственной адаптированной основной образовательной программы для одного ребенка и группы воспитанников с ОВЗ.

Какие примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования на данный момент утверждены и где их можно посмотреть?

На данный момент федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию одобрило девять примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для разных категорий детей:

  • слабослышащих и позднооглохших;
  • глухих;
  • с амблиопией и косоглазием;
  • слабовидящих;
  • слепых;
  • с задержкой психического развития;
  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с тяжелыми нарушениями речи.
  • для диагностических групп (для детей 2–3 лет);
  • детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
  • детей после кохлеарной имплантации;
  • детей с расстройствами аутистического спектра.

Нужно ли нам составлять индивидуальный образовательный маршрут, если мы разработали АООП для конкретного ребенка с ОВЗ?

Нет, не нужно, если этого не требует региональное законодательство или локальные нормативные акты образовательной организации.

Понятие адаптированной основной образовательной программы определяет Закон № 273-ФЗ. Это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В начале этого учебного года нам предстоит разработать АООП для ребенка с ОВЗ. С чего начать?

Распределите деятельность по разработке адаптированной основной образовательной программы на этапы. Сначала изучите заключение ПМПК: рекомендации по созданию специальных условий образования, включая образовательную программу, формы и методы психолого-медико-педагогической помощи и др.

Оцените образовательные потребности ребенка и запросы его родителей. Организуйте диагностическую работу специалистов психолого-педагогического сопровождения с воспитанником. Данная работа предусматривает тесное взаимодействие всех специалистов.

Определите группу, которую будет посещать ребенок, – компенсирующей или комбинированной направленности. Согласуйте необходимое количество специалистов с учетом новых требований к штатному расписанию для данных групп.

По результатам диагностической работы разработайте адаптированную основную образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС к структуре программы и условиям ее реализации. Особое внимание уделите описанию специальных условий для получения образования данным воспитанником с ОВЗ. Согласуйте программу с родителями, вынесите проект на обсуждение педсовета. Организуйте работу с воспитанником по АООП только после ее утверждения.

Справочник "Старшего воспитателя дошкольного учреждения" №9 сентябрь 2019 года. стр. 48

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью) разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы с учётом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и действенный профессиональный педагогический инструмент, выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой дошкольного и школьного образования.

АОП могут быть разных видов: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи, РАС.

Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ. Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства.

С каждым годом совершенствуется нормативно-правовая база, которая определяет особенности обучения детей с ОВЗ. Указанные нормативные акты являются основополагающими при разработке АОП для детей с ОВЗ.

В зависимости от проблем, которые испытывает ребенок, ПМПК определяет для каждого ребенка индивидуальный вариант обучения.

Структура Адаптированной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:

1. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена АОП, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др. ;

2. Условия реализации работы программы;

3. Индивидуальный учебный план .Определяет объем и формы организации обучения, в том числе занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности (индивидуальные, подгрупповые и групповые);

4. Содержание программы. Компонент структуры АОП, раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АОП. образовательный компонент АОП раскрывается содержание образования по годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, формы оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ;

коррекционный компонент, излагает направления коррекционной работы с обучающимся (обучающимися, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке должна быть предусмотрена деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.

воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время.

5. Основные требования к результатам реализации АОП.

В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.

6. Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.

7. Заключение и рекомендации специалистов.

Условия реализации адаптированной образовательной программы.

Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.

Для создания этих условий необходимы:

• учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);

• реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;

• предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;

• привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Реализация АОП в образовательной организации осуществляется с привлечением тьюторов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов-психологов.

Читайте также: