Кто осуществляет пробирный контроль
Обновлено: 02.07.2024
В соответствии с ч. 1 ст. 23.54 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.
Согласно ч. 2 ст. 23.54 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, вправе:
1) руководитель федерального учреждения, осуществляющего федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, его заместители;
2) руководители государственных инспекций пробирного надзора и руководители других структурных подразделений федерального учреждения, осуществляющего федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, их заместители на территориях соответствующих районов деятельности.
В пункте 68 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что должностные лица органов и учреждений, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.
Как определено в п. 1 ст. 13 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"*(201), федеральный пробирный надзор осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г.
N 106 "О Российской государственной пробирной палате"*(202) при Минфине России образовано федеральное учреждение - Российская государственная пробирная палата (Пробирная палата России).
Приказом Минфина России от 29 мая 1998 г. N 91*(203) утверждено Положение о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации, в соответствии с п. 2 которого Российская государственная пробирная палата является федеральным учреждением при Минфине России и осуществляет федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ. Структура Российской государственной пробирной палаты утверждена приказом Минфина России от 6 июля 1998 г. N 116 "Вопросы Российской государственной пробирной палаты"*(204).
Приказом Минфина России от 22 октября 2002 г. N 103н*(205) утвержден перечень должностных лиц органов, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.
В указанный Перечень включены следующие должностные лица:
1. Российская государственная пробирная палата: начальники отделов, их заместители, главные контролеры, ведущие инженеры-контролеры, инженеры-контролеры, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней.
2. Государственные инспекции пробирного надзора: начальники госинспекций, их заместители, начальники отделов, их заместители, главные контролеры, ведущие инженеры-контролеры, инженеры-контролеры I категории, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, а также главные контролеры, ведущие контролеры, инженеры-контролеры I категории групп, постоянного государственного контроля в организациях, перечень которых определен постановлением Правительства РФ от 18 января 1999 г. N 64 "Об организациях, в которых осуществляется постоянный контроль за добычей, производством, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней"*(206).
scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem .
(знание законов - не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл. лат.)
Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ
и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):
юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России
Ко мпания основана в 1996 году
Что проверит инспектор пробирного надзора?
готовимся к проверке по учету и хранению драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий из них
(авторы - юристы Смыслов П.А. и Атяшева В.Н.,
при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)
Нередко ювелирные организации и предприниматели подвергаются проверке со стороны инспекции пробирного надзора на предмет нарушения правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Что ждать от данного мероприятия, как к нему подготовиться и как успешно пройти проверку , мы расскажем в данной статье.
Хотим обратить внимание на то , что предоставлять документы необходимо строго за тот период, в отношении которого проводится проверка и который указан в уведомлении о проверке. Если инспектор устно просит дать документы, выходящие за рамки проверяемого периода – это может свидетельствовать о его злоупотреблении своими правами.
ГИПН нередко практикуют выездн ые проверк и ювелиров , в рамках котор ых рассматр ивают документаци ю по организации учета и хранения ДМ и ДК, учредительные документы компании, проверяют условия производства, хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий их них.
Для успешного прохождения проверки потребуется предоставить максимально прозрачную документацию по учету и хранению ДМ и ДК , в которой будет четко видно движение ДМ, ДК на всех стадиях производства. Тщательный контроль расхода ДМ и ДК и непрерывное ведение необходимой документации позволяют ювелирам предотвратить незаконное использование драгоценных металлов и камней , а наличие пакета обязательных документов по учету и хранению минимизирует риски наложения штраф а в отношении организации.
В первую очередь инспекторы ГИПН проверяют документы, обеспечивающие контроль за движением и сохранностью ДМ и ДК при их использовании и обращении, устанавливающие порядок хранения, учета и ведения отчетности при использовании. К их числу среди прочего относятся:
- Документы, подтверждающие источники получения ДМ и ДК (договор ы купли-продажи, комиссии, подряда и др. , передаточные документы и т.п. );
Кроме того, инспектор ГИПН может запросить на проверку такие документы как нормы расходов драгоценных металлов на производстве, с правку о количестве изделий, представленных на клеймение за запрашиваемый период, ежемесячные/квартальные отчеты о количестве произведенных ювелирных изделий.
Инструкция об учете и хранении ДМ и ДК — это настольная книга ювелиров, которая всегда запрашивается на проверках. Именно в ней прописаны все нюансы учета, хранения и движения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Этот документ разрабатывается строго индивидуально: в нем учитываются все особенности деятельности организации , характер проводимых ею операций, состав и численность персонала и многое другое . Мы настоятельно рекомендуем не скачивать готовые образцы из открытых источников, а также не пользоваться Инструкцией своих коллег , т.к. это верный путь к получению штрафа, ведь порядки, прописанные в Инструкции, должны исполняться на практике, а не просто анонсироваться на бумаге Так, например, мы нередко сталкивались с ситуациями, как розничный продавец ювелирных изделий внедрял в свою работу инструкцию, написанную для производства.
Зачастую ювелиры нас просят доработать свою инструкцию после ее проверки ГИПН, после которой к ней было выписано предписание об устранении многочисленных нарушений и замечаний . Нам совершенно не понятно, почему ювелиры не озадачиваются этим вопросам заранее, еще до начала проверки, когда есть время для приведения инструкции в порядок. Так, совсем недавно, нам пришлось наспех делать инструкцию по учету и хранению ДМ и ДК всего за 40 минут (. ) до посещения инспектора ГИПН небольшого ювелирного производства.
Среди наиболее массовых замечаний по итогам надзорных мероприятий со стороны ГИПН можно отметить следующие :
— инструкция по учету и хранению ДМ и ДК составлена в соответствии с устаревшим нормами права;
— нарушен порядок проведения инвентаризации;
— условия хранения драгоценных материалов осуществляется с нарушением законодательства;
— внутренние документы составлены с ошибками;
— не ведется учет журнала посылок;
— отсутствуют документы оперативного учета движения ДМ и ДК, изделий их содержащих.
Отметим, что м ногие ювелиры недооценивают важность проведения инвентаризации . А зря, ведь ее итоги, а также п риказы о назначении комиссии, инвентаризационные описи и акты почти наверняка будут запрошены на проверке. Но недостаточно просто иметь данные документы в организации , их необходимо еще и правильно составлять. ,
Так, например , некоторые ювелиры включают в приказ о назначении инвентаризационной комиссии материально ответственных лиц, что конечно же запрещено законодательством и является абсурдным .
Среди ювелиров есть и те, кто пренебрега е т нормами законодательств а, регулирующего условий хранения ДМ и ДК, и не учитывают, что ювелирные изделия, ДМ и ДК должны храниться в соответствии с гл.4 Приказа Минфина №231н от 09.12.2016 г.
Среди прочего для подтверждения соответствия условий хранения ДМ и ДК требованиям законодательства инспектор ГИПН может запросить такие документы как, например, д оговор ы аренды нежилого помещения и на оказание услуг охраны .
Необходимо также отметить , что ювелиры обременены не только ведением внутренней документации, но и сдачей специальной статистической отчетности . .
Для успешного прохождения проверки по учету и хранения ДМ и ДК необходимо обеспечить своевременное ведение документации строго в соответствии с актуальным законодательством, сдача необходимой отчетности и тщательная внутренняя подготовка к проверке со стороны ГИПН. На практике даже такие, казалось бы мелочи, как, например, отсутствие подписи сотрудника или в инвентаризационной описи или может привести к солидному штрафу.
Мы настоятельно рекомендуем нашим читателям не ждать у моря погоды, а уже сейчас начать приводить в порядок всю документацию по ПОД/ФТ и хранению ДМ и ДК, не дожидаясь получения уведомления о проведения проверки от инспекции пробирного надзора. А в случае необходимости мы готовы помочь ювелиров по этим сложным вопросам и оказать им посильную помощь в вопросах учета и хранения ДМ и ДК .
Павел Смыслов, Виктория Атяшева
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);
- обучение и инструктаж по финмониторингу;
- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
- помощь на проверках;
- и многое другое.
Подробнее ТУТ.
Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:
Мы в социальных сетях:
Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310
Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020
Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
К нам в компанию обратилась ювелирная компания, занимающаяся добычей руд, песков драгоценных металлов и руд редких металлов, в т.ч. их реализацией с просьбой оказать юридической сопровождение внеплановой выездной проверки государственной инспекции пробирного надзора. В данной статье познакомим Вас с тем, какие документы запрашивает инспекция.
Следует отметить, что проверки проходят в рамках осуществления контроля за организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в частности соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Задачи проверки:
- проверка организации внутреннего контроля по исполнению законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и соответствия деятельности общества положениям указанного законодательства;
- предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иных нормативных правовых актов в указанной сфере.
Предмет проверки:
Соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
- наличие правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных руководителем организации, соответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства, а также их реализация;
- наличие специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, документов о его назначении, а также соответствие специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, квалификационным требования, установленным законодательством;
- соблюдение требований законодательства к подготовке и обучению кадров в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- соблюдения требований законодательства к идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодноприобретателей, бенефициарных владельцев;
- соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в случаях, установленных законодательством;
- соблюдение порядка документального фиксирования и предоставления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных законодательством;
- соблюдений требований по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в случаях установленного законодательством;
- соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных законодательством;
- соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом;
- соблюдение конфиденциального характера информации, полученной в результате реализации правил внутреннего контроля.
Правовые основания проведения проверки:
Обязательные требования, подлежащие проверке:
Мероприятия по контролю необходимые для достижения целей и задач проведения проверки:
Рассмотрение и анализ бухгалтерских документов и иных документов, содержащих сведения об организации внутреннего контроля и других мерах, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, с целью оценки их соответствия обязательным требованиям.
Перечень положений об осуществлении государственного контроля (надзора), административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора):
Перечень документов, предоставление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:
В соответствии с ч. 1 ст. 23.54 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.
Согласно ч. 2 ст. 23.54 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, вправе:
1) руководитель федерального учреждения, осуществляющего федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, его заместители;
2) руководители государственных инспекций пробирного надзора и руководители других структурных подразделений федерального учреждения, осуществляющего федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, их заместители на территориях соответствующих районов деятельности.
В пункте 68 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что должностные лица органов и учреждений, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.
Как определено в п. 1 ст. 13 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"*(201), федеральный пробирный надзор осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г.
N 106 "О Российской государственной пробирной палате"*(202) при Минфине России образовано федеральное учреждение - Российская государственная пробирная палата (Пробирная палата России).
Приказом Минфина России от 29 мая 1998 г. N 91*(203) утверждено Положение о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации, в соответствии с п. 2 которого Российская государственная пробирная палата является федеральным учреждением при Минфине России и осуществляет федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ. Структура Российской государственной пробирной палаты утверждена приказом Минфина России от 6 июля 1998 г. N 116 "Вопросы Российской государственной пробирной палаты"*(204).
Приказом Минфина России от 22 октября 2002 г. N 103н*(205) утвержден перечень должностных лиц органов, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.
В указанный Перечень включены следующие должностные лица:
1. Российская государственная пробирная палата: начальники отделов, их заместители, главные контролеры, ведущие инженеры-контролеры, инженеры-контролеры, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней.
2. Государственные инспекции пробирного надзора: начальники госинспекций, их заместители, начальники отделов, их заместители, главные контролеры, ведущие инженеры-контролеры, инженеры-контролеры I категории, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, а также главные контролеры, ведущие контролеры, инженеры-контролеры I категории групп, постоянного государственного контроля в организациях, перечень которых определен постановлением Правительства РФ от 18 января 1999 г. N 64 "Об организациях, в которых осуществляется постоянный контроль за добычей, производством, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней"*(206).
Читайте также: