Что такое иезуитские соглашения

Обновлено: 19.05.2024

Кроваво-красное XVI столетие стало для Римско-католической церкви одним из самых тяжёлых за всю её историю после Великой схизмы века XI. Давно назревавшая Реформация охватила значительную часть Центральной и Западной Европы. С началом активной деятельности Мартина Лютера, преданного анафеме папой Львом X в 1520 году, протестантизм в его различных изводах распространялся во многих странах, оказавшись ближе и понятнее латинства (римо-католицизма) для миллионов простых обывателей и политически выгоднее для правителей целого ряда европейских стран.

Восстановить позиции и престиж Римско-католической церкви было непросто, и основная тяжесть этой задачи ложилась на монашеские ордена, которые в обилии стали возникать в 1520-е годы: театинцы и капуцины, варнавиты и бонифраты, урсулинки и, наконец, иезуиты (строго говоря, не монашеский, а духовный орден). Все они ставили задачей возвращения к чистым идеалам христианской аскезы и активной просветительско-миссионерской деятельности.

С этими же искренними идеалами выступил и создатель иезуитского ордена Игнатий Лойола, на тот момент (уже упомянутый 1534 год) ещё относительно молодой доктор теологии баскского происхождения, получивший великолепное образование в Париже. Он искренне горел верой, желал миссионерствовать на Святой Земле, обращать в христианство мусульман, ну и, конечно, одолеть стремительно расширявшую свои владения Османскую империю.

Очевидно, в первую очередь, речь шла о протестантских правителях, но была вполне применима и к Государству Российскому, в которое иезуиты в это время устремились. Это стало закономерной радикализацией римо-католической ультрамонтанской идеологии, подразумевавшей подчинение всех светских монархов римским папам.

К концу XVI века число иезуитов превысило 10 тысяч человек, они проникли не только во все страны Западной и Центральной Европы, но и в Латинскую Америку. Уже к 1582 году относится первая попытка иезуитов привести в греко-католическую унию молодое Российское Царство. В тот год в Москву прибыло посольство секретаря генерала ордена иезуитов Антонио Поссевино, который провёл в русской столице диспут о вере. По некоторым данным, в порыве ярости Иван Грозный, сначала принявший иезуита как почётного гостя, чуть не убил Поссевино. Как много позднее писал русский религиозный философ и публицист Василий Розанов:

В Российской империи представители иезуитского ордена продолжили свою прежнюю антиправославную политику, активно занимаясь прозелитизмом – обращением в римо-католицизм представителей российского дворянства. Разумеется, в основном ориентируясь на наиболее знатных и влиятельных деятелей. Главный католический храм Империи, собор святой Екатерины в Санкт-Петербурге, принадлежал иезуитам. Это продолжалось до 1816 года, когда император Александр I сначала распорядился выслать представителей ордена из столицы, а в 1820 году вообще из России.

В итоге в российский Устав о паспортах был внесён следующий пункт:

Иезуиты ни под каким видом и наименованием не впускаются в Россию. Российские Миссии и Консульства всякий раз при выдаче паспортов едущим в Россию духовным должны требовать от них письменного объявления, что они ни по чему не принадлежат и не принадлежали к иезуитскому ордену, и о таковых объявлениях упоминать не только в донесениях Министерству Иностранных Дел, но и в самых паспортах. Высланным же из России иезуитам, хотя бы они и представили свидетельства об оставлении ими иезуитского ордена, выдавать паспорта на возврат в Россию вовсе запрещается.

Тем не менее, и до 1917 года, и после иезуиты не прекращали своей деятельности на территории нашей страны. Разумеется, проводя её подпольно. Впрочем, отношение к ним даже среди римо-католиков постепенно становилось всё менее уважительным. И, несмотря на то что в постсоветской России орден получил официальную регистрацию, с его деятельностью за последние десятилетия связан только один трагический скандал: в 2008 году в московской квартире на Петровке были убиты два клирика-иезуита Виктор Бетанкур и Отто Мессмер. Как тогда писала пресса, убийство произошло в итоге гомосексуальной оргии.

Некогда самый деятельный орден, самый католический, если можно так сказать, теперь совсем не то, что создавал Игнатий Лойола. В первую очередь, доктринально – за последние 50 лет иезуиты стали, по сути, протестантами, все ультралиберальные и чуждые католичеству идеи исходят от них (разрешение на аборты, эвтаназию, контрацепцию, разводы, однополые браки, как вишенка на торте – женщины-священницы, ну и так далее). Внешне они тоже изменились – не носят духовной одежды, не любят указывать на свой сан, всячески показывая, какие они современные и близкие к народу.

Всё это, наряду с либерально-обновленческой политикой папы-иезуита Франциска, только усугубляет отпадение не только иезуитского ордена, но и всей Римско-католической церкви от святоотеческого христианства.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Брат Игнат: от пажа до монаха
Испанский идальго дон Иньиго (Игнацио) Лопес де Рекальдо Лойола родился в 1491 году. В принципе, официальные его жития рассказывают много интересного: что мать Лойолы, знатная испанская аристократка, предпочла рожать своего тринадцатого ребенка в хлеву; что, едва появившись на свет, Иньиго заговорил и сообщил изумленной родительнице, как его следует назвать. Но все эти любопытные детали мы расскажем как-нибудь в другой раз (например, когда последователи говорящего малютки добьются-таки своих целей и мы все будем тут сидеть в чумовых модных подрясниках и кропать журнал гусиными перьями).
Во всяком случае, точно известно, что в пятнадцать лет Игнацио - очаровательный юный паж при дворе Фердинанда и Изабеллы в Барселоне, а в двадцать девять - блестящий офицер, одинаково успешный и на полях сражений, и в светских салонах. Но тут судьба распорядилась так, что в мула дона Игнацио прилетело французское ядро. Прилетело на излете, уставшее и почти безвредное, но то, что ему было предназначено, свершить успело. Если бы взять это ядро и швырнуть его парой метров левее или правее, то ты бы сейчас жил в совершенно другом мире. Настолько другом, что и представить себе невозможно. Тем не менее ядро прилетело туда, куда должно было прилететь, и сломало дону Игнацио ногу. Французы, посмотрев на мула, на Игнацио и на его ногу, решили, что со всем этим возиться не стоит, и передали раненого парламентерам с испанской стороны (за этот благородный поступок своих предков их потомки заплатят, по самым скромным подсчетам, 200 000 жизней)*.

Так оправдывает ли?
Ни один историк, даже самый горячий любитель холодных фактов, не станет спорить с тем, что именно руками иезуитов была спасена католическая Европа. Уже к концу XVI века их было около 30 тысяч, причем большинство из них принадлежали к высшим, правящим слоям общества либо находились в постоянном контакте с такими слоями. Ни одно событие в Старом и Новом Свете не происходило без деятельного участия членов братства.
Сегодняшним исследователям очень трудно доказать, что именно делали иезуиты, так как документов они практически не оставляли, распоряжения передавали друг другу устно, а все бумаги тщательно уничтожали. Поэтому приходится только удивляться уровню высокой смертности, которая в то время наблюдалась среди французских, испанских, португальских, австрийских и итальянских влиятельных лиц, имевших неосторожность симпатизировать протестантам и борцам с папской властью. То и дело власти арестовывали бывших иезуитских воспитанников - секретарей, поваров или лакеев высокопоставленных покойников. Но на суде представали лишь единицы арестованных: одним удавалось бежать, другие же не доживали до конца следствия. До суда дошло лишь несколько громких дел, и то лишь потому, что попытки устранения провалились. Так, например, было безусловно доказано, что именно иезуиты стояли за попытками убийства Генриха Наваррского, Карла II и Людовика XV. Иезуиты привели на британский престол Марию Кровавую, а потом не менее кровавого Якова II; они финансировали и поддерживали участников Тридцатилетней войны, раздиравшей Европу; они были идейными вдохновителями французской резни гугенотов, истребления чешского бюргерства и фламандских репрессий.

Ватикан, во имя и под покровительством которого работало Общество Иисуса, всегда мог откреститься от его деяний, но никогда не отказывал в поддержке этой своей тайной полиции.

Подготовка иезуита
Пожалуй, в современном мире нет ни одной профессии или работы, к которой бы готовили так долго, как к иезуитству.

PROBATIO: 2 года монашеской жизни. Общий экзамен. Минимальный возраст - 19 лет.
JUUENAT: 2 года. Общеобразовательные курсы. Малые обеты.
ФИЛОСОФИЯ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: 3 года. Монашеская жизнь.
РЕГЕНТСТВО: примерно 3 года. Деятельная жизнь, начало преподавания.
БОГОСЛОВИЕ: 4 года. Рукоположение (после 3-го года).
3-Е ИСПЫТАНИЕ: несколько месяцев. Торжественные обеты. Назначение на должность.
Средняя продолжительность подготовки - 14-15 лет.

society-jesus800x800

1. Необходимо добиться симпатии подрастающего поколения, и поэтому иезуит должен быть законоучителем. Он должен воспитывать детей народа, должен внедрять в их головы десять заповедей и символ веры и таким образом заставить их мыслить и жить в соответствии с учением церкви.

2. Для того чтобы добиться расположения взрослых людей, иезуит должен стать их духовником. Соответственно, особое внимание надо обращать на исповедь и укреплять в людях желание исповедоваться. Поэтому иезуит никогда не должен отпускать без утешения тех, кто на неё приходит.

3. Иезуит должен усердно проповедовать, так как проповедь — наиболее близкий и удобный путь к сердцам людей. При этом проповедь должна быть простой и понятной. Необходимо помнить, что огонь ума и глаз производит на массы гораздо большее впечатление, чем изящные речи и тщательно подобранные слова.

4. На широкие народные массы хорошо действует благотворительность, и поэтому иезуит должен выделяться своим рвением в делах любви к ближнему.

Правила простые, но чрезвычайно действенные, и иезуитские миссионеры с большим успехом применяли их на практике.

jesuites-scholars800x390

Между тем в общении с высокопоставленными лицами отец Александр применял совершенно другую тактику, поражая их своими знаниями и умениями. Именно он создал вьетнамскую письменность (на базе латинского алфавита), написал Катехизис на вьетнамском языке и множество других трудов. В результате в первый же год своего пребывания в Индокитае он лично крестил 1200 новообращенных, среди которых было семнадцать родственников короля! Общины росли настолько быстро, что в 1660 году в Тонкине насчитывалось 300 тысяч христиан и 386 церквей.

Кстати, любопытный факт из биографии пылкого иезуита: под конец жизни Александр де Род уехал в Персию, где и умер в 1660 году. Похоронен на армянском кладбище в Исфахане.

alexandre-rhodes800x800

В Китае подобной стратегии придерживался отец Маттео Риччи, который сумел добиться высокого положения для своего ордена во всех главных городах империи. Прекрасно понимая, что достичь успеха он сможет, только если привлечет на свою сторону богатых и образованных людей, отец Маттео приступил к делу с недюжинной энергией. В первую очередь он освоил диалект, на котором говорил правящий класс мандаринов и начал изучать китайскую науку и философию. Вскоре он поднаторел в них настолько, что мог часами вести высокоучёные беседы со знатными людьми, тонко смешивая лекции по физике и математике с религиозной пропагандой.

matteo-ricci-map1200x539

ferdinand-verbiest800x800

roberto-nobili800x930

religion-dialogue800x800

soong-sisters800x944

Меняются правители, идеологии, общественно-политические формации, но иезуитская схема управления остаётся неизменной. И, обращая внимание на действия конкретных представителей элиты в конкретной стране, надо всегда помнить об этом. Уж больно хороша оказалась чеканная формулировка Игнатия де Лойолы, фанатика, подвижника и визионера:



Конституция ордена Иисуса (официальное название Общество Иисуса), была окончательно утверждена и подписана в Риме Павлом III в 1540 г., и иезуиты всецело посвятили себя служению папе, дав ему клятву безусловного повиновения.

Начнём с цитаты Эдмона Пари из книги "Тайная история иезуитов", которая вряд ли удивит читателей портала Крамола:

Иезуиты - это шпионы и наемные убийцы католической церкви. Те, кто верит в то, что орден иезуитов - это религиозная организация, жестоко ошибаются. Они есть и всегда были политической структурой во всех отношениях. Это политический инструмент воздействия на общество с помощью сказочных персонажей и ритуалов, заимствованных из более древних религий. Разделение на церковную и светскую власть для католической церкви фиктивно и не имеет никакого значения, т.к. она неусыпно и неустанно работает ради приобретения власти мировой, - и не гнушается никакими средствами. Ее власть зиждется на массовых убийствах, пытках, массовом грабеже, организованных преступлениях, оболванивании населения и отсекания его от настоящей духовности и магической силы. Она контролировала королей, королев, знать, президентов, правительства и почти каждого, кто имеет какую-то власть.



Хроника изгнаний

Иезуиты были изгнаны за свою политическую деятельность из Португалии (1759), Франции (1764), Испании и Неаполя (1767). Орден был на 40 лет даже ликвидирован в 1773 г. папой Климентом XIV (булла "Dominus ас Redemptor"). Однако в 1814 г. Пий VII восстановил орден для борьбы против революционных движений. Тем не менее дурная слава иезуитов приводила их и далее к конфликтам с властями и к запрещению их деятельности (например, в Германии с 1872 по 1917 гг.).

В середине XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой, принявшей католичество, где основали ряд учебных заведений, издали около 350 теологических сочинений. С их помощью Польша постоянно конфликтовала с Русью. В конце XVI века в Львов прибыл мощный католический орден - иезуиты, которые были умными, образованными и богатыми.



Источник символики доллара.

Иезуиты в Китае

В 1583 году в Китай прибыл учёный-иезуит Маттео Риччи (1552-1610), и китайцы-католики, наравне со сторонниками других религий Китая, свободно проводили богослужение там и основывали свои школы.



Миссионер и "блистательный иезуит" Маттео Риччи проник в хоромы высших сановников, одевался в халат мандарина, "уверовал" в конфуцианство, объявив его логическим завершением христианства (католического толка, разумеется), знакомил азиатцев с картографией, техническими и научными достижениями Запада и готовил сановников Империи к приезду из Европы "специалистов" по истории.

До появления в Китае М. Риччи, никаких династических хроник в Китае не писали! Т. е. "скелета", по которому можно было "набросать" хотя бы в черновике историю Китая, не существовало. Она всё-таки была написана, но только прибывшими вслед за Риччи поколениями иезуитов, на что у них и ушли многие десятилетия.



Иезуиты в Индии

Исследователь религиозной жизни Европы немец Генрих Бемер, оставил описание того, как проник в Индию и охмурял в ней брахманов иезуит Роберт де Нобили:

"С этой целью он сам превратился в синиази, или кающегося брахмана. Он купил себе шапку огненно-красного цвета, покрывало, красно-жёлтую одежду из муслина и деревянные башмаки кающегося синиази. Затем он обрил себе голову, украсил уши огромными серьгами, выкрасил лоб жёлтой мазью из сандалового дерева, являющейся отличительным признаком брахманов, и поселился в землянке, где жил в уединении в течение целого года, питаясь овощами и водой.

Этим путём ему удалось обратить на себя внимание брахманов, и те, в конце концов, стали посещать его. Уверив их клятвой в древней знатности римских брахманов, он достиг полного успеха в своём притворстве. Он говорил так же, как брахман, писал работы на тамильском языке, в которых христианство, странным образом перемешанное с индийской мудростью, приняло вид совершенно индусского учения".

Даже спустя 20 лет после смерти Роберта-Татувы в Южной Индии, где он миссионерствовал, остались его последователи - 250 000 индусов-католиков!



Официальная версия истории ордена Иезуитов в России

Иезуиты действовали против России и за ее пределами, так они выступали против русского присутствия в Китае, конкретно против Русской духовной миссии в Пекине, из-за иезуитов в Китай не пустили святителя Иннокентия (Кульчицкого), он должен был возглавить миссию и Пекинскую кафедру.

Особое покровительство ордену оказывала императрица Екатерина II. Она не поддержала католических монархов Европы, которые вынудили папу Климента XIV в 1773 году ликвидировать орден. И в течение 40 лет, до восстановления ордена в 1814 году, Россия оставалась единственной страной, в которой иезуиты существовали легально.

Свою деятельность они продолжили и в первые годы правления Александра I, количество членов ордена значительно выросло, развились его структуры.

Перемена в отношении ордена произошла после папской буллы 1814 года, восстанавливающей орден, российским правительством иезуиты стали рассматриваться как агенты иностранного влияния.

Иезуиты и на самом деле зарвались. В 1815 г. иезуитский епископ Баландре на проповеди в петербургском храме святой Екатерины открыто заявил о превосходстве католической Церкви над Православной, а летом этого же года иезуиты переманили в католичество А.А. Голицына, племянника обер-прокурора Синода Александра Голицина и родственника фельдмаршала Михаила Кутузова. Племянника с помощью мудрого пастыря и богослова святителя Филарета, митрополита Московского вернули в Православие, а всех иезуитов выслали из столицы (указ от 20 декабря 1815 года).

Синоним слова "иезуит" — клирик (если мы говорим о монахе — члене ордена), и хитрец, лицемер, лжец (если используем в переносном значении).

Прилагательное "иезуитский" может употребляться как в отношении ордена (например, иезуитская школа), так и в переносном значении, когда речь идёт о чём-то подлом, фальшивом: например, иезуитское поведение, т. е. коварное, или иезуитская логика, т. е. вводящая в заблуждение.

Нынешний Папа Франциск — первый в истории католической церкви иезуит, который избран на пост Папы Римского.

Символ ордена иезуитов — знак, обозначающий имя Иисуса Христа.

Символ иезуитского ордена

История ордена иезуитов

Полное имя основателя ордена иезуитов или Общества Иисуса — Дон Иниго Лопеc де Рекальдо Лойола. Он родился в 1491 году в провинции Страны Басков на севере Испании — Гипускоа.

Игнатий Лойола

Игнатий Лойола (1491–1556), образовал иезуитский орден

Общество Иисуса было образовано Лойолой как монашеский орден в 1534 году. То есть монахи должны были следовать определённым правилам, которые прописаны в уставе монастыря, и приносить обеты (официальное обещание что-либо делать или не делать).

Основной задачей Игнатий видел распространение идей христианства. Он также составил документ "Духовные упражнения" с молитвами и размышлениями, который стал пособием для членов общества.

В 1540 году Папа Римский Павел III официально утвердил общество. Затем последователям ордена была предоставлена привилегия не следовать уставу монастыря. Так, общество перестало быть монашеским орденом.

Растущие популярность и богатство общества привели к тому, что между иезуитами и другими орденами началась борьба за власть. Другие ордена стремились принизить иезуитов в глазах как верующих, так и папы.

В 1773 году Папа Римский Климент XIV упразднил орден. Однако правящая в то время российская императрица Екатерина II отказалась ликвидировать орден. Общество иезуитов продолжило свою деятельность в Российской империи и Пруссии.

И лишь в 1814 году Папа Римский Пий VII объявил о воссоздании Общества Иисуса. Одной из возможных причин стало то, что иезуиты были ярыми сторонниками Контрреформации.

Реформация и Контрреформация

В 16 веке активно проводилось движение Реформации. Основная цель движения — исключить католическую церковь как посредника между человеком и Богом. Последователи движения отвергали многие католические идеи и учения. Их называли протестантами.

Ярким участником был немецкий богослов Мартин Лютер. Он основал протестантизм в Германии, поэтому это направление называется его именем — лютеранство.

Мартин Лютер протестантизм

Мартин Лютер (1483–1546), основал направление лютеранство

Контрреформация — это ответное движение католической церкви в 16–17 веках. Церковь стремилась вернуть своё положение и могущество, а всех неверующих и еретиков обратить обратно в католицизм.

Читайте подробнее про Протестантизм.

Орден иезуитов в России

Появление иезуитов в России связывают со временем правления Ивана Грозного (1530–1584). Позже в 1719 году Пётр I издал указ о том, чтобы все иезуиты были выдворены за пределы Российской империи.

Однако императрица Екатерина II (1729–1796) благосклонно относилась к членам Общества Иисуса. И несмотря на отмену ордена Папой Римским Климентом XIV в 1773 году, в России и Пруссии орден не прекратил свою деятельность.

Очередному изгнанию члены ордена подверглись при императоре Александре I в 1820 году. Предположительно по политическим мотивам ввиду того, что орден стал набирать силу и влияние.

Свержение монархии в 1917 году позволило иезуитам вновь вернуться в Россию. Однако власть СССР не принимала идеи католицизма. Лишь с распадом СССР орден опять смог осуществлять свою деятельность на территории России.

Происхождение слова "иезуит"

Примечательно, что слово "иезуит" возникло задолго до Общества Иисуса. Оно имело положительный оттенок: так называли людей — последователей Иисуса. Затем слово стало употребляться как синоним лицемера, вероломного человека.

После утверждения ордена иезуитов другие монашеские сообщества того времени стремились принизить его значимость, лишить поддержки и веры людей. Поэтому они активно распространяли идеи о коварстве иезуитов, об их лицемерном поведении. Они стремились к тому, чтобы слово "иезуит" ассоциировалось лишь с чем-то нехорошим, предательским.

Члены Общества Иисуса сами стали называть себя иезуитами намного позже основания ордена. А в документах общества это слово впервые появилось вообще лишь в 1975 году.

В настоящее время словари сохраняют два значения слова, в том числе и отрицательное.

Сами члены ордена объясняют происхождение слова "иезуит" связью с именем Иисуса.

Кто такие клирики?

Слово "клирик" произошло от слова "клир", которое пришло из греческого языка (греч. kleros — жребий). Клир — это все служители церкви.

В католической церкви есть монашеские ордена: регулярные клирики и меньшие регулярные клирики. Иезуиты относятся к ордену регулярных клириков.

Читайте также: