Органы опеки что такое

Обновлено: 30.06.2024


Вокруг работы органов опеки и попечительства в обществе существует немало мифов и предрассудков. Как только разгорается какой-либо громкий скандал в СМИ с участием детей, сотрудников опеки часто упрекают в бездействии или, наоборот, в произволе. Как же на самом деле устроена работа опеки, как она может помочь семье и стоит ли ее опасаться, рассказывают сотрудники московских органов опеки и попечительства.

Первый вариант: москвичи самостоятельно обращаются в опеку. Есть приемные дни, когда любой человек может прийти со своей проблемой и получить бесплатную консультацию. С собой нужно иметь паспорт и документы, непосредственно относящиеся к сути обращения.

Какие условия в семье препятствуют нормальному развитию ребенка:

  • родители злоупотребляют алкоголем;
  • родители употребляют наркотики;
  • в квартире антисанитарные жилищно-бытовые условия;
  • ребенок длительное время не посещает школу и так далее.

План индивидуальной-профилактической работы определяется совместно с семейным центром: сюда входит психологическая и юридическая помощь, социальная и экономическая поддержка.


НА КАКУЮ ПОДДЕРЖКУ МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ СЕМЬИ

Что такое трудная жизненная ситуация? К данной категории можно отнести низкий доход семьи, развод родителей, конфликты между супругами или родителями и детьми. Зачастую эти факторы сочетаются. Такие семьи регулярно посещают сотрудники опеки.

Помощь. Родителей, нуждающихся в юридической помощи, специалисты семейного центра готовы проконсультировать бесплатно. Чаще всего родители интересуются вопросами, связанными с получением адресной социальной помощи в органах соцзащиты, бракоразводным процессом и назначением алиментов, постановкой на учет малообеспеченных семей.

Семьям, где случаются конфликты между супругами, родителями и детьми, зачастую требуется психологическая помощь. В таких случаях к работе привлекаются квалифицированные психологи и психотерапевты.

Что такое социально опасное положение? Это категория семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, жестоко обращаются с детьми, ненадлежаще исполняют родительские обязанности по содержанию, уходу и воспитанию детей. В подобных ситуациях сотрудники опеки регулярно посещают семьи, запрашивают информацию о детях из школ и поликлиник.

Помощь. Окажут содействие в получении медицинской помощи родителей от алкогольной и наркотической зависимости. При необходимости родителям помогут устроить ребенка в детский сад или школу.

ЦИФРА: На базе 30 семейных центров семьи с детьми могут получить:

  • Консультации юристов
  • Психологическую помощь
  • Адресную социальную помощь (сертификаты на продукты, технику, одежду)
  • Помощь специалистов по социальной работе

ПРИЕМНЫМ СЕМЬЯМ: СОПРОВОЖДЕНИЕ И НЕОБХОДИМАЯ ПОДДЕРЖКА

Поддержка приемных семей, в которых воспитываются дети, осуществляется постоянно. За каждой семьей закреплен специалист опеки.

К нему родители обращаются по всем вопросам, касающимся финансовых выплат и льгот (вознаграждение приемного родителя, выплаты на содержание подопечного и так далее). Одновременно специалист опеки может решить юридические вопросы, затрагивающие интересы подопечных детей. Например, оформление и получения жилья при наступлении совершеннолетия у ребенка.

Специалист опеки и психолог, закрепленные за семьей, планово и регулярно посещают ее. Если выясняется, что родители или дети, например, нуждаются в психологической помощи, то опекуну предлагается заключить договор сопровождения с индивидуальным планом работы.

  • профессиональные консультации;
  • помощь юристов;
  • помощь педагогов;
  • социальную поддержку.

ЦИФРА: Сопровождением приемных семей занимается порядка 50 учреждений по всей столице — это ЦССВ, семейные центры, центры социального обслуживания, некоммерческие организации и другие.

ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ

Так, за прошлый год поступило около 1500 обращений, из которых 39% касались семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. За ними закреплены помощники из социальных семейных центров для сопровождения.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Москве проживает 1,5 млн семей, в которых воспитывается 2 млн детей и подростков.

Семьи с детьми — предмет особой заботы и внимания Правительства Москвы. Каждая семья может рассчитывать на социальную поддержку, включая выплаты и различные льготы.

Все дети Москвы имеют право на:

  • Бесплатный проезд в городском транспорте (до 7 лет)
  • Бесплатное лекарственное обеспечение (до 3 лет)
  • Бесплатное горячее питание — с 1-го по 4-й класс школы
  • Бесплатные школьные учебники
  • Бесплатное посещение городских театров и музеев (до 7 лет)
  • Продукты детской молочной кухни (до 3 лет)

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

В Российской Федерации над детьми, которые по каким-либо причинам остались без родителей, а также над недееспособными взрослыми устанавливается опека или попечительство. Данные действия необходимы для защиты их законных интересов и прав, а также для воспитания, образования и развития в данном случае несовершеннолетних. В этих целях в стране организованы такие субъекты, как органы опеки и попечительства, а их деятельность, права и обязанности закреплены на законодательном уровне.

органы попечительства и опеки

Понятие опеки и попечительства

Опека, согласно законодательству РФ - это вид устройства граждан, не достигших 14 лет, или лиц, признанных недееспособными судом, при которой данным людям назначаются законные опекуны, являющиеся их представителями и совершающие от их имени и в их интересах правовые действия.

Попечительство - это вид устройства лиц, которые находятся в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, ограниченных судом в своей дееспособности, при котором данным гражданам назначаются законные попечители, обязанные осуществлять содействие своим подопечным в осуществлении их прав, защите интересов в отношениях с третьими лицами (организациями), а также имеющие полномочия давать им согласие на совершение крупных сделок или других действий, прописанных в ст. 30 ГКРФ.

Органы опеки и попечительства

Органы попечительства и опеки (ООП) - это субъекты исполнительной власти регионов РФ, которые непосредственно занимаются вопросами установления, реализации или окончания опеки и попечительства. Деятельность данных структур, касающаяся помощи в получении образования, медицинских и социальных услуг, подбора и информирования граждан, изъявивших желание быть опекунами и попечителями, выполняется во взаимодействии с другими структурами исполнительной власти.

Органы опеки и попечительства РФ - это гарант защиты прав и интересов детей-сирот и несовершеннолетних, которые остались без призрения родителей, а также недееспособных или частично дееспособных взрослых.

Требования к профессиональным навыкам сотрудников ООП, методические материалы по их работе утверждаются уполномоченным Правительством органом исполнительной власти. В актах, регламентирующих действия ООП, должно быть указано наличие у них соответствующего статуса.

органы опеки

Правовое регулирование

Данный закон регулирует отношения, образующиеся в процессе установления, осуществления или прекращения попечительства и опеки над людьми, которые в этом нуждаются. В нем прописаны задачи, полномочия ООП. А также права и обязанности этих организаций, несовершеннолетних (недееспособных) граждан и опекунов/попечителей. Отдельными главами закона прописаны и правовой статус подопечных, и правовой режим их имущества.

Помимо людей, на которых возлагаются функции опекунов/попечителей, нормы данного закона в области их прав и обязанностей действуют и на организации, в которые помещены недееспособные граждане.

Отношения, возникающие в момент установления, исполнения или прекращения опеки и попечительства, также законодательно регулируются Гражданским, Семейным Кодексами и другими правовыми источниками, принятыми на их основании.

Структура

Структура ООП устанавливается субъектами РФ (или муниципальными образованиями в исключительных случаях). Отдел опеки и попечительства может входить в какой-либо департамент или же функционировать отдельно. А в его составе обычно служат инспекторы, консультанты и специалисты разной квалификации.

Если в мелких населенных пунктах, муниципальных образованиях, сельских поселениях отсутствуют региональные структуры ООП, то органы местного самоуправления могут сами выступать как органы опеки и попечительства. Москва и Санкт- Петербург также обладают данными полномочиями.

Некоторые функции ООП могут выполнять медицинские, образовательные и другие учреждения, в которые помещаются недееспособные граждане.

отдел опеки и попечительства

Задачи

  1. Обеспечивать защиту интересов тех людей, которые нуждаются в опеке (попечительстве), или тех, над кем таковая уже установлена.
  2. Осуществлять контроль над деятельностью лиц, являющихся опекунами и попечителями, а также организаций, в которых находятся недееспособные (с ограниченной дееспособностью) граждане.
  3. Обеспечивать сохранность имущества, которое принадлежит людям, находящимся под опекой (попечительством), в медицинских, образовательных или иных организациях под надзором, а также контролировать управление данной собственностью.

Работа органов опеки и попечительства заключается в выполнении и других функций, которые возложены на них федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами субъектов страны.

По всем вопросам, возникающим в ходе выполнения задач ООП, а именно по вопросам установления, реализации и прекращением опеки и попечительства, должны быть составлены соответствующие акты, которые могут быть оспорены через суд любым заинтересованным в этом лицом.

Полномочия

Права органов опеки и попечительства и их обязанности включают в себя:

  • определение и учет людей, которые нуждаются в опеке и попечительстве;
  • подачу заявления в суд о признании гражданина недееспособным или о том, что его дееспособность имеет ограничения, а также заявления о возврате дееспособности человеку в случае утраты оснований, в силу которых он был лишен ее;
  • установление попечительства и опеки;
  • предоставление разрешений на совершение операций, сделок, связанных с имуществом подопечных;
  • заключение договоров, касающихся доверительного управления имуществом подопечных;
  • предоставление разрешений на раздельное проживание несовершеннолетних и их опекунов/попечителей;
  • проверка условий, в которых проживают подопечные, контроль над исполнением опекунами и попечителями принадлежащих им обязанностей;
  • защита интересов несовершеннолетних и недееспособных, представление их в отношениях с любыми лицами (органами власти), в случае если опекуны не производят необходимых аналогичных действий или их деятельность противоречит правам и интересам подопечных или законодательству РФ.

В отношении действующих опекунов и попечителей органы попечительства и опеки имеют право и должны:

  • контролировать их деятельность, а также деятельность организаций, в которых находятся недееспособные люди или ограниченные в дееспособности граждане;
  • освобождать и отстранять их от исполнения возложенных на них обязанностей согласно законодательству РФ;
  • оказывать им содействие в воплощении и охране интересов и прав несовершеннолетних подопечных.

А также к полномочиям ООП относятся ведение учета, подбор, подготовка и информирование граждан, изъявивших желание стать опекунами или попечителями. Сведения, которые имеют право предоставлять органы опеки и попечительства, могут касаться возможных видов устройств ребенка в семью и их особенностей, подготовки документов, которые нужны для оформления. Кроме того, ООП могут содействовать в подготовке указанных бумаг.

Органы опеки и попечительства несовершеннолетних или недееспособных лиц в их интересах могут назначить одного и того же попечителя нескольким подопечным. И напротив - нескольким опекунам одного и того же подопечного.

Регионы РФ могут устанавливать иные полномочия органам опеки и попечительства.

работа органов опеки и попечительства

Обязанности ООП при смене места жительства подопечного

В случае перемены места проживания подопечного ООП, установившие ему опеку/попечительство, обязаны уведомить об этом факте и передать дело подопечного в аналогичный орган по новому адресу нахождения. Произвести данные действия необходимо в течение 3 дней с момента получения информации о данном изменении.

Сведения о перемене места проживания могут быть переданы извещением от опекунов или самого подопечного.

С момента получения дела новый отдел опеки и попечительства возлагает на себя все полномочия в отношении данного подопечного, а ООП, направивший пакет документов, снимает с себя всю ответственность.

Контроль над деятельностью ООП

Органы попечительства/опеки должны нести ответственность в случае нарушения своих обязанностей. Контроль над их выполнением осуществляется уполномоченными органами и должностными лицами в соответствии с Административным регламентом № 957 от 24.09.2010 года.

В данном документе указывается, что проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором).

Информацию о данной службе можно найти в сети на официальном сайте, получить при личной консультации в отделении, по телефону или в письменной форме.

Роспотребнадзор вправе проводить проверки, запланированные и вне плана, на которых устанавливаются нарушения в деятельности ООП, сведения о которых направляются в компетентные органы для их устранения. Срок проведения данной процедуры - не более 20 рабочих дней (исключения составляют сложные случаи, прописанные в данном регламенте).

Органы попечительства и опеки могут проверяться планово не чаще, чем раз в год. При этом список таких мероприятий ежегодно выставляется Роспотребнадзором как общая доступная информация для всех.

В случае если подопечному в результате бездействия или незаконных действий органов опеки и попечительства нанесен вред, то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (Глава 59 ГКФ).

органы опеки и попечительства москва

ООП и имущество подопечных

Органы опеки и попечительства детей и недееспособных граждан выполняют обязанности по предоставлению разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного, а также по заключению договоров, касающихся доверительного управления такой собственностью.

При этом попечители должны получить разрешение органов опеки и попечительства на распоряжение данными материальными ценностями, а также прямые указания в письменной форме о том, как именно его производить.

Законодатель закрепляет обязательную опись имущества несовершеннолетнего (недееспособного), которая проводится ООП в присутствии опекунов/попечителей, представителей управления многоквартирным домом или органов внутренних дел, а также самого подопечного (если он старше 14 лет) по его желанию. Иные заинтересованные лица также могут участвовать в данном процессе.

Письменно составленный акт об описи подписывается всеми участниками. Один его экземпляр органы опеки прикрепляют к делу о подопечном, а второй выдают на руки опекунам/попечителям. После чего последние обязаны сохранять данное имущество, заботиться о нем и не допускать уменьшения его стоимости. А также при возможности должны помогать несовершеннолетнему (недееспособному) получать доход от его собственности, если это возможно.

Такого рода разрешения или отказ об их выдаче органы опеки и попечительства должны предоставить не позднее 15 дней с момента подачи соответствующего заявления опекуном/попечителем.

Что же касается доверительного управления имуществом подопечного, то оно регулируется ст. 38 ГКРФ. Заключается оно в том, что некоторую собственность, которая нуждается в постоянном управлении, ООП передает специально назначенному управляющему. Опекун или попечитель не имеет прав на такое имущество.

органы опеки и попечительства москва

История органов опеки и попечительства

Своего рода органы попечительства и опеки стали появляться на Руси еще при правлении Владимира Святого, который наделил духовенство обязанностью общественного призрения.

Во времена Ивана Грозного эта функция уже была возложена на государство, а попечительством занимались монастырские общины и частные лица.

Уже в конце 19-го века сформировались основные формы оказания помощи нуждающимся гражданам. Были созданы специализированные училища, лечебницы, дома-приюты для слепых и глухих детей и другие заведения социального характера.

Конечно, самое актуальное время работы органов опеки в нашей стране - это период ВОВ и этап после нее. В эти годы государство было заполонено бедными, нуждающимися в крове сиротами. После войны постепенно количество детских домов сокращалось, и упор делался на индивидуальное воспитание в приемных семьях.

права органов опеки и попечительства

Сегодня каждый нуждающийся в этом человек может обратиться в ООП и получить всю необходимую информацию и помощь. Будущие усыновители, опекуны и попечители, а также подопечные или нуждающиеся в помощи лица могут узнать адрес органов опеки и попечительства своего района, субъекта на официальном сайте ООП, обратившись в администрацию или в отделение МФЦ своего населённого пункта.

Все вопросы, связанные с передачей опеки, попечительства или усыновлением, решаются в соответствующем учреждении. В сферу деятельности учреждений входит не только организация передачи детей на воспитание, но и забота об интересах несовершеннолетних детях или частично (полностью) недееспособных.

Попечительство

Что такое органы опеки и попечительства. их задачи, полномочия и обязанности, подробно прописано сразу в нескольких нормативно-правовых актах. В частности, можно отметить такую правовую базу:

Обязанности службы опеки и попечительства

В п.1 ст. 121 СК РФ указаны следующие обязанности службы надзора:

  • выявление детей, оставшихся без внимания родителей;
  • учет детей с последующим составлением банка данных РФ, находящихся без участия родителей;
  • гарантии защиты интересов малолетних граждан до момента их передачи в специальное учреждение или под надзор другого лица;
  • контролировать процесс передачи и дальнейшего содержания детей, переданных на воспитание.

По закону другие организации не имеют права осуществлять передачу детей, оставшихся без внимания родителей, людям для осуществления надзорных функций. Более того, подобные действия классифицируются как превышение должностных полномочий и нарушение действующего законодательства.

В каких случаях представитель службы обязан изъять ребенка из семьи

Согласно ст. 77 СК РФ, а также при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью представитель учреждения обязан немедленно отобрать несовершеннолетнего у родителей (родителя), а также у других лиц, которые осуществляют надзор над несовершеннолетним.

Основанием для изъятия малолетнего гражданина из семьи можно считать специально составленный акт. Во время изъятия несовершеннолетнего представитель организации обязан выполнить следующие действия:

  • уведомить прокурора о совершенном изъятии;
  • обеспечить временное устройство несовершеннолетнего;
  • в семидневный срок после составления акта обратиться в судебную инстанцию с иском о лишении (или ограничении) родителей в их правах по отношению к ребенку.

Осуществление деятельности органами опеки

  • принятие и отказ гражданином от обязанностей по надзору за несовершеннолетними в свободном порядке;
  • контроль за деятельность по опеке и попечительству;
  • предоставление гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Помимо принципов, в этом же законе изложены основные задачи службы опеки:

  1. Защита прав и законных интересов граждан, испытывающих потребность в установлении над ними надзора.
  2. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, где содержатся недееспособные лица.
  3. Контроль за сохранностью имущества или управлением собственностью лиц, находящихся под попечительским надзором.

Помимо перечисленных, на службу могут быть возложены и другие задачи согласно положениям Федеральных законов и других нормативных актов субъектов РФ.

Полномочия органов опеки и попечительства

Помимо указанных задач и функций, важно выделить полномочия надзорного органа, в рамках которых действуют представители учреждения:

  1. Составлять обращение в суд о признании граждан или их подопечных недееспособными.
  2. Освобождать и устранять опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей.
  3. Предоставлять разрешение на проведение сделок с собственностью подопечных лиц или заключать договоры доверительного управления данной собственностью.
  4. Представлять интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан в судебных инстанциях или в других учреждениях.
  5. Осуществление проверки условий проживания жизни подопечных, а также граждан, претендующих на получение опеки над детьми.
  6. Подбор и регистрация, а также подготовка граждан, желающих стать опекунами, и детей, которые остались без участия родителей.
  7. Выдача разрешительных документов на раздельное проживание несовершеннолетних подопечных и их попечителей.
  8. Информирование граждан, претендующих на получение прав опекуна, о принятых решениях, а также о других действиях, связанных с выполнением соответствующих обязанностей.
  9. Оказание юридической помощи опекунам и их подопечным.

Полномочия органа могут быть расширены в рамках федеральных законодательных актов и других нормативных документов.

Некоторые нюансы работы органов опеки и попечительства

Органы опеки представляют собой исполнительную ветвь власти, поэтому в процессе работы они вынуждены взаимодействовать с другими органами власти. К примеру, они могут подавать исковые заявления в суд о лишении граждан их прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если они не исполняют своих обязанностей.

Также могут направлять заявление о признании гражданина РФ недееспособным или частично ограниченным в дееспособности.

Структура отдела

Кроме этого, представители службы уполномочены вести все операции, связанные с управлением имуществом граждан, находящихся под надзором третьих лиц.

Следует отметить, что власть органов попечительства не безгранична и строго регламентируется правовыми нормами, прописанными в Гражданском кодексе РФ, а также указанными в других законодательных актах. Кроме того, все акты, составленные и изданные организацией, могут быть оспорены в судебном порядке, если участник процедуры не согласен с их содержанием.

Орган опеки и попечительства – это специализированное учреждение государственного значения, уполномоченное решать проблемы опекунства. Органы представлены исполнительной властью на всей территории России. Порядок, в соответствии с которым сотрудники государственного учреждения, исполняют свои обязанности, регламентирован законом №48, Гражданским и Семейным кодексами.

Юрисдикция

Орган опеки и попечительства

Достаточно часто органы, которые занимаются решением вопросов об установлении опекунства в отношении несовершеннолетних детей, пенсионеров, пожилых лиц, не присутствуют в небольших городах. Полномочия, предусмотренные для органов опеки и попечительства, выполняют учреждения местного самоуправления.

Орган опеки и попечительства (сокращенно – ООП) во время осуществления деятельности тесно сотрудничает с большим количеством иных федеральных и региональных структур. Часть медицинских, образовательных, жилищных учреждений местного уровня регулярно выполняют задачи, направленные на обеспечение опеки над нуждающимися гражданами.

Как правило, функции органов опеки и попечительства заключаются в обеспечении заботой детей, оказавшихся без поддержки своих родителей. Забота над совершеннолетними гражданами возможна исключительно при наличии соответствующего судебного документа о признании лица недееспособным или ограничено дееспособным.

ООП действуют на уровне районного муниципалитета, госслужба в этом направлении осуществляется целым рядом должностей. На специальные органы возложены следующие обязанности:

  1. Составление и ведения списка несовершеннолетних детей, у которых нет помощи со стороны родителей, сирот.
  2. Ведение специальной базы данных, куда вносятся все сведения о потенциальных опекунах и попечителях, которые подали кандидатуры на получение возможности заботиться и обеспечивать одного из ребенка на балансе.
  3. Рассмотрение полученных анкет и устройство детей-сирот на проживание к их новым приемным родителям или в учреждения специального типа (к примеру, Детские дома, приюты).
  4. Обеспечение защиты прав несовершеннолетних, которые лишились родительской поддержки.
  5. При выполнении своих обязательств работники сектора занимаются разрешением конфликтов в семье.

Соответственно, основная задача ООП заключается в обеспечении нормальных условий существования для тех лиц, на которых действует юрисдикция этого органа. Задачи государственного учреждения также распространяются на заботу об имуществе своих подопечных. В частности, специалисты принимают меры, направленные на охрану собственности ребенка или недееспособного гражданина от действий, совершаемых посторонними лицами.

Полномочия

Орган опеки и попечительства – это отдельная часть исполнительной власти со своими правами и полномочиями для обеспечения регламентированной на законодательном уровне деятельности.

Полномочия ООП направлены на социальный контроль за работой опекунов и попечителей, а также за тем, как обеспечиваются заботой и воспитываются лица, которые были взяты под опеку. Однако по закону, ООП может действовать в интересах опекаемых подопечных исключительно в тех случаях, когда опекуны совершают действия, противоречащие нормам законодательства или интересам несовершеннолетнего, недееспособного гражданина. Это может проявляться:

  1. В спектре социального отношения.
  2. В насилии по отношении к своему подопечному.
  3. Необходимости защиты имущественных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина.

Основные задачи органов опеки и попечительства


В компетенцию этого субъекта семейных правоотношений входит возможность контролировать жилищные условия опекуна. Когда при выполнении возложенных на них обязанностей чиновники сами нарушают нормы законодательства (превышают полномочия), их действия могут быть обжалованы в департаменте соцзащиты, в суде.

Семейный кодекс закрепляет право органов инициировать начало судебного производства путем подачи соответствующего иска. К примеру, это может быть иск о лишении гражданина дееспособности частично или в полной мере.

ООП имеют право заключить договор на управление собственностью и иным недвижимым имуществом лица, которое находится под социальной опекой. В соответствии с нормами российского законодательства, сотрудники органа имеют обязательство на дачу разрешения на совершение каких-либо действий с таким имуществом. Одновременно с этим, специалисты могут запретить проведение мероприятий в отношении недвижимости их подопечных. Управление чужим имуществом происходит по доверенности.

По закону, этот государственный орган также может оформить лишение статуса родителей, ограничение опекунов в их праве на патронаж, опекунство над несовершеннолетним и усыновление,

Социальное сиротство

В последнее время внутренняя политика Российской Федерации направлена на укрепления семейных устоев, выхода из очередной демографической ямы, функциональное решение проблем социального сиротства.

Сироты при живых родителях

Социальное сиротство – это закрепившийся феномен настоящего времени. Если ранее в детских приютах было очень мало детей, сейчас их количество неуклонно растет. И причиной для этого стала низкая социальная ответственность родителей, неблагоприятная экономическая ситуация в стране.

Раньше в Детские дома попадали только те малыши, которые остались сиротами, то есть, в случае смерти родителей и отсутствия других родственников, способных осуществлять уход и воспитание несовершеннолетних. И только в этих случаях подросток или малыш мог быть определен в специализированное государственное учреждение, ведь родственники (при возможности) всегда старались забрать его к себе, воспитать в семье.

Сейчас же специалисты отмечают высокий рост социального сиротства, когда у детей есть родственники и родители, у которых по каким-либо причинам нет возможности воспитывать таких ребят. В связи с этим, обеспечением малыша занимается государство, чьи силы направлены на улучшение состояния сиротских учреждений.

Лишение родительских прав

К сожалению, многие родители намеренно уклоняются от обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребенка. По обращению соответствующих органов, суд может лишить таких мам и пап их прав на детей. Дело инициируется по заявлению одного из нижеперечисленных лиц:

  1. Родитель ребенка.
  2. Работник прокуратуры.
  3. Специалист органа опеки.

Вне зависимости от оснований, в начале такого процессуального действия всегда привлекается сотрудник ООП, занимающийся составлением акта обследования условий, в которых проживает малолетний ребенок.

Когда по результатам разбирательства в суде, рассмотрения всех представленных для дела доказательств, родительских прав лишаются оба родителя несовершеннолетнего, то ребенок отправляется на попечение в ООП.

Ограничение родительских прав

При разбирательстве дела судом может быть принято решение об ограничении прав родителей в отношении своего ребенка. В частности, такое определение выносится в тех случаях, когда проживание с родными опасно для несовершеннолетнего, но нет основания для лишения таких лиц их родительских прав.

В ситуации, когда отец и мать в течение полугода не меняют свое поведение, ООП предъявляет им исковое заявление о необходимости лишить родителей их прав на воспитание своего ребенка.

При выявлении факта угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего, орган может незамедлительно отобрать такого ребенка у его родителей и поместить в специализированное учреждение для таких детей. В течение недели после принятия решения, представителем государственного органа должен быть подан иск о необходимости лишить отца и мать их права на воспитание детей.

Когда нужно обращаться в органы опеки

Достаточно часто причиной для возникновения у государственного органа интересов к той или иной семье является обращение соседей, уверенных, что родители плохо относятся к своему ребенку, ущемляют его права, неправильно организовывают быт.

Повышение голоса может стать частью воспитательного процесса, поэтому не стоит сразу же портить другим людям жизнь, ведь если орган опеки придет на официальный вызов, специалист будет длительное время повторно проверять положение ребенка в семье, смотреть на условия его проживания (при разводе родителей или в других сложных ситуациях).

Если после выявления обстоятельств случившегося сосед все еще не уверен в безопасности несовершеннолетнего, у него есть сомнения относительно того, что мать и отец ребенка надлежащим образом исполняют свои родительские обязанности, он имеет право написать заявление в орган опеки и попечительства.

Как проверяют семью

По инструкции, ООП должны проверять все заявления, где содержится информация о том, что несовершеннолетний ребенок остался без обеспечения своих родителей и иных родственников, находятся в условиях, несущих опасность для его здоровья и жизни.

По закону, проверка по направлению должна быть проведена в течение 3 дней с приема обращения.

Если во время подготовки к проверке специалистами ООП будет установлено, что факты, указанные в обращении, недостоверные – дело не заводится.

Если же при проведении проверки обстоятельств и посещении квартиры семьи, сотрудником будет установлено, что угроза здоровья или жизни ребенка действительно существует, семейство берется на юридический контроль. Органы, способные проводить проверку, расположены территориально (центральный район, пригород).

Орган опеки и попечительства – это специализированное государственное учреждение, созданное для поддержки малолетних детей и нетрудоспособных граждан, совершенствования норм законодательства в этой области правоотношений. При осуществлении своей деятельности, ООП не только работает с проблемными семьями, но и проводит профилактические мероприятия, направленные на соблюдение родителями их прав по отношению к своим детям, уменьшение количества детей-сирот.

Читайте также: