Цитата оформленная как бессоюзное сложное предложение

Обновлено: 04.07.2024

Вижу: что-то мельк­ну­ло в про­све­те, потом еще и еще. Белка! (Г. Федосеев).

Летом в лесах сред­ней поло­сы сне­ги­рей не уви­дишь: гнез­дят­ся они в лесах север­ных (В Песков).

Летом про­ле­жишь — зимой с сумой побе­жишь (посло­ви­ца).

Не при­ло­жишь души — ника­кое дело не заиг­ра­ет (И. Васильев).

По реке кру­жи­лись снеж­ные вих­ри; они зарож­да­лись неожи­дан­но, слов­но сго­во­рив­шись, бежа­ли в одну сто­ро­ну и так же неожи­дан­но про­па­да­ли (В. Арсеньев).

Сквозь обна­жён­ные, бурые сучья дере­вьев мир­но беле­ет непо­движ­ное небо; тон­кий туман сто­ит вда­ли над жёл­ты­ми поля­ми

Запятая ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения, передающие соединительные отношения. Тогда между частями на месте запятых можно вставить союз и, например (следите за интонацией перечисления):

Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал. (И. Бунин)

Точка с запятой ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с перечислением, но при этом более распространены и менее связаны по смыслу. Например:

За деревянным, кирпичного цвета вокзалом видны тройки, громыхают бубенчики, кричат наперебой извозчики; зимний день сер и тепел. (И. Бунин)

Задание. Какой знак препинания, показывающий, что мысль завершена, можно поставить на месте точки с запятой? Подумайте, чем мог руководствоваться автор, не заканчивая в этом месте предложение, а продолжая его. Подумайте, почему точку с запятой часто относят к авторским знакам препинания.

Тире ставится в двух случаях:

1) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с сопоставлением, передающие быструю смену событий или неожиданный результат действия. Между этими частями можно вставить союз и, например:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (И. Крылов)

2) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с противительными отношениями и противопоставлением. Тогда между частями можно поставить союзы а или но, например:

На дворе в морозном пару краснело солнце - в доме было тепло. (И. Бунин)

Задание. Прочитайте сложносочиненные предложения. Образуйте из них бессоюзные предложения и запишите, расставляя знаки препинания сообразно логическому отношению частей предложения и вашей интонации. Проанализируйте оттенки смысла.

1. Образовалась течь, и лодка стала погружаться в воду. 2. Все пришли на праздник, а я нет. 3. Мы свернули с дороги, и ноги тут же увязли в грязи. 4. Часы пробили одиннадцать, и пора было ложиться спать. 5. Собака смирно лежала у калитки, но я все равно боялся двинуться дальше.

Задание. Укажите предложение, где на месте пропуска не должно стоять тире. Проанализируйте ответ.

1) Друг, достигший власти, _ потерянный друг.

2) Все это: жизнь, быт, отсутствие средств _ навалилось на семью.

3) В зеркале отражается тело, в глазах _ душа.

4) Сады _ есть обязательная принадлежность античных лицеев и академий.

II. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложноподчиненным предложениям. Двоеточие и тире в таких предложениях. Вариативность знака. Все случаи постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях.

В бессоюзных сложных предложениях, синонимичных сложноподчиненным предложениям, между частями - грамматическими основами - устанавливаются различные логические отношения, при которых часть, соответствующая главному предложению, может находиться до или после части, соответствующей придаточному. В бессоюзных сложных предложениях, синонимичных сложноподчиненным, на месте соединения частей ставятся двоеточие или тире.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится, если предложение, соответствующее по смыслу главному, будет находиться в первой части бессоюзного предложения, а соответствующее придаточному, которое поясняет главное, - во второй. В этом случае вторая часть может соответствовать различным видам придаточных:

1) вторая часть соответствует придаточному изъяснительному с союзом что, например:

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев) = Вдруг я чувствую, что кто-то берет меня за плечо и толкает.

Перед второй частью, соответствующей придаточному изъяснительному с союзом что, могут отсутствовать слова, передающие состояние говорящего (и увидел, и услышал, и почувствовал и т. п.), например:

Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев);

2) вторая часть соответствует придаточному причины с союзами потому что, так как, поскольку, например:

Ответить Миллер не успел: лодка вышла в буруны. (К. Паустовский) = Ответить Миллер не успел, потому что лодка вышла в буруны.

Проверкой смысловых отношений и выбора знака может служить подстановка слов а именно к пропущенному вопросу от главной к придаточной части. Проделайте эту работу над приведенными примерами.

Задание. Объясните знаки препинания в предложении, где бессоюзная часть общая для двух частей, соединенных сочинительной связью: Ответить он не успел: лодка вышла в буруны и началась качка.

Тире в бессоюзном сложном предложении, синонимичном сложноподчиненному, ставится в следующих случаях:

1) если первая часть бессоюзного предложения соответствует главной части сложноподчиненного предложения, а вторая часть - придаточному следствия, имеющему значение "поэтому" с союзом так что, например:

Светает - надо вставать. = Светает, так что надо вставать. = Светает, поэтому надо вставать.;

2) если первая часть бессоюзного предложения соответствует придаточному условному с союзом если или времени с союзом когда, а само действие обозначено во второй части, соответствующей главной, например:

Лес рубят - щепки летят. (Пословица) = Когда (если) лес рубят, (то) щепки летят.

Проверкой постановки знака может служить слово значит во второй части. Проделайте эту работу на примере предложения.

3) если вторая часть соответствует придаточному сравнительному со сравнительными союзами, например:

Береза в лесу без вершины - хозяйка без мужа в дому. (Н. Некрасов) = Береза в лесу без вершины, как (словно, будто) хозяйка без мужа в дому.

Задание. Переведите представленные ниже бессоюзные сложные предложения в сложноподчиненные с придаточными причины и следствия и проанализируйте двоеточие и тире, отражающие смысловые отношения частей в бессоюзных предложениях.

1) Гнездо птицы разорено - она жалобно кричит.

2) Птица жалобно кричит: ее гнездо разорено.

Вспомним, что в простом предложении перед приложением, если оно поясняет значение определяемого существительного и перед ним можно поставить слова а именно: Я не слишком люблю это дерево - осину. (И. Тургенев)

В бессоюзном же предложении, если вторая часть поясняет первую и пред ней можно поставить слова а именно, ставится двоеточие. Однако факт постановки тире в схожей смысловой ситуации порождает вариативность знака, поэтому в бессоюзном предложении, синонимичном сложноподчиненному с придаточным причины, иногда вместо двоеточия как авторский знак препинания ставится тире, например:

На молу погасли огни - теплоход ушел. (К. Паустовский) = На молу погасли огни, потому что теплоход ушел.

Активность тире объясняется еще и тем, что это не только показатель смысловых отношений, но и резкий разграничитель, что особенно важно в бессоюзном предложении.

При написании упражнений используйте традиционную пунктуацию - это научит вас лучше ориентироваться в смысловых отношениях между частями сложного предложения.

Перед вами сводные правила постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие

1. Второе предложение раскрывает содержание первого. Между ними можно вставить а именно:

Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. Фадеев)

2. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить потому что:

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. Тургенев)

3. Второе предложение дополняет смысл первого. Между ними можно вставить что:

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев)

4. В первом предложении опущены слова и увидел, и услышал, и почувствовал:

Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев)

1. Первое предложение указывает на условие или время действия второго. В начале предложения можно вставить когда, если, между предложениями - значит:

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (Пословица)

2. Содержание второго предложения резко противопоставляется содержанию первого. Между ними можно вставить а, но:

Давно пора бы каждому свернуть своей дорогой - они рядком идут. (Н. Некрасов)

3. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить так что:

Ударил сильнейший гром - задрожали все окна. (А. Писемский)

4. Второе предложение заключают в себе неожиданный результат, смену событий. Между ними можно вставить и:

Игнат спустил курок - ружье дало осечку. (А. Чехов)

5. Предложения содержат сравнение. Между ними можно вставить будто, словно:

Молвит слово - соловей поет. (М. Лермонтов)

Задание. В каком предложении не ставится тире?

1) Далеко ли до ближайшей станции спросили мы у проводника.

2) Летние ночи короткие.

3) Ученье путь к уменью.

4) Хочешь есть калачи не лежи на печи.

III. Теперь обратимся к сложным синтаксическим конструкциям с бессоюзной связью.

Рассмотрим сложное предложение, где цифрами отмечены простые предложения (читая, сопоставляйте интонационные паузы со знаками препинания):

(1) На самых молодых березках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, (2) но лес еще не одет, (3) и на этот еще голый лес в нынешнем году прилетела кукушка: (4) кукушка на голый лес - (5) считается нехорошо. (М. Пришвин)

Урок 35. Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложносочиненным предложениям. Запятая, точка с запятой и тире в таких предложениях. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложноподчиненным предложениям. Двоеточие и тире в таких предложениях. Вариативность знака. Все случаи постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях. Сложные предложения с бессоюзной связью, сочинением и подчинением.

Бессоюзным называется такое сложное предложение, части - грамматические основы - которого объединяются без посредства союзов, а только при помощи смысла и интонации.

Интонационное скрепление простых предложений в бессоюзном сложном предложении указывает на то, что эти конструкции присущи прежде всего разговорной речи, где отсутствие союзов восполняется интонацией, а также мимикой и жестами:

Жаль, меня не было вчера на вечеринке, я бы музыку поставил - закачаешься.

Задание. Кому может принадлежать подобное высказывание? Сколько грамматических основ в этом предложении? Сколько односоставных предложений входит в общее сложное предложение?

Теперь сравните данное предложение с аналогичным союзным:

Жаль, что меня не было вчера на вечеринке, а то я бы такую музыку поставил, что все бы закачались.

Появились союзы, изменилась грамматическая форма последнего предложения - а что ушло?

Постановка союзов на месте соединения частей позволяет сделать вывод, что бессоюзные сложные предложения по характеру смысловых отношений между частями могут быть синонимичны сложносочиненным или сложноподчиненным предложениям.

I. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложносочиненным предложениям. Запятая, точка с запятой и тире в таких предложениях. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные предложениям с присоединением. Учимся создавать высказывания

Части бессоюзного сложного предложения, синонимичного сложносочиненному предложению, могут по-разному логически соотноситься между собой, и в зависимости от этого соотношения на месте интонационной паузы ставятся знаки препинания запятая, точка с запятой или тире.

Запятая ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения, передающие соединительные отношения. Тогда между частями на месте запятых можно вставить союз и, например (следите за интонацией перечисления):

Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал. (И. Бунин)

Точка с запятой ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с перечислением, но при этом более распространены и менее связаны по смыслу. Например:

За деревянным, кирпичного цвета вокзалом видны тройки, громыхают бубенчики, кричат наперебой извозчики; зимний день сер и тепел. (И. Бунин)

Задание. Какой знак препинания, показывающий, что мысль завершена, можно поставить на месте точки с запятой? Подумайте, чем мог руководствоваться автор, не заканчивая в этом месте предложение, а продолжая его. Подумайте, почему точку с запятой часто относят к авторским знакам препинания.

Тире ставится в двух случаях:

1) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с сопоставлением, передающие быструю смену событий или неожиданный результат действия. Между этими частями можно вставить союз и, например:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (И. Крылов)

2) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с противительными отношениями и противопоставлением. Тогда между частями можно поставить союзы а или но, например:

На дворе в морозном пару краснело солнце - в доме было тепло. (И. Бунин)

Задание. Прочитайте сложносочиненные предложения. Образуйте из них бессоюзные предложения и запишите, расставляя знаки препинания сообразно логическому отношению частей предложения и вашей интонации. Проанализируйте оттенки смысла.

1. Образовалась течь, и лодка стала погружаться в воду. 2. Все пришли на праздник, а я нет. 3. Мы свернули с дороги, и ноги тут же увязли в грязи. 4. Часы пробили одиннадцать, и пора было ложиться спать. 5. Собака смирно лежала у калитки, но я все равно боялся двинуться дальше.

Задание. Укажите предложение, где на месте пропуска не должно стоять тире. Проанализируйте ответ.

1) Друг, достигший власти, _ потерянный друг.

2) Все это: жизнь, быт, отсутствие средств _ навалилось на семью.

3) В зеркале отражается тело, в глазах _ душа.

4) Сады _ есть обязательная принадлежность античных лицеев и академий.

II. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложноподчиненным предложениям. Двоеточие и тире в таких предложениях. Вариативность знака. Все случаи постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях.

В бессоюзных сложных предложениях, синонимичных сложноподчиненным предложениям, между частями - грамматическими основами - устанавливаются различные логические отношения, при которых часть, соответствующая главному предложению, может находиться до или после части, соответствующей придаточному. В бессоюзных сложных предложениях, синонимичных сложноподчиненным, на месте соединения частей ставятся двоеточие или тире.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится, если предложение, соответствующее по смыслу главному, будет находиться в первой части бессоюзного предложения, а соответствующее придаточному, которое поясняет главное, - во второй. В этом случае вторая часть может соответствовать различным видам придаточных:

1) вторая часть соответствует придаточному изъяснительному с союзом что, например:

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев) = Вдруг я чувствую, что кто-то берет меня за плечо и толкает.

Перед второй частью, соответствующей придаточному изъяснительному с союзом что, могут отсутствовать слова, передающие состояние говорящего (и увидел, и услышал, и почувствовал и т. п.), например:

Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев);

2) вторая часть соответствует придаточному причины с союзами потому что, так как, поскольку, например:

Ответить Миллер не успел: лодка вышла в буруны. (К. Паустовский) = Ответить Миллер не успел, потому что лодка вышла в буруны.

Проверкой смысловых отношений и выбора знака может служить подстановка слов а именно к пропущенному вопросу от главной к придаточной части. Проделайте эту работу над приведенными примерами.

Задание. Объясните знаки препинания в предложении, где бессоюзная часть общая для двух частей, соединенных сочинительной связью: Ответить он не успел: лодка вышла в буруны и началась качка.

Тире в бессоюзном сложном предложении, синонимичном сложноподчиненному, ставится в следующих случаях:

1) если первая часть бессоюзного предложения соответствует главной части сложноподчиненного предложения, а вторая часть - придаточному следствия, имеющему значение "поэтому" с союзом так что, например:

Светает - надо вставать. = Светает, так что надо вставать. = Светает, поэтому надо вставать.;

2) если первая часть бессоюзного предложения соответствует придаточному условному с союзом если или времени с союзом когда, а само действие обозначено во второй части, соответствующей главной, например:

Лес рубят - щепки летят. (Пословица) = Когда (если) лес рубят, (то) щепки летят.

Проверкой постановки знака может служить слово значит во второй части. Проделайте эту работу на примере предложения.

3) если вторая часть соответствует придаточному сравнительному со сравнительными союзами, например:

Береза в лесу без вершины - хозяйка без мужа в дому. (Н. Некрасов) = Береза в лесу без вершины, как (словно, будто) хозяйка без мужа в дому.

Задание. Переведите представленные ниже бессоюзные сложные предложения в сложноподчиненные с придаточными причины и следствия и проанализируйте двоеточие и тире, отражающие смысловые отношения частей в бессоюзных предложениях.

1) Гнездо птицы разорено - она жалобно кричит.

2) Птица жалобно кричит: ее гнездо разорено.

Вспомним, что в простом предложении перед приложением, если оно поясняет значение определяемого существительного и перед ним можно поставить слова а именно: Я не слишком люблю это дерево - осину. (И. Тургенев)

В бессоюзном же предложении, если вторая часть поясняет первую и пред ней можно поставить слова а именно, ставится двоеточие. Однако факт постановки тире в схожей смысловой ситуации порождает вариативность знака, поэтому в бессоюзном предложении, синонимичном сложноподчиненному с придаточным причины, иногда вместо двоеточия как авторский знак препинания ставится тире, например:

На молу погасли огни - теплоход ушел. (К. Паустовский) = На молу погасли огни, потому что теплоход ушел.

Активность тире объясняется еще и тем, что это не только показатель смысловых отношений, но и резкий разграничитель, что особенно важно в бессоюзном предложении.

При написании упражнений используйте традиционную пунктуацию - это научит вас лучше ориентироваться в смысловых отношениях между частями сложного предложения.

Перед вами сводные правила постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие

1. Второе предложение раскрывает содержание первого. Между ними можно вставить а именно:

Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. Фадеев)

2. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить потому что:

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. Тургенев)

3. Второе предложение дополняет смысл первого. Между ними можно вставить что:

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев)

4. В первом предложении опущены слова и увидел, и услышал, и почувствовал:

Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев)

1. Первое предложение указывает на условие или время действия второго. В начале предложения можно вставить когда, если, между предложениями - значит:

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (Пословица)

2. Содержание второго предложения резко противопоставляется содержанию первого. Между ними можно вставить а, но:

Давно пора бы каждому свернуть своей дорогой - они рядком идут. (Н. Некрасов)

3. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить так что:

Ударил сильнейший гром - задрожали все окна. (А. Писемский)

4. Второе предложение заключают в себе неожиданный результат, смену событий. Между ними можно вставить и:

Игнат спустил курок - ружье дало осечку. (А. Чехов)

5. Предложения содержат сравнение. Между ними можно вставить будто, словно:

Молвит слово - соловей поет. (М. Лермонтов)

Задание. В каком предложении не ставится тире?

1) Далеко ли до ближайшей станции спросили мы у проводника.

2) Летние ночи короткие.

3) Ученье путь к уменью.

4) Хочешь есть калачи не лежи на печи.

III. Теперь обратимся к сложным синтаксическим конструкциям с бессоюзной связью.

Рассмотрим сложное предложение, где цифрами отмечены простые предложения (читая, сопоставляйте интонационные паузы со знаками препинания):

(1) На самых молодых березках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, (2) но лес еще не одет, (3) и на этот еще голый лес в нынешнем году прилетела кукушка: (4) кукушка на голый лес - (5) считается нехорошо. (М. Пришвин)

Задание. В каком месте внутри предложения вы бы поставили точку?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно увидеть, где в предложении практически заканчивается одна мысль и начинается другая. Конечно, после третьего предложения перед четвертым на месте двоеточия, где интонационная пауза особенно значительна и есть признаки стыковки двух лексико-грамматических блоков:

а) оба блока закончены информационно, лексически и грамматически;

б) после двоеточия происходит поворот смысла всего высказывания: вступает автор-повествователь, который объясняет содержание первого блока - прилет кукушки в весенний лес. В связи с этим меняется тип речи: в первом блоке описание, во втором - рассуждение.

Первые три предложения первого лексико-грамматического блока соединены сочинительной связью: между первым и вторым предложением противительные отношения (союз но), между вторым и третьим - соединительные (союз и).

Четвертое и пятое предложения второго лексико-грамматического блока соединены бессоюзной связью, при этом четвертое предложение относится к пятому как придаточное условное: (если) кукушка (прилетела) на голый лес, (то) (это) считается нехорошо, поэтому между ними стоит тире.

Задание. Прочитайте предложения, сопоставляя интонацию со знаками препинания. Помните - все непонятные слова необходимо проверить по словарю. Выявите в предложениях грамматические основы. Найдите сложные синтаксические конструкции с лексико-грамматическими блоками. Объясните все знаки препинания.

1. Ошеломленный нелюбезным приемом, я совсем потерялся и очутился в том глупом положении, когда не знаешь, что делать: обратить ли грубость в шутку, или самому рассердиться, или, наконец, не сказав ни слова, повернуться и уйти назад. (М. Булгаков)

2. Я, признаться, не слишком люблю это дерево - осину, с ее бледно-лиловым стволом и серо-зеленой, металлической листвой, которую она вздымает как можно выше и дрожащим веером раскидывает на воздухе; не люблю я вечное качанье ее круглых неопрятных листьев, неловко прикрепленных к длинным стебелькам. (И. Тургенев)

3. Приглядишься: не облака плывут - луна плывет, и близ нее льется золотая слеза звезды; луна плавно уходит в высоту, которой нет дна, и уносит с собой все выше и выше звезду. (И. Бунин)

Русский язык необычно богат выразительными средствами. Именно благодаря им русская поэзия и проза пользуются популярностью, а также уважением по всему миру. Одним из таких приемов выступают бессоюзные сложные предложения, в которых отсутствует союз-связка. Они звучат крайне хлестко, кратко, но интересно. Тем не менее при попытке записать их, есть риск допустить множество ошибок, которых можно было бы избежать.

  • Общие сведения
  • Виды и употребление
  • Последовательность составления
  • Сопоставление и противопоставление
  • Дополнение и разъяснение
  • Следствие и причина
  • Указание времени
  • Сравнение и присоединение
  • Знаки препинания
  • Пример разбора

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Общие сведения

Связь произведения выражена менее ярко, чем в сложносочиненных (ССП), сложноподчиненных (СПП) вариантах. Простые части в БСП могут быть связаны между собой следующими способами:

  • интонацией;
  • общей смысловой нагрузкой;
  • расположением относительно друг друга (порядком);
  • сходными формами глаголов, которые выступают в роли сказуемых.

Бессоюзное сложное предложение

Виды и употребление

В художественной литературе встречается множество различных видов прилагательных и существительных, которые помогают автору раскрыть персонажа, выразительно описать убранство комнаты, богатство русской природы, красоту столичной архитектуры. Они могут быть разделены по тому значению, которое образует полная грамматическая конструкция:

Предложения без союзов

  • последовательность;
  • сопоставление;
  • дополнение;
  • разъяснение;
  • следствие;
  • причина;
  • присоединение;
  • время;
  • сравнение.

Последовательность составления

  • Солнце садилось, ветер всё крепчал, закат разгорался пурпуром.
  • Виктор вернулся за полночь; бабушка уже спала.
  • Мышка пробежала, хвостиком махнула, яичко-то и разбилось.

Они позволяют кратко донести смысл без лишних слов.

Сопоставление и противопоставление

  • Смелые побеждают — трусливые погибают.
  • Семь раз отмерь — один отрежь.
  • Ты майор, я рядовой.

Даже без союзов такие схемы доступны и понятны в любом тексте.

Дополнение и разъяснение

  • Я заглянул в окно: в доме было пусто.
  • Погода была ясная, не было видно ни одного облачка, хотя пришла осень.
  • Он заметил: улица становилась всё уже.
  • Темнеет, собирается пойти дождь.
  • У меня было одно правило: не брать в долг.
  • Они жили впроголодь: зарплату опять задерживали.

Следствие и причина

  • Стало холодно, я пошел за вторым одеялом.
  • На улице стояла жара, плавился даже асфальт.
  • Ударил гром — окна задрожали.

Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные

  • Собака шла, подпрыгивая рядом с хозяином, он то и дело натягивал поводок.
  • Меня вызвали к директору: разбил окно.
  • Он уже неделю не выходил из дома: погода была хуже некуда.

Синтаксический оборот позволяет объяснить смысл написанного без лишних слов.

Указание времени

  • Взойдет красно солнышко — прощай ясный месяц.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Приедешь зимой — пойдем на рыбалку.

Составить такое предложение нетрудно даже при выполнении контрольного задания в классе.

Сравнение и присоединение

  • Он говорит — будто соловей поет.
  • Ругал его на чем свет стоит — будто гром бьет снова и снова.
  • Стало темнеть — словно кто-то закрыл рукой солнце.

Правила написание бессоюзного предложения

  • Она снова опоздала — это случилось в пятнадцатый раз.
  • Я прислушался: на улице пели птицы.
  • Послушайте, который час?

Знаки препинания

Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении

Бывает, трудно определить, какой знак препинания нужно поставить между частями сложного предложения. Пунктуация в БСП обусловлена значением этих частей по отдельности и по отношению друг к другу, смыслом всего выражения. Чтобы определить значение сложного предложения без союза, нужно заменить его близким по смыслу сложносочиненным, сложноподчиненным.

Для разделения простых предложений в составе могут использоваться:

  • точка с запятой;
  • запятая;
  • тире;
  • двоеточие.

Эти знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и таблица для разъяснения помогут понять смысл, а также делают текст грамотным.

Точка с запятой

Авторский знак, который употребляется крайне редко. Во время диктантов, на обычных уроках постановка этого знака проговаривается вслух. Его можно заменить точкой. В бессоюзных сложных точка с запятой употребляется только в том случае, если его части почти не связаны друг с другом. Иногда этот знак препинания разделяет предложения, в которых много второстепенных членов:

Примеры из художественной литературы

Запятая и тире

  1. Стало темно, на небе зажглись звезды.
  2. Поезд уходил всё дальше и дальше, некогда звонкий гудок теперь был еле слышен.
  3. Началась гроза, ветер гнул ветки, капли стучали по крыше.

Тире очень часто встречается в сложных предложениях без союзов. Многие невнимательные ученики путают те случаи, когда этот знак разделяет однородные главные члены простого предложения. Никогда нельзя лениться и выделять грамматические основы — это поможет избежать ненужных ошибок. Тире употребляется при следующих значениях БСП:

Таблица сложные предложения

Двоеточие вместо союза

Этот знак может ставиться как в простых предложениях при обобщающих словах, так и в сложных — для отделения частей друг от друга. Двоеточие здесь ставится в следующих случаях:

Знаки препинания в сложном предложении

Эта быстрая смена или переход позволяет привести к общему понятию и носит изъяснительный характер.

Пример разбора


Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это сложное предложение, части которого соединяются интонационно, без помощи союзов и союзных слов. БСП часто встречаются в сказках, в художественной и разговорной речи, в пословицах и поговорках.


Понятие о бессоюзном предложении

В бессоюзных сложных предложениях средством связи предложений-частей БСП являются:

  • интонация;
  • смысловые отношения;
  • порядок расположения предложений в составе БСП;
  • видо-временные формы глаголов-сказуемых.

Этим БСП отличаются от сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, в которых данную роль выполняют союзы.

Бессоюзные предложения могут состоять из двух и более простых или сложных предложений, между которыми в зависимости от значения ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.

К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.

Позовут – пойдем к ним в гости.

Не путайте БСП с простыми предложениями с тире. В БСП всегда есть две грамматические основы, выраженные подлежащим и сказуемым или только сказуемым. Примеры: Москва – столица России (простое предложение). Придет вечер – поговорим (БСП).

Классификация бессоюзных сложных предложений по значению

Простые предложения в составе БСП могут выражать различные значения. Основные виды бессоюзных предложений, а также правила пунктуации при их написании приведены в таблице.

которые читают вместе с этой






Значение

Какой знак препинания ставится

Правило

Примеры

Одновременности, последовательности, перечисления

запятая, точка с запятой

Запятая ставится, если между предложениями в составе БСП можно поставить союз и.

Точка с запятой ставится в случаях, если предложения в составе БСП чем-либо осложнены (уже есть запятые хотя бы в одной из грамматических основ).

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось.

Андрей вернулся поздно; Маша, уставшая за день, уже спала.

В предложении всегда есть смысловое противопоставление чего-либо; между простыми предложениями можно поставить союзы а, но.

Ученью время – игре час.

Победитель впереди – трус позади

Времени и условия

Первое предложение в составе БСП указывает на время или условие, перед ним можно поставить союзы если, когда.

Тише едешь – дальше будешь.

Любишь кататься — люби и саночки возить

Между частями БСП можно поставить союзы будто, словно.

Рассердится – гроза разразится.

Улыбнется – тучи разгонит.

Второе предложение выражает присоединительное значение и перед ним можно употребить слова такой, таков, так; или употребляется слово это.

Хлеб всему голова – так учила бабушка.

Она снова опоздала – это случалось часто.

Второе предложение выражает значение следствия, перед ним можно поставить союзы так что, вследствие чего.

Зазвонил телефон – я отвлекся от работы.

Пришли гости – мы быстро накрыли на стол.

Второе предложение выражает значение причины, перед ним можно поставить союз потому что.

Я проснулся рано: меня разбудила сестра.

Саша очень спешила: она хотела прийти первой.

Второе предложение поясняет первое, перед ним можно поставить союзы а именно, то есть.

Он мог посоветовать только одно: никогда не сдаваться.

У речки было прекрасно: мы лежали на теплом песке и любовались природой.

Второе предложение дополняет первое, перед ним можно поставить союз что или сочетания слов: и увидеть, что; и услышать, что; и почувствовать, что и т. д.

Он отметил: у девушки красивое платье.

Мужчина заглянул в домик: там было чисто и уютно.

Сложные бессоюзные предложения изучаются на уроках русского языка в 9 классе.

Что мы узнали?

Мы разобрались, какие предложения являются сложными бессоюзными и какие знаки препинания ставятся в БСП в зависимости от их значения.

Знаки препинания в БСП

Бессоюзное сложное предложение (БСП) — это вид сложного предложения, части которого соединяются без помощи союзов или союзных слов. Простые предложения в нём соединяются по смыслу либо при помощи интонации.

В зависимости от смысла, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении могут быть разные: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

Запятая в БСП

Смеркалось, ветер утихал, начинали стрекотать сверчки.

Речь идёт о том, что наступает вечер, а действия происходят одновременно. Можно заменить: Смеркалось, и ветер утихал, и начинали стрекотать сверчки.

После активной прогулки мы придём домой, мама приготовит обед, отец будет играть с нами в шахматы.

В данном примере говорится о том, что ожидает детей после прогулки в порядке последовательности.

В тех случаях, когда в БСП ставится запятая, его части читаются одинаковым тоном, при этом в конце каждого предложения тон повышается, а в конце последнего — немного понижается.

Точка с запятой в БСП

Этот знак препинания пишется в БСП со значением перечисления действий, которые уже не так тесно связаны по смыслу, как в предыдущем пункте, а простые предложения в его составе распространены или осложнены:

Над сосновым бором свисали чёрные облака; река то чёрной стрелой неслась вниз, разбиваясь о камни, то тихим ручейком стекала по ущелью.

Тире в БСП

Можно встретить много БСП, между частями которых нужно писать тире. Оно ставится в следующих случаях:

1 . В первом предложении есть указание на время (действие во втором предложении происходит одновременно с действиями в первом предложении). Либо в первом предложении содержится условие (действия во втором предложении будут происходить, если будут выполнены действия в первом):

2 Если во втором предложении имеет место сравнение с тем, что происходит в первом. При этом между простыми предложениями можно поставить союзы:

3 Второе предложение со значением присоединения, при этом оно может начинаться со слов:

4 Если вторая часть сложного предложения по смыслу противопоставляется первой, при этом между ними можно поставить союзы:

5 В сложном предложении быстро сменяются события, либо содержится неожиданное присоединение, а при произношении вслух между его частями выдерживается небольшая пауза:

Пришла домой — беспорядок меня шокировал.

Иногда между частями такого предложения можно поставить слова:

6 Второе предложение — это следствие, вывод или результат первого предложения. Можно вставить слова:

7 Если второе простое предложение неполное:

8 Если по смыслу в БСП нужно ставить два двоеточия подряд, то вместо второго ставится тире:

Я подумала: скоро начнётся дождь — сгущались чёрные тучи.

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении ставится, когда:

1 Между частями БСП изъяснительные отношения, то есть второе предложение поясняет первое. В этом случае для связки простых предложений можно использовать слова:

Если в первой части сложного предложения есть такие слова, как:

то двоеточие ставится обязательно:

Если в первом предложении встречаются следующие глаголы:

Как правило, между простыми предложениями в таких случаях можно поставить слова:

Я прислушалась и услышала, что за рекой мычали коровы.

Запятая и тире в БСП

Между частями бессоюзного сложного предложения могут ставиться и такие знаки препинания, как запятая и тире:

1 Если в БСП с тире второе простое предложение начинается с вводной конструкции:

Чёрная кошка перебежала дорогу, — по-моему, плохая примета.

2 Если в сложноподчинённом предложении перед его главной частью перечисляются однородные члены, чтобы показать, как одно целое делится на части:

Что она увидела, куда пошла после этого и о чём думала , - этого нам не узнать никогда.

3 Перед повторяющимся словом для связи с ним остальной части предложения:

Этот человек, всегда вызывавший у меня удивление и восторг, думал, что всё в жизни, будь то плохое или хорошее, будь то мелочи или важные жизненные события , - всё это полностью зависит только от него самого.

4 В случаях, когда нужно показать переход от интонационного повышения к понижению.

Можно на протяжении всей жизни совершать плохие поступки, обижать людей, вести себя безнравственно и аморально, и думать, что всё сойдёт с рук , — возмездие тем не менее состоится, и за всё плохое придётся ответить.

Получить высшее образование, занять престижную должность , - вот его цели на ближайшие семь лет.

6 Если вторая часть БСП имеет присоединительное значение пояснения, времени, условия-следствия и т.д.

Голубоглазую, с русыми волнистыми волосами, спадающими на её плечи , - такой он её и запомнит на всю жизнь.

Налейте в кружку молока чайную ложку кефира и поставьте в тёплое место , - к вечеру стакан кефира будет готов.

В комнате было убрано и свежо, на столе лежала белоснежная скатерть, зелёные листья комнатных растений радовали глаз, в чистые окна вливался яркий солнечный свет , - Марья Петровна тщательно следила за своим домом.

Тем не менее, всё в этой ситуации сложилось так, как я и говорила , - ну и кто из нас был прав?

Читайте также: