От каких положений декларации 1789 г якобинцы отказались в своей декларации
Обновлено: 02.07.2024
По замыслу авторов Декларация представляет собой свод общепризнанных прав и свобод, изложенных в торжественной форме от имени представителей французского народа, озабоченных выработкой нового общественного устройства.
По своему содержанию Декларация есть торжественное провозглашение некоего перечня естественных прав человека , принадлежащих ему по природе в силу рождения и потому неотъемлемых и священных (безусловно почитаемых).
Права гражданина связаны с принадлежностью человека к государственной организации, именуемой в тексте политической ассоциацией (политическим союзом).
Сам жанр торжественного провозглашения прав и свобод не был новым в истории: достаточно вспомнить Великую хартию вольностей 1215 г., Билль прав 1689 г. (напомним, что первоначальное его название — Декларация прав) или Декларацию независимости США 1776 г. с ее перечнем естественных и неотчуждаемых прав (жизнь, свобода, обретение счастья).
Особенностью французской Декларации стало намерение создателей сделать ее частью письменной конституции страны.
Принятая Декларация прав человека и гражданина состоит из преамбулы и 17 статей, напоминающих христианские заповеди и отчасти конкурирующих с ними.
О практическом назначении Декларации говорится в преамбуле:
- она напоминает согражданам, что "лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий";
- отныне Декларация будет неизменно пребывать перед взорами всех членов общественного союза и постоянно напоминать им их права и обязанности;
- действия законодательной или исполнительной властей могут теперь быть "ежеминутно сравниваемы с целью всякого политического установления" и благодаря такой процедуре станут "более уважаемы";
- требования граждан будут теперь основываться "на простых и бесспорных принципах" и всегда будут обращены к "поддержанию конституции и к общему благу".
Таким стал обдуманный и взвешенный ответ на весьма актуальный вопрос, зачем нужны законы и программные заявления о них в новом общественном и политическом союзе. Все это лишь частично сопоставимо с аналогичным декларированием целей отдельных законоустановлений — от Законов Хаммурапи до Великой хартии вольностей, и в этом своеобразие данного документа периода Французской революции .
Права и свободы разделены:
Эти права и свободы тесно связаны с принадлежностью всей верховной власти нации как совокупности граждан, как политической ассоциации граждан. Ограничением прав являются требования закона, который есть выражение общей воли.
Права человека (естественные права человека) включают свободу, равенство, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Позднее в ст. 17 говорилось, что право собственности является "священным и неприкосновенным". Это обстоятельство дало основание одному из составителей Декларации, депутату Мунье, подчеркнуть известное рассогласование между правом на равенство и правом собственности в стране, где имеется "неисчислимое множество людей без собственности". Однако компенсацию этого неравенства он видел в равном праве на свободу.
Права гражданина основаны на правах человека и на верховенстве власти народа (по отношению к полномочиям и действиям властей законодательной, исполнительной и судебной). Они включают перечень гражданских свобод вместе с их законными предпосылками (ст. 4-6, 10-11) и законными гарантиями (ст. 7-9), а также перечень гарантий участия в политическом управлении (ст. 12-16).
Далее делается уточнение о характере запретов : "Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом" (ст. 5). Здесь все ясно с назначением законов в деле обеспечения пользования правами человека, но не вполне ясно содержание вреда, который может быть причинен другому или другим. Закон определяется как "выражение общей воли", поэтому все граждане сами или через представителей могут участвовать в его образовании. "Поскольку все граждане равны перед законом, то им открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам в зависимости от их способностей; единственным отличием при равенстве могут быть достоинства и талант" (ст. 6).
Из конкретных политических свобод указана свобода выражения мнений, с уточнением: "даже религиозных" и с оговоркой, если она не нарушает общественный порядок, установленный Законом (ст. 10). Далее уточнялось, что "свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека" (т.е. право это одновременно пребывает в пользовании и человека, и гражданина) и что ограничение в пользовании им устанавливает Закон, который запрещает "злоупотребление этой свободой" (ст. 11).
Законными гарантиями прав гражданина обеспечивается неприкосновенность, достойное обращение и безопасность гражданина . "Человека можно обвинить, арестовать или задержать лишь в установленных Законом случаях и в предписанной форме. Тот, кто самовольно издает приказы или требует выполнять их, должен быть наказан." (ст. 7). "Закон должен устанавливать только безусловные и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан по Закону, который не был издан и введен в действие перед совершением преступления" (ст. 8). "Поскольку каждый человек считается невиновным, пока не доказана его вина, в тех случаях, когда необходим его арест, с арестованным не имеют права обращаться жестоко" (ст. 9). Последняя статья содержит формулу презумпции (предположения) невиновности человека до вынесения ему судебного обвинительного приговора.
И наконец, группа статей, которую французский конституционалист Ж. Ведель называет " малым кодексом политического бытия ". "Обеспечение прав человека и гражданина требует публичной власти, которая используется к выгоде всех, а не к пользе тех, кому она доверена" (ст. 12). "Для содержания публичной власти и для расходов по управлению необходим общий вклад; он должен быть распределен между гражданами сообразно их состоянию" (ст. 13). "Граждане имеют право сами или через своих представителей констатировать необходимость публичного обложения, свободно давать согласие на его введение, следить за расходованием и определять его долевой размер, сумму, подлежащую обложению, порядок и продолжительность взимания" (ст. 14). "Общество имеет право требовать отчета от каждого публичного должностного лица о его служебно-административной деятельности" (ст. 15). "Общество, в котором не утвердилась гарантия прав и не установлено обособление властей, не имеет никакой конституции" (ст. 16).
В Декларации воплотились многие идеи французских просветителей, живших и творивших незадолго до этих событий . Например, идеи о верховенстве власти народа, о законе как общей воле и священности права собственности восходят к Ж. Ж. Руссо (1712- 1778).
Идея о важной роли обособления ветвей власти в деле обеспечения необходимых условий для пользования политической свободой граждан всецело принадлежит Ш. Монтескье (1689-1755).
В то же время правопонимание населения и даже просвещенных сословий этой поры было не всегда адекватно состоянию законодательной техники и не лишено противоречивости. Многие положения Декларации и последующих установлений навеяны текстами и формулами из наказов населения разных городов и областей страны, направленных членам Генеральных штатов и всему составу этого собрания.
Политическая решительность и радикализм якобинцев проявились в новой Декларации прав человека и гражданина и в Конституции, принятой Конвентом 24 июля 1793 г. и одобренной подавляющим большинством народа на плебисците (Конституция I года республики).
Эти документы, составленные с использованием конституционных проектов жирондистов, испытали на себе сильное влияние взглядов Ж. Ж. Руссо. Так, целью общества объявлялось "общее счастье". Основной задачей правительства (государства) являлось обеспечение пользования человеком "его естественными и неотъемлемыми правами". К числу этих прав были отнесены равенство, свобода, безопасность, собственность. Равенству якобинцы в силу своих эгалитаристских убеждений придавали особое значение. В Декларации подчеркивалось, что все люди "равны по природе и перед законом". В трактовке права собственности якобинцы пошли на уступку сформировавшимся за годы революции новым буржуазным кругам и отказались от выдвигавшейся ими ранее в полемике с жирондистами идеи прогрессивного налогообложения и необходимости ограничительного толкования правомочий собственника. Декларация 1793 г. в ст. 16 определяла право собственности в традиционно широком и индивидуалистическом плане как возможность "пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и промысла". Но в подходах к решению других вопросов, в частности относящихся к сфере личных и имущественных прав граждан, якобинцы сделали значительный шаг вперед по сравнению с предшествующими конституционными документами. По ст. 122 Конституции каждому французу гарантировались всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченная свобода печати, право петиций, право объединения в народные общества и другие права человека. Статья 7 Декларации 1793 г. в число личных прав граждан включила право собраний с "соблюдением спокойствия", право свободного отправления религиозных обрядов. В якобинской декларации особое внимание уделялось гарантиям от деспотизма и произвола со стороны государственных властей.
Согласно ст. 9, "закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих". Всякое лицо, против которого совершался незаконный, т. е. произвольный и тиранический акт, имело право оказывать сопротивление силой (ст. 11). Поскольку сопротивление угнетению рассматривалось как следствие, вытекающее из прочих прав человека, Декларация 1793 г. делала революционный вывод о том, что в случаях нарушения правительством права народа "восстание для народа и для каждой его части есть его священное право и неотложнейшая обязанность" (ст. 35). Таким образом, в отличие от Декларации 1789 г., где говорилось о национальном суверенитете, якобинцы в своих конституционных документах проводили идею народного суверенитета, восходящую к Ж. Ж. Руссо. Конституция якобинцев отвергла принцип разделения властей, как противоречащий, по мнению Ж. Ж. Руссо, идее суверенитета народа, выступающего как единое целое. Она предусматривала простое и, казалось бы, демократическое по тем временам устройство государства. В противовес проявившимся в годы революции планам регионализации Франции в ст. 1 подчеркивалось, что "французская республика едина и неделима". Упразднив деление граждан на активных и пассивных как несовместимое с идеей равенства, Конституция практически узаконила всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года). Своеобразное стремление якобинцев сочетать представительные органы с непосредственной демократией (влияние Ж. Ж. Руссо) нашло свое отражение в том, что избираемый на один год Законодательный корпус (Национальное собрание) по ряду важных вопросов (гражданское и уголовное законодательство, общее заведование текущими доходами и расходами республики, объявление войны и т. д.) мог лишь предлагать законы. Принятый Национальным собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект.
Такая процедура была попыткой воплотить в жизнь идею народного суверенитета, проявляющегося в данном случае в том, что только "народ обсуждает и постановляет законы" (ст. 10). По ряду вопросов, согласно Конституции, Национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу. Исполнительный совет являлся высшим правительственным органом республики. Он должен был состоять из 24 членов, избираемых Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. На Исполнительный совет было возложено "руководство общим управлением и наблюдением за ним" (ст. 65). Совет нес ответственность перед Национальным собранием "в случае неисполнения законов и декретов, а также в случае недонесения о злоупотреблениях" (ст. 72). Но предусмотренная якобинской Конституцией система государственных органов на практике не была создана. В связи с трудными внутренними и международными условиями Конвент был вынужден отсрочить вступление конституции в силу. Будучи убежденными, фанатичными и бескомпромиссными революционерами, якобинцы полагали, что окончательное подавление контрреволюции и упрочение республики в сложившейся обстановке могут быть осуществлены лишь в результате энергичных действий правительства, путем установления режима революционной диктатуры.
В Декларация прав человека и гражданина (Французский: Декларация прав человека и гражданина 1789 года), установленный французским Национальное учредительное собрание в 1789 г. человек гражданские права документ из французская революция. [1]
Декларация была подготовлена Аббат Сийес и Маркиз де Лафайетв консультации с Томас Джеферсон. [2] Под влиянием доктрины "естественное право", права человека считаются универсальный: актуально всегда и везде. Он стал основой нации свободных людей, в равной степени защищенных законом. Он включен в начало конституций Четвертой Французской Республики (1946 г.) и Пятой республики (1958 г.) и действует до сих пор. Вдохновленная философами Просвещения, Декларация стала основным заявлением ценностей Французской революции и оказала большое влияние на развитие популярных концепций личная свобода и демократия в Европе и по всему миру. [3]
Содержание
История
Содержание документа во многом вытекало из идеалов Просвещения. [5] Основные черновики были подготовлены Лафайетом, временами работая со своим близким другом Томасом Джефферсоном. [6] [7] В августе 1789 г. Оноре Мирабо сыграла центральную роль в концептуализации и разработке Декларации прав человека и гражданина. [8]
Последняя статья Декларации прав человека и гражданина была принята 26 августа 1789 г. Национальное учредительное собрание, в период Французской революции, как первый шаг к написанию конституции Франции. Вдохновленный Просвещение, первоначальный вариант Декларации обсуждался представителями на основе проекта из 24 статей, предложенного шестое бюро [ уточнить ] , [9] [10] во главе с Жером Чемпион де Сисе. Позднее в ходе дебатов проект был изменен. Второе и более длинное заявление, известное как Декларация прав человека и гражданина 1793 г., была написана в 1793 году, но официально не принята. [11]
Философско-теоретический контекст
Концепции в Декларации исходят из философских и политических обязанностей Просвещение, Такие как индивидуализм, то Социальный контракт по теории женевского философа Руссо, а разделение властей поддержанный Барон де Монтескье. Как видно из текстов, французская декларация находилась под сильным влиянием политической философии Просвещения и принципов прав человека, как и Декларация независимости США который ему предшествовал (4 июля 1776 г.).
В то время, когда это было написано, права, содержащиеся в декларации, были предоставлены только мужчинам. Более того, декларация была скорее видением, чем реальностью. Это заявление не имело глубоких корней ни в практике Запада, ни даже во Франции того времени. Декларация возникла в конце 18 века в результате войны и революции. Он встретил оппозицию как демократию и личные права часто считались синонимом анархия и подрывная деятельность. В этой декларации воплощены идеалы и стремления, за которые Франция обязалась бороться в будущем. [14]
Вещество
Статьи
Статья I - Мужчины рождаются и остаются свободными и равноправными. Социальные различия могут быть основаны только на общем благе.
Статья II. - Цель любого политического объединения - сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Статья III. - Принцип любого суверенитета в основном принадлежит нации. Ни одно тело, ни одно лицо не может осуществлять какую-либо власть, которая не исходит напрямую от нации.
Статья IV. - Свобода состоит в том, чтобы делать все, что не причиняет вреда другим: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет только те границы, которые гарантируют другим членам общества осуществление этих же прав. Эти границы могут быть определены только законом.
Статья V - Закон имеет право запрещать только вредные для общества действия. Нельзя препятствовать всему, что не запрещено законом, и никого нельзя принуждать делать то, что он не приказывает.
Статья VI. - Закон - это выражение Генеральная воля. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть одинаковым для всех, либо он защищает, либо наказывает. Все граждане, будучи равными в его глазах, в равной степени допускаются ко всем общественным достоинствам, местам и занятиям в соответствии со своими способностями и без различия, кроме их добродетелей и талантов.
Статья VII. - Никто не может быть обвинен, арестован или задержан иначе, как в случаях, определенных законом, и в соответствии с установленными им формами. Те, кто вымогают, отправляют, выполняют или заставляют выполнять произвольные приказы, должны быть наказаны; но любой гражданин, вызванный или арестованный в соответствии с законом, должен немедленно подчиниться; он обвиняет себя в сопротивлении.
Статья VIII. - Закон должен устанавливать только строгие и очевидные наказания, и никто не может быть наказан иначе, как в соответствии с законом, установленным и обнародованным до совершения правонарушения и применяемым на законных основаниях.
Статья IX. - Любой человек, считающийся невиновным до тех пор, пока он не будет объявлен виновным, если его арестовать необходимо, любая строгость, которая не была бы необходима для обеспечения безопасности его личности, должна подвергаться суровому выговору по закону.
Статья X - Никто не может быть обеспокоен своими взглядами, даже религиозными, при условии, что их проявление не нарушает установленный законом общественный порядок.
Статья XII. - Гарантия прав человека и гражданина требует наличия общественной силы: таким образом, эта сила создается для всеобщего блага, а не для конкретной пользы тех, кому она доверяет.
Статья XIII. - Для содержания государственной силы и административных расходов незаменим общий взнос; он должен быть равномерно распределен между всеми гражданами в соответствии с их платежеспособностью.
Статья XIV. - Каждый гражданин имеет право самостоятельно или через своих представителей удостовериться в необходимости введения государственного налога, свободно соглашаться с ним, знать, для каких целей он применяется, и определять пропорцию, основу, сбор и продолжительность.
Статья XV. - Общество имеет право запросить учетную запись у любого публичного агента своей администрации.
Статья XVI. - Любое общество, в котором не гарантируются права и не определено разделение властей, не имеет Конституции.
Статья XVII. - Собственность является неприкосновенным и священным правом, и никто не может быть лишен права личного пользования, если этого не требует общественная необходимость, установленная законом, и при условии справедливой и предварительной компенсации.
Активное и пассивное гражданство
Концепция чего-либо пассивные граждане был создан, чтобы охватить те группы населения, которые были исключены из политических прав в Декларации прав человека и гражданина. Из-за требований, предъявляемых к активным гражданам, право голоса получили около 4,3 миллиона французов. [20] из населения около 29 миллионов человек. [21] В эти пропущенные группы входили женщины, рабы, дети и иностранцы. Поскольку за эти меры проголосовала Генеральная Ассамблея, они ограничили права определенных групп граждан при осуществлении демократического процесса нового Французская Республика (1792–1804). [19] Этот закон, принятый в 1789 г., был дополнен создателями Конституция года III чтобы убрать ярлык активного гражданина. [22] Однако право голоса должно было быть предоставлено исключительно владельцам значительной собственности. [22]
Напряженность возникала между активными и пассивными гражданами на протяжении всей революции. Это произошло, когда пассивные граждане начали призывать к большему количеству прав или когда они открыто отказывались прислушиваться к идеалам, провозглашенным активными гражданами. Этот мультфильм ясно демонстрирует разницу, существовавшую между активными и пассивными гражданами, а также напряженность, связанную с такими различиями. [23] В мультфильме пассивный гражданин держит в руках лопату, а богатый землевладелец, активный гражданин, приказывает пассивным гражданам идти на работу. Этот акт кажется снисходительным по отношению к пассивному гражданину и пересматривает причины, по которым началась Французская революция.
Права женщин
Декларация прав женщины и женщины-гражданина построена по образцу Декларации прав человека и гражданина, имеет ироническую формулировку и обнажает несостоятельность французская революция, который был посвящен равенство. В нем говорится, что:
Эта революция вступит в силу только тогда, когда все женщины полностью осознают свое плачевное положение и права, которые они потеряли в обществе.
Рабство
Декларация не отменяла институт рабства, как лоббировали Жак-Пьер Бриссо. Les Amis des Noirs и защищалась группой колониальных плантаторов, названных Клуб Massiac потому что они встретились в отеле Massiac. [32] Несмотря на отсутствие прямого упоминания рабства в Декларации, восстания рабов в Сен-Доминго в Гаитянская революция были вдохновлены этим, как обсуждалось в К. Л. Р. Джеймс'история гаитянской революции, Черные якобинцы. [33]
Ужасные условия жизни тысяч рабов в Сен-Доминго, самой прибыльной рабской колонии в мире, привели к восстаниям, которые будут известны как первое успешное восстание рабов в Новом Свете. Свободные люди цвета были частью первой волны восстания, но позже власть взяли на себя бывшие рабы. В 1794 г. в Конвенте доминировали якобинцы. отменен рабство, в том числе в колониях Сен-Доминго и Гваделупа. Однако Наполеон восстановил его в 1802 году и попытался восстановить контроль над Сен-Доминго, послав тысячи солдат. Потерпев две трети солдат, многие из которых умерли от желтой лихорадки, французы покинули Сен-Доминго в 1803 году. Наполеон отказался от Северной Америки и согласился на Покупка Луизианы США. В 1804 году лидеры Сен-Доминго объявили его независимым государством. Республика Гаити, вторая республика Нового Света.
Наследие
Декларация также повлияла и вдохновила либеральная демократия По всему миру. Он был переведен колумбийским языком уже в 1793–1794 гг. Антонио Нариньо, который опубликовал его, несмотря на Инквизиция. За это он был приговорен к 10 годам лишения свободы. В 2003 г. документ был внесен в список ЮНЕСКО. Регистр памяти мира.
Конституция Пятой французской республики
Видя всеобщее недовольство, король Франции в 1789 году был вынужден впервые за 175 лет созвать Генеральные штаты.
Декларация прав человека и гражданина
Представители Французского Народа, составляющие Национальное Собрание, принимая во внимание, что неведение, забвение или презрение прав человека суть единственные причины общественных бедствий и порчи правительств, решили изложить в торжественном объявлении естественные, неотчуждаемые и священные права человека, дабы это объявление, будучи постоянно пред глазами всех членов общественного союза, непрестанно напоминало им их права и обязанности; дабы акты законодательной и исполнительной власти, при возможности во всякий момент сличить их с целью всякого политического учреждения, были тем более уважаемы; дабы требования граждан, основываясь отныне на простых и неоспоримых началах, обращались всегда к поддержанию Конституции и к всеобщему благополучию. — Вследствие сего Национальное Собрание признает и объявляет, пред лицом и под покровительством Верховного Существа, следующие права человека и гражданина.
Ст. 1. Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах. Общественные отличия могут быть основаны только на общей пользе.
2. Цель всякого политического союза есть охрана естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
3. Начало всякого суверенитета заключается, по существу, [28]в народе. Никакое лицо, ни совокупность лиц не может осуществлять власти, которая бы не проистекала, положительным образом, от народа.
4. Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом.
5. Закон имеет право запрещать только вредные для общества действия. Что не запрещено Законом, тому нельзя препятствовать, и никого нельзя принуждать делать того, чего Закон не предписывает.
6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать, лично или через своих представителей, в его составлении. Он должен быть одинаков для всех, покровительствует ли он или карает. Все граждане равны в его глазах и потому имеют равный доступ ко всякому общественному сану, месту и должности, сообразно своим способностям и без всякого иного отличия, как только по добродетелям и талантам.
7. Ни один человек не может быть подвергнут обвинению, задержанию или заключению, иначе как в определенных Законом случаях и согласно предписанным им формам. Кто испрашивает, изготовляет, исполняет или заставляет исполнять произвольные приказы, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый в силу Закона, должен немедленно повиноваться: сопротивляясь, он совершает преступление.
8. Закон должен установлять только строго и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, изданного и обнародованного до совершения проступка и законным образом примененного.
9. Всякий человек предполагается невинным до тех пор, пока он не объявлен виновным. Посему, если будет сочтено необходимым задержать его, всякая мера строгости, не являющаяся неизбежной для того, чтобы воспрепятствовать ему скрыться, должна быть сурово караема Законом.
10. Никто не должен быть беспокоим за свои мнения, хотя бы религиозные, если только обнаружение их не нарушает общественного порядка, установленного Законом.
11. Свободная передача другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; посему всякий гражданин может свободно говорить, писать, печатать, под страхом ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, определенных Законом.
12. Гарантия прав человека и гражданина вызывает необходимость организованной государственной силы; эта сила, таким образом, установлена в интересах всех, а не для частной пользы тех, кому она вверена.
13. Для содержания государственной силы и для расходов управления необходимы общественные сборы; они должны быть равномерно разложены на всех граждан соответственно их средствам.
14. Все граждане имеют право удостоверяться, сами или через своих представителей в необходимости общественных сборов, свободно давать согласие на них, следить за их употреблением и определять их размер, основание, порядок взимания и срок существования.
15. Общество имеет право требовать у всякого государственного агента отчета в его управлении.
16. Всякое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не определено разделение властей, не имеет конституции.
17. Собственность, как неприкосновенное и священное право, не может быть ни у кого отнята, иначе, как в случае, если этого очевидно требует законным образом удостоверенная общественная необходимость, и под условием справедливого и предварительного вознаграждения.
Читайте также: